Фост Ольга : другие произведения.

О мастерстве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   Заметки эти, вероятно, покажутся забавными тем, кто уже давно пришёл к выводам, сделанным мною только теперь. Но пусть оправдывает меня мысль, что я вечная студентка, а эта запись сродни дневниковой либо письму родному человеку. Собственно, с разговора с дочерью всё и началось.
   За чаем она делилась свежими впечатлениями об английском телеспектакле "Франкенштейн" (http://www.afisha.ru/movie/212051/). Сравнивала, кто из артистов как представлял свои роли, - одни понравились, "потому что им веришь", другие - нет: "мне не хватило в них искренности".
   В попытке на свой лад осмыслить то, что она сказала, я неожиданно для себя заявила:
   - Есть слово "актёр" и есть слово "артист". Видимо, это не синонимы, да и произошло первое от "действие", а второе от "художество". Вот смотришь на иного деятеля и понимаешь - он делает строго то, что ему сказано, от и до. И ни грамма больше. А есть и такой, кто хоть и следует воле режиссёра и сценариста, но рисует свой персонаж, стараясь сделать его неповторимым... живым. Первый идёт путём штампов, второй...
   И тут меня осенило.
   - Так ведь это и есть мастерство!
   Дочь чуть насторожено посмотрела на загоревшуюся меня (уж кто-кто, а она мои вспышки кухонного вдохновения знает - это надолго, а у неё всегда дела), я же со своей застольной трибуны продолжала:
   - В самом деле, сравни мастера и... немастера. Этот будет делать всё строго по лекалу, как его научили. Так делали тысячи раз до него, так было изначально принято кем-то за образец - и он ни за что от него не отступит. А мастер... мастер непременно найдёт, как сделать по-своему и только по-своему.
   Тысячи штамповщиков назовут осень "золотой" - и только один скажет: "очей очарованье". Или как-либо ещё, но по-другому. Не как все и даже не как другой мастер. Или взглянет не на то - но расскажет о близком только его душе: "ты так же сбрасываешь платье, как роща сбрасывает листья".
   Расскажет так, что тысячи подумают: почему я не видел этого раньше? Или так, что тысячи поймут: видели, а вот этот - показал.
   Но - при всей неповторимости - мастер никогда не станет выпендриваться. Ему это не нужно - выделяться из толпы. Он - просто - сделает - оригинал. Эталон. Единственное в своём роде, чего никогда не было раньше - а позже если и будет что-либо такое, то лишь копии-копии-копии.
   На этом с дочкой разговор мы закончили, а я продолжила думать дальше.
   Почему мастер идёт своей дорогой?
   Думаю, скучно ему делать уже сделанное.
   Куда интересней дать жизнь - небывалому, испробовать - себя.
   И пусть зависть шепчет скептически, что новое - это хорошо забытое старое, но мастерство, кроме всего прочего, предполагает отличное знание традиций. В том числе, и чтобы не повторяться.
   Напоследок ещё несколько мыслей - и пусть они уже на грани самобичевания, но... полезны.
   Смотрю на картинки с алмазом и бриллиантом, сравниваю.
  
  
  
   И понимаю, что каждый прекрасен по-своему.
   Первый - поскольку таким создан природой: в каменной его неповторимой дикости - движение бешеных сил Земли.
   Второй - свидетельство смелости одного из самых удивительных и опасных творений природы - стать ей соавтором, изучив материал и создав инструмент для его обработки.
   И в чём больше мастерства, уже и не знаю, друзья... Что скажете? :)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"