Когда-то, будучи 12-летним мальчишкой, увидел по телевизору фильм. Название не запомнил, но сюжет захватил. Освобожденный от нацистов город, ликуя, встречает освободителей. Но в распоряжение советского командования попали данные о том, что где-то, в дренажных и ливневых системах, орудует спецгруппа фашистов. У группы задание - подорвать многотонный заряд взрывчатки, что, по замыслу, приведет к разрушению огромной части города. Формируется группа противодействия, которая негласно продвигается по штольням древнего города, теряя в стычках людей, принимая через люки новых. В итоге там все закончилось хорошо. Для города. Советские солдаты ликвидировали супостатов вместе с их неподорванным зарядом, но при этом погибли сами. Картина подземного города впечатлила мальчишку. На следующий день я взял дружка (он на 2 года младше меня), резиновые сапоги и фонарики мы пошли искать "подземный город" в Киеве, понятия не имея, есть ли он вообще и где искать. Впрочем, здравое рассуждение привело нас на склоны у лаврских стен - ведь если есть где-то древние ходы - то где-то здесь. И опять нам повезло, как я уже теперь понимаю - немыслимо повезло. Недалеко от стены у нижнего входа в Лавру, тогда он был закрыт, мы обнаружили нечто вроде колодца без воды - но зато с проходом куда-то под землю. Зажглись фонарики и я начал свою первую в жизни диггерку. Это было в 1979 году. Узкий арочный кирпичный ход привел нас в следующий колодец, на этот раз полностью скрытый под землей, с куполообразным сводом. Под ногами хлюпала вода, по стенкам сочилась влага. Из второго колодца ход продолжался на более высоком уровне. Мы шли и шли, колодцы сменялись один за другим. Один из них был страшным - там стояло три лестницы - одна на другой. Черные, гнилые и скользкие деревянные ступеньки-перекладины и вверх лезть было, как на 3 этаж. Залезли. Но тут у меня умер фонарик, а фонарик напарника работал на динамо - машине. А дальше впереди увиделась кирпичная кладка с трубой толщиною в руку, из которой текла вода. Хода не было.
Нужно было возвращаться.
Прошло 30 лет. И вот я снова в этих ходах, на своей - теперь уже второй - диггерке, вместе с диггерами одного киевского клуба. Нашел я этих людей случайно, через Интернет. Они изучили и нанесли на карты не один десяток километров подземных путей - дренажно - штоленных, ливневых... Оставаясь немного особняком, все-таки узнал о подземле (именно так - "подземля") Киева и о людях к ней неравнодушных. Узнал столько, насколько смог, не становясь диггером, но лишь приглашенным в сообщество тех, кто стремится тратить себя не на ночные клубы.
Вторая диггерка. Та же самая система, только колодец, через который мы с дружком залазили 30 лет назад, заделали сверху бетонной крышкой, и проникать пришлось через другую систему. Ходы стали теснее (или это я вырос?), лестницы, что стояли одна на другой, теперь держатся на каких-то костылях и честном слове, и стали белесыми от минеральных отложений а также смертельно непроходимыми, а колодец так и называется - колодец Страха.
Решил написать книгу. Я не знаю - найдет ли она своего читателя. Главная цель её - дать выразиться "в бумаге" тем ощущениям, что проросли во мне из-за красоты подземли. Это - не репортаж. Все люди и сюжеты вымышлены. Возможно, кто-то нашел бы сходство между персонажами и реальными людьми. Это, конечно, не случайно. Я не пытаюсь описать здесь нечто, имеющее отношение к реальности. Скорее всего, это можно сравнить со снами (а порою - горячечным бредом - простите) на околоподземную тематику. Во сне нам часто все кажется естественным и значИмым, а, проснувшись, мы воспринимаем сон с улыбкой или иронией. Настоящий художник не передает на картинах фотографически точное изображение. Он накладывает на полотно слепок своего восприятия, ежели угодно - набор ассоциаций. Не претендуя называться настоящим художником (тут я скромно потупил глаза), позволю себе еще раз сказать - здесь те, кто не осилит прочесть, увидят не описание, и даже не фантазии на тему. Здесь просто набросок ощущений от мира, каким его сделала для меня подземля.
Отдельная просьба киевским и некиевским диггерам. Просьба прощения, если кому-то покажется, что тему я опошлил. И еще одна - НОГАМИ ДОЛГО НЕ БЕЙТЕ!
Ведь это написано не про вас. Это просто джаз от подземли и не только.
Пролог
Вы меня, наверное, не знаете.
Помните базарчик на набережной, где торгуют всяческой лабудой рыболовецкой. Черви, лодки, крючки-поплавки.... Там еще кафешка есть - в народе известная как "Самарканд". Так вот - ежели б вы прошли в узенький проход между "Самаркандом" и киоском по продаже раствора ортофосфорной кислоты "Кока-Кола", то неприметная дорожка привела бы вас ко входу в погреб. То есть - это не совсем бы погреб, это вход в подвальчик, уводящий прямо внутрь днепровской кручи. Там внутри я и сижу. Я - владелец кабачка "Погреб" - вот как! Милости прошу к нам.
Не знаю - зачем я пишу всё это. Реклама мне ни к чему, места у нас мало, контингенту хватает - при всём его своеобразии (об этом позжее). Может быть, я пишу это затем, чтобы осталось что-то потом? Чтобы не ушло в воду, как часто раньше в жизни случалось? Нет... вряд ли... Просто... пишу, потому что пишу! Вот! Отвяжитесь с вашими вопросами и отложите чтиво. Или приходите в "Погреб" - потолкуем за кружкой пива, ежели вы такая персона, что с вами захочется "толковать".
Когда вы подойдете ко входу, вы увидите тяжелую дубовую Миссис Дверь - с полукруглым верхом, потемневшим бронзовым кольцом-рукояткой, а над ней - чугунный тусклый керосиновый фонарь. И никакой вывески. Дверь закрывает вход под уклон вниз по ступенькам - прямо внутрь склона кручи. Больше - снаружи - ничего, но ежели вы не только шерлок, но и холмс, то обнаружите чуть дальше две вертикально торчащие колоды - и мерцание над ними теплого воздуха. Вентиляция. В погребе вполне погребной дух, но нет сырости и капустного духа, за этим я очень внимательно присматриваю. Ежели на экскурсию не желаете, то следующий абзац можете не читать, вот!
Спускаясь по лестнице по весьма узкому проходу, вы попадете в первый зал - довольно просторное помещение с кирпичными же стенами, дубовой мебелью - скамьи, стулья, столы... Все - из настоящего мореного дуба, с этим дизайном мне помог Мортира, у него чувство меры не соперничает с прирожденным вкусом к простоте и совершенству, но лишь дополняет его. Потолок в зале - кирпичный свод и едва угадывается в полусвете канделябров - на этот раз не керосиновых, а электрических. Дальше - все классика - стойка, подсветка, бокалы, бармен пытающийся протереть бокал насквозь (где-то я читал, что бармены только тем и занимаются, что трут бокалы, но мне случайно попался именно таковский - да ладно, я не против, лишь бы дело свое знал). А Зубов (мы его Зубило кличем - по другому он даже головы не повернет) - свое дело знает, еще увидите позжее, вот! Сбоку от стойки маленькая дверь - ведет на кухню, хотя со всяким закусоном я не связываюсь, так по мелочам - кусок мяса в камине, или там сарделю на сковородке с луком, ну такого рода... Зато вбок идет потаенная дверца - в настоящий уже погреб, там вина в бочках, бутылки лежат на стеллажах. Из большого зала можно попасть в малый зал, он более прост, зато именно тут небольшая компания может уединиться и потолковать по душам, не опасаясь нарушения покоя от остальных посетителей. Наконец есть Кабинет. Там сижу я, в общем, не буду называть фамилию, зовите меня Соленый. Кабинет - маленькая ниша в стене, отделенная деревянной решеткой, сквозь которую я могу наблюдать происходящее в зале, оставаясь невидимым... Тут же есть лежак (если приходится заночевать, а такое случается часто), круглый столик из вишни, три табурета, подсвечник и ноутбук на полочке в углу. Сюда могу пригласить только своих. Про туалет и душ не буду вам рассказывать, найти их довольно сложно, но ежели вам припрёт - укажу вам дорогу, вот! Такая у меня маленькая империя. А соратников у меня, кроме Зубило - всего - ничего. Настя прибирается по залу, Дымов (Дым) - помогает Зубило и по хавчику - закусону. Еще в винном погребе поселился Бэтмен - по ночам через отдушину летает на промысел свой. А! Забыл для румынов уточнить - Бэтмен - это летучий мышак. Ладно, хватит про всё это, а то уснете.
Теперь о посетителях. Большей частью это - диггеры.
Глава 1
Не знаю, знакомо ли вам такое понятие. Диггеры - это люди, которые увлечены исследованиями рукотворных полостей внутри нашей планеты. Для города это означает, что они - диггеры то есть - лазят по дренажным системам, штольням, коллекторам и руслам подземных рек, не говоря уже о кабельных и водопроводных тоннелях, теплотрассах и некоторых других местах, о которых пока я говорить не буду. Вот мёдом его, диггера, не корми, а дай ему найти дыру в земле, да желательно длинную и ветвистую, с колодцами да водопадами. И диггер проползет её всю, даже и по грудь в глине, невзирая на запах и температуру воздуха. А еще - нанесет на карту, приведет туда друзей и хороших знакомых, не обязательно диггеров, а иногда и совсем незнакомое тело. У них это в крови - разумная открытость, стремление поделиться этой красотой со всем миром, чтобы только мир этот приносил мир под землю, а не войну и разруху. Гм! С этим бывают сложности - как говорил Мортира - никогда до конца не знаешь - кого ты ведешь под землю. Да что там говорить - сколько раз ходил с ними, насмотрелся всякого... Вообще-то они очень разные, но есть некое общее, что, кроме увлечения, объединяет этих большей частью довольно молодых ребят. Такой старый пердун как я - скорее исключение, впрочем, я не диггер, а из "сочувствующих движению" - сокращенно СД, иногда нас незлобно называют "эсдеками" и, по большому счету, в диггерской тусовке эсдеков крутится больше, чем самих диггеров. А что это То Самое, что их объединяет? Не знаю. Вот! То, что многие из них еще и спелеологи, горные туристы велосипедисты-парашютисты-джампингисты-индастриал (ненужное - зачеркнуть) - это не суть важное. Вместе их соединил Диг.
Тут надо немного прояснить про себя. О существовании клуба диггеров, Такисе, я узнал уже когда держал Погреб, лет 5 назад. Надо сказать, так узнал, что они стали завсегдатаями, первыми и единственными завсегдатаями Погреба, моей маленькой империи, которая ни до, ни после знакомства с диггерами почти не приносит дохода в деньгах, но замечательно прибыльна в смысле другом, самой большой ценности - ценности человеческого общения. Я и сейчас помню - был полдень, Погреб был пуст, если не брать в расчет Зубило и старичка на табурете в углу, ухитрявшегося тянуть свой единственный бокал пива вот уже второй час. Вверху скрипнула Миссис и по кирпичным ступеням раздались шаги. "Трое" - наметанным ухом прикидываю и не ошибаюсь... Двери отдельной в зал у меня нет, и поэтому я вижу сначала показавшиеся две пары бахил, донельзя замазанных субстанцией красно-желтых оттенков, а за ними нечто, напоминающие кроссовки, напяленные на типа ноги, тоже в этой грязюке. Гости остановились, привыкая к полумраку после яркого дня, присматриваясь к обстановке. Мне было проще - вижу, двое парней, годков на 23-25, те, что в бахилах. Один высокий и тощий, со светлыми патлами из-под банданы, джинсовый и мрачный, другой такой себе коренастый, как гном, коротышка, с лукавыми глазами, которые сразу остановились на пивном кране около Зубило. Не дать ни взять - Дон Кихот и Санчо Панса! Ежели говорить о Сервантесе - на этом сходство исчерпывалось. Их спутница ну никак не катила на Дульцинею из города-героя Тобольск. Девочка лет на 17, мокрый свитер до колен и лосины в кроссовках, до колен в глине. Черные короткие волосы, наивные глаза, рюкзак за плечами, а во лбу - звезда горит. Только тут замечаю - у парней тоже "звезды", но погашенные. Налобные фонарики. Первоначальная версия о рыбаках с набережной отпала. Почему-то представились студенты-археологи с раскопок, да только нет у нас тут раскопок на склонах, я бы точно знал... Компания разместилась за большим столом, Санчо направился к стойке и нескольким словами и жестами пояснил Зубило, что, собственно, требуется. Зубило ухмыльнулся (что с ним бывает крайне редко) и янтарная струя ударила в кружку. Санчо остался у стойки, с интересом разглядывая антураж Погреба, закурил и завел беседу с барменом. Кихот же развернул на столе какой-то замызганный чертеж и втирал девице какие-то сведения по поводу нарисованного. Та вежливо внимала, прилежно отслеживая чертеж за грязным пальцем своего спутника. Неожиданно вся троица, как по команде подорвалась - я уж думал - уходить, но оказалось - мыть руки! Через 10 минут гости пили уже второй заход, на этот раз неспешно, чертеж был убран, дым сигарет (впрочем, Кихот не курил) утягивался в решетку вытяжки, всё путём и я понимаю, что потенциально передо мной Господа Завсегдатаи. Потому и решаюсь на знакомство. Появившись из-за перегородки не вызвал особого удивления, лишь вопросительный взгляд.
- Рекомендовать попробую тёмного, - говорю - Сегодня утром прямо с завода, Бердичевский портер - в Киеве только у меня и у Мизинца. Я вот тут самый главный, если вопросы-пожелания, то это ко мне.
Тройка посмотрела на мою персону с интересом, но ненавязчиво, потом Кихот (я сразу понял, что он у них за лидера) просто сказал:
- Ми - дiгери. Тож прошу - давайте вашого бердичiвського.
Про диггеров слыхать доводилось, и все вопросы отпали в плане прикида моих посетителей. Санчо приглашающе подвинулся на вообщем-то длинной, как рельс, скамье. Перед тем как присесть я пальцами отсигналил Зубило.
Барышню это заинтересовало:"А что означают ваши жесты?"
- Все просто. Четыре пальца - значит четыре кружки, мизинец с большим совмещен - портер. Знак типа "Ок" - за счет заведения.
Первоначальный ледок растаял.
- Прымара. (Это Кихот.)
- Круглый!
- Рипли ...(ну надо же!)
Ну и я в ответ:
- Соленый, а у стойки - Зубило. И, прошу заметить, Зубило - не склоняется по падежам. Пиво у кого брали? У Зубило, и никаких "у Зубилы", вот!
- А давно вы тут? ну, в смысле, ваш погреб?
- Уф! Угадал! Вывески нет, но называемся именно Погреб. Года три уже, но сюда людей приводит судьба, а не реклама - Зубило принес портер и я почувствовал прелесть первого глотка. - Скажем так - все тут, кто ни присутствует - не только гости и завсегдатаи, но и персонал и даже налоговый инспектор - все они - мы - любим это место. Вон видите пожилого джентельмена в очках, с полупустым бокалом пива? Он битый час тянет это пиво, но не потому, что денег нет на второй, просто ему нравится тут быть. Не смотрите, что он одет как бомж - пахнет от него дорогой туалетной водой и как-то я подловил его за томиком Рильке. Теперь, думаю, и вы попались в эту сеть, вот!
Это я не удержался, чтобы не похвалить свою маленькую империю - в конце концов каждый из нас, уважаемые, любит то дело, которое он любит, и, похоже, мои новые приятели это поняли по себе.
Потом они рассказали о своей сегодняшней вылазке в дренажку "Алых сталактитов" (для Рипли - вообще первая вылазка в жизни), показали карту... Оказалось, вход совсем рядом - какая-то сотня метров. Приглашали сходить... Спасибо, в другой раз...
А вечером в большом зале уже шумела пестрая компания диггеров и эсдеков. С тех пор Погреб стал постоянной базой. Здесь до глубокой ночи пьют пиво или вино, рисуют карты, обмениваются информацией и снаряжением, составляют планы вылазок. При здешней смешной цене на лучшее в городе пиво да непритязательности персонала Погреб стал Меккой Такиса и сочувствующих организаций. Прочие посетители, конечно, остались в своих правах, но при виде происходящего они или уединялись в малом зале, или уходили прочь, или - а такое случалось - вовлекались в процесс. После полуночи, как правило, когда уезжает последнее метро - остаются немногие. И именно в это время можно услышать по-настоящему интересную историю.
Первую, помню, услыхал от маленького курчавого диггера со странным ником "С-усами". Притом, что никаких усов у него никогда не было и нет, С-усами оказался потрясающим рассказчиком. Был тогда удивительный апрель, по небу носились рваные облака среди любопытных звезд, с Днепра дул теплый и влажный ветер. Мы курили сидя на бревне возле Миссис Дверь, из Погреба доносились звуки Настеньки - стук утвари и нестройное пение, что-то из Крематория, про какую-то весьма безобразную Эльзу... С-усами затянулся гаваной, которую ему сегодня подарил Мортира, мутно посмотрел на дым и вдруг спросил:
- Послушай, Сол, тебе случалось попадать в ситуацию, когда смех, неистерический, настоящий смех разбирал бы тебя одновременно с чувством ужаса и безнадёги?
-?
- Тогда пошел дождь, и ручей в коллекторе превратился в сильный поток. Это была ошибка - довериться прогнозу, но в тот момент было не до работы над ошибками. Нас было двое - я и Прыгун и до выхода вниз по течению, было 20 минут если бегом. Не успеваем, единственный вариант - вверх, против потока - бежать, бежать, бежать.... - С-усами сплюнул и задумчиво уставился на кончик сигары - там, перед его мутным и уставшим взглядом рождались и умирали вселенные.- И мы побежали, расчитывая успеть к люку возле Дворца Спорта - там можно было выйти наверх. Ускорившийся поток сбивал с ног, перед нами разбивался о наши ноги веер брызг, не осталось на одежде ни единой сухой нитки, но это было не важно. У Прыгуна замерцал налобник - на бегу, он напялил запасной... Я споткнулся, упал и пока поднялся, был снесен вниз на десяток метров - спасибо Прыгун догнал - дал руку. Вот и люк. Лесенка наверх под напором воды вибрирует и издает звук басовой струны. Скорее вверх! Прыгун крепче меня - он полез вперед, чтобы поднять тяжелый люк, перед тем как устремиться по лесенке в колодец за ним я глянул вверх по реке и увидел Её! Стену воды, несущуюся прямо на меня, Коллекторную Волну, барашки которой неслись прямо под потолком! Буквально взлетев по лесенке, я всем телом ощутил удар воды по ней, вверх взметнулся столб брызг и опал вниз. Прямо под ногами коллектор перестал существовать. Точнее он превратился в сплошной столб воды, и уровень ее стал расти, поднимаясь по колодцу вверх, но уже медленно, безопасно... Только почему Прыгун еще здесь? Ответ был прост "Люк заварен! Или завален - как тебе больше нравится?" Как же так - мы же тем летом еще инсталились в систему тут... Ладно, чего там говорить - ухватившись за выпирающую из стен арматуру, упираясь в выступы стены, переворачиваемся оба упираемся в люк ногами, жмем изо всех сил - тщетно. Тщетно Сол!! Ни на миллиметр! А вода поднимается себе потихоньку, и я даже помню, прикинул, что с такими темпами заполнит весь колодец за полчаса. И тут Прыгун замечает в стене ранее необнаруженную трубу. 30 сантиметров. Прыгуну не пролезть, но я.... Попробовать можно... позвать помощь... Тут бы как в кино начать рассусоливать сцену прощания. Нах. Нет времени - свернув плечи в трубочку, змееобразными извивами заталкиваю себя в эту жопу. Опыт лазания у меня есть. Но обычно по таким трубам пролезть приходится метра 2-3. Здесь мой налобник показал бесконечную тьму впереди. Знаешь Сол, через пятнадцать минут, когда я прополз около 15 м - я выдохся окончательно и тут - поворот на 90 градусов. Страшно! Едва ли мне удастся выбраться назад пройденным путем. Чтобы захлебнуться с Прыгуном в мутном колодце. Вперед пути тоже нет - еще никому, даже ребенку, не удавалось развернуться в таком месте. И в то же время меня душил смех. Смех от трагикомизма ситуации - я здесь как крыса в норе замурован, Прыгун там - наверное, по грудь в воде уже и орать, наверное, устал... И хоронить не надо - только на люке потом выгравировать - был, мол, такой коротышка С-усами, да вышел весь. Вылетел в трубу, а из трубы - уже не смог.
С-усами замолчал. Я с удивлением смотрел на него и с трудом верил.
- Как же ты тут сидишь? Тебя спасли-таки?
- Фигушки - "спасли"! Десятая минута такого "отдыха" принесла пренеприятнейшее открытие - с той стороны, откуда я приполз, стала поступать вода! Значит Прыгуну уже до подбородка! - Ну -полный Голливуд - в общем, я прополз. Как мне это удалось - не помню, все было, как во сне. Смутно помню, вытянул вперед левую руку, правую - назад вдоль тела и, закручиваясь штопором, подтягивая себя подбородком и кончиками пальцев левой ноги "перетекал", пока не обнаружил себя за поворотом. Дальше было еще 5 метров трубы, сухой колодец с лестницей и люком наверху. Люк на этот раз открылся, и я вылез на строительной площадке. Была глубокая ночь, хлестал ливень, и было темно, как у негра в жопе, только вдали, на сторожевой будке фонарь... Я пробежал за секунды то расстояние, что полз полчаса и увидел на месте люка бетономешалку. Небольшую, килограмм на 300. Вооружившись какой-то ржавой трубой как рычагом, смог опрокинуть девайс набок. Люк. Хватаю за выступ и единым движением отшвыриваю (потом пальцы болели месяц). Под люком оставалось почти ничего - сантиметров 5 прослойки воздуха, Прыгун прижимался носом к люку и ловил жалкие крохи воздуха. Потом мы сидели на куче песка, курили чудом не намокшие в пакетике, поломавшиеся сигареты Прыгуна, тупо смотрели, как из люка поднялась вода и потекла ручьем в канаву...
С-усами выбросил остаток сигары, лицо его стало не таким мрачным, скорее даже ироничным.
- Можно я у тебя тут останусь.
- Не вопрос, только с кроватями у меня напряг...
Через 5 мин снизу доносился храп моего рассказчика. А я сидел у Миссис и думал о странностях человеческой жизни. Вот.
Глава 2
До сих пор вспоминаю свою первую вылазку в дренажку - не приведи господи!!!
А начиналось все чинно и благородно. Как-то неожиданно, ни свет - ни заря, в 8 утра просыпаюсь от стука в Дверь. Поскольку сна было к тому времени у вашего покорного около трех часов (засиделись накануне с Лукавым, ох "да избави нас от Лукавого"), энтузиазму, понимаете - ноль!
Открываю.
Дир.
- Сол! Ты на прошлой неделе просился где - нить полазить! (В упор, мля, не помню.) Тут из Роял -Спелео новый отхоботник надыбали. Попервопроходствовать хош?
Так!
Сначала умыться и кофе.
- Дир, мать - перемать, ты аткудава такой свалился?! Какой отхоботник? Да для меня вся твоя роял или как там эту нору, первопроходство. Ты на часы смотрело?
Дир скромно потоптался, потом услыхал шкворчание еспрессо..
- Лады, тока или по быстрому или не идем вообще. У наших мероприятие - в 12 из Владивостока тамошние приезжают, мне встречать, а новую дыру не хочу пропускать. Там еще будут Рипли и Эрудит (как же без него).
О! Дир ты наш, княже Руси последний от комля, ну что же делать, коли голова квадратная после вчерашнего, а внутри пружина распрямляется и зовет в путь.
- Налобник есть?
- Не вопрос...
Кофе был выпит быстро.
Трапеция. Это такая фигура - с параллельными основаниями и, вообще говоря, любыми сторонами. Но тут имеем равнобедренную. Такой ход - он сложен из бетонных балок, не слишком плотно пригнанных друг к другу. Вверху меньшее основание трапеции, пол - более широкое, а высоты тут - метра полтора и через пару сотен метров нетренированный позвоночник предъявляет справку о врожденном радикулите и (уж заодно) - сколиозе. Отказать! Двигаемся дальше. Из нас троих - только я без химзы (это так они нарекают костюм химической защиты - жуткий прикид, только противогаза не хватает до полного кошмара из учебника по гражданской обороне). На мне - спортивный костюм, налобник и кроссовки. Остальные - в полном обмундировании. У Дира, ко всему прочему - дурацкий цилиндрический рюкзачок, из которого зачем-то торчит саперная лопатка. Небритый уж неделю верно как, Эрудит, свой мешок бросил недалеко от входа, но из-за куртки химзы отдувается какой-то сверток. У меня - ничего. То есть - вообще, абсолютно. Рипли сексуально пыхтит над самым ухом, Эрудит и Дир впереди. Хочу остановиться - полюбоваться новизной впечатлений - какое там - мои проводники паровозами прут вперед, отставать нельзя. Первый колодец. Колодец - означает цилиндрическое помещение, не обязательно с водой, зачастую связывающее два или более ходов перепадом уровня. В нашем случае мы вышли из прохода на дно колодца - а из него же налево, метром выше и прямо - метра на полтора вверх - выходили точно такие же проходы, как тот, сквозь который мы прошли, только тот, что прямо, был поменьше. Остановка. Откуда-то сбоку из бетонной трубы вытекает ручей и исчезает в нашем проходе. Отдых. Рипли курит и вскоре исчезает в сизоватых клубах сигаретного марева. Дир с Эрудитом толкуют о каком-то отхоботнике от двухуровневого колодца. Я мотаю думалкой туда-сюда. Красиво! Стенки покрыты желтыми наплывами из мелких кристаллов, они отзываются на луч фонарика озорными искрами и от этого становится на душе глупо и смешно. Под ногами - маленькие чашечки-озерца, наполовину заполненные белыми шариками "пещерного жемчуга" в воде чистоты неописуемой. Ребята просят посидеть немного тут и оставляют нас с Рипли одних, исчезают в проходе, и вскоре мельтешение их налобников растворяется за ближним поворотом. Я выключаю свой (Рипли с самого начала курила в отключке фонаря). И наступает полная Тьма! Если вы скажете, что вам приходилось быть в полной темноте, и расскажете, как однажды вы ночью в лесу в палатке в спальном мешке у вас случился приступ слепоты - я тупо буду смеяться вам в лицо - незлобно, но обосновано! Настоящая Тьма - для зрячих с открытыми глазами! Это не просто ноль освещенности. Это когда понятие "освещенность" упразднено за ненадобностью. Ну... мне это так же невозможно вам объяснить, как трудно растолковать роботу, что такое гамма - лучи, если у него нет прибора для их обнаружения. Проще так. Для восприятия Света у человека есть глаза. Для восприятия Тьмы у нас тоже есть прибор - это как бы глаза, развернутые внутрь черепа, но смотрящие не на образы, а на их потенциальность, на нерожденную пустоту, из которой рождается Я. Наверняка кроманьонцы во тьме пещер умели использовать это чутье и были эффективны, чтобы выжить ради своего грядущего (во блин - зацените, как умно глаголю!) разума. А потом придумали огонь, и человечество, еще не родившись, утратило свой шанс - стать Новой Природой. И только оказавшись в Полной Тьме, подсознательно, мы чувствуем своё истинное начало.
Такие мысли ослепительными брильянтами в куче навоза пронеслись в моих мутных, после вчерашнего, мозгах, а потом исчезли и они, и стало слышно только "КАП. КАП...". И звук капель в темноте совсем добил меня. Это было - как Вечность. Больше ничего не скажу. Вот.
Время не следил. Рипли сидела на камушке тихо и медитировала о своем в клубах кэмэла. Мы сидели и ждали...
Замерцало - вернулись Дир и Эрудит, довольные, как трамвай на повороте. Нам - налево.
Через пятнадцать минут коридор привел нас в квадратный бункер - приблизительно 3Х4, метра 3 высотой. Под самым потолком Дир показал выломанную решетку. Дескать - нам туда. Пока я чухал репу в раздумии - каким макаром же мы туда залезем, Эрудит вытащил свой сверток и принялся над ним колдовать. При ближнем осмотре это оказался набор дюралевых трубок с резьбой. Более толстые свинчивались между собой, образуя штангу, длиной метра 4. В штангу с интервалом 1 метр вкручивались маленькие коротышки - перекладины - получилась лестница - с одной несущей стойкой и гирляндой ступенек. Внизу на штангу в виде буквы А была навинчена (я так понял - для устойчивости) распорка и прибор стал готов к употреблению.
- Так, народ, этим хоботом еще никто не пользовался, поэтому, по праву изобретателя, испытывать мне. К тому же я тут самый весомый из вас аргумент - если подо мной не сломается - у вас вообще все нормой покатит. И полез. Мы с Диром страховали с низу, хотя нам не улыбалось ловить "весомый аргумент". Чего тянуть резину - через 5 минут все мы протиснулись в новый проход, лестница была втянута следом, но не разобрана, а просто легла отдохнуть вдоль стеночки, пока мы продолжим путь.
Коридор, между тем, пошел наискосок вниз, тут было много глины и приходилось растопырившись хвататься за стены. Вдалеке послышался шум, и в сторону этого шума потянуло ветерком...Дир что-то сказал Эрудиту, оба присели и стали чертить в специальном водоустойчивом блокноте (я так понял - карту). Пока ребята возились мы с Рипли решили пройтись немного вперед - глянуть, чего там дальше-то... Шум несколько усилился, кирпичный ход сменился классической трапецией из бетонных балок и путь нам преградила решетка, подвешенная на петли с одной стороны и заблокированная болтом с гайкой - с другой. Дальше хода не было.
Ха! "Потом прибежали ребята, и эта решетка узнала - что значат идейные парни из Такиса высшего бала". Навеяло перепев из Манго-Манго - в местном переводе. Дир достал из рюкзачка разводной ключик, пару раз несильно стукнул им по гайке, а потом - с некоторым, правда, усилием - открутил её! Путь свободен - решетка с душераздирающим скрежетом открывается и наша дорога продолжается. Дир занял место в авангарде, Рипли - позади... Ответвлений пока нет, но пару раз дренажка поворачивала на 90 градусов - в таких местах Эрудит останавливался и делал пометки на карте. Странный шум все нарастал, увеличивалась и тяга, настолько, что нам стало легче идти - ветер толкал в спину и от этого появился эффект расслабленности и легкой эйфории.
- Соберись! - Вдруг заорал на меня Эрудит - Не спи! Тут надо внимание и голова!
Собрался. Теперь двигаемся осторожно, ход становится квадратным, метра полтора в поперечнике.
- Свет! Уйти в сумрак! - это Дир... Гасим налобники (я немного замешкался) - есть у диггеров такое правило - увидев свет неочевидного происхождения - гасить свой. До выяснения - как говорится. В самом деле - далеко впереди виднеется неясное свечение. Сидим. Слушаем гул. Рипли, судя по шороху, достает пачку сигарет, подумала, спрятала обратно. Свет впереди статичен, не мерцает. Решаемся идти дальше - во тьме. Только Дир включил синий свет налобника - достаточно, чтобы разглядеть то, на что ступает нога. Шум нарастает.
- Вентуха! - Выносит вердикт Эрудит. Похоже, они с Диром это давно уже поняли. Впереди показался источник света - донельзя замызганная люминесцентная лампа за рамой поперек прохода. В раме стоит вентилятор - диаметром с весь проем - его лопасти еле шевелятся на ветру.
- Непонятно, почему не работает пропеллер? Судя по шуму и сильнейшей тяге.... Наверное там дальше есть работающий "кулер", а этот или испорчен, или отключен как резерв... Ладно. Пошли посмотрим... - и собирается пролезать между лопастями.
- Стой!!! - я с удивлением слышу свой крик.
- Ты чего, Сол... тут же..
Сам не знаю. Что-то мне эти лопасти напомнили. Подхожу ближе. Призрачное мерцание. Сами лопасти какие-то необычные, никак не могу понять - что-то в них такое, неестественное. Ну не могут они быть такими вот. Подсознание кричит криком, сознание пытается извилинами разобраться. Ага! Смотрю наклон лопастей расположен так, что под действием потока воздуха вращение должно быть в противоположную сторону, чем видят мои глаза. Ясно.
- Ребята! Отойдите от этой штуки! - и включаю налобник. В дополнение к 4 появляется еще четыре лопасти, при том вращаются по отношению к первой четверке в 2 раза быстрее. - Это стробоскоп!
Дир присаживается к стеночке, закрыв глаза. Эрудит матерится в голос и 5 этажно. Рипли смотрит непонимающе - я зачерпываю горсть воды из лужицы и бросаю в лопасти - вспышка брызг. Высокооборотный вентилятор. Здесь, наверное, несколько тысяч оборотов в минуту. - Объясняю для Рипли - ребята поняли сразу. Лампа люминесцентная мерцает с частотой, кратной оборотам мотора - возникает иллюзия остановившихся лопастей. Еще секунда - и Дира порубало бы на фарш!
Рипли, хоть и новичок, как и я, сориентировалась мгновенно - достала из медпакета чекушку со спиртом, протянула Диру - тот машинально выпил, закурил... Потихонечку пришли в норму...
- Как ты догадался, Сол? - это Эрудит, всё-то ему надо расспросить да разузнать...
- А ХЕЗ его знает, просто стошнило что-то внутри, при виде этих лопастей...
Пишем на видном месте на стене предупреждение. И на карте - тоже. Но куда нам плыть? Впрочем, пока что - конец. Дир предположил, что перед нами один из дополнительных вентиляционных колодцев - такие будто используются для нагнетания наружного воздуха в полости между тоннелем метро и гидроколлекторами, я тут не шарю - расспросите его, ежели вам интересно.
Описывать обратную дорогу влом - приблизительно то же самое - но в обратном порядке, только Рипли зажигалку потеряла, да и хрен с ней, с зажигалкой то есть...
Посидели у камина у Дыма на кухне, пожарили сарделек на шампурах, познакомились с портвейном... Вроде бы все чинно - благородно, но до сих пор холодок по коже, как вспоминаю это "медленное" вращение лопастей...
Глава 3
Вечером июльским не было никого из Такиса в Погребе. Они почти все поехали в Блинцы - там румыны, как говорят, район новый открыли, вот и появилась оказия поперволазить, да потопосъемить. Блинцы - это пещера в Тернопольской области, я там с диггерами полазил (об этом отдельно расскажу потом, если не забуду). Вот и тихо стало в аццком королевстве. Светлый вечер, прохладный ветерок, стекающий нежадно по ступенькам. Настя опять выиграла у меня в шахматы и, страшно собой довольная, была отпущена раньше срока. В большом зале за дубовой столешней разместились парень с девушкой, судя по прикиду - золотая молодежь, чего их сюда занесло - не понятно мне. После пива (при том оба сразу заказали самое лучшее - бочковой Урквелл - откуда только знали, я на витрине его не держу) парочка провела сеанс поцелуев и выбрала из меню по стакану абсента! Начинаю тихо удивляться. Тут по лестнице раздается нестройный топот и в зал вбегает мальчик, лет 7-8, босиком и только в джинсовых шортиках.
- Папа! Мама! На наш бентлю птица насрала!
- Не насрала, а нагадила, Потап! Срут только нехорошие дядьки или обезьяны в зоопарке. И зачем шум такой? детки в таком кафе не сидят. Пойди - найди тряпку и вытри какашку.
Потап (ни фига себе имечко!) озадачено оглянулся, определил Зубило дальнейшим инструментом общения и вежливо попросил у него "кусочек чистой тряпочки". Снаружи громыхнуло. (Почему-то представилось - от того, что на "бентлю" нагадил птеродактиль). Получив пучок салфеток, Потап с деловым видом отправился мыть машину. Громыхнуло еще раз, значительно сильнее, зашелестело листвой и ливнем. Гроза.
Парочка влюбленно разглядывала друг дружку сквозь абсентовую зелень, потом залпом допили остаток, поблагодарили бармена, оставили расчет - одной купюрой - на столе и ушли. Больше никогда в жизни я не видел ни их, ни Потапа, услышал только визгнувшие колеса со стоянки у "Самарканда" да едва ощутимый рокот двигателя.
- За рулем у них, наверное, свой шумахер ... - заметил Зубило. Предполагать, что можно рулить после пива с абсентом ему, видимо, не хотелось.
- Или Потап! - мы начинаем некрасиво ржать, но необычная троица оставила ощущение мистификации, словно и птица - серунья, и жуткий ребенок этот, и абсент с пивом - все это чья-то дурацкая шутка, предваренная "Бентли" и завершенная грозой.
Минут 10 мы слушали дождь.
Потом пришел Хеллбой.
- Опа! Картина маслом - Погреб - и пустой! А! Ну да! Блинцы... А у меня не вышло - помогал бате на даче кирпичи выгружать, мля на ногу вот уронил... Я вот чего думаю, Сол!? Давай ты про свой Погреб книгу напишешь. Ну и про всю эту тусню и все такое. А меня назначишь литературным консультантом. Представь - глава за главой ты отсылаешь нам с Пандорой свои "гениальные" творения, а мы тебя редактируем - где ты чего нахомутал. А Такису ничего говорить не будем..
- Хелл! Мысля твоя аки Аслипительный Брильянт - я обязательно так и сделаю, когда надумаю присесть на это дело. Боюсь только, что чтиво это будет уж больно фантастическим - даже если только фактов буду держаться. Да! И почем знать - может я уже и пишу, только не говорил тебе. А может и говорил, но ты забыл с бодуна. Забыл даже, что первые 2 главы уже прочитал и принялся за третью? Ладно-ладно, шучу я всё, Хелл, но когда-нибудь я напишу про Погреб и "всех-всех-всех", и тогда обязательно мы это продукт обсудим, до того, как я вывалю его на головы кого-нибудь там...
К этому времени мы уже выпили по литру бердичевского.
- Слушай, Хеллбоище! Расскажи чего - нибудь, ну какую-то историю, из твоих путешествий.
И Хеллбой рассказал историю.
- Когда-то, когда я был еще совсем зеленым диггером, в незабвенном 2001-м, задумалось пройтись по ДШС-20. Ну, ты знаешь это место - там много глины цвета детской неожиданности. Желающих пройтись в форуме набралось с десяток, но, как это часто бывает, никто не пришел. Кроме некоего Хеллбоя.
Для приличия подождал на Контрактовой кого-нибудь с 12:10 до 12:20, ни на что, собственно, и не надеясь. Решил слазить в левый ход двадцатки.
Короче, полез я в люк. Пристроил рюкзак, решил немного погулять без этого ненавистного груза по системе. Дошел до первого открытого выхода. Захотелось еще. Дошел до второго выхода, закрытого. Тут у меня настроение гулять по Красным сталактитам пропало напрочь, но я двинулся вперед.
Спуск прошел нормально. Пошел вперед. Большой спуск с лестницей. Ход идет дальше. Деревянная забучка, из-под нее по трубе течет вода, перед забучкой ход влево. Левый ход вскоре переходит в галерею стандартной высоты, но неимоверной ширины - почти настоящий квадрат! Причем много мусора типа веток толщиной с руку, сваленных у стен. Еще ответвление направо. Там тоже деревянная забучка, из-под которой течет вода (без трубы - вода сама нашла себе дорогу). Прямо через десяток метров труба метрового диаметра без воды (сухая абсолютно) и немного засыпанная землей, отходит вправо. Туда я так и не полез, посчитав тупиком, но потом задумался, вернулся и таки заинсталился в неё. Олицетворяя поршень внутри шприца, передвигаюсь в позе древнего предка - на четвереньках... К моему удивлению, маршрут оказался довольно таки неслабым, метров через 300 я уже думал похерить это безнадежное дело, но дух узнать "а что же там, на том конце трубы" заставил меня поднапрячься. Труба постоянно плавно заворачивала направо, в результате чего довольно скоро ваш непокорный неслуга довольно смутно представлял свое местонахождение в привязке к надземле. Что-то блеснуло впереди. Подбираю предмет. Зажигалка. Зажигалка как зажигалка, в системах много чего можно найти... Только чем-то мне этот "крикет" не понравился. Ага! У этого огненного прибора немного сколот краешек - а я доподлинно помню - такой дефект был у моей. Шарю по карманам и, естественно, не нахожу. Вывод маслом - это МОЯ зажигалка! Только как же она тут оказалась?! Думаю, глупая мысль, что я дал по трубе круг, угнездилась в моей черепушке сразу, но сознание тупо отказывалось принять сей вариант возможным. Может быть, я просто незаметно для себя развернулся в трубе на 180 градусов и полез обратно? От этой мысли расстроился окончательно. Потому как если дело так, а я этого разворота не помню, то тогда вообще неясно - каково направление моего первоначального движения. Надо отдохнуть. Поскольку никто не позаботился о пляжном лежаке, ложусь просто на спину, выключаю свет - батарейки не резиновые. Думаю. Несмотря на жуткую изоляцию от окружающего мира, начинаю различать звуки. На пределе слышимости. Какой-то очень низкий гул (наверное труба моя резонирует), еще какой-то стук, впрочем - это мой пульс в ушах, и вроде еще кто-то далеко - далеко матом ругается. Это уже лучше. Если, конечно, не глюки. Минут через не-знаю-сколько пригрелся. Стало уютно и умиротворенно, вроде даже задремал слегка. Нет уж! Не желаю делать подарка археологам будущего! Встаю (на четвереньки), зажигаю верную Тикку на лбу, оставляю в качестве маркера пластиковую бутылку из-под (не смейся, Сол!) минералки и... вперед, заре, мать её, навстречу. При этом внимательно осматриваю всю поверхность трубы, чувствую второе дыхание, есть сила и спокойствие, есть цель. - Вперед!
Нужно ли говорить, что когда впереди показалась моя бутылка, вырвались слова покрепче, чем "Черт побери". Вот чтобы ты Сол сделал на моем месте?
- Попросил бы смирительную рубашку и укольчик в жопу.
- Ага! Сейчас! Я щипать себя стал - проснуться хотел. Но ничего не проходило - все тот же круг тьмы в обе стороны движения. Навалилась усталость - у меня все подкосилось, что могло, и я упал бы, если бы и так не лежал. Выхода не было. Пытаясь хладнокровно размышлять, я впал в некое странное состояние забвения, когда все стало пофиг. А между тем отдаленная ругань стала слышнее, кто-то явно неподалеку кроил кого-то забористыми словечками. Захотелось послушать, что это за глюк. Под эту нестройную ругань я и уснул.
Открываю глаза и вижу лицо. Лицо Пандоры. Прекрасно понимая, что вижу сон, спрашиваю: "Ну и как ты меня находишь?" Панни внимательно смотрит сначала мне в глаза, потом на кончик носа и отвечает: "Как я тебя нахожу? Да с трудом я тебя нахожу, вставай, чего разлегся?" Я поднимаюсь - почему-то меня не удивляет, что в полный рост иду по метровой трубе, иду за Пандорой, которая и вправду стала похожа на богиню - наверное, потому, что, несмотря на полную тьму (фонарик я не включил, в сюжете сна его не было), светилась сама и вела меня за руку. Рука была горячей и плотной - для призрака очень даже ничего. Так мы и шли долго и без признака усатости, потом впереди показался свет дня в виде трапеции. И чем ближе мы подходили, чем сильнее проникал ко мне свет, тем все более прозрачной и призрачной становилась Панни. Напоследок она обернулась, иронично подмигнула и сказала: "Ну смотри Хелл, больше не закапывайся, не век же мне тебя вытаскивать из твоего личного ада". Я ответил одними губами: "А почему бы и не век?" и ... проснулся. Проснувшись, ощутил покой и уверенность - всё теперь будет хорошо. И открыл глаза. Выход из дренажки в виде трапеции был прямо передо мной. У выхода снаружи матерились два бомжа - из-за сумки с бутылками. А я просто пошел на метро и, добравшись домой, лег спать. Вот и всё.
- И что ты, Хелл, думаешь по этому поводу?
- Да ничего я не думаю. Скажу сразу - не пил, не кололся, траву не курил тогда. Был, как говорят, в твердом уме и здравой памяти... Да, кстати, к той трубе потом ходили. Ничего особенного - через 20 метров от начала - тупик.
- А Пандора? Что тогда с ней в реальности было?
- Знаешь, Сол, как раз тогда у нее случилась фигня одна. Как раз тогда в библиотеке ей со стеллажа на голову вазон с фикусом свалился - минут 40 она была без сознания.
Глава 4
Иногда меня удивляет великое разнообразие стереотипов, и еще большее число случаев, не укладывающихся в общепринятую схему. На этот раз, уважаемые, я говорю о людях. Скажем, к примеру, программист. Не мною замечен в литературе образ грязного и нечесаного очкарика в потертых до прозрачности джинсах и застиранном свитере с катышками. Можно добавить очумелый взгляд и бутылку пива в руках и хакер для американского блокбастера у вас перед глазами. Вот казалось бы - диггеры. Как ни выделяются они из серого набора стереотипов, потихонечку и они приобретают свой шаблон. Классический киевский диггер - это хлопчина студенческого возраста или вскоре после оного. Как правило - достаточно образованная для интересного общения личность, но обязательно должна быть заморочка, которая выделяет его среди других. Этот, к примеру, не курит, тот помешан на картах подземли, рисует их, где ни попадя, и совершенно бескорыстно являет миру. Знавал я одного радиолюбителя - в Погреб зачастую являлся с ламповой радиостанцией царя гороха, что-то ловил да настраивал. Девушка одна занималась беспризорниками - собирала им на праздники у остальных игрушки, возилась с этим народцем и втянула некоторых других из Такиса - умничка. Попадались, однако же, совсем загадочные личности, особенно среди эсдеков. Одна малявка - ну совсем девушка-крошка, на глазок лет 16, оказалась диггером-одиночкой, побывавшем практически всюду, где побывал в сумме Такис и еще кое-где. Пролаза на уровне С-усами, не останавливается ни перед какими препятствиями - а по виду ей по ночным клубам ходить. Впечатление, правда, рассеивалось аки утренний туман, едва вы начинали с ней общаться - так что не торопитесь с выводами. Да! К чему это я всё? Вы когда-нибудь слыхали про диггера - мента? Нет? Тогда - слушайте!
Случилось мне однажды возвращаться с Хеллбоем с Дня Рождения Мурки. Ну, признаю - выпили мы тогда "почти чуть-чуть", настроение было веселым, ну я и предложил Хеллу - пошли, мол, по набережной пройдемся, зайдем в Погреб - пивком полирнемся. Сказано - сделано, идем, значит, со стороны Пешеходного в сторону Метро. Вечер, сентябрь, тепло - красота, словом. Тут Хеллбой отворачивает с тропинки (которой нам служила трамвайная линия) и доставляет свою бренную оболочку к какой-то круглой бетонной хреновине. Цилиндр метра полтора в диаметре, наверху в качестве крышки - зеленая решетка и бумажка "Окрашено" прилеплена, гнилая, впрочем.
- Странно, - Хеллбой говорит - сколько тут ходили - не помню объекта. Может - недавно построили?
Из решетки поднимался сырой и весьма теплый воздух, внизу что-то капало. Хелл азартно завелся - Новый объект!
- Нет, - говорю - Видно штука просто скрывалась в куче этого мусора, потом кто-то почему-то решил покрасить решетку, да мусор-то, и отодрал в сторонку.
Пока я осматривал склон поблизости, пытаясь уяснить назначение находки, Хелл своим универсалом уже подковырял болты и, открутив гайки, открыл путь в неизвестное. Хорошо, что с некоторых пор я тоже не расстаюсь с налобником. Прикид на нас, правда, не диггерский, ну да ладно - нам бы "только посмотреть" (ага, сейчас ).
- Бу-бу-бу-бу... - сказал нам проходимец-трамвай, уносясь в сторону Погреба, и мы полезли.
Ржавая лесенка привела нас на глубину метров 5, в бетонный прямоугольный ход метра два в высоту и в ширину. Прямо около спуска ход кончался тупиком, а в другую сторону шел прямо, приблизительно в сторону Пешеходного. Здесь было неестественно чисто и относительно сухо - только возле лесенки капало. Ну, мы и пошли. Около километра однообразного пути привели к подобию сонливости, эдакого ступора, когда кажется, будто стоишь на месте и проталкиваешь дорожку под себя назад, подобно хомяку в колесе. Только один раз в середине пути Хеллбой обнаружил огромную, нескладно нарисованную цифру "4". Иногда, правда, доносилось знакомое трамвайное "бу-бу-бу" - из чего внимательный читатель сделает вывод, что ход идет под трамвайными путями или параллельно рядом. Ни ответвлений, ни выходов не попадалось, и уже хотелось куда-то попасть, потому что обидно было после такого спурта поворачивать обратно. И тут мой спутник, шедший впереди, увидел впереди ступеньки. Ступеньки просто выводили ход куда-то наверх, и это были самые обыкновенные ступеньки, только вместо перил тут были стенки хода.
- Темь! - вдруг скомандовал Хеллбой, и рука моя отработанным (к тем временам) рефлексом гасит налобник, почти синхронно с товарищем.
Мы слышим голоса. А еще видим полоску света внизу - как бы из-под двери. Тут нам стало неуютно, потому, как мы почувствовали себя лицами, вторгающимися куда-то, где, мягко говоря, нас не ждут с бокалами портвейна наперевес. Несмотря на такой вот дискомфорт (а может быть, как раз из-за него) мы тихонечко, на четвереньках, проскользнули вверх по лестнице и стали прислушиваться. То, что нам удалось услышать, привожу по памяти - диктофона у меня с собой не было, занятные разговоры доносились из-под той двери, скажу я вам. Трепались двое мужиков (или "два мужика" - как правильнее говорить?).
- Конева сегодня не будет, в Полтаве он, ага-да, у клиента (смех).
- Ну и пёс с ним (только он сказал не "пёс", а другое слово). С ним всегда, мля, морока и мутатень. А так быстренько сделаем дело и - на этот квартал - свободны.
-Не спеши, Сань, ты видел - СУППР на входе отремонтировал решетку, покрасил даже, да и сам выход навиду, все расчищено. Как вылезать будем? Надо сходить, сорвать болты... Слышь - а может - ну его к лешему - можно забрать пакеты на катере и выйти с вокзала - как все люди ходят.
- С товаром на виду? Ну, ты свистун! Забыл, что Копыто рассказывал - пасут нас, все вокруг на видео простреливается. Ты как хош, Серый, а я как долю получу - в отставку подам. ФБУ на хвосте - это жопа! Ладно. Послезавтра пронесем товар как прошлый раз. Только вечером завтра сходи - решетку эту долбанную оторви, да мусором прикрой там всё. И будет зашибись, если прИступы красить и чинить у СУППРа раз в году всякое ненужное барахло не повторятся опять.
Донеслось бульканье и звяканье - Сань и Серый злоупотребляли алкоголем, а может они минеральную воду там пили, кто его знает.
Заскрипели половицы за дверью - и мне представилась картина, как дверь распахивается и - картина маслом - они видят два тела на пороге. "Чё это вы тут делаете, А?". Не понравилась мне эта масляная картина. Те, за дверью, еще пошушукались и вышли куда-то - мы слышали, как хлопнула дверь.
Я уж было хотел рвать когти, а тут Хелл возьми да и открой дверь - наверное, из своей привычки все кругом открывать. Ёкнуло у меня, честно говорю - но за дверью оказалась убогая каморка, столик с табуретом и куча снеговых лопат. В замызганное окошко проникал свет уличных фонарей. Выглядываю. Мы на речном вокзале. Прямо около окошка курит помятый мент в шапке. Надо возвращаться.
Не стану тут писать обратную последовательность нашего возвращения. Отмечу только, что когда вылезли - прикрутили решетку на место, как было.
Через 15 минут сидим, значит, в Погребе, пьем водку аккуратненько так, загрызаем дымовскими сарделями из камина. Совещание. А что там совещаться - ясное дело, какие-то сволочи провозят хрень всякую, скорее всего, наркотики, и теперь мы вроде как должны их сдать властям. До этого места всё как в кино и понятно. А дальше что? Ну, сдадим мы то кодло, а там же разборы пойдут, показания, а отсюда вопросы "а вы кто такие" и такое прочее. А вот эта популярность нам как собаке зонтик, до одного места нам такая слава. Не хочет Хеллбой привлекать внимание органов, да и мне не улыбается притить однажды в погреб и пулю в живот или прочая какая неприятность. (Тут Хеллбой некрасиво засмеялся: "Не! Ну вы видели кадра! Неприятностями он называет пулю в живот".)
- Анонимка! - кричу. Видимо водка подействовала.
- Точно! - подхватывает Хеллбой. Напечатанная по-французски, левой ногой на принтере класса "Ятрань", с последующей переплавкой последнего.
Шутки в сторону, достал я из своего угла ноут и нашарашили мы быстренько текст, типа я, законопослушный гражданин Украины, довожу до Вашего сведения, что случайно стал свидетелем того, как... Ну и так далее и тому подобное. А в конце приписали, что анонимничаю по причине опасения за свою шкуру от упомянутых "граждан".
С чувством выполненного долга Хеллбой ушел к себе - явно он еще успевал на последнее метро. Я распечатал текст, запаковал в несколько слоев плотной бумаги и отрубился. Все тело горело от усталости, водки и нервов.
Пришло утро. И вот я стою около кабинета Опорного пункта милиции Речного вокзала. На двери ящик - "Для внешней корреспонденции". Я уже начал проталкивать пакет, когда заметил на дверях табличку:
Оборачиваюсь. Давешний помятый мент. Смотрит на меня подозрительно, но не злобно, без этой хватательной маски, который вырабатывается у некоторых представителей этой профессии с годами. Молодой еще...
- Предъявите документы!
(Предъявляю, чего там..)
- Соленый А.А., ясненько. Почему доставали корреспонденцию из ящика?
- Не доставал, а вкладывал, а потом смотрю - адресом ошибся.
- Попрошу предъявить для осмотра.
Тупик. Бежать? Бесполезно, он видел и меня, и мой паспорт. Дать наличных? Что-то мне подсказало, что не возьмет он наличных. Хочет преступника поймать. Это меня в смысле. Ладно. Смотрю ему в глаза - есть в них жизнь. Решаюсь.
- Вот что, Петренко. Я тебе все расскажу, как дело было - тебе решать, как тебе там долг прикажет и всё-такое.
И выкладываю парню все, как на духу. И про Копыто, про начальника егошного сволочного - тоже выкладываю.
Сержант потрясенный молчит. Тогда я сую ему пакет и говорю - делай с этим, что хочешь. Отдай Копыте, отнеси в прокуратуру, но лучше сдай в ФБУ.
- Лучше вы сами, ладно? - работник органов превратился в неглупого паренька, неожиданно осознавшего значение происходящего. - А знаете, я сменяюсь сейчас. Можно с вами поговорить? Про подземелья?
Вот и все. Анонимку я подсунул фбу-шникам, тех гадов поймали, когда они вылезли тем ходом и передавали пакеты с кокаином в жигуленок. Копыто взяли через час после этого.
А в Такисе стало одним диггером больше - нормальный парень. А вы говорите - "мусора, менты..." А вот разные они бывают. Наш - тот точно не "мусор". Вот.
А про тот ход мне суппровец рассказал - еще при Сталине под Речным вокзалом было бомбоубежище - для руководства подольской администрации. Из него было несколько выходов. Со временем бомбарик переделали в мини-бойлерную, выходы засыпали - но вот, оказалось, не все.
Глава 5
Вам не приходилось бывать в Глухом Колодце? По глазам вижу - не бывали вы там. И если читаете эти строки - то вряд ли окажетесь. Потому как я вам расскажу про это место, и вы просто пойдете в коридор - разбирать рюкзак и снаряжение, аккуратно упакованные накануне, для вылазки в это место. "Не ходите дети в Африку гулять!"
Еще одна грань жизни диггера. Можно идти по - уши в дерьме, можно ползти в гнилой тине, отгребая тушки дохлятины, но содрогнуться только от вида пластиковой бутылки в подземном гроте. Про бутылку - мне понятно, в фекальник, однако же, не полезу. Большинство эсдеков предпочитают дренажные штольни, я в их числе, но бывают удивительные исключения.
"Иисус Христос родился в пещере".
Глухой Колодец был открыт Самописцем еще за 2 года до того, как я узнал про Такис. Я вообще не представляю, кому еще, кроме Сама, пришло бы в голову залезть в скучную 40 сантиметровую бетонную трубу, на две трети заполненную водой с водорослями, илом и дохлыми улитками (брррр........). Особенно ежели учитывать, что труба длиной с километр, верхняя часть ее выглядывает из поверхности и идет вдоль железнодорожного полотна. С этими вопросами - к Самописцу. В этих условиях он не только лез по этой чертовой трубе, но и делал пометки на карте, обозначая свой путь для неведомых последователей. Воистину - "п...тым нет покоя" - как сказал классик. Так - или иначе, Самописец (ну и погоняло, мы прикалывались - Само-ПисЕц, сам себе - Пи...ц) таки достиг Глухого Колодца и... В общем - многие захотели там оказаться после того, что рассказал Сам, немногие смогли туда попасть, но никто из последних не пожалел о том.
Ждете описания красот и романтики подземли? "Их есть у меня"!
Однажды в апреле пришел в Погреб Самописец и с порога:
- Намечается вылазка в Гэ Ка (ГК - глухой колодец). Пойдешь?
Тут у меня был момент размышления. Посмотреть на Разбросанную Утварь, Кровавую Пелотку (да, именно через "Е" называется), и Висячую Собаку... конечно интересно, только вот как подумаю про эту трубу.... М - да... Ладно! Чувствую - надо лезть.
- Пойду.
Вылазка началась со сбора около станции метро. Мы с Самом прождали пол часа - ожидалось еще пару тел, из новичков. Никто не пришел.
- Где меньше народу - там больше кислороду - философски вывел ваш непокорный неслуга, на что Самописец многозначительно заметил что-то о том, что кислород нам весьма скоро понадобится.
Вот мы у входа в ДП - Долбанутый Проход. Это древняя канализация из монастыря, сейчас представляющая сток из их прачечной. Спускаемся через люк у дороги в небольшой бункер, переодеваемся. Правильнее сказать - раздеваемся. Для ГК любая спецодежда бесполезна, только мешает. Поэтому на нас остается только спортивные костюмы да кроссовки. Впереди - прямоугольный лаз кирпичной кладки. Высотой сантиметров 40, зато широкий, под метр, и сухой. Ползем до ответвления. Направо - перепад уровня и комфортная галерея метра под полтора, красивая и романтичная. Налево - 50 сантиметровый кирпичный лаз немыслимой формы из-за боковых микрообвалов, весь покрытый осклизлым белым налетом, вонючий и некрасивый. Нам, естественно, налево.
Когда ползешь по кишке, покрытой соплями, почему-то начинаешь становиться философом и матерщинником в одном лице. Я даже не пытаюсь так вас грузить для красного словца. Там действительно так - стены покрыты налетом мыла, но это не просто мыло - это грязное мыло, впитавшее в себя с монашеских простыней и портков все отправления тела..., ну тут сами продолжите за меня, или лучше сами туда полезайте. Самое странное, что весьма непривлекательный для надземного жителя ландшафт ТАМ, в подземле, воспринимается как естественный и, после 200-го метра, когда ты уже полностью извозился в этой белесой слизи - как непревзойденно прекрасный.
А ведь путь наш к ГК еще даже не начался. Это просто вступление, некоторая форма любви к потенциальному читателю - рассказать да расписать то, что описать невозможно, разве что сводить вас туда. Нет уж - пусть это сделает кто-то другой!
Метров через 300 мы оказываемся в обычном колодце с люком наверху, правда, заваренном сваркой. Вблизи пола - решетка, там лужа воды и труба - сантиметров 20, не пролезть, в сторону Днепра. Ржавая лесенка поднимается вверх (а не вниз), и возле самого люка - та самая Длинная Труба. Благодаря лесенке мы довольно легко заинсталились внутрь, Самописец впереди, я за ним. Ползем на локтях. И тут до меня дошло, что ползти так - километр! Труба, до сих пор сухая, надумала направиться вниз и вскоре показалась вода. Сам храбро поршнем ползет вперед, противно хлюпая локтями и кроссовками, мой налобник выхватывает впереди его подошвы...
- Сам! Не делай волны!
- Мммм?
Я подумал, что будет, если уровень воды достигнет верха трубы... Ползти обратно? Ага! Только не развернуться в 40-сантиметровой трубе. Только взад пятиться. М - да. Судя по тому, что вода никуда не течет - мы в U - образном участке. Путь продолжается. Здесь, в отличие от других участков, нельзя даже прилечь и отдохнуть. А это потому (кто тупой - тому расскажу), что попробуйте прилечь полежать в трубе, на две трети заполненной водой, если вы не тритон. Меня вдохновляет мысль о финале, я знаю - этот путь имеет конец. Каково же было Самописцу во время первой проходки, когда ничто не сулило счастливого конца?
А водичка-то еще та. Не знаю, откуда тут тина, водоросли и улитки - до Днепра тут очень даже и очень. Факт! И все это гниет и воняет, и сил нет уже разгребать это путаное желе..
Прислушиваюсь. Слышу голоса людей. Поезд прогремел. Теперь я вспоминаю эту трубу - она идет вдоль железной дороги в Тропасовом яру, частично выглядывая из подземли в надземелье. Странен наш мир, сограждане. Может сейчас, за парой сантиметров бетона трубы стоит над моим мордом зеленый ботинок, и счастливый обладатель оного неспешно откупоривает бутылочку портера, не подозревая, что попрал незримо личность любопытную. Тьфу - на лирику потянуло, где там Сам? А "куда он денется с подводной лодки".
Ползем.
Силы покидают, но тут труба плавно пошла вверх, гнилая жижа отступила, и мы падаем, отдыхаем. По прежнему слышны звуки надземелья, дети смеются, кто-то разбил бутылку и матерится (бутылка, наверное, была не пустой). Мы - здесь. В темноте и невероятной тесноте. Пройдена половина пути.
Как ни странно - не ощущаю холода и дискомфорта. Кровоточат слегка ободранные локти, и я разговариваю с микробами, что уже пытаются покушаться на мои бренные останки. "Не жрите меня! - А впрочем, подАвитесь..."
Продолжаем движение. К концу второго часа пути, когда всё вокруг, казалось, теряет смысл, и все тело одевается презервативом боли, впереди что-то показалось. Мы выбираемся в кубообразный бункер, высотой метра 3. Пол сухой и первое время мы лежим не шевелясь, наслаждаясь теплом и неподвижностью. Потом Самописец поднимается, делает несколько физкультурных движений. Я повторяю за ним, получая неописуемое наслаждение от разнообразия движений тела.
Из бункера обнаружился единственный ход дальше - кирпичная галерея с метр двадцать высоты, идти - одно удовольствие. Двигаемся почти бегом, тут мой спутник делает предупреждающий жест рукой и резко останавливается. Ход привел к цилиндрическому колодцу огромных размеров. При этом - вывел нас в самом верху штольни - буквально метром выше - бетонная плита - крышка, закрывающая проем. Диаметр колодца - около 20 метров и сложен он мелким-мелким кирпичом (я такой видел однажды, когда у тещи разбирал печь отопления царской постройки, на каждой огнеупорной кирпичине стояло клеймо). Казалось, безупречно круглой формы ствол шахты уходил вниз. Насколько глубоко? Мой китайский налобник не ответил на вопрос, Тикка Самописца, мощный фонарь с тремя люксеонами показала, однако, какие-то неясные предметы внизу.
- А теперь - вниз! - сообщил Сам и, повернувшись спиной к проему, присел, приваливаясь на пузо и свешиваясь вниз. От такого жуткого зрелища теряю дар речи, но тут замечаю, как Самописец нащупал ниже кромки опору и все понимаю. Лестница! И в самом деле - от нашего выхода вниз шли ржавые скобы, вполне, однако, прочные и удобные. Самым неприятным был момент нащупывания, когда, ухватившись за самую верхнюю у порога самого, скобу, жопу опускаешь вниз, через порог, и шаришь по стенке кроссовкою - где же та гребанная ступенька. Ага! - вот она! Дальше просто спускаешься, нюхая сырой кирпич, медного с прозеленью цвета. Расстояние между скобами - точно метр, и спускаясь, я насчитал их 84 штуки. Так что, кто в математике силен - может прикинуть глубину. Под ногой хрустнула крошка - мы на дне. Поворачиваюсь - и офигеваю.
Все дно Колодца покрыто разнообразнейшим хламом. Вижу не просто хлам, это Хлам с большой буквы. Дно шахты покрыто толстым слоев разнообразных мелких предметов. Предметов бытовухи человеческой жизни. Вилки, кухонные ножи, ложки...
Вблизи того места, где я стоял, обнаружился островок чеснокодавок, штук 14 насчитал - при этом - ни одной одинаковой, одна вообще с клеймом Круппа, Кёльн 1936 год, другая - точь в точь, как недавно Любимая на лотке купила. Валялись тут и алюминиевые миски, несколько треснувших фаянсовых тарелок, терки для овощей, подставки для бокалов.... Не буду перечислять - тысячи и тысячи разнообразных предметов, от очень старинных, до современных. Ножницы, ложки для обуви, щетки для зубов и унитазов... Удивительно, что степень сохранности всего этого барахла была весьма различной. Большинство предметов оказались довольно помятыми и скородировавшими, но далеко не все! И при этом совсем не было мусора - листьев, бумажек, грязи, пустой тары...
- Когда впервые сюда залез - поведал Самописец - мне казалось, схожу с ума. Я, наверное, час бродил по этому "ковру", бессмысленно перебирая руками Утварь. Это жутко завораживает, с трудом пришел в себя.
-Зачем это всё! - В горле комок, какое-то тупое отчаяние, чувствую, надо что-то делать, но сознание пасует перед такими масштабами - Ну кому, КОМУ это все понадобилось!?
Почему-то представилась секта полоумных фетишистов-клептоманов, со всего света и на протяжении 3-х поколений собирающая тут безумную свою коллекцию.
Потихонечку шок от увиденного проходит, Сам предлагает пройтись дальше. Ловлю себя на том, что ступаю осторожно, стараясь не повредить эти клочки прошлого под ногами. Метровой высоты кирпичный ход, который, однако же, скоренько стал расти вверх, можно стало разогнуться. Зато заметно стало сужение, метров через эдак 100 пришлось протискиваться боком. Впереди показался выход, но ход сузился так, что худенький Самописец протискивался с трудом. Я... я просто перетекал, как кулек с дерьмом проваливается в ливневую решетку. В довершении всего, в стене появились торчащие куски арматуры, которые терзали нашу одежку, раздирали шкуру в кровь. В конце концов, мы вывалились в кубический бункер, вроде того, что был раньше. Переводя дух, оглядываюсь. И через эту щель в стене мы только что пролезли?? Со стороны пройденный проход выглядел как трещина в стене с торчащими зубами арматуры. На одном таком зубце я увидел капельку крови, оставленную мною в последнем рывке, и понял, почему это место назвали Кровавой Пелоткой.
- А теперь - заключительная картина - говорит Самописец и поднимает палец вверх.
Смотрю в указанном направлении. Вижу собаку. Мумию собаки. В потолке круглое отверстие. Из него свисает половина собаки - остальная часть осталась в трубе. Растопыренные лапы, пустые глазницы, раскрытая в последнем, роковом оскале пасть. До надземелья - 84 метра, какими судьбами оттуда сверзилась в трубу несчастная псина? Кто ты - друг "человека"? Дворняга с куцым хвостом, погнавшаяся за мышкой, или чей-то "любимец", опостылевшая игрушка, брошенная хозяином в эту трубу? А скорее всего, обкуренные гопы, просто бросили тебя в непонятную для них трубу, "просто так", чтобы "прикольно было". Мы с Самом посидели под несчастливым животным и пошли обратно. Потому что дальше прохода не было.
Не стану нагружать вас перипетиями обратного пути, он был мучительно труден и долог. В ДП мне пришлось прилечь на мыльный пол и поспать часик - иначе просто потерял бы сознание.
Вечер. Мы с Самописцем пьем в Погребе. Я - водку, он - апельсиновый сок.
Мы молчим.
Глава 6
В предыдущей главе я описал Глухой Колодец. Уже через пол года Геллн отыскала документ, который неожиданно просто всё объяснил. Но я вам не буду его приводить, объяснение это - зачем же срывать налет сказки с этого места? Чаще всего диггерам приходится сталкиваться с менее масштабными "диг-объектами", что, впрочем, не делает их менее интересными.
Однажды в июле Геллн задумала сводить новичков пройтись по Клову, но тут ей из Боярки позвонил Съелк и сообщил, что в сторону Киева прёт жуткий грозовой фронт.
Вылазку отменили. Для несведущих поясню. Во время дождя Клов, да и любая подземная река, из ручейка вспухает до буквально сногсшибательного потока. Оказаться там в это время - смертельно опасно, впрочем, я рассказал о подобном случае в одной из первых глав, но, напомнить никогда нелишне. Живите долго!
Сказанное, впрочем, не относится (в основном!) к дренажкам - во время дождя уровень воды, как правило, меняется там незначительно. Дренажки - Дренажно- Штоленные Системы (ДШС) - подземные рукотворные проходы, предназначенные для дренажа, то есть, для отвода грунтовых вод. Делается это для профилактики оползневой опасности и стабилизации рельефа. Грубо говоря, если бы Киевские Склоны не были изрыты дренагами, стольный град давно уже оказался бы "под столом". В Днепре значит. Ну, та его часть, что возвышается горделиво на кручах. Дренажные системы строили еще в средневековье, но настоящего размаха этот вид деятельности достиг в конце 19 - начале 20 веков и позднее. Строительство и поддержка систем не останавливалась и во времена мировых войн, и во времена перестроек-репрессий. Оно и понятно - чья бы сила не владела городом, она собиралась владеть им и в дальнейшем.
Впрочем, я отвлекся на нудную лекцию - прошу прощения. Если кому интерес придет - обращайтесь к Прымаре. Я же продолжу своё.
Геллн и новички решили вместо Клова идти в Николку. Красота и доступность этой дренажки сделали ее проходным двором для кого попало, но в качестве первой экскурсии для новичков это был прекрасный выбор. Зашли все семеро в Погреб - он от Николки метров за 500. Выпили кофе. Ушли.
Последним выходил полненький очкарик, с лицом студента-херувима. Я его отметил от остальных, потому как он споткнулся на нижней ступеньке и вдруг тоненьким голоском сматерился, что уж никак не вязалось с его примерным обликом.
Через часа три вся компания вернулась, теперь уже на пиво, шумно обсуждая полученные впечатления, в общем, я такого уже много раз насмотрелся. Не выражал шумных эмоций только тот тихоня. Тихонько сел в уголок, и словно развернул зрачки внутрь головы, сидит себе. Не разговаривает, не прислушивается. Смотрю - человек явно не в себе. Ну,... кивнул Геллн в его сторону, подсели мы тихонько. Гелн первая нарушила паузу:
- Сколько смотрю на тебя, Сань, не перестаю удивляться.
Саша тут словно очнулся, невесело улыбнулся на девушку и разомкнул уста.
- В каком смысле, Лен?
- В хорошем, Саш. Ты пойдешь еще в Николку? Сегодня мы совсем недолго были в КАДе. (КАД - Контрл Альт Дел - центральный зал дренаги, где обычно все собираются и пребывают - каждый со своим состоянием.)
- Пойду. Только... можно я туда пойду один?
Тут мне стало немного тревожно, и, наверное, тревога посетила мою физиономию, потому что Саша сказал:
- Да не беспокойтесь. Ничего такого. Посижу, послушаю музыку...
- Только сообщи, пожалуйста, по телефону Джунглей про инсталляцию и когда выйдешь, ладно?
- А что это за телефон такой, Лена?
- Всё забываю, что это надо всем новичкам рассказать в самом начале. Джунгли - это девушка - певунья. У нее есть мобилочка, номер запишешь обязательно. Это наша контрольно - спасательная служба. Если кто лезет куда, минимум он сообщает о точке залаза, предполагаемом маршруте и продолжительности вылазки по этому телефону. Так. На всякий случай.
- Позвоню обязательно - ответил Саша, а я про себя подумал: "Не позвонит. Просто забудет про это".
- А почему КАД назвали КАДом?
И тут Геллн рассказала историю, о которой мне слыхать не приходилось самому.
- Когда-то давно жили у отца три сына. Звали их как-то по человечески нормально - никто теперь установить, как именно, не может. А вот ники у них были Контрл, Альт и Дел. А поскольку они еще были как две капли воды похожи один на другого и третьего, потому что были близнецами, то народ часто путал их между собой. И еще - как-то так получалось, что одновременно на глаза окружающим попадалось только двое братьев - при том, в любом наборе. И пошло в народе поверье, что их с самого начала только двое и есть, а третьего вообще в природе не существовало. Когда одна сырная голова прямо спросила об этом у обоих братьев, тогда это оказались Контрл и Дел, они просто синхронно стали смеяться, говорить, что это все ерунда, и что Альт подойдет с минуты на минуту. Тут у Дела зазвонила мобилка, и сердитый голос оттуда напомнил тому о том, что опаздывать нехорошо, и Дела ждут в 108 аудитории для сдачи зачета (а дело было в Университете, во время сессии). Ну Дел ухватил ноги в руки и озабоченно умчался. Едва только за ним закрылась дверь, как тут же и распахнулась. На пороге появился Альт, что-то втирая по мобильному телефону. Марка телефона, к слову, отличалась от той, что у Дела.
И такие казусы - постоянно. Никто не видел трех братьев вместе. За исключением единственного случая. Как-то получилось, что, не сговариваясь друг с другом, три киевских диггера пригласили братьев сходить в Николку. И, что странно, в один и тот же день и одно и то же время, и каждый не знал о планах других двух. Штык пригласил Контрла, Прымара - Альта, а я позвала Дела. А еще получилось, что в безымянный тогда еще зал все три пары пришли одновременно и тремя разными путями. Штык с Контрлом - через пёсью нору, Прымара с Альтом - из каскадной галереи, ну а я приболевшая была и временем торопилась - Дела привела прямо сверху через люк около автостоянки.
И когда все поприветствовали друг друга в Подземле - тут и увидели мы трех братьев сразу.
Странное было зрелище. Вполне обыденная ситуация отдавала абсурдом, хотя братья ничего особенного в плане общения не выдали. Они искренне веселились случайности встречи, но потом видимо пришли к выводу о сговоре с нашей стороны. Мы вшестером сидели там при свечах около часа, потом мне надо было бежать, остальные могли оставаться, но почему-то ушли вместе со мной.
Это было через неделю после защиты братьями диплома. После прощания наверху у люка мы, трое диггеров проводили взглядами трех братьев. Мы просто подождали, когда они тормознут такси и укатят по своим делам. Сами мы себя чувствовали как-то глупо - ребята потом сказали, что их ощущения были аналогичны моим. Больше мы никогда не видели братьев.
- Они погибли? - Драматически спросил Саша.
- Да ну что ты! - Геллн улыбнулась - Просто на другой день они со своей семьей улетели в Канаду. На ПМЖ. А Зал с тех пор так и называется. Зал КАД. Или, изредка, Зал Трех Братьев.
После этого разговора прошло пять месяцев. Все это время меня мурыжила налоговая - будто все чешское, проданное за последние 4 месяца прошло безфискально по бартеру с какой-то левой фирмой. Ну, надо же такое измыслить. Вовсе та фирма и не левая была, вполне легальная - это они там, в налоговой, что-то напутали. Ну да ладно - не буду грузить вас этой фигней. Просто все это время никуда не лазил и почти ни с кем не общался. Но все хорошо, что хорошо кончает - сдыхался я с этих дел почетным образом. И так меня эта дребедень заколебала, что взял и пошел в КАД. Шел через пёсью нору. Нравится мне этот путь - проползая на четвереньках в Храм, ты словно отдаешь дань уважения Подземле и Месту. Если бы я был суеверным, я бы назвал это ритуалом местному духу.
Было за полночь. В самом начале инсталляции через люк мне послышались далекие звуки. Ну, в Николке часто так бывает, кто-то сидит, магнитофон крутит, бывало - ноутбук с акустикой притащат. Иду по проходу. Прислушиваюсь. Нота нервная, что-то цепляет внутри - какая красивая мелодия. Нет, неправильно, говорю. Не то, чтобы красивая. Просто как-то действует, как комок в горле, но светлое ощущение. Такое было, когда в органный зал ходил с Любимой, Баха слушать. Только там был зал людей, тут же звучало беспредельное Одиночество, одиночество, которое не ищет своего разрушения. Осторожно, стараясь не шуметь, проползаю пёсью нору и уже узнаю струнность мелодии. Скрипка. Только вот чья музыка - не понимаю, да и не важно это. Выключаю налобник. У входа в КАД останавливаюсь. Вижу отблеск свечи и профиль со скрипкой у подбородка. Саша. И никого больше кругом. Я присел на порожек и слушал. Сколько прошло времени - не помнил. А потом почему-то, вместо того, чтобы подойти и поздороваться в промежутках между мелодиями, просто потихонечку развернулся и ушел. Провожала меня музыка - тихая и красивая.
Тогда не стал возвращаться в Погреб. Сел на ступеньки Набережной. Эх... да чего там говорить, отвяжитесь...