Аннотация: Записи в блокноте, сделанные по пути в Пермь и обратно.
Каждый раз, входя в поезд дальнего следования, я испытываю дикий, парализующий страх. Причем он настолько неконтролируем, что я не могу войти в вагон без посторонней помощи.
Дело в том, что поезд во время своего путешествия превращается, на мой взгляд, в поток обособленного от остального мира пространства-времени. Путешествие на поезде не похоже ни на что, кроме, пожалуй, морского странствия. Но корабль подчас неуправляем, шторма опасны, а поезд мирно следует по рельсам.
Поэтому страх перед пересечением незримой Границы между нашим и тем миром - естественен.
Во время путешествия на поезде можно познать особую разновидность "соприкосновения рукавов". Пока состав тихо и мирно едет мимо населенного пункта, можно успеть разглядеть сотни кусочков чужой жизни, наблюдая за людьми, или причаститься большой истории, разглядывая дома и их сочетания - новостройки, окружающие развалюшку, или сонную деревню из подновленных "ветеранов" и новый коттеджей.
А еще ведь есть попутчики, с которыми совершенно не обязательно даже разговаривать - все равно они и мы уже стали частями жизни друг друга.
И на переезде можно незаметно для себя встретиться глазами с человеком в машине - и больше ваши жизни никогда не пересекутся.
Маленькое (или большое?) чудо для путешественника: освещенный ночью белоснежный сияющий храм на холме во Владимире.
Он не господствует, он царит и парит над суетой железнодорожной станции и тишиной спящего поезда. И не надо испрашивать благословения и помощи в пути - все уже свершилось, все хорошо.
Преддверием же чудесного храма становится великолепный мост. Он подсказывает, что надо начинать вертеть головой в поисках других чудес.
Но пока мобильный телефон не ответит на панический вопрос "Господи, где ж это мы?!" веришь, что все-таки умудрился пересечь на поезде еще одну Границу и оказаться в другом Мире.
Оказывается, ориентироваться по звездам куда проще, чем я думала. Если б не они, не догадаться о том, как петляет поезд. Это роднит поезд с кораблем и является еще одним подтверждением обособленности мира поезда от окружающей действительности.
Это параллельный мир.
Ориентироваться по солнцу тоже оказалось неожиданно легко. Главное - не забывать, что оно движется.
Так обнаружилось, что наш поезд едет чаще всего почти точно на восток.
В поезде нам довелось "сплести рукава" (ибо спали рядом) с двумя семьями: мать с дочерью и мама с сыном. Первые были старше нас и, несмотря на религиозность, не пожелали сказать друг другу "Христос воскресе" - "Воистину воскресе". Хотя тот дивный храм во Владимире мы жадно наблюдали втроем.
Мальчику же было семь лет, и ребенок был дивно хорош: вечером аккуратно собрал с мамой рыцарский замок из конструктора, не посеяв ни одной детали, а утром играл с мамой в шахматы. Бодрый и веселый, тихий и спокойный, перед самым сном игравший в Nintendo DS, а утром слушавший, как мама читала ему арабские сказки.
Пермь встретила весело, сорвав с головы бейсболку и погнав ее по перрону. Видимо, она считает, что погоня за беглянкой с большим рюкзаком и чемоданом - это то самое, что нужно вернувшемуся домой. Мне же пришлось совершить подвиг и пересечь Границу в дрожащем, но гордом одиночестве. И правильно, наверное, не маленькая уже.
Благодаря этому ожидание электрички не было таким унылым. Даже обломилось мороженого, на которое горло решило не обижаться.
Поиски правильного номера SMS-центра внезапно увенчались успехом.
По-моему, нам здесь рады.
Наверное, зимой или летом заводские стены с заводскими же закоулками выглядят симпатичней. Или хотя бы романтичней, даже осенью, будучи залитыми водой и стыдливо прикрытыми опавшими листьями.
Ранней же весной все это превращается в тихий ужас: ничем не маскированные мусорные кучи развратно разлеглись по периметру завода. Даже от просмотра начинает мутить, а "понюх" может, видимо, привести к конфузу.
С другой стороны, какая по-весеннему яркая и сочная демонстрация работы известной поговорки: "Чисто не там, где не сорят, а там, где убирают".
Поезда, тем не менее, не суетливы, спокойно ползают туда-сюда. Да и люди, при ближайшем рассмотрении не так уж и торопятся. Нет во всем этом чего-то, присущего московским вокзалам. Северная медлительность? Осторожность, привитая предкам этих людей болотами?
Очень много скуластых лиц. Дано четкое определение красавицы: здесь все еще хороши крепкие женщины. Может быть потому, что хрупкие былиночки как-то странно смотрятся под этим строгим и холодным белесым небом.
При наличии нужных друзей многолюдие вокзала можно сменить легко и быстро на совсем иную толпу Пермского Государственного Университета (ПГУ). Здесь тихо и спокойно, как бы не шумели студенты.
Воплощение Хогвартса, как показалось мне. Не в деталях и мелочах, конечно, а в атмосфере, витающей в стенах. Здесь много корпусов, но в здание нужно войти лишь единожды - дальше двигаться можно по многочисленным переходам.
Сами дома построены не то, что в разные годы - в разные века. И это совершенно не мешает им быть одним целым.
А у здания механико-математического факультета все еще сидят Горький и Ленин... В ожидании первой красивой девушки с этого факультета.
Похоже, Пермь решила стать своеобразным центром современного искусства - среди заводов и болот.
Под такое дело отремонтировали Речной вокзал, и теперь на втором этаже произведения актуального искусства причудливо сочетаются с лепниной советских времен на тему истории морского дела (почему не речного - не знаю). А у здания стоят рядами сосны - с ободранной корой и невнятными конструкциями вместо ветвей. Невнятны они от того, что снизу ничего особо и не видать.
Сейчас там проходит выставка "Евангельский проект". Исполнение самих полотен, идея - интересные, но в целом не зацепило. Особенно недоумение вызвало ползала, посвященных гопоте: не ими едиными, вообще-то живы. Все остальное в основном мусульманского толка. История создания проекта, как идеи, куда интересней воплощения, на мой взгляд.
Кроме нарождающегося музея современного искусства существует еще выставочный зал, сюрреалистично сочетающий новое искусство с традиционным.
Первая зала: трогательные акварели и иллюстрации к "Горю от ума".
Вторая: начинается со статуи кошки, которую мы обозвали "Свободная сиса"; на входящих с добродушным интересом взирает белый кролик, он сидит на стуле в костюме, заложив ногу за ногу. В основном, комнату занимают картины.
Третья посвящена инсталляциям, например, глаз, который смотрит на вас из замочной скважины в полстены (проекция). Самое примечательное - "Библиотека Васиздата", где все книги можно трогать и листать. Очень много цитат из Хармса, порой мозг потрясают взрывы.
Каждая зала грешит боковой дверью, и непонятно, можно туда заходить посетителям или нет.
Можно.
В первой продают картины и статуэтки, в том числе антикварные.
Вторая - склад антиквариата. Глаза разбегаются, руки чешутся, дыхание теряется, а еще там в старинном аппарате показывают объемные картинки!
В третьей проходит выставка работ пермского художника Россика. У него очень интересная техника. Там же стоят мягкие диваны и кресла, в которых можно сидеть только в обнимку с альбомом художника за четыреста рублей.
Обратная дорога оказалась очень отличной от пути "туда": нам повезло "сплести рукава" с общительной бабушкой. Бывшая балерина, сейчас она живет в Литве, она полна достоинства и ощущения красоты.
Умный и интересный попутчик - один из самых драгоценных подарков путешествия.
Тем приятней было слушать и запоминать, находить общие точки (удивительно, но они были и их было много).
Полагаю, что при встрече с такой деятельной и общительной старостью нужно не отмахиваться от "комара", а жадно ему внимать. Потому как чужой опыт порой способен подменить свой собственный, и это есть хорошо.
Путешествие в Пермь туда и обратно подарило нам загадку и повод для шуток под названием "Синие крыши".
Дело в том, что в селениях, расположенных рядом с железной дорогой, всегда встречался хотя бы один, чаще всего один, с яркой, ядовитого оттенка синей крышей.
Наша попутчица предположила, что это дома мусульман, ведь они любят синий цвет. Или, возможно, это наиболее богатый хозяин так покрывает свою крышу самым новым и модным покрытием...
Как бы там ни было, синие крыши теперь нигде не оставят нас равнодушными.
Мало ли, почему они синие...