Аннотация: и ревльность становится сном, и сон может быть ни в дугу...
ЛЕТНИЕ ГРЁЗЫ
рассказ
В то лето совсем не писалось.
И тема была, и сюжет вырисовывался. Но рука, сама собой, бродила по воздуху и опускалась в бессилии.
Алексей маялся. Потоки кофе, чая, прогулки по Крюкову каналу до Мариинского театра и обратно, - не радовали его. Он стоял над парапетом, опираясь животом о чугунину, смотрел в воду канала и курил. Дым уходил куда-то вверх, а пуховая поверхность воды отражала только тлеющий огонёк сигареты. Так и мысли его тлели, не решаясь развернуться в нечто ощутимо-конкретное, с видимым результатом.
А написать не пишущуюся повесть уже пришло время. И не потому что кто-то её ждёт, что где-то и с кем-то конкретно договорился и сроки, становятся именно фатальными сроками. А потому пришла пора графически изобразить на бумаге то, что в душе перебродило и готово вылиться в конечный результат. А вот не получалось. И может из-за того, что в душе именно, всё уже перебродило, материал перестал интересовать Алексея, как и сам процесс творческого порыва.
Гуляя, как-то ночью, в районе Театральной площади, Алексей понял, что в Ленинграде он не напишет больше ни одной строчки. И пришла пора сменить не только обстановку, но и само место пребывания в этом относительном и планово прощитаном компьютерами мире.
Решение пришло. Но и встал вопрос: "А куда ехать?"
Лето висело над Невой, и белые ночи приводили то на Балтийский вокзал, а то на Финляндский. Алексей стоял у расписания железнодорожного движения, потом шёл на платформы и провожал отходящие поезда.
Однажды, он даже не заметил, как переместился из кассового зала на платформу, и ощутил себя осознанно уже едущим, по-билету, в нужном кому-то направлении. Но ехал он почему-то одетый в костюм, с бельём в пакете и дипломатом рукописей, а в рундучке, под ним стояла пишущая машинка.
Но почему он ехал к тётке на Урал, зная, что тётка уехала, и всё лето будет отдыхать где-то в Краснодарском крае? Надежда поменять одно одиночество на другое? Или только расчёт на возможные изменения в поиске внутреннего себя?
А в купе шла пьянка. Из отпусков возвращались Уральские пролетарии, которые истосковались на кабачковой икре и макаронах и сейчас уплетали в обе щеки колбасу и сыр, и всю дорогу, от того времени, как сели в вагон, и до той секунды, пока из этого вагона не выходили на своей станции, - пили водку. Пили её столько, сколь привыкли пить из поколения в поколение, всю свою жизнь, - то есть без меры.
Да. А вот что там с героями повести в это время происходило? Может они тоже двинулись в путь и стоит только записывать за всеми ихними тело- и душе-движениями?
Алексей лежал на полке, отвернувшись к перегородке, и делал вид, что спит.
А в тамбуре курили. В вагоне-ресторане пили. Где-то цыгане ходили по поезду, и профессиональные картёжники добивались своего сладкими речами.
Поезд подошёл к вокзалу вечером. Алексей, вместе со своими вещами, сел на припозднившийся автобус. Он знал адрес своей двоюродной сестры.
Объяснения Алексея родственники восприняли осторожно, но ключ от тёткиного дома дали, правда, предупредив, что продуктов в доме нет, а соседи иногда в "поддатом виде" не прочь и на огород чужой сходить за закуской. Но Алексей со всем высказанным ему был согласен, и на любое замечание только широко улыбался.
Стояла глубокая ночь, когда Алексей добрался до пригородного посёлка, нашёл нужную улицу и нужный дом. Ключом он умел пользоваться. И затягивающая в себя пустота распахнулась перед Алексеем в притихшем пространстве.
Пустой дом. Сумерки белых ночей. Туман над стоящим за окном лесом.
Алексей поставил вещи в комнате на пол. Сам сел на кровать. Закрыл глаза.
И, почему-то, легко думалось. Ромбики и кубики складывались в затейливую картину, а застоявшийся запах необитаемого дома только бодрил воображение.
И приснился Алексею этот же самый дом в котором он поселился, только несуществующая лестница вела из дома на чердак. А на чердаке открывались перед ним комнаты, одна за другой, стоявшие и открывающиеся буквой "г". Но не своим расположением примечательны были комнаты, а тем, что в них, как раз, и находились те самые вещи, которые нужны были Алексею, и, почему-то, в обычной жизни, которые у него отсутствовали. Но что же, конкретно, это были за вещи, - утром Алексей так и не смог вспомнить.
Звенящая тишина стояла в доме. Утренняя свежесть дурманистым потоком врывалась в открытую форточку и взбадривала сознание.
Алексей встал, умылся, слегка физически размялся, перекурил. Потом он разложил нехитрые свои вещи, а пишущую машинку поставил на стол - на её новое рабочее место.
Да. Думалось легко. И рука сама взяла лист бумаги и вставила в пишущую машинку.
"...И кто знает: сижу ли я на улице Горького, в подземном переходе нга Невском или пристроился в метро с булкой хлеба в руках, кто знает, - о чём я сейчас думаю. И никто мне ничего не скажет, если я открою тетрадь и буду тут - при всех посторонних что-то записывать, пляшущим почерком. И никто мне ничего не скажет. А я буду писать свою маленькую повесть, которую, почему-то, хочется назвать последней..."
Алексей прервался. Встал. Вышел из дома в крытый двор и прошёл к задним дверям, которые вели в огород. Открыл двери. Дурман травы обволакивал голову. Дышалось легко.
"Вот, наверное, от чего легко думается, - заметил сам себе Алексей, - живая трава веселит сознание. Может, и напишу свою вещь здесь, на чистом воздухе. Дай бог. Давно пора".
Он потянулся, сделал пару шагов по направлению к скамейке. Сел на зелёной краской крашенные доски. Рука нащупала сигареты, спички. Алексей закурил и откинулся головой на стену дома.
"Благодать!"
Неделя прошло. И другая неделя окончилась.
Стали подходить к концу деньги, которые Алексей взял с собой из Питера. И творческий запал, кажется, кончался, быстро истощив свои возможности.
Повесть остановилась на втором десятке страниц, и дальше герои не хотели двигаться, словно их сковало чем-то клейким и аморфным.
Алексей попробовал поменять сюжет. Нет. Не в сюжете, оказалось дело. Тогда он вместе со своими героями, прошёлся по фабуле. Да. Фабула. Возможно, в фабуле всё и дело. Надо посмотреть, как это делали местера, производя из одного дыхания невиданные шедевры и словопредставления.
Алексей сидел за деревянным столом во дворе, и читал однотомним Иво Андрича, а в частности повесть "Проклятый двор".
Вроде бы всё так просто и сюжета никакого, а как читается и какое мастерство!
Алексей так увлёкся словесной игрой мастера, и разбором фабулы, что совсем не заметил, как к забору подошла соседка, что жила через пару домов, и которую звали, как узнал, совсем недавно Алексей, Машей.
Маше было лет тридцать пять. Алексей уже знал, что её муж таксист, и они любили оба кирнуть. Вот, по поводу любимого дела, Маша и подошла вплотную к забору.
--
Эй, сосед!
Алексей неохотно оторвал глаза от интересной книги.
--
Я, сосед, чего к тебе, - взялась руками за планку забора Маша, -
Ты деньгами не богат?
--
Нет, - покачал головой Алексей.
--
Может, займёшь, сколько-нибудь?
--
Нет. Нету денег.
--
Ну, хоть немного, - не унималась Маша, - А мы тебе с получки
отдадим.
--
Ну, нет у меня.
Алексей закрыл книгу, сложил в кучу все свои бумаги и ушёл в дом.
--
Мы всегда отдаём, - неслось из-за забора, - Нам только до
зарплаты перехватить.
Алексей закрылся в доме, сел за пишущую машинку.
"Может так и писать? - подумал он, - Герои всколыхнулись и захотели не того, что хотели раньше, а захотели они выпить".
Пришлось набросать мысли на бумаге.
А потом, уже лёжа в кровати, Алексей, читая Андрича, подумал:
"И что надо было этой Маше? Денег? Или выпить? Или ей всё равно?"
И опять энергичные сны преследовали его. А во сне повесть писалась сама собой, и логически ложились на листы слова, и предложения не заканчивались многоточиями...
Резкий звонок всколыхнул сознание. Алексей дёрнулся и проснулся. Длинный протяжный звонок повторился.
"Кто это?" - подумалось сразу.
Нет. Надо вставать. Тут гадай, - ни гадай, - толку не будет.
Алексей вышел в крытый двор.
--
Кто там? - спросил он.
--
Это я, - послышался хриплый шёпот из-за дверей.
--
Кто я? - уточнил Алексей.
--
Я. Не кричи. Соседка.
--
Что надо?
--
Не кричи. Открой. Я одна.
Алексей, ничего не понимая, запахнул рубаху, спустился с крыльца и открыл дверь.
В проёме стояла Маша. Она шатнулась и вошла во двор.
--
Закрой двери.
От Маши пахло лёгким перегаром и сигаретным дымом.
--
Ну?..
Алексей закрыл дверь на засов.
--
Что надо? - спросил тихим голосом.
--
Пойдём в дом.
--
Пойдём, - не понимая, почему согласился, решил Алексей.
Они поднялись на крыльцо и вошли в кухонную комнату.
--
Что надо? - ещё раз спросил Алексей.
Маша села на стул возле умывальника.
--
Не кричи, - сказала она.
--
Что, - не кричи. Сейчас ночь...
--
Ну, и что ночь... Выпить хочешь?
Вот ещё чего не хватало - пьянки на бытовой почве.
--
Нет.
Алексей взял со стола пачку сигарет и прикурил.
--
Говори, что надо.
Маша тоже взяла сигарету из пачки Алексея и прикурила от своей зажигалки.
--
Ну, что ты стоишь, - сказала она, - Садись, что ли, рядом.
На стол перед собой Маша выставила бутылку водки, в которой ещё колыхалось, что-то около половины веселящей жидкости.
--
Давай знакомиться, - сказала она, - А то живёшь, а мы о тебе ничего
не знаем.
"Ничего себе, - подумал Алексей, - уединению и покою приходит конец. Если бутылка появилась на столе, значит ловить вдохновение завтра не придётся".
--
Ну, что ты?
Маша изящно стряхнула пепел в умывальник и провела свободной рукой по воротнику своей джинсовой рубахи. Две верхние пуговицы, как бы сами отстегнулись, и белый разрез вспыхнул своей неожиданностью в ночной темноте.
--
Ты кем приходишься Андреевне? - спросила Маша, - Жилец?
--
Племянник, - пожал плечами Алексей и сел рядом с Машей на
стул, - А ты из милиции?
--
Нет, не из милиции, - усмехнулась Маша, - Я так... соседка. А у
тебя стакан хоть есть? - спросила она со вздохом.
--
Стакан есть, - согласился Алексей, - Но сейчас ночь. Спать пора.
--
Давай стакан.
Алексей поморщился, но встал и достал из кухонного шкафа стакан.
--
А себе? - настороженно спросила Маша.
"Ну и чёрт с ним, - подумал Алексей, - Всё равно литература уже не клеится".
Они сидели рядом.
Маша разлила водку по стаканам.
--
Ну, за знакомство, - сказала она, - тебя как зовут?
--
Алексеем.
--
А меня Машей.
Стаканы встретились, звякнули в полной тишине. Алексей ещё успел подумать на тему своих смотрящих в этот момент на него героев, а потом забыл о них, вспомнил о Фолкнере, который даже за Нобелевской премией отправился в Стокгольм в пьяном виде, и выдохнув из себя воздух, осушил содержимое.
--
Покурим?
--
Покурим.
Дым заволок всю кухню. Далёкие звёзды уныло мигали в ночи за окнами. "Какого чёрта?..."
И рука у Маши скользнула опять по рубашке, и ещё несколько пуговиц отстегнулось. А другая рука, почему-то легла Алексею на колено.
"Может она дура?"
Или половицы в доме скрипят.
Легко, конечно, было Дюма-отцу. Он как пишущая машина писал, а жил как локомотив - на полных парах.
"А, была, ни была!"
Алексей медленно поднёс свою руку к подбородку Маши и опустил её на белую кожу.
Маша не вздрогнула и не напряглась. Она спокойно затянулась сигаретой и стряхнула ногтем пепел в умывальник.
Алексей повёл ладонью по Машиной коже, спускаясь ниже. Кожа оказалась мягкой, шелковистой. Ладонь свободно разглаживала тонкие жировые складки и дошла до возвышенности грудей. Алексей захватил правую грудь в ладонь и осторожно провёл большим пальцем по соску. Сосок стал твердеть.
--
Выпьем, что ли.
Маша взяла в руки бутылку и разлила водку по стаканам. Но от объятий Алексея она не стала освобождаться.
Свободной рукой Алексей взял стакан. Они чокнулись.
Тишина стояла в доме. Просто в воздухе стояла тишина.
Ладонь двигалась ниже и ниже. А потом поднималась выше.
Так они курили, говорили короткими фразами, и пили водку.
Когда водка была выпита, Маша потянулась, медленно встала и так же медленно пошла в комнату.
--
Где тут у тебя можно отдохнуть?
--
Да где, - там, - несколько растерялся Алексей.
Она дошла до кровати, скинула с себя туфли и не раздеваясь, плюхнулась на одеяло.
В доме стояла полная тишина. Занавески плотно закрывали окна. Лишь летняя прохлада проникала через открытую форточку.
--
Ну, ты как?
Маша курила, стряхивала пепел в стоящую на полу пепельницу.
--
Давай, ложись, подремлем...
Алексей в темноте разделся и как-то не совсем ловко перескочил Машу, улёгся у окна и стал укрываться одеялом.
--
Давай спать.
Маша докурила, потушила окурок, перевернулась на бок, и скоро Алексей услышал ровный сап, нечто среднее между дыханием и вздохами.
"Вот история, - подумал Алексей, - Как тут не разыграться фантазиям, достойным Мопассана?"
За окном стояла тишина.
Лёгкое дыхание ветра шевелило нечто во дворе. Старый дом погрузился в тотальную тишину и молчал.
Со вздохом скрипнула половица в соседней комнате.
Алексей лежал, думал неизвестно о чём, и покалывающий трепет пробегал по его телу.
Сколько прошло времени в возбуждённом ожидании предполагаемых событий, - не знал никто. Может прошёл час, а может и больше.
Алексей несмело зашевелился под одеялом, и его рука двинулась в сторону Маши. Он добрался до её плеча, мягкими подушечками пальцев прошёлся вдоль руки. Маша не реагировала. Её равномерное дыхание говорило о спокойном сне.
Пальцы Алексея спустились ниже. Он осторожными, волнообразными движениями проник под складки Машиной рубахи и ощутил мягкий податливый живот, который приятно завибрировал под подушками пальцев.
Движения становились ритмичней и настойчивей. Круговые движения пальцами то поднимались, то опускались по животу.
Маша спала.
Алексей придвинулся ближе. Его пальцы опускались всё ниже и ниже. Мягкая ткань нижнего белья подалась легко и непринуждённо. Вот пальцы скользнули ещё ниже, и Алексей ощутил жёсткую растительность, вольготно распушившуюся на жировом бугорке нижней части живота.
Мягкими массирующими движениями он прошёлся по этой растительности и спустился пальцами ещё ниже.
Длины руки уже не хватало и Алексей, стараясь не шуметь, всем своим телом сполз с подушки и оказался лицом рядом с Машиной подмышкой.
Пальцы пошли по кожным складкам, провалились в них и попали в густую тёплую патоку. И сразу же Алексей ощутил, всем своим существом, одуряющий запах цветов, пыльцы, морского прибоя из которого выросло желание, которое будило все клетки тела, напрягая внутренние и внешние органы.
Алексей прошёлся средним пальцем по патоке, дошёл до низа, вернулся, ещё раз прошёлся. Дурман заполнял голову, посылал сигналы, и оторваться от магического действия уже не было никакой возможности.
Палец медленно и ритмично ходил по внутренней стороне кожных складок, со временем ускоряя и стабилизируя свой ритм.
Прошло ещё какое-то время. Алексей не видел часов, да и не до часов ему было сейчас.
Маша вздрогнула, напряглась, тело её выгнулось дугой, и совершенно не сонный голос её тихо и отчётливо произнёс:
--
Как нежно. Как хорошо.
Её рука нашла Алексея, легла ему на бедро.
Они медленно ласкали друг друга. Потом куда-то подевалось одеяло, пропала одежда.
--
Только медленно, - попросила Маша, - Очень медленно.
И Алексей медленно вошёл горячим желанием и медленно стал двигаться в ритмичном оцепенении.
--
Ещё, ещё...
Ночь куда-то делась. Летние ночи, вообще-то, коротки. И за окном пробивались первые признаки рассвета.
--
Ещё, ещё...
И где-то в мире существовала музыка, где-то учёные мудрили над разрешимыми загадками и жила Великая литература. А в комнате старого дома ничего этого не было. В комнате стоял аромат опыляемых цветов и тонкий запах сигаретного дыма.
Мягкая кожа Маши поддавалась под руками, и все её складочки поддавались рукам Алексея.
И может кольцо времени возвращает всё на свои места, и небо в звёздах опускается на землю, а лебёдушки плывут по облакам, только потрясение охватывает тела неизвестно какой энергией и фейерверк огней разлетается во все стороны, заполняя собой всё пространство.
Алексей напрягся до наивысшего предела, и всё его напряжение хлынуло водопадом, освобождая и от проблем, и от мыслей, и от ощущения реальности.
Маша дрожала. Она прижималась к Алексею и молчала.
За окном запела птица. По дороге проехала ранняя машина.
--
Дай сигарету, - слабым голосом попросила Маша.
Алексей оторвался, неуверенно встал на ноги, сделал пару шагов. Сигареты лежали на столе. Где-то тут лежала и зажигалка.
Они закурили.
--
Ты хороший, - сказала Маша.
--
Ты тоже, - эхом отозвался Алексей.
Мысли пропали. Да. Мысли пропали.
Он водил рукой по Машиной груди, животу, спускался ниже.
И снова появилось желание. И снова аромат земной благодати наполнил собой комнату.
За занавеской уже совсем посветало.
Маша, не стесняясь своей наготы, встала с кровати и стала одеваться.
--
Спасибо тебе, - сказала она, - Мы соседи. Ещё встретимся.
Они ещё покурили. Потом Маша ушла. Алексей закрыл за ней двери, вернулся в дом, очумело сел на стул в комнате, увидел перед собой пишущую машинку и глубоко зевнул.
"Творческий процесс пошёл, - подумал он, - первая глава написана". И улыбнулся.
Шепчут листья среди незрелых яблок. Они переговариваются между собой, с солнцем, с природой, и землёй. Интересно - о чём они говорят. Кошки вот тоже о чём-то мурлычат. Узнать бы точно: о чём. Может, они с космическим разумом беседуют, а на нас - людей, - смотрят прищуренными глазами, как на недоразвитых, и лишённых совершенства. А мы ходим среди них как профаны среди философов и городим собственные глупости, ни на что не годные, как только для газет, разговоров в трамвае и по телефону.
Но и пару мыслей о сущности или бытие, - кого они интересуют? Ведь стихи читают поэты, которые эти стихи написаны, а художников подбивают на рисование исключительно той плоской иллюстрации, коей рады обыватели - пейзаж под родным окном или портрет любимого кота, именно низкий вкус этих самых обывателей и те деньги, которые они готовы выложить за созерцание любимой рисованной фотографии.
Да. Опять вернулись к котам.
Алексей сидел за столом и строчил на листах бумаги. Он старался, а у него ничего не получалось.
Герои разбегались в разные стороны. Он хотел своих героев направить по пути своего сюжета. А они строили свой сюжет и нисколько не считались с желанием автора. Да и с фабулой происходило нечто совсем другое, чем было задумано по плану. Герои разговаривали, как им вздумается, вещи вытворяли ими же самими придуманные.
Алексей сидел, курил и думал.
Хорошо быть, конечно, реалистом. Всё тебе ясно. Вот люди, вот события. Бери их и описывай, только про законы драмы или комедии не забывай. Но как же подходить к тем же самым событиям в экспериментальном ракурсе? Например, в модернизме. Теперь события начинают колоться и герою могут высказываться на одной странице словами из разных эпох. Да и не только словами они могут высказываться.
Вот герой открывает дверь, делает шаг и проваливается в своё прошлое. А в прошлом он находит будущее. Так может, за ненадобностью, выкинуть всё настоящее?
Алексей посмотрел на окно. За окном стояла чернота.
"Поздно уже, - подумал Алексей, - Надо спать ложиться".
И резкий треск звонка поднял Алексея со стула.
"Кого там ещё принесло?" - подумал он.
Конечно, герои Алексеевой повести, встали и пошли открывать дверь вместе с ним, что совершенно не говорило о согласии их на это.
--
Кто там? - спросил Алексей.
--
Это я! Открывай.
Язык у соседки заплетался и Алексей понял, что она снова пришла "под газом".
"А стоит ли её пускать и продолжать новеллу?" - подумал Алексей. Но ноги уже сами собой спустились со ступенек и руки, с усиливающимся импульсом отодвинули щеколду.
За порогом стояла Маша. Она качнулась и шагнула вперёд. Её губы нашли губы Алексея. Язык прошёлся по губам и властно ворвался в обиталище такого же, только мужского чувствительного органа.
Алексей только и успел, что захлопнуть входную дверь.
--
Я тебя хочу.
Маша перестала целоваться и прильнула своим телом к Алексею.
От Маши пахло перегаром, но Алексей почему-то закрыл дверь и они пошли в дом.
--
Выпить есть?
Маша, не раздумывая, прошла в комнату и рухнула на расправленную ко сну кровать.
--
Нет? Ну - и не надо.
Её плащ распахнулся. А под плащом - ничего не было.
--
Ну, что же ты, милый. Видишь, - я готова.
Маша достала откуда-то сигарету и щёлкнула зажигалкой.
Алексей выключил свет. Встал посреди комнаты.
--
Ну, иди сюда, иди.
И, смело, распахнув плащ, Маша развела в разные стороны белые ноги.
--
Видишь, - как я хочу. Я даже, трусики не одела. Иди...
Дурман ударил в голову. И только странный рисунок смотрел с обоев отблеском уличного фонаря. Сигаретный дым наполнил комнату. А невидимые энергетические силы потянули Алексея к белой в темноте кровати и белым, в той же темноте ногам.
Волна теплоты пробежала от середины живота вверх и вниз по телу, и лёгкое напряжение застучало часами в области нижних чакр.
"Ситуация, как у солдата Швейка, - подумал Алексей, - Жена лейтенанта сама не решает проблемы природы. Ей нужен верный солдат".
Стояла тишина. И ветра не было слышно, и мыши, почему-то притихли в этот полуночный час.
Алексей открыл глаза и замер под одеялом. На него смотрел в упор человек, трёхметровой высоты, в шляпе. Он внимательно и изучающе смотрел на Алексея, и непонятно-сильная энергия исходила от него. Человек был в чёрном плаще, очках и с кривой улыбкой. Он смотрел.
Алексей, превозмогая парализующую силу, пошевелил рукой и потянулся к этому человеку. И человек стал таять, распадаться на составные части, и, вскоре, растаял дымом в комнатной ночи.
"Что это было?"
Стояла ночь.
И никого больше не было в доме, кроме Алексея.
Он встал, прошёл на кухню, заглянул в соседнюю комнату, - нет никого. Закурил.
"Дописался", - подумалось, само собой.
И старый дом молчанием ответил на его не прозвучавший вопрос.
Казалось, что работа вообще никуда не движется, и по прошествии недели, и по прошествии десяти дней.
"Лучше бы в кино я работал, - думал Алексей, - там сценарий по заданной теме писать надо. Сюжет, герои. Завязка, выходы сюжетные на основную сцену. Кульминация. И развязка. Хэпи энд. Или трагическое молчание. Смотря по тому, что за кино будет. Всё проще. А проза... Проза, как оковы на ногах и руках... Да и в голове".
Почему-то думалось о Уильяме Фолкнере. Тот в своём творчестве всё хотел повторить библию, а повторил нечто более древнее и истинное. Например, Еврепида и Софокла. А может быть оно, - более древнее, - и есть самое настоящее, а та Библия, - газетная статья, по сравнению с Ведами и Шумерскими табличками, писанными на древнерусском языке?
Фолкнер придумал Мир в выдуманной им же местности. И этот Мир стал тем домом, в котором поселились Добро и Зло, Человек и помои человеческие.
Но почему же, точно такой же Мир не селится на страницах его, Алексея, книги? Что не хватает? Отчего всё разъезжается?
Алексей оделся, вышел из дома.
Светло. Дорога, мимо дома, уходит вдаль. Там, за двумя автобусными остановками, заканчивается посёлок. И Алексей пошёл.
Думалось легко. Да всё, почему-то не по теме.
...Вчера Алексей ехал в автобусе. Автобус был переполнен людьми. И сидел на сидении пьяный мужик и спал. А между ног его стояла сумка, из которой торчали пустые бутылки.
--
Спит.
Алексей повернул голову и увидел, блаженно улыбающееся лицо другого мужика, который подмигнул Алексею.
--
А у него одна целая есть.
И он ободряюще пихнул Алексея локтём.
--
Возьмём? Всё равно спит. Украдут у него...
Алексей отвернулся и отступил на пару шагов в сторону.
Автобус остановился.
А когда Алексей посмотрел в сторону всё ещё спящего на сидении мужика, то увидел, что сумки рядом с ним не было...
Высокая трава стояла в поле за посёлком. В небе летала птаха и пела свою песню.
"Такие люди книг не читают, - подумал Алексей, - А что им по телевизору показывают, - им всё равно. Хуже жизнь или лучше, - они везде приспособятся. Тогда для кого писать? Для просвещённой Африки?"