Пожалуй, нет вопросов к аметисту. И имя - греческое сохранилось... И описание подходящее...
Рубин? Ну, может и не рубин. Но! Красный и прозрачный. Так что либо рубин, либо карнеол.
Топаз... Скорее да, чем нет. Хотя есть мнение, что второй камень - красноватый...
Изумруд... Нет. Камнем Левия был сардоникс. Поначалу. Но, по блату заменили на изумруд. "Восток - дело тонкое"...
"На великолепном трехцветном арабском сардониксе искусно вырезаны два профиля - мужской и женский"
Карбункул. В переводе "уголь". По всей видимости, это синий камень с сильным александритовым эффектом. И при поднесении к углям - приобретает их (красных углей) цвет.
Сапфир... Черный, как сурьма? И такой бывает.
Алмаз? Большие сомнения. Где такой большой взять, чтоб написать имя на нём? Есть мнение, что на самом деле тут яшма. Белая. Либо халцедон. Белый.
Камень Дана - черный, как и ... Но это может быть и морион, и шерл.
Хризолит... Ну, не знаю...
Яшма? Пусть её.
А вот с "ониксом" есть нюансы. Лично я до недавнего времени считал как все: оникс (ноготь) значит и камень слоистый. И это тот, что и сейчас называют ониксом. Но... Вот что пишут люди:
"Этот камень имеет совсем желтый цвет. Говорят, этим камнем особенно увеселяются молодые жены царей и богатых людей, которые делают из него себе даже бокалы. Есть и другие онихиты, одинаково именуемые, которые подобны воску молочного цвета. Некоторые говорят, будто они выходят из воды и затвердевают. Онихитами же их называют по естественному сходству их с ногтями24, так как ноготь людей благородных подобен мрамору, в соединении с цветом крови. Иные и самый мрамор, в виду испытания его по ногтям, называют ложно онихитом, по причине чистоты белизны." - короче, это янтарь.
Итак, вот камни наперсника в первом приближении:
1. Рубин КРАСНЫЙ
2. Топаз ОРАНЖЕВЫЙ
3. Сароникс Красный-черный-белый
4. Александритовый гранат СИНИЙ
5. Черный сапфир ЧЕРНЫЙ
6. Кахалонг БЕЛЫЙ
7. Морирн ЧЕРНЫЙ
8. Агат Бесцветный с черным
9. Аметист Красно-фиолетовый
10. Хризолит ЗЕЛЕНЫЙ
11. Янтарь СЕРДОЛИКОВЫЙ
12. Яшма ПЁСТРАЯ (радужная)
Почему в первом. Во-первых, камни заменядись на более качественные. Во-вторых, камни могли меняться в принципе. Янтарь (что хотите, органика!) мог быть заменен на аналогичный по цвету агат. То есть - оникс. В-третьих, список требует уточнения. Камни дожны быть разноцветными и не повторяться, а кроме того , должны быть доступными.
Какие цвета... Предположим, что древние различали ВСЕ цвета радуги (семь), а кроме того черный, белый, серый, коричневый. ИТОГО - одиннадцать. Двенадцатый камень - смесь всх 12 цветов. Следовательно, надо добавить бесцветный.
Возьму на себя смелость предположить, что в камне колена Вениамина (пестрой яшме) присутствовал некий цвет, который больше нигде не фигурировал. Это коричневый. Обычный для яшмы и больше нигде. Тогда имеем: бесцветный+белый+ серый+ черный+ 7 радуги = 11.
Начнём искать во втором приближении.
Какие камни были известны евреям? Ответ: те же, что и египтянам.
Молодая бирюза. Старая бирюза. Лазурит. Амазонит (то есть, зеленый полевой шпат). Сердолик. Агат (разный, в том числе сардоникс). Горный хрусталь. Цитрин. Хризолит. Аметист. Морион (раух-топаз). Яшма (разная). Янтарь (разный). Жемчег (и перламутр).
Кроме того, известно, что у египтян имелось
"... 6 бериллово-изумрудных и один корундо-сапфировый карьер времен фараонов на территории этого государства".
Так что сапфир и изумруд были евреям того времени известны. А вот мог ли Бог требовать применить их в украшении, это не ясно.
Древнеегипетская палитра была сформирована из шести цветов: зеленый (вадж); красный (дешер); синий ( хесбедж); желтый (хенет); белый (хедж); и черный (кем).
Древние египтяне использовали минеральные соединения для придания красок своему искусству. В результате некоторые цвета все еще остаются яркими и красивыми тысячи лет спустя. Они делали украшения из аметиста, граната, яшмы, оникса, гематита, бирюзы, лазурита, меди, малахита (разновидность медной руды), золота, серебра, фаянса и раковин.
Этот материал имеет не менее знаменитую предысторию. Первые украшения из малахита датируются 8-ым тысячелетием до нашей эры. В древней Греции малахит назывался 'кипрской медью'. На ближнем востоке и Египте зеленый камень был известен как - шесмет, а в Месопотамии имел название - зинджар. У нас малахит впервые упоминался как 'демидовская зелень'.
Судя по ранее сказанному, бирюза не нашла применения в наперснике. Как и жемчуг.
В Дахшуре, в гробнице дочери фараона Аменемхата II, принцессы Иты, (Среднее царство, 12-я династия, царствование Аменемхета II, ок. 1914-1879 гг. до н. э.) вместе с коллекцией драгоценных камней, ожерельем, браслетами, ножными браслетами и остатками пояса, был найден кинжал...Рукоять изготовлена из чеканного золота и инкрустирована лазуритом, сердоликом и зеленым полевым шпатом.
'...каждый имел знамя особого цвета, соответствовавшего цвету драгоценного камня на груди Аарона... Камнем Реувена был одем, и цвет его знамени был красным, и на нем была вышита мандрагора. Камнем Шим'она был питда, и его знамя было зеленого (жёлтого) цвета... Камнем Леви был барекет, и его знамя было на треть белым, на треть черным и на треть красным... Камнем Иехуды был нофех, и цвет его знамени был подобен цвету неба... Камнем Иссахара был саппир, цвет его знамени был черным, как сурьма... Камнем Звулуна был яхалом, и цвет его знамени был белым... Камнем Дана был лешем, и цвет его знамени был похож на саппир... Камнем Гада был ахлама, и цвет его знамени был... пурпурным... Камнем Нафтали был шво, и цвет его знамени был... смесью белого и черного цветов... Камнем Ашера был таршиш, и цвет его знамени был подобен цвету драгоценного камня, каким женщины украшают себя... Камнем Иосифа был шохам, и цвет его знамени был угольно-черным... Камнем Биньямина был яшфе, и цвет его знамени был... смесью всех двенадцати цветов...'
святитель Епифаний Кипрский О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона
Распечатать
Вход
святитель Епифаний Кипрский
О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона
Ты просил меня, почтеннейший (Диодор), сделать для тебя краткое сообщение о камнях на наперснике верхней1 ризы первосвященника, которые Бог повелел прикрепить на груди Аарона (Исх. 28:15; 29:5; сн. Лев.8:8), о наименованиях, о цветах или видах, о местах этих камней, о тех умозрениях, которые от них ведут к благочестию, также о том, за какое колено каждый камень был там помещен, - о том, где можно находить их, и где их отечество.
Наперсник разделяется на четыре части и сам четыреуголен, в пядень длины и ширины одинаково. В первом ряду его первый камень сардий, затем топаз и далее смарагд. Во втором ряду первый камень анфракс, затем сапфир и потом иаспис. В третьем ряду первый камень лигирий затем агат и потом аметист. В четвертом ряду первый хрисолит, затем берилл и потом онихий (Исх. 28:17-20). Это и суть 12 камней, которые привешены были к верхней ризе первосвященника; различия и места нахождения их следующие:
I.
Первый камень сардий 2 есть так называемый вавилонский. Он вида как бы огненного и цвета крови, уподобляясь посоленной рыбе сардию. Поэтому он и называется сардием, от вида своего получив прозвание. Он находится в Вавилоне, в Ассирии. Этот камень прозрачно-блестящий. Он имеет и врачебную силу: им пользуются врачи при опухолях и других поражениях, бывающих от железа. Есть и иной камень (того же рода), сардоникс, иначе называемый малахитом, который также смягчает опухоли. Он такого же вида, как и сардий, только с зеленым отливом. Важнее всего он при начале весны, когда начинаются оные болезни.
II.
Камень топаз более красен, нежели анфракс. Находится он в Топазе, городе Индии3, быв некогда найден тамошними каменотесами в сердцевине другого камня. Каменотесы, увидев, что он блестящ, объявили его за алебастр некоторым Фиванцам и продали за не большую цену. Фиванцы же принесли его управлявшей в то время их городом царице; а она, взяв его, возложила на диадему посредине лба. С камнем этим делают следующий опыт: будучи стираем (в порошок) на лекарском оселке, он образует жидкость уже не красную, соответственно его цвету, а млековидную (молочного цвета). За тем растирающий наполняет этой жидкостью сколько хочет сосудов и совершенно нисколько не уменьшает первоначального веса. Образовавшаяся из него жидкость эта помогает в глазных болезнях. Пьющий ее предохраняет себя также от водянки; исцеляет она и тех, которые чахнут от принятия в пищу морского винограда.
III.
Камень смарагд. Он называется также и прасином (зеленым). Он зеленоват по виду и представляет некоторое различие между несколькими видами его. Некоторые называют их Неронианами, а другие Домицианами. Нерониан мал по виду, очень зелен, прозрачен и блестящ. Называются же они, говорят, Неронианом или Домицианом по следующей причине: утверждают, что Нерон или Домициан налили масла в довольное число сосудов; это масло по времени от плесени позеленело и от этого камень, напояемый маслом в особенном обилии получил зеленый цвет. Другие же говорят, что некто Нерон, древний художник низшего разряда, или каменотес сделал первый опыт приспособления смарагда к житейским потребностям, и от того самый камень стал называться Неронианом. Иные же называют его Домицианом. Но и другие есть смарагды. Первый находится в Иудее и совершенно подобен Нерониану; а другой - в Ефиопии. О нем говорят, что он родится в реке Фисоне. Фисон же у греков называется Индом, а у варваров - Гангом4. Говорят, что в той же реке находится и анфракс. Ибо тамо, сказано, есть анфракс и камень зеленый 5 (Быт. 2:12). А сила камня, то есть, смарагда, говорят, заключается в том, что в нем отражается лицо. Баснотворцы говорят также, что он способен сообщать предведение.
IV.
Камень анфракс 6 . Он по виду цвета багряного. Месторождением его служит Карфаген, что в Ливии, называемой Африкою7. Другие же говорят, что камень этот можно находить так: днем его нельзя видеть, а ночью он издали искрится наподобие светильника или горящего угля8 и издали виден. И зная это, искатели легко находят его. На чем бы его кто ни носил, не может скрыть его: потому что какими бы одеждами он ни был закрыт, блеск его непременно просвечивает из-под одежды. Оттого он и называется анфракс (уголь). Немного сходен с ним камень керавний 9 , который некоторые называют οἰνωπόν - темно-красным за подобие цвета вина10. Близко сходен с ним также камень, называемый карфагенским, так как и он находится в том же месте.
V.
Камень сапфир пурпурового цвета по виду, подобно улитке, дающей пурпуровую краску, то есть черному пурпуру. Много есть родов его. Есть царский украшенный золотыми пятнами. Но не так удивителен этот, как тот, который весь пурпурового цвета. Говорят, что такой находится в Индии и Ефиопии. Посему говорят, что у индийцев есть храм Дионису11, имеющий 365 ступеней из камня сапфира, хотя многим это и представляется невероятным. Камень этот дивен, весьма красив и приятен на вид. Поэтому его и вкладывают в кольца и ожерелья, особенно же цари. Имеет он также и целебную силу. Ибо если его стереть в порошок и смешать с молоком, то он исцеляет от язв, бывающих вследствие нарывов и желваков, если такою смесью намазывать врачуемыя места. Написано же и в законе, что явленное Моисею на горе видение и данное законоположение отпечатлелось на камне сапфире (Исх. 24:10)12.
VI.
Камен иаспис 13 . Он с виду похож на смарагд; находят его при устьях реки Фермодонта14 и около Амафунта, города на острове Кипре. Но есть много родов иасписа так называемаго Амафунтского. А вид камня такой: подобно смарагду он зеленоват, но тусклее и темнее его. И внутри своей массы он имеет зеленоватость, подобную ржавчине меди и имеет жилки в четыре ряда. О нем много слышали мы вымыслов, передаваемых баснословами. Но есть также и иной род этого камня цвета более синего, нежели море, более густого по цвету и окраске. Другой род камня находится в пещерах на горе Иде во Фригии15, по цвету, уподобляющийся крови пурпуровой улитки, но более прозрачен, как бы уподобляясь вину, гуще цвета аметиста, ибо он не одинаковаго цвета и не одну и туже имеет силу: но есть иаспис более нежный и белый и не очень блестящий, однако и не лишенный блеска; а то есть подобный льду на воде. Баснотворцы говорят, что он служит врачеством от призраков. Его находят у иверийцев16 и стухов гирканских, живущих на Каспийской земле. Другого рода иаспис не очень блестящ, зелен; он имеет линии посредине. И иной есть иаспис, так называемый древний, который подобен или снегу или морской пене. Его-то, говорят баснотворцы, и боятся как дикие звери, так и привидения.
VII.
Камень лигирий 17 . О нахождении его мы не имеем сведений ни от естествоиспытателей, ни от кого-либо из древних, упоминавших об этом. Мы находим камень так называемый ланкурий, который на простом наречии некоторые называют лагурием. И я думаю, что это есть лигирий, так как Божественные Писания изменяют имена, как например называя смарагд прасином (зеленым). С другой стороны при наименовании этих камней они не упоминают о гиацинте, хотя это очень замечательный и драгоценный камень; так что нам пришло на ум, не этот ли камень Божественное Писание называет лигирием. Гиацинт имеет различные виды. Чем гуще цвет этого камня, тем он лучше других. Гиацинт похож на шерсть, несколько подкрашенную в пурпуровый цвет. Поэтому и говорит Божественное Писание, что священнические одежды были украшены гиацинтом и пурпуром (Исх. 28:5, 8 и др.). И первый камень называется морским, а второй - розовым, третий - природным, четвертый - ханнием 18 , пятый - перилевком (белесоватым). Находятся они во внутреннейшей части варварской страны скифской19. Вместе с многоценностью эти камни и имеют действие таковое: если их бросить на горящие уголья, то они сами не портятся, а уголья от них загашаются. Но не только это, а и еще более того: если кто, взяв такой камень, завернет его в полотно и положит на горящие уголья, то и самое полотно, его покрывающее, не воспламеняется, но остается невредимым. Говорят также, что этот камень помогает рождающим женам, облегчая деторождение. Он же имеет способность и прогонять привидения.
VIII.
Камень агат. Некоторые принимают его за так называемый перилевк 20 , который разумеется под гиацинтом. Он удивителен, темноватого цвета по виду, совне окружность имеет белую, наподобие мрамора или слоновой кости. Находят его также около Скифии. Из числа камней этого рода есть и агат, имеющий цвет львиной шкуры. Будучи стерт в порошок и смешан с водой, он предотвращает вредные последствия от яда скорпиона, змей и тому подобных животных, если этой смесью помазать укушенное животным место.
IX.
Камень аметист. Этот камень в своей окружности имеет ярко-пламенный цвет. Та же самая окружность к средине белее, испуская темно-синий цвет. Вид его различен. Он также находится в горах Ливии. Некоторые из этого рода камней очень похожи на чистый гиацинт, а некоторые на пурпур. Находится он на прибрежных возвышенностях той же Ливии.
X.
Камень хрисолит. Его некоторые назвали хрисофиллом 21 . Он имеет золотой отлив. Находят же его в расщелине между двумя скалами близ стены Ахеменитиды вавилонской. Вавилон и оную расщелину называют Ахеменитидой, говорят, потому, что отец царя Кира назывался Ахеменеем. Есть также и хрисопаст 22 , который, будучи стираем в порошок и выпиваем с водою, служит врачебным средством при болезнях желудка и живота.
XI.
Камень берилл, синеватого цвета, как море, или как более слабого цвета гиацинт. Находится около вершины горы называемой Тавром23. Если кто захочет рассматривать его против солнца, то он является подобным стеклу, имеющему внутри прозрачные зерна. Есть и другой берилл, очень сходный с зрачками глаз змеи. Есть и еще берилл, который подобен воску он находится при истоке реки Евфрата.
XII.
Камень онихий. Этот камень имеет совсем желтый цвет. Говорят, этим камнем особенно увеселяются молодые жены царей и богатых людей, которые делают из него себе даже бокалы. Есть и другие онихиты, одинаково именуемые, которые подобны воску молочного цвета. Некоторые говорят, будто они выходят из воды и затвердевают. Онихитами же их называют по естественному сходству их с ногтями24, так как ноготь людей благородных подобен мрамору, в соединении с цветом крови. Иные и самый мрамор, в виду испытания его по ногтям, называют ложно онихитом, по причине чистоты белизны.
* * *
1 Λόγιον - по-славянски: слово, не точно передает значение еврейского слова, им соответствующего: ןשֶ ח, которое, происходя от глагола ןש ח - испускать лучи, значит: лучистый, светоносный нагрудник, с помощью которого, посредством урима и туммима первосвященник вопрошал Господа и давал ответы, сообщал откровения Господни людям (отсюда: λόγιον - слово, изречение). Срав. Числ. 27:21. 1Цар. 23:9 и др. Некоторые предполагают, что самая лучистость наперсника от камней пред седмисвешником давала возможность первосвященнику узнавать волю Божию.
2В обыденном словоупотреблении он известен более под именем сердолика.
3С таким именем в древности известен был один из индийских островов, а не городов. См. у Стефана Визант.
4Фисон - известная райская река, описываемая в Быт. 2:11-12. О местоположении ее разногласят. Иосиф Флавий например полагает, что эта река была Фазис древних. Раввины же считали ее за один из притоков Шат-Ель-Араба, близ Персидского залива. За последнее мнение стоят многие и новейшие ученые.
5Зеленый - πράσινος.
6Иначе - рубин.
7Древние представляли всю северо-западную часть Африки, начиная от Египта, продолжением Ливии и только в видах более точного обозначения самые западные части ее называли Африкою.
8Уголь по-гречески также называется: ἄνθραξ.
9 Керавний - от κεραυνος - молния, блещущий искрами, наподобие молнии. Иначе называется керавнитом.
10 Οἴνωφ, как и οἰνωπός и значит подобный вину по цвету, темно-красный.
11Иначе, - Вакху, Бахусу.
12В св. Писании речь о том собственно, что место, идеже стояше Бог Израилев, после первого законодательства на горе Синайской, было яко дело камене сапфира.
13Иначе, - яшма.
14В Малой Азии, в Каппадокии. Маленькая речка того же имени была и в Беотии, в материковой Греции.
15В Малой Азии.
16Жителей Иверии. Ивериею в древности называлась и Испания и Грузия. Здесь вероятнее всего разумеется Грузия, так как и далее упоминаемая Гиркания лежала также близ Каспийскаго моря.
17По некоторым это род янтаря, а по другим гиацинт. Последнее согласно с предположением и самого св. Епифания.
18Похожим на ханну - род морской рыбы с огромною пастью.
19Древняя Скифия занимала южные области России от Дуная до Дона.
20Неизвестный вид драгоценного камня.
21Название: хрисофилл не встречается. Вероятно, нужно читать: хрисоберилл вавилонский, что согласно будет и с местонахождением его, какое указывает св. Епифаний. Но в том и другом случае отличительною чертою камня служит золотой (χρύσεος) отлив его.
22То есть усеянный золотыми крапинками.
23Гора в Иудее, близ Иерихона.
24Онихий, онихит и оникс, по словопроизводству, имеют один и тот же корень (ονυχ) с греческим названием ногтя.
Источник: Творения святого Епифания Кипрского : Ч. 6. - Москва : тип. В. Готье, 1885. 290 с. / О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона. 267-278 с.