|
|
||
О женщине написано так много, что тема может показаться избитой... |
Так много написано о женщине, что тема может показаться достаточно избитой. Но задача всегда тем интереснее, чем она труднее. Поэтому попробую. Тем более, что этот круг вопросов всегда был мне интересен и видится неисчерпаемым.
Эти мысли не о ком-то конкретном, а о женщинах вообще. Конечно же, среди них всегда найдутся отдельные личности, называемые в народе "стервами", равно как, к сожалению, всегда были мужчины, которые заслужили называться подонками. Но сейчас не о таких отдельных неудавшихся природе экземплярах. Здесь о женской половине человечества в целом, имеющей свою особую, назначенную природой задачу.
Не однажды приходилось слышать от достаточно умных мужчин, воспитанных в прогрессивных европейских традициях, суждение о женщинах как о существах, достойных лишь снисхождения и опеки, уделом которых может являться только то, что в переводе на русский язык звучит как "дети, кухня, церковь".
Еще философ философов - великий Аристотель считал: "Женщина - это увечный от природы изуродованный мужчина". Хочется предположить, что написать такое он мог только сгоряча после очередной ссоры с женой, а когда остыл, забыл уничтожить запись. Он был дважды женат, но, утверждая, что у женщин и мужчин даже разное количество зубов, ни у одной из своих жен ни разу не удосужился проверить это.
Уважаемый мною немецкий философ Артур Шопенгауэр пишет, что женщины это "род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной, который и есть собственно человек". Вот так!..
Нетрудно догадаться, что же тогда мы услышим на этот счет в странах с традициями некоторых восточных религий. Мне приходилось быть в арабской стране, где местная женщина и в наше время не может даже выходить из дому без сопровождения мужчины из ближайшего родства. Речь о свободе проявления представительницей этой "неполноценной" половины человечества каких-либо своих профессионально-личностных дарований, кроме как в нише "дом и дети" вообще не идет. А эта ниша, по сути, становится границей мира, а не его центром, как должно быть для той женщины, каковой ее задумала природа.
Соглашусь все же, что в силу уже упомянутой особой природной задачи у женщины хорошо развито образно-эмоциональное восприятие мира, она умеет острее чувствовать, более склонна доверять своему сердцу, чем полагаться на холодный разум, как мужчина. Но ведь множество из "слабого" пола умеет также отлично пользоваться своими мозгами, как и проявлениями сердца. Это утверждение совсем не требует доказательства общеизвестными примерами. Серое вещество одинаково и в мужской, и в женской голове.
Другое дело, что женщине приходится проявлять свой разум лишь по остаточному принципу, если не после "церкви", то после "кухни" и "ребенка" точно. Иными словами мужчине, не обремененному всепоглощающей великой миссией, связанной с рождением и воспитанием детей, проявить достижения своего разума легче, чем женщине. Две половины человечества находятся не в равных условиях, чтобы сравнивать их качество разума.
Безусловно, у "сильного" пола тоже есть собственная задача, становящаяся, правда, по мере развития человечества все менее поглощающей мужчину. К тому же, она как раз и создает благоприятные условия для прогресса мужского разума в отличие от женской миссии, отвлекающей ее от такого развития. Нужно также сказать и о том, что давно уже волей или чаще неволей женщина вторглась в пределы этой мужской миссии и наравне с ним содержит семью и зарабатывает иногда своим разумом, а иногда и тяжелым, не совсем женским трудом.
Недавно листая альбом с репродукциями живописи советского периода, я задержалась на полотне известного художника того периода Александра Дейнеки. Оно называется "На стройке новых цехов", хранится в Третьяковской галерее, а написано было в первом десятилетии существования СССР, страны, которой теперь уже нет.
Перед зрителем в упрощенно-условном производственном антураже две женщины. Первая зрелого возраста, в темной, перепачканной и прилипшей к телу одежде, сквозь которую видны мужеподобные мышцы, накачанные отнюдь не на занятиях по боди-билдингу. Она привычно тянет тяжелую вагонетку, поэтому культуризм здесь не причем. Женственности, даже просто женской природы, той, которая назначена ей Творцом, совсем не ощущается в этом образе.
Вторая - юная, нежная и хрупкая, как тростинка, в легком белом платьице.
Художник, писавший с позиций советского патриотизма и героического труда, скорее всего, думал о трудовой преемственности и вряд ли любовался здесь женственностью, как и скульптор Мухина женским образом в своей известной композиции "Рабочий и колхозница", равно как и авторы других "девушек с веслами" того периода.
Мне же подумалось, что на этом полотне у Дейнеки вовсе не две разные женщины, а одна. Только в светлых одеждах это женская душа, пришедшая в мир для любви, радости материнства и всех видов творчества, а в темных - ее тело. Таким оно стало от непосильной, не женской работы на производстве, которую в принципе должен выполнять "сильный" пол, а лучше лошадь. Впрочем, и ее жалко.
Получается, что так же, как в случае труда, апеллирующего к разуму, и здесь, где требуется грубая сила, женщина тоже "играет на чужом поле". Знать и это ей под силу! Хотя совсем не стоит этим гордиться.
Мужчина по привычке хочет чувствовать себя главнее, сильнее, умнее, а женщина, бесспорно, может быть главнее, сильнее и умнее. Но нужно ли ей это?
Моя позиция в вопросе о женщине, надеюсь, понятна. Она далека от платформы воинствующей эмансипированной особы женского пола. Достаточно далека! Женщина должна быть женщиной, такой, какой задумана Творцом. Все иное противоестественно. Чем более женщина осознает себя таковой, тем более она должна быть далека от идей махровой эмансипации, борьба за которую - удел женщин, не состоявшихся как женщин, по большому счету, неудачниц.
На женщину нельзя навешивать труд и заботы, не свойственные ей по природе, но при этом нельзя забывать о том, что она, прежде всего человек, как и мужчина. Природа сделала женщину отличной от мужчины, а вот общество иногда пытается делать ее отличной от человека. В отличие от умнейшего немца Шопенгауэра, не менее умный немец Ницше отводит женщине в вечной "войне" полов первое место, считая ее по природе своей умнее мужчины, который в процессе исполнения ею своего главного высшего назначения, как полагает философ, есть только средство.
Старинная мудрость говорит: "Мужчина строит дом, а женщина - домашний очаг". Не может быть равного статуса у разных ролей. Они являются двумя, дополняющими друг друга разновидностями одного и того же биологического вида, человека, которому необходимы личностная свобода и потребность в реализации себя. Независимо от пола.
Жаль, что понятие женской красоты выпало из советской действительности на долгие десятилетия. Нужны были только винтики в развивающемся мощном механизме. На картине Дейнеки винтик женского рода. Или идеал женской красоты той эпохи?..
Конечно, были и раньше времена подобных идеалов. Достаточно вспомнить рыхлые, расплывшиеся женские тела великого Рубенса. Но те женщины не толкали впереди себя вагонетки и не были заняты асфальтными работами на зимней дороге. Там не пользовались ими как грубой рабочей силой,... зато видели в них предмет развлечения (художник изображал их в основном на всевозможных пирушках и прочих увеселительных мероприятиях). Другая крайность! "Излишества в еде и недостаток движения", - кратко сказал бы современный врач-диетолог об этих образах.
Тем не менее, в искусстве практически всех эпох отразилось, прежде всего, восхищение женщиной как таковой. Было множество прекрасных женственных образов, начиная от созданного за полтора тысячелетия до нашей эры скульптурного портрета Нефертити. Затем был античный Пракситель, изваявший Афродиту, по сей день остающуюся эталоном женской красоты. Была по-весеннему свежая и чистая Венера у Боттичелли, позже были счастливые женщины Ренуара.
Французский скульптор Майоль, работавший на рубеже 19-го и 20-го веков, практически все свои скульптуры ваял в виде женских образов. "Воздух", "Ночь", "Скованная сила", "Средиземное море", "Источник" - все эти работы имеют форму женского тела.
А как любовался красотой женского тела почти современный нам немецкий художник Герхард Рихтер!.. Но не только внешняя красота в женщине является предметом любования.
Прекрасны истинно женские качества, увиденные и запечатленные в своих произведениях многими великими художниками. Пожалуй, самые яркие из них это образы мадонн у Рафаэля, Леонардо да Винчи и других творцов той благодатной поры искусства, не зря названной Ренессансом, отразившей ценнейшие общечеловеческие качества, в том числе и конкретно женские.
Красавица Юдифь у Джорджоне хитростью спасает родной город, осажденный врагом. Эрминия на полотне Пуссена, не раздумывая, отрезает свои прекрасные волосы, чтобы спасти жизнь любимому. Молодая римлянка на картине Рубенса спасает отца, брошенного в темницу и обреченного на голодную смерть...
Этот перечень может быть продолжен не только мифическими или собирательными образами в произведениях искусства, а вполне реальными из современной нам действительности. Прабабушка последние силы отдает воспитанию троих малышей после гибели родственников, а в аналогичной ситуации старшая сестра взяла на свои неокрепшие плечи заботу о маленьком брате. О подобных случаях нередко сообщают СМИ. Достаточно часто мы видим это в жизни рядом с нами.
Кстати, музам, вдохновляющим и покровительствующим в искусствах, древние дали женские имена: Клио, Талия, Каллиопа и т. д. Наверное, правы антики, решившие, что только женщина может вдохновлять на прекрасное творчество.
Но стоит их дополнить: по мере того, как технический прогресс облегчает женщине исполнение главного назначения и высвобождает ей некоторое время, она становится не только вдохновителем, но и творцом, реализуя в своем творчестве подаренное ей природой обостренное чувственно-эмоциональное восприятие мира.
Елена Григорян
06/2009
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"