Галанин : другие произведения.

Простой, гостеприимный Владыка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На долю архиепископа Макария выпало немало несчастий, как и всей Православной церкви в эпоху великих потрясений первой половины 20-го века. Будущий Владыка пережил Гражданскую войну, когда священники часто гибли от рук революционных фанатиков, смог выжить в эпоху военного коммунизма и чисток 37-го года, когда только на Бутовском полигоне в Москве были расстреляны сотни православных священников. Наконец, в самый тяжелый момент Великой Отечественной войны, когда враг стоял у ворот Москвы, именно Макарий (тогда еще отец Сергий) выступил одним из инициаторов помощи православных людей фронту, лично пожертвовав почти все имеющиеся у него деньги.

  Простой, гостеприимный Владыка
  
  - так прихожане и священнослужители отзывались
  об архиепископе Можайском Макарии, в миру
  Сергее Константиновиче Даеве. Говорили о нем с добротой
  и теплотой, точно так же, как он сам относился к людям,
  будь они православные, католики, мусульмане или безбожники.
  
  На долю архиепископа Макария выпало немало несчастий, как и всей Православной церкви в эпоху великих потрясений первой половины 20-го века. Будущий Владыка пережил Гражданскую войну, когда священники часто гибли от рук революционных фанатиков, смог выжить в эпоху "военного коммунизма" и "чисток" 37-го года, когда только на Бутовском полигоне в Москве были расстреляны сотни православных священников. Наконец, в самый тяжелый момент Великой Отечественной войны, когда враг стоял у ворот Москвы, именно Макарий (тогда еще отец Сергий) выступил одним из инициаторов помощи православных людей фронту, лично пожертвовав почти все имеющиеся у него деньги.
  
  Призвание - служить людям
  
  Архиепископ Можайский Макарий - наш земляк. Сергей Константинович Даев, а именно такое имя носил в миру Владыка, родился 21 июня 1888 года в семье священника села Петровского, которое входит в состав Щелковского муниципального района (сельское поселение Огудневское).
  Уже с ранних лет он выбрал для себя призвание - служить людям верой и правдой. Примером для него всегда был отец, человек простой и добрый, а оттого очень уважаемый во всей округе. Именно отец постарался дать Сергею прекрасное образование.
  В 1911 году Сергей Даев окончил Вифанскую духовную семинарию и был назначен учителем церковно-приход-ской школы Богородского уез-да. Одновременно он готовился стать священником.
  В 1912 году Сергей Константинович был рукоположен в сан иерея. Но учительствовать не бросил - тогда многие батюшки преподавали не только Закон Божий, но и словесность в небольших сельских школах. Вот и отец Сергий, будучи настоятелем храма Святой Троицы в селе Троицкое-Сельцы по Дмитровскому тракту, состоял законоучителем в Сухоревской и Горкинской школах.
  Грянувшая в 1917 году революция разрушила, казалось бы, такой прочный русский мир. Брат пошел на брата, сын на отца. Все происходило так, как в самых страшных евангельских пророчествах. Но отец Сергий веры не потерял. Бедствовал, жил за счет пожертвований, и в то же время сам старался помочь обездоленным всем, чем мог.
  В то время многие священники оказались на краю жизни и смерти. Советская власть не считала их за надежных людей, лишала и избирательного права, и имущества. Достаточно сказать, что в ведомости об имуществе в графе "Есть ли недвижимое имение у самого или жены и какое именно" у отца Сергия была такая запись: "Есть сарай".
  Многие приходы были разорены или попросту разграблены. Время от времени большевики организовывали "ревизии", когда изымались наиболее ценные церковные реликвии. Золото, иконы, даже простая мебель исчезали в "закромах родины". Но на этом власти не удовлетворились. С конца 20-х годов началось массовое закрытие храмов, превращение их в склады или подсобные помещения. А многие из них были вовсе стерты с лица Земли. Вот в таких условиях приходилось выживать российским священникам.
  Не миновала доля сия и храм Святой Троицы, в котором служил отец Сергий. Он и стал одним из последних его настоятелей. Разорение храма началось с конфискации церковных ценностей. Все иконы, а также части иконостаса, имеющие покрытие сусальным золотом, были брошены в установленные прямо во дворе храма котлы с кипящей водой. Таким способом пытались смыть золото. То, что не представляло "ценности", шло в костер.
  Впрочем, к тому времени отец Сергий уже оказался в Москве. В 1937 году он начал работать в канцелярии блаженнейшего митрополита Сергия. А затем долгие годы служил настоятелем Ризоположенской церкви в Москве.
  
  Война священная
  
  Начавшаяся Великая Отечественная война принесла новые беды и несчастья. Хотя советская власть именно в эти годы повернулась лицом к духовенству, справедливо считая, что авторитет Русской православной церкви призовет русский народ к непримиримой борьбе с за-хватчиком. Не зря вскоре Великую Отечественную стали называть еще и священной войной.
  Помимо нравственной поддержки советские воины получали от многих столичных храмов и вполне материальную помощь. Так, 23 февраля 1942 года, в день 24-й годовщины Красной Армии, духовенство и миряне Москвы собрали на подарки защитникам Родины огромные по тем временам денежные суммы. Щедрые пожертвования сделали многие церковные общины Москвы: церковь св. Иоанна Предтечи на Красной Пресне, храм Святителя Николая в Хамовниках, Свято-Никольская церковь в Кузнецах и многие другие.
  Крупные денежные суммы внесли и московские священники, в том числе и протоиерей Сергий Даев (с 4 мая 1944 года епископ, а затем архиепископ Можайский Макарий), настоятель Ризоположенской церкви.
  Все свободное от пастыр-ской работы время он отдавал тогда службе в качестве управляющего делами Московской патриархии. В 1944 году он - помощник митрополита Николая (Крутицкого). В начале мая 1944 года в жизни отца Сергия произошли большие перемены. Он был пострижен в монашество, а 14 мая Святейшим Патриархом Сергием посвящен в сан епископа Можайского.
  Долгожданная Победа была воспринята русским духовенством как победа над темными, демоническими силами. Вот что писал 9 мая 1945 года в своем приветственном послании вступивший незадолго перед этим на Московский Патриарший престол Святейший Патриарх Алексий: "Только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать ее плодотворной. Бог мира да продолжит благословения свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать все, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего, и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны".
  В эти грозовые годы отец Сергий много работает и как проповедник. В 1942 году появляется его работа "Правда о религии в России". Позже он станет автором еще одного исследования "Антифашистские выступления христианского духовенства".
  Через год после великой Победы 20 июня 1946 года Сергей Даев, ставший к тому времени епископом, был назначен председателем хозяйственного управления при Священном Синоде. Это управление тогда воссоздалось после большого перерыва, и все тяготы по налаживанию его работы выпали на долю нашего земляка. Владыка Макарий отвечал за хозяйство Патриархии, Лавры, Духовной академии, семинарии, ремонтно-строительные работы, мастерские (свечную и церковной утвари) и за снабжение.
  Его работа по укреплению хозяйства Русской православной церкви была признана успешной. И 25 февраля 1951 года Святейший Патриарх Алексий посвятил его в сан архиепископа. 25 февраля 1957 года архиепископ
  Макарий был награжден правом ношения креста на клобуке, что является большой честью для священника.
  Тем временем советская власть начала очередную борьбу за церковное имущество. Если к началу 60-х годов в Русской православной церкви существовало почти 12,5 тысячи приходов, то за год их число сократилось почти на полторы тысячи. Между тем существовал 10451 недействующий православный храм, где размещались клубы, музеи, склады. Иные и вовсе стояли в запустении и разорении. По данным на 21 августа 1963 года, на регистрации осталось лишь 8314 православных общин.
  Понятно, что все это оптимизма русским иерархам не добавляло. "Последние годы жизни Владыки Макария были преисполнены скорбей и испытаний, - писал о судьбе нашего земляка священник Николай Радковский. - В 1955 году, в Радоницу, помогая духовенству своего храма при поминовении усопших, архиепископ Макарий, переутомлённый длительными предыдущими богослужениями, упал без сознания. В сентябре 1959 года паралич опять уложил больного в постель. Ослабевшее сердце уже не могло побороть тяжёлой болезни, и 13 января 1960 года архиепископ Макарий ушёл от нас в лучшую жизнь".
  Похоронен архиепископ Можайский Макарий на Ваганьковском кладбище, у южной стороны храма.
   Алексей Галанин
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"