Форум Аlternativahist : другие произведения.

Гийом Завоеватель?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Мнение о трилогии Э.Э. Литтона "Гийом Завоеватель"
  
  Эдвард Эрл Литтон, несомненно талантливый беллетрист, вновь порадовал своих почитателей новыми книгами. На этот раз трилогией в модном нынче жанре "альтернативная история", вышедшей в одном томе под общим названием "Гийом Завоеватель". Автор известен "приключенческими боевиками в исторических декорациях" (по меткому выражению Игнатия Дойла), но до сего момента герои его произведений, викинги, крестоносцы и пираты, никак не меняли реалий нашего мира. Встречались маги и чародеи, были мистические артефакты, не обходилось без короля Артура и даже таинственных туата де даннан, но на изменение истории Литтон ранее не покушался.
  Первая книга носит название "Битва при Гастингсе". Как уже догадался наш читатель, здесь события развернулись со всем не так, как привычно ему со школьной скамьи. Автор решил показать, чтобы было, одержи герцог Нормандии Гийом Бастард победу в своем авантюрном предприятии. С этой целью Литтон подыгрывает с погодой и направлением ветров в Ла-Манше. В результате нет никакого шторма, разметавшего половину нормандского флота, происходит высадка в Пеневси, затем захватчики ожидают, когда подойдут основные силы саксов.
  Что можно сказать по этому поводу? Уж если автор решил взять на себя роль Господа и управлять погодой, то ни к чему было описывать стояние флота нормандцев на берегу Ла-Манша практически весь сентябрь, каким оно было в нашей истории. Ничто не мешало описать высадку войск Гийома в то время как саксонцы сражались с норвежцами под Йорком. Ну а потом, даже если высадка и состоялась утром 28 сентября, а не неделей позже, как известно любому школьнику, то что мешало герцогу Нормандии сразу идти на Лондон? Годвинсона ещё нет в столице, к чему же ждать саксонцев в чистом поле? Но нет, автору хочется сражение примерно в том же месте, в котором едва не был разбит сын Гийома Бастарда Роберт пятнадцатью годами позднее. Или он не хочет ассоциаций с настоящими сражениями, когда саксонские хускарлы не давая ни отдохнуть, ни перестроиться нормандским рыцарям, атаковали их походные колонны.
  Проницательный читатель безусловно поймет, что описывая решающую битву при Гастингсе, автор вдохновлялся битвой при Диррахии, произошедшей 18 октября 1081 года. Из-под пера беллетриста словно выходят события на полях Иллирии, что остается лишь гадать, почему датой своего сражения он поставил четырьмя днями раньше (с поправкой на 15 лет, разумеется). Литтон описывает атаку нормандцев, в результате которой произошло оголение их фланга, ответный удар армии Гарольда Годвинсона, последовавшее за ним ложное отступление войск Гийома и, наконец, все сметающая на пути рыцарская конница. Знающий историю норманнской Сицилии и Византии однозначно распознает здесь и прорыв варяжской гвардии на правом фланге битвы при Диррахии, и её разгром, и атаку рыцарей Роберта Гвискара на ромейский центр. Так что автор только сгустил краски, добавил в описание чуть больше атак армии герцога Нормандии и довел саксонцев до полного разгрома. Смерть же короля Гарольда от попавшей в глаз стрелы едва ли не полностью повторяет случившееся с королем Норвегии Гаральдом Гардрадой в битве при Стамфорд-Бридже. Разве что последнему стрела угодила в горло. Видимо у Литтона сработала ассоциация со словами "король Гарольд" и "стрела". Можно только посетовать, что не стоило упоминать подробно разгром норвежцев в своем произведении. Да и логичнее было бы, умри волею автора Гарольд как в действительности Гийом, на поле брани, от вражеского меча.
  После битвы при Гастингсе, в которой полег весь цвет саксонской военной элиты, нормандцы волею автора громят остатки сопротивления, возглавляемого Эдгаром Этелингом, ими взяты Кент и Суссекс, захвачен Винчестер, разграблены окрестности Лондона. Последним саксонским защитникам приходится покориться. Волею автора эрлы Моркар и Эвин, епископ Стиганд, вдовствующая королева Эдит и сам Эдгар вынуждены покориться Бастарду.
  Завершается книга коронацией нормандского герцога Гийома 25 декабря 1066 года в Вестминстерском аббатстве.
  В целом можно сказать, что автор частенько подыгрывает Гийому, греша при этом логическим построениями, слишком уж удачливым выходит у него нормандец (а чего ждать от потомка в пятом поколении славного предводителя викингов Рольфа Пешехода), но все держится в рамках возможного, хотя и не без навязчивых исторических параллелей. Это выгодно отличает "Гийома Завоевателя" от остальных книг трилогии.
  Том второй автор озаглавил "Робер Куртгёз", не сложно догадаться, что он посвящен сыну Гийома Бастарда, который, на удивление, волею автора не наследник отца и король Англии, а... герцог Нормандии. Итак, после завоевания Гийомом Англии прошло двенадцать лет. В стране полностью сменилась верхушка, в землях саксонских танов ставят свои замки нормандские бароны, очаги сопротивления нещадно давятся. Без вести пропали сыновья покойного Гарольда Годвинсона, его дочь Гита после долгих скитаний стала женой, кого бы вы думали?, да-да, русского князя Владимира Мономаха. Но если в действительности этому браку способствовали династические связи, как известно, Эдгар Этелинг и его сестра Маргарита были детьми Агаты Киевской, то волею Литтона брак Гиты устраивает королева Дании Елизавета, ранее бывшая женой Гаральда Гардрады, дочь Великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Согласитесь, странно, учитывая, что король Норвегии пал в войне с Годвинсоном. Впрочем, это не единственный детерминизм в книге. Достаточно заметить, что и здесь Маргарита становится женой шотландского короля Малькольма.
  Ну вернемся к заглавному герою произведения. Как известно, герцог Робер долго пытался отомстить за гибель отца. И кто знает, доведись ему собрать столько же войска, столько в 1066 году его отцу, нормандское завоевание Англии могло бы и состояться. Перо Литтона также рисует войны Робера на британском острове. Но здесь он бунтует против отца. Сложно сказать, чего в описании автора больше - реальных походов Куртгёза или мятежей Эдгара Этелинга против своего законного государя. Да, мятежи Эдгара в книге тоже есть, но и в альтернативности этому саксонскому принцу не удается добыть себе корону предков. Автор не рисует его деятельным полководцем, не греша против истины.
  Что до Робера, старшего сына Гийома Литтон рисует стремящимся к власти. Можно вспомнить, как этот талантливый юноша в нашем мире удерживал в руках нормандских баронов и старался восстановить единство своего герцогства. Авторским же произволом Куртгёз становится лидером желающих оторвать Нормандию от Англии, он жаждет править самостоятельно, хочет получить хоть какую-нибудь корону. Когда в действительности он собирал войско для похода на Туманный Альбион, то им руководило в первую очередь стремление отомстить за отца. Не осталось никаких воспоминаний, ни записей хронистов, ни, в конце концов, баллад, из которых бы следовало, что Робер желает занять английский трон. В книге же им так и руководит подобная идея.
  Впрочем, волею автора, корону Англии Куртгёз так и не получает. После смерти Гийома на трон садится его второй сын. Робер же довольствуется герцогством Нормандии. Единая англонормандская монархия распадается.
  Стоит отметить, что автор, в отличие о предыдущей книги, не столь оригинален. Описание отдельных сражений словно списаны из хроник, разве что имена и даты слегка изменены. И, как мы уже отмечали, неудача Робера при Гастингсе, превращена в победу его отца в предыдущей книге. Как и в действительности, мы видим епископа Одо, брата Гийома, духовным наставником и сподвижником Роберта. Он организует рыцарей, волею автора подымает мятеж против короля Гийома Второго Руфуса. Что интересно, восстание Одо против второго сына Бастарда, ставшего английским королем, их высадка в 1088 году в Пеневси, взятие Рочестера и неудачный поход на Лондон, до боли напоминают то, что в действительности случилось с нормандцами в 1066 году.
  Для чего же автору понадобилось оставлять Робера Куртгёза нормандским герцогом, можно понять, прочитав следующую книгу.
  "Крестовый поход". В завершающей трилогии книгу Эдвард Литтон, на мой взгляд, окончательно теряет оригинальность. Герцог Нормандии и здесь становится одним из предводителей и ярких героев Первого Крестового похода. Разве что, в отличие от действительности, он мирится со своим братом, английским королем, отдает ему в управлении Нормандию и получает значительные средства. Как известно читателю, на самом деле Гийом Руфус был тяжело ранен в 1090 году во время нападения французов на Шербур и спустя три месяца скончался. Робер заключал союз (и брал займ, соответственно) с королем Франции Филиппом Первым, а управление Нормандией оставил на младшего брата Анри.
  Нет смысла подробно описывать детали похода в Святую Землю. Они не столь отличаются от действительности, впрочем что ожидать от автора, ранее написавшего яркие книги про рыцарей ордена тамплиеров, осаду Аккры, падение Иерусалима. "Крестовый поход" в этом плане не столь отличается от "Проклятия Бафомета" или "Перстня архиепископа", разве что в нем нет мистики, всего остального хватает с лихвой. Тут и реалистичные батальные сцены, без прикрас, автор кажется решил следовать концепции, что война - грязное дело. Есть место и любовным терзаниям, найдутся и интриги, и предательство. Будут и таинственные подземелья, и осадные машины. За это и любят Литтона его почитатели.
  Автор довольно правдиво описывает основных участников Крестового похода. Читатель увидит на страницах портреты Гуго де Вермандуа и Раймунда Тулузского, Годфида Бульонского и Адемара Монтейского. Неплохо получились Папа Урбан и император Византии. По понятным причинам нет здесь только Ульфа Гарольдсона. Впрочем, что могло бы вызвать удивление, есть Эдгар Этелинг. Но, как мы уже отметили, автор практически растерял свою оригинальность. Удивительно, что союзнические отношения Эдгара с Робером, возникшие из-за попыток саксонского принца заполучить престол Англии, буквально толкнувшие его в объятия нормандского герцога, имеют место и на страницах произведения. Казалось бы, откуда? Эдгар должен просто ненавидеть сына человека, лишившего его каких-либо шансов на корону. Но нет, из под пера Литтона выходит все то же их боевое товарищества, едва ли не дружба, которую скрепляют сражения в Святой Земле.
  И вот уже мы видим, как нормандский и саксонский претенденты на трон Туманного Альбиона возвращаются в Руан, где их достигает известие о смерти короля Гийома Руфуса. Автор и тут не пожелал сделать Робера государем Англии, его волею престол переходит к Анри. Куртгёзу ничего не остается, как воевать против очередного брата, который решает не дожидаться прихода претендента на трон, а сам высаживается в Нормандии. В битве при Таншбре Робер и Эдгар разбиты и взяты в плен, но если последний вскорости был прощён и мирно закончил жизнь в своём поместье в Хертфордшире, то Куртгёз же почти тридцать лет до своей смерти провел в тюрьме.
  Стоит отметить что автор и здесь не столь оригинален. Как помнит читатель битва при Таншбе имела место и в действительности, правда не в 1106 году, как у Литтона, а тремя годами позже, когда Людовик Толстый сделал попытку покорить Нормандию. Именно в этой битве на самом деле сложил свою голову Робер Куртгёз, а его брату Анри вместе с Эдгаром Этелингом пришлось бежать в Шотландию.
  Ещё одной, пусть не блажью, но не блещущей оригинальностью идеей автора можно считать брак Анри с племянницей Эдгара Матильдой, который однако заключен не по любви беглого нормандского рыцаря и шотландской принцессы, а по династическим соображениям Лондона и Данфермлина, легитимизуя права нормандской династии.
  Суммируя все вышесказанное, можно заключить, что Литтон сотворил довольно неплохие приключенческие романы, которые найдут своего читателя. Мастер сюжета и интриги, он будет держать в напряжении до последней страницы. Но, к сожалению, богатая фантазия автора иногда пасует перед "Его Величеством Детерминизмом", знатоки могут сказать, что не всегда видят историческую логику в повествовании, зато сразу определяют источники вдохновения. Но не стоит забывать, что мы имеем дело с художественной литературой, с беллетристикой, цель которой, в первую очередь, развлекать. И уже потом "поучать развлекая". Может, прочитав трилогию Литтона, кто-нибудь возьмет в руки и историческую хронику, дабы узнать, что же там было на самом деле и могло ли быть так, как описал автор, если бы история имела сослагательное наклонение.
  
  Дункан Лонгсворд
  Кардиф, 23 октября сего года
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"