1. Тайный огонь сокрыт в золоте - это эманация-излияние Солнца, солнечной субстанции, это Сульфур, это агент "золотистости", скрепляющий своим действием и фиксирующий Меркурий, сгущающий ртуть.
2. Ртуть, как принцип (не путать с веществом) - это дух, принцип летучести, испарение.
3. Когда субстанция в сосуде начинает становиться чёрной и плохо пахнуть - это сигнал того, что началась стадия гниения, разложения - стадия Нигредо. Далее при правильной варке субстанция начинает играть разными цветами - это стадия Павлиний хвост. После сего цвета постепенно вывариваются и субстанция начинает белеть - и белеет, пока не становится белее белого - это стадия Альбедо. Далее субстанция начинает желтеть - это Цитринитас. И после сего - краснеет - это Рубедо. Некоторые выделяют ещё одну стадию - пурпурную/фиолетовую - Иозис, кажется. Вот и всё Делание.
4. Новая земля, пористая земля - это образ того, что происходит с ртутью в сосуде, когда она постепенно начинает сгущаться, а поры "земли" - это ямки от лопающихся пузырьков воздуха - похожие на "кратеры" - поэтому её ещё называют "лунной землёй", но не только по этой причине.
5. "Звезда" - это то, что появляется на "новой земле" в сосуде при правильном режиме огня. Вспоминаем "поле звёзд" у Фламеля. Всё более чем очевидно. Но есть ещё одна "Звезда".
6. Как Солнце лучами света "оплодотворяет" землю в Природе - так алхимическое Солнце, чья эманация содержится в золоте, "оплодотворяет" алхимическую "землю" - ртуть. Алхимическая "земля" - это Дева, которую "оплодотворяет" Бог, но "бог" в рамках локального, "металлического царства" - дух золота, огонь золота, Сульфур. Если брать "языческий" сюжет в качестве иллюстрации, то вспомните сюжет о Зевсе, который нисходит в виде золотого дождя к Данае, заточённой в медном подземелье - и она рождает от него сына - полубога. Про золотое руно, про Осириса и Исиду тоже нужно вспомнить, разумеется. И в христианстве "руном орошённым" порой называют Марию ("горькую" - для алхимиков это символ их "первоматерии", ртути, "земли") - ср. Псалом 71:6 - "Сойдёт, как дождь на руно" - да, разумеется - если посмотреть толкования, то видно, что в христианстве это совсем не так трактуется, но для алхимиков этот фрагмент для иллюстрации-шифровки вполне хорошо подошёл. Они порой рисовали yhwh на изображении огня и/или Солнца, но с таким же смыслом можно было бы там написать Ахура-Мазда, Атон, Зевс, Баал-Хадад, Серапис, Шамаш и т.д., и т.п. - потому что этот сюжет архетипичен - божество огня и неба нисходит к богине-"земле", природе - таков один из самых древних, первичных мифов/представлений - и в своём взаимодействии они рождают мир, жизнь и пр. по аналогии. Я не "авраамист" и считаю, что сюжет сей в таком виде - это результат "наложения" смыслов и образов, появившийся в процессе "синкретизации" при переходе из одного культурного контекста в другой, однако я могу понять сей символизм в том виде, в котором это использовали алхимики. Я помню при этом, что к тем людям - реальным людям - этот сюжет в таком виде и в такой интерпретации не имеет отношения. В христианстве же это толковалось в том смысле, что "сойдёт тихо" - "приняв человеческую форму", "незаметно". Но оставим христианам их толкование в рамках их концепции - будем же говорить о Алхимии далее.
7. Те принципы, которые актуальны в "царстве металлов" - они же актуальны и в других сферах, "царствах" и областях мироздания. Если ртуть очищает золото от примесей, то в иной сфере "ртуть" (её аналог) очищает иное "золото" от иных "примесей" (искажений, например) - это важный принцип аналогии, подобия и фрактальности Бытия.
8. Показательно и то, что представитель любой религии и любого культа, адаптируя Алхимию и алхимические принципы под себя, соотносил с золотом и тайным огнём верховное божество своего культа по аналогии, ибо золото и тайный огонь в "царстве металлов" - это подобие высшего божественного проявления в самом мире.
9. Алхимия сама по себе никогда не являлась "ветвью оккультизма" (если само шифрование текста не именовать "оккультным", конечно) - просто довольно часто те, кто интересовался Алхимией - интересовались ещё и оккультизмом, астрологией, теургией, каббалой, суфизмом и многим другим - в зависимости от интересов конкретного человека и той культурной среды, в которой он жил. Именно поэтому сложился столь специфический ассоциативный ряд. Понятное дело, что всё это так или иначе влияло на работы конкретного человека, т.е. каждый человек описывал всё в тех образах и понятиях, которые несли на себе след других его интересов.
10. "Чёрное Солнце" в Алхимии - это то, что происходит с золотом и его "духом", "испарением", когда оно варится в ртути - на стадии Нигредо, когда состав становится чёрным.
11. Когда "нео-алхимики" говорят о мировых катаклизмах, Южном и Северном Полюсах, знаках в небе и пр. по виду "апокалиптическом" - не верьте - это не о планете, а о том, что делается в сосуде при работе.
12. Солевой спирт (esprit de sel) - (игра слов) "дух Солнца", т.е. золото.
13. Ртуть - это ещё и Луна (ср. жидкое серебро), и Чаша - ибо она принимает в себя "свет Солнца", "огонь", "дух" золота и т.п., чтобы потом "родить". Все девы и богини в Алхимии - это "образ" ртути. Про Чашу и Грааль сами догадаетесь.
14. Многим может показаться, что "как же это всё так хорошо совпало?", но ничего странного в этом нет - христианство впитало в себя многие образы, символы и сюжеты более древние (и локальные легенды, вошедшие потом в "легенды о святых") - более того! - этого много уже в Ветхом Завете - если присмотреться и сопоставить, то с религиями окружающих народов там разницы особой не было - и формировалось всё это не на пустом месте.
15. "Голова" в алхимическом символизме - это форма.
16. В сюжете про петуха и лису - петух - это ртуть, а лиса - сера/золото.
17. Ключ - это растворитель, растворение.
18. "Гробница Короля", "чёрная сера", "навоз", "темница для золота", "Сатурн", "Венера", "медь", "латунь", "ворон", "бронза" - это тоже о ртути, но на этапе Нигредо. "Венера" же в данном случае - не медь. "Венера" - потому что "рождённая из пены".
19. Ещё раз: "меркуриальная материя" - ртуть; "источник Серы" - золото. Не свинец и медь!
20. "Магнит", "Магнезия", "истечение, способное кальцинировать золото" - опять ртуть.
21. Вино философов, Вакх, ларец Кибелы, Цереры - ртуть. Зелёный лев, как якобы "сосуд" - тоже, вероятно, ртуть - когда она становится пористой - она хранит в себе золотое "семя", как "сосуд".
22. Фулканелли пытается увести в сторону от сути, когда говорит, что ртуть сама "не участвует в работе" - он лукавит, намекая на то, что важнее пары (!) ртути. С золотом он тоже так поступает порой - а иной раз прямо проговаривается. Он часто говорит, что якобы "ртуть, о которой мы говорим - не та ртуть" - конечно, "не та", потому что речь идёт о ртути на разных (!) стадиях Делания, ибо на стадии первичной она находится в одном состоянии, а потом - уже в другом. "Молоком Девы" она будет на стадии Альбедо, например. "Сосуд" - это тоже ртуть, потому что она становится пористой и принимает в себя золотое "семя" и "дух", как Чаша и как "земля".
23. "Аммоний", Соль Амона, "овна" и т.п. - опять золото. Амон в Египте, Sol, изображение Амона с рогами овна в поздний период - всё очевидно.
24. "Змея - это вид Меркурия в его первом состоянии, а жезл - поглощенная им вещественная сера [золото - прим. Е.]. Растворение серы или, другими словами, поглощение ее Меркурием [ртутью - прим. Е.] служит сюжетом многих эмблем; а конечное вещество, гомогенное и хорошо приготовленное, также сохраняет название философского Меркурия и изображается кадуцеем. Это материя или состав первого порядка, купоросное яйцо, "для которого нужна теперь лишь постепенная варка, чтобы преобразовать его сначала в красную серу, потом в эликсир, потом в третьем круге в Универсальное Лекарство. "В нашей работе, - утверждают философы, - достаточно одного Меркурия" - Фулканелли, "Тайны готических соборов".
25. "И этот символ, называемый старыми авторами Печатью Гермеса, Солью Мудрецов (соль в значении Печати), - который приводит исследователей в замешательство - есть знак и след Всемогущего, его подпись, Звезда Магов, Полярная Звезда и т.д. Этот знак проявляется с наибольшей ясностью, когда золото [проговорился! - прим. Е.] растворяют в Меркурии [ртути - прим. Е.], чтобы привести его к первичному состоянию [ртуть очищает золото от примесей - прим. Е.], к состоянию молодого золота, золота-ребенка. Именно поэтому Меркурий - верный слуга и Печать Земли - назван Источником Юности. Философы выражаются достаточно ясно, когда говорят, что Меркурий с момента растворения несет ребенка, Сына Солнца, Маленького Короля, как настоящая мать, потому что золото обновляется в его лоне. "Ветер - крылатый и летучий Меркурий - выносил его в чреве своем", - говорил Гермес в своей "Изумрудной Скрижали" - Фулканелли, "Тайны готических соборов". Один из эпитетов Гермеса - "Криофор", т.е. "несущий барана", овна, агнца - см. храм в Танагре, Павсаний, "Описание Эллады", IX 22, 1 - символизм очевиден.
26. "Змей, кусающий хвост" - символ того, что в Работе Меркурий обрабатывает Меркурий, т.е. что "достаточно одного Меркурия".
27. "Этот растворитель позволяет реинкрюдировать природное золото [опять проговорился - прим. Е.], размягчить его и возвращать в солончаковую, крошащуюся легкоплавкую форму. Это возвращение юности к королю, которое отмечают все авторы, как начало нового эволюционного периода, в нашем случае изображенного Тристаном, племянником Марка. Дядя и племянник, говоря химическим языком, это одно и то же. Золото теряет свою корону, меняя цвет и в течение некоторого времени выглядит "обделенным" [в период Нигредо - прим. Е.], пока не достигнет такой степени совершенства, до которой его могут довести искусство и природа. Оно получает второе состояние, "бесконечно более благородное, чем первоначальное", утверждает Лиможон де Сен-Дидье. [...] Заметим также, что королева [ртуть - прим. Е.] является одновременно супругой старика и юноши, тем самым поддерживая герметическую традицию, делающую из короля, королевы и любовника триаду минералов Великого Делания" - Фулканелли, "Тайны готических соборов".
28. "Миф о Золотом Руне - это полное описание герметической работы, приводящей к получению философского камня; Адепты называют Золотым Руном материю, готовую для Делания, также как и его конечный результат. Это очень точно, т.к. их субстанции различаются лишь чистотой, крепостью и зрелостью. Камень философов и философский камень - это вещи сходные по природе и происхождению, однако первый - сырой, а второй, происходящий из него - в совершенстве приготовленный и созревший" - Фулканелли, "Тайны готических соборов".
29. "Действительно, старые авторы применяли символ дуба для обозначения вульгарного названия начальной Материи в том виде, как она извлекается из шахты" - Фулканелли, "Тайны готических соборов". Опять ртуть. "Ртуть получают промышленным способом из минерала под названием Киноварь или красный камень. В минерале содержится до 85% сульфида ртути, извлечение металла производится путём окислительно-дистилляционного обжига, при котором образуются пары ртути при высоких температурах" - ср. с тем, что пишет Фулканелли про т.н. "Кермес": "Из чернильного ореха получают Кермес (красную краску), название которой имеет то же значение, что и Гермес; начальные согласные заменялись одна другой. Оба термина имеют одно значение: Меркурий. Однако, если gallе дает название необработанной Меркуриальной материи, то кермес (в арабском girmiz, который красит в ярко-красный) характеризует приготовленную субстанцию. Важно не путать эти вещи, чтобы не сбиться с пути. Вспомните, что Меркурий Философов, т.е. приготовленная материя, должен обладать способностью окрашивать, которую он приобретает только посредством первичной обработки" - что и требовалось доказать, хоть он тут опять немного лукавит, но не суть.
30. "Филалет предупреждаёт, что для достижения цели необходимо убить живое (tuer le vif) и тем самым воскресить мёртвое (ressusciter le mort). "Из мёртвого золота [и он проговорился! - прим. Е.] и живой воды [ртуть - прим. Е.], - говорит он, - получают соединение, в котором после кратковременной варки семя золота (!) оживает, а живая Ртуть умирает. Дух сгущается вместе с веществом, и оба, приняв вид суглинка, разлагаются, причём все компоненты распадаются на атомы. Такова природа нашего Магистерия". Эта двойная субстанция достигает наивысшей зрелости, увеличивается в объёме и становится средством для чудесных превращений, характерных для философского камня, rosa hermetica. В зависимости от того, используют для придания направленного действия первому камню фермент, направленный на серебро или на золото, роза бывает белой или красной" - Фулканелли, "Философские обители".
31. На самом деле в текстах Фулканелли, Канселье и пр. постоянно повторяется одно и то же - просто под разными обёртками и с использованием разных сюжетов - иногда они пытаются запутать читателя, увести в сторону, но в целом всё там одно - а порой даже прямо проговариваются.