Фёдоров Павел : другие произведения.

5. Политика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


      -- Политика
  
   "Профессионалам
   судья криминалом
   Ни бокс не считает, ни злой мордобой.
   И с ними лет двадцать
   кто мог потягаться --
   Как школьнику драться
   с отборной шпаной?!"
   (В. Высоцкий)
  
  
   Родившись, со временем, ребёнок стремится стать не только достойным человеком, но и гражданином! Быть человеком и быть гражданином, -- что в этом раздвоении первично, истинно? Здесь нет противоречия, а скрыт принцип формирования общества, как единой цели -- общей объединяющей всех людей в истории одной межнациональной идеи. Национальная идея - это идея, исходящая от правительств или народа, которая отражает особенность, самобытность; это средство объединения людей, то, что придаёт жизненный смысл их деятельности. Эта идея нужна для осознания своей цели, для проявления общего интереса, для жизни нации. Человек на определенной стадии своего "развития" пришел к одному из промежуточных выводов, что общественная организация, в которой человек по праву рождения оказывается на Земле есть Государство -- это общая идея, объединяющая людей разных национальностей, проживающих, на одной территории. Идея "государства" -- мысленный прообраз объединения людей в систему, выделяющий её основные, главные и существенные черты. Является ли деревня государством или город, совокупность поселений или общественных объединений и прочее, но как ни странно, все люди на Земле без исключения знают, что такое Государство и, так же все знают, что оно изнутри управляется и взаимодействует в рамках управления с другими государствами. Вся это совокупность знаний, вроде даже внешней по отношению к отдельному человеку, является Политикой, НО НЕ ВНЕШНЕЙ, А ВНУТРЕННЕЙ ОНА СТАНОВИТСЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ОН СТАЛ -- ГРАЖДАНИНОМ!
   К человеку как гражданину данного государства адресуются правовые установления, законы этого государства. Именно как гражданин он обладает правами, свободами и несёт обязанности, предусмотренные законами. Именно как гражданин он получает право на защиту со стороны государства внутри и за пределами своей страны. Таковы правовые последствия принадлежности лица к государству. С философской точки зрения гражданину, как представителю государства, присуще способность быть истинным субъектом права; уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти; способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики. Государство выполняет внутренние функции, среди которых -- хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
   Для любого человека на земле это открытие (и "открытие" ли это на самом деле?), что для человека осознание себя неотъемлемой частью общество формируетсЯ через понятие гражданин, происходит в высшей школе. Высшая школа это не какое-то специальное учебное заведение или курсы, нет -- это личный выбор ученика\ребёнка в освоение навыков тому, чем он будет заниматься в жизни -- его основная профессия. Если через язык-код ребёнок\ученик получил свой социальный статус, то в этой социальной среде профессий, в которой теперь находится, он должен занять своё индивидуальное место, стать её составной частью -- частью организации -- группы людей, деятельность которых сознательно объединяет ресурсы и координируется для достижения общих целей. Термин организация используется преимущественно для обозначения социальной группы, которая распределяет выполнение задач между участниками для достижения определённой коллективной цели, то есть это своего рода свой личный "инструмент" управления государством в группе.
   Выбор профессии сугубо личный выбор принимается каждым человеком индивидуально и непосредственно в общении со старшими преподавателями\старшими родителями. Как это происходит? Выбор осуществляется только на основе того Ума!, который студент выбирает себе, как сильного помощника. Только ум ему подсказывает какая организация непосредственно для него наиболее доступна, предпочтительна, влиятельна и сильна. С этого момента молодой человек становится участником организации -- группа людей, объединённая общими мотивами, интересами. Распознавание того, что он входит в некую группу имеет признаки по принятого им, как норма, поведенческого шаблона: манера поведения, разговор, одежда и моральные принципы, то есть те признаки распознавания (свой-чужой), которые приняты обязательным в данной организации -- это символы и форма команды, отличающей её от подобных ей команд в обществе.
   Гражданин -- это тот же человек, но уже рассматриваемый, как представитель выбранной им группы-команды. Именно через группу-команду, оказывающей активное влияние на управление политической и правовой жизни общества, человек индивидуально может проявить свои гражданские качества. Разделение социально-экономического общества на группы-команды определено необходимостью проведения независимой политики принуждения людей к тому пониманию и образу общества, которое сформировала для себя та или иная социальная группа-команда. Каждая группа-команда по-своему формирует организационную стратегию захвата и удержания политической власти, необходимой для управление социально-экономическим обществом. Попросту каждая группа-команда стремиться к монополии власти в управлении социально-экономическим обществом, и соответственно доступа к ресурсам, а это достигается только через монополию на насилие, как законное их право. Одним из главных инструментов власти, то есть установление монополии отдельной группы-команды своих принципов и способов принуждения социально-экономического общества для достижения своих внутригрупповых интересов, осуществляется через идеологию. Сегодня идеология является практически единственным фактором "выбора" обществом той группы-команды, которой доверяется власть -- Политическая Власть, осуществляемая посредством насилия и принуждения. На самом деле идеология не несёт никакой иной функции кроме как придать законное право группе-команде на насильственный захват власти и установление своей личной, а не общественной, форме правления, не более.
   Особую роль в установлении отдельной группой-командой личной монополии на власть -- принуждение через насилие, наравне с идеологией, играет так называемая критика идеологий. Главной целью критики идеологий является якобы освобождение человеческого сознания от суеверий, заблуждений и предрассудков, которые, согласно элитарным воззрениям, нужны властителям, для легитимации их господства, удержание власти. На самом деле всё тот же элитаризм во власти требует практической реализации и монопольного установления своих политических принципов, скрываясь за лозунгами превосходства: "разума", "науки", "демократии" и "прав человека". На сегодня понятие политика имеет вполне "законченное" общее умозрительное толкование, что это, в некотором роде, имманентная черта общества, и оно не может нормально функционировать без соответствующих властных структур. Почему Политика всегда воспринимается обществом впереди Экономики? В чем приоритет или даже верховенство управления обществом, как организации -- государством перед управлением ресурсами? Экономика -- разумное управление ресурсами! В данном случае разум поставлен перед управлением, а управление перед ресурсами: не постигнув первого невозможно перейти ко второму и тем более к третьему -- это последовательность, движение, течение единого. Разум дан человеку в противовес животному инстинкту, но не в противовес природе в целом.
   Рассмотрим очередной идеальный пример управления государством (чтобы ничего не доказывать):
   Приходит в глухую деревню незнакомый мужчина. Места совсем гиблые: болота, непроходимые леса, камни, полумрак. Стоит на берегу небольшого лесного заболоченного озера несколько совсем старых избушек, где доживают свой век несколько стариков. Подсел к старикам, поговорили о том, о сем: чем живем... да огород, ставим силки, грибы, ягоды, ловим рыбу и так далее. А если поселюсь здесь, не будете против? Да живи если хочешь, занимай любую избу, вон стоят брошенные. Старики подивились, но со стороны поглядывают, что за странный человек пришел. Мужчина поблагодарил, но избу занимать не стал, а вырыл полуземлянку в стороне от деревни недалеко от берега озера. Расчистил пространство вокруг землянки, затеял несколько огородов, смастерил лодку. Старики смотрят со стороны и согласились, что правильный человек пришел. А мужчина в свободное от работы время все расспрашивал: где какие колодцы были, дороги, где стояли в округе еще деревни, с чем связаны названия мест в свое время и т.д. Подолгу пропадал в лесу, а потом, как-то вечером приходит и говорит, что в свое время давно здесь была естественная система озер, соединённая единой сетью рек и ручьев, русла хорошо сохранились, но они завалены и если старики разрешат, то он хотел бы восстановить естественную систему тока воды. Старики только пожали плечами, мол делай как знаешь, хорошее дело затеял, только как одному, но чем можем пособим... Все вместе расчистили завалы, вода пошла, со временем реки и озера пришли в единое движение, болота ушли, освободив большие пространства лугов, открылись заросшие дороги между деревнями, к тому же как выяснилось мощенные камнем. Завели скот, птицу, полно рыбы, зверья и т.д. Стали приходить и селиться люди. И вот через несколько лет мужчина попросил односельчан пособить ему в строительстве дома, потому как один мастер знает, какой лес подойдет, как валить и готовить, как складывать, другой мастер знает, как сложить печь и т.д. Всем миром поставили просторный дом, который простоит лет двести-триста не меньше, а возможно и больше. Через некоторое время мужчина женился, появились дети. Так вот они и живут долго и счастливо.
   Как-то утром сидит мужчина возле дома, мастерит что-то, а мимо идет в лес с ружьем охотник... мужчина и говорит: не ходи сейчас в лес. Почему это, спрашивает охотник. Не надо сейчас человеку ходить в лес, не время, подожди, когда можно будет. Помялся охотник, но понимал -- этот человек знает, что говорит, потому развернулся и пошел домой.
   В человеке проявлен гражданин, когда сфера его личных интересов расширяется, включая в себя интересы многих людей и по той группе-команде, которой отныне он принадлежит и служит, будут судить о государстве в целом. Чем может управлять и в действительности только и управляет человек?
   Сегодня крайне важное значение, пожалуй, даже единственно важное, в обществе придаётся такому словосочетанию, как "права и обязанности человека", который закреплен в некоем документе и по существу определяют качество и содержание самого понятия -- "человек". Определение сегодня уже дано: высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, как предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определенное истолкование и осмысление. Да именно так, философия ни в какой степени не занимается человеком как таковым, это дело политиков, которые собственно единолично присвоили себе это "право и обязанность" устанавливать какими правами и обязанностями наделить на земле человека. На самом деле никаких особых прав и обязанностей отличных от любого живого организма на земле, будь то муха или слон, у человека нет, никогда не было и уж точно не будет. Человек как живой организм не способен выжить в естественной природной среде обитания живых организмов здесь на планете, не говоря уж о том, чтобы жить за её пределами. Чтобы выжить человеку необходимо создавать для себя особую искусственную! среду выживания. Такие общности как пчёлы, муравьи... и прочие группы создают единые общественные комплексы и системы, глубоко интегрированные в естественный природный комплекс как единый и непрерывный живой организм, не нарушая, а дополняя и развивая его по территории. Человек же не является естественной частью этого комплекса, он вынужден по объективным причинам лишь для того чтобы выжить нарушать и разрушать связи единой природной системы в своих интересах.
   Единственное значение этого документа прав и обязанностей для политики в том, чтобы убедить общественное мнение, что именно для общества в целом крайне важно всем вместе из мухи делать слона. Вот собственно этим политика только и занимается, так сказать из самых лучших побуждений привлекает общественное внимание к решению этой неотложной задачи на "благо" каждого человека на земле. Философия, это прежде всего диалог, а в политике невозможен диалог по естественным причинам, потому что для политики существует только один вопрос, который обсуждается на разных уровнях и смысл его сводится к следующему: у тебя есть ресурс, который нужен мне, а у меня есть ресурс, который нужен тебе -- как будем делить? То есть присвоение ресурсов и делёж их -- вот смысл и сама сущность политики. Единственный инструмент, которым действительно для захвата ресурсов и давления на оппонента при дележе обладает политик, это общественное мнение.
   Есть такое предположение, что якобы в настоящий момент человечество, как некая целостная живая система, находится в кризисном состоянии, переживает кризис, природа и генезис которого неизвестны. Неизвестны хотя бы потому, что все принимаемые традиционные меры по выходу из этого кризиса результатов не дают. Это значит, что мы чего-то крупно не понимаем в происходящем. И в первую очередь в том, что такое человек, и человечество, разумеется. Почему? Смысл ответа в следующем вопросе: а можно ли разобраться в устройстве и функционировании некоего системного узла, органа, организма, не разобравшись в устройстве и функционировании самой системы? Корректно - вряд ли. Тогда можно ли, имеют ли смысл попытки решать проблемы столь сложной системы, как человечество, не разобравшись в природе и устройстве системы, органической частью которой человечество является? Очевидно, что нет. Современную кризисную ситуацию корректно можно оценить лишь в контексте развития планеты, на которой человечество проживает, солнечной системы, частью которой она является и т.д., как целого. Но почему человек в лице всего человечества воспринимает свое состояние и положение в "сейчас" и "здесь" именно как кризис? Чтобы утверждать, что человек в кризисе необходима корректная модель самой природной системы на планете, а для такой корректной оценки которой мы не располагаем, необходимо понимать, что в принципе понимает человек под понятием кризис. Поэтому, громогласно объявляет всем окружающим некая группа-команда: первоочередной задачей при определении сути глобального кризиса является качественное обновление научной картины мира, которое современная наука без собственного кардинального обновления осуществить не может. То есть выводить человечество из кризиса поручить тому, кто его и ввел в этот самый глобальный кризис. Как по этому поводу язвительно заметил один человек: "...тут, если сосредоточиться на ком-то, его можно все-таки устранить вместе даже с окружающими или по крайней мере обратить внимание общественности. Что, мол, откуда эта стрельба, дым и дикие крики? А там как раз обращают внимание общественности...", -- на человечество в недрах современной науки. Потому современный "научный" ум делает соответствующий вывод о том, что видимо всё-таки материальный мир -- это не некий набор вещей, расположенных в каком-то порядке в пустоте, это связная целостность, связная по самой своей сути со значительно более сложными и устойчивыми системами во времени. И её можно интерпретировать как процесс (любую систему можно интерпретировать как процесс), что лишь добавляет связности системе "материальный мир". И, что такая целостность должна управляться некими универсальными законами, иначе связности не получится. Так вот вопрос: может ли в принципе часть системы (или процесса) обособиться от остальной системы? Да ещё так, что как бы даже и не обособляться, а сохранить с ней связи? Конечно философия может предположить, что угодно, не слишком утруждая себя ответственностью за последствия, но вот в "точной" науке такая "лёгкость", как говорится, "не проходит", нужна теория, а за ней неизменно последует практика -- путь выхода из кризиса. Парадокс в том, что, не имея ни малейшего представления о том где она - "наука" сама находится и что из себя представляет для природы в целом и планеты в частности, собирается всех куда-то выводить из некоего "кризиса", в котором по её "научным данным" человечество пребывает.
   Да, действительно, таким вопросами философия не занимается, но и наука тоже, как ни странно, хотя всеми усилиями приписывает себе эту заслугу. На самом деле и философия, и наука, и прочие инструменты используются властью лишь с единственной целью -- в качестве оружия по принуждению в руках групп-команд, претендующих на монополию в захвате и распределения ресурсов, чем собственно и является политика, а не на изучение или осмысление чего бы то ни было в интересах человечества или самой единой природной системы, где все мы и находимся. Если политика претендует в современном обществе на статус, признанного большинством населения, органа, который способен разумно управлять социально-экономическом обществом, то какой смысл заложен по умолчанию в понятие: "политическое управление"? На самом деле у большинства людей понятие политического управления в основном сведено к деятельности органов государственной власти и государственного управления, отражающего общественный строй и экономическую структуру страны. То есть по умолчанию: реальная способность определённой организации, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных социальных слоёв, опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на всё население той или иной страны; она означает определённую организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации. Ныне политическая деятельность приобрела форму особого общественного сознания, выражающая группой-командой свои узкоклановые интересы сообщества, и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений объединений по специфическим интересам и осуществляется в рамках различных составных частей политических систем: партий, профсоюзов, международных организаций (ООН, НАТО и др.). Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент "сознательного" саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д. и т.п. В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика). В основе политических процессов лежит совокупность социальных идей и методов их реализации, обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).
   В каких терминах сегодня представляют такое понятие как политика -- определённая часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определённых интересов для достижения определённых (субъектом политического процесса) целей в определённой социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами-командами людей, как например, -- в корпоративных, академических, религиозных учреждениях. Инструментом являются те самые группы-команды, которые заточены на одну цель: сформировать общественное мнение о тех или иных отраслях знаний необходимых для проведения политики, то есть достижения определённых целей через управление социально-экономическим обществом людей в интересах этих самых групп-команд. Для чего и была создана закрытая система определённых знаний о власти -- знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения официальных общностей, личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти. Объектом изучения является установленная локальная политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте. К основным разделам знаний о власти можно отнести: предмет и метод управления, историю политических учений; субстанциональность политики; институциональные элементы политики; духовные компоненты политики; деятельностные, функциональные механизмы политики, политический процесс. Законы и категории управления политикой как самостоятельной изолированной системой находятся в начальной стадии выявления и изучения. Законы структуры определяют способ организации политических систем, их внутреннюю определенность и взаимообусловленность. Законы функционирования -- это существенные, необходимые связи между политическими субъектами в процессе их временного изменения. Они характеризуют движение, не выходящее за пределы достигнутого уровня организации политической системы, сохраняют ее динамическую устойчивость. Законы развития -- это законы переход от одного порядка взаимоотношений в системе к другому, от одного состояния структуры к другой. В общем виде категории политического управления можно представить, как структурные, функциональные и категории развития. Но это деление условно, так как одна и та же категория может выражать элементы всех законов в зависимости от контекста времени и пространства рассмотрения процесса, отражения в ней политической жизни, политического процесса и т.п. Другие категории относительно жестко привязаны к отражению необходимых связей "своего" закона. Центральными категориями управления социально-экономическим обществом являются такие как политика, политическая власть, политическая система общества, политическая культура, политическая деятельность и другие. Эти категории и есть собственно знания о власти. В то же время понятийный аппарат высшей власти включает понятия, имеющие универсальный характер, то есть используемые многими социально-гуманитарными и естественными науками (например, структура, система, функции, развитие, движение и т.п.).
   Все эти якобы неизменные законы "развития" политики не более чем интерпретация наиболее общих оснований, границ и возможностей политики, соотношения в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального. Вопрос об основаниях политики не доказывает, а объясняет в самых общих чертах, что эти основания якобы различны на Востоке и на Западе, в традиционном и современном обществах, хотя за основным требованием любого общества к политикам об обеспечении общественного порядка и ограждении общества от хаоса на самом деле стоит вопрос -- как обеспечить преемственность власти в группе-команде -- вот основная проблема политики и "политической философии". Политика занимается лишь вопросами власти в иерархии как внутри групп-команд, так и распределением её между собой, а это говорит лишь о том, что управление в обществе осуществляется на основе захвата монополии на применение или угрозы применения силы (в прямой или косвенной форме) с целью принуждения людей к определенному поведению, -- господство! одной воли над другой, чаще всего связанное с угрозой человеческой жизни, а в историческом процессе связано с установлением социальных условий, способствующих агрессивности, что особенно ярко проявляется в техницизме современного общества, в стремлении к рационализации, что оборачивается страстью разрушения. При этом нужно видеть особую опасность косвенного, психологического насилия, выражающегося в форме навязывания мифов, искаженной информации, манипулирования человеческим сознанием, что порождает непреодолимое состояние страха перед сложностью бытия. Особенно опасны широкие насильственные действия в современном обществе с его техническими системами и возможностями. Закономерно, что общество интуитивно ищет свои пути выхода из кризиса, что позволит найти доступ к иным технологиям социальных изменений на основе равноправия сторон -- естественно, признающих фундаментальные общечеловеческие ценности, диалога, компромисса, солидарности, сотрудничества, культурно-морального блокирования деструктивных тенденций человека посредством его внутренних, духовных преобразований, принятия собственной ответственности за содеянное. Понимание того, что насилие порождает только насилие, привело к формированию практики ненасильственной борьбы! за более справедливое общество, хотя, справедливости ради необходимо отметить, что люди в большинстве своем не против жизни в обществе справедливости, где гарантированы социальные блага, но не слишком верят в существование такого общества.
   Общество живёт и функционирует в рамках тех законов и норм, которые отражают его цели и перспективы развития не столько в пространстве, сколько во времени. Становление человека как гражданина предполагает прежде всего познание различных аспектов того общества, в котором живёт человек -- экономических, политических, правовых, нравственных, экологических и др. Когда человек "учится" быть гражданином, то он готовит себя к выполнению разнообразных видов общественной деятельности -- профессионала, семьянина, родителя, налогоплательщика, избирателя, покупателя и т.п. По мере взросления со стороны взрослых (родителей, учителей, окружающих его людей) к личности предъявляются более сложные требования, расширяется круг её прав и обязанностей. Первоначально семья для ребёнка - это первый социум, откуда он получает свои жизненные впечатления, под влиянием которых формируются его представления о мире, вырабатываются нормы поведения. Постепенно в мир ребёнка входят иные социальные институты - детский сад, школа, внешкольные образовательные учреждения, возможно, детские и юношеские организации и т.п. Жизненное пространство личности выходит далеко за рамки семьи. Таким образом, он осваивает мир общественных отношений, познаёт их законы и нормативы. По мере овладения общественными отношениями, человек вырабатывает собственный стиль поведения. В личности развиваются такие качества, как сознательность, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность. Это позволяет ему "заявить" миру о себе, своих интересах, желаниях, правах и обязанностях. Получая образование, он расширяет свой познавательный, аналитический кругозор, формирует своё мировоззрение, учится объяснять явления окружающей его жизни; он готовится к выбору жизненного и профессионального пути. Так, в процессе социализации личности проявляется её осознанное стремление к освобождению от зависимости, подчиненности, как член общества она приобретает способность самостоятельно решать все проблемы, планировать жизненные ситуации, развивать необходимые для жизни качества и т.п. В процессе гражданского развития личности на пути достижения ею гражданской зрелости наиболее четко проявляются границы социализации, обозначается в выборе гражданской позиции основное её противоречие. С одной стороны -- необходимость усвоения социальных норм и требований общества, их выполнения, вплоть до того, что человек как бы растворяется в социуме, усвоение общественных норм не сопровождается развитием жизненной позиции личности. Такая личность не способна на самостоятельные поступки и действия. От такого человека трудно ожидать каких-либо гражданских инициатив. А с другой стороны -- потребность личности заявить о себе, как стремление удовлетворять свои интересы и намерения, а познание законов и норм общественной жизни игнорируется ею, личность не видит смысла в их соблюдении. Эти тенденции две стороны одной медали -- это социальное насилие над человеком-гражданином.
   Сегодня с полной уверенностью можно утверждать о введённом едином политическом управлении социально-экономическом обществом на земле -- глобального мира, которое осуществляется группами-командами для достижения своих узко-элитарных целей строго на принципах социального насилия. Так называемое "новое общество" или "мировое правительство" по их определению осуществляет реальное единое и всеохватывающее правление на мировом уровне. Идея мирового правительства возникла в контексте стремления к глобальной стабильности, урегулированию конфликтов, преодолению разделения между нациями и обеспечению универсальных прав и свобод для всех людей на планете. То есть по их пониманию лишь мировое правительство способно решить множество глобальных проблем, таких как бедность, климатические изменения, терроризм, распространение оружия массового поражения и другие угрозы безопасности, потому что различные национальные государства имеют ограниченные возможности противостоять этим проблемам, поскольку взгляды и интересы национальных правительств могут конфликтовать друг с другом. Основные принципы мирового правительства включают установление единых стандартов в области прав человека, экономики, экологии, безопасности и других сфер. Кроме того, для эффективного функционирования мирового правительства, созданы международные институты, регулирующие и координирующие деятельность различных стран. Чем вызвано такое стремление различных групп-команд, даже противореча своим принципам по устранению конкурентов, к объединению в единую некую систему управления. Потому что срабатывает один аспект наиболее важный в поведенческой модели как отдельно каждого живого организма, так и жизни в целом -- механизм самосохранения системы. Всё живое стремится избежать опасности, разрушения, смерти, это самое наглядное проявление такого системного свойства, как свойства быть, существовать. Способы для этого у всех животных существуют самые разные, всё живое стремится оказаться в зоне минимума разрушительных воздействий, и избегает зон, на которые таких воздействий приходится максимум. Но это пассивные способы реализации свойства "быть". "Живое-разумное" тоже их использует, но разум способен и к активному противостоянию разрушительным воздействиям. Этот способ заключается в преобразовании окружения, содержащего угрозу, таким образом, чтобы её нейтрализовать, устранить. Алгоритм реализации такого способа намного сложнее, но он и наиболее эффективен. Разумное в принципе может так реорганизовать себя, чтобы воздействие, которое несёт угрозу разрушения, купировалось соответствующими свойствами разумной системы. Поэтому одна из "целей" развития разумных систем -- обрести свойства, позволяющие противостоять разрушительным воздействиям. Для увеличения "продолжительности жизни" системы крайне важно наличие и функционирование фактора, способного снижать уровень хаоса в системе. Такими факторами в системно-функциональной архитектонике мироздания: домашнее хозяйство, поселение, государство, социально-экономическое общество-человечество..., земля, солнечная система, галактика, вселенная и т. д., являются Жизнь и Разум. Для этого, собственно, они и существуют, в этом их смысл существования -- противостояние хаосу не через уничтожение системы в целом или жизни и т.п., а через организацию хаоса в некий разумный порядок.
   Современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся социальную систему. Общество (в широком смысле) -- это часть материального мира, которая отделилась от природы, но при этом сохранила с ней связь. Она включает в себя формы объединения людей и способы, позволяющие им взаимодействовать друг с другом. Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы. Все они ориентированы в своей деятельности на использование ресурсов своего системного окружения, то есть природных ресурсов, но ни одна из этих групп не задаётся вопросом, а для чего она на земле, какую функцию она должна выполнять в системе, что она должна отдавать своему окружению. Ведь принцип системной организации требует выполнения закона системного равновесия: если ты что-то берёшь, то что-то должен отдать, и желательно полезное, иначе возникнет разрушительная дисфункция в системе в виде очень неприятной отдачи. Рано или поздно. Но человечество, на всех этапах своего развития, в самых разных формациях, абсолютно во всех видах деятельности никогда над этой проблемой не задумывалось. Поскольку действует тотальная установка на потребление: всё окружение человечества, в том числе сама природа, существует как источник ресурса, то, что следует потреблять. И этой максимой люди вовсю руководствуются и во внутрицивилизационных, общественных отношениях, и, именно она так искалечила психику современного человека и поставила на грань существования саму цивилизацию.
   Вот мы в настоящем имеем глобальный кризис, природу которого общество не понимает, полагая, что это экономический, экологический кризис или какой другой, поэтому абсолютно не имеет корректных представлений о способах выхода из этого кризисного состояния -- такова общественная позиция или уже идеология глобальных элитарных групп-команд. Потому вопрос ставиться ими совершенно конкретно, это можно сказать уже ультиматум: для выхода из цивилизационного "кризиса" совершенно необходимо упразднение на всех уровнях разного рода самостоятельных органов государственной власти и безоговорочная передача их полномочий в единый антикризисный центр управления человечеством -- глобальная политика. Ведь по их понятиям вопрос стоит ни больше, ни меньше как о спасении человечества, а кто как ни элита только может вывести всех к светлому будущему. Потому вопрос о передаче власти даже не обсуждается, а забирается насильственным путём, через упразднение государственных суверенитетов, национального самосознания народов и рас. Причем налицо тенденция: движение от явных форм насилия к более скрытым, в контексте утверждения неотъемлемых общечеловеческих ценностях, основанных не на служение обществу, а угождению господину -- человек служебный.
   Невозможно победить социальное насилие методами насилия, даже если закрывать на него глаза, игнорировать пропаганду повсеместного насилие человека над человеком в сложнейшей сфере в быту, в семье, когда идеалом в обществе искусственно навязан культ социального преступления -- уничтожение у человечества развитие основ общественного самосознания. Занимайся собой -- "ты этого достоин", а управление обществом, это не твоё дело -- диктует человеку политика. Нет! утверждает каждый человек на земле, обращаясь к разуму, -- развитие общества и ответственность за его судьбу именно моё дело, потому что я есть неотъемлемая часть общества, единого общечеловеческого живого и разумного организма. И вот только в этот момент, можно сказать перед неизбежностью выбора своего будущего, перед человечеством встаёт вопрос о воспитание. Проблема воспитания стара как мир, ибо люди во все времена воспитывали своих детей, и задумываться о сути этого процесса, его целях и средствах стали, вероятно, задолго до становления наук. Свою лепту в эти рассуждения внесли философы, теологи, литераторы и моралисты всех времен. Ведь все они так или иначе размышляли о сущности человека, о смысле его существования, или, иными словами, о тех идеалах, к которым должно быть устремлено развитие личности, и соответственно о тех средствах, которые должны способствовать развитию в этом направлении. На самом деле вот время и место политики, вот о каком ресурсе ведутся переговоры и на что направлены все усилия групп-команд. Человек именно тот ресурс, который имеет наибольшую ценность в глазах политического управления. Человек, который способен преобразовать природные ресурсы в ресурсы необходимые человеку для жизни. Все усилия политики направлены для того, чтобы создать абсолютно управляемое безропотное общество, которое способно обеспечить для них тот необходимый, как они считают, уровень жизни избранного общества. Именно на основе выверенного воспитания различных слоёв населения подготавливается в сущности "идеальное" общество, состоящее из господ, необходимого количества управляющих и людей служебных. Воспитание, что в данном контексте равносильно -- политика -- это деятельность специально подготовленных взрослых-воспитателей, по особой программе руководящих формированием (в идеале) у своих подопечных нравственного чувства, культурных потребностей и им соответствующих творческих способностей. За всеми лозунгами, в частности: ... в целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей нужно совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково-юношеских организаций, так и в неформальных объединениях..., стоит строго выверенная сознательно планируемая политика подготовки и перераспределения человеческого ресурса. Современное так называемое иерархическое воспитание, или воспитание человека в интересах господ, основано на принципе "воспитания воспитателей" до самопознания, необходимого для оказания достаточного влияния на детей в качестве "воспитательной системы".
   Но почему же вроде выверенная, практически даже в каком-то смысле доведённая до совершенства система производства "человека служебного" в отдельно взятых групп-команд, пусть даже и многочисленных, в историческом аспекте из раза в раз даёт сбой и не позволяет распространить своё влияние на всё человечество? Видимо то что человек может стать не только служебным, но и общественным, даёт непоправимое искажение в той матрице, которая уже, казалось бы, на определённом этапе сформировалась, но при этом не стала устойчивой во времени. Понятие "общество" предполагает осознание человеком объективных закономерностей коллективной жизни людей: насколько общество отличается от природы; каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества... и прочие. Не общество в целом, а каждый человек в отдельности неизбежно в своей жизни задаётся мыслью о смыслах человеческого существования в обществе и истории, соответственно, желаемых форм общественного устройства, возможного предназначения истории и норм достойного существования в ней, которые соответствуют высшим ценностям человеческого бытия. Потому он самостоятельно исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, то есть интересуется собственной логикой их бытия, которая оказывает непосредственное влияние на его выводы и не зависит от его ценностных предпочтений, требуя из раза в раз проверки, достоверности его знания. Изучая сущность общественной жизни, каждый человек рассматривает ее как социум или свою реальность -- многообразный в своих проявлениях мир человека, выделенный из природы и отличный от нее. Человек изначально наделён сознанием -- способностью к самостоятельному моделированию мира путем абстрактно-логического, вербального мышления. Он не просто моделирует что попало и как попало, он строго придерживается принципа построение общественного строя относительно идеала, то есть окружающего его мира и интеграция в него на основе изначально заложенной гармонии -- добровольная воля без насилия. Сознание каждого человека, независимо от его происхождения, проживания, занятости и т.д. практически занято постоянным самоосознанием, то есть построением логической модели "общества вообще", которая сводит воедино универсальные, исторически инвариантные признаки общественной организации, не зависящие от пространственно-временных форм ее существования. В таком понимании общество выступает как самодостаточная форма коллективной жизни людей, в рамках которой возможно производство и воспроизводство всех необходимых условий человеческого существования. Индивидуальный структурный анализ общества дополняется его функциональным рассмотрением, которое должно установить способы и механизмы воспроизводства социальной целостности. В ходе такого рассмотрения человек разумный стремится вскрыть систему связей, возникающих между элементами, компонентами и подсистемами общества в процессе взаимодействия между ними, рассматривая общество как саморазвивающуюся систему, способную сохранять свою родовую идентичность, меняя ее качественные состояния.
   Конечной целью в его политики управления обществом он видит достижение некой великой цели самого общества, как самостоятельной и неделимой сущности мира -- идеала человеческого воспитания в обществе сформированного на доброй воле без насилия в следствии чего исчезнет необходимость в наказаниях, которые сейчас необходимы. Речь не идёт о торжестве абстрактной доброты и всепрощении. Речь идет о воспитании человека в обществе, которое строит миропорядок без насилия. Осознавая, что реальный мир без насилия не только живет один на один с миром насилия, где господствуют жестокие законы человеконенавистничества, но и пребывает в постоянном идейном, духовном, моральном единоборстве с этим миром насилия и порабощения. Осознание значения гармонии для человека не в том, что она идеальна, а в том, что она есть плод усилий по разумному противостоянию хаосу. Человек через воспитание должен быть готовыми ко всему: и к тому, чтобы встретиться с врагами на поле боя, и к тому, чтобы переносить испытания нелегкой борьбы с несправедливостью. Гармоничное воспитание не может разнеживать и расслаблять душу гражданина человеческого общества. Наоборот, оно должно закалять человека физически и духовно. Человек должен учиться не только любить, но и ненавидеть, учиться быть не только чувствительным, но и беспощадным. Не только любоваться красотой, не только создавать красоту, но и бороться с врагом, который посягнет на свободу и независимость человечества, порождая хаос. По-настоящему ненавидеть врага и быть беспощадным с ним может только человек большого духовного благородства. Чем же заменить наказание? Так вопрос ставить нельзя. Это все равно что спросить: Чем заменить насилие человека над человеком? Наказание не является чем-то неотвратимым. Необходимость в наказании не возникает там, где господствует дух взаимного доверия и теплоты, где человек с детства тонко чувствует рядом с собою человека -- с его мыслями и переживаниями, радостями и горем; где с первых шагов своей сознательной жизни он учится управлять своими желаниями, а не капризами.
   Так называемый кризис вызван как раз тем, что человека на протяжении всей его жизни мало учат видеть, понимать, ощущать самого себя как частицу коллектива, общества, народа, человечества. Главным в воспитании является не то, чтобы оберегать каждого человека от некоего "дурного" влияния, а то, чтобы сделать его невосприимчивыми к чему-либо дурному, аморальному, чтобы он сам осознал своим трудом самооценки и доказал себе, что пути через разрушения и хаос не существует в природе. Как это сделать? В этом как раз и заключается сущность мастерства!, искусства воспитания, основанным не на лозунгах или проповедях, а на личных примерах, таких как: создание человеком радостей для других людей и переживание личного счастья и гордости в связи с этим; создание и сохранение гармонии как красоты во всех ее многогранных проявлениях; уже в детстве волновало настоящее и будущее Отчизны; гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность --это основа чувства человеческого достоинства; культивирование и развитие сочувствия, сострадания ко всему живому и красивому, развитие сердечной чуткости к прекрасному в природе; развитие высокой интеллектуальной культуры -- мыслей, чувств, переживаний, которые волнуют душу человека, когда он познает окружающий мир, прошлое и настоящее человечества, материальные и духовные богатства Отчизны, душу своего народа, ценности искусства, особенно художественной литературы. Речь идет о тонкости, сложности духовного мира без исключения каждого человека на земле, она не даётся в готовом виде природой, она приходит и развивается с воспитанием. Жизнь из раза в раз возвращает человека к началу -- осознанию, что, если человек не знает труда познания гармонии, одухотворенного идеей творения красоты для людей, его сердцу чужды тонкость, чуткость, восприимчивость к тонким способам влияния на человеческую душу, он огрубляется и воспринимает только примитивные "воспитательные приемы": окрик, принуждение, наказание. Отсюда грубость, разрушительные инстинкты и как следствие -- насилие как культ разрушения, порождающий хаос.
   Сама идея управления в современном мире сводится к понятию -- целесообразное действие, направленное к наибольшему благу вообще, в том числе человека и человечества в особенности. В философии понятие управления появляется в связи с установленным допущением, что высшее мироустройство создано мировым разумом и действующим по идее добра или доброй воли, без принуждения. Понимая под этим необходимую зависимость всего совершающегося от универсального разума как внутреннего существа или природы мирового целого; понятие высшей воли переходит, таким образом, в понятие судьба, что отрицает случайность и даже ошибку. То есть допускается возможность существования некоего высшего замысла, относительно которого возможно только понимание происходящего в проявленном мире вообще, посредствующей силой разума условного Творца, создавшего мир и ведущего его в его понимании к благу с помощью других подчиненных ему разумных сил. Это посредствующее действие необходимо потому, что сама высшая воля, будучи в какой-то степени неизменной, вневременной и т. д., не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями в пространстве. Эта высшая воля осуществляется трояким образом. Устроение всего мироздания зависит прямо от воли самого высшего разума, это его решение. Его исполнительная сила проявлена под именем мировой души -- возникновение и сохранение всего сущего, в том числе всех смертных существ, действующих по мировому закону. Деяния и судьбы людей находятся под надзором и руководством так называемых гениев. Мировой закон есть непреложный закон, в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или не совершение того или другого поступка разумным существом зависит не от высшей воли, а от собственной воли данного существа. Наш видимый и познаваемый мир духовно-материального бытия напрямую связан с областью высшего Разума, поэтому все у нас бывающее, представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой проявленной волей человечества области мироздания, то есть в меру ее соотношения с абсолютным совершенством. Внутренняя зависимость всего, что существует или происходит в нашем мире, от совершенного мира и есть то, что имеет разумный смысл, поскольку все причастно Уму. Такие понятия как зло и добро -- не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ, в том числе и человека. Такое явление как элитаризм возник из рассуждений о том, распространяется ли высшая воля на частные и индивидуальные происшествия или же определяет только общий ход мировых событий. Самый вопрос держится на представлении, что для высшей воли какие-нибудь частности существуют сами по себе, вне их истинной связи с целым, а целое -- отвлеченно от своих частностей.
   Чем больше в сознании и подсознании человека, начиная с детства, отражается информации, которая, по сути, противоречит сущности гармонии, красоты, тем слабее, бессильнее становится разум как главный страж людского поведения, властитель поступков. Чем резче диссонанс между предусмотренными, рассчитанными способами воспитания и способами непреднамеренными, которые являют собой среду для формирования общественных инстинктов человека, тем труднее воспитывать, тем труднее формировать то, что в жизни называется народом голосом совести. Голос совести -- это внутренняя потребность действовать так, как полезно, необходимо, красиво. Он формируется тогда, когда есть гармония предусмотренных и непредусмотренных, рассчитанных и нерассчитанных способов воспитания. Голос совести -- это сила, которая принуждает человека совершать благородный поступок, не ожидая благодарности за свой поступок. Это, наверное, самое главное. Совесть немыслима без постоянного накопления в подсознании информации, которая содержит в себе благородное поведение человека: любовь к человеку, стремление к взаимопомощи, отвращение и непримиримость к насилию над человеком, долг перед коллективом и обществом, нетерпимость к праздности, лени, дармоедству, глубокое уважение к старым, сочувствие и наконец -- благодарность через сострадание. Совесть подчиняется сознанию, разуму - "царю в голове", как говорят в народе. Но никчемный царь, если ему не над кем господствовать, если механическая, логическая, эмоциональная память не обогащается фактами благородного человеческого поведения, которое является многовековым опытом рода человеческого, которое озарено ныне высочайшими достижениями моральной культуры человечества -- высшими идеалами, образом морального и физического совершенства человека. Человек не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек -- это мир человека, общества, государства, человечества. Воспитание человека происходит только в среде людей, и от того, насколько глубоко отражаются в этой среде мотивы и достижения мира человека, идеи общества и государства, зависит эффективность рассчитанных, предусмотренных, целенаправленных усилий всего человечества в историческом аспекте. Человеческая воспитанность состоит, в конце концов, в том, что человек осознанно с полной ответственностью стремится постичь мир на основе доброй воле без насилия и может, способен как к добру, так и ко злу, но понимая в конечном итоге всю деструктивность его по мере сил и возможностей не избегает его, а противостоит ему. В нашем обществе понятие добра имеет глубокий и многогранный смысл!: активная деятельность, направленная на утверждение высших идеалов, самоотверженный труд во имя народа, укрепление могущества доброй воли, утверждение чести и славы Отчизны, трудолюбие, любовь к людям, честность, правдивость, скромность, непримиримость к злу во всех его проявлениях и особенно к врагам Родины. Высшим двигателем человеческого поведения является убежденность в том, что постижение и проявление добра через любовь к жизни -- вершина духовного богатства человека. Такая убежденность и является "царем в голове", рожденным мудростью народа, созданным родом человеческим, миром человека. Но мудрость мира человеческого овладевает сознанием только тогда, когда, кроме понимания и логического анализа добра и зла, у человека есть чувство добра и зла, то органическое чувство, которое стало личной совестью, личной точкой зрения. Истинно воспитанный человек, увидев несправедливость, остро чувствует, что рядом происходит что-то недоброе, он испытывает глубокое чувство гадости, если не поможет исправить или не допустить несправедливость независимо от чего и к кому оно направлено. Голос совести, идущий из глубины сознания и подсознания, сформировавшийся благодаря накопленных в памяти личности многочисленных фактов из опыта морального утверждения благородных идей и поступков сразу же подскажет разуму: "Смотри! Действуй! Приказывай!" И ум мгновенно отдаст "приказ" о восстановлении устойчивости гармонии -- чем собственно и отличается разумная организация миропорядка, основанного на доброй воле без насилия, от так называемого "кризиса", порождённого безумием хаоса.
   Чем чаще и глубже человек задумывается над перспективностью, направленностью воспитательного процесса в будущее, тем больше убеждается, что чистота мыслей, духовное благородство, красота отношений между людьми в значительной степени зависят от того, насколько, образно говоря, крепка "красная нить", которая соединяет детство, отрочество и юность -- пору утверждения в сердце человека идей, истин, мыслей, являющихся для личности непоколебимой и безгранично дорогой святыней. Одна из главнейших задач воспитания в том, чтобы видение мира, личное отношение человека к явлениям окружающей действительности отвечало его внутренним силам, способностям, возможностям и стремлениям. Основой истинного воспитания, духовной и физической зрелости человека является глубокое понимание идеи Родины! Духовное благородство человека на протяжении всей его жизни постигается тем, что он видит и осознаёт мир через своё отношение к Родине; самой дорогой для него святыней становится честь, слава, могущество и независимость Родины. То, что входит в сферу повседневного поведения (отношение к людям, помощь, трудолюбие, скромность), определяется отношением человека к святыням народа. Он прежде всего заботится о том, чтобы, познавая минувшее и настоящее, жизнь и труд общества в целом, человек ощущал себя гражданином, чтобы красота человеческая, стремление к которой рано или поздно, но неизбежно пробуждается в каждом сердце, осмысливалась и переживалась прежде всего, как яркая, полноценная, духовно богатая жизнь гражданина. Гражданские мысли, гражданские убеждения, труд на благо Родины -- это и есть та сфера духовной жизни, которая делается основой благородной, чуткой, требовательной к себе совести -- голосу человеческой совести. Чтобы человек дорожил высшими ценностями -- святынями народа, он должен уважать в себе гражданина. Гражданская жизнь проявлена через человека, его стремления к органическому единству гражданских мыслей, чувств и деятельности, чтобы чувства, переживания находили свое выражение в благородных поступках, в труде для людей, для общества, для Отчизны. Чрезвычайно тонким инструментом воспитания человека является приобщение к поведению, которое своей сущностью выражает человеческое благородство, что даёт возможность, образно говоря, читать книгу человеческой культуры. Настоящее мастерство духовной жизни человека заключается в том, чтобы благородный поступок, который должны быть нормой ежедневного поведения человека разумного, делался без расчета на похвалу.
   Становление развитого общества устойчивого во времени состоит прежде всего в том, что человек не просто по необходимости в силу жизненных обстоятельств является членом какой-либо организации, команды, жителем поселения, государства и т.д., а он осознанно стремится стать гражданином, и критерием оценки его способности быть гражданином становится уровень его политической сознательности, что он утверждает своим трудом и поведением за что и против чего борется, что любит и что ненавидит. Одной из граней гражданского, политического сознания человека является его ответственность перед собственной совестью. Материализация благородства, осознанной красоты в труде, во взаимоотношениях между членами коллектива, общества -- один из важнейших корней того дерева, которое есть сама сущность понятия гражданство. Взаимоотношения между миром и человеком становятся чем дальше, тем сложнее. Система мир-человек-мир в развитом обществе характеризуется возрастанием роли личности во всех сферах общественной жизни. То обстоятельство, что развитие сознания становится непосредственной продуктивной силой общества, в котором высшая цель -- осознание роли и значения человека в жизни, мироздании, глубоко и многогранно отражается в духовном мире человечества через развитие каждой личности. Человек не просто становится творцом материальных и духовных благ, он своим творческим трудом во имя счастья, блага, радости общества и самого себя, возвеличивая общество, возвеличивает тем самым и себя. Творческая деятельность становится для человека потребностью, удовлетворение которой приносит высшее наслаждение. Опыт жизни людей показывает, что наслаждение творчеством в труде или в других проявлениях жизни -- самое высокое наслаждение... Главное для создания счастливой жизни человечества в том, чтобы духовная творческая деятельность в той или иной мере стала присущей каждому человеку. Гражданская стойкость, мужество, настойчивость, которое призвано воспитывать в человеке окружение с первых шагов его самостоятельной жизни, в значительной степени зависят от того, как развиваются и крепнет волевые силы, как человек выражает себя в самостоятельных поступках -- в поступках, которые утверждают человеческое достоинство и волевую независимость. Уважение к личности человека закономерно ведет к расширению сферы личного, интимного, неприкосновенного. В мире живет самое большое зло -- угнетение человека человеком. На всех континентах идет борьба за души людей, за убеждения, за взгляды на жизнь, за чувства. Идеологи некоей социальной избранности, элитаризма стремятся посеять в умах людей равнодушие и аполитичность, дух неверия в высшие общечеловеческие идеалы, основанные на высшей изначальной гармонии, доброй воли и мира без насилия. Каждый человек без исключения в нашем обществе способен стать участником борьбы против сеятелей этого духовного зла. Чтобы предостеречь сердце от покорного подчинения и оправдания зла, нужно пробудить в нем способность творить добро. Добродетельным человек становится тогда, когда он не только борется против зла, а когда он творит гармонию по доброй воле без насилия. Добро в наши дни -- это не только творение счастья и радости своему ближнему, но и непримиримость со злом, беспощадная борьба с идейным противником. Чтобы научить человека утверждать не себя, а добродетель, нужно отказаться от намерения найти какое-то универсальное средство. Процесс самоутверждения должен стать для человека самой сутью его жизни через познание добродетели. Жизнь человека, который встал на путь познания добродетели, -- это прежде всего богатая, полноценная духовно-интеллектуальная жизнь в мире высших идей, осознанных поступков и благородных смыслов, чтобы в его душе закалялось оружие, острие которого направлено против идеологии и морали мира насилия, порождающий хаос.
   Если в детские годы важнейшим источником духовной жизни человека является мир близких людей и вещей -- их суть, причинно-следственные связи и зависимости, то в годы отрочества перед ним открывается мир идей. Молодой человек словно забывает о родителях, отдаляется от них, но в этом выражается сложная, противоречивая сущность того факта, что на фоне широкой картины общественной жизни семья и родительская любовь вдруг кажутся подростку маленькими, незначительными. Даже собственные нарушения общественных норм поведения кажутся ему делом несущественным в сравнении с мировыми проблемами. Молодое поколение начинает философствовать -- мыслить широкими общественно-политическими, этическими понятиями. Все, что происходит в мире, касается его личности, так как глубокая заинтересованность в судьбе других людей -- суть отрочества. Факты, какими бы яркими ни были факты, они отступают на второе место -- все внимание молодых людей в первую очередь занимают идейные, философские вопросы: Что такое свобода и рабство? Что такое гражданское видение мира? Что способно сделать юношество и что делает человечество в борьбе за свободу и независимость? Без пробуждения, развития, обострения чувства волнения за судьбу далеких людей, которые не имеют, казалось бы, непосредственного отношения к личной судьбе, к жизни собственной семьи, невозможно вступление в мир идей. Природа, место и роль отрочества в развитии человека требуют, чтобы, осознавая сущность общественной жизни, человек мысленно оглядывал мир, понимал смысл сложных общественно-политических явлений, видел борьбу за те идеалы, которые волнуют его лично. От непосредственного окружения молодых людей -- "воспитателя", решительным образом зависит то, как через них человечество постепенно вступает в будущий мир идей, как видят они мир, что их волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. То, что происходит в мире для молодого поколения не просто информация, а на практике приобрело название политической. Это является для них мышлением идеями. Каждый факт, о котором сообщается, направлен на то, чтобы пробуждать в подростке личное эмоциональное отношение к нему. Идея становится духовно-интеллектуальным приобретением личности, потому что проходит через осознания себя и своего места в череде событий, своего рода "проходит" через сердце. Самое глубокое впечатление на подростков производит информация, в которых раскрывается, можно сказать, материализовываются идеи: человек и общество, свобода и угнетение, счастье и горе, социальный прогресс и сила реакции, то есть гражданского видения мира. Только тогда молодое поколение с особой остротой способно ощущать сложность и противоречивость жизненных явлений. Гражданское видение мира -- это живая плоть и кровь добродетели -- не только знание и понимание добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестья, но и непримиримость, осознанное противостояние к социальному злу, бесчестью, несправедливости. Отрочество -- возраст горячих и бескомпромиссных чувств. Сферой утверждения и выражения чистых идей, высоких чувств является богатая, благородная эмоциональная жизнь, личное отношение человека к значительным социальным, общественно-политическим явлениям. Корни насилия питаются ограниченностью, убожеством, примитивностью мира чувств человека. Зло рождается и творится там, где молодое поколение ненавидит не угнетение человека человеком, не страшный мир, где все можно купить и продать, а своего ровесника, у которого материальное благополучие или социальное положение лучше, чем у него. Чему и кому принадлежит сердце человека, какие идеалы волнуют, тревожат, вдохновляют и понуждают к поступку -- все это зависит от того, как человек оттачивает свои убеждения в борьбе с чуждыми ему убеждениями, в противоборстве с каким идейным противником формируется его образ мироустройства. Нельзя эту борьбу представлять только как прямое столкновение с человеком, который разделяет взгляды, чуждые его мировоззрению. Такое бывает редко. Но перед молодым поколением открыт мир духовно-интеллектуальной борьбы, мир непримиримого разоблачения идей, как враждебных, так и развивающих человечество. Эти идеи не что-то абстрактное, за ними стоят способы порабощения, вплоть до проектов массового уничтожения людей и одновременно освобождения людей от невежества, рабства, через развитие гражданского самосознания общества. Станет или не станет человек активным борцом против идей элитаризма, человеконенавистничества зависит от того, чему и кому принадлежат его мысли, сердце в годы юности. Развитое общество в первую очередь стремится к тому, чтобы информация о мире не только доносила знания до сознания молодёжи, но и заставляли задуматься над судьбой мира, над тем, что мое личное счастье, счастье семьи, народа, человечества, зависят от кое-чего более значительного и, за которое я несу непосредственную ответственность. Как важно, чтобы, оставаясь наедине с самим собою, раздумывая о мире, каждый человек определенное время был одухотворен прежде всего гражданскими заботами, волнениями и тревогами, как процессом первой ступени духовно-интеллектуального развития. Проявление духовно-интеллектуальной общности человека с обществом, в котором он живёт, проявлено тем, что он не ломится с политическими идеями в открытую дверь, а пришёл поделиться мыслями о том, что глубоко его волнует и беспокоит в обществе. Таким образом волнение передается в первую очередь молодому поколению, что приводит к одухотворённости общества одними и теми же стремлениями. Духовно-интеллектуальный мир реального, а не придуманного, героя-патриота, как пример жизненных принципов, его убеждений, поступков, дел, а не слов, может быть только тем ярким огнём, который будет освещать молодым людям путь к их личному осознанному росту. Эти примеры есть непосредственное обращение общества к гражданскому сознанию человека, чтобы он сам осознал уже в своей реальной жизни, что в мире есть зло несравненно значительнее, чем ненависть элитаризма к честным, правдивым, трудолюбивым людям. Есть также и добро, в свете которого насилие особенно нетерпимо. Цель жизни человечества -- это стремление каждого человека на земле увидеть и осознать мир вокруг себя и самих себя глазами гражданина, только на основе этого неотъемлемого права и обязанности возможно воспитание человека будущего.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"