"Взгляните, как стоит за каждым его тень, его тёмный спутник!.. Как странно, что эта единственная достоверность и общность не имеет почти никакой власти над людьми и что они наиболее далеки от того, чтобы чувствовать себя братьями во смерти".
(Ф.Ницше. "Весёлая наука").
"В этом мире нет облегчения. Нигде, только в сказках. Все царства заканчиваются сном".
(Луи-Фердинанд Селин. "Смерть в кредит").
В эпоху Зенона и Эпикура в Древней Греции жил философ Гегесий, прозванный Учителем Смерти. Он принадлежал к Киренской школе, основатель которой Аристипп учил, что смысл жизни заключается в наслаждениях, а потом совершил самоубийство. Гегесий был убеждён, что в мире царит страдание. Лучшее, что может делать человек - это постараться не печалиться об этом и проявлять бесчувственность к смерти. Гегесий настолько убедительно показывал ничтожество жизни, что многие его слушатели совершили самоубийство и в результате ему запретили проповедовать его взгляды. Однако Гегесий, также как Артур Шопенгауэр, отрицавший волю к жизни и доживший до глубокой старости, вовсе не призывал к немедленному самоубийству - он проповедовал презрение к жизни и волю к смерти, то есть готовность умереть в любую минуту. Ведь, как говорил Фалес, между жизнью и смертью нет никакой разницы. Однако, когда его спросили - почему же он, в таком случае, не умрёт, он резонно ответил - именно поэтому.
В истории философии известна ещё одна воля - ницшеанская воля к власти, которая обычно рассматривается, как некое утверждение жизни. Однако воля к власти у Ницше вовсе не означает простое стремление к господствованию. Скорее это стремление выйти за пределы самого себя, проистекающее из ощущения недостатка и неполноты повседневного существования. Воля к власти выступает в качестве воли к ничто или воли к смерти, в которой, однако, имеет значение не столько результат, сколько сам процесс. Данный экзистенциальный императив предельно ясно прозвучал в высказывании Ж.Батая: "Умри, как собака!" Философское обоснование воли к Ничто, как проявления воли к власти можно найти в философии Хайдеггера: "Волить Ничто отнюдь не означает волить отсутствие всего действительного, - нет, это как раз значит волить действительное, но только такое, которое всё и повсюду уничтожает, т.е. волить уничтожение. И в таком волении власть по-прежнему обеспечивает себе возможность повелевания, возможность быть господином". (М.Хайдеггер. "Ницше и пустота").