Аннотация: В статье сделана попытка обоснования бытия как возникновения новизны. При этом показано, что новизна может возникнуть только через создание новой идеи. И чтобы убедиться в этом, рассмотрены вопросы: что является побудительным мотивом создания идеи, каким образом и для чего она создается, как раскрывается ее смысл, каков структурно-функциональный ее состав, какова методология ее возникновения. Предложена трех-событийная методология функционирования социума в виде События-1 как возникновения Необходимости в новизне того или иного вида, События-11 как создания идеи и раскрытия ее смысла и События-111 как существования социума в процессе освоения той новизны, что была создана человеком продуктивно мыслящим. Дано сопоставление методологии возникновения новизны в социуме с методологией возникновения новых видов в природе. Рассмотрена аналогия между процессом бытия как возникновения новизны и термодинамическим процессом. Показано достаточно полное соответствие между ними. Предложено понимание идеи как "диссипативной структуры" (И. Пригожин) и дано сопоставление физических "диссипативных структур" со структурой идеи как комплексом взаимосвязанных в ансамбль нейронов нашего мозга. Указано на то, что "управляющим параметром" (Пригожин) при создании идеи являются наши интеллектуальные усилия в виде попыток решить задачу посредством логического мышления. Приведены пять признаков того, что внезапное явление инсайтной идеи в наше сознание является следствием спонтанно-когерентного возникновения нейронных образований (ансамблей) в структурах нашего мозга. Ключевые слова: бытие, состав идеи, новое сущее, роль Хаоса, новизна, методология, смысл идеи, роль языка, возникновение сознания, термодинамика, "диссипативная структура", продуктивное мышление, Хайдеггер, Пригожин.
|