Феллер Виктор : другие произведения.

Эскиз еврейской истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Смоделирована" и проанализирована история еврейского народа от Адама и до середины третьего тысячелетия нашей эры. Примечание: написана в марте 2000 как третья часть "Мудрого змия истории". Доработана в июле 2001.

I. Вглядываясь в "темные места" Первой книги

В Библии нет случайных слов, любое слово, а тем более фраза здесь - символ.

Бог творит мир своим словом. Почему словом, а не рукой, вдыханием, почему не сказано просто - "сотворил"? Потому, что слово и Бог действительно неотделимы, потому что национальная община развивается через язык и в языке, без развития языка ее бы не было, она не возникла бы.

После каждого акта творения Бог смотрит и видит, "что это хорошо". Не сказал он этого на второй день творения, когда создал небо и на шестой день, когда создал человека по своему образу и подобию. Нет ли здесь у неба того же архетипического и символического значения, как у китайского Неба - как символа квазиобщины, как обиталища "христианского" дьявола (в христианстве дьявол является символом квазиобщины) ?

Творение же человека по образу и подобию - это творение идеальной (модельной) личности, несущей в себе Бога. Творение Сына также оказалось неудачным (не вполне удачным, несовершенным), так как свободная воля оказалась слишком опасным даром и вскоре была направлена против Бога.

Смысл этого символа (создания человека по образу и подобию Бога, но не вполне одобренного Богом) в том, что без свободной воли нельзя создать и национальную общину, слишком большую и далекую от обыденных вопросов жизни человека в сложных национальных организациях.

Национальная община была вынуждена смириться с появлением у человека свободной воли, права выбора, но однозначно одобрить такое положение вещей не могла, ограничившись только личным благословением и общей оценкой всего процесса творения - "хорошо весьма" (по нашему - "пойдет").

Вот так: второй и шестой день оказались менее удачными, чем первый, третий, четвертый, пятый. Не отражение ли это сезонных закономерностей исторических циклов, когда между тремя сравнительно благополучными периодами "весной", "летом" и "осенью" наступает "зима"?

По-видимому, на седьмой день или после него Бог создал человека "из праха земного", но на этот раз не словом, а как-то иначе, и вдохнул в него жизнь.

Если первый акт творения человека - это акт сотворения Сына, Личности, то второй (более скромный, но более технологичный, что ли) - это объяснение физического телесного существования человека. Здесь совсем отсутствует оценка - хорошо получилось или плохо. По-видимому, плохо.

Женщину Бог создал из ребра Адама, разделив почти совершенного гермафродита на две половины, что стало архетипическим символом душевной раздвоенности человека на часть, внемлющую Богу через личную веру и нравственное чувство, а также часть, более восприимчивую к командам дьявола, т.е. старых племенных религиозных архетипов, подчиняющих эмоционально-чувственную (женскую) природу человека.

Вот эта женская эмоционально-чувственная сфера оказалась в первой четверти S-перехода сильнее нравственного чувства, о чем рассказал нам миф о грехопадении человека.

Древо познания добра и зла - это символ понятийного дерева, позже развитого философией и наукой. Это дерево логики, в том числе и дерево моральных ценностей, плодов которого, как мы видели, подробно рассматривая концепцию Леви-Брюля, первобытный человек не вкушал. Понятия ему (первобытному человеку) почти недоступны.

Но к концу "ночи" человек сформулировал первые понятия, разрушил некоторые важные мифы пра-логического сознания, и, в общем, прозрел. По-видимому, именно чувственно-эмоциональная сфера, складывающая мифологию (логию!), оказалась продуктивной в сфере производства предпонятий. В мифе это отразилось как вина женщины (женского начала).

Но соблазнил ее змей-искуситель, изображение которого чрезвычайно напоминает форму S-образной кривой. Вот истинная причина грехопадения - неизбежный "змеиный" процесс S-перехода.

Как змей истории соотносится с дьяволом? В первой половине он дает превосходство национальной квазиобщине (дьяволу), а во второй - национальной общине (Богу). Может поэтому он "хитрее всех зверей"?

Искушая, змей сказал жене Адама "откроются глаза ваши, и вы будете, как боги". Не Бог, а боги! Не "проговорилась" ли Библия о том, что до сотворения мира существовали боги - личности племенных общин?

Человек, вкусивший от древа познания добра и зла, лишился плодов дерева жизни. Вкусив от приобщения к дереву понятий, к дереву объективного знания о мире, человек естественно разрушил вовлеченность в общину, с которой ранее сливал свое бытие, он приобрел представление о времени, прежде всего о времени жизненного пути своей личности, ограниченного физическими рамками существования человеческого организма.

Жизнь общины не зависела от физических смертей ее членов, ее история терялась в веках, а будущее не видело естественного рубежа, кроме разве что насильственного физического уничтожения людей, составляющих эту общину. Поэтому жизнь в общине действительно могла быть вечной. Жизнь человека в Личности могла быть только жизнью временной.

Первые люди от Адама до Авраама, т.е. в течение второй четверти S-перехода, когда квазиобщина была сильнее национальной общины, жили обычно подолгу, по 600-900 и более лет.

Похоже, что здесь описывается не время физической жизни человека (ведь человек все еще был почти полностью погружен в общину, общину своего племени или своего рода, его понятия уже мешали Богу, но еще не помогали Личности), а время жизни той или иной общины заключенной в рамки 768 летнего большого цикла. Наблюдаемая продолжительность жизни общины, конечно, отличалась от ее внутренней продолжительности, но порядок сохранен.

Рождение еврейского Бога (начало сотворения им космоса из хаоса) произошло в начале ночного макроцикла 8219-5147 до н.э. В течение этого макроцикла был сотворен человек (появилась личность со свободной волей и системой предпонятий), но в конце этого цикла (макрозимой) из рая человек был изгнан.

"Утренний" цикл 5147-2075 до н.э. закончился полным развращением человека под дьяволом (разрушающейся, но сопротивляющийся квазиобщиной) и завершился потопом, истребившим все живое на "лице земли", кроме особей, отобранных и спасенных Ноем.

После потопа Бог простил проклятую за человека землю. Прощение земли - это символ, указывающий на завершение эпохи господства квазиобщины (дьявола) и начало эпохи властвования национальной общины -Бога.

Вавилонская башня - это символ пирамиды национальной квазиобщины, ее строительство прекратилось в начале "дневного" или в конце "утреннего" цикла. Строительство прекратилось потому, что люди перестали понимать друг друга - вот символ рождения нации, национальной общины, в которой языковое единство играет более важную системообразующую роль, чем в общинах более низкого уровня.

II. Схема и Предыстория

На части территории современных Сирии, Иордании и Палестины уже в X-IX тыс. до н.э. расцвела так называемая натуфийская культура. Раскопки библейского города Иерихона показали, что уже в VIII тыс. до н.э. здесь было поселение, окруженное каменной стеной.

Возможно, из этого центра и вышли несколько древнейших народов, одним из которых был и еврейский народ. Не важно, что евреи считают себя потомками аравийских семитов, в темной дали многотысячелетней предыстории сложно однозначно судить о реальных процессах генезиса наций. Генезис еврейской нации, отнесенный в IX тысячелетие до н.э., хорошо совмещается с фактами и явлениями ее истории в рамках S-кривой, построенной из современности в древность. Покажем эту кривую в табличной форме:

"Ночь"(- 8219)весна(- 7451) лето(- 6683)осень(- 5915)зима(- 5147)
"Утро"(- 5147)весна(- 4379)лето(- 3611)осень(- 2843)зима(- 2075)
"День"(- 2075)весна(- 1307)лето(- 539)осень 229 зима 997 
"Вечер" 997 весна 1765 лето 2533 осень 3301 зима 4069 
О первом еврейском макроцикле ("ночь") известно немного. Рождение Бога социологически и психологически означает, что в это время национальная община из хаотичной, зыбкой (из толпы) стала постоянной, непрерывной, обрела память. Человек в это время становился Личностью.

Второй макроцикл ("утро") - это уже библейская предыстория еврейского народа. Во время этого цикла возникло равновесие между национальной общиной и общиной квазинациональной, но под властью квазиобщины.

Национальная община еще не конституирует общество, но уже, подобно гравитационному полю, удерживает все малые общины вокруг единого центра в постоянном поле этнического самосознания евреев.

Возможно, именно национальная община скрепляет и соперничающую с ней квазиобщину (не в этом ли "сыновность", приниженность дьявола по отношению к Богу?).

Начинается ускорение в росте энергетического потенциала национальной общины, а интеллект Бога (и дьявола?) делает его способным к последовательному созиданию цивилизации и культуры. Содом и Гоморра - это цивилизация, как и Вавилонская башня.

Третий макроцикл ("день") начинается при наибольшей скорости в нарастании энергетики национальной общины, запускается механизм развития еврейской цивилизации.

Макровесной 2075-1307 до н.э. евреи, еще не вполне осознавшие свою отдельность от родственных им семитов, оказались в Египте, приглашенные родственными им гиксосами, завоевавшими Египет. Гиксосы господствовали здесь 100-150 лет, но затем были изгнаны, а евреи были обращены почти на 400 лет в рабство и находились в египетском рабстве примерно до 1300-1250 до н.э.

В этот период евреи вышли на историческую арену, узнали что такое господство и что такое подчинение. Даже в период рабства они знавали и хорошие времена (история возвышения Иосифа, ставшего управителем всего Египта). Евреи, жившие в то время в Вавилоне и Ассирии, также приобрели большое влияние.

III. День

Лето

Макролето 1307-539 до н.э. началось с освобождения евреев из египетского плена, с десяти заповедей Моисея - первого морального кодекса человечества.

Личность получила четкие рамки для того, чтобы сделать свою свободу сознательной. Свобода воли, наконец, была дополнена совестью. Начался переход от смутной естественной религии патриархов к ясной общественной религии Моисея.

В период большой весны 1307-1115 до н.э. вдохновленные евреи не только освободились из рабства, но и завоевали в священной религиозно-национальной войне большую часть Ханаана, ставшего с того времени родиной евреев и Святой землей.

После Моисея вождем евреев был избран Иисус Навин, который завершил завоевание Ханаана. Затем земля была разделена между двенадцатью коленами Израилевыми.

Перед своей смертью Иисус Навин созвал священников и старейшин всех колен и сказал: "Теперь Бог дал вам землю, над которою вы не трудитесь, и города, которые вы не строили, и вы живете в них; он дал вам виноградные и масличные сады, которые не вами насажаны, и вы едите их плоды. Почитайте же Бога и служите ему чистосердечно; удалите богов, которым служили некогда ваши предки за рекою и в Египте, и служите Богу".

Затем наступило время Судей. Разделенный на двенадцать колен Израиль часто воевал с соседними племенами. В периоды особо острой борьбы во главе всех колен вставал авторитетный вождь, который в мирное время был судьей. После смерти судьи союз колен, объединяемый его авторитетом, распадался, а разрозненные части народа зачастую попадали в зависимость от иноплеменников, пока не появлялся новый вождь, он же судья. Монотеизм в то время сочетался с политеизмом, израильтяне поклонялись как Богу Иегове, так и ханаанским божествам.

В конце большой весны народом овладела идея политического единства Израиля. Сначала силач Самсон, потом первосвященник Илия, затем Самуил на время объединяли страну под своей властью. Но это было уже в начале следующего большого сезона - "лета" 1115-923 до н.э.

Когда Самуил стал стар и немощен, старейшины - представители общин, обратились к нему с просьбой поставить над израильтянами царя. Идея Моисея о том, что Бог есть царь израильтян, уже не воспринималась ими так конкретно, как раньше. Израильтяне пришли к твердому выводу, что сильная страна - это единая страна под властью наследственной монархии.

В 1067 году до н.э. Самуил передал власть Саулу. Началась эпоха Царей.

Вторым царем Израиля стал Давид (1055-1015 до н.э.). При нем израильское государство достигло высшей ступени могущества, но к концу его правления в государстве назрела междоусобица, подавленная третьим царем - Соломоном, правившим с 1015 по 977 до н.э.

Правление Соломона, вопреки устоявшемуся мнению, не было мудрым. При его дворе снова вошли в силу языческие культы. Народ, задавленный тяжелыми налогами, начал роптать. Внешний блеск государства и расходы царского двора поддерживались за счет губительной сверхэксплуатации, фактически расколовшей еврейский народ на колено Иудино (из которого вышел и род Давида), поддержанное частью колена Вениаминова и весь остальной израильский народ.

Сразу после смерти Соломона десять колен Израиля отложились от внука Давида и образовали новое государство со старым названием Израиль. Оставшиеся с царем создали небольшое Иудейское царство, столицей которого остался Иерусалим. Израильтяне разорвали связь не только с родом Давида, но и с Иерусалимским храмом.

Между еврейскими царствами велись войны, а в самих государствах периодически происходили междоусобицы. И так продолжалось до конца большого лета.

Большая осень 923-731 до н.э. началась с нового возвышения Израиля и Иудеи, но Иегова подвергся жестоким преследованиям со стороны поклонников Ваала (финикийских идолопоклонников). После двадцатилетней борьбы (к 880 году до н.э.) Иегова победил, а культ Ваала был запрещен.

За коротким периодом расцвета и спокойной жизни в 930-890 до н.э. наступил новый период нестабильности, усобиц, продолжавшийся до 830 года.

Затем наступил еще один спокойный период. В это время (830-770 до н.э.) расцвела Иудея. Но на востоке в это время возвышалась Ассирия. После 740 года Израиль попал сначала в зависимость от ассирийцев, а после 725 года был завоеван.

Десятки тысяч израильтян были вывезены и расселены в отдаленных провинциях Ассирийской империи, на их землях были поселены ассирийцы и вавилоняне. Таким образом уже в начале большой зимы Израильское царство перестало существовать, а многие израильтяне попали в положение репрессированного народа.

Но Иудея сохраняла государственность еще почти полтора века.

В начале большой зимы 731-539 до н.э. в Иудее, в царствование благочестивого Хизкии (724-696 до н.э.), государство настолько окрепло, что в 703 году иудейский царь отказался от дани ассирийцам. В его правление произошел "зимний" взлет благочестия, во многом определенный деятельностью великого пророка Исайи.

Но при сыне Хизкии - Манассии, правившем с 695 по 640 до н.э., начался повсеместный и глубокий (мы же скажем - закономерный для "зимы") упадок религии и религиозности. Манассия отменил все преобразования, начатые при отце, язычество снова уравняли в правах с единобожием.

Языческие идолы и жертвенники помещались даже среди дворов и площадей, непосредственно примыкавших к Храму. Страну наводнили распутные жрицы, чародеи, колдуны и вызыватели мертвецов. Ассирия снова подчинила Иудею своей власти.

Вставший после Маннасии его сын Иосия (638-608 до н.э.) попытался вновь восстановить благочестие, но страна продолжала слабеть и разлагаться. В последние годы его правления страна подпала под власть Египта, царская власть ослабла, а циничные и продажные олигархи определяли политику страны.

В 600 году до н.э. Иудее пришлось признать вассальную зависимость от Вавилонии - нового гегемона Передней Азии. В 587 году иудеи восстали против вавилонян, но восстание было жестоко подавлено, а Храм был впервые разрушен. Все знатные и образованные иудеи были либо казнены, либо увезены в Вавилонию.

Началось вавилонское пленение еврейского народа.

Иудея пришла в запустение. Правителем страны стал вавилонский наместник. Иерусалим лежал в развалинах.

Последний период большой зимы - это период вавилонского пленения еврейского народа, той его части, которая была основным носителем национального самосознания, носителем духа национальной суперобщины, глубоко религиозными и образованными людьми.

Казалось бы, дальнейшая судьба еврейского народа - затеряться, как это обычно случалось, среди других народов и постепенно ассимилироваться. Но вавилонские изгнанники с течением времени чувствовали все большую привязанность к своей вере, традициям и родной земле.

Четвертая четверть большой зимы - время начала национального возрождения. В предыдущем цикле это было время Моисея и исхода из египетского рабства. В этот раз это был вавилонский плен, а позади была славная, но полная несчастий и неудач история летнего большого цикла еврейской истории.

Вавилонский царь не стал препятствовать религиозно-национальному возрождению евреев, потребовав от них только политической лояльности.

В это время среди евреев проповедовал безымянный пророк (условно его называют Иссайей II) - "пророк возрождения". Он учил, что Иегова является Богом не только евреев, но и Богом всего человечества. Еврейский народ - избранник Божий, призванный Богом открыть другим народам истинную веру. Этот избранник должен терпеть муки и гонения, но в этом - судьба избранного. Очищенная страданиями еврейская нация должна вернуться на родину и показать миру высокий образец духовной жизни.

В преддверии возвращения евреев завершилась большая зима, а с нею и летний макроцикл еврейской суперобщины. Чем же стало для еврейского народа макролето 1307-539 до н.э.?

Это было время рождения еврейской цивилизации во всех ее проявлениях: государственности, чистой религии, мощного и непрерывного духовного процесса. В это время Иегова сражался с племенными богами и победил их. Опыт государственности включал в себя государство пророков, государство судей, государство царей, период двуцарствия и, наконец, опыт сохранения (и роста!) национальной и религиозной идентичности в вавилонском плену.

Богатый опыт прошедшего периода, насыщенность этого опыта и его широкий диапазон, привели к формированию всемирно-исторической миссии еврейского народа.

Подтверждается ли схема больших циклов в приложении к этому циклу? Вполне.

"Весной" евреи освободились из тяжелого рабства и обрели моральный кодекс, завоевали Ханаан и утвердились на его земле, но не создали адекватных форм государственности и социальной общности, страдали от разобщенности и соседей.

"Летом" в первой половине произошел расцвет государственности и мощи страны под монархической властью, а во второй половине - превращение этой власти в обузу, тяжелую гирю на шее народа, а затем, как следствие, и раскол Израиля.

"Осень" начинается с расцвета обоих еврейских царств, окоснения монотеистической религии и жесткой борьбы со все еще сильным политеизмом. К концу "осени" Израиль был поглощен Ассирийской империей, а в Иудее началось царствование благочестия. "Осень" стала неспокойным и жестоким временем в отличие от деятельного и созидательного "лета". Но языческий, в сравнении с Иудеей, и большой Израиль пал первым, а маленькая Иудея устояла перед внешним агрессором.

Иудейская "зима", начавшаяся с благочестия, вскоре продолжилась развратом и разобщением, ослаблением царской власти и ростом зависимости сначала от ассирийцев, потом египтян, а затем вавилонян. Характерное для "зимы" явление: изощренность и возвышенность интеллектуальных форм и деградация духовной основы, а вместе с ней и всего здания общинно-общественного устройства.

В последней четверти большой зимы Иудея была разгромлена (разгромлена, а не тихо поглощена, ведь это время начала духовного возрождения), а "лучшие люди", оставшиеся в живых, были вывезены в Вавилонию. Но ничто уже не могло помешать начинавшемуся процессу возрождения нации, процессу творения новой телеологической системы национальных ценностей. И через несколько десятилетий вавилонского пленения еврейская нация возродилась, поняв и приняв выпавшие на ее долю испытания как высокую миссию.

Осень

В 539 году до н.э. началась большая весна 539-347 до н.э. третьего большого цикла (макроосени). Через два года евреи получили разрешение на возвращение в Иудею. Разрешение было дано новым властителем Передней Азии персидским царем Киром, в 538 году завоевавшим Вавилонию.

Уже в 516 году до н.э. был возведен новый Храм на месте Соломонова храма, разрушенного вавилонянами. Но еще в середине V века до.н.э. в Иерусалиме было немного жителей. Восстановление города началось только после того, как в 445 году была выстроена новая крепостная стена.

Подвластная Персии Иудея во внутренней жизни управлялась законами Моисея. Во главе народа стояли первосвященники, периодически собиравшие Великие Соборы.

Под персидским владычеством жизнь иудеев была сравнительно спокойной, так что верность персидскому царю стала частью их политического самосознания.

В начале "лета" (347-155 до н.э.) Персия была разгромлена и завоевана Александром Македонским. Иудеи, по-началу не желая нарушить присягу, данную персидскому царю, отказались признать Александра, но после того, как убедились, что на месте старой персидской возникла новая греческая империя, они дали присягу новому восточному владыке.

Александр, верный своей политике религиозной терпимости, признал все установления иудеев. Отстроив новую столицу Империи - Александрию, он заселил ее греками и евреями, которые получили здесь равные права. Началась многовековая история великого города, в котором сплавились три великие культуры: греческая, египетская и еврейская.

Первая половина "лета" стала периодом расцвета еврейской нации в империи Птолемеев, образовавшейся после распада империи Александра. Птолемей I (304-283 до н.э.), признавая гражданские права евреев, опирался на них как администраторов и даже военноначальников. Птолемей II (283-247 до н.э.), оставаясь образованным греком, стал почитателем еврейской культуры. При Птолемее III (246-221 до н.э.) высший, богатый класс еврейского народа фактически оторвался от народной массы. Роскошь, праздность, пустой эстетизм эллинистического образца стали стилем, и зачастую смыслом, жизни этого класса (логика средней зимы большого лета - отрыв элиты от народа).

Расплата не заставила себя долго ждать. При Птолемее IV (221-205 до н.э.) евреев начали громить и преследовать, государство ограничило их в гражданских правах. Тем более, что началась серьезная смута и в самих греческих царствах. В это время власть над Иудеей перешла в руки сирийских греков.

Большая осень (155 до н.э. - 37 н.э.) началась после победы восстания 167 году против сирийских греков. После пятилетней борьбы евреи добились восстановления своих прав. Началась борьба за независимость. В 140 году до н.э. Иудейское царство было восстановлено.

В это же время александрийские евреи построили величественный храм по образу и подобию Иерусалимского. Еврейская община в Александрии стала самой многочисленной и влиятельной. Здесь же начался необыкновенный культурный расцвет (что характерно для начала большой осени). Среди александрийских евреев и греков распространялись книги Священного Писания в греческих переводах, из еврейской среды вышел целый ряд философов и поэтов, писавших на греческом языке.

До конца II века до н.э. Иудея расширила свои владения почти до размеров Давидова царства. Иерусалим украсился великолепными постройками, был воздвигнут роскошный царский дворец.

Но в 63 году до н.э. Иудея свою независимость снова потеряла, став вассальным государством в новой мировой империи - тогда еще Римской республики. Это было начало средней зимы большой осени - ненавистного и жестокого периода в истории любой нации.

В 37 году до н.э. к власти в Иудее пришел Ирод, еще десятилетие до этого ставший здесь основным закулисным политиком. Его правление - это череда преступлений в попытке консолидировать свою власть с опорой на римлян. Но закосневшие иудеи ничем не желали (и не могли) поступиться. Ирод метался между хасмонеями, терпимыми к римлянам, и фарисеями, отвергавшими их. Он пытался задобрить партию фарисеев перестройкой и украшением Храма, ставшего при нем столь же великолепным и величественным, как само "воспоминание" о Соломоновом храме, но, как любой тиран, не имеющей устойчивой опоры ни в элите, ни в народе, он поневоле был вынужден опираться "на чужие штыки", подозрительность, террор и страх.

После 6 года Иудея была лишена вассального статуса и превращена в провинцию Римской империи.

Евреи (число которых в это время в Египте достигло миллиона) и греки, десятилетиями уживавшиеся в космополитичной Александрии, в 38 году оказались вовлечены в жестокие столкновения между собой. Бедные, но энергичные (прежде всего духовно-энергичные) "ранневесенние" греки, начавшие приобретать смысл жизни в христианстве (Иисус был распят всего лишь за пять лет до этого) нападали на богатых, истонченно-сложных и закосневших евреев.

Междуховная разность потенциалов была усилена и энергией социальной зависти. Поэтому конфликт оказался неожиданно острым и привел к фатальным последствиям. Римский император поддержал греков. Началось ограничение евреев в правах, а еврейские погромы стали регулярными.

Большая зима 27-219 началась с роста напряженности между фактически имперской греческой общиной и самой большой, богатой и влиятельной, но антиимперской александрийской еврейской общиной.

Но в интеллектуальной среде продолжался процесс духовного синтеза еврейской и греческой культур.

Еврей Филон Александрийский, живший и мысливший в это время, смог соединить религиозные воззрения еврейских пророков и учение Платона - создал философию неоплатонизма, ставшую интеллектуальной основой будущей христианской теологии.

Росло напряжение и в Иудее. В 66 году иудеи восстали против римского владычества, но в 70 году восстание с необыкновенной жестокостью было подавлено. Храм был снова разрушен. Погибло около миллиона иудеев. Из ста тысяч человек, взятых в плен, часть была казнена, а часть - продана в рабство.

В Египте еврейское восстание было подавлено с той же решительностью и жестокостью. Александрийский храм тоже был разрушен. Евреям было запрещено селиться в Иерусалиме и на прилегающих к нему землях. На эту землю переселили римлян и греков.

Жестокость и последовательность римской имперской машины, сам характер этой войны, как войны на уничтожение, определялись, по-видимому, тем, что в этой бескомпромиссной борьбе столкнулись две закосневшие духовные силы: римская "позднеосенняя", находившаяся в зените своего могущества, но уже предчувствующая серьезный кризис (причем, как в системе большого, так и макроцикла - там и там впереди "зима") и еврейская "раннезимняя", уже в этот кризис входящая (здесь тоже впереди большая и макрозима).

Евреи не смогли (не просто "не захотели", а "не смогли") пойти на компромисс между своим Богом и чужим язычеством, как они это легко сделали за 700-800 лет до этого. Макроосень, в отличие от макролета, уже не отказывается от основных своих ценностей, даже "понарошку". Это время наносить удар (если ты силен) или время жестко держать удар (если враг сильнее). Римская имперская машина оказалась сильнее и нанесла евреям удар сокрушительной силы. Греки же сыграли в этой неравной борьбе объективную роль провокатора.

Именно в это время в массовом православном (и шире - христианском) сознании закрепилось, что евреи - это народ-предатель, народ-изгой, даже народ-злодей. Староиудейская формула о народе-мессии вывернулась наизнанку.

Евреи потеряли землю и оказались в мощном поле ненависти к ним со стороны христианских народов, отныне генерируемом постоянно. Но сохранили свою духовную конституцию. И, как мы увидим в дальнейшем, не только сохранили, но и оказались способны ее развивать.

В последующие века они сумели перевести основу национальной общины на преимущественно религиозную и обрядово-бытовую основу, оттеснив на задний план до этого наиболее существенное языковое единство. Это помогло евреям стать первым транзитным народом, воспроизводящим собственную идентичность в любых местах и при любом культурном окружении, даже становясь языково-разобщенным народом.

Евреи еще несколько раз поднимали восстания в Палестине, тем более, что вскоре Римская империя оказалась в глубоком кризисе. В 132-133 Бар-Кохба даже освободил Иудею, став иудейским царем, но в 135 году он был разбит римским полководцем Юлием Севером. Снова десятки тысяч евреев были убиты, а пленные проданы в рабство. После этого римляне сделали попытку систематического искоренения иудейской религии, вплоть до запрещения иудеям совершать свои обряды. На месте разрушенного Храма был сооружен храм Юпитера.

Но, как только (после 140 года) ограничения были чуть ослаблены, была возобновлена деятельность Синедриона, открылись еврейские школы. В течение 140-210 годов проходила деятельность великих палестинских законоучителей и иудейских патриархов Меира, Симона III, Иегуды Ганаси.

Последний, собрав все устные законы, составил Мишну (Второучение), которая с течением времени также стала священной книгой евреев. Деятельностью великих палестинских законоучителей закончилась большая зима, а с нею и осенний большой цикл дневного макроцикла. Закончилась макроосень.

В этот период иудаизм сложился в цельную систему, основанную на последовательном монотеизме. Национальная община полностью уничтожила языческую квазиобщину. Та исчезла с исторического поля развития еврейской нации.

Иудейский зрелый монотеизм оказался воспринят греками, созревшими к этому времени для того, чтобы покончить с властью своей квазиобщины (мифологии) и утвердить веру в Бога.

Исключительно жестокое столкновение с языческой цивилизацией поставило еврейский народ на грань культурного и физического выживания, но приобретенное в конце периода качество транзитности не только сохранило нацию, но и создало новые возможности для развития.

Внимательное чтение описаний периодов большого цикла вполне подтверждает основные свойства больших сезонов: "весны", "лета", "осени" и "зимы". Убедиться в этом вдумчивый читатель может самостоятельно, т.к. в самом повествовании есть много "зацепок", так, например, "немудрость Соломона" указывает на третью четверть большого цикла...

Зима

В четвертой четверти макроцикла 219-987 евреи перестали быть нацией "для других", превратившись в нацию "в себе и для себя".

В период большой весны 219-411 начался упадок палестинского культурного центра. Гонения усилились после повсеместного утверждения христианства, закрепившего антиеврейские стереотипы в массовом сознании христианизирующихся народов Римской империи. Византийский император Феодосий II в 425 году упразднил иудейскую патриархию в Палестине.

Примерно к этому времени был составлен Иерусалимский Талмуд (Учение), объединивший Мишну и Гемару (дополнение к Мишне), составленную из толкований и дополнений последних веков.

После 210 года духовное лидерство перешло от палестинских евреев к евреям вавилонским. В 240 году новоперсидский царь Шабур I (241-271) вернул евреям самоуправление и свободу вероисповедания. Усилившаяся нетерпимость христиан и открывшиеся возможности в Персии привели к перемещению культурного и религиозного центра еврейской нации из Палестины в Персию.

В период первой половины большого лета 411-603 вавилонские евреи сформировали вавилонский Талмуд (завершенный к 500 году), который и стал основной священной книгой иудеев после моисеевой Торы. Это был период гонений и переселения евреев в Аравию и Индию.

В конце V века гонения прекратились, что позволило еврейским законоучителям завершить великий труд. Талмуд завершил развитие древнего библейского законодательства. К законам Моисея была прибавлена огромная масса "новых" законов и обрядов, которым должен был подчиняться иудей в своей домашней, общественной и духовной жизни.

Талмуд, создавший тщательную и единообразную регламентацию, стал основой суперобщинного единства евреев, рассеянных по разным странам.

Большое лето и большая осень 411-795 были неспокойным периодом в жизни еврейского народа, жившего под властью Византийской, Персидской, а затем и Арабских империй. Спокойные периоды сменялись периодами гонений и преследований.

В 754 году Аббасидский халиф перенес столицу государства из сирийского Дамаска в вавилонский Багдад. Примерно в это время от талмудистов откололись караимы, отрицавшие Талмуд. Уже во второй половине VII века сложилась система самоуправления вавилонских евреев. Светская власть была у экзилархов, представлявших еврейский народ перед халифами, духовная принадлежала гаонам - двум начальникам главных талмудических школ (академий).

Период большой зимы 795-987 прошел в спорах между талмудистами и караимами. В X веке гаон Саадия подвел победный итог в борьбе за талмудические основы вероучения против караимской ереси. В своем главном труде "Верования и мнения" Саадия попытался решить вечный спор между верой и знанием, религией и наукой.

Саадия пришел к выводу, что главные истины еврейского вероучения основаны на фактах и не противоречат разуму. Человеку предоставлена свободная воля: он волен исполнять или нарушать заповеди Бога, но души праведных людей возносятся к месту блаженства и покоя, а души грешников обречены скитаться по вселенной. В определенное Богом время произойдет воскресение мертвых (после пришествия мессии), - воскреснут и телесные оболочки, а на земле воцарится высшая справедливость.

С начала X века общественная и духовная жизнь евреев повсеместно приходит в упадок (как-никак время второй половины большой зимы), а после смерти Саадии в 942 году пришла в упадок власть экзилархов и гаонов. Правда, одна из ведущих академий (Пумбатская) еще некоторое время продолжала активную деятельность, но ее влияние стало ничтожным задолго до ее закрытия.

Ученые евреи покинули родину Талмуда и переселились в другие страны. Уже к 1040 году центр жизни евреев переместился в Западную Европу.

В 997 году завершился зимний большой цикл, а вместе с ним и дневной макроцикл 2075 г. до н.э. - 997 г. н.э.

Этот большой цикл не был богат яркими историческими событиями в жизни еврейской нации. Основной вектор развития нации с "зимней" (пониженной) энергетикой был направлен на формирование и утверждение Талмуда как религиозно-ритуальной основы первой транзитной нации и первой абсолютно монотеистической нации.

Личность в системе национальной суперобщины утвердилась в высшем статусе свободной личности, имеющим собственный выбор добра и зла, но свобода эта была введена в контекст и рамки системы законов и институтов Талмуда (подобно тому, как современный американец свободен в сложнейшей системе конституционного законодательства и судебно-адвокатской практики).

Дневной макроцикл создал из преднации племенных общин нацию единой национальной общины, интегрировавшей в себя малые религиозные общины и создавшей свободную личность, ориентированную в своей деятельности на сложные и интеллектоемкие виды деятельности, а в духовном поиске - на рациональный баланс между знанием и верой.

Свобода воли в "иудейском исполнении", в отличие, например от русской "вольной воли" предполагает четкую структуру прав и ответственности всех институтов общества, включая Общину и Личность, здесь мало серых и смежных зон, это мир разума, света, видеоряда, а не мир тайных откровений, смутных душевных порывов, не мир запахов и звуков.

Новый вечерний макроцикл, по-видимому, должен стать периодом шлифовки и доводки всех систем и подсистем нации: национальной общины, малых физических общин, личности, материальных и "материальных" (духовно-практических) систем и системы приспособления к внешнему окружению.

Результатом его должны стать генетические изменения мозга и сознания человека, архетипизация моральных заповедей и ключевых логических понятий.

Значит ли это, что евреи находятся на пороге биологического скачка, который сделает еврея сверхчеловеком?

Да и нет. Более важно, что несколько десятков народов находятся сейчас во второй половине S-перехода к новому генетическому качеству мозга. Евреи и итальянцы впереди, и только то.

Здесь есть кажущееся противоречие. Если кто-то попытается, например, определить место американцев США на линии S-перехода, то встретится с вопросом: откуда начинают свой путь новые народы? Народ новый, значит и место его в "ночи"?

Нет, так как, по-видимому, каждой макрозимой закрепляются не генетические, а культурные архетипы (наиболее типичные символы национальной культуры), ниже которых новый народ может опуститься только, если полностью прервется связь между предками и потомками.

Поэтому американцы, как до них французы, немцы, англичане и другие, просто вернулись к началу дневного макроцикла, по которому несколько веков уже шли греки, италийцы-римляне и египтяне. Конечно, это еще одно историологическое допущение.

IV. Вечер

Весна

Чем бы могла стать для еврейской нации история вечернего макроцикла 987-4059 годов? Действуют ли "вечером" основные законы макросезонов: "весной" - "от других к себе", "летом" - "себе и другим", "осенью" - "от себя к другим" и "зимой" - "в себе и для себя"?

"Весной" 2075-1307 до н. э. евреи консолидировались в нацию (квазинацию), стали силой и впитали в себя "мудрость египетскую" (процесс "от других к себе"). "Летом" 1307-539 до н.э. евреи создали все, чем они гордятся и ныне, наполнили духовную сокровищницу идеями, ценностями и идеалами, а также исторической памятью, из которой до сих пор черпает сокровища все человечество ("себе и другим"). "Осенью" 539 до н.э. - 229 еврейская культура стала матерью христианства, чуть не умерев при родах ("от себя к другим"). "Зимой" 229-997 евреи "занимались собой", "оформляли документы на выезд" - на право транзитности ("в себе и для себя").

"Весной" 997-1765 евреи должны были бы вести себя по формуле "от других к себе". Чуть позже мы увидим это. "Летом 1765-2533 еврейская культура станет мощным источником живой энергии, сама обновляясь и обогащая другие народы. "Осенью" 2533-3301 евреи опять принесут жертву человечеству (может быть, в основной массе ассимилируются?). "Зимой" 3301-4069 еврей станет "гомо-теотикус" ("человеком божественным"). И после этого развитие прекратится? Наверно. До нового хаоса и очередной S-революции.

Конечно, "гомо-теотикус" не будет сверхчеловеком или совершенным человеком. Наши поэтические образы вселенской гармонии лишь отражают ищущий своей реализации глубокий инстинкт развития. Вселенской гармонии не будет. Но человечество сделает еще один шаг на пути эволюции.

Еще во времена Римской империи многие евреи переселились в Западную Европу. Здесь они жили компактно, обособленно и обычно в мире с местным населением. Но распространение христианства ухудшало отношение к евреям, которые и здесь начали подвергаться периодическим гонениям.

Нестабильность в Передней Азии и начавшийся относительный упадок азиатских центров арабской цивилизации, а также освоенная евреями транзитность, привели к перемещению центра еврейства в арабскую Испанию. Это произошло в X веке. Испания в то время представляла собой цветущий оазис в Западной Европе, все еще погруженной "во мрак Средневековья". Италия еще не стала "лучом света в темном царстве" Европы, будучи сама в большой зиме и разврате. Так началась большая еврейская весна 997-1189.

XI век и первая половина XII века - это время испанского расцвета еврейской поэзии. Великий поэт Иегуда Галеви (1086-1142) так сформулировал сущность иудаизма: "не увлекайтесь греческой мудростью, ибо в ней есть только цвет, а нет плода". Иными словами, иудаизм, в отличие от эллинизма, ставит добро выше красоты. Наверно, слова Достоевского "красота спасет мир" - это продолжение давнего спора?

В середине XII века Испания стала полем битвы, в Испанию вторглись дикие мавританские арабы, а с севера усилили давление христиане. Секта альмогадов огнем и мечом утверждала ислам. Евреев, которые отказывали принять ислам, ждала смерть. Поэтому многие испанские евреи в это время переселились в Египет, где султан дал им покровительство и разрешил самоуправление.

Еще в начале XI века авторитетный центр еврейства возник в Эльзасе и Лотарингии. Талмудические школы Лотарингии приобрели общееврейский авторитет, а знаменитые законоучителя этой школы остались в истории под именем "лотарингских мудрецов".

Но после наступления в конце XI века эпохи крестовых походов положение еврейских общин в христианских странах Европы резко ухудшилось.

В целом большая весна стала для еврейской нации благоприятным периодом расцвета поэзии, философии, культуры, практических видов деятельности в разных областях: медицине, управленческой деятельности (в Испании), финансах, торговле. Основным и самым ярким был испанский центр, но в этот период загорелись и яркие звезды Лотарингско-Эльзасского и Египетского центров. Во второй половине периода евреям довелось испытать жестокие гонения как в мусульманских, так и христианских частях Европы.

Большое лето 1189-1381 стало периодом ужесточения преследований и гонений. В 1290 году евреи были выселены из Англии, в 1306 году - из Франции (окончательно - в 1394 году), а в Германии в XIII-XIV веках евреи были низведены до положения "касты неприкасаемых".

Только в Италии, в которой в то время блеснул луч Возрождения, евреи имели относительно стабильные условия жизни.

В христианской Испании евреи поначалу сохраняли влияние и богатство, что, в свою очередь, вызвало волну погромов, в ходе которых евреи были вытеснены из политической жизни, но сохранили богатства и позиции в экономике.

В это время среди евреев началось распространение Каббалы (Предания) - тайного учения о Боге и небесном царстве, появившегося еще в Вавилонии в VIII-IX веках. Библия, а тем более Талмуд, были сориентированы на отношение человека и Бога, а Каббала обратилась к тому, чтобы проникнуть в тайну Бога как такового и тайны загробного существования.

Похоже на то, что родившаяся в преддверии начала нового макроцикла Каббала была чем-то более важным, чем какая-нибудь караимская ересь или даже Талмуд, завершивший моральную революцию, начатую Ноем, Авраамом и Моисеем. Поэтому появление Каббалы в конце дневного макроцикла сравнимо по значению с появлением Священного откровения в конце утреннего макроцикла, позже ставшего первыми книгами Ветхого Завета (Торой).

"Бог в Себе" - кто это? И зачем человеку знать "Бога в Себе"? Может быть, чтобы слиться с ним в конце времен (к концу S-перехода)? Или Каббала - это "уход", мистическая и опасная, но всего лишь игрушка обиженных и гонимых евреев?

В целом большое лето, несмотря на гонения, было временем роста силы и влияния евреев в Европе. Их преследовали как сильных, их не презирали, а ненавидели.

Большую осень 1381-1573 можно разделить на два периода: до и после 1492 года - до и после изгнания евреев из Испании и Португалии.

Уже с 1391 года положение евреев в Испании стало тяжелым и опасным. Регулярные погромы, усиление прессинга и контроля со стороны католического духовенства, особенно на новообращенных из иудеев христиан - марранов, наконец, учрежденная в 1480 году инквизиция, создали атмосферу физического и духовного террора.

Марранов подозревали в тайном исполнении иудейских обрядов, причем подозрение не снималось ни с детей, ни с внуков и правнуков новообращенных. "Осень" - жестокий период, перемалывающий кости живых людей. Наконец, в 1492 году евреи были изгнаны из Испании и Португалии.

После 1492 года главный духовный центр еврейства переместился в Польшу. Много евреев оставалось в Германии, меньше - в Италии. Часть испанских евреев переселилась в Османскую империю, где евреи быстро заняли влиятельное положение торговцев, финансистов, управленцев. Некоторые из переселенцев по разрешению султана поселились в Палестине.

Большая осень стала еще более тяжелым периодом для евреев, чем жестокое "лето". Евреи переселялись в более благоприятные места и там возрождались как деятельные и экономически сильные общины, но к концу периода наметился духовный слом, начали распространяться мессианские и апокалиптические настроения. Каббалистические символы и мистицизм все более распространялись среди трезвых и рационалистичных евреев.

Большая зима 1573-1765 началась с прихода лжемессии Саббатая Цеви (1626-1676), увлекшим за собой значительную часть несчастного и задавленного еврейства.

В первые три четверти "зимы" евреи дали себе и миру мало значительных имен. Среди этих редких гениев был философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677).

В это время евреи добились своего возвращения в Англию. В Польше сложилась система самоуправления кагалов (общинных советов) и ваадов - ежегодных всепольских сеймов представителей еврейских общин. Особой заботой кагалов стало религиозное обучение и религиозное воспитание юношества.

Но в "роковое десятилетие" 1648-1658 налаженная система жизни еврейских общин в Польше и на Украине была сломана. В смуте погибло около полумиллиона польских евреев и разгромлено 700 еврейских общин. Начался упадок Польши. Умственный уровень польских евреев снизился, а талмудическая наука закоснела. Деятельные люди в это время переселялись на Запад и в Османскую империю.

Но в четвертой четверти большой еврейской зимы 1717-1765 среди евреев, живших в Европе, вспыхнули яркие имена Моисея Мендельсона, Израиля Бешта и Илии Гаона.

Мендельсон перевел Тору на немецкий язык. Развитие мировоззрения привело его к выводу, что иудаизм требует не веры, а разумного познания. "Просветители", духовным лидером которых стал Мендельсон, с восторгом приняли Французскую революцию и либеральные реформы.

Бешт, напротив, углубился в таинства Каббалы, стал знахарем, лечившим людей молитвой и предсказывал будущее по священной книге каббалистов - "Зогару". Прославившись как чудотворец, Бешт начал действовать и в качестве вероучителя. Он учил, что истинное спасение не в талмудической учености, а в общении с Богом. Но в противовес прежним мрачным каббалистам, он верил, что Бог любит радость и веселье.

Он основал учение хасидов (благочестивцев), стремящихся стать посредниками между Богом и людьми, достичь ясновидения, пророческого дара и чудодейства.

Хасидизм распространился в Польше, Литве и вызвал реакцию противодействия со стороны возрождающегося талмудизма, наиболее ярким представителем которого стал в то время Илия Гаон.

Чем же стал для евреев весенний большой цикл 997-1765 годов?

Евреи не только расселились по многим странам Европы, Азии и Африки, но и неизменно занимали там заметное положение в экономике, а иногда и в государстве. Но их духовный мир был высокой стеной отгорожен от духовного мира окружавших их народов. В это время почти не встречается еврейских имен среди ученых, философов и деятелей складывающейся общеевропейской культуры.

Пропасть между еврейством и христианами в эти столетия не стала более узкой, но, как выяснилось чуть позже, евреи в это время оказались восприимчивы ко всем идеям и достижениям европейской и исламской культуры и, действительно, впитывали все лучшее, а, перейдя через "зимний" период талмудистского окоснения и наивного (здесь - слабоумного) мессианизма, вновь, уже во второй половине XVIII века, деловито и энергично заявили о своих правах на важное (а часто и ведущее) место в деятельности либеральных институтов Западной цивилизации. То есть, формула "от других к себе" была в этот период действительным руководящим принципом еврейской национальной общины.

Чем должен стать для евреев наступивший летний большой цикл 1765-2533 годов? Его характеристика "себе и другим" означает превращение еврейства в активный преобразующий общезападный (а может и мировой) феномен.

Возможно, еврейство (иудейство плюс каббализм, плюс основные проявления еврейской светской культуры) окажется закваской в монотеистическом и одновременно секулярно-личностном преображении Китая, вовлеченного в мощные общемировые процессы глобализации, информатизации, культурной и бытовой унификации, но, прежде всего, подготовленного к монотеизму всем предыдущим развитием своей национальной общины.

Тора и Талмуд, создавшие и отшлифовавшие Личность и малую общину, в этот период надстроятся Кабаллой (которой еще нет как цельного учения, поэтому она кажется "темной"). Каббала сделает прозрачной символическую структуру пирамиды национальной суперобщины - Бога.

В перевернутой пирамиде китайской нации темное Дао шлифует камни, а прозрачное конфуцианство строит из них структуру. В еврействе, наоборот, поскольку Бог не строится, а открывается, общинные камни (малые общины), составляющие его генетическую структуру, не изначальны, а вторичны. Структура национальной общины осознается, как структура, посредством Каббалы.

Впрочем, большое лето деятельно, осень упряма, а познание придет только зимой - еще не скоро. Будет ли это Каббала или что-то другое?

Начало лета

Казалось бы, в XVIII веке произошел раскол еврейства. Но раскол оказался мнимым. Основа еврейства оставалась монолитной. Небольшие отколы случались и раньше, но, зачастую потомки отколовшихся снова возвращались в лоно ортодоксального еврейства, а эти факты гораздо красноречивее фактов откола.

То, что произошло в XVIII веке (хасиды, "просветители" и прочие) было даже и не отколом, а специализацией, приспособлением к новому западному мировоззрению ("просветители"), укреплением общины и личностных основ (раввинисты), вектором развития еврейства в будущем большом цикле (хасидизм). То, что борьба между раввинами и хасидами была яростной и бескомпромиссной, свидетельствует о глубине этих идей, не охватываемых сознанием индивидов и даже групп индивидов (общностями).

Весна 1765-1947 вовлекла евреев в лавину событий Французской революции и Наполеоновских войн. В 1791 году Национальное собрание Франции предоставило евреям все гражданские права, в 1806 году Наполеон I учредил в Париже Синедрион и утвердил общинное устройство евреев во Франции.

Но после разгрома Наполеона их положение временно ухудшилось. В XIX веке многие евреи перешли в христианство (ассимиляция), но, как правило, сохранили связи со своим народом. В целом в XIX веке происходит мощный подъем их интеллектуальной деятельности в Европе, особенно в Германии.

В течение XIX века равноправие евреев было признано во всех странах Западной Европы. Но в последней четверти XIX века антисемитизм в некоторых европейских странах на какое-то время стал государственной политикой.

В Российской империи, где в XIX веке проживала большая часть польских евреев, их положение в течение всего XIX века тоже постепенно улучшалось, но после погромов 1881 года Александр III издал жесткие антиеврейские законы. Поэтому к 1900 году из России в США и Канаду эмигрировало более одного миллиона евреев.

По-видимому, этот "исход" продолжает оставаться одним из глубоких источников устойчивой антироссийской политики США.

В конце XIX века произошел повсеместный подъем национальных чувств евреев, сформировалось сионистское движение, поставившее целью восстановить еврейскую государственность в Палестине.

В первой половине XX века еврейский народ пережил нацистский геноцид. Было уничтожено шесть миллионов евреев.

Несколькими годами позже была восстановлена еврейская государственность.

В 1948 году, почти через две тысячи лет после уничтожения государственности, в Палестине было создано государство Израиль. В последующие за этим событием десятилетия израильтяне в войнах с арабскими странами отстояли своё государство. Их влияние в США, в через США и в Европе, усилилось. После краха коммунизма усилилось влияние евреев и в России, и некоторых других постсоветских странах.

Финансовые, политические, информационные и научные еврейские таланты, движимые разумом и интуицией, сейчас, совместно с национальными элитами ведущих стран Запада, строят глобальную экономику, Единую Европу под протекторатом США, выстраивают баланс (или геополитический тупик?) на постсоветском пространстве, сдерживают (и балансируют) арабов, но, главное, поддерживают многоступенчатую систему контроля и поддержания стабильности в либеральной американской политической и экономической системе.

Что дальше?

По логике большого лета к середине XXI века могущество американской еврейской диаспоры еще более возрастет как внутри, так и вовне Америки. Но в это время в Европе и на всем Евразийском континенте разразится кризис глобальной экономики, начнется ее корпоративное переустройство. В католических странах начнется религиозный ренессанс, а в протестантских странах (и общинах) наметится серьезный духовный кризис.

Во второй половине XXI века произойдет серьезный кризис и в еврейском национальном организме: финансово-экономическая элита резко оторвется от народа, оторвется не в богатстве, а в уважении. Дело дойдет до того, что сам Израиль станет игрушкой в руках дельцов (еврейской национальности) от политики и экономики.

Одновременно ослабление государственных начал во всем мире, кроме Китая и нескольких стран Востока, во второй половине XXI века, великая транспортная революция, образование гигантских замкнутых корпораций-полугосударств сделает транзитность евреев особенно ценным их преимуществом.

Сохраняя национальную идентичность и системные качества в условиях полухаотичного состояния мирового социального организма, евреи и здесь (т.е. в процессах корпоративизации и разгосударствления наций) займут одно из ключевых мест.

В Европе в 70-80 годы XXI века это вызовет приступы юдофобии, но в США и в России евреи окажутся в сравнительно благоприятном окружении, а в конце века будут приглашены и в Китай. Приглашение будет принято.

В XXII-XXIII веках начнутся и постепенно усилятся два разнонаправленных процесса. Одним из них будет процесс ассимиляции евреев в возрождающихся и подымающихся народах Европы, Азии, и Америки. Другим будет новый, доселе невиданный, процесс иудаизации миллионов неевреев. Новый хасидский (постхасидский?) иудаизм станет в это время привлекательным учением для миллионов индивидуумов и даже целых социальных групп в разных странах.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"