Аннотация: Добро и зло,.. казалось бы, эти противоположные понятия невозможно спутать...
После балканской поездки стали приходить в голову какие-то неожиданные мысли, можно сказать, даже, крамола какая-то. Вначале о Св.Метеорах ("Неожиданная мысль после путешествия, или Метеоры"), а теперь вот эта - об Александре Македонском.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что Александр - героизированная фигура номер 1 на Балканах, где его называют Александр Великий, и не иначе. Называть его так, как мы, Александр Македонский, балканцы отказываются - это слишком просто и может быть достойно разве что обычного человека. На его родине, в нынешних греческих Салониках, постамент его конной статуи, где он изображён с мечом в руке, украшен надписью "Александр Великий". По некоторым данным македонская церковь даже пыталась его канонизировать. За что же здесь так почитают его?
Когда-то мне на глаза попала притча, иллюстрирующая понимание добра и зла. Один пастор проповедовал христианские каноны в одном из языческих племён африканской глуши. И как-то он решил проверить, как эти новоявленные христиане усвоили основные христианские понятия, спросив их:
- Что есть зло?
- Это когда к нам приходят люди соседнего племени, жгут наши жилища, убивают нас и угоняют наш скот. Это зло, - уверенно ответили его прихожане. С этим не поспоришь. Тогда воодушевлённый пастор продолжил:
- А что есть добро?
- А это, когда мы идём в соседнее племя, жгём их жилища, убиваем их и угоняем их скот. Это добро.
Пастор опешил. Не меньше опешила и я, когда поразмышляла над вопросом, за что так почитают на Балканах Александра Македонского.
Итак, Александр - сын царя Македонии и, впоследствии, сам царь был известен ещё с ранней молодости как отважный воин, гениальный военачальник, проявивший чудеса храбрости и умение нестандартно решать возникающие проблемы - всё это мы знаем от его биографов, приписывающих Македонскому, в том числе, и креативное решение задачи с Гордиевым узлом.
Используя свои военные способности, он огнём и мечом завоёвывал огромные соседние территории (и не совсем соседние: Египет, Сирия, Месопотамия ...), значительно увеличил территорию Македонии, превратив её в огромную и могущественную державу. Кстати, сейчас Македония - маленькая, бедная страна на Балканах, а большая часть её прежних европейских территорий ныне в составе Греции, Болгарии и Сербии).
То есть, главная заслуга Александра Македонского в том, что он захватывал, убивал, грабил и "угонял скот соседних племён", иными словами, прославился тем, что в упомянутой притче туземцы, к ужасу пастора, назвали добром. Выходит, балканцы понимают добро аналогично туземцам из притчи, ведь именно за такое "добро" они Македонского называют Великим.
На этом, можно было бы и поставить точку. Но хочется всё же добавить, что эта переоценка бытующего стандартного отношения к заслугам Александра Македонского возникла у меня на фоне того, что происходит сейчас с моей страной, оказавшейся, если вспомнить притчу, в роли одного из "соседних племён", к которому с огнём и мечом пришло другое племя со своим вожаком - "собирателем земель русских", навязавшим своему племени такое же понимание добра, как у туземцев в притче. В странном понимании добра балканцы, увы, не одиноки. Это на мой взгляд. А на ваш?..