Ленский : другие произведения.

Сергей Есенин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Сергей Есенин
  
  "Тогда в мозгу, влечением к музе сжатом,
  Текли мечтания в тайной тишине,
  Что буду я известным и богатым,
  И будет памятник стоять в Рязани мне".
  
  Исполнились вещие слова поэта. Ныне на высоком берегу реки Трубеж, притока Оки, около древнего Рязанского Кремля люди любуются памятником Сергею Есенину, открытому осенью 1975 года, в канун 80-летия со дня рождения поэта. Автор памятника - художник А.П. Кибальников. Вдохновенное лицо поэта обращено вдаль, в любимые им заокские просторы. Широким жестом он как бы охватывает любимую им землю рязанскую, декламируя свои стихи. Что касается известности поэта, то она поистине всемирная, а богатство его - это благодарная память в сердцах огромного количества людей.
  Трудно найти человека, который бы не знал и не любил стихи этого замечательного поэта. Удивительная музыкальность, задушевность, лиричность, любовь к Родине, к ее природе и людям - все это достоинство и лейтмотив всей Есенинской поэзии и прозы.
  "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве", говорил сам о себе поэт. А вот оценка современника Горького: "Это - оригинальнейший лирик, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире".
  "Ах, поля мои, борозды милые!
  Хороши вы в печали своей.
  Я люблю эти хижины хилые
  С поджиданьем седых матерей.
  Припаду к лопаточкам берестяным...
  Мир вам, грабли, коса и соха!
  Я гадаю по взорам невестиным
  На войне о судьбе жениха".
  "Обаяние Есенина привлекало к нему самых разных людей", - вспоминает Д.Н. Семеновский - биограф поэта. "Где бы ни появился этот симпатичный, одаренный юноша, всюду он вызывал у окружающих внимание и интерес к себе. За его отроческой нежной наружностью чувствовался пылкий, волевой характер, угадывалось большое душевное богатство"
  Образ Есенина дополняют воспоминания сестры поэта А.А.Есениной: "Помню, как Сергей ходил легкой, слегка покачивающейся походкой. Красивый, скромный, тихий, но вместе с тем очень жизнерадостный человек, он одним своим присутствием вносил в дом праздничное настроение".
  Выдающийся скульптор С.Т. Коненков так пишет о своих встречах с Есениным: "В первый же день на выставке моих работ на Пресне появился Есенин. Голубые глаза, волосы цвета спелой ржи, легкая походка, живой вид. Я стою и любуюсь им ... Он навеки вошел в духовный мир миллионов своих сограждан. Это был крупный, красивый человек. Его внешность, его стихи еще тогда, при жизни, казались мне явлением под стать Шаляпину. Он был обоятельнейшим человеком, и я стремился его запечатлеть в памяти и скульптурных работах.... Думая о солнечном даре Пушкина, я невольно прихожу в мыслях к Есенину".
  
  Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября( 3 октября) 1895 года в семье крестьянина Александра Никитича Есенина, в селе Константиново, Кузьминской волости (ныне Рыбновский район) Рязанской области. От Рязани Константиново находится на расстоянии 45 километров. Сергей был первым ребенком, оставшимся у Татьяны Федоровны живым. В грудном возрасте умерли родившиеся ранее Петя и Аня, в трех месячном возрасте умерла младшая сестра Оля и брат Леня. Сергей был пятым ребенком в семье.
  В доме, где родился поэт, сейчас музей, открыт в 1965 году. Это - именно тот "домик матери", про который Есенин писал:
  "Пусть струится над твоей избушкой
  Тот вечерний несказанный свет"
  
  Ежегодно к этому домику приходят до 300 тысяч туристов.
  Внутреннее убранство домика прекрасно описал поэт в стихотворении под названием "В хате".
  Пахнет рыхлыми драченами,
  У порога в дежке квас.
  Над печурками точеными
  Тараканы лезут в паз.
  Мать с ухватами не сладится,
  Нагибается низко.
  Старый кот к махотке крадется
  На парное молоко.
  
  Бытовая обстановка этого "домика с голубыми ставнями" воссоздана с помощью сестер поэта - Екатерины (умерла в 1977 году в возрасте 72 лет) и Александры (умерла в 1981 году в возрасте 71 год). На столе, за которым работал поэт, та же самая лампа с фарфоровым зеленым абажуром, что зажигалась по вечерам. В домике представлены: пиджак и трость поэта, шуба матери ("шушун"), похвальный лист, выданный поэту за обучение в церковно-приходской школе, семейные фотографии родителей Есенина, ведерный самовар, ухваты и другие предметы.
  Посещая этот "низкий дом с голубыми ставнями" почитатели поэта как бы соприкасаются с ушедшим от нас поэтом, мысленно повторяя его слова, обращенные здесь к матери:
  "Разбуди меня завтра рано,
  О моя терпеливая мать!
  Я пойду по дорожкам курганом
  Дорогого гостя встречать.
  ....Разбуди меня завтра рано,
  Засвети в нашей горнице свет.
  Говорят, что я скоро стану
  Знаменитый русский поэт".
  
  В этом домике почти до конца дней своих жила мать Есенина - Татьяна Федоровна. Она намного пережила своего сына и умерла в 1955 году в Москве, где и похоронена.
  Дом, где родился и провел детские годы поэт, принадлежал его деду по матери Федору Андреевичу Титову. В доме царил строгий порядок, свойственный патриархальным крестьянским семьям тех времен. Дед был умен, красив, приятен и нравился людям. Хорошо пел. Впоследствии Есенин вспоминал: "Дед пел мне песни старые, заунывные, такие тягучие, которых он знал много". Такую напевность переняла от отца и мать Есенина - Татьяна Федоровна.
  Шестнадцатилетняя Татьяна Титова вышла замуж за восемнадцатилетнего Александра Есенина. Фамилия "Есенин" происходит от церковнославянского слова "есень", что означает "осень". Однако молодая жена не поладила со свекровью и ушла из дома, и, таким образом маленький Сережа остался воспитываться у деда и бабки. Оба очень любили внука. Бабушка рассказывала ему много сказок, которые так любил будущий поэт. В 1904 году мать вернулась в дом. Сереже в это время уже было 9 лет. Но мира в доме так и не стало.
  У Сергея были две сестры - Катя и Шура. Сергей больше любил Шуру, а Катю недолюбливал и дразнил.
  Впоследствии сестра поэта А.А.Есенина напишет в своих воспоминаниях: "К отцу и матери Сережа относился всегда с большим уважением. Мать называл коротко "ма", а отца "папашей". Но особенно он любил мать, которой и посвятил свое замечательное и широко известное стихотворение "Письмо к матери". Она же вспоминает: "Мать наша была неграмотна и всю жизнь жалела об этом. Я удивляюсь выдержке Сергея при воспитании нас. Ведь сам то он был еще так молод ... Он единственный раз накричал на меня на рыбалке, когда я упустила пойманную рыбу".
  В возрасте 9 лет Есенин был отдан в Константиновскую 4-х годичную школу, которую окончил в 1909 году. Директор этой школы С.Н.Соколов вспоминает: "Ходил длинной белой рубахе с открытым воротом. Кепку носить не любил. В руках или под рубахой у него почти всегда была какая-либо книга. Это выделяло его среди сверстников. Твердого расписания он не придерживался. Любил один побродить по лугам и вместе с артелью порыбачить на Оке. А то пропадет и - день, другой его нет. Много в нем было энергии. Любил веселую шутку, любил нашу русскую песню".
  Соученик поэта по школе Н.П.Калинкин, константиновский крестьянин, вспоминает: " С Сергеем мы вместе ходили в Константиновское начальное училище. Есенин уже тогда выделялся среди нас. И учителя, и мы, ученики любили его за прямоту и веселый нрав. Он был ясным умом, отвечал на уроках бойко, любил читать. В 3-4 классах начал сочинять стихи".
  Другие одноклассники поэта вспоминают, что в ту пору Сергей писал стихи, как бы походя, на открытках, и тут же дарил их девушкам, но писал стихи и в толстую тетрадь.
  Впоследствии поэт в одном стихотворении напишет:
  
  "Синеглазый, светловолосый,
  Средь мальчишек всегда герой,
  Часто -часто с разбитым носом
  Приходил я к себе домой.
  И навстречу испуганной маме
  Я цедил сквозь кровавый рот:
  "Ничего, я споткнулся о камень,
  Это к завтраму все заживет".
  
  Вот так, среди рязанской природы, среди крестьянского быта, в тесном общении с родной природой, животными, птицами и проходило детство поэта:
  
  "Тот, кто видел хоть однажды
  Этот край и эту гладь,
  Тот почти березки каждой
  Ножку рад поцеловать".
  
  По окончании Константиновской начальной школы родители Есенина определили его в церковную школу в селе Спас-Клепики (в 30 километрах от Константиново), которую он окончил в 1912 году, получив похвальную грамоту и звание "учителя школы грамоты". По оценкам исследователей Клепиковская школа того времени вовсе не была косным, отсталым учебным заведением - здесь царил высокий дух русской литературы, это был как бы своеобразный деревенский лицей. Процветало высоконравственное время - люди не знали, что такое воровство и разбой, умели трудиться и отдыхать с песнями.
  Здание школы сохранилось. Здесь размещен музей Есенина. В городе Спас- Клепики помнят о великом земляке.
  Об этом периоде жизни будущего поэта старший учитель школы Е.М. Хитров вспоминает: " С 1909 по 1912 г.г. Есенин учился в Спас - Клепиковской второклассной церковно-приходской школе. Вскоре он из общежития убежал домой, но мы его вернули. Всегда был весел и жизнерадостен, этим же иногда и досаждал - на уроках не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается. Но, в общем, с учителями был корректен и деликатен. Приятен был и тем, что всегда ходил чистый и опрятный. Не любил только стричься - правило было постригаться наголо, а он не хотел расставаться со своими кудрями. Играл с товарищами чрезвычайно бурно, не щадя себя, ни других. Очень любил кататься зимой на речке, пропускал для этого обед и чай. Писал стихи с первого года обучения, все больше о любви. Много читал, очень полюбил Пушкина, восторженно слушал мои классные чтения. Учился на ходу, был очень способным, за хорошими оценками не гонялся. Часто дрался, в драке себя не щадил и часто бывал пострадавшим".
  Интересно высказывание преподавателя музыки Н.А.Сардановского: "В юношеские годы Есенин поражал необыкновенной памятью. Он мог наизусть прочесть "Евгения Онегина" или свое любимое "Мцыри". Есенин танцами на вечеринках не интересовался, и танцующим я его не видел".
  Есенин о своем отношении к Пушкину говорил так: "Пушкин - самый любимый мной поэт. Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант".
  
  Осенью 1912 года, по окончании Спас-Клепеиковской школы, Есенин переезжает в Москву, где в это время его отец работал приказчиком в мясной лавке. Мать тоже работала - то в Рязани, то в Москве, но после рождении дочерей Кати и Шуры уже постоянно стала жить в деревне. В Москве Сергей поселился вместе с отцом в общежитии, и отец пристроил сына на работу в контору. Но очень скоро начинающий поэт, отказавшись вставать, как все служащие, когда входила хозяйка, уволился с работы. И на этой почве даже повздорил с отцом, уйдя от него на некоторое время, и уехал в деревню. После революции отец Есенина - Александр Николаевич, стал заведовать государственным магазином. Умер в 1931 году. В 1921 году Сергей перевез в Москву сестру Катю, а в 1924 году и Шуру.
  Однако вернемся в 1913 год, когда Есенин после ссоры с отцом все же вернулся в Москву и поступил в типографию известного издателя Сытина помощником корректора. Корректор типографии А.Изряднова, человек близкий в те годы поэту, так описывает Есенина: "Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был. На нем был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив... Настроение у него угнетенное: он поэт, а никто не хочет этого понять... Отец журит, что сын занимается не делом - надо работать, а не стишки писать. Все свободное время он читал, жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думая, как жить. В мае 1914 года он уже перешел работать в другую типографию корректором. Работа отнимает очень много времени... в декабре он бросает работу и отдается весь стихам".
  Первое стихотворение Есенина было напечатано в детском журнале "Проталинка", причем полученный гонорар он целиком истратил на подарок отцу. Затем, уже в январе 1914 года стихи его стали печататься в газете "Новь", журналах "Парус", "Заря" и других.
  Именно в этот период происходит его сближение с революционно настроенными рабочими. За это он подвергается слежке и обыскам.
  В 1913 году Есенин стал посещать народный университет Шанявского - первый в России "университет культуры", в котором вольнослушатели бесплатно слушали лекции прогрессивных преподавателей профессоров. В этом университете учились многие есенинские сверстники, тогда начинающие поэты и писатели - приехавший из Башкирии поэт Наседкин Василий, впоследствии муж сестры поэта Кати. Его стихи Есенин с удовольствием слушал и хвалил их. Там же обучались И.Филипченко, С. Малашкин и другие. В программу университета входило не только слушание лекций, но и посещение Третьяковской галереи, спектаклей Художественного театра.
  В этот же период жизни Есенин принимал участие в литературно-музыкальном кружке имени крестьянского поэта И.Сурикова. Но литературная среда кружка не удовлетворяла поэта: посетители кружка были слабыми поэтами, а он уже чувствовал себя уверенно и был на подъеме своего творчества. "Нет, здесь , в Москве, ничего не добьешься. Надо ехать в Петроград... Славу надо брать за рога, под лежачий камень вода не течет. Поеду в Петроград, пойду к Блоку. Он меня поймет", - так определял Есенин свои ближайшие планы.
  В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград, появился у Блока и нашел в нем большую поддержку. "Есенин 19 лет, стихи его свежие, чистые, голосистые, многословный язык" - такой отзыв дал Блок. Он оказался в сущности его первым учителем, как старший поэт. А вот отзыв М.Горького о Есенине этого периода: "Я видел Есенина в самом начале его знакомства с городом. Маленького роста, изящно сложенный, со светлыми кудрями, одетый, как Ваня из "Жизни за царя", голубоглазый и чистенький, как Лоэнгрин. Город встретил его тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники. Ему тогда было 18 лет, а в 20 лет он уже носил на кудрях своих модный котелок и стал похож на приказчика из кондитерской". Таким образом, мало известный доныне, Есенин после приезда в Петерград буквально в течении нескольких недель завоевал шумную славу в самых влиятельных и изысканных Петроградских литературных кругах. Есенин становится модным поэтом, любимцем журналов и гостиных.
  В 1916 году Есенин был призван на военную службу - работал санитаром в Царском селе ( теперь город Пушкино под Санкт-Петербургом), при военно-полевом поезде. В день именин одной из княгинь в офицерском лазарете состоялся концерт, который вел Есенин и Сладкопевцев. За участие в концерте Есенин был награжден золотыми часами с гербом Российской империи и цепочкой.
  В начале революции Есенин дезертировал из армии с русско-германского фронта, питая отвращение к ужасам войны. "Я был первый в стране дезертир", - пишет он впоследствии.
  Литературная жизнь, которую встретил Есенин в Петрограде, была сложной, пестрой, и не так просто было в ней разобраться. Существовало много всяких литературных направлений, в том числе и так называемые имажинисты, к которым на время примкнул поэт. Путь поэта действительно оказался трудным; такая обстановка ломала его душу.
  Имажинизм ( от французского "имадж" - образ) утверждал создание в поэзии самодовлеющих образов, "свободных" от логических и грамматических правил.
  Например, имажинисты выпускали плакаты и писали стихи под такими лозунгами, как "Кол в животе", "Словопря", "Очередная бестолочь", "Дружеское против шерсти", "Последнее слово за нами" и т.п. Для имажистов образ есть самоцель, искусство есть форма, содержание одна из частей формы. Есенин примкнул к группе имажинистов в 1919 году. Он сблизился с поэтом Мариенгофом, возглавляющим группу, и даже открыл вместе с ними книжную лавку под названием "Артель художественного слова". Имажинисты издавали частным образом свои книжечки, устраивали выступления поэтов в расчете на скандал и саморекламу. Открыли они, наконец, довольно известное кафе под названием "Стойло Пегаса".
  Вот, как описывает это кафе современник Есенина биограф И.И. Старцев: "Двоящийся в зеркалах свет нагроможденных из-за тесного помещения друг на друга столики.... Румынский оркестр. Эстрада. По стенам роспись художника Яковлева и стихотворные лозунги имажистов. С одной из стен бросались в глаза золотые завитки волос и неестественно искаженное лицо Есенина с надписью "Плюйся, ветер, охапками листьев". В "Стойле" перебывали Брюсов, Мейерхольд, Якулов, Шершеневич, Мариенгоф, Есенин и многие другие. Здесь велись различные диспуты.... Есенин играл главную роль... как лучший из выступавших там поэтов. Есенин торговался о плате за свои стихи. Обычный шум в кафе, пьяные выкрики и замечания со столиков при выступлении Есенина тотчас же прекращались. Все чаще, возвращаясь из "Стойла", предлагал он завернуть в кабачок - выпить и освежиться...".
  Живя в это время на Пречистенке, в одном из писем Есенин писал: "Живу я как - то по бивачному, без приюта, без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники... Им, видите ли, приятно выпить со мной. Я не знаю даже, как отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко".
  Все это было, конечно, глубоко чуждо подлинно поэтической натуре Есенина, и он постепенно приходит к идейному и личному разрыву с имажинистами. Есенин публикует манифест о роспуске "имажинистского ордена". А в своей статье "Быт и искусство", прямо адресованной сотоварищам по имажинистской группе, Есенин говорит: ".... у собратьев моих нет чувства Родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все".
  Есенин возражал против вычурной формы имажинистов в поэзии, мол "тема и содержание - это слепая кишка искусства": "Я никогда не подписывался под тем, что "содержание - слепая кишка искусства. Никогда! Мало ли что мне приписывают!".
  Октябрьскую революцию Есенин встретил "восторженно", но воспринимал ее по-своему, по-крестьянски:
  
  "Я человек не новый!
  Что скрывать?
  Остался в прошлом я одной ногою,
  Стремясь догнать стальную рать,
  Скольжу и падаю другою".
  
  В его поэзии того времени скользят интонации растерянности, беспокойства, мотивы грустны в связи с тем, что цивилизация вторгается в деревенскую жизнь:
  
  "Видели ли вы,
  Как бежит по степям,
  В туманах озерных кроясь,
  Железной ноздрей храпя,
  На лапах чугунных поезд?
  А за ним,
  По большой траве,
  Как на празднике отчаянных гонок,
  Тонкие ноги, закидывая к голове,
  Красногривый скачет жеребенок?
  Милый, милый, смешной дуралей!
  Ну, куда он, куда он гонится?
  Неужели он не знает, что живых коней
  Победила стальная конница?
  
  По собственному признанию Есенина, он принял революцию "с крестьянским уклоном". Та огромная, полная противоречий революционная ломка, которая происходила в стране, отразилась в поэзии Есенина:
  
  "О пашни, пашни, пашни,
  Коломенская грусть!
  На сердце день вчерашний,
  А в сердце светит Русь".
  
  В тот сложный период в поэзии Есенина нашли себе место и радость освобождения, и боль непонимания, и муки прощания с прошлым:
  
  "Мир таинственный, мир мой древний!
  Ты, как ветер, затих и присел.
  Вот сдавили за шею деревню
  Каменные руки шоссе".
  
  Но постепенно, через грусть по патриархальной Руси, через сомнения и колебания выступает перед нами уже поэт с другим - революционным сознанием:
  
  "Небо - как колокол,
  Месяц - язык,
  Мать моя - родина,
  Я - большевик!"
  
  Захватил Есенина и образ Ленина. Подчеркивая в Ленине, как в человеке: скромность, доброту, доступность, любовь к детям, Есенин планирует написать "эпическую вещь о гражданской войне" - этот замысел он не успел осуществить. Преклоняясь перед Лениным, как перед революционером Есенин пишет:
  "Скажи мне, какою силой
  Сумел потрясть он шар земной?"
  
  Это повествование начали с мысленного посещения домика, где родился поэт. Перед входом в усадьбу людей встречает высокий тополь, посаженный поэтом в 1924 году. За домом - обнесенный со всех сторон плетнями из ивняка вишневый сад, в котором стоит маленькая избушка под соломенной крышей, поставлена в 1922 году. Под ее окнами раскидистая яблоня, посаженная отцом. Из окна этой избушки поэт видел "костер рябины красной" и "сад в голубых накрапах". Рядом в зарослях вишен, стоит амбар под железной крышей. На сеновале этого амбара любил ночевать Есенин:
  
  "Беседа окончена. Чинно.
  Мы выпили весь самовар.
  По-старому с шубой овчинной
  Иду я на свой сеновал.
  Иду я разросшимся садом,
  Лицо задевает сирень.
  Так мил моим вспыхнувшим взглядам
  Состарившийся плетень".
  
  Метрах в двухстах от дома Есениных, в окружении яблоневого сада, стоит старинное здание с мезонином. Его внешний вид напоминает строки из поэмы Есенина "Анна Снегина":
  
  Дом этот ранее принадлежал богатому владельцу Кулакову, а после его смерти сюда приехала его дочь - красивая молодая помещица Лидия Ивановна Кашина - прообраз Анны Снегиной. С ней дружил Есенин, бывал у нее, увлекался ею. Теперь здесь литературный музей. Весь этот Есенинский комплекс создан по крупицам Владимиром Исаевичем Астаховым, учителем из соседнего села, который был очарован Есениным со школьных лет. Теперь до Константиново ходит автобус "Сергей Есенин". В фонде Есенина около трех тысяч экспонатов.
  
  Поэма "Анна Снегина" является наиболее зрелым произведением и в художественном отношении, и по глубине исторического мышления. Рельефно и убедительно очерчены герои поэмы, первые деревенские борцы за советскую власть. На фоне этих революционных событий разворачивается лирическая тема - любовь поэта рассказчика и молодой помещицы Анны, но Анна стала другой, и в ней разочаровывается поэт, они расстаются.
  Революционный пафос поэмы выражен в словах:
  
  "Без выкупа с лета
  Мы пашни берем и леса.
  В России теперь Советы,
  И Ленин - старший комиссар".
  
  В свое время Есенин отдал дань озорству, бунтарству и упадничеству. Именно наиболее отрицательно в репутации Есенина связано с поэтизацией им такого озорства и хулиганства. "Хулиган", "Исповедь хулигана", "стихи скандалиста" - подобные заголовки появляются в стихах Есенина. Он рисует себя нечесаным, "с головой, как керосиновая лампа" и пишет, что ему нравится, когда в него "каменья брани" летят. Как только он не называет себя: и разбойником, и хамом, и хулиганом, и уверяет, что он "по крови степной конокрад". Или еще: "Если бы не был я поэтом, то, наверное, был мошенник и вор".
  
  "... Если бы знала ты сердцем упорным
  Как умеет любить хулиган,
  Как умеет он быть покорным".
  
  Но в его похвальбе хулиганству больше позы, а не искренности.
  Актриса Московского театра А.Л. Миклашевская свидетельствует:
  "Друзей" устраивали легендарные скандалы Есенина. Эти скандалы привлекали любопытных в кафе и увеличивали доходы". Писатель Ю.Л.Лебединский пишет: "Когда в 1921 году я приехал в Москву, она была полна слухов о приключениях и выходках С.Есенина... Протоколы милиции, составленные по поводу всяческих его похождений, иногда попадали в ВЧК". А сам поэт пишет о себе так:
  "Нет любви ни к деревне, ни к городу.
  Как же смог я ее донести?
  Брошу все, отпущу себе бороду
  И бродягой пойду по Руси.
  ... И не нужно мне лучшей удачи:
  Лишь забыться - и слушать пургу,
  Потому что без этих чудачеств
  Я прожить на земле не могу".
  
  Связь с богемой усиливала упадочные ноты в лирике Есенина. В его творчестве развиваются декадентско-кабацкие мотивы. Поэт того времени Федор Соллогуб, характерный представитель декадентского направления, писал, что "познать всю глубину жизни можно, только опустившись на ее дно". Может быть, для Есенина такое дно жизни и было способом познать "глубину жизни":
  
  "А потом, когда месяц светит,
  Когда светит, черт знает как,
  Я иду, головою свесясь,
  Переулком в знакомый кабак".
  
  И в этом "логове жутком", "в смраде и дыме" он читает стихи падшим женщинам и с "бандитами жарит спирт". В то время А.Луначарский заметил по поводу таких стихов Есенина, что в нем есть: "мальчишеская похвальба - всех перепить, всех перестихотворить, всех перехулиганить". В 1924 году Есенин выпускает небольшую книжицу "Москва кабацкая". Однако пафос скандалиста у Есенина быстро превращается в жалость к самому себе:
  "Синие твои глаза в кабаках промокли" или "Что случилось? Что со мной сталось?".
  Во всей этой личной трагедии поэта, в его уходе "на дно жизни", безусловно, большую роль сыграло его увлечение спиртным. Как известно, алкоголь не щадит ни простых, ни знатных, ни талантливых, ни заурядных, ни бедных, ни богатых. Не был в этом исключении и Есенин. Сам он признавался в этом, например, в стихотворении "Письмо к матери":
  "Не такой уж горький я пропойца,
  Чтоб, тебя не видя, умереть"
  
  И в этом же стихотворении он пишет:
  
  "И тебе в вечернем синем мраке
  Часто видится одно и то ж -
  Будто кто-то мне в кабацкой драке
  Саданул под сердце финский нож".
  
  Как бы полемизируя с самим собой, Есенин в поэме "Анна Снегина" приводит диалог:
  
  "Я вам прочитаю немного
  Стихи про кабацкую Русь...
  Отдельно четко и строго,
  По чувству - цыганская грусть.
  Сергей! Вы такой нехороший:
  Мне жалко, обидно мне,
  Что пьяные ваши дебоши
  Известны по всей стране.
  Скажите, что с вами сталось?"
  
  В "Письме от матери" содержится упрек поэту от лица матери:
  
  "Ты без семьи, без дружбы, без причал
  Весь с головой ушел в кабацкий омут".
  
  Максим Горький, встретившись с Есениным в мае 1922 года, вынес о нем такое впечатление: "От кудрявого, игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза... Беспокойный взгляд его скользил по лицам людей изменчиво, но вызывающе, пренебрежительно.... - было видно, что он человек пьющий. Веки опухли, белки глаз воспалены, кожа на лице и шеи серая". Будучи в больнице в 1923 году, Есенин сам себе признается:
  
  "Не вчера ли я молодость пропил,
  Разлюбил ли тебя не вчера?".
  
  Писатель И.Е.Евдокимов вспоминает, как Есенин читал ему свои стихи:
  
  "Годы молодые с забубенной славой!
  Отравил я сам вас горькою отравой".
  
  С душевной болью вспоминает В.В.Маяковский свою последнюю встречу с Есениным: "...В последнее время Есенин обрюзг немного и обвис, но все еще был по-есененски элегантен. Последняя встреча произвела на меня тяжелое впечатление. Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно державшейся. От него и двух его темных спутников несло спиртным перегаром. Я весь день возвращался к его тяжелому виду...и долго говорил с товарищами, что надо как-то за Есенина взяться".
  Кульминация мотивов личной трагедии поэта запечатлена в поэме "Черный человек", которую он писал два года. Черный гость, приходящий по ночам к Есенину, в то же время оказывается олицетворением и всего темного во внутреннем мире самого поэта. Переполненный гневом и отвращением, поэт бросает свою трость "прямо в морду" черного гостя, но разбивает только зеркало со своим изображением. Критики видят в "Черном человеке" уже социальную оценку тех темных сил, которые окружили поэта. Но на "Черного человека" можно посмотреть и с другой стороны. Психическая депрессия, обусловленная алкоголем, перерастает в зрительные галлюцинации типа белой горячки. И ведь начинает поэт "Черного человека" такими словами:
  "Друг мой, друг мой, я очень болен.
  Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
  То ли ветер свистит над пустым и безлюдным полем,
  То ли, как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь".
  
  Тут на ум приходит сопоставление о зрительских галлюцинациях, которые приводит в своих воспоминаниях поэт Н.Тихонов:
  "Есенин склонен был к различным предчувствиям. Он мне однажды сказал: "Я не могу спать в Тифлисе по ночам ( 1924 год). Паршивая гостиная, клопы, духота. Раскроешь окно на ночь - влетают какие-то птицы. Я сначала испугался... Только слегка забылся, был в полудреме, очнулся от близкого шороха. Сидит на спинке кровати птица и качается. Большая, серая. Я ударил рукой, закричал. Взлетела и села на шкаф. Зажег свет - нетопырь, когти как наманикюренные, рот кровавой полоской. Черт знает что! Взял палку, выгнал одного - другой нетопырь висит у окна на занавеске. Спать не дают. Каждую ночь прилетают. Окон раскрыть нельзя. Серые кладбищенские уроды. Ну, ладно, бросим о них. Давай выпьем!".
  
  Красной нитью проходит через творчество Есенина его любовь к животным:
  "Счастлив тем, что целовал я не женщин,
  Мял цветы, валялся на траве,
  И зверье, как братьев наших меньших,
  Никогда не бил по голове".
  
  М.Горький вспоминает: "Да, я очень люблю всякое зверье", - молвил Есенин задумчиво и тихо в ответ на мою просьбу прочитать стихи о собаке. И когда он произнес последние слова: "Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег", на его глазах тоже сверкнули слезы.
  Да, особенно любил Есенин собак. Широко известны его "Стихи о собаке". Нельзя читать их без волнения: в них - боль страдающей матери, у которой "хмурый хозяин" утопил всех семь щенков.
  Народный артист В.И. Качалов вспоминает: " Я увидел Есенина и Джима (собака Качалова) - они уже познакомились и сидели на диване, плотно прижавшись друг к другу... Джим радостно повизгивал и лизал его лицо... "Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться?", - бормотал Есенин с широко расплывшейся детской лукавой улыбкой... Перед уходом Есенин снова долго жал лапу Джиму: "Ах, ты черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу". Как известно, это свое обещание поэт сдержал. У него есть стихи, посвященные собаке Качалова.
  Писатель Л.В.Никулин вспоминает: "Когда Есенин читал стихи из "Сорокоуста" - "Милый, милый, смешной дуралей" (речь идет о жеребенке), с какой нежностью, теплотой он произносил "милый, милый" ... Кто еще может так, как он, писать о животных!". Жалеет поэт и раненую лисицу: "На раздробленной ноге приковыляла, у норы свернулась в кольцо", - жалеет и корову, лишенную счастья материнства:
  "Дряхлая, выпали зубы,
  Свиток годов на рогах.
  Бил ее выгонщик грубый
  На перегонных полях.
  Сердце неласково к шуму,
  Мыши скребут в уголке.
  Думает грустную думу
  О белоногом телке".
  
  Жалеет и малых птиц:
  
  "Воробышки игривые,
  Как дети сиротливые,
  Прижались у окна.
  Озябли пташки малые,
  Голодные, усталые,
  И жмутся поплотней".
  
  Любовь к животным является одним из самых светлых проявлений человеческой натуры, и, наоборот, жестокость к ним свидетельствует о низости человека.
  Какую роль играли женщины в жизни Есенина? Сам Есенин в стихах писал, что много у него было мимолетных встреч. В декабре 1925 года Есенин писал:
  "Может поздно, может слишком рано,
  И о чем не думал много лет,
  Походить я стал на Дон-Жуана,
  Как заправский ветреный поэт.
  Что случилось? Что со мной осталось?
  Каждый день я у других колен.
  Каждый день к себе теряю жалость,
  Не смиряясь с горечью измен".
  
  В "Москве кабацкой" Есенин с женщинами груб, употребляет низкопробный жаргон. Но вот актриса Московского театра А.Л. Миклацевская пишет:
  "Много говорилось о его грубости с женщинами. Но я ни разу не почувствовала и намека на грубость".
  За свою недолгую жизнь, а прожил Есенин 30 лет, он был женат четыре раза.
  Первый его брак был гражданский, и, по законам итого времени, считался недействителен. Было это в 1913 году, когда поэту исполнилось 18 лет. Он в это время приехал в Москву и работал помощником корректора в типографии Сытина. Корректором там работала А.Р.Изряднова, которая вспоминает об отношениях с поэтом:
  "Ко мне он очень привязался, читал стихи. Посещали мы с ним университет Шанявского... В декабре 1914 года у меня родился сын (он погиб в 1936 году). Когда я вернулась из больницы, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены, и даже обед готов и куплено пирожное... На ребенка смотрел с любопытством, все твердил: "Вот я и отец". Вскоре полюбил его, качал, пел песни. Потом уехал от меня в Петроград. В сентябре 1925 года пришел ко мне с большим белым свертком в 8 часов утра и сжег его, после чего успокоился... Видела его незадолго до смерти: сказал, что пришел проститься. На мой вопрос: "Что? Почему? Говорит: "Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру. Просил не баловать сына".
  Второй, уже официальной женой Есенина была Зинаида Николаевна Райх, с которой он впоследствии развелся. У них родилось двое детей: дочь Татьяна, последние годы жила в Ташкенте (она родила сыновей Виктора и Сергея) и сын Константин, журналист, спортивный комментатор, проживал в Москве, награжден государственными наградами и умер в 1986 году. После развода с Есениным З.Райх вышла замуж за известного актера В.Э.Мейерхольда, двое детей от Есенина остались с матерью. В июне 1939 года выдающийся актер и режиссер В.Э.Мейерхольд был арестован и в феврале 1940 года расстрелян. З.Райх через 25 дней после ареста мужа была убита во дворе дома, Брюсовом переулке г. Москвы ( ей нанесли 17 ножевых ранений).
  Особо стоит вопрос о браке Есенина со знаменитой американской танцовщицей Айседорой Дункан. Танцевала босиком и одетая в легкую прозрачную тунику, не стеснявшую естественных движений. В 1921 году нарком просвещения А.В.Луначарский пригласил А.Дукан на гастроли в СССР. Позже великая танцовщица организовала в Москве государственную балетную школу и впоследствии нелепо погибла от собственного шарфика. Айседору рисовали и лепили многие знаменитости: О.Роден, Э.Каррьер, Г.Крэг, Л.Бакст, С. Коненков и др.
  Познакомился Есенин с Дункан на вечере у своего друга художника Г. Якулова в том же 1921 году. Она была значительно старше поэта, на 18 лет. Н.А.Табидзе, жена поэта Тициана Табидзе вспоминает:
  "Есенин рассказал мне, что когда впервые он встретился с Дункан, она была потрясена его сходством с ее погибшим сыном. Это и оказалось причиной нашего сближения". Они поженились. Брак оформили по советским законам, пожелали иметь двойную фамилию: Дункан-Есенин. Интересно заметить, что Айседора не знала русского языка, а Есенин не владел ни одним из иностранных языков. В мае 1922 года они уехали за границу, путешествовали по Германии, Франции, Италии, Бельгии и четыре месяца пробыли в США. Тут уместно сказать о политических взглядах Айседоры Дункан. Как свидетельствует А.Луначарский: "В центре миросозерцания Айседоры стояла великая ненависть к нынешнему буржуазному быту... Весь мир казался ей изуродован капитализмом...". Одной из любимых пьес ее был созданный ею же балет "Интернационал". Он ставился на сцене Большого театра в Москве и в США. За этот балет и за просоветские высказывания она была лишена американского гражданства и покинула США. Биограф Есенина журналист И.И.Шнейдер пишет: "На вопрос, какой период вашей жизни вы считаете самым значительными самым счастливым, А.Дункан ответила: "Россия, Россия, только Россия! Мои три года жизни в России, со всеми их страданиями, стоили всего остального в моей жизни, вместе взятого. Ничего нет невозможного в этой стране...".
  Попав за границу, Есенин жестоко разочаровался в тамошней действительности. Запад и США произвели на него отталкивающее впечатление. Вот строки из его писем из-за границы: "Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом. Кроме фокстрота почти ничего нет, здесь жрут, пьют и опять фокстрот... В страшной моде господин Доллар, а на искусство начихать, самое высшее мюзик-холл". И далее: "Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод..., зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду".
  Н.В.Толстая -Крандиевская, жена А.Н.Толстого пишет: "В ресторане мы были с А.Дункан и Есениным... Ей 45 лет, она еще хороша собой..., к Есенину у нее была алчность последнего чувства". Вот что говорит писатель Н.Н.Никитин: "...Я никогда не расспрашивал Есенина о его личной жизни... Я не раз задумывался о его романе с Айседорой Дункан. Любил ее Есенин или нет? Думаю, любил. Это была великая актриса... И разве Есенин мог не почувствовать ее обаяние? Неоднократно он говорил мне о ее танцах. Их недолгая короткая жизнь оказалась горькой. Но какая полынь отравила этот роман - я не знаю".
  Друг Есенина, поэт С. Городецкий утверждает: "...по всем моим впечатлениям, это была глубокая взаимная любовь. Конечно, Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее слезу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбиться".
  Да, в 1923 году Есенин и Дункан расстались, а через четыре года она трагически погибла в Лондоне в возрасте 49 лет. Эта замечательная актриса и незаурядный человек оставила глубокий след в жизни поэта. Это ей он посвятил одно из своих самых прелестных стихов:
  "Пускай ты выпита другим,
  Но мне осталось, мне осталось:
  Твоих волос стеклянных дым
  И глаз осенняя усталость".
  
  Журналист И.Шнейдер пишет: "Когда Есенин погиб, А.Дункан находилась в Париже. Я телеграфировал ей. Она тяжело переживала смерть Есенина. Прислала большую телеграмму, в которой были слова: "Я так много плакала, что у меня нет больше слез". Скоро она и сама погибнет в Лондоне.
  Наконец, летом 1925 года, за несколько месяцев до своей смерти, Есенин еще раз попытался упорядочить свой быт, создать семью. В это время Есенин был очень болен, продолжал пьянствовать до сильнейшей степени опьянения, жил на случайные гонорары от стихов, и, наконец, на некоторое время оказался в клинике у Ганнушкина.
  Он женился на внучке Льва Толстого - Софье Андреевне. Современники отзывались о ней, как о "невзрачной" женщине. Из воспоминаний о Софье Андреевне сестры Есенина - Александры: "Выше среднего роста, немного сутуловатая, с небольшими серовато-голубыми глазами под нависшими бровями, она очень походила на своего дедушку - Льва Николаевича; властная, резкая в гневе и мило улыбающаяся, сентиментальная в хорошем настроении". К моменту встречи с Есениным Толстая пережила немало любовных увлечений.
  Жили супруги в Москве, в хорошей квартире. Поэт В.Наседкин так описывает их квартиру: "Квартира у Софьи Андреевны походила на музей - тяжелая мебель, масса портретов, темные окна. Нервы Есенина были расшатаны основательно... Софья Андреевна достала ему путевку в санаторий, но Есенин ехать отказался".
  Уместно привести последующие свидетельства сестры Есенина - Александры Александровны: "Жизнь у Сережи тут не сложилась... Он писал Вержбитскому: "С новой семьейвряд ли что получится, слишком все здесь заполнено "великим старцем", его так много везде - и на столах, и в столах, и на стенах... И это душит меня".
  Зарегистрирован их брак был лишь в 18 ноября 1925 года (с июня жили без регистрации), а в декабре этого года Есенин погиб.
  Кроме заграницы Есенин путешествовал и по родной стране. Бывал он часто в Рязани, посетил Вологду, Астрахань, даже Соловецкие острова, все это - кроме Москвы и Ленинграда.
  Ташкент Есенин посетил в 1921 году, в то время он уже входил в большую славу. Стихи Есенина там декларировали не только поэты, но и артисты, студенты, молодежь. В Ташкенте состоялся литературный вечер Есенина, читал он там много своих стихов, поэму "Пугачев". Из Ташкента проехал в Самарканд, Бухару, Ашхабад.
  По Кавказу Есенин путешествовал в 1924-1925 годах. Там он познакомился с Кировым, Фрунзе. Несколько раз бывал в Тифлисе (старое название Тбилиси). В Батуме он написал свои замечательные "Персидские мотивы" и посветил их Тальян Шагане, учительнице. Подарил ей свою книгу стихов с дарственной надписью. Умерла в 1976 году.
  
  "Шагане ты моя Шагоне!
  Потому что я с севера, что ли,
  Я готов рассказать тебе, поле,
  Про волнистую рожь при луне,
  Шагане ты моя Шагоне!
  Потому что я с севера, что ли,
  Что луна там огромней в сто раз,
  Как бы не был красив ты, Шираз,
  Ты не лучше рязанских раздолий,
  Потому что я с севера, что ли ...
  
  Выдающийся грузинский поэт Т.Ю.Табидзе так вспоминает приезд Есенина: "В сентябре 1924 года Есенин вторично приехал в Тифлис. Тогда он находился в зените своего творчества. Грузинский период его творчества был одним из самых плодотворных... Он поехал в Тифлис с намерением порвать с прежним образом жизни, с кабацкой богемой, но это ему не удалось. Потом Есенин писал мне, что зима в Тифлисе останется навсегда лучшим воспоминанием. Он там подружился с грузинскими поэтами, которые потом перевели "Анну Снегину" на грузинский язык".
  Другой грузинский поэт Г.Н.Леонидзе вспоминает: "Встает передо мной человек чарующей силы и неотразимого обаяния - большой русский поэт Сергей Есенин... Возникает он перед моими глазами - ясный, синеглазый, добрый товарищ по чувствам, по перу. Есенин приехал в Грузию в сентябре 1924 года, до 7 декабря пробыл в Тбилиси, затем три месяца в Батуми, затем снова на несколько дней был у нас.... Ели бы он надолго остался в Грузии, может быть его личная судьба сложилась по другому... Он, может быть, ушел бы от смертельной опасности, подстерегавшей его".
   Н.А. Табидзе, жена поэта Тициана Табидзе, вспоминает: "Как-то раз, возвращаясь домой (речь идет о Тбилиси) я услышала знакомый голос, доносившийся из пивного подвала. Я быстро устремилась в погреб, где Сережа дрался с кем-то. Он был подвыпившим... Я схватила его за руку и привела к нам в дом...".
  
  Дом Кашиной, о котором говорилось выше, сейчас восстановлен в первоначальном виде и в нем размещен литературный музей Есенина, открыт в 1969 году. Созданию музея и реставрации усадьбы очень помог сын Кашиной - Юрий Николаевич. В настоящее время Есенинский заповедник занимает площадь в 19 гектаров. Недалеко от музея находится Казанская церковь, где был крещен поэт. В музее размещены экспозиции, рассказывающие о петербуржской жизни поэта, о его увлечении имажинизмом, о путешествиях заграницу с А. Дункан.
  В Константиново показывают документальный фильм об Есенине. Сохранились уникальные кадры о живом Есенине в детстве и отрочестве, на экране мелькают лица деда поэта Федора Титова, матери поэта, сестер Кати и Шуры. Вкратце очерчены все главные периоды его жизни. Слышен голос Есенина, когда он читает знаменитый монолог Хлопуши из поэмы "Пугачев". Голос звучит с большой лирической силой, с надрывом. Особенно впечатляют заключительные слова монолога: "Пустите, пустите меня к этому человеку!".
  Вообще немало написано о мастерстве Есенина читать свои стихи. Вот что пишет по этому поводу М.Горький: "Есенин читал свой монолог каторжника Хлопуши. Я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слез. Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувств, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что даже уши стали серыми... Взволновал он меня до спазмов в горле, рыдать хотелось".
  А вот что пишет народный артист В.И.Качалов: "Есенин замечательно читал стихи... У него было настоящее мастерство и заразительная искренность. Во время чтения стихов у него, у трезвого и у пьяного, всегда становилось прекрасным лицо...".
  Биограф И.И.Старцев свидетельствует: "Мейерхольд у себя в театре устроил читку поэзии. От есенинской декламации (читал он "Пугачева") кидало в дрожь. Местами он заражал чтением и выразительностью своих жестов. Я в первый раз в жизни слышал такое мастерское чтение. По-моему, в чтении самого Есенина его вещи много выигрывали".
  Народный художник С.Т.Коненков вспоминает: "... Читая стихи, Есенин жестикулировал. Жесты его по-шаляпински уместны, гармонируют с каждым словом. Светлые кудри развиваются. Поправляя их, он поднимает руку к голове. Когда я в 1920 году делал бюст Есенина, то вот это красивое, вдохновенное чтение хотел передать".
  Журналист и театрал И.И.Шнейдер свидетельствует: "В интимном кругу Есенин читал стихи негромко, хрипловатым голосом, до шепота, а в публичных выступлениях, наоборот, читал громко, чуть-чуть "окая".
  Товарищ Есенина в студенческие годы, впоследствии актер В.С.Чернявский вспоминает: "Первое впечатление совершенно тронуло слушателей новизной, трогательностью, настоящей плотью поэтических чувств. Он читал гораздо громче, чем говорил, читал в обычной своей есенинской манере... Растянутых мелодий в этой читке не было, простые строки рубились упрямо и крепко".
  Любил Есенин играть на гитаре и на гармошке и под них петь. Пел Сергей под гитару глуховатым голосом, с чувством.
  
   Вот и подошли к последней грани жизни поэта и к его трагическому концу. Погиб он, когда ему всего-то было 30 лет...
  (Аналогия: Пушкин погиб в 37 лет, Лермонтов - в 27...).
  
  Когда-то Есенин писал:
  "Устал я жить в родном краю,
  В тоске по гречневым просторам;
  Покину хижину свою,
  Уйду бродягой или вором".
  И заканчивает он это стихотворение так:
  "Устав, вернусь я в отчий дом,
  Чужою радостью утешусь,
  В зеленый вечер под окном
  На рукаве своем повешусь.
  Седые вербы у плетня
  Нежнее головы наклонят,
  И необмытого меня
  Под лай собачий похоронят.
  А месяц будет плыть и плыть,
  Роняя весла по озерам...
  А Русь все так же будет жить -
  Плясать и плакать под забором".
  
  Есть что-то роковое в этих мрачных прорицаниях поэта.
  Есенин действительно повесился в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице "Англетер". В том самом номере, где когда-то поселился с Айседорой Дункан.
  Трагический конец Есенина явился результатом целого ряда обстоятельств и трудно однозначно ответить на причину такого конца. Незащищенность поэта перед трудностями жизни и быта, наличие разных врагов, вроде "неповской братии" , душевный внутренний разлад, психическая депрессия, в которой не последнюю роль сыграло и увлечение спиртным, все это, безусловно, и подвело поэта к последней роковой черте. В последние месяцы жизни поэт не раз лечился в больницах, при этом все чего-то боялся, от чего-то защищался, кого-то подозревал.
  О Есенине можно сказать словами А.П.Чехова: "Он был наделен особым человеческим талантом - чутьем к боли вообще". А сам поэт о себе говорил: "Вы спрашиваете, целен ли был, прям и ровен мой жизненный путь? Нет, такие были ломки, передряги и вывихи, что я удивляюсь, как это я до сих пор остался жив и цел".
  
  Используемая литература: С.Есенин - стихотворения и поэмы.
   Собрание сочинений С.Есенина.
   Воспоминания о Сергее Есенине - сборник под редакцией Ю.Л.Прокушева, Московский рабочий,
  1975г.
   Различные буклеты об есенинских местах Рязанщины и рассказы экскурсоводов.
   Личные впечатления от посещения есенинских мест Рязанщины.
  
  P.S. О последних днях жизни поэта и его кончине предполагается отдельное исследование, основанное на воспоминаниях современников, материала следствия, а также в нестыковках версии самоубийства.
   Фото: Есенин, третий справа среди крестьян "Константиново" 1909 - 1910 г.г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"