'Я люблю того, кто стыдится, когда игральная кость выпадает ему на счастье, и кто тогда спрашивает: неужели я игрок - обманщик? - ибо он хочет гибели'. (Фридрих Ницше).
Я - религиозный проповедник родом из Пензы Пётр Иванов - возглавил группу ушедших в подземный затвор отшельников. После этого печатные тиражи моих книг были уничтожены. В течение полугода мирские власти и отравители человеков - журналисты - стремились прекратить предпринятый нами подвиг отшельничества, но мы сохраняли спокойствие. Источник этого пугающего спокойствия и убийственной радости - свобода. Свобода от имущества, от всякого земного попечения, от страха. В конечном счете, от смерти. Ведь, как отмечал ещё Лев Толстой, только радикалы и фундаменталисты соответствуют своим философским и (или) религиозным взглядам. 'Выносить обо всём, включая смерть, непримиримые суждения, это единственный способ обойтись без обмана', - вторит ему Эмиль Чоран.
'Они обитают в своих пещерах, - писал в 4 веке, рассказывая о жизни "пус-тынных отцов" пресвитер Руфин, - рассеянные и разделённые по кельям, но объединённые мировоззренчески. Соединив ум, каждый в своём месте, ожидают кончины мира - как воины в своём лагере ждут прибытия императора'
Человек, отвергнувший ценности толпы, предпочитает жить для смерти и умирать для жизни. Как писал Бодрийяр, "радикальный отпор власти и единственная возможность ее упразднения - только в том, чтобы отдавать свою жизнь, отвечая на отсроченную смерть смертью немедленной". Существует вопрос, который волновал философов во все времена: - это: вопрос о смысле жизни и обо всём, что с ним связано: вечна ли жизнь, существует ли смерть, что происходит, когда мы оставляем мир? И есть вопрос, который весьма занимает лично меня: дело в том, что все, кто живет сегодня, обречены на смерть. Мы - покойники в отпуске, потому что мы все должны умереть. Большинство людей стремится не особо об этом и обо всём остальном размышлять, но меня - как философа - не устраивает игнорирование или заговаривание вопросов о сущности и смысле жизни. "Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью - это значит, что он болен". (Зигмунд Фрейд) И действительно, обычно 'простой человек', стремящийся "быть как все", человек толпы воспринимает рефлексию о смысле жизни как диагноз или, в лучшем случае, в качестве проявления "синдрома неудачника". Однако философское размышление становится возможным, как правило, тогда, когда человек стремится мыслить самостоятельно и отвергает монополию ценностей толпы. Не случайно, что философы древности (например, Гераклит, Диоген Си-нопский, Сократ) - это очень часто "неудачники" и маргиналы. Их жизнь была неотделима от страдания, которое и помогало им убить в себе человека толпы. 'Древние с недоверием относились к успеху не только потому что боялись ревности богов, но и потому, что опасались внутреннего дисбаланса, которым сопровождается любой успех. Поняв эту опасность, как высоко они поднялись над нами!', - заметил в этой связи Эмиль Чоран.
Что такое "успешный человек"? В общепринятом представлении - это тот, кто ставит перед собой цели и достигает их. При этом подразумевается, что поставленные цели должны быть теми, к которым стремится большинство, поэтому те, кто не ставит перед собой общепринятых целей, причисляются к "неудачникам". Но множество конечных целей никогда не смогут удовлетворить дух с его бесконечными устремлениями. Как правило получается так, что мы достигаем противоположного тому к чему стремились, поскольку пытаемся настичь иллюзию, которую сами себе придумали. Поэтому на практике понятия "неудачник" и "успешный человек" - это не более, чем проявления оценочной зависимости. Но ведь оценивать что бы то ни было ошибочно и бессмысленно, поскольку всё, что есть, является случайным извращением Ничто, т.е. в итоге сводится к абсолютному нулю. Поэтому ничто, кроме самого Ничто не имеет никакого значения и все различия между людьми сводится к возведению в ту или иную степень всё того же изначального нуля. Очевидно, что ноль во второй, третьей или десятой степени - это не более, чем всё тот же ноль, а само возве-дение в степень материального изобилия, известности или власти - утешительная иллюзия для больших детей.
Чтобы избавиться от заблуждений, связанных с "успешностью" или "неуспешностью", необходимо уяснить, что никакие удачи или неудачи невозможны в принципе, а следовательно не бывает неудачников или, тем более, успешных людей. Точнее, существуют неудачники как люди, которые страдают психологическими комплексами, постоянно сравнивая себя с окружающими. Неудачник - это человек, который ощущает себя неудачником - и не более того. Как говорится, если хочешь быть счастливым - будь им, и наоборот. Единственной, доступной человеку удачей является отсутствие иллюзий относительно возможности достижения удачи. Достаточно вспомнить эпизод из шекспировского 'Гамлета' и философски поразмыслить над воображаемым черепом Йорика, например о том, что внутреннее пространство черепа как 'успешного' так и 'неудачливого' человека, в котором помещается орган, продуцирующий мысли о необходимости достижения "успеха", по истечении более или менее незначительного времени заполнится землёй. В сущности, сам момент биологического зачатия человека является для него фатальной неудачей, которую приходится безуспешно исправлять в течение всей жизни. Отсюда название одной из книг Эмиля Чорана - "Несчастье родиться". 'Все эти дети, которых я не захотел иметь - если бы только они знали, каким счастьем они мне обязаны!', - говорил он.
Человек, выступающий во мнении толпы в качестве "неудачника", но кото-рого правильнее было бы назвать 'аутсайдером', то есть 'посторонним', не видит смысла в погоне за вечно удаляющейся линией горизонта, потому что любая дистанция заканчивается неизбежным падением в яму. Он не желает ничего делать всерьёз, в том числе, не желает серьёзно жить, ибо понимает, что жизнь - это всего лишь фарс. В то же время аутсайдер отнюдь не презирает окружающих людей толпы, которые стремятся чего-нибудь достичь, рассматривая их усилия как вполне оправданный способ не видеть всепроникающего трагизма жизни - ведь, как говорит поэт и мистический философ Azsacra Zarathustra, 'чистая пустотная мудрость Сверхноумена (Ничто) есть страшная мудрость'. Поэтому человеку постоянно приходится выбирать между убийственной истиной и дающими возможность внутренней отсрочки иллюзиями. Почему бы и нет? - имитация деятельности в офисе, служебный рост, собирание вещей, наряду с химической радостью мозга - алкоголем, всё это даёт человеку ощущение значимости его ежедневной сизифовой деятельности и даже, временами, некоторую иллюзию счастья. Но честность мысли и расхожие представления об успехе несовместимы. 'Я узнал, - говорит герой романа Сартра 'Тошнота', - что проигрыш неизбежен всегда. Только подонки думают, что выиграли'. Инаковость аутсайдера заключается в его осознанной устремлённости в Ничто: лучше быть всеми убитым, чем всеми признанным. Моё счастье прекрасно и глубоко трагично.