Гасымов Руслан Масимович : другие произведения.

Татарские люди

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тринадцатый век. Орды хана Батыя вторгаются в Галицко-Волынские земли. Князья и бояре бегут в Польшу и Венгрию, а простым людям приходится признать власть татар и стать "татарскими людьми".

  
   Деревня Святичи, будучи уделом боярина Дмитрия, состояла из десяти дворов. В каждом дворе жило два или три смерда, а если считать баб и детей, то в каждом дворе жило восемь - девять человек. Не смотря на жадность и ненасытность боярина, деревня считалась зажиточной. Здесь была своя кузня и кожевня, но основным занятием были земледелие и бортничество. Боярин Димитрий сбил себе немалое богатство вывозом мёда и воска в Византию. Стоило только посмотреть на его хоромы в селе Никольском! Да и само Никольское было больше похоже на городище, чем на селение. И всё это благодаря Святичам и нескольким другим мелким деревням. Но вот повеяло гарью из степи и в русские земли вторглись орды хана Батыя. Несколько лет приходили тревожные вести о том, что пали города Залеской Руси, потом Переяславль и Чернигов. Когда стало известно, что пал и Киев, боярин Димитрий собрал обоз, гружённый нажитым добром, и, бросив своих смердов, бежал в Польшу.
   Жители Святичей были растеряны. Потеряв над собою власть, они не знали, что теперь делать со своей свободой и жизнью. Тем более и то и другое в скором времени могли забрать татары. Но тут в деревню явился волхв Святогор, известный всей округе как целитель и упрямый язычник. Многие люди больше верили ему, чем священнику Василию из Никольского, а как только отец Василий сбежал вместе с боярином, то на Святогора и его мудрость осталась одна надежда. Собрав вече, волхв произнёс короткую речь.
   - Ну что, защитил вас греческий бог? То - то же. Забыли своих богов. Вот с Востока пришла кара. Ни бусурмены, ни иудеи, ни христиане не имеют спасения. Дети природы пожирают их на своём пути. А мы внуки Даждьбога должны быть с ними, а не с варяжскими отродьями и греческими лицемерами.
   В толпе закрестились, чем ещё больше взъярили волхва.
   - Прекратите делать это знамение. Оно вам не поможет. И деды ваши и прадеды крестились и молились, а помощи от греческого бога не увидели. Защитил вас крест от половцев или от тех же загребущих рук бояр и князей? Деревня ваша Святичи в честь Святовита названа. Бог, дарующий нам свет и тепло, даст нам и защиту.
   Люди перестали креститься. Сначала шёпотом стали вспоминать своих старых богов, потом уже в полный голос стали просить защиты у Стрибога, Даждьбога и Велеса.
   - Что теперь делать, Святогор? - Окрикнул волхва кузнец Владислав.
   - Для начала успокоимся и будем ждать татар, а когда они придут перейдём под их крыло.
   Татары не заставили себя ждать. Через два дня после веча люди заметили множество всадников, которые приближались к деревне. По остроконечным шапкам и малорослым коням сразу же определили, что это татары. К их встрече было всё готово. Вмиг собрались все жители деревни и с хлебом и солью пошли на встречу к воинам великого хана Батыя. Такое поведение русин нисколько не удивило татар, так как после того как они взяли Киев все малые городки и деревни сдавались без боя на их милость. В начале татары рубили жителей, но потом решили, что ещё одни подданные им не помешают.
   Из рядов татарских всадников отделился один воин и подъехал к жителям Святич. Те его встретили поклоном.
   - Я воин хана Куремсы. Мой хан ведёт передовой отряд войска непобедимого хана Батыя. Вы кто?
   - Мы жители деревни Святичи, - певучим голосом ответил Святогор. - От ныне и до века подданные славного хана Батыя, доблестного внука великого Чингисхана.
   Глаза татарского воина округлились.
   - Ты знаешь нашего величайшего хана?
   - Много лет назад я встречался с его великими воинами на Калке.
   Татарский воин повернул коня и поскакал к основному отряду. Люди остались ждать в поклоне волю татарских вождей. Долго что-то обсуждали татары и вот, наконец-то вновь подъехал воин.
   - Как тебя звать, старик?
   - Я Святогор.
   - Отныне ты управитель этой деревни. А вы, люди, теперь под защитой великого хана. Вы теперь татарские люди. У вас теперь только один владыка и вы ему каждый год будете отдавать десятину из своих достатков. Договор этот не порушный и закрепляется этой пайцзой.
   Воин показал всем золотую пластину и протянул её Святогору.
   - Возьми, старик. Это подтверждение всему мною сказанному.
   Святогор взял пайцзу и стал её целовать. Татары, взяв хлеба, проса и овса, двинулись дальше на Запад. Деревня зажила своей новой жизнью.
   Несколько лет подряд каждый год татары приезжали в Святичи за десятиной. Забрав десятую часть зерна, скота, мёда и изделий, они возвращались к себе в Орду до следующего года. Оставшимся добром люди могли распоряжаться, как хотелось и многие, заимев пайцзы, только деревянные, сами ехали в Орду торговать излишками. Деревня разжилась и была вполне довольна тем положением, которое им предоставили татары. Но, как известно, хорошее долго не длиться.
   В 1246 году в деревню пришли вести, что князья возвращаются на Русь, а вместе с ними и бояре. Опять начались княжеские войны и то, что не разорили татары, теперь разоряют Даниил и Михаил Черниговский. Поначалу жители отнеслись к этим вестям спокойно, так как считали себя татарскими людьми, а значить подвластными только Великому хану. Но вот стали являться люди из таких же деревень как Святичи и рассказывали что Даниил Галицкий силой их подминает под своих бояр, уничтожая тех, кто пытается сопротивляться. Вновь нашла тоска на люд Святичей. Но мало было одной беды, так пришла и другая. Слёг Святогор. Всю зиму боролся старый волхв со своим недугом и к Благовещенью понял, что отвернулись от него боги и не слышат его молитв, заговоров и шепотков. А как во сне явилась к нему берегиня в образе девушки, которую он любил в юности, то понял, что пора собираться в Ирий ибо знал он, что за берегиней является крылатый волк Семаргл. Тогда послал он своего помощника за кузнецом Владиславом. Явился тот под вечер. Открыл дверь избы Святогора да войти никак не мог решиться.
   - Что встал в дверях? - Грохнул как гром голос волхва. - Нет у меня икон и они мне не надобны. Крестись и заходи. Или домовой не пускает?
   - Несёт с твоей избы нечистым духом, - ответил, немного смутившись, кузнец. - У тебя тут не только домовые и банные водятся, а и вурдолаки и упыри.
   Рассмеялся Святогор, засмеялся и Владислав, а смешное страшным не бывает. Зашёл кузнец и сел у изголовья больного.
   - Что ты хотел, Святогор?
   - Дело к тебе. Сегодня или завтра Семаргл отвезёт меня в Ирий, а это значит надо кому-то передать управление Святичами. Только ты достоин.
   - Но я христианин, - возмутился кузнец. - Как же ты мне доверяешь?
   - Да, ты христианин, а я внук Даждьбога, слуга Велеса. Остальные кто? Несколько лет назад верили в Христа, сейчас в Велеса, а в кого будут верить завтра? Явятся сюда, как в Русь Залескую, бесермены, так они и тюрбаны на себя поодевают. А ты искренне веришь, значит, ты твёрд в своих помыслах и не будешь менять себя на скороуходящие блага. Да, я всегда говорил, чтобы не верили грекам и их попам, но я никогда не говорил, чтобы не верили Христу. Поэтому я покладаю надежду только на тебя и хочу передать тебе пайцзу Великого хана.
   Святогор достал из под подушки пайцзу и протянул её Владиславу.
   - Знай, у многих деревень и городищ есть пайцзы, но у нас золотая. Это значит, ты будешь иметь право предстать прямо перед самим ханом. Скоро явятся волки в овечьих шкурах, я говорю о боярах, и начнут прихватывать себе уделы. Даже кровь прольют и не захлебнуться. А знаешь почему? Потому, что за ними будут стоять варяжские княжата и греческие попы. А мы славяне, мы люди славящие бога и рождены от священной коровы. Ни варяги, ни греки, ни хазары не любят коровичей. Поэтому нет у нас с ними мира.
   - Но бояре ведь из славян. - Возразил Владислав.
   - По крови да, а по духу нет. А это значит что они ближе к хазарам. Вспомни, как они вместе обдирали нас простых людей. Но это не главное. Ты держи село в воле, а как только явятся кровопийцы сразу же шли гонцов к хану Куремсы. Он поможет. Пока он ханствует возле наших земель я верю татарам. Потом и татары изменяться, но пока нам вольно жить. Вот и удержи эту волю столько, сколько сможешь.
   Святогор замолчал и, закатив глаза, немного отдохнул, восстанавливая дыхание, которое от волнения участилось. Успокоившись, он продолжил.
   - Помни, Владислав, на тебя возлагается большая ноша. Народ наш своенравный, гордый и не дружный. Вот был я после Калки у татар в плену. Так они друг за друга горой, всегда помогут. Обмануть или ограбить могут только чужого, а своего - никогда. Наши только и глядят, как бы унизить ближнего. Так вот не давай в обиду слабого. Особо смотри за мельником Юрием и его сыновьями. Злые они, так и ищут, как бы кого обидеть. Но это что? Неверные они, продадут. Более полагайся на Яна пасечника. Этот будет тебе в помощь. Ну что, удержишь бремя?
   - Удержу.
   -Да будет так. - Прошептал Святогор и испустил дух.
   После похорон, а похоронили Святогора всё-таки по христиански, Владислав стал управляющим Святичей. Он следовал наставлениям волхва, и люди полностью доверились ему. Лишь мельник был недоволен и частенько шипел в след Владиславу: "Явится боярин Димитрий и будет петля на твоей шее". Но не могли ядовитые слова из-за угла отравить жизнь в деревне, которая все больше и больше разрасталась. Много людей из других деревень, особенно тех, что вновь перешли во власть князя, решили осесть в Святичах. Владислав принимал всех, чем ещё больше обретал любовь людскую.
   В 1250 году, прибывшие за десятиной, татары рассказали Владиславу что князь Даниил был в Орде у Батыя и получил ярлык на Галицкие земли.
   - Бату-хан дружелюбно принял князя. - Рассказывал татарский сотник. - Он спросил его: "Данило! Зачем так долго не приходил? Но все хорошо, что теперь пришёл. Пьёшь ли чёрное молоко, наше питьё, кобылий кумыс?" А князь отвечает: "До сих пор не пил, но теперь, если велишь, буду пить!" Это понравилось Бату-хану, и он сказал: "Ты уже наш татарин". Вот так склонился и князь Данило перед нашей силой. Скоро весь мир падёт к ногам чингизидов.
   Владислав слушал сотника молча, больше думая о судьбе Святичей. После того, как князь получил ярлык, он с ещё большей силой начнёт подминать под своих бояр оставшиеся под татарской властью деревни. Защитит ли Орда татарских людей?
   - Кучуг, - обратился он к сотнику, - помнишь, как десять лет назад ты одарил от имени хана наше село пайцзой?
   - Да-да, помню. Особенно того старика.
   - Тогда ты сказал, что воля хана не изменна. Но как быть теперь, когда у князя ярлык?
   Сотник задумался. Ему всегда было без разницы как изымать дань, от князя или от общины. Главное чтобы соблюдался выход. Но тут он попытался глянуть на этот процесс глазами Владислава. "Князь отдаст десятину, - стал он размышлять про себя, - а ещё надо и о себе подумать. Значит, с бояр возьмёт больше чем десятая часть. Боярин тоже хочет жить хорошо и возьмёт с деревни больше чем десятина. Все вместе они просто ограбят деревню". И Кучугу стало жалко Святичи. Но вдруг он стал кричать от радости.
   - Друг, Владислав, пайцза же золотая тогда была. Понимаешь? Не деревянная, не серебряная, а золотая. У тебя такая же власть на Святичи, как у князя на Галич. Ты тоже как князь. Ты можешь жаловаться на любую обиду самому хану.
   Владислав успокоился. Успокоились и жители Святичей. Но недобрые предчувствия не покидали деревню. И им суждено было сбыться. Весной следующего года в деревню прибыл бывший владелец боярин Димитрий. Он прибыл в сопровождении десятка княжеских дружинников и священника Василия. Проехав в середину деревни, он созвал вече.
   - Смерды, вы теперь опять мои холопы. - Заявил Димитрий, когда явились все жители Святичей.
   Бабы запричитали. За ними подняли крик дети. Во дворах, услышав плач хозяев, подняла рёв и скотина. Боярин зажал уши. И только Василий пением псалмов решил перебороть поднятый шум, но крик только усиливался и утих только тогда, когда Владислав с жезлом старейшины вышел в середину веча.
   - Ты ошибаешься, боярин. Мы не были твоими холопами, не будем ныне, не будем, даст Бог, и впредь. Мы вольная деревня и здесь всё решает совет старейшин.
   Димитрий потемнел и, схватив плеть, замахнулся на Владислава.
   - Как ты смеешь перечить, холоп, воле князя?
   Владислав выбил жезлом плеть из рук боярина. Дружинники попытались достать мечи, но их тут же окружили крепкие мужики с дрекольем. Те сразу же вернули оружие в ножны. И только поп Василий никак не мог смириться и клял людей.
   - Безбожники! Дети Иуды! - Кричал он. - Да как вы смеете перечить воле князя, наместнику Бога на земле. Кара, кара небесная падёт на вас, если не склоните голов своих перед своим хозяином.
   Владислав, не обращая внимания на священника, продолжал говорить с Димитрием.
   - Ты, как и твой князь, брал с нас урок и по несколько дней в семьдницу мы работали на тебя. За это вы должны были править суд и защищать нас от врага. Шли на нашу землю поляки, венгры и половцы. Вы хоть раз нас защитили? Нет. Вы ещё и между собой бойню вели, да только пылали наши дома и наши пашни. И вот пришли татары. Вы бросили нас. И ты, и князь Даниил, и другие бояре, и другие князья. Вы все бежали, бросив нас на растерзание. Теперь мы принадлежим хану. Тогда зачем нам бояре и князья? Нам не нужны нахлебники. Поэтому, боярин Димитрий, убирайся к своему князю и передай ему, что он татарским людям не указ.
   И боярину пришлось убраться. Только скрылись из виду дружинники, Владислав подозвал пасечника Яна.
   - Ян, скачи до Куремсы и передай ему, что князь Данило отбирает под свою руку Святичи, которые являются собственностью хана. Пусть он пришлёт воинов. Я думаю, Димитрий через неделю будет опять здесь, только воинов приведёт поболее. Поэтому, Ян, управься за шесть дней.
   Ян сразу побежал в стайню общины, и, выбрав лучшего коня, поспешил в ханскую ставку. Владислав же, собрав мужиков, стал готовить Святичи к обороне. Работы предстояло много. Надо было подготовить рогатины, луки, наделать побольше стрел, а самое главное укрепить тын деревни. Работа закипела, и через неделю было всё готово. И только Владислав определил место обороны для каждого селянина, как на дороге появились всадники. Всем сразу стало ясно, что это Димитрий ведёт новый отряд. Жители Святичей приготовились к обороне. Вот и всадники подъехали к деревне и стали окружать его полукольцом. Когда пыль улеглась, люди смогли разглядеть великокняжеское знамя и пять стягов поменьше. Это говорило о том, что Димитрий привёл пять сотен дружинников, которые были и обучены и вооружены как подобает воинам. Что могли им противопоставить простые деревенские жители? Вся надежда была на татар. Но те почему-то запаздывали. Владислав, понимая, что без помощи татар сопротивляться бесполезно, решил тянуть время. Он вышел на встречу людям князя. К нему подъехали боярин Димитрий и седой воин, который назвался воеводой.
   - Надумал люд идти под волю князя? - Спросил строгим голосом воевода.
   - Мы татарские люди. - Отвечал Владислав. - Мы в воле хана. И только он может решать нашу судьбу.
   - Ты перечить князю вздумал? - Заревел боярин Димитрий и полосанул плетью Владислава. Тот достал золотую пайцзу и поднял над собой.
   - Вы перечить воле хана вздумали? - Закричал теперь Владислав. - Вы такие же холопы ему, как и мы. Ваш бунт не останется безнаказанным.
   Воевода, увидев золотую пайцзу, сразу присмирел.
   - Димитрий, - зашептал он, - ты почему не сказал что у них золотая пайцза?
   - Я и сам не знал.
   Воевода и боярин поворотили коней и дали знак дружинникам. Те, построившись рядами стали удаляться от деревни. Только Владислав всё стоял и стоял, подняв пайцзу над собой. Вот и пыль улеглась, а он всё не мог прийти в себя. Лишь только когда к нему стали сходиться люди он смог опустить руку.
   - Великую беду ты от нас отвёл. - Стали благодарить его люди, но Владислав чувствовал, что это не надолго.
   Через неделю нашли тело Яна. Три стрелы пронзили его, не дав ему добраться к хану за помощью. Долго Владислав смотрел на стрелы, стараясь вспомнить, где и когда он видел такие же. Лишь когда увидел мельника Юрия, он вспомнил, что такие стрелы были у его сына.
   - Где твой сын Игорь? - Стал он допрашивать мельника.
   Косо посмотрел тот на Владислава и прошипел:
   - Все мои сыновья теперь на службе у князя и ты им не указ.
   - А ты на чьей службе? - Стали кричать ему люди
   - А я никому не служу и не кланяюсь. Ни князю, ни тебе, паршивый кузнец, ни твоему хану. Я что хочу, то и ворочу.
   Люди набросились на мельника с кулаками, но Владислав не дал свершиться кровавой расправе. Он успокоил людей и продолжил допрос.
   - Сколько времени твои дети у князя?
   - Как приехал первый раз Димитрий, так они и ушли под его руку.
   - Значит, они уехали с ним, а не пошли на охоту, как ты говорил?
   - Да, они уехали с боярином.
   - Тогда они не могли убить Яна. Это мог сделать только ты.
   - А ты это докажи, кузнец. - Нисколько не смутившись, словно бросая вызов, ответил мельник.
   Глядя в глаза Владислава, он стал смеяться, но вдруг пресёкся, захрипел и упал лицом на землю. В спине у него торчал нож. Все обратили свой взор на юношу, который стоял до этого сзади мельника.
   - Кто ты и зачем это сделал? - Обратился Владислав к юноше, который был из новопоселенцев.
   - Я Путята из Добрычей, спаленных дружинниками князя Даниила. И сопровождал их вот такой же предатель и завистник. Всю семью мою порубали, да что там семью, когда из всей деревни нас спаслось пять человек. Не было у нас золотой пайцзы, а деревянная перед ярлыком не имела силы. Непокорство князю вменилось нам в тягчайший грех. И потому рубили всех без жалости. А тот, кто их привёл, суконщик Жидята, стоял и посмеивался, да показывал кому рубить головы первее. Тогда я не выдержал да и метнул в него нож, а сегодня опять не выдержало моё сердце.
   - Помилуем его! Он свершил суд правды! - Стали кричать люди и Владислав утвердил их волю.
   Ещё несколько лет прошли спокойно. Князь Даниил огнём и мечём возвращал деревни и городища под свою руку, но Святичи не трогал. Вскоре деревня, обладавшая золотой пайцзой, осталась единственной свободной от князя. Татары не мешали князю, их устраивало то, что в городах сидели баскаки и их гарнизоны. Князь дань платил исправно, а значит, для беспокойства не было причин. То, что князь взял на себя обязательства платить за деревни, бывшие под властью хана, наоборот, даже радовало татар. Те даже забыли о Святичах и, думая, что деревня уже под рукой князя, два года не являлись за десятиной.
   Сотник Кучуг, проезжая мимо деревни, и узнав, что деревня не платит дани, посмеялся и посоветовал Владиславу:
   - Ты, друг, будь осторожен. Хан забыл о вас, а князь помнит. Настало такое время, что и пайцза вам не поможет. Бунтует ваш Даниил. Крепости строит, воинов обучает, дороги в степи изведывает. Зачем? В Орде не довольны. Вот еду в его новый город Львов. И если там тоже крепость, то хан Куремсы пойдёт опять походом. Повторится время Батыя. Только теперь никто никому пайцзы давать не будет.
   Владислав понял, что время воли заканчивается. Как советовал Святогор, он протянул столько, сколько смог.
   К 1257 году Князь Даниил решился вступить в борьбу с Ордой. Он выгнал из галицких и волынских городов ордынских баскаков и татарские гарнизоны. В тот же год к Святичам явился и боярин Димитрий в сопровождении трёхсот дружинников. Как и в прошлый раз, навстречу ему вышел Владислав, но на этот раз без пайцзы и жезла. Вече дало согласие идти под руку князя. Владиславу оставалось только спасти деревню от мести злобного боярина.
   - Ну что, нажировали? - С ухмылкой спросил воевода, когда он подошёл и склонил голову.
   - Собачье племя. Вырезать вас бы. - Язвил Димитрий.- Татарам поддались, христопродавцы.
   - Боярин Димитрий, воевода, я старейшина деревни Святичи... - Владислав не успел закончить. Молодой дружинник подскочил к нему и наотмашь рубанул его мечом. Владислав глянул на своего убийцу и узнал в нём старшего сына мельника. Тот снова ударил его мечём и Владислав упал, испустив дух. Взлетела его душа и на мгновение зависла над Святичами. Но то, что для души миг, для людей час. Видел зор убитого, как сотни дружинников ворвались в деревню и стали рубить людей, поджигая дома. Но увидела душа и то, что Путята уводил секретными тропами женщин и детей в леса. Значит, не умрут Святичи. И понеслась душа к Богу, чтобы рассказать ему как она в теле Владислава много лет делала людей счастливыми.
  
   ***
   В 1259 году хан Куремсы шёл карательным походом на князя Даниила. Мимо места, где раньше находилась деревня Святичи, проходила сотня Кучуга. Остановил он свой отряд возле обгоревших домов и долго молился. Потом повернулся к молодому воину, стоявшему рядом с ним.
   - Ну, Путята, будем мстить?
   - Будем. - Ответил тот.
   - Ты теперь наш, татарин. - Вскакивая на коня, крикнул Путяте Кучуг. - Теперь тебе ни Димитрий, ни князь Даниил не указ. А найдёшь их, то убей.
   Отряд направился дальше. К Галичу.
   Что стало с Путятой неизвестно. Известно лишь, что в том году Даниил Галицкий нанёс поражение Куремсе. Много татарских воинов сложили свои головы на подступах к Галичу. Возможно и Кучуг с Путятой погибли, а возможно и вернулись в степные кочевья. Святичи же так больше и не возродились. Не пожелал боярин Димитрий возрождать мятежное селение.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"