Феано : другие произведения.

Экклесиаст

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ритмичное переложение библейского текста Соломона

  
  
ЭККЛЕСИАСТ

Автор плэйкаста: МгновениЯ
Создан: 20 июля 2007 19:45
  
  
  
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  
   Великое произведение религиозно-этического плана, книга для развития души и самопознания, учебник для руководства активно-мыслящему уму на каждый день, как и притчи Соломона - Экклесиаст - блистает загадочным светом мудрости человеческой. Интерес читателей, исследователей и философов к тексту трактата Экклесиаст поистине велик. Осмыслению книги посвящены тома философских и духовных трудов в течение всех последующих веков со времени её появления. Уже во II веке до н.э. Книга Экклесиаста была признана священным писанием представителями разных религиозных течений. В конце I века до н.э. на богословском соборе в Явле фарисеи внесли Книгу Экклесиаста в канон Библии. Апостол Павел хорошо знал эту книгу, в его время считалось благочестивым делом переписывать её и изучать. Значение этого произведения, датируемого различными экспертами по-разному, от VI до III века до н.э., неоценимо, можно утверждать, что книга эта - бесценное сокровище культурного наследия Человечества. Греческий термин Экклесиаст является, как утверждают исследователи, переводом оригинального еврейского названия книги Кохéлет, означающего 'Проповедующий в (народном) собрании'. 'Проповедник' обозначает себя также как: 'сын Давида, царь в Иерусалиме', тот, кто 'над Иерусалимом'. Полуанонимность автора 'вполне соответствовала традиционным восточным представлениям о мудрецах и их премудрости: помимо морального или житейского поучения, премудрость должна содержать и элемент загадки, побуждающей читателя к размышлениям. Многие метафорические, двусмысленные и неясные высказывания текста позволяют переписчикам, переводчикам и исследователям вносить искажения, точнее сказать, дополнения в канонический текст, соответствующие уровню индивидуального сознания. Сыном царя Давида был Соломон, отсюда возникло традиционное отождествление автора данного произведения с царём Соломоном. Однако утверждать точность такого предположения не стоит. Обозначение 'сын Давида' применялось обычно по отношению к каждому потомку Давида. Поскольку Соломон был царём большого Израильского царства, то титулы, встречающиеся в тексте, 'царь в Иерусалиме', тот, кто 'над Иерусалимом', указывают скорее на правителя Иудеи в тот период, когда она представляла собой маленькую территорию с центром в Иерусалиме. Но любые догадки остаются туманными версиями, тогда как истинная ценность произведения несомненна для любых времён. Литература по исследованию книги Экклесиаста внушительна и большинство исследователей воспринимают текст Книги как произведения 'скептического', 'пессимистического' и даже 'нигилистического'. Э. Г. Юнц, переводчик книги Экклесиаста, пишет так: '...Циклические процессы в природе, устойчивая размеренность законов мироздания, в которой греческие философы усматривали высшую гармонию, для Экклесиаста - лишь бессмысленное, бесцельное вращение по кругу, безысходный тупик. Ничтожность и суетность человеческого бытия он подчеркивает, настойчиво повторяя энергичное и короткое слово 'хевель', 'бессмыслица, нелепость, вздор, чепуха'. Скептицизм его распространяется на все сферы человеческой деятельности'. М. Г.Селезнев во вступительной статье к переводу рассматриваемой библейской книги замечает: 'Всеохватывающий пессимизм Экклезиаста, как кажется, вступает в конфликт уже не только с философией книги Притч, но и вообще с тем религиозным видением мира, которое составляет суть Ветхого Завета'. Действительно, в глазах Экклесиаста всякая деятельность и добродетельный образ жизни теряют смысл и цену при условии, если: Участь сынам человека и участь скоту - одна (и та же) им участь: как тому умирать, так и этим; един дух у всех, и нет преимущества (в этом) у человека перед скотом. Ибо всё - тщета: всё уходит в место одно, всё - из праха, и всё возвратится в прах. Всë, как всем: одна участь праведному и нечестивому, благому и чистому - и нечистому, и приносящему жертвы, и не приносящему жертвы, как благому, так и грешному, (как) клянущемуся всуе, (так) и боящемуся (давать) клятву. Это зло - во всем, что делается под солнцем, ибо участь одна для всех. В рамках данной концепции подземная обитель почивших, Шеóл, мыслится в самых мрачных тонах: Нет ни дела, ни замысла, ни знанья, ни мудрости в Шеоле, куда ты уходишь. ...мёртвые ничего не знают. Но даже в контексте этих действительно пессимистических размышлений, периодически выражаемых в книге Экклесиаста в той или иной форме, проблескивает луч надежды: Кто знает, что дух (рýах) человека возносится ввысь, а дух скота - тот нисходит вниз, в землю? Но у всех живущих есть надежда... А вот исследователь Тантлевский И.Р. в статье 'Оптимизм Экклесиаста' делает следующий вывод: 'Таким образом, Экклесиасту, помимо идеи о нисхождении всех духов в Шеол, ведома и концепция восхождения духа (праведного и мудрого человека; см. ниже) на небеса, к Творцу. В течение жизни Экклесиаст в своих размышлениях склоняется то к одной, то к другой концепции; в зависимости от этого меняется и тон его книги, его умонастроения и выводы о том, чему же следует человеку посвятить свою жизнь, какой образ жизни вести, что делать. И в конце сочинения, после невероятного по своей экспрессии и образности описания приближения кончины человека и его ухода 'в свой вечный дом' (эл бет оламó), автор заключает свои записи, подводя итог размышлениям своей жизни, таким утверждением: И возвратиться прах в землю, которою он был, а дух (ха-ру/ах) возвратиться к Богу, Который его дал'. Мне видится, что дух книги выражен достаточно ясно и ясность его в жизнеутверждающем божественном проявлении, в безусловной вере в Творца, присутствующего искрами духа в творчестве, в делах и мыслях человеческих. ПРЕДИСЛОВИЕ Он мне сказал: - Пиши не то, что я писал, А то, что я желал для пользы объяснить. Всё в этих притчах - об уменье мудро жить! Всё в мире этом - отражение зеркал! Меж нами много лет, три тысячи... почти. Но современникам, порою, невдомёк, Что в мудрых притчах вневремения намёк, Вне лет земных одновременны мы, учти! Всё то, что я тебе доверил, это ты Себе доверила от слова одного. В тебя вневремение, как солнышко вошло, Невероятной, сверхмгновенной красоты... Несовременной... мудрость жизни не бывает! Недолговечны только выгода да слава, Богатства, власть и положения устава, А долговечное вовек не убывает... Скажи словами современными одно, Переведя мои слова на новый лад, Но сохраняя зрелой мудрости уклад. Знай, соломоново кольцо тебе дано. Дала мне матушка его, а я тебе... Дороже золота, ценнее украшений, Прекрасней доблестных деяний и свершений, Оно сияет днём и ночью при луне... Оно - единые начало и конец, Бриллиант волшебный на искуснейшей руке, Цветок религий о любви, что есть в тебе, Оно - биение трепещущих сердец. Во благо жизни мудрость в притчах расцветает, Поёт напевно, словно мать, дитя качая, Не для забавы, а для счастья поучая, Она, красавица, прельщая, увлекает... В то неразгаданное царство красоты, Где каждый миг вскипает мысль от одного Неизреченного, что Богом рождено, Во благо жизни и свечения любви. ЭККЛЕСИАСТ Глава 1 Всё суета сует, из века в век сует... Что пользы делателю от его трудов? Куда влечёт его под солнцем ход веков... А род уходит и приходит, словно свет! И лишь земля стоит в веках неколебимо... Восходит солнце и заходит, поспешая, Чтоб вновь взойти, лучами землю украшая, И возвратится вечер властью исполина... Вот так и ветер: всё кружит, кружа, кружит, И на лету крылами тучки гонит в стаи. И также к морю реки мчат, не уставая: Не переполнится оно, не закипит! Всё - маята, и рассказать уста не смеют: Глаза глядят, но не пресытятся виденьем, И уши тоже околдованы движеньем. Что было - будет вновь, что сеяли, то сеют... Нет ничего под солнцем нового вовек. Бывало, скажут как о новом: 'Ощути!' А уж оно бывало раньше на пути! Но позабыл в веках об этом человек... Я - проповедующий царь Иерусалима, Возвысил сердце, чтобы Мудрость изучать, Её свершения и дел Её печать. Её значение понять необходимо. Я изучил под солнцем мира все дела: Всё ловля ветра и тщета снует повсюду. Нельзя расправить кривизну, как горб верблюду. Нельзя исчислить, что вне меры - нет числа! Себе промолвил так: - Я мудрость приумножил, И много знания на сердце мне легло. Предам я время знанью мудрости его, И... знанью глупости, безумья... - подытожил. Увидел я, что то и это - всё томленье. От многой мудрости бывает скорби много. Но умножающий свой ум от Слова-Бога Поймёт великое, земное назначенье! Глава 2 Воскликнул я в душе: 'Веселье испытаю!' Себя в беспечность окунув, его узнал. Весь смех - безумен, а веселие, как шквал. Вино, гулянки - всё тщета, обитель злая... Хоть сердце мудрым оставалось, взял я глупость, Да испытал, что лучше делать человеку Под небесами, что назначены от веку. Коротки дни, в которых скудость мысли, скупость... Дела великие в своей стране свершал: Дома я строил, и дороги, и мосты. Плодоносящие угодья, и сады, И виноградники янтарные сажал. И водоёмы для красы и орошенья Я обустраивал, да храмы возводил, В тенистых рощицах шатры свои разбил Для угощения друзей и для общенья. Рабов, наложниц приобрёл, овец, волов, Да вдвое больше, чем все прежние цари, Сребра и золота, певцов, певиц зари, И танцовщиц и разудалых плясунов. Я стал велик и даже более всех тех, Что до меня в Иерусалиме управляли, Богаче тех, что изумрудами пленяли. А мудрость в сердце вопрошала: 'Вот успех?' Что ни просили очи, все я им давал! Да не удерживал от радости себя. И ликовало сердце, жизни труд любя, Ведь всё, что я имел, трудом и создавал. Затем взглянул на все труды... Опять тщета!? И ловля ветра... Что ж под солнцем пользы в том? Но оглянулся и на мудрость я потом... Да на безумие, вся глупость - су-е-та! Что может тот, кто верно следует царю? Лишь то, что делали и раньше на земле. Но я увидел пользу мудрости во мгле, Она уму и сердцу дарит свет, зарю. Глаза у мудрого, а глупый слеп средь дня. Звучанье мудрому, а глупому всё шум. Но участь всем одна? - вот мысль из моря дум, - Раз участь глупого настигнет и меня... Зачем же был я столь премудрым - вот вопрос! И я воскликнул: - Суете - печаль конца! Не вспомнят люди ни глупца, ни мудреца, Коль в дни грядущие забвенья рок пророс... Как? Умирать глупцу и умному равно? И вот скажу: - Возненавидел люто жизнь, Поскольку злом мне показалась эта мысль. Вокруг тщета и ловля ветра... в решето... И труд я тоже взненавидел, хоть трудился Под солнцем Истины. Оставлю человеку... Кто знает, мудрый или глупый он от веку... Возьмёт себе мой труд? Но кто... обогатится? А следом мысль ещё одна: опять тщета! И обратился я к отчаянию, что в сердце: За что же труд мой, где звучит младое скерцо, Уйдёт к тому, кто не трудился? - Су-е-та! Большое зло, что он достанется ему... А что же мне за мудрый труд да за томленье, Горенье сердца и успешное творенье? Все дни - печаль, заботы - скорби... По-че-му? И даже ночью сердцу нет нигде покоя, И это тоже всё тщета, зачем она? Нет человеку блага, кроме пить до дна, Чтоб от трудов являлись радость и благое! Однако понял вскоре, это всё от Бога. Ведь и до дна испив, без Бога не узнать Ни вкус вина, ни мудрость верную, как мать. А Он даёт лишь тем, кто нынче у порога... Кто мил Ему, а тем, кто ныне согрешает, Дает заботу Он: копить да собирать! Чтоб тем, кто благ для Бога, блага отдавать. И это... ловля ветра, а тщета... ветшает... Глава 3 Всему свой час! Дан срок всему под небесами! Родиться - время, проживать и умирать. Для насажденья - время, время - вырывать Те насаждения пред нашими глазами... И убивать есть время, но и исцелять. Есть время строить, разрушать, рыдать, смеяться, Плясать и ползать, и взлетать да изумляться, Швырять камнями, но затем и собирать... И обнимать, да избегать объятий - время, Искать есть время, и давать сему теряться, Хранить и тратить, рвать, сшивать, молчать, ругаться, Любить есть время, ненавидеть злое семя... Войне есть время! Время миру... Что же в том? Что пользы тем, кто устремляется идти! И понял я свою задачу на пути. Бог наказал её решить до входа в Дом... Все сделал Он прекрасным в свой заветный срок! И даже Вечность Он вложил в сердца людей. Но лишь дела, что Бог творит в потоках дней, Непостижимы до конца... Вот, в том урок! Так я узнал, что блага нет для человека, Кроме того, как пить, и есть, и делать благо! В том - Божий дар! И лучше дара мне не надо. Его творения живут на благо века! В мельчайших зёрнышках, в озёрах и лесах Его творения земную жизнь ведут, В оковах времени, движением минут Все прозревают, что же там, на небесах? Так я узнал: что Бог творит - дано навек! Нельзя прибавить иль отнять от божьих дел. Господень страх Господь назначил нам в удел. Что было - есть уже и будет - человек! И всё исчезнувшее Бог легко отыщет. Увидел я: вот суд людей, а в нём измена... Вот участь праведного, здесь же тяжесть плена... И понял я: с обоих Бог однажды взыщет. Для каждой вещи время есть, для всяких дел. Бог создал мир, чтоб просветить умы людей, Ведь не годится жить подобием зверей. Скоту и людям жизнь и смерть, один удел?! Как тем придется умирать, так точно этим? Одно дыхание у всех. Отличье в ком? Что человек построит лучше зверя дом? Тщеты тщета... Из праха в прах... Кому путь светел? Кто знает то, куда уходит дух людей? Возможно, ввысь, а дух скота идет к земле? Нет блага большего, чем радость на челе. Ведь в этом доля человеческих идей! Иначе кто же и поймёт, что после будет?! Иначе, кто его на землю приведёт? Не ради этого ли дух во мне живёт Такой великий, что и время не забудет! Глава 4 Ещё увидел я творимое под солнцем Зло, угнетение... Слезам исхода нет. Живут в мучениях, и меркнет божий свет, Живут без радости с затворенным оконцем... И я прославил мёртвых больше, чем живых, Чей скудный ум земною тяжестью пленён. А кто не жил совсем - счастливее времён, Что на земле прошли в столетиях былых! Они не видели ни зла, и ни тщеты. А я на труд весь поглядел, успех работы Лишь человеческая зависть и заботы, И полны горсти ловли ветра, суеты... Ещё увидел я тщету: есть одинокий, И никого с ним нет, ни сына и ни брата, И нет конца трудам его, как нет заката. Не сыты очи и богатством, пустоокий... 'И для кого тружусь, себя лишая блага?' Вдвоем быть лучше, чем бедняге одному... И плата есть за доброту, и потому, Коль упадет один, в другом кипит отвага. Вдвоём тепло, но одному-то как живётся? И, коли враг напал, то вместе устоят, Да непременно зло, напасти отразят. А втрое скрученная нить не скоро рвётся! И лучше бедный, что умён, чем глупый царь, Такой, что глух совсем для предостереженья. В темнице тот своей, а бедный в дни свершенья Из темноты на трон взойдёт, так было встарь! Я видел всё живое движущимся! Знай, Одно в другое обращается, и место К другим придёт, и пусть не станет сердцу тесно. Конца народу нет... Смотри да выбирай... Ведь не порадуются те, что позже будут, Коль не от Бога занимают место это. Тщета пустая вечно с ними вместо света... О них-то скоро здесь, во времени, забудут. Глава 5 Смотри, ступаешь как, коль в божий Дом идёшь! Ведь лучше слушать, подступив, чем быть с глупцами, Что зло творят, хоть и не видят это сами. Не торопись и языком, коль Бога ждёшь. И, перед Богом встав, со словом не спеши! Он в небесах, а ты пока что... как во сне. И потому, пусть будут речи в глубине, Да очень кратки, как роса ночной тиши... Ибо мечтанья - это множество замков, А речь глупеет, если в ней избыток слов. Но то, что Богу обещал, исполни срочно, И всё обещанное выполни же точно. Ибо не жалуют глупцов, уж лучше ты Не обещай, а коль обещано, исполни! Словами мудрости уста свои наполни. Не говори посланцу неба: 'Всё тщеты'. На звук речей твоих зачем гневиться Богу? И дело рук твоих зачем тебе губить? От всех мечтаний тщетных слов не отвратить. Господний страх тебе опора на дорогу! А коль увидишь угнетение самых бедных Иль извращение суда земного дела, Не удивляйся до великого предела. За каждым кто-нибудь следит, будь среди верных... Однако... польза от земли. Она во всём. Царю любое поле служит. Ну, а кто Копить желает, - не насытится... Так что? А то, что жадному тщета, темно и днём. Добра чем больше, тем и больше едоков. Владельцу прибыль-то какая? Посмотреть, Поел кто много или мало. А владеть - Так и не спать от драгоценных тех оков. Есть злой недуг. Я это видел много раз: Богатство, данное владельцу на беду. Непонимающий окажется в аду. А что наследники? Да короток весь сказ... Владелец вышел из утробы материнской Исконно наг... и так вернется, как пришёл. Не сможет взять с собою то, что приобрёл. И это тоже злой недуг, судьбы бесчинство. Что пользы делателю от его трудов, Коль всё на ветер, а все дни его во мгле, И много скорби и болезней, как в петле? Да много горестей от тяжких кандалов... Но вот увидел я благое, что прекрасно! И есть и пить, и видеть благо во трудах, И сердцем радоваться творчеству в годах, Во дни короткой жизни. Это ли ни ясно? Коль человеку Бог добро даёт, богатства, Возможность пользоваться благами рабу, То нужно брать, благодарить свою судьбу. То божий дар, что бережёт от святотатства. Глава 6 Ещё под солнцем мира зло - тоска, печаль... Вот человек, кому добра Бог дал, богатства, Всё, что душа ни пожелает в лоне царства! Но... не дано ему использовать их... Жаль. Знай, то болезнь и преогромная тщета! Имея всё, несчастен он - вот суета... И если сотню породит он сыновей, И годы многие пребудет, а душа Не насыщается, над благами дыша, Знать, погребенья не нашёл тщете своей. Так лучше падшему дам помощь, чем ему. В тщете пришёл он, во тщету же и уйдёт! И даже имя в этой тьме он погребёт. Мечты о счастье для такого ни к чему. Хотя б и дважды прожил он две тысячи лет, А не познал он благо мысли, свет очей! И жил животному подобно, дым печей, Не видел свет душою... вот причина бед. Однако чем же превзошёл мудрец глупца, И чем же бедный, что лицом к лицу с сей жизнью? Быть может, тем, что называют светлой мыслью, Иль это тоже ловля ветра у крыльца? Всё то, что было, то своё имеет Имя. Но каково оно, известно. Человек Не может с ним сравниться силою вовек... Здесь много слов, но тяготится он такими. Кто знает, что зовётся благом человека В его короткой жизни, в считанные дни? Где обращается он к небу: сохрани, Считая сенью эту жизнь, сей краткий век? Все оттого, что Кто ему потом объявит, Что будет после... и при этом не обманет? Глава 7 Лучше доброе имя, чем добрый елей, Смерти день дня рождения лучше. Чем на пьянку идти, лучше в кручу. Ждёт конец беззаботных людей... И живой это сердцем поймёт. В скорби сердце добреет и зреет. Дом веселья лишь глупых пригреет. Мудрость вдумчивым дарит свой мёд. Лучше мудрых хула, порицанье, Чем от глупого песнь восхищенья. Словно треск на костре для сожженья Смех глупца, таковы и деянья. Лучше бедность, чем с ложью нажива. От излишка и умный глупеет. А подачка разрушить сумеет Ход деяний. Стезя эта лжива. Лучше дела конец, чем начало, А терпение лучше гордыни. Не спеши ты скорбеть по долине, Что в былом, дескать, лучше звучало. Не от мудрости прошлое хвалят. Мудрость - это наследие, благо, Под серебряной сенью отвага. Поднебесные силы и правят. Мудрость знанию жизнь продлевает: Посмотри на деяния Бога! Кто исправит, что сделал Он строго, Кто о божьих деяньях страдает? В день благой будь блажен и расти... В день худой, знай, от Бога он тоже. Тот и этот Он создал... За что же Нам корить здесь кривые пути? Много видел я в тщетные дни. Есть и праведник, гибнущий в правде, Есть бесчестный, да в царственном платье, Долговечный, как вечные пни. Будь не слишком правдивым и мудрым, Ведь зачем же тебе ужасаться? Слишком глупым не стоит казаться, А не то прослывёшь ты беспутным. Коль придержешься ты одного, От другого руки не отринь, Только Бога душой не покинь. Страх Господень - защита всего. Мудрость лучше могучих поможет. Нет и праведника на земле, Что безгрешен, нет света в челе. Слово правды лишь силу умножит. Всё, что сказано, взять не спеши В сердце, чтобы не слышать, как раб Твой клянёт тебя, службе не рад... Ты ж и сам клял кого-то в тиши... Проверял я всё мудростью это... Думал: - Стану я мудрым! - Она Далека от меня - глубина... Кто отыщет далёкое эхо? И старался я сердце узнать, Одолеть многодумную трудность, Чтоб понять, что нечестие - глупость, Ну а глупость... безумьем назвать. Горше смерти я женщин нашёл... Потому, что они - суть ловушки! Руки - сети, слова же - игрушки... Благ для Бога, кто женщин ушёл. Проповедовавший так сказал: - Постигал я все мало помалу Божий замысел, ясно мне стало: Мириады волшебных зеркал... Что ещё-то искала душа? Одного среди тысяч нашёл, Ни одной среди женщин не счёл... Нет такой, что во всем хороша... Человека Бог сделал прямым, Только люди живут в ухищреньях, Как в кривых зеркалах отраженьях... И тщета их уносится в дым. P.S. ' Ни одной среди женщин не счёл...' Соломон! Ну, а жизнь-то твоя? Иль не женщина жизнь, иль ничья, Не её ли искал ты средь жён? Говорят, будто триста их было, И наложниц, как будто, шестьсот... Знал ты женщин, как целый народ, И тебя ни одна не забыла! Не нашёл ты... себя среди них, Что же тут, Соломон, удивляться? Ведь на деле могло оказаться, Что искал ты себя средь чужих! Я скажу тебе... Слышишь ли ты? Одного средь мужей я искала. Не нашла никого, хоть устала Узнавать в суете их тщеты. А средь женщин... Из тысяч - одна. Я нашла её, друг мой сердечный! Руки - сети, а взгляд бесконечный, А на сердце сияет звезда! 'Человека Бог сделал прямым...' Так сказал ты, но сам ты... не прям. Хоть и мудр, Соломон, но упрям! Духом молод, назвался седым... Говоришь: 'Всё постиг, всё видал...' Но в любви ты, мой друг, не сгорел. Хоть сгорал, не достиг тот предел, И безумство его не познал? Но оставил Песнь Песней земле! В ней душа проницает миры, Порождая свеченьем дары, Свет любви разливая во тьме. Божий замысел - раб человек. Божий промысел - сын властелин, Слово Божье - вот тайна глубин. Соломон! Ты его ли изрек... Нет безгрешных, так я согрешу... Хоть в любви и признаюсь тебе, Но люблю я лишь звёзды в судьбе... И тебя, словно брата спрошу... - Соломон! Ты его ли изрёк? Разве Слово способно отдать То, что сердцем дано испытать Человеку за краткий столь век... Глава 8 Толкование слов мудрецом... 'Мудрость лик просветляет всегда, Дерзость с лика стечёт, как вода...' А с каким же идёшь ты лицом? Все приказы царя соблюдай Ради клятвы пред Богом, не смей Уходить от заветных дверей. А от злого спеши, убегай. Ибо всё, что желает, творит Слово царское истинно, властно. Не перечь Ему, Слово - прекрасно! Кто с Законом, тот с Господом слит. Приговор сердце мудрое знает, Понимает, куда привело... Срок всему есть, накажется зло, А о будущем... кто предрекает? Кто объявит о том, что нас ждёт? Нет такого сейчас человека, Разве справится с ветром калека? Кто бессмертным сегодня живёт? Власти нет и над смертным-то часом. На войне разве отпуск возможен? Нечестивый нечестьем стреножен... Всё свершается Высшим приказом: Все дела, что творятся вокруг, Где один человек над другим, Ныне властвует, неумолим... Всё пройдёт, и замкнётся сей круг! Нечестивцы в святыню пришли, Но уйдут, - позабудут о них. Это тоже тщета... средь других. Зло творят, значит, путь не нашли... Ведь указ о соделавшем зло Исполняется в срок, а не срочно. Грешник грязь порождает порочно. Знать, беспутство его увлекло... Благо - Бога бояться. Предел - Тем, кто сердцем Его убоится. Жизнь нечестного не удлинится, Словно тень на закате от тел! Есть ещё и такая тщета: Участь правых, как плод нечестивца... А у лживых, как в речке водица. Вновь скажу я, что всё суета. И возвысил я радость над благом! Ибо блага... здесь нет на земле, Кроме мудрости, света во мгле, Понимания внутренним взглядом. Осознал я, что всё - дело Бога. Ум не в силах ответов найти Всех загадок на кратком пути. Всё тщета, всё идёт до порога... Сколько б он ни пытался искать, Не найдёт, даже если мудрец. Не откроет он ларчик сердец, Если мир не полюбит, как мать... Глава 9 Сердце чувствует срок и предел. Я пытаюсь в словах объяснить: Лишь от Бога всех дел наших нить, Руки Бога - движение дел... Человек же не знает о том, Что ему предстоит. Всё возможно. И любовь, но и ненависть. Сложно Распознать, что же будет потом. Участь правых и злых, говорится, Всем одна - и греху, и благому, И клянущемуся, и немому... И печальному сроком творится. Не опишет жестокость перо. Зло творят, если в сердце нет знанья. Участь злых - к мертвецам. Пониманье Ото смерти спасёт и добро! Есть надежда для тех, кто живёт. Лучше кошкой, чем мёртвым быть львом. Разглядите, что станет потом. Слов не скажет ведь тот, кто умрёт. Память их исчезает, и плата Не нужна им, ни стыд, ни любовь. Не играет в их жилах и кровь. Нет им доли в мирах света злата. Так что в радости хлеб ешь свой, брат. С лёгким сердцем вино пей, друг мой. Бог давно предрешил всё судьбой! Жизнь и смерть решены, будь им рад. Пусть во всякое время одежды Будут белы твои. Не скудеет Умащенье главы твоей. Зреют Пусть и ум, и росточек надежды! Наслаждайся же с женщиной ты, С той, которую любишь ответно. Все же дни твои, пусть незаметно, Сочтены, и уже решены! Ибо всё это - то, что дал Он. Ну, а доля твоя - вся в трудах, Стань творцом в скоротечных годах, Принимая всевышний закон. В меру сил твоих делай, трудись, Ибо там, в преисподней, их нет, Тех трудов, где искомый ответ. До ухода туда... не ленись! Я увидел под солнцем и это: Что не быстрым... удача вдруг в беге, А не храбрым... везенье к победе, А не мудрым... хлеба до рассвета... Не разумным... богатство дано, А несведущим... благословенье. Только всех поджидает мгновенье, Срок и случай, где всё решено! Люди сами не ведает срока: Словно рыбы захвачены сетью, Словно птицы в силках, словно плетью Сбиты росы с травы у порога. Так под солнцем я мудрость узрел! Велика же она показалась... Словно море, что вдруг разгулялось, Приоткрыло ручьям свой удел. В городке, где народу немного, Вдруг узнали, что войско царя Наступает, разруху творя. Приуныли от горя такого... И не вспомнили про мудреца, Что умел отвести ту беду Словом мудрым... Судьбы череду Ожидали худого конца... Мудрость храбрость любую превысит. Хоть не слушают и презирают. Речи мудрых в тиши распознают. От работы ума всё зависит... Ну а крик командира глупцов? Что же толку с него, коль беда... Мудрость тихих спасёт города По веленью благих мудрецов. P.S. ...И не думаю я, не гадаю, А пишу, быль Твою... Вспоминаю, Будто вместе дышу с Соломоном, Словно в Слове звучу камертоном... Глава 10 От мертвечины благовонье засмердит, А глупость малая унизит мудреца. Но сердце мудрое - для честного лица. А сердце глупое... шумит и всё твердит О каждом встречном: - Вот глупец! - хотя само Не видит смысла. Всё ему недостаёт, Хоть и прямой дорогой ныне-то идёт, А только сердится, что правды не дано. Коль гнев начальника вдруг вспыхнул на тебя, Не оставляй ты всё же места твоего. Покроет кротость, как большое полотно, Проступок твой. Смотри на мир весь, мир любя. Такое зло под солнцем видел я не раз: Вот властелин... решает, судит он легко, Но глупых ставит неразумно высоко, А на достойных не поднимет даже глаз. Рабов я видел на конях, ну а князей... Идущих пешими, рабам своим подобно. Кто яму роет, упадет, коль мыслит злобно, Стена разрушится, ужалит в ногу змей... Кто разбивает камни, ими ушибётся, Дрова кто колет, сам надломится угрозой... А коль тупой топор, поранится занозой. А мудрый, зная ход событий, улыбнётся... И только мудрый преуспеет в деле каждом, Ведь хоть укусит змей, но жалит-то открыто. А злоязычный не уйдёт от злого рыка... Но речи мудрого звучат о самом важном.. Начало речи глупых - глупость, а конец - Безумье многих слов, не мысли, а стена... И утомят глупца слова - сосуд без дна... И не найдёт дороги к свету сам глупец. Коль царь ваш отрок, горе будет всей стране, И коль князья у вас пируют спозаранку. Блаженна та страна, где царь отменит пьянку, Не станет беды утолять народ в вине. Лишь от ленивых рук разрушатся дома, И протекают крыши тоже от безделья. Но где пиры для удовольствия, веселья, Там серебрится мысль от зрелости ума. Но даже в мыслях на царя ты не злословь, И слов проклятья, хоть один, не говори, Ведь птица может унести слова твои, Да рассказать о зле... Тогда прольётся кровь. Глава 11 Пошли свой хлеб по водам жизни и найдёшь По истеченье многих дней его. Давай От доли всем: семи, восьми, не уставай. Не знаешь, друг, какого лиха сам хлебнёшь... Коль облака полны, на землю дождь польёт, А коли дерево упало, то ль на юг, А то ль на север... не изменишь волю вьюг, Там и останется, пока не пропадёт. Не будет сеять, кто за ветром стал следить, Не будет жать, кто наблюдает в небе тучи. Откуда ветер, как взрастают горы, кручи Ты не узнаешь. Дело Бога то творить. Сей семена свои с утра и не давай Руке до вечера ты отдыха, ведь то, Что станет завтра, неизвестно, но зато Ты соберёшь плоды, вот добрый урожай. Как сладок свет! Душа же солнце видеть рада. И, если много лет живёшь, то веселись, И тёмных дней своих у жизни не стыдись. Их станет много, забывать о том не надо. Болезни, старость - то тщета. А молодой Да пусть возрадуется юности своей. Ходи путями сердца, видением очей. Бог призовет тебя на суд всевышний Свой. Ты удали печаль от сердца твоего, И зло от тела отведи, и помни твёрдо, Что юность, детство - суета, пустая торба. Напейся мудрости из кубка Моего. Глава 12 И о Создателе своём ты помни с детства. А как настанут дни без радостной зари, То ты попросишь: 'Не хочу их, забери! Не вижу счастья... Светом мне позволь согреться!' Доколе солнце не померкло, месяц, звёзды, Доколе ливни не залили все луга, Не задрожали стерегущие стога, Не помрачились ни мечты твои, ни грезы... Да не закрылись от напастей окна, двери, Да не замолкли скрежет, вздохи жерновов, Пока встаёшь ещё от крика петухов, Пока поют девицы, кликаются звери... Вот, даже холмика бояться станешь ты, В дороге ужасы, капканы в темноте, И саранча отяжелеет на кусте, Засохнет каперс и желания цветы... Вот так уходит человек в свой вечный Дом. Немые плакальщицы улицей пойдут... Так шнур серебряный порвётся, упадут... Кувшин да чаша золотая... Что потом? Да разобьются у ключа они, и ворот, Что на колодце, поломается, а прах Землёю станет, чем и был во всех веках, Дыханье... к Богу возвратиться. Дух наш молод! - Всё суета сует... - сказал Экклесиаст... А сверх того, что мудрым был он, он учил Народ познанию, и притчами лечил. Искал Слова и находил бесценный пласт... Где за изяществом премудрых изречений Живая Истина цвела и созревала, И мёдом спелые плоды переполняла Для царских яств и светоносных истечений. Слова всех мудрых - это гвозди или иглы. Единым пастырем слова сердец даны. А те, что сверх того, опасны, хоть умны... А чтенье многих книг - пустая трата, игры... И утомительно для плоти так читать, Чтоб перепутались слова да изреченья... Послушай заповеди мудрых в заключенье, И бойся Бога, да храни в устах печать. Любое дело приведёт на суд свой Бог. И всё сокрытое Ему известным станет. Лишь Божий суд твои надежды не обманет, И свет души твоей возьмёт Он в свой чертог. ПОСЛЕСЛОВИЕ 'Что было, есть и будет...' Всё вернется... И свет души на тьму времён прольётся. Светящееся ринется в полёт, Телесное, прогнившее умрёт. За все дела и мысли, и слова Ответит сердце, жизнь всегда права. Что легче пуха в нём - волшебный рай, А каменное - ад. Так выбирай... Земное время сердцу - школа срока, Где каждое мгновение глубоко. И только бег по кругу, в суете, Не школа, а погибель в темноте... Твой труд души - великая работа, На тверди вызревает позолота. Какая у садовника земля? То тело, где взрастает твое 'я'. Полив земли - общение и книги. А семя - суть часы, и дни, и миги, Что в доброй почве могут дать росток, Чтоб к свету устремится, на восток. 'Что было, то и есть, да то и будет...' Извечно мысль иную мысль разбудит Во множествах земных, конечных форм. И снова их сметёт однажды шторм... Да в вечные просторы океана Возьмёт ручьи и капельки тумана, И реки с именами и без них, Плоды садов души... твоих, моих... Кто был - тот есть! Пребудет вечно Он! Творец сердец - времён земных закон. И в имени прекрасном Соломон, И безымянным отзвуком времён. Накажет строго, но и одарит Того дитя, кто с Ним... поговорит.
  
  
  Море Соломона - http://sseas7.narod.ru/solomon.htm
  музыкальная страница Семи Морей -
  авторский сайт Феано
  

..дальше


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"