Бенджамин Йорик, Головнин Алексей : другие произведения.

Как жемчуга превратились в пуговицы, или история создания одного очень известного портрета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Новые исследования портрета Шекспира из Первого Фолио (1623), гравированного голландским художником Мартином Дройсхутом.


   0x01 graphic
  
  
  
  
  
   Глава из книги Бенджамина Йорика

"Queenspear - герменевтика "шекспировского" вопроса"

  

No Benjamin Yorick, Queenspear, XKnigi-publishing, 2012.

No Queenspear - герменевтика "шекспировского" вопроса.

No Перевод Алексея Головнина, 2012.

  
  

Как жемчуга превратились в пуговицы,

или история создания

одного очень известного портрета

0x01 graphic

  
  
  
   Портрет Шекспира из Первого Фолио гравирован голландским художником Дройсхутом. Мартин Дройсхут никогда не видел Шекспира, а значит, он работал по чьему-либо наброску, но не Бена Джонсона, иначе портрет был бы более схож с прототипом и был бы признан им в предисловии. Этот набросок неизвестного, прямо скажем: не очень умелого, художника был скомпилирован из трех частей:
  
   Первая часть - Основа рисунка, размещенного потом в Фолио 1623 - была взята из книги "Baziliologia", изданной в 1618 году *. Эта книга, называемая иначе "Книга портретов Королей и Королев Англии", включает в себя множество мастерски сделанных гравюр. Нас интересует одна из них, созданная известным гравером и художником того времени Ренольдом Эльстраком (Renold или Reginold Elstrack). Как полагают, рисунок, из которого в дальнейшем получилась гравюра, был сделан Эльстраком в Вестминстерском аббатстве непосредственно с надгробия шотландской королевы Марии, чьи останки были торжественно перезахоронены в аббатстве в 1612 году. Интересующий нас портрет королевы Марии Стюарт работы художника Эльстрака был позже размещен еще раз в одной любопытной книге, изданной в Лондоне в 1624 году. Печатники Джон Хэвиленд и Ричард Уайтэкер изготовили тогда "Историю Жизни и Смерти Мэри Стюарт Королевы Шотландии" **. Известно, что эту книгу редактировал сам король Иаков I.
   Вторая часть - Костюм Шекспира в Фолио - был скопирован с известного портрета Ричарда Сэквилла, третьего графа Дорсета, написанного отличным художником Исааком Оливером в 1616 году. Портрет этот просто великолепен ***.
  
  
  
  
  
  
  
  

0x01 graphic

   Третья часть портрета Фолио - незначительные, но характерные Детали - залысина, усы и бородка были добавлены, вероятно, с любительского наброска, сделанного кем-то со стратфордского бюста на могиле Шекспира.
  
   Можно ли установить имя безвестного художника, чей неумелый рисунок послужил основой для гравюры Дройсхута, напечатанной в первом Фолио 1623 года?
  
   _________
   * "In 1618 a book was published entitled "Baziliologia" by H. Holland, with portraits of the Kings and Queens of England. Among them is an engraved portrait by Renold Elstracke of Mary, Queen of Scots, in royal robes, which is evidently based upon the monument in Westminster Abbey" - Notes on the authentic portraits of Mary Queen of Scots... by Lionel Cust, London, 1903, p. 120
   ** The Historic of the Life and Death of Mary Stuart Queene of Scotland. London, Printed by John Haviland for Richard Whitaker, and are to be sold at the signe of the Kings Head in Pauls Church-yard, 1624
   *** Portrait of Richard Sackville, Earl of Dorset, Isaac Oliver, 1616
  
   Думаю, что да.
   Обратимся к истории Ричарда Сэквилла, чей парадный костюм непонятным образом попал в Фолио. Граф Дорсет вел распутный образ жизни, пьянствовал, картежничал, делал крупные денежные долги, имел многочисленных любовниц. Он сожительствовал с некой Венецией Стэнли, которая имела от него детей и получала от графа ренту в 500 фунтов. Известна также другая его любовница - Марта Пенистон, супруга сэра Томаса Пенистона, входившего тогда в свиту графа Дорсета. Неверный Ричард Сэквилл доставил немало горя своей супруге баронессе Анне Клиффорд и скончался молодым, в возрасте 35 лет, 28 марта 1624 года.
   Анна Клиффорд - энергичная, волевая и замечательная женщина своего времени. Долгое время она судилась за свои наследственные права. Три ее сына от графа Дорсета скончались рано - они не пережили своего отца. Две ее дочери: Изабелла и Маргарет прожили более долгую и счастливую жизнь.
   После смерти мужа Анна Клиффорд оставалась вдовой шесть лет. А в июне 1630 года она вторично вышла замуж и стала супругой Филиппа Херберта, 4-го графа Пембрука, который давно добивался ее руки.
  
   В Фолио 1623 года, на листе, следующем за титульным, есть обращение-посвящение актеров к братьям Вильяму, графу Пембруку, и Филиппу, графу Монтгомери:
  
   Самой благородной и
   несравненной паре братьев -
   Вильяму, графу Пембруку...
   и Филиппу, графу Монтгомери...
  
  
   Вряд ли мы когда-нибудь абсолютно точно узнаем кто сделал рисунок, который затем превратился в знаменитую гравюру Мартина Дройсхута из первого Фолио.
   Анна Клиффорд? Или ее тогдашний возлюбленный - Филипп Херберт, граф Монтгомери?
   Вероятнее всего - Филипп.
   Он, как представитель славной семьи Пембруков, наверняка знал чей портрет должен красоваться на титульном листе первого Фолио.
  
   Тут любопытно совсем другое. Давайте сейчас сравним два гравированных портрета:
  
   Портрет из Фолио 1623, гравированный Мартином Дройсхутом - он считается самым ранним и достоверным портретом Шекспира.
  
   Портрет королевы Марии Стюарт из книги "Baziliologia" (1618), нарисованный Ренольдом Эльстраком - он известен немногим специалистам.
  
   0x01 graphic
  
   При компьютерном совмещении этих двух портретов мы без труда увидим следующее:
  
      -- Портрет Шекспира развернут зеркально по отношению к портрету Марии Стюарт. Это совсем нетрудно было сделать в то время, снимая промасленную кальку с гравюры Эльстрака. Вероятно в этом развороте был определенный символический смысл:
      -- Женщина зеркальна Мужчине во многих отношениях, а Её инициалы "M. S." вполне зеркальны его "W. S.";
  
   0x01 graphic
  
      -- Размер страницы с гравюрой Марии Стюарт - 167 мм x 258 мм; размер страницы Фолио 1623 года - 216 мм х 340 мм. Сравнив основные линии контуров двух портретов можно понять как создавался портрет для Фолио. На первом этапе была снята калька с портрета Марии Стюарт. На втором - зеркальная калька была увеличена, методом рисования по клеточкам, ровно в 3 раза. Впрочем, рисовальщик мог копировать и одновременно увеличивать портрет из книги "Baziliologia" совсем иным способом - используя удивительно простую техническую новинку того времени - пантограф, изобретенный в 1603 году немецким иезуитом, астрономом и механиком Кристофом Шейнером.
  
  
  
   0x01 graphic
  
   На третьем этапе - вносились изменения в пропорционально увеличенный рисунок. Некоторые характерные детали рисунка были сохранены художником и хорошо совпадают;
      -- Возможно сохранился экземпляр книги "Baziliologia", исследуя который можно обнаружить следы снятия копии с интересующего нас портрета;
  
      -- На обоих портретах совпадают глаза, нос, губы, мочка правого уха, линии справа обоих воротников;
      -- На портрете Шекспира подбородок сделан более тяжелым (мужским) и несколько полнее очерчен овал лица. Нос прорисован короче и более изящно. Добавлены редкая бородка и усы. Высокий лоб оставлен почти без изменений. Брови нарисованы немного ниже, чем на оригинальной гравюре;
      -- Волосы на голове Шекспира по обе стороны добавлены и нарисованы очень неумело;
      -- Полоски воротника-фрезы на портрете Марии Стюарт превращены в мелкие полоски-складки на плоском воротнике костюма Шекспира;
      -- Костюм Шекспира срисован с портрета графа Дорсета;
      -- Двойная линия жемчужин на портрете Марии превращена в одиночный ряд мелких пуговиц на портрете Шекспира.
  
  
   0x01 graphic
  
   В оформлении обложки использованы:
  
      -- Смертный приговор (Execution warrant) королеве Марии Стюарт, подписанный 1 февраля 1587 года английской королевой Елизаветой I.
      -- Гравюра Марии Стюарт, сделанная художником Ренольдом Эльстраком для книги "Baziliologia", изданной в 1618 году.
      -- Фрагмент портрета Шекспира из Первого Фолио (1623), гравированного голландским художником Мартином Дройсхутом.
  
   No Лонгинов В. Б. Дизайн обложки, 2012.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   15
  
  

~ 1 ~

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"