Аннотация: 10 глава. После выкладки 11 будет объеденина с основным текстом...
Глава десятая
Жан Буридан и свобода выбора осла
- Это люди. Самые обычные люди. Группа бриллиантовых из Азии. Я их хорошо когда-то знал. Главаря зовут Леонардо Филлис. Ник - Аллигатор.
Кляйн удивился чему-то, и в следующий миг я понял чему:
- Уникальный сетевой ник? Без номера?
- Да. Купил у владельца или угрозами забрал. Я не знаю. - Еще есть Эдди. Ник Аль-Пачино29. Кнайф93. Имени не знаю, его по нику всегда называли. Джанни, Попс, Лутунский, ну и куча других. Это заводилы. Главные. Я их целым отрядом через игру пробивал.
- Насколько хорошо ты их знаешь? - спросил Кляйн.
Я неопределенно пожал плечами.
- Ну не знаю. В игре о настоящей жизни человека особо не узнаешь. Можно быть хорошим воином и играть роль благородного императора, но при этом в реальности работать дворником и избивать дома жену. Не трусы, скажу. Никогда не подводили. На моей памяти, по крайне мере. Задание четко исполняли. В игре я имею в виду. Что они там с Лео по настоящему творили, я долгое время и не догадывался.
- Ты кого-нибудь узнал во время этой схватки в Асгарде?
Я недолго подумал над его словами.
- Нет. По крайне мере, этих я не знаю. Новая команда наверное. Лео периодически сдает своих, когда жареным пахнет.
Я решил сам спросить Кляйна. Это "допрос" мне уже надоел:
- Скажите лучше вы, Кляйн. Что на счет этой фигни с саморазвитием. Это и правда были ставшие разумным программы-боты? Тор. Эти викинги с корчмы. Это же ни в какие ворота не лезет по сценарию игры. Мобы не могут так реагировать. Даже продвинутые.
Кляйн устало повернулся к Коджиме с ассистентом, которые также присутствовали на мое докладе, после возвращения с Асгарда. Точнее бегства.
- Что вам сказать, мистер Ирисофф, - устало ответил он, глядя на печальное лицо Коджимы за стеклами очков. - Мистер Коджима, меня по крайне мере почти убедил. Хотя я видел и не такие фокусы от алгоритмов Чертанова. Вы видели женщину в в нашем буфете за стойкой?
Его неожиданный вопрос, поставил меня в тупик. Причем здесь буфетчица?
- Видел, - ответил я. - Даже поболтал с ней пару минут. Она любительница поговорить с посетителями.
- А то, что она андроид, вы не догадались? И как раз таки с алгоритмами Чертанова.
Я припомнил пухленькую брюнетку буфетчицу. Со слоем тонального крема на лице и слишком длинными ресницами, которые я принял за накладные. Блеск глаз. В жизни не подумал бы. Да и разговаривала нормально.
- Вот это да! - протянул я. Сегодня пойду с ней поболтать и попробую ее подловить на чем-то.
- Попробуйте, - сказал Кляйн. Наш уважаемый профессор Штайнер тоже попробовал.
- И? - спросил я с настороженным интересом.
- Ничего. Не догадался, что перед ним робот.
- Какой позор, - заметил я. - Зачем же он нам два часа мозги компостировал.
- Зато наш второй уважаемый профессор моментально это понял. Несказанно, удивив наших парней из лаба.
Кляйн показал на Коджиму, который с грустной улыбкой поклонился.
Вот это да, подумал я. Японец настоящий мастер своего дела. Я решил у него порасспросить про его теорию еще раз.
- Но потом они удивились еще больше, - продолжил Кляйн, не дав мне задать вопрос Коджиме. - Удивились, когда каждый сотрудник Акихиро-геймс быстро просекал это. Буквально за считанные минуты.
- Значит вы знаете, как можно отличить "разумный" комп от имитации? - спросил я Коджиму, - слегка потрясенный словами Кляйна. - Зачем вы этого Штайнера пригласили тогда?
- Уважаемый профессор Штайнер весьма компетентный психолог, - сказал Коджима, заговорив впервые с момента начала нашей беседы. - Однако, он жертва теории. На практике программирование роботов совсем другая вещь. Реальность всегда не такая, какой мы хотим ее видеть.
- Вы мне объясните способ как это сделать? - спросил я.
- Конечно, Андре-сан. Это очень легко сделать в нашем конкретном случае.
- Так скажите! - сказал я громко. - Это неопределенность просто убивает.
Кляйн поднял руки, притормозив мой энтузиазм:
- Вы все узнаете на общем собрании, через два часа. Уважаемый профессор Коджима прочтет для всех лекцию и покажет как это сделать. А пока мы поговорим о дальнейшей стратегии. Сдается мне у нас нет времени уже играть с этими типами...
- Кор-р-ролева-а-а Ар-р-рагунда-а!
Фабиан Эберман - первый рыцарь Королевы, чуть не подпрыгнул от этого крика карлика-шута, который по совместительству исполнял обязанности дворцового "объявлялы". С тех пор как ниндзя недавно убил настоящего дворецкого.
- Кор-р-ролева-а-а Ар-р-рагунда-а!
- О господи! Заткнись! Заткнись, заткнись...
Четырнадцатилетнему Фабиану ученику колледжа Миннесоты дико захотелось пнуть карлика. Тип ему был - крайне неприятен. Как и плоские шутки. Остальных он почему-то не раздражал. Но пинать его было нельзя. За это могут снять очки, репутацию_ а может что-то по-хуже случится. Тогда вообще нуль шансов отсюда выбраться.
Выглядела она на все восемнадцать, но на самом деле ей конечно не было столько. Пэтси Росфеллер было всего четырнадцать лет. И в реальности она была неказистой на вид брюнеткой, а не шикарной, небесной красоты, блондинкой как в игре, в роли королевы Арагунды.
- О Солнце моего мира! О Луна моей души! О... - начал шут прелюдию, когда Пэтси заняла свое место в тронном зале.
- Короче!.. Пожалуйста, - попросила Пэтси.
- К вам посетитель Ваше Величество, - ответил шут быстро кивнув головой, от чего колокольчики на концах его дурацкой шапки тренькнули.
- Проси, - сказала Пэтси и поправила ослепительно белое платье. Простое на вид, но излучающее странное свечение и невероятно гладкое - как у эльфийских королев.
Через парадный вход зала, тотчас прошла делегация. С дюжину человек и судя по одежде из самых разных слоев феодального общества. Впереди шел долговязый субъект в стиле Дон Кихота с длинной золотой цепью на шее, подтверждающей его дворянское происхождение. Впрочем одежда была слегка потертой, показывая что богатством сей род не обладает. Остальные довольно серые личности: купцы, ремесленники, парочка крестьян.
Пройдя мимо двух огромных стражей из троллей стражи королевы, на коих некоторые их простолюдин с опаской косились. Они скопом бухнулись на одно колено. Дон Кихот правда сделал это с изяществом балерины и достоинством короля.
Пэтси махнула белоснежной и красивой ручкой унизанной огромным перстнем, дозволяя начать диалог.
- О Солнце моего мира! О Луна моей души! О...
Фабиан страдальчески поднял глаза к потолку. Пэтси не прореагировала. Холодно слушая излияния Дон Кихота. Будучи дочерью самого богатого в мире человека, она была привычна к людской лести. Не в такой извращенной форме кончено, но сути это не меняло.
Наконец Дон закончил хвалебную часть и приступил к деловой:
- Нижайще просим Ваше Величество уничтожить тварь что повадилась разорять наше княжество.
Над головой князья вспыхнули красным трехмерные буквы оформленные под средневековый каллиграфический стиль, видимые только Пэтси и Фабианом:
"Ультимативный квест для первого рыцаря двора. Избавьте княжество Дильмармун от злого дракона, чтобы заработать тысячу очков, репутацию "драгонслэйер" и бонусный итем - волшебный рог Дильмармуна."
Пэтси вопросительно взглянула на Фабина одетого в роскошные рыцарские доспехи с плюмажем из огромного лилово-розового пера.
Фабиан хмуро ответил на ее взгляд и потряс огромной цепью к которому был прикован его доспех. Цепь была метров десять в длину и привязана к здоровому медному шару в несколько тон весом, который лежал у подножья трона.
Пэтси сердито махнула на него рукой. "Мол, знаю я что ты ничего не можешь поделать. Просто посмотрела!"
- Мы подумаем над вашей просьбой, уважаемый князь, - сказала она и махнув ручкой отпустила делегацию восвояси.
Фабиан устало опустился на медный шар и привычно начал его ковырять кончиком своего двуручного меча. Держа лезвие руками в металлических перчатках рыцаря. Шар почти не поддавался. Медь была мягким металлом и по логике сталь меча должна была оставлять на ней следы. Физический движок игры имитировал свойство материала и разрушить можно было что угодно, но шар почему-то не поддавался. Впрочем эта неудача его не останавливала. Делать все равно было нечего. Ковырять шар можно было до бесконечности. Он уже не помнил сколько уже этим занимается. Наверное недели две. Весь успех был в тоненькой полоске миллиметровой ширины, которую ему удалось расковырять за две недели этой адской работы.
Пэтси некоторое время понаблюдала за ним. Потом отвернулась и уставилась в противоположный край тронного зала. Разговаривать они в последнее время почти не разговаривали. Мало того что было уже не о чем - все темы были исчерпаны, Фабиан в последнее время начал обвинять ее в случившемся. "Это все твой богатенький папочка! Жало столько денег? Мог бы отдать в конце концов ради единственной дочери!..." Это была только часть его обвинений, когда он наконец сорвался. После этого они дня два уже не говорили.
- Когда они снова придут я напущу на них троллей, - сказала Пэтси словно разговаривала сама с собой. С мрачной решимостью.
Фабиан поднял голову оторвавшись от своего занятия. С удивлением и даже обидой уставившись на девушку:
- Не смей! Я не хочу опять сидеть в темнице! Тебе мало остальных убитых? Это читеры, их нельзя победить в игре.
Пэтси не оторвала взгляд и игнорируя тон Фабина продолжила:
- Они не читеры. А просто высокоуровневые игроки. И с ними можно сладить. Если заранее дать команду троллям, они могут сбить с них большую часть "хп", а мы добьем! Нужно только чтобы они оказались вблизи нас. Они обычно близко подходят когда запись делают.
- Ты сбрендила! - Фабиан покрутил у виска указательным пальцем. - Они в две секунды убьют этих троллей. Даже, я с одним их них справлюсь, с моим нынешним прогрессом. И потом где у тебя оружие? У троллей одолжишь? Оно у них пятьдесят кило весит.
- Нет. Я знаю что делаю. Я наложила на них заклятие королевы. Это укрепляет их до уровня предбосса.
Фабиан критически скривил лицо:
- Какое еще заклятие? У твоего персонажа нет заклятий. Эта королева ни на что не годна, кроме...
- Молчи! Дурак. Ничего не знаешь. Это королева! Самая важная фигура в этой части. Я нашла заклятие в тайной библиотеке. Они не знают об этом.
- Сама ты - дура! - отозвался Фабиан. - Думаешь они это не учли? Я их предупрежу о твоей выходке. Я не хочу снова три дня в темноте сидеть. Я умру со скуки.
Пэтси наконец повернулась и посмотрела на него:
- Тюфяк! - сказала она презрительно выцедив сквозь зубы. - Будь здесь Эдди...
- Здесь нет Эдди! - почти фальцетом вскрикнул Фабиан. - Из-за твоего идиотского плана - нет!
У Фабиана потекли из глаз крупные слезы. Он сдавленно зарыдал со злостью швырнув меч на пол, тот с лязгом загремел по гладкому мраморному паркету дворца.
Когда я пришел на собрание, большинство геймеров уже заняло свои места. Я высмотрел где сидят мои - Лора и Али и направился к ним. Али держал свободным стул между ними.
Мой приход конечно не прошел незамеченный. У части игроков я был уже "внеконкурентной" звездой. Последнюю запись из Асгарда они все видели. Я проспал почти восемь часов, после выброса. Настолько я был измотан этой битвой на пределе возможностей. Я сражался с людьми которые практически мне не уступали. Лишь малюсенькое превосходство в персональной части игрового аватар из-за тысяч схваток в различных поединках. Да умение быстро и нестандартно мыслить - это все что дало мне возможность сбежать. И еще удача. Определенно удача. Как говаривал Наполеон, подбирая себе офицерские кадры: на войне важна удача, удачлив ли тот или иной офицер?
Я был удачлив. Очень. Буонапарт был бы доволен.
- Здорово тебя Тор бомбанул! - сказал мне один из геймеров со счастливой улыбкой когда я проходил между рядами к "своим". Он сделал жест, словно крутит на ремешке молот, как бог-громовержец.
Я ударил несколько раз по подставленным рукам, не избежав еще десятка похлопываний и одобрительных тычков. Еще немного и они у меня автограф будут просить. Хотя вряд ли. Все чем мы тут занимаемся останется в тайне от СМИ и общественности.
Наконец сел между Лорой и Али.
- Привет.
- Мог бы предупредить нас, что "улетаешь", - вместо ответа упрекнула меня Лора обиженным тоном.
- Не мог. Волк меня гипнотизировал.
- Волки гипнотизируют? - удивился Али.
- Ага. Это фича белого волка. Черный пугает. Внушает панический страх.
Лора нахмурилась, видимо не очень доверяя моему объяснению. Но приняла его.
- Откуда ты это знаешь? - спросил Али.
- Коджима поделился секретами. В игре немерено сценариев и альтернативных ходок, не считая комбинации что игра сама генерирует, если не перегружается...
- Ты узнал его? - спросила Лора неожиданно тихо, не дав мне закончить.
Я сразу понял о ком она. О ниндзя который "убил" Че. Пожал плечами:
- Не знаю. Они все одинаковые почти были. Может среди них был и он. На лбу у них не написано.
- Он был среди них, - заявила Лора уверенно.
- И как ты это определила?
- По манере боя.
- Не смеши. Какой бой, какая манера? Он сделал одно единственное движение только.
Она помотала головой отметая мои сомнения:
- Два движения. Я знаю достаточно. Он любит делать шпагат и телепортироваться. И потом, ты забываешь кое-что, Волк.
- Что?
- Что я совсем недавно была среди них.
Я ошарашенно посмотрел на нее. В самом деле! Я совершенно игнорировал этот факт . Она должна была знать этих уродов.
- Ты знаешь кто это?
- Думаю знаю, - ответила она. - Подозреваю, по крайне мере.
- Ты не сможешь отомстить ему в игре, - сказал я. - Поделись с Кляйном, это важное инфо и поможет этих гадов идентифицировать.
- Это моя проблема, как я смогу отомстить, Волк. С Кляйном я уже говорила. Я хочу только выяснить как они делают эту штуку с мозгами и комой.
Я оглядел ее решительный вид. Прям огонь, а не девица. Не идет ей это. Мужиковатость неподходящая к ее внешности...
Пока мы говорили пришел Коджима. С собой он привел своего помощника и буфетчицу. Того самого андроида. Девчонку с длинными ресницами.
О том что она - андроид, никто из геймеров видимо не знал. У меня была эксклюзивная информация.
- А буфетчица зачем? - спросил кто-то из толпы геймеров.
- Точки будут показывать, - отозвался уверенный голос.
- Какие еще точки? - спросил голос геймерши.
- Ясно какие. Эрогенные!
Пол-зала прыснуло.
- Дурак!
Коджима между тем разложил на столе более дюжины четырехгранных одинаковых брусков. Сантиметров десять-пятнадцать в длину и три-четыре в высоту.
Услышав смех он оторвал голову от своего занятия и улыбнулся.
Ассистент между тем подвел буфетчицу к столу с брусками и застыл в ожидании.
- Мне нужны добровольцы, - сказал Коджима обращаясь к геймерам.
Тут же поднялся лес рук. Геймеров хлебом не корми, дай только поучаствовать в чем-то необычном.
Коджима помедлил и кивнул одному из геймеров.
- Вы.
Геймер подошел к столу. А Коджима продолжил:
- Итак. Здравствуйте! Позвольте представить. Это - Глория.
Глория-буфетчица тут же улыбнулась ровным рядом жемчужных зубов.
- Привет Глория, что ты делаешь сегодня вечером?
Это был опять шутник-геймер. Хохмачей у нас в команде видимо было достаточно.
Глория ответила. С серьезным видом начала перечислять:
- Погуляю с собакой. Буду смотреть свой любимый сериал. Ну... - тут она сделала очень естественную паузу, наморщив лоб, словно пыталась вспомнить чего бы еще сделать, - может еще испеку пирог. Я люблю готовить для себя.
- А если подумать? - не отставал геймер.
Глория вдруг широко улыбнулась и приземлила любопытного приставалу, глядя ему прямо в глаза:
- Я - занята.
Я присвистнул. Высший пилотаж. Хотя по видимому геймер тоже подозревал что-то. Все-таки когда молодой парень у симпатичной девушки спрашивает - что она делает вечером, это может означать только одно. В девяносто девяти процентах случаев. Но один процент все же остается. И комп должен учитывать этот один процент. Поэтому только убедившись что имеется в виду именно "это", был дан надлежащий ответ. Хитро, хотя такую девушку можно принять за небольшую дуру. Или подумать что она спецом не понимает. Дразнить, как бы. Вариантов реакции куча, даже в такой простой ситуации. В общем ИИ неплохо вывернулся. Мощь алгоритмов мертвого гения Чертанова на лицо.
Доброволец между тем был уже у стола. Коджима призвал к тишине.
- Начнем, - сказал он, повернулся к геймеру-добровольцу и показал на непонятного назначения черные бруски. - Выбирайте один из них.
Геймер послушно сдвинул из один из брусков. Коджима и поднял его, посмотрел с нижней стороны, удовлетворительно кивнул и казал ее присутствующим. На нижней стороне бруска оказался дисплей. На дисплее синими буквами светилась надпись: "human". Затем вернул на место.
- Теперь Вы, уважаемая Глория, - сказал Коджима, обращаясь к буфетчице. - Выберите один из брусков.
Глория поколебавшись секунду: выбрала так же.
Со стороны казалось что она колеблется перед выбором, но те кто уже догадались что перед ним андроид а не человек. Уже понимали, что это имитация. Нарочная имитация человеческого выбора. Сам комп за ничтожные доли секунду в соответствии со своей программой совершить выбор из совершенно одинаковых предметов.
Коджима показал аудитории предмет выбранный андроидом.
Голубые светодиоды ярко высветили: "computer".
Зал ахнул.
- Она что? Андроид?
- Вот это номер?
- А как он не тот брусок выбрала?
Коджима снова призвал к тишине, отправил геймера на место. А также отослал Глорию.
- Идите на ваше рабочее место, Глория. Спасибо что помогли.
Глория кивнула и попрощавшись двинулась к двери. Хохмачи не упустили конечно ее без сопровождения:
- Я к тебе сегодня вечером зайду, - сказал шутник.
Глория открыла дверь и показала ему язык, перед тем как выйти.
Зал засмеялся. А Коджима сопроводил ее странным взглядом и комментарием-вопросом к самому себе:
- Весьма и весьма продвинутые алгоритмы. Что же будет через пятьдесят лет?
Я примерно знал что будет. Если вся эта история с разумной игрой. Большой бада-бум, как в одном старом фильме говорили.
- Фокус с брусками объясните? - спросил один из игроков.
Коджимы вышел из минутной задумчивости.
- Конечно. Весь смысл этой небольшой лекции заключается в ней. Вы слышали когда-нибудь о "буридановом осле"?
Зал ответил молчанием, ожидая продолжения. Коджима не заставил себя ждать:
- Asinus Buridani inter duo prata, буриданов осел между двух лужаек. В четырнадцатом веке, уважаемые игроки, один из французских философов-схоластического толка Жан Буридан сформулировал интересную задачу. Что будет, если у выбора "между и между" не будет критериев? Допустим перед ослом положат две абсолютно одинаковые копны сена. На одинаковом расстоянии, абсолютно идентичные: в размере, в цвете, в запахе... Во всем. Как осел сделает выбор с какой копны начать?
Геймеры продолжали хранить молчание и Коджима ответил на вопрос сам:
- Ничего не будет. Осел выберет одну из куч. Быстро, без колебаний. Несмотря на то, что сам философ утверждал, что осел не способный сделать выбор просто умрет от голода. В этом предположении есть сильная логика. Но в реальности оно неверно. Возможно сам господин Буридан никогда не проверял на опыте свое утверждение. Или может быть он просто не мог поставить осла в абсолютно одинаковые условия. Всегда одна из куч сена будет: либо чуть больше, либо чуть зеленее или даже чуть лучше пахнуть на вкус осла. Идеального в мире ничего нет. Поди разберись. Отсюда мы приходим к ключевому выбору. Если дать машине абсолютно одинаковые предметы, какой она выберет?
- Никакой. Для машины нужна программа для выбора. Генератор случайности выбора.
- Вот именно, Андреа-сан! Жан Буридан сам того не зная описывал действия компьютера в такой ситуации, а не высших млекопитающих. Компьютеру в такой ситуации нужна программа. Генератор случайности, который будет запрограммирован программистами. И несмотря ни на что, это не настоящая случайность. А только его имитация. Компьютер умножает, делит, суммирует вероятности. Может даже использовать внешние сигналы - температуру на улице, чтобы выдать ее за задуманное им случайное число. И даже совершить над ним математические операции вплоть до возведения в куб, чтобы вы не заподозрили, что это число не случайное. Но все равно - это всего лишь программная случайность. Псевдослучайность. И разработчики всегда знают о ней. И мало того могут предсказать ее. Поэтому с помощью программистов разрабатывавших ПО для Глории, я знал что она выберет. Потому что узнал как она делает выбор между одинаковым объектами. Причем предсказывать ее поведение в этом случае можно до бесконечности. Она будет выбирать другой брусок, но всегда тот на котором остановилось вычисление предыдущего блока - будет началом отсчета. Глория использует считалку из десяти слов. И с каждым предложением такого выбора, она начинает сначала прибавляя единицу к предыдущему блоку. Потом двойку, тройку и так до десяти. Поскольку других критериев нет - бруски одинаковы, она всегда пользуется этим простым алгоритмом случайности, который не зная его, трудно вычислить. Тем более, если вы будете ее слишком доставать, компьютерный мозг может отказаться вообще играть в вашу игру, поскольку реальной персоне такое тоже быстро надоело бы. И это учитывается системой.
Геймеры зашумели, как только Коджима замолчал. Все казалось было ясно как божий день на этот раз. Алгоритмы случайности выбора занесены разработчиками игры и если их знать, то можно вопросом выбора отличить действующего по программе эН-Пи-Си от реально самостоятельного сбрендившего бота. Только ведь есть одно но.
- А почему такой сошедший с ума комп должен игнорировать свой генератор случайностей? - спросил я, сквозь шум и галдеж.
- А почему он не должен? - ответил вопросом на вопрос Коджима. - Подумайте сами, уважаемый игроки. Есть только два варианта: либо компьютер следует программе, либо не следует ей. Если машина ломает программу, то зачем она будет ей частично следовать в чем-то? И несколько неправильно называть его сумашедшим компом. Это не сумашедшая программа, а существо обладающей самым важным свойством разума...
Коджима сделал эффектную паузу и когда аудиотирия снова затихла, торжественно закончил:
- Свободой воли.
Его торжественный тон, несколько смазал вопрос из первого ряда:
- А разве осел обладает свободой воли?
Сидящая рядом Лора прыснула в кулак. Как и некоторые игроки.
Коджима несколько снизил градус в своем тоне и ответил:
- Осел, конечно не во всем свободен в своих решениях. Его жизнью управляет большей частью инстинкты - невероятно сложные биологические программы, но когда дело дойдет до охапок сена у него будет больше свободы воли, чем у всех суперкомпьютеров на Земле, вместе взятых. Это мы называем Истинным Искусственным Интеллектом...