Откуда взят принцип "Паноптикума", тюрьмы с недремлющим оком, непрерывно наблюдающим за заключёнными в камерах? В настоящее время "Паноптикум" служит рабочей моделью действующей в нашем обществе машины власти, нередко незримой. По этой причине данная тема актуализируется в современной философии.
На мой взгляд, этот принцип исходит из мировых религий, что не отображено философами, описывающими структуры и власть. Они дают поверхностную причинность появлению "Паноптикума", как властной структуры, управляющей современным человеческим обществом.
Проект тюрьмы "Паноптикон" был представлен на рассмотрение английской королевской династии в 1791-м году британским философом Иеремией Бентамом, служившим стране социальным теоретиком. По его замыслу, заключённые в такой тюрьме или работном доме всегда должны думать и быть уверенными, что они - под наблюдением. В центре этой тюрьмы пребывает смотритель, взирающий из центра на окружность, вдоль которой раскинуты прозрачные камеры. Надзиратель в этой модели - всевидящее око, способное видеть все камеры с осужденными.
Этот глаз в центре режимного учреждения - чем не всевидящее око на долларовой банкноте? Рисовавшие доллар подразумевали глаз бога, скопировав его с тибетских храмов? Толкинен в романах про кольца силы тоже изобразил всепроникающее око.
Аналитик "Паноптикума", показавший, как его структура управляет нашим обществом, философ Мишель Фуко, исследовал эту тему, чтобы объяснить, как власть неявно влияет на нас и нашу свободу. Оком в центре она нас контролирует. Автор выносит предположение о корнях "Паноптикума":
"Подобная забота существовала задолго до Бентама. Кажется, что один из первых образцов подобной обособляющей видимости был использован в Парижском военном училище в 1751 году в отношении дортуаров воспитанников. Каждому из слушателей полагалась застеклённая клетка, где его можно было бы видеть на протяжении всей ночи, однако сам он не мог иметь никаких контактов со своими однокашниками, ни тем более с родными. Кроме того, чтобы у парикмахера была возможность причёсывать каждого из воспитанников, не соприкасаясь с ним телесно, существовал весьма сложный механизм: голова ученика просовывалась через особое окошко, а тело оставалось по другую сторону стеклянной перегородки, позволявшей видеть всё, что там происходит. Бентам рассказывал, что мысль о паноптикуме пришла в голову именно его брату, посещавшему военное училище" .
Родители каждого курсанта, судя по тексту, могли быть уверенными, что его сын застрахован от содомии.
В большой тюрьме "Паноптикум" наблюдатель не смотрят ежесекундно в каждую камеру через незашторенные окна и прозрачную дверь. Тем не менее, большинство заключённых думает, что они - под неустанным наблюдением. Даже если у смотрящего - видеокамеры для каждой камеры, он не может ежесекундно смотреть на происходящее в каждой камере, и все же заточённые люди верят, что их разглядывают, и ведут себя дисциплинированно.
Этому способствует склонность человека к самостоятельному дополнению рассказа или истории. Когда нарратив не обладает полнотой, человек зачастую домысливает его, набивая чем-нибудь каркас, добиваясь заполнения представленной в нем структуры.
Допустим, известны несколько событий из истории какого-либо древнего государства. Тогда-то царь родился и женился, любил музыку и женщин, пошел на войну защищать отчизну, погиб и стал героем. Прочитав это, человек может домыслить жизнь царя, заполнить эти события своими представлениями. Он воображает: "Царь сидит и играет на гуслях, рядом учитель музыки, царь любит жену, которая не красива, убивает на поле брани тысячу врагов, потом убивают его. Доподлинно неизвестно, как именно, его убили, думаю, он был пронзен стрелой в грудь, а не спину, когда скакал на лошади".
Подобными заполнениями с помощью фантазии в рамках реализма (как оно могло бы быть в древних исторических периодах) занимается историограф, рисующий картину правления властителей. Этим занимается сценарист при создании исторического фильма.
Это делает каждый человек, когда создаёт картину представлений о ком-то или чем-то. Допустим, кто-нибудь слышал о преданных Кришны, что они вегетарианцы. Он несёт им в ашрам десяток яиц, так как ему говорили, что вегетарианцы едят яйца. Этой информацией он дополнил картину своих представлений о вайшнавах, поэтому принес им яйца. Там они ему объяснили, что вегетарианцы яйца не едят.
Откуда Бентам или создатели интерната в Парижском военном училище взяли эту идею? По мнению Фуко, прообразом "Паноптикума" Бентама также могли послужить зверинцы, предназначенные для развлечения королевской семьи и гостей. В Версальском дворце некогда существовал один такой зверинец, построенный архитектором Луи Лево. К слову, слово паноптикум изначально означает музей и кунсткамеру.
Фуко, пусть его отец и был священником, не обращается к божественной родословной "Паноптикума", не ищет в религиозной психологии его истоки. Как ему такое в голову не пришло?
Все же Мишель не пошел по стопам отца, не дошел до стадии верующего высокого уровня, а стал философом и преподавателем. Иначе, он осознал бы принцип "Паноптикума" внутри себя, в психологии.
Фуко не предполагал, что в процессе религиозного воспитания верующий может достичь способности постоянного памятования Господа. Глубоко религиозный человек, продвинутый, никогда не забывает божество. Он всегда полагает, что находится под его неусыпным наблюдением. Каждую секунду и в любом месте он не может расстаться с убеждением, что пребывает под взором Господа, под надзором.
Эта психологическая особенность - настолько же древняя, насколько стара религиозная жизнь человека. Именно подобное настроение могло породить концепцию тюрьмы Бентама "Паноптикон", который также написал кодекс правил для её заключённых. Или он взял идею у парижских военных профессоров, но они получили её от кого-то, достигшего уровня постоянного памятования Господа, и, как следствие, присутствия его несмыкающегося взора.
Даже тогда, до изобретения видео, принцип "Паноптикума" воздействовал на наблюдаемых. Что говорить теперь, когда современных заключённых может убеждать аргумент, что видео записывается и может быть просмотрено позже?
Власть "Паноптикума" означает, что мы контролируем себя сами, руководствуясь тем, что за нами надзирают. Так, во многих местах мира мы знаем: тут наблюдают, тут камеры развешаны. Еще мы знаем: смартфоны изучают, сообщения читают; в сети мой ум анализируют, поскольку навязывают тематические услуги, согласно моему вкусу и поиску. Или человек решает: "Уйду из Ватсапа, где все прослеживают, уйду в Телеграмм, где нет цензуры и не следят". Потом он узнаёт, что в Телеграмме тоже следят... Постепенно он начинает верить: "Паноптикум - кругом!.. Да, я выпасаемый, как баран".
Развешанные во многих местах камеры держат психологию человека в камере. В ней он чувствует себя поднадзорным. Он вынужден контролировать свои желания с равнением на законы и правила, предписанные властью. Он старается вести себя законно, чтобы его не наказывали, и это достигается именно идеей надзора за ним.
Следят, разумеется, не всегда, но с помощью заполнения каркаса между видеокамерами на дороге и письмами в Интернете человек начинает думать, что око властителя, не отворачиваясь, за ним смотрит. Оно обозревает все панорамно. Слово пан с греческого означает всё, а оптикус - видящий. Морфемы панорама и паноптикум связаны.
Таким образом, земная власть переняла у небесной метод контроля людей. Серьезный верующий постоянно ощущает всевидящее око Господа, поэтому его дисциплина и самоконтроль на высоком уровне. Он не украдёт, даже если получит стопроцентную возможность много украсть и остаться незамеченным.
Теперь эта древняя схема работает так, что на месте всевидящего ока Господа оказывается управляющий аппарат, а на месте верующего помещается любой человек, атеист или нет. Как следствие, многие перестали хулиганить, нарушать общественный порядок, воровать, разбойничать, грозить террором.
Разумные, разумеется, могут отрешиться, не заполнять своим воображением каркас "Паноптикума", и помнить, что нет неусыпного наблюдения властей. Зачем оно им, если они не нарушают закон?
"Паноптикум" задаёт социальной реальности свойство прозрачности, но власть при этом становится незримой.
Фуко приводит пример "дисциплинарной мечты", в которой воплощается стремление власти всё видеть, оставаясь невидимой, и всё учитывать, оставаясь анонимной, где "Паноптикум" - это не просто инструмент, используемый вне и независимо от него сформировавшимися властными отношениями, но и сам способ организации и функционирования власти.
Фуко видит в "Паноптикуме" наиболее концентрированное выражение принципов дисциплинарной власти.