Городинский Александр : другие произведения.

Школа - слепок цивилизации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О месте и роли современной школы в жизни нового поколения

  Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит оттого ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание - предмет первой необходимости: каждая форма государственного строя отличается присущим ей характером, который обыкновенно и служит к сохранению самого строя и определяет его изначала, как, например, демократичный характер строя - демократию, олигархический - олигархию. И всегда наилучший характер государственного строя обуславливает собой и более высокую его форму.
  (Аристотель)
  
  Государство организует школу, а школа создает историю государства.
  (Яков Городинский)
  
  Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
  (Демокрит)
  
  
  Школа - это государство в государстве.
  Там есть: и взрослые, и дети, идеология и политика, искусство и мораль, право и закон, проблемы экологии и проблемы исторические.
  
  В школе представлены достижения цивилизации: различные образцы мебели, учебно-наглядное оборудование, транспорт, печатные издания, компьютеры, связь, пищеблок и многое другое.
  
  Школа - это институт консолидации, который объединяет педагогов и их семьи, учащихся и их родственников, руководителей города или района, работников сервиса, ученых и методистов.
  
  Очень трудно представить себе человека, который не был бы связан так или иначе со школой. Нет в цивилизованных странах другой структуры, объединяющей большинство населения и в той или иной мере влияющей на их жизнь.
  
  Государственная школа - это государственный социальный институт, ставящий своей целью подготовку человека к жизни в сообществе людей.
  
  Жизнь, в свою очередь, требует от человека владения необходимыми знаниями и навыками для производства промышленных товаров, питания, услуг и всего, что требуется государству.
  
  Большинство школ в мире государственные. В таких школах государство платит зарплату школьным работникам, обеспечивает учебно-материальную базу и предъявляет свои требования к программам обучения, воспитания и развития учащихся.
  
  Развитие школы - это модель исторического развития государства.
  
  В течение долгого времени роль семьи в подготовке человека к жизни была безраздельна.
  
  С развитием общества роль обучающих и воспитывающих институтов возрастала и переходила по многим вопросам к церкви, школе, клубам и другим социальным объединениям.
  
  Роль школы в жизни сообщества постепенно менялась вместе с изменением самого сообщества.
  
  С тех пор, как для цивилизации понадобилось много квалифицированных и умелых рабочих рук, роль школы стала наиважнейшей в подготовке человека к жизни в обществе.
  
  Об истории школы написаны горы книг. Это интереснейшая тема. В масштабе этой книги я хочу высказать свое мнение лишь только о двух периодах в истории школы - так, как я это понимаю.
  
  Разумеется, любая периодизация в истории условна и ограничивает наши представления. Возьму на себя смелость утверждать, что философия школы имеет два периода в своем развитии.
  
  
  1. Первый период в жизни школы протянулся с античных времен до Ян Амоса Коменского* и Джона Локка*.
  2. Второй период начался после создания этими величайшими из реформаторов человеческой жизни исторических образовательных коцепций. Джоном Локком - по философии образования, Яном Амосом Коменскиим - об устройстве школы.
  
  
  На те же периоды, на мой взгляд, можно поделить историю развития государственности. Только изменения в государственном устройстве происходили несколько ранее, чем в школе.
  Поскольку государственная школа, как и положено государственному институту, обычно отстает, так как ждет "указаний сверху".
  
  Что касается последних нескольких столетий, государственное устройство в цивилизованных странах почти не изменилось. В первую очередь, это касается стран западной цивилизации.
  
  Официальная идеология в течение нескольких десятилетий усиленно внушала нам, что государственные устройства в странах капитализма и социализма имеют существенные различия, которые и определяют разницу в жизни и в культуре, в том числе в школе.
  
  Как выяснилось после распада Советского Союза эту самую разницу невозможно рассмотреть невооруженным глазом. А "вооружать" глаз предлагалось все тем же: идеологическими легендами и вымыслами.
  
  Историю любой страны можно рассматривать с точки зрения работы учителя и работы школы.
  
  Культура, искусство, наука, семейная этика, нравственность и мораль, ответственность граждан и многое другое, на чем держится человечество, начинается со школы.
  
  Можно указать на промежутки времени, когда авторитет учителя в государстве был высок, школам уделялось первостепенное внимание. Именно тогда народы достигали наивысшего расцвета. Соответственно, трагедии в социальной жизни наступали после того, как в течение относительно длительного периода учитель и школа в государстве не были окружены должным уважением.
  
  Можно проследить историю любого государства от самой далекой известной нам древности до наших дней и обнаружить, что везде действует эта строгая закономерность. Даже малейшее пренебрежение образованием рано или поздно приводит к падению общей культуры, падению нравственности, разрушению устоев и, в конце концов, к краху государства.
  
  Под школьным образованием в данном случае я имею ввиду всю систему мер, организационных действий, идеологических мероприятий, способствующих непрерывно длящемуся процессу формирования гуманной личности.
  
  Социальные катаклизмы не случаются мгновенно. На их созревание уходят годы, иногда десятилетия. Но я уверен, что происходят они, в первую очередь, по педагогическим причинам.
  
  Можно с уверенностью сказать, что история народов пишется учителями. Социальные, научные, культурные преобразования начинаются в школе. История создается в школе.
  
  Разумеется, философский взгляд на школу в таком случае должен быть следующим: школа - не только место, где приобретают знания, умения и навыки, это - .социальный институт нравственности и мышления.
  
  Надеюсь, что когда-нибудь будет написана педагогическая история человечества. Уверен, это будет наиболее близкая к истине история культуры и цивилизации.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"