Гаврюченков Юрий Фёдорович : другие произведения.

Страх и страсть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эмоциональная составляющая литературного произведения - штука недооценённая многими авторами, но весьма важная для успеха. Пока обозрел дружбу и любовь. На очереди алчность и трудовой энтузиазм.

  СТРАХ И СТРАСТЬ
  Когда мы начинаем книгу (повесть, рассказ), имеет смысл выяснить сразу, что хотим читателю сказать. Зададимся этим вопросом и ответим на него прежде, чем напишем роман. Это сэкономит время на его переделку, либо на признание произведения несостоятельным, а затраченного на его написание времени - потерянным зря.
  Что нужно сделать, дабы у читателя возник повод осиливать написанный Вами текст?
  Главное в интересном рассказе - интересный рассказ, увлекательное изложение. Так, чтоб дух захватывало и не оторваться! Автор должен превратить свои идеи в читательские эмоции. Книга имеет успех, если вызвала отклик в душе. Ещё лучше будет, если она даст читателю пищу для размышлений. И совсем хорошо, когда книга послужит руководством к действию, а характеры и поступки героев - примером для подражания.
  Как вызвать у читателя интерес к герою? Можно заманить антуражем, привлечь темой, с самого начала пленить интригой и не выпускать с помощью захватывающего действия до конца книги. Сюжет важен, очень важен язык повествования, но ещё больше значат характеры и поступки героев.
  Успех зависит от количества полученных читателем эмоций. Чувства будят мысль. Неосознанная симпатия к герою, накопившись, может совершить качественный скачок и перерасти в сознательное стремление подражать его поступкам, образу мысли и поведению. Это одинаково актуально как для литературы, так и для кино.
  Какой герой может стать сегодня примеров для подражания? Каков его характер? Сразу на ум приходит "Бригада". Если отделить бандитскую романтику, получится сериал о дружбе (Белого, Космоса, Пчёлы и Фила, Саши Белого и Фархада). Тема крепкой дружбы всегда будет востребована молодёжью, для которой зарождение этой связи является открытием и потому встречено с большим эмоциональным переживанием, чем у людей старшего возраста (у которых узы дружбы хоть и не менее крепки, но сама дружба не является новинкой, а потому не вызывает острых чувств). Итого, в сухом остатке, без напластований антуража, получаем героя, умеющего дружить. Это всегда мужчина. Дружба - типично мужской, маскулинный признак. Художественный образ женщины, проявляющей признаки крепкой дружбы, покажется скорее всего мужеподобным. Или ещё хуже... Сделаем отступление от образа для подражания в сторону специфического образа, вызывающего у мужчин сильный эмоциональный отклик.
  Женщина-солдат. Рыжая. С незначительными дефектами наподобие веснушек. "Своя в доску", понимающая все мужские проблемы - такая женщина вызывает влечение у латентного гомосексуалиста. И этим привлекает внимание немалой части мужской аудитории, потому что, как это ни печально, латентный гомосексуализм наблюдается у многих. Вы мужчина и вам нравится женщина с высокими скулами? Коротко стриженная женщина? Стройная, с узкими бёдрами? А с широкими бёдрами нет? Не огорчайтесь, латентный гомосексуализм свойственен всем видам млекопитающих.
  Однако мы о Великом и Чистом. Вернёмся к гарантированно успешному образу для подражания.
  Характерным примером является герой или героиня, умеющие любить. Тема любви сейчас затаскана. Хотя, смотря как подать. Будет вызывать сопереживание любовь с элементами дружбы между мужчиной и женщиной, а также любовь-спасение слабого сильным:
  - маленькой, беззащитной женщины мужчиной;
  - раненого/заболевшего мужчины женщиной.
  Спасение мужчинами незнакомого или раненого/беззащитного мужчины вызывает у читателя перенос сексуального влечения с традиционного женского образа на предложенный мужской. Поскольку такая потребность в заботе, обусловленная утверждением в собственной значимости, есть у большинства читателей, приём срабатывает в большинстве случаев. Но! - будучи осознанным, вызывает у попавшегося в ловушку чувство отрицания влечения к персонажу одного с ним пола. Отрицание превращается в ненависть к автору, вызвавшему у читателя противоестественное чувство.
  То же самое с опёкой мужчиной мальчика (подростка/юноши), воспринимаемого как маленькая, беззащитная женщина. Механизм переноса (осознание собственного гомосексуального влечения, чувства вины, перекладывания вины на автора и обвинения его в гомосексуальном влечении) даёт повод читателю упрекнуть автора в педофилии. Приём с опёкой мальчика даёт неизменно сильный результат. Крапивин и Лукьяненко его регулярно использовали. Сколько негодующих читателей высказали им своё "Фи!" А сколькие с восторгом присоединились к герою-опекуну или вовсе к юному опекаемому! Так или иначе, эмоции были вызваны, а успех книг гарантирован.
  Итак, пока выделяем два образа: герой умеющий дружить и герой умеющий любить. Смешивать эти два сильных чувства не рекомендуется. Они ослабят друг друга. В качестве инструмента воздействия на читателя герой любовник и друг потеряет в эффективности, как всё универсальное. Специфика художественного жанра требует специфичных героев. За счёт узкой специализации злодей часто оказывается более ярким, нежели наделённый массой добродетелей и потому оказавшийся с размытым характером положительный персонаж.
  Дарт Вейдер оказался привлекательнее Люка Скайуокера. Не говоря уж о своём тёзке Дар Ветре, положительном со всех сторон.
  Есть смысл утверждать, что из всех, вызванных прочтением этого эссе чувств, самым запоминающимся оказался гнев. Ничего не поделаешь! Надо признать, что инстинкты сильнее рассудка. Особенно, подавленные влечения. Тайные страсти, дающие страх.
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"