Свобода! Свобода!!! Свобода слова, свобода вероисповедания, свобода творчества, свобода печати, свобода мнений! Господи, хорошо-то как! Куда ни плюнь - свобода! Само слово завораживает, как магическое заклинание! Свобода! Свобооода!!! Универсальное средство для всеобщей радости! И для труженика и для паразита! Произнеси "свобода" и увидишь как загораются восторгом глаза законопослушных граждан и придурковато скалятся уголовники. Утрата этой самой свободы и теми и другими воспринимается как самое великое наказание:" Век свободы не видать" - страшнее клятвы нет у блатной публики. "Не приведи Господи прожить всю жизнь без свобод при тоталитарном режиме!" в ужасе откликнется интеллигент ... Постойте, постойте! А разве так бывает? Шампунь для мытья и загрязнения волос? Белая и черная краска в одном флаконе? Почему спелись в безоглядной любви к свободе два непримиримых врага: законопослушное сообщество и уголовный мир? Да всё просто. Уголовник рвется не к свободе, а к "малине" на воле, а порядочный человек к гражданским свободам. Заковыка в другом. Кто и как cумеет из добропорядочных обывателей воспользоваться полученной свободой? Еще великий поэт нашей эпохи Владимир Высоцкий сомневался в умении граждан-рабов правильно распорядиться внезапно подоспевшими возможностями:"Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?"...
Запуганный советский человек,проведший большую часть сознательной жизни в смертельном cтрахе случайно не оступиться на шаг влево или вправо от дозволенной тропы , вдруг, без подготовки получает ПРАВО попрыгать, побегать, посмеяться над чем хочется и даже бесшабашно ляпнуть, что взбредет в голову. От счастья у него, как говорят сейчас, "сносит крышу", свобод хочется как можно больше.
Но ведь "свобода" - палка о двух концах. Свобода слова, например, и верно лучше надоевших холуйских псалмов в честь "родной" партии и её непогрешимых руководителей, но ведь словом можно и убить и соблазнить и совратить. Свобода вероисповедания - хорошо, но есть секты именем Бога растлевающие души людей, подстрекающие к самоубийству. Свобода творчества - замечательно, но назаборные непристойные рисунки тоже можно назвать проявлением творческой фантазии. Или нельзя? Нашумевшая выставка авангардной живописи в музее Сахарова действительно оскорбляет чувства верующих? Возмутители спокойствия уверены, что нет. И они, пожалуй, правы! Но вовсе не потому что "верующим необязательно приходить на светские выставки и оскорбляться фантазиями одаренных личностей,по иному трактующих мироздание", а потому что не к лицу адептам великого учения реагировать на петушиные наскоки бездарностей. Собака лает, а караван идет. "Евангелие" не прощает только прямую хулу на Святого Духа. Все остальное - грех невразумленных, исчезающий с приобретением мудрости. Помните замечательный анекдот о молодом композиторе? "Я! Я!Я!" восклицает он в юном возрасте. Чуть постарше он с трудом уступит: " Ну хорошо, Я и Моцарт!", а в зрелом скрепя сердце согласится: " Моцарт и Я!". И только на смертном одре уже слабеющим голосом признается: "Моцарт, Моцарт, Моцарт....". Правда, не всем удается поумнеть в течение жизни, но тогда тем более: ни уму ни мудрости научить нельзя. И неразумно попусту тратить силы на увещевание тщеславных недорослей.
Сколько их уже перебывало за один двадцатый век, страждущих потрясти основы мира! Шум,гам, тарарам и ... один и тот же конец - полное забвение, ну может быть две строчки в истории искусств, что,мол,были кубисты, супрематисты... Легкая рябь на могучих и спокойных волнах океана истинного творчества.
Но ведь откуда-то берутся неунывающие верхогляды с космическими претензиями на исключительность! Их взгляды обязательно передовые, их философия обязательно всепобеждающа и универсальна. Приемы захвата внимания публики из века в век одни и те же. Пренебрежительно-снисходительно относится к тому что сделано не тобой, отбрасывать все, что не получается осмыслить, туманным многословием камуфлировать убогость собственных идей, эпатировать чем угодно, без всяких ограничений, лишь бы задержать взгляд уже ничему не удивляющемуся, утомленного суетой собственной жизни зеваки - и ты уже авангардист. Ругай, плюй, пугай, - и публика будет твоя. Вопрос конечно, какая публика. Но расчет верен: брось крючок с наживкой, а рыбка сама найдется. По моему так лучше не замечать. Для бездарностей бальзам на душу - скандальчик, уж очень прославиться хочется! Пусть даже два слова: попал, мол, под лошадь, отделался легким испугом... А уж когда целый скандалище, да требуют извинений, да через суд!!! Вот это слава! Это же настоящий неподдельный интерес к твоей персоне, во что одет, да как выглядит, сколько лет? Да и уж обязательно глянут,чего он там такого непристойного нарисовал! Вот это слава так уж слава! А то бы безвестным тихо просидел в пустом зале галереи в ожидании чуда...
Но вот другой конец палки все-таки подсказывает, что позволять можно далеко не всё. Оголтелые защитники всяческих свобод даже безусловные мерзости как нецензурная брань и туалетно-назаборная "графика" объявляют реальностью, имеющую право на существование. Они же пытаются расширить границы определения эротики до "нежесткой" порнографии, половым извращениям придать легальный статус, наркотики вывести из под запрета...Опасность быстрой деградации человечества очевидна, если оставить этот конец палки неуправляемым. Но кто должен взяться за управление? Кто сможет не допустить превращения свободы в разрушительную вседозволенность и в то же время не позволить ее удушить? Государство? То есть чиновники? А их кто учил разбираться в том, "что такое хорощо и что такое плохо"? Чиновники такие же как и весь остальной люд, с теми же знаниями бытия, с теми же пороками и недостатками. Откуда им знать к примеру что есть "гомосексуализм" - половое извращение или нормальная функция "сексуального меньшинства"? И кто им разъяснит, что "педофилия" - это не любовь к детям, а растление малолетних? И что брать взятки так же безобразно, как и грабить на большой дороге? Чем порядочный человек отличается от непорядочного? На последнем вопросе сыпятся все без исключения чиновники. Они искренне полагают, что порядочен тот, кто не брал. Даю правильный ответ применительно к чиновничьей практике: порядочен только тот, который не брал никогда и не возьмет ни при каких обстоятельствах, благодаря внутренним высоким моральным принципам. Но порядочных чиновников в государственном аппарате нет, если чудом таковые возникают их или убивают или они спасаются бегством. Благородным оленям не выжить в волчьей стае.(Нужен пример? Пожалуйста, судьба первого генерального прокурора, неожиданно назначенного Ельциным).
Как же чиновнику доверить охранять общественную мораль, если его собственное отношение к гражданам мягко говоря свободно от любых ограничений? Такое впечатление, что за давностью образования, государство вообще благополучно забыло цель, ради которой оно собственно и создавалось. Позвольте напомнить. Давным-давно свободные землепашцы, уставшие от постоянных грабежей соседей, не научившихся или не желавших добывать себе пропитание трудом, сообразили, что нужно поделиться частью своих продуктов труда с теми, кто умеет драться лучше, чем трудиться на поле,чтобы не рисковать и не потерять всё в случае набега ненасытных грабителей. Они наняли драчунов для охраны, тем самым сознательно ограничив свою свободу по соображениям безопасности и заложили основы государства, единственной задачей которого было оградить объединение независимых одиночек от возможных грабежей извне. По мере увеличения размеров государств управленческие функции множились, государственный аппарат стал расти как на дрожжах и в результате превратился в малопонятную структуру с собственными интересами. Дальше больше. У государства интересы перестали совпадать с интересами отдельного гражданина. Дальще еще больше. Государство превратилось во врага независимого одиночки. Как в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке. Уж не хочет быть оно чем было, хочет быть владыкою над всеми. И стало. Теперь не граждане делегирует некоторые полномочия госчиновникам, оплачивая их услуги, а чиновники диктуют гражданам что и как им надо делать и сами себе назначают цену за услуги!
Государству понадобилась электроэнергия. На месте деревеньки организуется водохранилище. Деревеньку затопляют вместе с домами, кладбищем и церковью. Что государству до переживаний отдельного "винтика", которого в одночасье лишили отчего дома, могил предков, попрали святость родных мест, самого вырвали с корнем и чуть прикопали в чужой земле. Да пусть хоть сдохнет от тоски и безысходности- интересы государства важнее.
"Спасите наши души!!! Мы бредим от удушья! И ужас режет души напополам!!!". Остались живые люди в тонущей подводной лодке! Государство, твои граждане в смертельной опасности, напрягись, вывернись на изнанку, но спаси!!! "Лодка утонула", со стальным холодком в голосе резюмировал президент и даже не прервал отпуск. Пусть теперь десятки раз показывают, как он благочестиво крестится в храмах, я не поверю, что он христианин.
У медсестры, государство решило отнять родных детей за неспособность прокормить их на нищенскую зарплату самим же государством установленную.
Подводников попытались спасти норвежцы, медсестре шлют помощь сердобольные иностранцы, а нашему государству не до винтиков. У него Олимпиада, газ, нефть... "Государственные интересы" - и все вокруг понимающе склоняют головы. А я вот никак не уразумею. Я к примеру не хочу, чтобы один и тот же закон позволял президенту, равно как и другому чиновнику отечески пожурить виноватого или упрятать в тюрьму на неопределенно долгий срок. Я хочу чтобы любой чиновник трепетал не только перед вышестоящим начальником, но и перед законом. Я хочу равенства всех перед законом. Я хочу, чтобы мигали спецсигналами только мащины, спешащие на помощь гражданам,. Я не хочу исключений для слуг народа с барскими замашками. Я не хочу шпионских скандалов, не хочу принимать шпионство как и проституцию за объективную неизбежность. Я не хочу игр в борьбу с коррупцией, а хочу ее исчезновения. Я хочу знать как сыну Жириновского удается зарабатывать в год в четыре раза больше, чем генеральному директору British Petroleum. Все мои "хочу" по видимому не совпадают с "интересами государства". Потому что я хочу- хочу, а ничего не меняется. Что же мне делать? Заставить чиновников делать что я хочу, подчиниться "государственным интересам" или поменять государство? Кто будет третейским судьей между мной и чиновниками? Я уверен, что государство не только не выполняет главную функцию - защиту гражданина от произвола силы внутренней и внешней, но и повернуло свои ресурсы против тех кто его создал и кормит, встав на сторону грабителей. Нас,например, не спрашивают и устанавливают плоскую шкалу налогообложения. Тринадцать процентов налогов с медсестры означает, что живущая впроголодь,она не докормит своих ребят еще на 500 рублей в месяц, а отсутствие 13% миллиардер даже не заметит. Дерипаска проиграл на биржевых спекуляциях 15 миллиардов долларов . Он не умер с голоду и не пошел с сумой по свету. Но он профукал деньги, недоплаченные медсестрам, учителям, шахтерам, оставшиеся в карманах миллиардера, благодаря плоской шкале налогообложения.
Получается такая история. Граждане нанимают чиновников, чтобы те охраняли их интересы, чиновники называют себя начальниками, свое сообщество государством,и начинают помыкать нанимателями в своих собственных интересах, именуемых государственными. Где уж такому "государству" блюсти общественную мораль!
Так кто же может быть и хранителем и носителем морали общества и сможет уберечь его от катастрофической деградации? Кто поможет гражданам разобраться какие государственные интересы отнести к категории порока, а какие - к добродетели Есть ли вообще такие места, где человеку прививают порядочность?
Да есть. Это Церковь, Не партком, не секта бывшего сержанта ГАИ, провозгласившего себя Христом, а Церковь с тысячелетними устоями, Церковь, воздвигнутая Богом на земле специально, чтобы человеческая душа, народившись и осмотревшись, не заблудилась в дебрях порока, Церковь,с малолетства воспитывающая в человеке те самые моральные табу, спасающие и душу и тело от разрушения пороком.
Но тут возникает еще одна заковыка. Церковь-то есть, но влияние ее на формирование общественной морали ослабло. Причины можно назвать (это отдельная тема), но результат ослабления просто устрашающ. Не общество с устойчивыми моральными бастионами стремится исправить преступный мир, а вседозволенность уголовника соблазняет праведный мир и побуждает его к постепенному уничтожению моральных барьеров. Плоть побеждает дух, низменные инстинкты - разум, порок - добродетель. Даешь свободу пускаться во все тяжкие!!!
И это беда не одной России. Ювенальное право позволяет неразумным деткам угрожать родителям полицией, за то что получили пощечину по заслугам, разрешает в Новой Зеландии например, четырнадцатилетним девочкам делать аборты без родительского позволения.
Вот и подобрались к главной мысли: свобода начинается не с " нет уж, позвольте мне", а с "не сотвори зла сам": не убий, не укради, не лги... Свобода - это не набор разного рода удовольствий, а высшая степень умения разумно себя ограничивать для постоянного самосовершенствования. Поздно будет ужасаться на смертном одре, что в погоне за усладами не сумел за всю земную жизнь ничего приобрести для жизни вечной. Души, предпочитающие исключительно шоколад на земле, в Царствии Небесном вымрут. Там совсем другое питание...
Человеку смолоду, прежде чем рваться к свободе, надо успеть оградить себя моральными табу, которые по мере взросления позволят ему не разрушиться физически и умственно до того, как он осознает их необходимость. Этим может и должна заниматься Церковь. Страх Божьего Суда и Любовь к Богу - идеальные тормоза, чтобы удержаться на краю пропасти и не скатиться в бездну порока не в меру любопытствующей душе. Тогда и чиновник и демократ и художник, да и любой гражданин страны, сумевший понять и принять к исполнению незамысловатые заповеди, не потеряет голову при мысли: "Мне вчера дали свободу.."