Меня зажгла Лана. Кто не знает: она, как и Нана, при высокой технологии, но круче; Лана-технология сделала конкурс красочным и зазывно мигающим, как казино. Видя голосование по новеллам, Лана робко напомнила о Правилах. Твёрдости не хватило из-за смущения - будучи при исполнении, ощущала знаки внимания. Другие устроители, не познавшие оного, могли сурово сказать о ситуации:) Но нет. И народ так и ценил не по закону, а по удовольствию. Думаю, один я прочитал в Правилах всё-всё-всё (нереально, но факт, а не новелла) и по примерной наводке вывел формулу судейства.
Пять параметров: грамотность (да, надо требовать с нас); тема (время и судьбы, хоть что-то наше, вместо теории заговоров признание своих проблем); жанр (здешнее определение новеллы, в котором застолбился мой герой - ай да Гёте); метод (кроме собственно реализма); читательское впечатление (тут можно показать своё знание тонкостей или маскировать его дефицит). Каждый параметр оценить по установленной для голосования пятибалльной шкале. Затем вывести среднее арифметическое.
С этим и пришёл в первую группу, которую должен судить. Старался смягчить протокольность улыбками. Исключительно добродушными. Если кому-то что-то в этом не понравится - значит, просто неудачно у меня получилось, извините. На всякий случай там, где шутка неочевидная, ставлю спецзнак:)
1. Радин С. Чёрный пёс.
Грамота: 5. Несколько очевидных опечаток, не мешающих восприятию, можно оставить до редактора, но "два мужчин" надо бы поправить. Если только не специально обозначены так "лица кавказской национальности".
Тема: 5. ГГ страдает от внешнего, но причина - в нём.
Жанр: 3. Псиxoлoгизм в номинации, в отличие от чужих определений новеллы, дозволен и для идеи этого произведения полезен, но применён не совсем удачно - тормозит действие, что уже минус. А вот что с обязательной неожиданностью финала. До него сообщалось: страшный пёс маячит перед глазами, тут же чудится дыхание за спиной; при движении вдоль фонарей то вытягивается перед ГГ, то убегает назад пугающая тень. Мысль ГГ: сумма его проблем дала бы вот такой образ. Такие детали девальвируют развязку, когда герой прёт геройски на преследующего зверя, а того, оказывается, нету.
Метод: 4. По той же причине крен в сторону реализма.
Впечатление: 4. Заметил правку на конкурсе - видимо, автор просто не успел поработать над хорошей основой. Думаю, надо усилить логику. Сказано, что для ГГ всё плохо. Показана тяготящая его роль амортизатора между начальством и ребятами, помойки для сброса их эмоций. Это и вызвало вселенский негативизм? Ну, принимаю. А почему терпит? "Не умею я на других сваливать!" Для меня этой фразы недостаточно, она как-то объясняет лишь амортизатор.
Оценка: 4,2.
2. А.Уралов. Демона вызывают менеджеры среднего звена.
Грамота: 4. Главное - запятые в достатке, но не всегда на месте.
Тема: 5. Бывшие головастые "оборонщики" заделались менеджерами по продажам. Сытно-отвязно, но память саднит, и дьявольская соль на рану.
Жанр: 4. Темп с разбегом ещё принимаю. Но вместе с финалом без явной неожиданности - минус.
Метод: 5.
Впечатление: 5. Морщился. От экстремально-экскремального эксперимента. Продолжал увлечённо читать.
Оценка: 4,6.
3. Эрик R.Reset.
Грамота: 3. Несогласования в конце первого абзаца. Злоупотребление тире, затрудняющее чтение. Много другого.
Тема: 3. Мини-истории не только о наших. Дьявол даёт носителям язв общества попытки нормальной жизни.
Жанр: 2. Вяло, без финальной неожиданности.
Метод: 4. Сало реальности с прослойками дьявола.
Впечатление: 2. "Вдохнул желудок". Знаю только выдохи... Многократное повторение одного местоимения подряд... "Не родился, не смог". Надо было кесарево? Оказывается - выкидыш... "Пережил бы и её, и их невыросших детей". Детей уже пережил!.. Персонаж назван вдруг не своим именем... Но ощущаю потенциал автора.
Оценка: 2,8.
4. Нейм Н. Печенье удачи.
Грамота: 4. В основном знаки препинания.
Тема: 4. Наш в Нью-Йорке. Пытается понять знаки судьбы, чтоб наверняка одолеть кризис.
Жанр: 5.
Метод: 5.
Впечатление: 5. Расстроился. Так болел за нашего, а его индус облапошил! Ну, ничего - пусть тот теперь мучается меж бешеными деньгами и духовностью.
Оценка: 4,6.
5. Во, Ди В. Иван-недурак и чёрт-простак.
Грамота: 5. Зачем тире какое-то трассирующее?
Тема: 4. Издевательство над сказками с чёртом и над ним самим. В этот раз он помогает весело удовлетворить такие высокие потребности... Больше не скажу ничего, а то привлекут заодно.
Тема: 5. Целёхонький Пушкин написал такое, что улучшило мир, особенно для нас.
Жанр: 4. Избыток прямой речи - не пьеса ли.
Метод: 5.
Впечатление: 4. Признаю фрагменты наукобразия уместными, но уместить бы их в меньшие объёмы. Жалею, что спасли не свои, а какие-то сверху, и то не сразу.
Оценка: 4,2.
7. Казовский А. Врать не буду.
Грамота: 5.
Тема: 5. Борьба с проституцией на полном ходу. Поезда.
Жанр: 5.
Метод: 3. Ну, с натяжкой: враньё в реале тут можно трактовать как нереальный выверт.
Впечатление: 5. Вычислял охотника на сутенёра. Рад, что не ошибся в нём. Правильный товарищ!
Оценка: 4,6.
8. Андреев А.В. И сокрушу тебя именем господним...
Грамота: 4. Знаки препинания!
Тема: 5. С чёртом борется за свою душу алкаш, опять своеобразно.
Жанр: 4. Снижают темп нумерованные "Абз", имеющие дополнительные названия, а ведь есть ещё и пробелы неясного мне назначения, встречающиеся между нормальными абзацами.
Метод: 5.
Впечатление: 5. Но обиделся за татарина, которого не обязательно было поминать с негативным оттенком.
Оценка: 4,6.
9. Рыскин А. Можжевеловый ветер.
Грамота: 5. Немного явных опечаток.
Тема: 4. Опять в наши выси, но без потусторонней силы и добродушной улыбки. Без последней - минус за чрезмерные указания на действующие лица реальные.
Жанр: 5.
Метод: 5.
Впечатление: 4. Ой, боюсь грядущего на нас!
Оценка: 4,6.
10. Вербовая О.Л. Чёрная курица.
Грамота: 5.
Тема: 5. Курица чёрная, потому что на зло - злом. А так ничего, хорошенькая.
Жанр: 5.
Метод: 5.
Впечатление: 5. По сути, человек сам определяет оттенок своей жизни.
Оценка: 5.
11. Рубцова Д. Усадьба.
Грамота: 4. Знаки препинания.
Тема: 5. Жизнь может, будто в калейдоскопе, сложиться в новый узор. Порою неясно, почему и как, и вообще что тут реально, а что только кажется. И надо ли что-то предпринимать.
Жанр: 4. Мала динамичность.
Метод: 5.
Впечатление: 5. С интересом отслеживал сложную изменчивость. Но много ли желающих делать это на конкурсе? Он побуждает быстрее ухватить-заценить.
Оценка: 4,6.
12. Лежава И.К. Ловец.
Грамота: 5.
Тема: 5. Прошлое, когда его недостаёт, может весьма странно прорезаться.
Жанр: 4. Не увидел явно неожиданного в финале.
Метод: 5.
Впечатление: 5. Ошарашен. Узнаваемо-прогнозируемый ремонт пострадавшей жизни - и вдруг что-то такое совсем не такое!
Оценка: 4,8.
13. Железнов В.Ю. Путешественник.
Грамота: 4. Лишние запятые.
Тема: 3. Мальчишка, оставленный у соседки, рванул один в дорогу. Возможно, подразумевается недостаточное внимание взрослых к детям:)
Жанр: 4. Без положенной концовки.
Метод: 1. Да, необычно. Но хотя бы ГГ учуял ещё правильный курс, когда пешком возвращался!
Впечатление: 4. Удивляюсь, какой упорный и сообразительный мальчик.
Оценка: 3,6.
14. Эс С. Бойтесь, данайцы.
Грамота: 5.
Тема: 3. Вырождение нации - боль конкурса! Но у него нет награды за разоблачение иностранных происков.
Жанр: 4. Не хватает динамичности.
Метод: 5.
Впечатление: 4. Возмущался - какие коварные. Но получили за это, так им и надо! Хорош заголовок (броский, точный, ёмкий).
Оценка: 4,6.
15. Даймар С. Дед Пыхарь и звезды.
Грамота: 5. Так, пара мелочей...
Тема: 5. И точно, не улова ради сидят над лункой, а чтобы перенестись в особый мир. Если всё правильно делать, то и перенесёшься, и мечты станут доступными:)
Жанр: 5.
Метод: 5.
Впечатление: 5. Ценю стиль и юмор.
Оценка: 5.
16. Виноградов П.В. Двенадцатая монахиня.
Грамота: 5.
Тема: 5. Злой рок - категория нравственная.
Жанр: 4. Без динамичности.
Метод: 5.
Впечатление: 4. Принимаю вязкость рассказа ГГ, который раздавлен этой историей, но можно бы не усугублять столькими отвлечениями-завихрениями и необязательными деталями. Командир конницы лихо рапортовал! По-моему (не знаток тематики), сильно, что месть заботится о продлении рода наказанного - для наличия семи колен.
Оценка: 4,6.
17. Логут М. Ключ.
Грамота: 4. Знаки препинания.
Тема: 4. Краткий визит в прошлое за ключом от Врaт времени. Там заступничество за язычников, у которых выбор - православие или смерть. На уровне приключения.
Жанр: 5.
Метод: 5.
Впечатление: 3. Понимаю, развитие этих линий сделало бы произведение совсем другим, но можно бы пояснить действие Врaт и судьбу застрявшего в нашем времени. Понравился живой образ девчонки.
Оценка: 4,2.
18. Холодова А.О. Все просто.
Грамота: 2.
Тема: 2. Все просто решают проблемы любви, а ГГ - уйдя к богине:)
Жанр: 4. Нет динамики.
Метод: 4. Для большей уверенности, что ГГ не бредил, мне хотелось бы показа божественности.
Впечатление: 1. Особенно огорчило, что автор заставил персонажей ну очень долго беседовать, при этом прокладок не дал:). Обнадёживает нестандартность мышления. Хорошая основа для писательства!
Оценка: 2,6.
19. Таланцева О. Бальзам для души.
Грамота: 4. Особенно знаки препинания.
Тема: 4. Наше пьянство заразно для Вселенной.
Жанр: 4. Поначалу вяло.
Метод: 5. Узнаваемость наших алкашей переплетена с диким их изучением инопланетянами.
Впечатление: 4. Начало ещё и написанием не понравилось. К тому же обозначенное там в основном зависает. Прибывшие выстроились в ожидании приказа - и где же он. Описана технология захвата планет - и говорится, что нужны лишь лечебные секреты. В город идут ранним утром, чтобы освещение не выдало отличие от землян, - а общение с теми и днём. Я бы оставил сходство инопланетян с алкашами, а остальное убрал до "Постоянные набеги на другие планеты повлекли за собой появление на Эпикурии неизвестных ранее вирусов, которые стремительно мутировали". Далее есть всё, что надо... До чего хорош тип с "Морем огней"!
Оценка: 4,2.
20. Кропот Е. Game over.
Грамота: 4. В основном знаки препинания.
Тема: 2. Он и она играются, в том числе бомбочками. Тревожная для нас игра... А для них люди чужие. И вообще тут до поры, а потом в звёздную свободу.
Жанр: 4. Темп страдает.
Метод: 5.
Впечатление: 4. Заворожён ритмикой. Поражён системой захвата отлетающих душ, которым дают отлёжку - и в новое тело-дело.
Оценка: 3,8.
21. Кашицын А.А. Зеркало.
Грамота: 4. В основном знаки препинания.
Тема: 2. Настоящие властители Земли за неким зеркалом, всё контролируют. Наших тут нет.
Жанр: 4. Вяло.
Метод: 3. Рассказ ГГ о рассказе такого существа, в основном общие слова о проблемах и возможностях.
Впечатление: 2. Доминирующая лекция, как водится, скучна. Зазеркалец изверг её, осерчав на попутчиков. Но те вели обычную для дороги беседу! Возможно, ощутив в карете тошноту, он и облегчился словами? Недержание и занудство - не всё. Лектор извлёк ГГ (который Рембранд - так у автора) из падающей в пропасть кареты (для чего, ясно, и ехал с ним), а мог бы при своих возможностях придержать лошадей, тогда и остальные уцелели бы. Так что зазеркалец - большой засранец! Зачем автор доверил таким судьбу нашей планеты?.. А вот Кампанелла во вставной сцене вполне хорош (благодаря винцу, которое потягивал?) Можно превратить ГГ в персонаж другого живого эпизода. А зазеркальца - в ГГ, тоже чем-то оживив.
Оценка: 3,6.
22. Кузнецов С. "Ангел у плеча".
Грамота: 3.
Тема: 5. Человек своими безобразиями может довести ангела. До точки ангельского прогноза, когда становится ясно, что уже сейчас следует отказаться от такого подопечного.
Жанр: 5.
Метод: 5.
Впечатление: 4. Недоношенного выпустить бы на что-нибудь одно, а то одновременно на свет и несвежую простынь. Лежащая смотрит поверх повитухи, уже не склоняющейся над ней, в окно - оно в потолке, что ли. "Невольно ловила себя на том" - можно ли вольно. Знала, что будет расплата за тяжкий проступок, но плохого не будет, - как это. Несколько "что" и много местоимений в предложении. Повествование в эпизоде, начавшееся в настоящем времени, вдруг беспричинно - в прошедшем... Зато какая идея, какой писательский ход! Как показаны люди и ангел! Как естественны переходы последнего из одного времени в другое, от матери к сыну. Понятно, что это ангельские возможности, но они не реализовались бы так хорошо без автора.
Оценка: 4,4.
23. Витвицкий В. Город мертвых.
Грамота: 4.
Тема: 3. Вой на луну по женщине.
Жанр: 3. Без динамики и законного финала.
Метод: 2. Ощущение нереальности иногда возникало, но не от зацикленности ГГ на скрытных визитах в город и болезненного его восприятия, а от подачи этого автором.
Впечатление: 3. Не знаю, как женщина, а вой стильный. С переборами.
Оценка: 3.
24. Габдулганиева М. Апельсины в пакете и елка.
Грамота: 4. Знаки препинания!
Тема: 5. Сказка детства освещает и согревает всю жизнь.
Жанр: 4. Мало динамики.
Метод: 3. Единственная странность: девочка пришла домой с ёлкой, которую помог срубить какой-то дядя, а потом оказалось, что деревце, к которому она ходила, цело, и следы там только её. Может, он без апельсинов рос и так ослаб без витаминов, что не оставлял на снегу следы, а порубка в другом месте была .
Впечатление: 4. Ностальгировал. Ах, апельсины в наборах! Ах, рукодельная ёлка, которая всех единит!
Оценка: 4.
25. Анисимов К.Ю. Ангел и Убийца.
Грамота: 3.
Тема: 5. Убийства по необходимости, нравственные терзания.
Жанр: 4. Нет динамики.
Метод: 4. Вмешательство высших сил.
Впечатление: 2. Длинноты, повторы, общие слова - скучновато как-то. Избыточна прямая речь. Правота Гитлера и Сталина? В кучу государственные убийства и частные, а это очень разное... Меня подкупили неоднозначные суждения судьи наверху.
Оценка: 3,6.
26. Ильина И.И. Дом над обрывом.
Грамота: 3. В основном запятые.
Тема: 3. Удовольствие от прекрасных видов моря портит девушка, неправильно утопленная мамашей.
Жанр: 4. Мало динамики.
Метод: 5. Не меньше, чем агрессивная утопленная, нереально заявление о ней в милицию в литературной форме.
Впечатление: 3. Очередная страшилка средней ужасности. Неувязочка: шторм достигает только половины обрыва, как же девушка влезла. Но виды моря точно хороши!
Оценка: 3,6.
27. Кузьмин Е.В. De praestigiis daemonum, или книга Тота.
Грамота: 4. В основном запятые.
Тема: 4. Точно я понял, что наш в Иерусалиме раздобыл-таки легендарную книгу, где абсолютная мудрость. Неточно, что он оказался в зыбкости меж ощущением и осознанием, безумием и рассудочностью, сном и явью, в раздумье о победе зла злом.
Жанр: 4. Нет динамики.
Метод: 5.
Впечатление: 3. Тяжеловато для меня. Тем не менее. Сомнение в победе зла злом и у меня, ведь опять выходит зло, и вообще можно ли победить или только сдерживать. Понравилось об информации, которой достаточно в душе, отчего сон со священной книгой на незнакомом языке проявит её в той мере, в какой она должна быть вам открыта.
Оценка: 4.
Итоги.
1. Официальный конкурсный протокол потребовал округления, и мои одиннадцать уровней оценки мистически слиплись в нереальную тройку. Десятибалльная шкала была бы куда точнее.
2. Есть авторы, которым пока нереально оценить грамотность других. И свою им подтянуть бы сильно. Обнаруживаться такое должно не в ходе конкурса, а на его пороге. Так лучше и для них самих (не столь болезненно), и для других (не спотыкаться то и дело при чтении).
3. Пытаясь одновременно отслеживать технические параметры и читательское впечатление, я понял, что это нереально. Надо читать с одной установкой, затем повторно - с другой. Ох, лучше бы сразу с другой!
4. Обидно, если произведение пропустило вперёд более слабое из-за меньшего соответствия теме, жанру, методу. Надо бы при сильном несоответствии делать нереальным участие в конкурсе. Пусть ждёт другие состязания, благо их много, или - внеконкурс. Опять же в общих интересах.
5. Буду ли ещё судить по подобной схеме? Нереально! Даже по зову девушки.