Гайдукова Людмила Александровна : другие произведения.

Борис Пастернак в Петровском на Оке. Дайджест

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  

Борис Пастернак в Петровском на Оке

  Петровская усадьба является историко-архитектурным памятником города Алексина, важной частью культурного наследия Калужско-Тульского края. Это старинное имение примечательно своим живописным местоположением на берегу Оки, строгой классической архитектурой усадебного комплекса, интересными культурно-историческими ассоциациями.
  
  В 230-летней истории усадьбы существует один, ни с чем не сравнимый период, когда можно говорить о культурно-художественной жизни Петровского. Это годы 1913-й и 1914-й. Гостями имения Владимира Владимировича Бера, которое славилось, как великолепное дачное место, стали композиторы, музыканты, музыкальные критики, поэты, литераторы, художники, философы... Среди них гениальный русский композитор Александр Николаевич Скрябин (1872-1915); художники Николай Павлович Ульянов (1875-1949), Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969) и Антонина Леонардовна Ржевская (1861-1934); поэты Юргис Казимирович Балтрушайтис (1873-1944) и Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949). В Петровском звучали музыка и поэтическое слово. Обсуждались проблемы философии, события музыкальной и театральной жизни. Здесь царила атмосфера глубоких человеческих симпатий, интеллектуального общения и творчества.
  
  Замечательный поэт, писатель и переводчик Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) провёл в Петровском май - сентябрь 1914 года по приглашению Балтрушайтиса. В биографической литературе о Пастернаке петровский период представлен как время творческого становления молодого поэта, начинающего профессиональную литературную деятельность.
  
  Пребывание на Оке нашло многократное отражение в творчестве Пастернака. Строки, посвящённые Петровской усадьбе и её живописным окрестностям, имеются в письмах, лирических стихах поэтического сборника "Поверх барьеров" (1917), мемуарных очерках "Охранная грамота" (1930) и "Люди и положения" (1956). Также Петровское осталось в "Трёх главах из повести" (1922) и "Повести" (1929) - художественных произведениях, в основу которых положен автобиографический материал. В эпистолярном и литературном наследии Пастернака мы находим бесценные сведения о Петровском имении начала века, событиях весны - лета 1914 года, ставшего переломным для судеб России.
  
  Поэт-символист Ю.К.Балтрушайтис был знаком с отцом Б.Пастернака - известным художником Леонидом Осиповичем Пастернаком. 24-летнего Бориса, окончившего в 1913 году Московский университет, он пригласил на Оку в качестве домашнего учителя своего сына - 11-летнего Юргиса. Также Балтрушайтис, являвшийся литературным руководителем Камерного театра, предложил Б.Пастернаку сделать перевод стихотворной комедии Г.Клейста "Разбитый кувшин". Перевод комедии, выполненный в Петровском за четыре недели и отосланный к 15 июня в Камерный театр, стал для молодого поэта дебютом в этой литературной области.
  
  Семья Балтрушайтиса и Пастернак поселились в одном из усадебных домов - западном двухэтажном флигеле. Дом сохранился, ныне в нём размещается храм во имя иконы Казанской Божией Матери зарубежной русской православной церкви.
  
  Дачная жизнь с прогулками по парку, катанием на лодках и пикниками; интересные встречи и дружеские шалости; полное солнечное затмение 6 августа 1914 года, которое Пастернак наблюдал в Петровском парке, - всё это нашло отражение в его произведениях.
  
  Но самым значимым событием 1914 года явилось начало войны. Примерно за месяц до этого Пастернак "...ездил в Москву на комиссию, призываться, и получил белый билет, чистую отставку, по укорочению сломанной в детстве ноги, с чем и вернулся на Оку к Балтрушайтисам" ("Люди и положения").
  
  В произведениях "Повесть", "Люди и положения" и "Три главы из повести" ("Дева Обида") Пастернак рассказывает об одном из предвоенных событий, которое особенно врезалось в память, - остановке в Петровском на ночлег многочисленной гренадёрской воинской части, направлявшейся вверх по Оке.
  
  Однако основным впечатлением начала войны для писателя стали тянущиеся на запад бесконечные воинские эшелоны. С большой художественной силой описано увиденное на полустанке Средняя Сызрано-Вяземской железной дороги, в трёх верстах от Петровской усадьбы. Картина встречи двух поездов - "воинского, с кавалерийским эскадроном" и пассажирского, которым уезжали "местные из волости на сбор" - пронзительна и незабываема: "Бабьи слёзы", "причитанье... в окаянном окладе ненастья".
  
  ...Прошли десятилетия. Петровское почти полностью разрушено, но дачная усадебная культура оставила яркий след в произведениях многих представителей творческой интеллигенции, отдыхавших и работавших на Оке. И одно их этих имён - имя всемирно известного великого русского писателя Бориса Леонидовича Пастернака, отдавшего Петровскому большую творческую дань.
  
  ___________________
  
  
  Публикации, использованные при подготовке статьи:
  
  1) Липницкая Т.Ф. "Виды поистине изумительные" (Борис Пастернак о Петровском. К 110-летию со дня рождения поэта) // газета "Алексинские вести" от 18 апреля 2000 г.
  
  2) Борис Пастернак в Петровском на Оке. 1914 год (библиографический указатель литературы). Тула: "Тульский полиграфист", - 2004.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"