Аннотация: A мы говорим - Макиавелли, Макиавелли!-
Часть вторая
26 Глава
Платон в философском диалоге ( не помню с кем) пропагандирует справедли-вость государства. Что есть государство? Из Google -
"Госуда́рство - политическая форма устройства общества на определённой территории, суверенная форма публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны."
Потом найду цитату, где; либо он, либо Аристотель утверждают, что государство делает человека счастливым. Или должно делать счастливым. Проходят столетия и Маккиавелли пишет книгу " Государь" где призывает лидеров государства подавлять своих граждан
( противников власти) Проходят еще столетия и государство объявляется
" аппаратом подавления" эта фраза приписывается Марксу. Вообще все сильные в философском смысле фразы и политические формулы приписывались в советское время: либо Марксу, либо Ленину, либо Сталину. Даже авторство библейских фраз, уже написанных столетия назад, так же приписывались большевикам.
Так что вы видите, что мы с Платоном живем в разные времена и по разному смотрим; не только на человеческую организацию: "государство" но и на окружающую нас жизнь в частности. Но все по порядку -
Откровенно говоря надо бы уже давно закончить мою писанину. Все уже и так ясно.
Планета Земля - есть космическая научная лаборатория в космической тюрьме.
Автор этого открытия - Я: Федор.
И все мои записки просто доказывают эту идею. С другой стороны, так и Шекспир должен был сказать " Зачем писать целую пьесу и потом разыгрывать ее в театре в течении пяти дней, когда можно было ограничится одной фразой, которая все скажет об истории Отелло - " Она его за муки полюбила, а он ее за сострадание к ним" И хватит. Все ясно. А кто такой Яго? Это тот человек который всем говорит " А пошли бы все на хер" и все ясно с Яго. О чем
" Гамлет"? - Если коротко, а как сказал Чехов " краткость сестра таланта" то смысл пьесы "Гамлет" в одной фразе -
" Быть или не быть?" - Спра-шивает сам себя Принц Датский, принимает решение - быть! И после этого убивает всех своих врагов. Все!
Но если я много пишу и делаю из одной фразы ( кото-рой достаточно чтобы рассказать обо всем) целую книгу, то это только для того, чтобы погрузить читателя в свой мир; отличный от мира Аристотеля. Очень часто рассказчик знакомит людей ; слушателей, читателей, или зрителей: - с обстоятельства-ми предшествующими тому или иному действию. В пример можно привести из романа Достоевского " Бесы" Шатов дает пощечину Ставрогину. Если кто не читал " Бесы" или забыл, не буду напоминать кто такие; Шатов и Ставрогин. Так вот - Шатов подходит к Ставрогину и бьет его по лицу чуть ли не кулаком. Достоевский написал эту фразу, потом останавливается и на целых две страницы описывает предшествующие обстоя-тельства этому удару - А они такие. Своими словами конечно -
" Ставрогин относился к тому разряду людей, которые не прощают обиду и вызывают обидчика немедленно на дуэль. Николай Всеволодович был прекрасным дуэлянтом: владел многими видами оружия в совершенстве: шпага, пистолет, нож, кулаки, дубины и булыжники ( руко-пашный бой) Дальше. - Николай Ставрогин был безмерно смелым и решительным человеком. Ходил на медведя с одним ножом и тд"
После двух страниц Достоевский возвращается к пощечине и заканчивает эпизод -
"И вот этот человек пропустил молча пощечину и не сказав не слова вышел из комнаты"
Потом, дальше Достоевский разъясняет почему Ставрогин не отреагировал на пощечину Шатова. Ставрогин в свое время совершил огромную подлость и именно за эту подлость Шатов ударил его. И поскольку Николай и Иван Шатом были лучшими друзьями, Ставрогин простил пощечину Шатову.
Федор Михайлович был непревзойденным мастером описывать обстоятельства. Еще можно это назвать
" мотивировка поступка"
Теперь понятно, почему я так долго и нудно пишу свои записки? Если я объявляю о своем очередным открытии в области духа, я тут же пишу мотивировку моим потугам разбирать алгеброй гармонию. В прошлой главе, да и в позапрошлой, я разбирал философствования о духе и теле древних, греческих философов. Но ведь все они правильно мыслили. Правильно делали выводы и открывали законы взаимодействия тела и духа. Но заковырка в том, что мы играем в футбол, напрочь забывая о том, что мы бегаем и бьем по мечу не летом, а зимой, и не по земле перемещаемся, а по льду. Мы забываем, вернее древние философы забывали, вернее они не забывали, а просто не знали, что все их рассуждения о свободе духа и тела происходили в космической тюрьме. Рассуждения о свободе и о счастье. Древние философы очень много говорили о счастье. И как не странно счастье они связывали с государством. По-моему Платон написал книгу
" Государство" Видимо эта цитата из этой книги. Из Google -
" Если государство делает все возможное ради счастья своих граждан, то оно автоматически становится самым ценным"
Мне вспомнился один счастливый человек живущий в наше время -
" Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся.
Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот
пятьдесят три.
Один день Ивана Денисовича. Солженицын.
Но вернусь к древним философам. Демократия по гречески ( как мы знаем) - это " наро-довластие" Видимо в те времена, когда была придумана эта формула, в Греции была настоящая демократия. Уже во времена раннего воз-рождения, слово
" демократия" всем насточертела. И в первую очередь насто-чертела Макиавелли.
Кстати " информация к размышлению" Леонардо Да Винчи и Макиавелли были друзьями. Леонардо не стал бы дружить с откровенной сволочью. Я так понимаю, что Никкола ясно увидел тлетворное влияние на Флоренцию так называемой демокра-тии и написал трактат " Государь" где призывал властителей государства к диктаторскому правлению. Очень просто; идея правления власти для правителей ( приход к власти и удержания власти) " Для достижения этой цели, все средства хороши"
Вся деятельность Макиавелли была на-правлена, на создание сильной Флоренции и отстаивания ее неза-висимости. Шекспир знал о существовании Макиавелли, читал его " Госудыря" и относился к нему с уважением. В Ричарде третьем, в начальном монологе ( который я читаю в компаниях по пьянке) есть такие строки. Не нашел в интернете, напишу по памяти -
" Что ж, я могу с улыбкой убивать.
Кричать " я рад" когда на сердце скорбь. И принимать любое выраженье.
Людей сгублю я больше чем сирена, и больше их убью чем Василиск.
Я буду речь держать, как мудрый Нестор, обманывать хитрее чем Улис, и как Синон возьму вторую Трою.
Игорой цветов сравнюсь с хамелеоном, быстрей Протея облики сменяя.
В коварстве превзойду Макиавелли!
Уже ли так венца не получу? Будь вдвое дальше он, его схвачу!"
27 глава
Макиавелли! Это целая эпоха. Новое мышление, новые идеи, новая жизнь. " Для достижения своей цели, все средства хороши" Об этом
" Гамлет" Покажу Начало монолога Гамлета, где он нашел мотивировку своей месте и в необходимости убийства своих врагов. Как я уже сказал прежде; не
" Быть или не быть" главный и центральный монолог трагедии, а вот этот. Читайте начало монолога -
Вот я один!
" Вот я один
О, что за дрянь я, что за жалкий раб!
Не стыдно ли, что этот вот актер
В воображенье, в вымышленной страсти
Так поднял дух свой до своей мечты,
Что от его работы стал весь бледен;
Увлажнен взор, отчаянье в лице,
Надломлен голос, и
Весь облик вторит
Его мечте. И все из-за чего? Из-за Гекубы! Что ему Гекуба,
Что он Гекубе, чтоб о ней рыдать?"
А он рыдает.
Так где же больше лицемерия: в утверждении греков, что государство делает человека счастливым, или в прожженном цинике Макиавелли, утверждающим, что государство делает из свободных граждан социальных роботов?
Наткнулся опять на информацию в Google
" Вся философия началась с древних греков, практически с
Третьего или четвертного века до нашей эры "
Вот как-будто вчера. Но мы должны в любом случае низко кланяться Дарвину и думать, и быть уверенным в том что человеческое развитие началось миллионы лет до нашей и любой эры.
" философия - это ядро удивления" философия не отвечает на вопросы а ставит их. Но моя задача отвечать на вопросы. Хватит их просто ставить. Так что есть счастье? Мы так и не ответили на этот вопрос. И мне не надо ставить вопрос, мне надо на него отвечать.
Счастья состоит из маленьких радостей.
Мы не знаем, а припоминаем. И припоминает наш дух.
" Философия есть стремление к умиранию"
Фраза Платона. Философия - есть способ умирания. Эти слова просто бальзам на мою сущность. Платон верил в бессмертие духа. Правда он называл дух душой. Но ведь я не Платон и для меня бессмертен дух а не душа. Но ведь в конце концов
" слова, слова, слова" Четыре причины появления предмета. Конкретного предмета. Допустим кружка пива ( сейчас Рождество) первая причина - кружка материальна
( ее можно потрогать. И даже выпить пива) вторая причина - как? - форма. Третья причина движение. И четвертая причина, мотивировка существования предмета - цель. Повторим - кружка пива: материя ( сосуд куда налили пиво) как форма - пива налито достаточно, движение - беру кружку рукой и подношу ее к своим губам и последняя причина - цель. На последний вопрос вы можете легко ответить сами. С какой целью пить кружку пива? С целью получить одну из маленьких радостей.
Я долгое время не мог понять фразу Тютчева:
"Мысль изреченная есть ложь" Почему?
И ответ я получил у Платона. Тютчев наверняка читал Платона, гениального греческого философа.
Конечно из моего слушания о размышлениях Платона.
Прозвучал такой воп-рос:
"Как мы можем обрести истинное знание о предмете?" Как только мы его обретаем, то истинное понятие становится ложным, потому что предмет уже изменился ко времени нашего обозначения формы и содержания этого предмета. Выходит строчка из стихотворения Тютчева: " Мысль изреченная есть ложь" не поэтическая строчка, а философская.Филосовская мысль в поэтической форме. Это то, чем занимался Пушкин в своем творчестве: Что есть творчество Александра Сергеевича? - Гениальная мысль, в гениальной поэтической форме.
Начинал я эти главы с обсуждения на тему государства. На мой взгляд на сегодняшний день государство превратилось в аппарат уничтожения. Макиавелли покажется детским лепетом, по сравнению современных идеологов в государстве. Перевернутая философия. Господствующий класс научился переделы-вать психику народа. До такого не додумался даже Макки-авелли. Народ сам себе могильщик. Народ знает как себя вести, как отвечать на вопросы, задавать вопросы, как жить в обществе. Диктаторам не надо приказывать народу, народ сам себе научился приказывать. И приказы отдает народ, направленные против счастливой жизни этого народа. Мне кажется / давно читал 1984 Джорджа Оруэла/ там все это описано. И мне бы хотелось закончить эти главы последними словами из этого романа -
" Голос диктора все еще говорил о пленных, трофеях и убитых солдатах противника, но шум на улице понемногу спадал. Вернулись к своей работе официанты. Один из них подошел с бутылкой к столику Уинстона. Но тот сидел в счастливом оцепенении и даже не обратил внимания на наполнявшего его стакан официанта. Мысленно Уинстон уже никуда не бежал и не кричал с толпой. Он снова оказался в Министерстве Любви. Все прощено, душа его бела как снег. Он стоит у скамьи подсудимых, во всем признается и всех выдает. Он идет по широкому белому коридору, и ему чудится, что его освещают лучи солнца, а сзади шагает вооруженный охранник. И долгожданная пуля впивается в его мозг..."
И совсе финал. У него и у меня. -
"Но теперь все хорошох, все хорошо - борьба окончена. Он победил себя!.."
Они победили сами себя! А вы говорите - "Маккиавелли, Маккиавелли!.."