Гранде Ираида Юрьевна : другие произведения.

Вместо преамбулы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Под законопроектом, предлагаемым вниманию читателя, не подпишется ни один из русскоязычных депутатов нынешнего Кнессета...

Израиль, август 2001 года
  ВМЕСТО ПРЕАМБУЛЫ
  
  Ираида ГРАНДЕ
  депутат городского совета Арада
  
  "Мы не невежды. Интернационал... мы знаем, что такое Интернационал. И я хочу Интернационала добрых людей, я хочу, чтобы каждую душу взяли на учет и дали бы ей паек по первой категории. Вот, душа, кушай, пожалуйста, имей от жизни свое удовольствие.
  Интернационал, пане товарищ, это вы не знаете, с чем его кушают..."
  Исаак Бабель, "Конармия"
  (примечание: употребление термина "Интернационал" не следует принимать за свидетельство приверженности Исаака Бабеля или Ираиды Гранде идеям коммунизма)
  
  Под законопроектом, предлагаемым вниманию читателя, не подпишется ни один из русскоязычных депутатов нынешнего Кнессета. Более того, если некто будет настойчиво требовать у любого их этих депутатов высказать свое мнение о проекте, можно не сомневаться, что реакция парламентария будет такова: сначала он попытается уклониться от ответа, сославшись на большую занятость, а потом скажет, что такие идеи могут высказывать только сумасшедшие или враги народа. Боюсь, что при первом чтении законопроект может вызвать отрицательную реакцию и у многих читателей.
  
  Это вынуждает меня сделать сделать довольно пространное заявление "личного характера", в котором вынуждена буду часто применять очень нелюбимое мною местоимение "я". Итак, я - сионистка и сторонница либеральной демократии, которая в еврейском государстве должна органично сочетаться с религиозными и историческими традициями еврейского народа. Термин "либеральная демократия" я понимаю в общепринятом смысле - как строй, в котором существует разделение властей, органы власти избираются народом, правят для народа и именем народа, а также строго соблюдаются права человека, предусмотренные международным правом и законодательствами западных стран. Соблюдение прав человека защищает индивидуума как от диктата власти, так и от диктата большинства.(речь идет о правах меньшинств)
  В Израиль я приехала в 1990 году. По образованию я - физик. Мой отец в пятидесятые годы сидел в тюрьме за сионисткую деятельность. В конце 80-х годов я участвовала в российском демократическом движении, была членом "ВААДа" (сионистской огранизации евреев СССР). Я, в свое время, принимала участие в первом в СССР академическом семинаре на еврейскую тему ("Еврейский мир в 20-м веке"). Я не коммунистка и никогда ею не была, не экстремистка, не террористка.
  Увидев, в каком тяжелом положении оказалась наша алия в Израиле, я решила посвятить свою жизнь общественной деятельности на благо страны и русскоязычной общины. Идеологию и публицистику я стараюсь сочетать с оказанием практической помощи олим (по мере моих скромных возможностей). Я убеждена, что честной общественной деятельностью можно заниматься лишь когда твои руки стерильно чисты - поэтому я никогда не получала за эту деятельность зарплаты и иных материальных благ, а также никогда не пыталась их получать. Второй мой принцип - видеть действительность такой, какая она есть, не предаваться иллюзиям и ни перед кем не заискивать. Я всегда говорю, что думаю и НИЧЕГО НЕ БОЮСЬ.
  На протяжении десяти лет я принимала участие во всех серьезных попытках создания общинных структур или партий. В 1995 году я была в составе партии "Исраэль ба-Алия" - програмные декларации ИБА и заявления ее лидеров казались мне (да и не только мне) очень привлекательными. К сожалению, действительность оказалась бесконечно далека от этих деклараций. Руководство партии занималось чем-то, страшно далеким от проблем алии, а ведь ради решения этих проблем и создавалась партия. Реальный контроль над ИБА оказался в руках очень узкой группы людей. К голосу рядовых активистов никто не прислушивался. Некоторые депутаты и сотрудники аппарата, к сожалению, просто бездельничали. Вначале я говорила об этом в частных беседах с депутатами от ИБА и работниками аппарата. Убедившись, что меня не желают слышать и понимать, я заявила о своей позиции во всеуслышание - не нарушая при этом устава партии. Руководство ИБА не пожелало вступать в дискуссию - вместо этого оно организовало против меня кампанию травли (травля принимала самые различные формы - анонимные авторы газетных заметок обвиняли меня и в нечестности, и в корыстолюбии, и в предатательстве, и в аморальном поведении, и в цинизме). В моей позиции усматривали различные личные мотивы (зависть, месть и т.п.), мои заявления рассматривали как намерение сместить кого-либо с занимаемого им поста, а самой сесть в его кресло и т.п.
  После того, как меня изгнали (?) из ИБА (в 1999 году), я не состою ни в каких политических партиях.
  Я стараюсь никогда не отвечать на публичные поношения, но здесь, по необходимости, вынуждена сказать: я не испытываю злобы или ненависти к кому-либо, я не желаю садиться в чье-либо "кресло" и не желаю получать деньги за занятия политикой. Мои избиратели выбрали меня в городской совет, я этой бесплатной, но очень трудоемкой работой горжусь. Я и мои единомышленники из различных городов страны действуем в рамках неформального общественно-политического клуба. Естественно, идеи "Конференции избирателей" привлекли наше самое пристальное внимание - мы видим, что нечистоплотные, корыстолюбивые и жадные до дешевой славы русскоязычные политики уже объединились в свой "всеизраильский интернационал" (пусть он пока и неофициален - хотя "палата политиков" при "Всеизраильском конгрессе русскоязычных общин" - явление, на мой взгляд, совсем не безобидное). Пора и нам - порядочным людям, объединяться в свой "интернационал". Может быть, "Конференция избирателей" и станет этим "Интернационалом добрых людей".
  
  Предлагаемый законопроект - это "программа-максимум" для политической партии, которая действительно будет представлять в органах власти интересы репатриантов. Дело даже не в том, чтобы принципы данной программы стали Основным законом. Самое важное - чтобы эти принципы стали осуществляться нашей общиной на практике.
  Как читатель увидит, в основе програмы наряду с принципами либеральной демократии и сохранения еврейского характера страны лежит принцип общинной автономии и коллективных прав общины. Может возникнуть вопрос: "А не противоречит ли идея общинной автономии идеям сионизма? Не подрывает ли она стабильность еврейского государства? Не окажусь ли я, поддержав идеи Гранде и ее сподвижников, в стане экстремистов, предателей или, Боже упаси, сумасшедших?".
  Мой ответ на эти опасения таков: "Признание коллективных прав русскоязычной общины и других еврейских общин - это единственный способ сохранить Израиль как государство еврейского народа и спасти его от внешней угрозы. Излагаемые идеи основаны на документах международного права и они органично сочетаются как с еврейской традицией, так и с принципами сионизма".
  Для того, чтобы полностью обосновать нашу концепцию, потребуется толстый том, а может, быть, и много томов - и при этом придется изложить и правильно трактовать множество фактов из истории евреев Эрец-Исраэль и Государства Израиль. В рамках газетной публикации я не могу изложить всех аргументов и ответить на все возражения. Если в физике можно изложить и аргументировать самую глубокую идею в нескольких строчках, то в общественных науках на это требуются десятки и сотни страниц.
  
  Определение: Представительская партия - это партия, которая ограничивается пропагандой своих идей и работой в центральных и местных органах власти.
  Интеграционная партия - это партия, которая, кроме функций пропаганды и представительства, выполняет также и иные социальные функции.
  
  Израиль в его нынешнем виде был создан усилиями нескольких интеграционых партий и английских колониальных властей. Это - исторический факт.
  Подавляющее большинство еврейских партий 30-х и 40-х годов содержали самые разноообразные учреждения: образовательные, благотворительные, медицинские, спортивные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, финансовые, военные и прочая и прочая. Корни любого израильского учреждения, которое мы сегодня можем видеть - от ШАБАКа (служба безопасности) до банка или больничной кассы, лежат в той или иной партийной структуре. Каждая партия возглавляла свой собственный сектор, свою строго определенную группу населения.
  По различным причинам эти интеграционные партии пошли в сороковые годы на провозглашение государства. В течение первых десятилетий его существования учреждения государства были тем или иным способом поделены - партийные структуры стали перерождаться в государственные. В отличие от ранних волн алии, репатриантам 50-х годов не позволяли организовывать свои интеграционные партии. Их не пускали и в государственный механизм, созданный партиями существующими. Процветавшие в 20-е годы партии выходцев и Йемена и сефардов были ликвидированы (правящие партии, грубо говоря, перекупили их лидеров). Прошли десятилетия, прежде чем выходцы из стран Востока смогли добиться первых скромных социальных успехов.
  
  Принятый в 1992 году Закон о партиях прямо запрещает создавать интеграционные партии. Интеграционная партия ШАС испытывает из-за этого серьезнейшие трудности.
  
  Репатриантам 90-х годов не позволили создать интеграционную партию (даже такую слабую как ШАС или "Агудат-Исраэль"). Нас, в целом, не подпустили и к механизму государства (т.е., к реальной власти и системе распределения социальных и материальных благ). Таким образом, и в пятидесятые, и в девяностые годы произошло одно и то же социальное явление: правящие круги, не желая ничем поступаться, закрыли путь к быстрой интеграции сотен тысяч репатриантов. Тем, кто не хотел терять собственное достоинство, в пятидесятые годы предстоял путь, длиной в десятиления: создание слабых, несерьезных, на первый взгляд, объединений и организаций, насмешки, унижения, попытки как-то пристроиться в существующих структурах, и, наконец, в следующем поколении, после утраты традиционного языка и традиционной культуры - создание более или менее крепкой партии, которая пока еще не вышла "на оперативный простор" и отчаянно борется за выживание (партия ШАС).
  Когда в 1950 году в первом Кнессете (Учредительном собрании) происходили дискуссии о необходимости принятия конституции, одним из агрументов противников конституции был таков: нельзя закреплять никаких основополагающих приниципов - ведь огромные еврейские общины все еще находятся вне еврейского государства.
  Сегодня все важнейшие общины, потенциально могущие репатриироваться, уже здесь, в Израиле. Мы даже не просим закрепления общих принципов в конституции - это нереально. Мы просим предоставить нам те же базисные права, которые были у репатриантов, например, из Германии и Румынии в 30-40 годы (через общинные объединения - к Прогрессивной партии, которая затем была переименована в "Независимую либеральную" и просуществовала в Кнессете до начала 80-х годов, когда от дискриминации этих общин не осталось и следа) . Наши общинные учреждения, контуры которых намечены в предлагаемом Основном законе - это всего-лишь интеграционная партия того периода.
  
  "Агудат Исраэль" пришлось пережить многие десятилетия в "глухой оппозиции", без всякого шанса иметь какое бы то ни было реальное влияние. Но руководители партии хорошо понимали закономерности развития израильского общества. Понимали эти закономерности и приверженцы партии - они хранили ей верность, и, в итоге, партия добилась определенных успехов.
  Алия 90-х, после первых неудачных попыток создания партий, убедившись, что эти партии никакой пользы общине не приносят (а их лидеры, мягко выражаясь, не оправдали доверия избирателей), ударилась в пессимизм - люди или не хотят вообще слышать о "русской партии", или механически голосуют за существующие, ни на что не надеясь.
  
  Сегодня наша задача - создать пусть маленькую, но крепкую, сплоченную и демократичную интеграционную общинную партию, которая будет твердо отстаивать свои принципы при любых обстоятельствах. Пусть у нее будет всего два мандата и ни малейшего шанса войти в правительство. Исторический опыт показывает, что спустя некоторое время такая партия и сконцентрированные вокруг нее учреждения принесут нашей общине крупный политический и экономический успех - и это будет успехом всего Израиля.
  
  Если мы не поможем себе сами, нам и нашим детям и внукам не поможет никто.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"