Голиков Олег Валерьевич : другие произведения.

Вторая стрела: обзор работ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытка обзореть романы "Второй стрелы"

   Лотош Е. Делай что должно (дилогия).
  
   Скажу сразу, книга понравилась. Дурацкое упрямство - это, конечно, иногда хорошо :-)), но прочитать 40 а.л. исключительно на нём, при полном отсутствии интереса к произведению, мне вряд ли бы удалось.
   С самого начала читаешь и понимаешь, что хотя в романе описывается вроде бы обычный фэнтезийный мир, что-то тут не так. Особенно, когда появляется Тилос, человек-загадка. Но постепенно всё начинает становиться на свои места, а к середине повествования уже вырисовывается в достаточно полную картину.
   Язык хорош, прост и одновременно богат. Сюжет достаточно захватывающ, но не сразу. Первая часть мной преодолевалась с трудом, хотя я, конечно, понимаю, что в начале надо немного ввести читателя в курс дела, познакомить с героями, с их историей, но всё-таки, мне кажется, первую часть надо как-то сократить. Как, не знаю. А может и не надо, может без этого и повествование будет не таким цельным.
   Оценивать само описание фэнтезийного мира не хочу. Не большой я в этом деле специалист. Орки видят по ночам, имеют хорошее обоняние, много колдунов и магов, тролли, напротив, по ночам видят только с помощью особого зелья, зато в дневных условиях имеют орлиное зрение. Всё это, на мой взгляд, может быть, с реальностью сравнить нельзя, ввиду отсутствия таких существ в природе, посему всё решает фантазия автора. Единственный вопрос возник: откуда автор взял, что тролли произошли от крокодилов? Сам придумал, или где-то вычитал про это? :-) Мысль интересная.
   Теперь об общем описании мира. Раса демиургов создаёт миры, используя принцип пузырьковой или пенной вселенной. Эта идея не нова, Фармер о чём-то подобном писал, ещё кто-то, не помню. В этих мирах время идёт значительно быстрее, чем в мире демиургов, а ещё, как выясняется в конце, демиурги могут замедлить, или наоборот ускорить течение времени в этих мирах. Всё очень напоминает обычные компьютерные игры. Сразу хочу заметить, что многие учёные, да и я тоже (хотя к учёным не отношусь), склоняются к такой точке зрения, что время является свойством расширяющейся вселенной. Если просто свернуть пространство в кокон, то, на мой взгляд, время там остановится. Но, здесь можно спорить, и пока человек не поймёт истинную природу времени, говорить и писать можно, что угодно. Хотя, повторю, мне этот момент показался спорным.
   Далее, в образованных вселенных демиурги могут создавать самые различные физические законы по своему усмотрению. В частности, создавать магию, наделять живущих там существ возможностью использовать её. Может быть. Но, неужели все основные принципы там отличаются от мира демиургов настолько, что они только там могут делать такое? Кто им мешает сделать то же самое в своей вселенной? Конечно, свою вселенную сотворили не они, но если они её переросли, почему бы не попытаться?
   Неправдоподобна и реакция героев на рассказ Тилоса о демиургах. Я думаю, что космологические представления населяющих этот мир народов сводились к плоской земле стоящей на черепахах (китах, слонах и т.д.), или в лучшем случае к чему-то наподобие птолемеевской системы мира. Здесь же Тилос рассказывает о звёздах, планетах, вселенных, а его друзья прекрасно его понимают, по крайней мере, вопросов не задают, хотя, на мой взгляд, перед этим рассказом им надо было прочесть базовый курс современной астрономии.
   Ещё один спорный момент. Теомир погиб в схватке у Тенистого Леса, после этого в его тело вселился Джао. Тем не менее, Майно насылает на него кошмары и заставляет в концовке предать отряд, и лишь после того как он убивает Теомира-Джао, тот раскрывает карты. Мне кажется, что кошмары, и всё поведение Теомира в замке у Майно - лишние. Выпадает из логики повествования. Ну не мог Майно наслать на заведомо более сильного Джао кошмары и заставить его плясать под свою дудку, а Теомиру не стоило доводить дело до такого финала, все доказательства были получены задолго до этого.
   Далее, Красная, Зелёная, Голубая звёзды были планетами, об этом недвусмысленно говорилось Тилосом, но почему-то сближение Красной и Зеленой звёзд на небе свидетельствует о наступлении осени. Я не могу представить себе, как должны двигаться планеты, чтобы они могли отражать смену времён года. Я понимаю, появление Сириуса свидетельствовало о разливах Нила, здесь как раз имеет место отражение земного вращения по орбите, но планеты тоже движутся, и чтобы стабильно соединение планет на небе предсказывало наступление осени, надо выдумать такие орбиты (возможно пересекающиеся), что законами Кеплера их движение никак не объяснится.
   Есть затянутость повествования. Не знаю, какую роль играют истории о Танне и Драконьем камне, но, на мой взгляд, первую можно вообще убрать, а вторую основательно сократить. Я не увидел в них ничего такого, что однозначно свидетельствовало о необходимости их присутствия в книге. Описания тренировок в Сером Княжестве, конечно, достаточно прикольны, но тоже затянуты. Можно сократить некоторые описания. В общем, автору ещё есть над чем поработать.
   С недостатками покончено. Возможно, не всё вспомнил, но самое главное уж точно написал.
   Теперь, что понравилось. Понравилась книга в целом. Понравился язык. Понравились песни. Понравились переделки современных пословиц.
   Понравилась эта фраза, хотя смысла её не понял, с тензорным исчислением не дружу, а выходит, что надо. Да, почитаем на досуге...
  >является ли фазовый оператор преобразования Шкловского симметричным относительно правого тензора?
   А вот в следующей фразе есть недочёт: у эллипсоида три оси, это у эллипса две.
  >По форме она - что-то вроде правильного эллипсоида, большая ось - двенадцать часов, малая - около шести.
   Вторая часть имеет очень запутанное начало. Множество незнакомых имён, некоторые потом нигде не упоминаются. Обилие персонажей с экзотическими именами затрудняет восприятие книги. Однако к середине романа повествование сводится к главным из них, и читать становится легче. Но всё равно первая часть в плане сюжета была, на мой взгляд, получше. Концовка же удалась. Конечно, возможно я как читатель желал, чтобы Тилос согласился с предложением Демиургов, но тогда он не был бы Тилосом. А так... Он до самого конца остался тем, кем по сути не был - Человеком. Я, лично, за такой финал готов простить все недочёты, но смогут ли такое сделать другие читатели? На мой взгляд, начало лучше переделать.
   Теперь рассмотрим отдельные моменты.
   С психологической точки зрения произведение написано превосходно. Меня, признаться, смутил момент, когда Хлаш ушёл с заседания Демиургов. Такое поведение ему было не свойственно. Но потом выяснилось, что всё на самом деле нормально.
   Настораживают явные аналогии с историей Земли. Колесованная Звезда очень сильно напоминает распятие. Храм прямо списан с христианской церкви. Да и приложения очень напоминают дискуссии о посещении Земли пришельцами. Что автор хотел сказать этим? Что наша Земля тоже была создана Демиургами?
   И опять не премину обратить внимание на явный астрономический ляп. Восхождение ядра галактики над горизонтом никак не может свидетельствовать о начале часа шакала. Вращение планеты по орбите будет менять взаимное расположение звезды и ядра, и в течение года ядро будет вставать над горизонтом не только с наступлением темноты, но и в полночь, и в полдень, и в любое другое время суток. Правда есть один момент, при котором описываемое в романе возможно. Это когда период вращения планеты вокруг звезды совпадает с периодом вращения звезды вокруг ядра. Но, даже сделав самый приблизительный расчёт, можно выяснить, что в таком случае либо звезда будет находиться в самом ядре, либо планета будет находиться настолько далеко от звезды, что не будет получать необходимое количество энергии для поддержания на ней жизни. Однако, учитывая тот факт, что в первой части были даны размеры кокона, приходим к выводу, что всё-таки планетная система должна быть в самом ядре, а тогда никакой Огненный пруд не должен нигде восходить, он будет везде на небе.
   Советую автору избавиться от этого момента в книге, и вообще от эпизода, в котором он появляется. Всё равно те персонажи упоминаются только в одном эпизоде, который трудно назвать ключевым. И всё-таки ещё раз настою на том, чтобы в первой части убрать упоминание о сочетании звёзд, как предвестнике смены времён года. Это ляп, и никакими Демиургами его оправдать невозможно.
   Тем не менее, ляпов в книге не так много, можно даже сказать мало, орфографических и грамматических ошибок не заметил. Есть опечатки, но две страницы опечаток в пересчёте на такой объём - очень мало. Список опечаток выслан автору.
   Исходя из всего вышеизложенного, оценка произведению - твёрдая девятка. От себя хочется заметить, что с большим удовольствием увидел бы его опубликованным в виде книги.
  
   Н.О.Дьяченко, А.А.Уралова Генератор неприятностей.
  
   Скажу сразу, что книга разительно отличается от первой прочитанной мной на конкурсе. Отличается всем. Несмотря на такой небольшой объём, я потратил на её прочтение куда больше времени, а написать про неё хочется меньше.
   Читать книгу трудно. Повествование идёт от лица двух девушек, и с самого начала становится очень трудно запоминать, что с какой и когда происходит. Особенно напрягают такие места, где одна повторяет уже сказанное другой, хотя у первой повествование уже далеко ушло от этого момента.
   Далее, сюжет. Скорее его отсутствие. Завязка такова: двум подругам поручают дело необычной важности, найти кольцо Мерлина. Оставим в стороне размышления о здравости рассудка их начальника, который даёт такие поручения практикантке и молодой сотруднице, которая сама недавно вышла из практиканток. Подруги, впрочем, быстро об этом задании забывают (у меня сложилось такое впечатление) и начинают заниматься чем попало. Более того, с середины книги у них появляется другая цель: спасти своего начальника от чёрной метки, вот этой цели они и посвящают оставшиеся полкниги. В конце книги всё-таки всплывает и кольцо, оно чудесным и, естественно, случайным образом находится у одной вражины. Происходит финальная схватка с недругами, в которой участвуют все положительные герои, незамедлительно примчавшиеся на помощь героиням, а потом хэппи-энд.
   Антураж книги. Взято всего понемногу из многих книг. Больше всего, конечно, взято из Стругацких. Есть немного от Гарри Поттера и других книг. Но всё это выглядит лишь бледной тенью по сравнению с оригиналами. Откровенно слабо.
   Орфография. Обычно я помечаю опечатки в книге и потом высылаю автору, но здесь после первой трети книги я бросил это неблагодарное занятие. Мне пришлось бы переписать примерно половину романа. Сперва я думал, что это опечатки, а потом понял, что скорее всего элементарная неграмотность. Советую почитать на досуге учебник русского языка и обратить внимание прежде всего на написание глагольных суффиксов и окончаний, написание слов, содержащих частицу пол- и т.д. Про пунктуацию вообще говорить не стоит.
   Что в книге положительного. Трудно припомнить, была пара фраз, которые заставили меня улыбнуться, но не более того. Согласитесь, на такой объём этого маловато.
   Пусть авторы меня простят, я с гораздо большим удовольствием говорю людям хорошее, но здесь хорошего настолько мало, что я просто не могу этого сделать.
   Оценка два - три по десятибалльной шкале. Окончательная будет зависеть от общего уровня произведений на конкурсе.
  
  Фомичёв С. Пророчество Предславы.
  
  Сперва скажу о хорошем. Почему-то всегда хочется сначала сказать о том, что оставило большее впечатление.
  Книга очень качественно написана. Сразу видно автор погружался в ту атмосферу, что обрисована в книге. Русь четырнадцатого века. Действительно, это возможно ключевой момент истории нашей страны, именно тогда определялся дальнейший путь Руси, чем она будет дальше. На мой взгляд, автору в полной мере удалось передать ту атмосферу, по крайней мере, я никаких изъянов не заметил.
  Видна большая работа, проделанная автором над текстом. Роман читается легко, гладко, и хорошо вычитан. Опечаток очень мало, их список выслан автору.
  Теперь о том, что не понравилось. Пусть автора не смущает, что в этом разделе я напишу больше. Всё равно впечатление от книги положительное, а эти недочёты, о которых дальше пойдёт речь, приведены здесь, лишь по одной причине: я надеюсь, что, указав на них, я смогу как-то помочь автору.
  Первое. В стиле изложения есть что-то летописное, то есть не в полной мере художественное произведение. Временами изложение напоминает какие-то хроники или деяния: тот поехал туда, другой обратно. Не знаю, так ли это на самом деле, но временами складывалось такое впечатление.
  Второе. Весь роман - это описание борьбы Руси под предводительством Сокола с Мстителем. Нет сюжетных отклонений, которые могли бы придать живости роману. Есть попытка показать явную приязнь Мены к Соколу, но это лишь попытка. Поглубже бы её развить, тогда и персонажи поживее бы получились. Бориса тоже можно было бы как-то получше вывести, а то после сцены со знамением (кстати, непонятно зачем она вообще появилась в романе, вроде бы никакого воздействия на исход борьбы с Мстителем она не оказала) он как бы отходит в тень, и даже эпизод с его похищением не разглаживает такого впечатления.
  Третье. Всё, конечно, хорошо, пришёл в наш мир оскорблённый бог и давай мстить своим обидчикам, но не сделано даже ни малейшей попытки объяснить, откуда взялись сподручные твари. Ладно, призрачные всадники, они могли прийти вместе с ним, но остальные? Откуда-то из-под земли вышли, все их боятся. Не вяжутся эти моменты со стилем изложения.
  Ну и, наконец, главное. У меня сразу возникло сомнение в том, что такой могущественный чародей, как Сокол (такой, каким он выведен в романе), не обратил внимание на явную взаимосвязь событий: получение змеевика, изгнание Елены, появление Мстителя. Ну не мог он не обратить на это внимания. Тем более, что ему говорили об этом. На мой взгляд можно было бы написать так, что он обратил на это внимание, но ему надо было спешить в Псков, поэтому он дал распоряжение, чтобы мещёрские чародеи повсюду искали Елену. Однако их поиски не увенчались успехом (хотя среди них была Мена, а она кого угодно могла найти), но в последний момент её откуда-то достал и привёл блаженный. Так правдивей бы звучало.
  Также непонятно ещё одно. Автор намекает, что в книге описана некая альтернативная история. В неё вписывается и мор, и карантин Нижнего Новгорода, и многое другое. Да и Мститель не особо выпадает, появление богов среди людей зачастую остаётся незамеченным. Но осада Пскова... сомневаюсь, что где-то в летописях упомянуто взятие целого города, причём не самого маленького на Руси, ордой нежити.
  Однако в целом роман оставил, как я уже говорил, скорее положительное впечатление. Оценка семь-восемь (всё-таки ближе к семи, но посмотрим по общему уровню произведений на конкурсе) по десятибалльной шкале.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"