Такого разнообразия ярких, невозможных сочетаний красок, такой насыщенности невообразимых причудливых форм, смешения оглушающих, пронзительных (но вместе с тем мелодичных) звуков я не видел и не слышал никогда. Летний карнавал в Роттердаме. Этот голландский город славится ими. Лучшие в Европе! Каждый раз у карнавалов своя тема. На этот раз - Южная Америка. Точеные эбеновые девушки с веревочками на чреслах, пышнотелые грудастые матроны, яркая, расшитая блесткам и щедро испещренная нашивками ткань еле сдерживает их обильную плоть, столетние подслеповатые старухи в очках, увенчанные высокими золотыми коронами - в этом нет никакой иронии, они заслужили их. И, наконец, ослепительные европеянки, не иначе, как победительницы конкурсов красоты в своих странах, те только-только закончились, триумфаторы быстренько сбросили лавровые венки, едва успев на поезд, и вот уже красуются на карнавале. Мужчин не так много, есть молодые и старые, но у тех, и других обнаженные античные торсы с четко обозначенной мускулатурой, которой нельзя не залюбоваться.
У каждого участника - свое собственное, неповторяющееся убранство, замысловатые сооружения из накрахмаленной ткани, идущие от плеч, запястий, бедер, ног, высокие, сложно организованные колонны на головах, напоминающие уборы тышлеровских циркачей, невероятных размеров юбки на фижмах, похожие на гигантские абажуры, каждая занимает пол мостовой. На спинах - громадные крылья фантастических бабочек, а вокруг шеи бусы, каждая бусинка размером в тарелку. Нет такой части тела, которая не послужила бы вдохновением для безбашенных художников, которым все равно, что рисовать. Так, на руки и ноги они предлагают надеть ажурные решетки из легких деревянных реек, образующих прозрачные геометрические фигуры. Возможно, это одежда будущего. Иногда возникают театральные группы - девушки в наряде римских воинов, на них шлемы, с устрашающим изображением сфинкса и высоким защитным ребром, спасающих их от коварного удара. В одной руке они держат короткие змеевидные мечи - были ли такие в античности? - в другой изящные, миниатюрные щиты, напоминающие дамские сумочки. И над всем этим, то опускаясь, то поднимаясь, колеблются разноцветные гигантские опахала. Кажется, что они перебирают пальцами на ветру.
Бесконечный красочный поток заливает улицы Роттердама, горячие цвета нарядов и украшений зажигают город, поток вздымается, опадает, слепит. Каждый из участников карнавала и все вместе отдаются музыкальному ритму, безмятежно и увлеченно приплясывая, взмахивая руками на раз-два, изгибаясь и выпрямляясь, словно по команде поднимая и опуская локотки, образуя хоровод, который тут же распадается, не нарушая при этом общего рисунка шествия. Зрители не выдерживают, они тоже начинают приплясывать, сначала на месте, потом в танце двигаясь за карнавалом. Музыка рвется из динамиков, установленных на машинах, включенных на какую только можно мощность. Но как бы ни напрягалась техника, ее все же заглушают живые оркестры, которые располагаются на медленно ползущих платформах. Главный инструмент- ударные всех мыслимых видов: от тамтамов до детских барабанов, от бубнов до трещоток. Ударные неистово стараются перекричать друг друга, соревнуясь, кто громче обозначит ритм самбы. Это не мешает им время от времени вступать в заинтересованный и уважительный диалог друг с другом, внимательно слушая собеседника и отвечать на его реплики. Трещотки тут же раздают зрителям, которые неожиданно профессионально подыгрывают оркестрам, органично вливаясь в общий хор. Децибелы, надо сказать, невыносимые, вот-вот оглохнешь, но скоро к ним привыкаешь, принимаешь их как обязательную часть всего грандиозного спектакля. У таких ярких, слепящих красок и замысловатых нарядов не может быть иного сопровождения, чем этот оглушающий ритмический гром. Без него не было бы карнавала.
Но вот появляется главная платформа с высоким конусообразным постаментом, которую венчает маленькая фигурка в белом кружевном платье до пят и золотой изящной короной на голове. Королева бала! Время от времени она величественно поднимает руку, приветствуя и благословляя собравшихся. В этом цветовом и звуковом бедламе она, казалось бы, должна стать организующим началом, карнавал должен расступиться, давая ей место.
Но нет, никто не расступился, никто не склонился перед королевой и вообще ничего не произошло. Она оказалась не узнанной и страшно сказать - не нужной. Охвативший всех безумный азарт достиг такого градуса, что участникам карнавала не нужен никакой венец, они венец сами по себе.
А зрители? Неужели и они окажутся равнодушны к правительнице? Чересчур много соблазнов вокруг, слишком ослепительны красотки и причудливы наряды, чтобы заметить ее появление. Но вот платформа приближается, и мы видим, что королева - это просто трогательная маленькая девочка лет десяти, которая усердно и послушно выполняет то, что ей поручили. Она очень старается, и у нее все получается! Ее появление встречается аплодисментами.
Мы смотрим два, три часа, вот, наконец, процессия завершается, но карнавал не отпускает, спешим на другую улицу, где смотрим все с начала. Полдня продолжается шествие, и все это время его участники идут по улицам, танцуя и приплясывая, увлекая за собой зрителей. И все время у них радостное и счастливое настроение, которое, конечно же, передается городу. Прошли полгорода и не устали. Лишь снующие между ними мальчишки с прохладительными напитками вызывают смутное желание: пожалеть их. Но сами себя они не жалеют. Где берут силы? Почему не иссякает их энергия? Откуда эта бесконечная радость, жизнелюбие, причем не только у молодых, но и старых? Загадка.
Южноамериканский темперамент (фото автора)
Вообще-то я плохой фотограф. Но этот снимок получился удачным.