Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Святитель Феофан - затворник Вышенский

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.49*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кое-что о бывшем Епископе Тамбовском и Моршанском, человеке удивительной судьбы и величия духа. Еще об этих местах и соседнем монастыре в Старочернеево смотрите здесь


   Святитель Феофан - затворник Вышенский
  
   О святителе Феофане Затворнике я, конечно, слышал и раньше. Но подробно узнал о нем и о его подвиге лишь в прошлом году, когда побывал в бывшей Матвеевой Рождество-Богородицкой пустыни в Старочернеево, где ныне действует Свято-Никольский Чернеевский монастырь. Свой подвиг затворничества святитель Феофан совершил в Свято-Успенской Вышенской пустыни, которая находится на самом востоке Рязанской области, прямо на границе с Республикой Мордовия, километрах в пятидесяти от Чернеевского монастыря.
  
Где находится Свято-Успенская Вышенская пустынь [Атлас Рязанской области]
  
   Доехать из Москвы до Свято-Успенской Вышенской пустыни очень просто: вы едете двести километров до Рязани, а оттуда еще почти столько же до Шацка по разбитой и очень загруженной федеральной магистрали М-5. Проезжаете Шацк и всего двадцати километрах от него в селе Польное Конобеево увидите вот этот щит:
  
Поворот в Конобеево [Николай Чуксин]
  
   Здесь надо повернуть направо, проехать мост через широкую в этих местах Цну:
  
Лесное Конобеево. Вид с моста через Цну [Николай Чуксин]
  
   Вы попадаете в Лесное Конобеево, а через пятнадцать километров по асфальту вы подъедете к селу Важное и увидите за рекой Выша купола и кресты Свято-Успенской Вышенской пустыни.
  
Пустынь. Вид из села Важное [Николай Чуксин]
  
   Здесь, в церкви Успения Божией Матери, покоятся мощи святителя Феофана Затворника Вышенского, канонизированного Русской Православной Церковью в 1988 году "как подвижника веры и благочестия, оказавшего глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества". Творения святителя Феофана "могут рассматриваться... как практические пособия в деле христианского спасения".
  
   Основанный и устроенный в 1625 году по грамоте матери царя Михаила Феодоровича - инокини Марфы, Вышенский Успенский мужской монастырь вплоть до XIX века был малочисленен и беден. Возрождение началось с переводом монастыря в ведение Тамбовской епархии, управляемой епископом Феофилом. Знаменательным для обители стало появление в ней главной святыни - чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая была доставлена в Вышенскую пустынь 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии
  
   С 1859 по 1863 годы Тамбовской епархией управлял епископ Феофан. Оставляя лишь краткое время для сна, он всю свою жизнь посвятил служению своим пасомым. Во время одной из поездок с целью обозрения храмов и монастырей своей епархии епископ посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. Назначая туда настоятелем эконома архиерейского дома игумена Аркадия, Владыка на прощание сказал ему пророческие слова: "Поезжайте, отец игумен, туда. А там, Бог даст, и я к вам приеду". Пророчество исполнилось 17 июля 1866 года, когда после двадцатилетнего служения Церкви на различных поприщах Святейший Синод удовлетворил прошение преосвященнейшего Феофана об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской губернии Тамбовской епархии. "Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, - писал он. - И Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество... Вышу можно променять только на Царство Небесное".
  
   Так пишет о святителе Феофане и о Вышенской пустыни журнал Глаголъ N24 (95). Жизнь святого была яркой, насыщенной, полной драматических поворотов и вся без остатка она была посвящена служению Богу, России и народу.
  
   Родился Феофан, в миру - Георгий Васильевич Говоров, 10/23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем - в Орловской семинарии, и, наконец, в Киевской духовной академии. В 1841 г. в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем были служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии, поездка в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в качестве настоятеля посольской церкви. Именно во время этих поездок по Востоку иеромонах Феофан основательно изучает аскетические творения Отцов Церкви, это очень пригодится ему впоследствии, как для собственного монашеского делания, так и для того, чтобы наставлять всех стремящихся к духовной жизни.
   1-го июня 1859 г. состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовской епархии/ (...) При содействии Преосвященного Феофана в Тамбовской епархии начали открываться воскресные школы - как для детей, так и для взрослых. По его ходатайству с 1-го июля 1861 г. при Тамбовской духовной семинарии стали издаваться "Тамбовские епархиальные ведомости" с несколькими статьями самого епископа в каждом выпуске.
   Однако, недолго довелось тамбовской земле находиться под духовным окормлением святителя. В 1863 г. епископ получил известие о перемещении на древнюю Владимирскую кафедру, а в 1866 г., находясь, казалось бы, на самом взлете практической деятельности, епископ Феофан подает прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.
   ("Святитель Феофан, затворник Вышенский" Тамбов православный)
  
   17 июня 1866 года епископ Феофан был уволен от "управления Владимирской епархией и определен настоятелем в Шацкую общежительную Вышенскую пустынь, с поручением ему управления оною и предоставлением ему права пользоваться всем по званию настоятеля пустыни". Однако заботы и хлопоты настоятельства отвлекали святителя от богословских занятий, от "умного делания", от молитвы, и он просит Святейший Синод уволить его от настоятельства. 28 сентября 1868 года Синод постановил:
   1. Уволить Преосвященного епископа Феофана от управления Вышенскою пустынью
   2. Предоставить ему право служения, когда пожелает
   3. Подчинить ему по церковно-служебной части братию Вышенской пустыни так, чтобы они совершали с ним церковныя службы по его назначению
   4. Предоставить в его распоряжение занимаемый им флигель, обязав пустынь приспособить, ремонтировать, отоплять оный и исполнять желания епископа относительно трапезы
   5. Назначить ему пенсию в 1000 рублей со дня увольнения на покой от управления Владимирскою епархией".
   ("Акафист святителю Феофану, Затворнику Вышенскому с приложением жития", Свято-Успенский Вышенский женский монастырь, 2003 г, стр.36-37).
  
   Умели же у нас когда-то заботиться о нуждах творческой интеллигенции! Правда, и интеллигенция та была подлинной, о духе пеклась, не о теле, не тщеславие тешила, о народе беспокоилась, личный пример подавала. Куда всё делось?
  
   Шесть лет святитель Феофан ходил ко всем монастырским службам наравне с простыми иноками. В 1872 году он "заключился в своих покоях, прекратив все сношения с людьми, за исключением своего духовника и настоятеля пустыни. Со всеми, кто жаждал духовного руководства, он сносился только письменно...". (Там же, стр. 38). Двадцать с лишним лет продолжалась затворническая деятельность Святителя. Скончался он 12 января 1894 года. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий писал по поводу канонизации Феофана Затворника: "Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием, сохраненным от юности, святитель Феофан стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы. Этот опыт он, как богослов и экзегет, изложил в своих многочисленных творениях, которые могут рассматриваться чадами церковными как практическое пособие в деле христианского спасения". (Там же, стр.50-51).
  
   Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва - дыхание духа. Есть молитва - живет дух; нет молитвы - нет жизни в духе. Стоять перед иконой и класть поклоны - не есть молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их - не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения или возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу
   В молитвах святых отцов движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит молитвенной силы по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы
  
   Эти небольшие отрывки взяты из работы святителя Феофана "Наставления в духовной жизни". Более подробно с его идеями можно познакомиться здесь. Не удивительно, что его подход к молитве, к возвышению духа, к единению с Богом очень близок к воззрениям Нила Сорского, к духовной практике мистиков и не только христианских, но и исламских, того же Мевлана Джалал ад-дина Руми, работы которого умело переводит наш собрат по Самиздату Сергей Сечив.
  
   Более того, мысль о молитвенной силе имеет и более глубокое значение. В работе Государство и общество я пишу о резонансе биополей отдельных личностей как о непременном условии создании совокупного биополя, без которого невозможно возникновение и развитие живого организма - общества. Можно употреблять разные термины - "молитвенная сила", "совокупное биополе" или какие-то другие, но суть их, думаю одна - духовное единение людей, без которого и общество, и государство мертвы. Возможно, существуют и другие способы достижения и умножения этой духовной силы, кроме аскетизма и непрестанной молитвы.
  
   Мощи святителя Феофана Затворника были перенесены в 29 июня 2002 года из церкви Сергия Радонежского села Эммануиловка, бывшего имения Нарышкиных, в Успенский собор Свято-Успенского Вышенского женского монастыря. Крестный ход и богослужение по этому поводу возглавил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Православная Церковь отмечает этот день как общецерковный праздник. День памяти Святителя - 23 января.
  
   "Возжженный Господем светильниче Церкви Русския, изрядный подвижниче и истинный служитель Христов, богомудре Отче наш Феофане! Восхваляем тя любовию и чтим вся труды твоя, имиже страну Российскую духовно напитал еси, и в спасительном подвиге затвора твоего пребываяй, благодатными ученьми во спасение вся назидал еси. И нас просвети светом мудрости твоея, да зовем ти: Радуйся, святителю Феофане, христианского жития премудрый учителю"
   (Акафист святителю Феофану, затворнику Вышенскому, кондак 1).
  
Святитель Феофан и святитель Питирим тамбовский. Роспись Казанского собора [Николай Чуксин]
  
   Выша - Тамбов - Москва
   28 августа 2005 года
  
   Смотрите в приложении (кнопка "Иллюстрации" вверху) фото из Свято-Успенского Вышенского женского монастыря и его подворья на Быковой горе - в тексте приведена только часть. Снято 23 августа 2005 года. Другая встреча с этими монастырями у меня здесь: http://samlib.ru/editors/c/chuksin_n_j/theophan_2.shtml
  
   Адрес монастыря: 391574, п /о Выша, Шацкий район Рязанской области, Свято-Успенский Вышенский женский монастырь.
   Телефон: 8 - 09147 - 273-40 или 274-33
   Житие св. Феофана: здесь
  
  
Оценка: 4.49*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"