Жизнь. Смерть. Бессмертие
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Издана 27 декабря 2012, Форвард, Иркутск.
|
ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ
К.М. Федоров
ЖИЗНЬ
СМЕРТЬ
БЕССМЕРТИЕ
Иркутск 2012
К.М. Федоров
ЖИЗНЬ
СМЕРТЬ
БЕССМЕРТИЕ
Иркутск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ГЛАВА 1 ЖИЗНЬ
ГЛАВА 11 ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
ГЛАВА 111 ФИЛОСОФИЯ ОТРИЦАНИЯ ЖИЗНИ
1. А. Шопенгауэр
2. С. Кьеркегор
3. Ф. Ницше
4. О. Шпенглер
5. К. Ясперс
6. Ж.-П. Сартр
7. А. Камю
ГЛАВА 1У ЖЕНЩИНА
ГЛАВА У ЛЮБОВЬ
ГЛАВА У1 СМЫСЛ ЖИЗНИ
ГЛАВА У11 СМЕРТЬ. СМЫСЛ СМЕРТИ
ГЛАВА У111 БЕССМЕРТИЕ
ГЛАВА 1Х НРАВСТВЕННОСТЬ И ПОДЛОСТЬ
Предисловие
В давние времена, где-то вскоре после окончания университета, пошел в гости к своему другу. Учились на одном факультете, жили в общежитии какое-то время в одной комнате, работали на одной кафедре.
Звоню. Дверь открывает его жена. Радостно ее приветствую.
Она в ответ: "Закрой рот!"
От неожиданности и удивления открываю его еще шире.
Она ушла в комнату и тут же вернулась. В руках - записная книжка и ручка.
"Теперь, - говорит, - открывай!"
С тех пор и сам к себе прислушиваться начал. Удачные мысли записывал. Лет за пятнадцать - двадцать их накопилось порядком.
Записывал где придется, в зависимости от того, когда и где они меня посетят. Когда - на ходу, когда - в трамвае, в троллейбусе или в электричке.
Каракули все лето разбирал.
Друзьям и мне самому показалось, что некоторые из "залетных" мыслей вроде как стоящие.
Как-то в разговоре по случаю сказал: "Подлый не может быть благодарным. Разве что обязанным".
Присутствующий при этом молодой человек заметил: "Вот видите - к старости и афоризмы".
"К старости не афоризмы, - ответил я ему. - К старости - склероз и импотенция.
Афоризмы приходят не к старости, а независимо от возраста - от знания и выражения сущности".
Друзья советовали издать сборник афоризмов.
Подумалось, что, возможно, будет разумнее распределить их по разделам с целью выявления и выражения сущности наиболее значимых проблем человеческого бытия. Если они, разумеется, будут этому соответствовать.
Проблемы жизни, смерти и бессмертия представляются не только наиболее важными из них, но и чрезвычайно актуальными.
Социализм, как никакая другая общественно-экономическая формация до него, раскрыл перед Человеком необыкновенную ценность и многогранность жизни, развивающейся на нравственной основе Добра и Справедливости.
Впервые за многовековую историю социализм не декларативно, а по существу, по продиктованной его сущностью необходимости провозгласил Человека, его всестороннее и гармоничное развитие основной целью общественного развития.
Одновременно, открыв Космическую эру в истории развития человечества, социализм поставил в качестве необходимой и актуальной проблемы - проблему обеспечения практического бессмертия человека, поскольку при современной продолжительности его жизни говорить о межпланетных пилотируемых полетах вряд ли представляется возможным.
Весьма примечательным является и то обстоятельство, что наряду с открытием Космической эры именно Россия впервые открывает в лице своих наиболее выдающихся мыслителей 19 в. - Н.Ф. Федорова и Вл. Соловьева эру философского осмысления проблемы человеческого Бессмертия.
И это в то время, как "властители дум" Запада, наиболее видные его мыслители - А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдеггер и другие - кто в предчувствии, кто в реальном видении беспредельной злобности, безграничной агрессивности сходящего с исторической арены капиталистического строя в один голос говорят о бессмысленности жизни и несказанной ценности для человека и человечества смерти.
Одним из основных противоречий социального мира, выступающим в роли источника и движущей силы его развития задолго до возникновения классов и классовой борьбы является противоречие Нравственности и Подлости.
И если нравственность - материнское лоно человечности, обитель добра и справедливости, то подлость - наиболее злостная, наиболее опасная для него болезнь.
Болеет человек. Болеет и человеческое общество.
В отличие от обычной, медициной фиксируемой болезни, когда человек, как правило, лишь тогда болеет, когда у него что-то болит, в случае социальной болезни, к примеру, подлости, человек тогда душой болеет, когда у него душа не болит.
Она у него лишь тогда болит, когда он не подлит.
Потому-то подлец и лечиться не желает. В своей подлости находит он для себя несказанные радости.
А поскольку подлец лечиться не желает, подлость как таковая - болезнь неизлечимая и для человечества - смертельно опасная.
Господствующая в современном мире частная собственность - социально-экономическая основа мира Подлости. Поэтому человеческий мир после распада СССР и социалистического лагеря, основанного на общественной собственности как социально экономической основе мира Нравственности, оказался в засасывающей его трясине подлости.
Коль скоро нравственность - материнское лоно человечности, а подлость взяла верх над нравственностью - над человечеством нависла реальная угроза его уничтожения.
Человеческая история и в былые времена имела дело с многовековым господством подлости в условиях частной собственности. Но мир Подлости был еще в своей "младости".
В этом возрасте злобность еще не доходит до озверелости. Как остроумно и в то же время глубоко заметил патриарх русской философии Н.Ф. Федоров - плотоядные также рождаются млекопитающимися.
К тому же, далекая от своего существенного исторического "укорота", подлость в ту пору не обладала еще той сплоченностью и агрессивностью, а главное - той разрушительной мощью, которую она обрела сейчас.
Устремленные на поиск гипотетической жизни во Вселенной, мы можем навсегда потерять ее на Земле.
Такова зловещая реальность нашего времени. Отсюда - необходимость ее осмысления и выбора единственно возможной, крайне необходимой для сохранения жизни на Земле и во Вселенной нравственной линии поведения.
Все в этом мире ходит в паре. Благодаря паре существует, развивается и через пару множится, бессмертие, вечность и бесконечность Мироздания создает.
Пара, помноженная на бесконечность - такова всеобщая формула Мироздания.
Предельная пара всего живого - Жизнь и Смерть.
Путешествовать я люблю с незапамятных времен.
Из неведомых краев явившись на этот Свет, я к тридцати годам уже и на том свете умудрился побывать.
В 29 лет после событий на острове Даманском (1969 г.) в звании лейтенанта был призван на два года на действительную службу в Армию.
Во время огневых учений на одном из полигонов в Читинской области артдивизиону поставили задачу - заглубить гаубицы в скальном грунте.
Солдаты "кайлят". Кадровые офицеры за ними со стороны присматривают. Нам же, "двухгодичникам", после вузов в армию призванным, вроде как интеллигентам, со стороны смотреть, как другие работают как-то неприлично.
Врубаемся в скальный грунт вместе с рядовыми.
За день до завершения задания вижу во сне: чернополосый бурундук из могилы отца вылез, на меня пристально смотрит.
В ужасе просыпаюсь.
Но ведь я материалист. Коммунист. Атеист. Во сны верить не пристало.
С трудом себя успокаиваю. Засыпаю.
К полудню задание выполнили. Гаубицы на нужную глубину "утопили".
Пыльные, потные, уставшие - решили в рядом протекающей большой забайкальской реке - Ононе искупаться.
День солнечный, жаркий. Середина августа.
На другой берег сплавали, черемухи наелись. Вернулись.
Лениво лежим на берегу. На солнце пригрелись.
Подходит один из наших "двухгодичников" - лейтенант Рощенко.
Без преувеличения - великан. За два метра ростом, на голову меня выше, раза в полтора в плечах шире. И руки как весла: каждая - две моих и еще третья в придачу. Из тех атлантов, что балконы подпирают. Впечатление - словно вместо него под балкон бревно поставили, а его на два года в армию призвали.
Со всеми - не успел. Просит своих друзей на тот берег вместе с ним сплавать. Те - наотрез.
Рощенко - ко мне: "Ведь ты не откажешь?"
Отчего в добром деле не помочь? "Поплыли", - говорю.
А река в том месте - широченная! Метров за триста. Большей частью, верно, не очень глубокая и сравнительно тихая. Лишь на другом обрывистом берегу картина совершенно противоположная.
За половину переплыли, смотрю - напарник крепко подустал. Своими лапищами воду давит, едва плывет.
Немного подождал. А когда до берега метров тридцать самого опасного, стремительного течения осталось - к нему подплыл. А он вроде как того и ждал - на меня взгромоздился.
Из последних сил, уже под водой, почти в бессознании - руками по дну скребу. До берега, "оседланный" напарником, едва дотягиваю.
И первое, что вижу - передо мной, будто с ночи ждал, вестник Смерти - могильный бурундук с черными полосами.
Мороз по коже.
Но ведь самое страшное позади?
Малость отошел. И посланник с того света, напомнив о себе, исчез, словно растворился.
А с противоположного берега - дивизионные учения окончились - нас зовут.
Рощенко: "Поплыли!"
Спрашиваю его: "Давно плавать научился?"
Но возвращаться надо. Мост ради нас наводить не станут.
"Держись, - говорю ему, - одной рукой за мое плечо, а другим своим веслом что есть сил греби. Только назад не оглядывайся".
И не о Персее с Евридикой речь. Не до них было.
Оглянется - увидит, что при этаком бешеном течении при всех наших усилиях мы все еще с берегом рядом - испугается и сам навсегда в царстве Аида останется.
Вошли в воду. Я плыву - курс держу, он своим веслом мощно подгребает.
В стремнину вышли - понесло!
Вдруг чувствую: оба его весла - на моем правом плече. Невольно накренился. Он, испугавшись, переложил их на левое. А затем, всем телом на меня навалился и что было сил: "Тонем!" - закричал.
Стало быть, все-таки оглянулся, берег рядом с собой увидел, насмерть перепугался и судорожно за меня схватился.
Под его слоновьей тяжестью я - под воду. Он - за мной.
Под водой, не выпуская меня, руки немного разжимает. Я - наверх. Он - за мной. Вновь наваливается на меня и кричит о помощи.
Под его тяжестью - я вновь под воду, заглатывая ее вместе с воздухом. И все повторяется снова и снова.
Не знаю, как долго этот кошмар продолжался, но в очередной раз, когда он разжал руки, чтобы вместе со мной всплыть наверх, я, напротив, опустился глубже и, вырвавшись таким образом из кольца его рук, всплыл в метре от него.
В его огромных глазах - невообразимый ужас.
Говорят, тонущего надо хватать за волосы. А он - наголо бритый. Да и голова огромная, рукой не схватишь. А приблизишься, схватишь - второй раз от верной смерти не уйдешь.
Но, видя этот ужас в его глазах, подумать не успел - под него подплыл.
Что на меня нашло? Что побудило? То ли в подсознании - товарища погибать оставил и чем всю жизнь подлецом жить... Может быть что другое.
Не знаю.
Да и не в логике здесь дело.
Должно быть, человек тогда есть то, что он есть, когда он в экстремальной ситуации не думает о том, что он делает. Тогда не только и не столько голова - все нутро его говорит, сущность свою выказывает.
Когда учения закончились и мы возвратились на место нашей постоянной дислокации, командир дивизии спросил у меня, смог бы я вновь пойти на верную смерть и повторить подобное?
Право же, странный вопрос. Хорош бы я был, ответив ему: "Какой разговор? Конечно бы смог!"
Такие вещи нужно доказывать не словами, а в каждом конкретном случае - делами. Человек меняется. И не исключено, что в следующий раз в нем шкурность заговорит, все человеческое в нем заглушит.
Одним словом, тогда подплыл. И весь этот кошмар заглатывания вместе с воздухом воды, судорожной и инстинктивной борьбы за жизнь то над, то под водой продолжался до тех пор, пока я сознание не потерял и окончательно под воду не ушел.
Сколько времени прошло - не знаю. На "том свете" безвременье. Все одно - что вечность, что мгновенье.
Но чувствую - из Небытия словно через порог темноты перешел - жизнь ощутил, в сознание пришел, на Свет вышел.
Первое ощущение - мертвая хватка рук Рощенко на поясе и вода перед глазами: темная, почти черная внизу, чуть светлее - выше и совсем светлая, солнцем залитая наверху. И мысль - четкая, ясная, пережитым дистиллированная: "Это последнее, что я в жизни вижу".
На эмоции, страдания, переживания сил, понятно - никаких.
Последнюю запись на ленте сознания пробил и в обратный путь, вновь перешагнув через порог темноты, в Небытие отошел.
И нет меня.
Вдруг чувствую - словно торпеда с огромной скоростью лечу и, страшный крик из себя исторгая, по пояс из воды вылетаю.
Голова, должно быть от кислородного голодания, словно железным обручем сдавлена.
На спину падаю и ни руками, ни ногами не шевеля (этому прежде научился), по течению плыву.
С противоположного берега, когда назад поплыли, за нами в бинокли смотрели. Тонуть начали, подумали - дурят. А когда оба под воду ушли, поняли - тонут.
Один офицер, да и то не сразу, секундомером засек - около пяти минут под водой пробыл.
Лишь над водой всплыл, солдат из моего взвода спасать меня бросился.
Только приблизился, говорю ему: "Оставь меня. Спасай лейтенанта Рощенко".
Но вслед за ним подплывает командир гарнизона и приказывает рядовому: "Назад! Тот утонул. Хоть этого вытащим".
Подхватили меня под руки - и к берегу.
Оказавшись на берегу, я штопором вонзился в песчаный обрыв - головная боль была нестерпимая!
Вижу, до Рощенко командирам дела нет.
Бросился в реку его спасать. Но по приказу замполита полка солдаты мне путь преградили.
Чуть позади слышу голос полковника, командира полка: "С меня звездочку снимут - человек пропал!"