Аннотация: Об изучении и интерпретации вооруженных конфликтов в истории человечества.
История - печальная наука
(заметка непрофессионала)
Наверное, понятно, в чём заключается эта печаль: в истории человечестваќ - почти беспрерывные конфликты и войны. История своей страны и история человечества изучается для понимания движущих сил развития человечества, причин происходивших перемен, особенностей развития в разных регионах и др. В тоже время войны и международные конфликты при изучении истории любой страны, чаще всего, используются для воспитания так называемого "патриотизма", который понимается, в том числе, как прославление своего народа и (видимо, чаще) - государства. Разумеется, я имею в виду так называемую политическую историю, которую главным образом и преподают в учебных заведениях.
С моей точки зрения, при изучении истории и её уроков нельзя обойтись без учёта интуитивного поведения, которое человек унаследовал от животных предков. По
К. Лоренцу ("Агрессия, или так называемое зло") большая агрессивность человека по отношению к другим людям не ограничена теми природными барьерами, которые характерны для животных, имеющих от природы опасное оружие (яд, рога, клыки и т.п.). Эти инстинктивные барьеры не позволяют животным использовать подобное оружие для смертельной схватки с особями своего вида. В связи с этим внутривидовая борьба (конфликты) среди людей очень опасны. Это и подтверждает изучение истории человечества. Что касается таких нашествий как гунны или татаро-монголы, то их можно объяснять, привлекая в том числе данные популяционной биологии (примеры: "нашествия" саранчи, мышевидных грызунов и пр.).
Поэтому при изучении истории мне кажется полезным рассматривать войны не только в рамках национальной или всемирной истории, а как самостоятельный раздел; при этом
- не романтизировать войны и конфликты, ведущие к многочисленным жертвам (убийствам);
- не романтизировать воинственных вождей и полководцев;
- изучающим историю желательно относится с подозрительностью и опаской ко всем современным, даже якобы обоснованным, угрозам военной силой, а иронически - к политикам, оправдывающим деятельность такого рода.
Разумеется, надо отдавать должное мужеству, упорству и другим качествам людей, защищающих свою страну. Однако мало обоснованная агрессия, особенно происходившая в так называемые "цивилизованные" века, не заслуживает снисхождения.
Вряд ли что-то сильно поможет избавить человека от излишней агрессивности к себе подобным. Однако она может быть ослаблена (см. ту же книгу К. Лоренца). Может помочь, в частности, развитие культуры, понимаемую как система ограничений в разных сферах человеческой деятельности, в том числе -ќ поиск смыслов существования человека.
Вот это-то - история и философия культуры, ќдолжна, по-моему, включаться в программы учебных заведений наряду с политической историей.