Григулевич Иосиф Ромуальдович :
другие произведения.
Пророки «новой истины»: Очерки о культах и суевериях современ. капиталистич. мира
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Григулевич Иосиф Ромуальдович
Размещен: 06/08/2019, изменен: 06/08/2019. 647k.
Статистика.
Роман
:
История
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Все увеличивающийся в капиталистических
странах отход людей от традиционных
религий — это непреложный факт.
Но фактом является также и то,
что многие, порвавшие
со «старой» религией,
пополняют ряды приверженцев различных
новых сект и религиозных движений,
надеясь найти в них удовлетворение
своих духовных запросов,
а нередко и социальных устремлений.
А новые секты и культы
появляются в буржуазных странах,
как грибы после дождя...
Издательство политической литературы«СИМПТОМ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
(Вместо введения)
«СЕКТАНТСКИЙ ВЗРЫВ» И КРИЗИС ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ
США: ЭПИДЕМИЯ «НОВЫХ» КУЛЬТОВ
КОНТРКУЛЬТУРА: ПУТЬ К РЕЛИГИОЗНОМУ ВОЗРОЖДЕНИЮ?
БОГ ПОЖИРАЕТ СВОИХ «ДЕТЕЙ»
АВАНТЮРИСТ МУН БЬЕТ В НАБАТ
МИЛЛИОНЕРЫ ЛЮБЯТ ГУРУ
ЧЕРНЫЕ БОГИ АМЕРИКИ
САТАНА ТАМ ПРАВИТ БАЛ...
ПРОРОКИ ГРЯДУЩИХ КАТАСТРОФ
СУЕВЕРИЯ — ХРОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КАПИТАЛИЗМА
АМЕРИКАНСКИЕ КУЛЬТЫ КОЛОНИЗИРУЮТ ЗАПАДНУЮ ЕВРОПУ
«ЛИНГВИСТЫ»: СЕКТА ИЛИ ФИЛИАЛ ЦРУ?
УМБАНДА — РЕЛИГИЯ ОТВЕРЖЕННЫХ
ЯПОНСКИЕ БОГИ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
ПРОРОКИ «НОВЫХ ИСТИН» В ТУПИКЕ
(Заключение)И.Р. Григулевич
МОСКВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
198386.3
Г83
Г83
Григулевич И. Р.
Пророки «новой истины»: Очерки о культах и
суевериях современ. капиталистич. мира. — М.:
Политиздат, 1983. — 303 с., ил.
В наше время в западном мире действует большое количество всевозможных
религиозно-мистических сект и движений, возникших в основном во второй половине XX в.
Их принято называть нетрадиционными культами. Что представляют собой эти
новообразования? Какие цели преследуют их лидеры, которых буржуазная пресса называет
пророками «новой истины»? Автор книги, член-корреспондент АН СССР, показывает истоки
и сущность современного «культизма», причины популярности некоторых новых
религиозных движений и сект.
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.
Г0400000000—211
079(02)—83
КБ—7—28—83
86.3
2
No ПОЛИТИЗДАТ, 1983 г.МОРИС КАРЕМ
ГОВОРЯТ
Говорят, Иисус Христос
Делал то, что говорил,
Да, все то, что говорил!
Но, увы, он .мало жал.
Г оворят, чго сам Фома
Видел, как Христос воскрес.
Да, он видел! Но увы,
Сам он все-таки исчез.
Г оворят, а Лазарь был
После смерти воскрешен.
Да, он ожил! Но, увы,
Вскоре снова умер он.
Говорят, что после них
Было множество святых,
Да, святых, чьи предсказанья
Далеки от слов пустых.
Г оворят, чго мы должны
Верить им. Да, верить им!
Но история приводит
Все же к выводам иным:
Хоть и много было слов,
Да, ужасно много слов,
Ни одно из предсказаний
Не сбылось для бедняков.
Перевод с французского М. Кудинова«СИМПТОМ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
(Вместо введения)
Когда читаешь западную прессу, иногда кажется, что мир
сошел с ума: кричащие заголовки сообщают о новоявленных
пророках, всевозможных религиозных движениях,
экстравагантных сектах, о фильмах, героями которых выступают
вампиры, дьяволы, ясновидящие и т. п., об «Иисус-революции»,
о поклонниках сатаны, о всякого рода шарлатанах с
мистическим уклоном, о драмах и трагедиях на религиозной почве.
Чем же можно объяснить тот факт, что «сектантский
бум» заставил говорить о себе в наши дни? И это в то время как
наблюдается в целом рост числа вообще индифферентных к
религии людей?
7И. Р. Григулевич
В духовном мире приверженцев «новых» культов
традиционные религиозные догмы порой соседствуют с суевериями,
увлечение астрологией — с поклонением Христу, вера в
гороскопы — с почитанием Нострадамуса В нем зачастую
перемешано «санкто» и «профано» — святое с мирским,
проявляется стремление начинить старую оболочку религии новым
содержанием или облечь старое ее содержание новой
оболочкой. Все это варево из суеверий, неосознанных стремлений
к совершенству и справедливости, бунтарства,
разочарования и неудовлетворенности существующим порядком
принимает иногда самые диковинные на первый взгляд формы.
Однако при более детальном рассмотрении этих так
называемых нетрадиционных культов, «учений» нетрудно увидеть,
что ничего принципиально нового в них нет, что, как правило,
это — хорошо забытое старое.
Пропаганда всевозможных религиозных и мистических
учений в современном капиталистическом мире — это
настоящая индустрия, в которой действуют самые разные
корпорации — от мелких до крупных. Их руководители
выжимают последний цент из своих последователей,
баснословно обогащаясь за их счет, не говоря уж о том, что они
пользуются финансовой поддержкой крупных финансовых
магнатов.
Как появление новых форм религиозного сознания, так и
возрождение старых суеверий и их «неожиданный» успех в
современном западном мире — все это невозможно
объяснить, если рассматривать изолированно от повседневной
реальности, от господствующей в современном буржуазном
обществе моральной деградации, духовного нигилизма, прикрытых
вуалью, сотканной из лицемерия и ханжества.
1 Мишель де Нострадамус (1503—1562), французский врач, автор
«Астрологической летописи столетий*, в которой пытался предсказать будущее
вплоть до 1999 г. Предсказания Нострадамуса используются сторонниками
обострения международной обстановки в антисоветских целях.
8«Симптом нашего времени*
Обмирщение старых «респектабельных» и признанных
культов дестабилизирует их традиционное влияние,
заставляет их последователей искать другие источники духовной
пищи, что благоприятствует появлению пророков «новой
истины».
Известно, что Соединенные Штаты являются, если так
можно сказать, родиной самых диковинных и
экстравагантных старых и «новых» культов. Именно из этой страны
расползаются по всему западному миру разного рода «учения».
Исследователи пытаются выявить их природу, понять, чем
они привлекают современных людей, каков социальный
состав их приверженцев. Разрабатывается типология новых сект
и религиозных движений. Мнения высказываются при этом
самые разные, но все исследователи сходятся в одном:
наука имеет здесь дело с очень сложным социальным
явлением.
Ф. Энгельс указывал, что массовые религиозные
движения прошлого в силу того, что всякое мышление масс вначале
противоречиво, неясно, бессвязно, проявлялись в
образовании многочисленных сект, борющихся друг с другом по
меньшей мере с таким же ожесточением, как и с общим
внешним врагом !. Именно из таких сект складывалось
первоначальное христианство. Однако христианству не удалось
переварить и ассимилировать все оппозиционные и
противоречивые элементы раннефеодального общества. Несмотря на
усилия официальной церкви, некоторые секты так и остались
вне сферы ее влияния и, подобно незаживающим ранам,
сопутствовали ей на протяжении всей ее истории.
В средние века движение народных масс против феодально-
крепостнического порядка и освящавшей его христианской
церкви выразилось также в появлении многочисленных сект
и религиозных движений, с которыми господствующая церковь
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 478.
9И. Р. Григулевич
вела беспощадную борьбу всеми доступными ей средствами.
Десятки тысяч сектантов и еретиков стали жертвами
инквизиции. Но на месте уничтоженных или распавшихся сект
появлялись новые.
Огромное количество сект и религиозных движений
вызвала к жизни эпоха Реформации. В протестантском мире
относительная религиозная свобода и автономия создавали
более благоприятные условия для появления и деятельности
всевозможных сект, выражавших чаяния и интересы
различных прослоек нарождавшейся буржуазии. В их учении
выражался протест против феодальных порядков и освящавшей
эти порядки католической церкви.
В XIX в. сектантские движения в развитых
капиталистических странах рождались в условиях тяжелейшей
эксплуатации трудящихся. Они привлекали к себе городские низы,
соприкасались нередко с социалистическими утопическими
учениями и своим острием были направлены против
господства буржуазии.
Как уже говорилось, во второй половине XX в. наступил
новый «сектантский взрыв», стали возникать, точно грибы
после дождя, различного рода экзотические культы,
религиозные движения. В развитых капиталистических странах такие
новообразования, привлекая в свои ряды какую-то часть
недовольного существующим порядком населения, тем самым
ослабляют борьбу трудящихся масс против этого порядка, ибо
лишают ее поддержки примкнувшей к сектантам части
населения. К тому же люди, ушедшие в секты или ставшие
приверженцами новых культов, вступают на путь, ведущий в
никуда, в тупик. Именно поэтому, хотя новые культы возникают
в полосе контркультуры, власть имущие относятся к ним
благосклонно, ибо видят в них меньшее зло по сравнению
с классовым рабочим движением. Советский исследователь
Д. Е. Фурман считает, что секты, как «новые», так и старые,
имеют некоторые общие элементы.
ю«Симптом нашего времени»
Это прежде всего представление о предшествующей
основанию секты эпохе как времени заблуждений и страданий.
Наличие подобной негативной оценки прошлого оправдывает
сам факт появления секты, ибо если сектантская вера — это
«великая истина», значит, время, когда этой веры не
существовало, было эпохой великого заблуждения. От идеологии
секты зависит, какой именно взгляд на прошлое избирается в
каждом конкретном случае.
Объединяет сектантские направления и представление об
основателе секты как о человеке, которому открылась
«абсолютная истина». Опять-таки осмысление его личности
может быть разным. Он может считаться великим пророком,
великим мыслителем и даже богом.
Основатель секты преподносит своим последователям
некую «истину», гарантирующую спасение всем тем, кто поверил
в нее, при условии выполнения ими определенных
предписаний, различных запретов, табу (например, адвентисты
седьмого дня не должны работать в субботу, «черные
мусульмане» обязаны получить новые имена и фамилии и т. д.).
Обладание спасительным знанием делает сектантов «святыми»,
непризнанной, но «истинной» элитой мира.
Современная эпоха обязательно расценивается сектой как
эпоха «переходная», когда истина уже выявилась, но еще не
победила, как время ожесточенной космической борьбы зла
и добра, имеющей земной эквивалент в борьбе сектантов со
злом в окружающем мире.
Секта, разумеется, верит в неизбежность победы
открытой ей «истины». Поэтому в любой сектантской идеологии
обязательно присутствует представление о том, что мир
очень скоро будет радикально преобразован в результате
окончательной, космической победы сил добра. Неверующие,
не обладающие «спасительным знанием», будут
уничтожены (или не воскрешены, или воскрешены и вновь
уничтожены) либо подчинены верующим, которые будут единствен¬
11И. Р. Григулевич
ными обитателями или элитой нового, преобразованного
мира '.
Несомненно, подобная перспектива может служить
привлекательным моментом для тех, кого не устраивает
существующий порядок вещей и кто не видит реальных путей его
изменения.
Калифорнийский психолог Артур Джаноф, который
долгое время занимался изучением сект, видит причину растущей
популярности новых культов в другом. «Различные культы и
секты,— пишет он,— сходятся на одном: они предлагают
утолить в человеке неутоленную детскую жажду любви и
защитить от действительности. Это не значит, что приверженцы
новых пророков все без исключения были нелюбимыми детьми,
лишенными материнского тепла и отцовского
расположения, и поэтому пытаются компенсировать недостаток любви
в эрзац-семье — в секте. И очень любимый, но слишком мало
приученный к самостоятельности ребенок, столкнувшись с
требованиями жизни, жаждет вернуться обратно в потерянный
рай». И он идет в секту, надеясь найти там этот рай. Тем более
что руководители всех сект обещают своим будущим
последователям, по существу, следующее: «Предай себя в мои руки,