"60. ДАМАСКИЙ. О началах, 123 (I, 316, 18 R.) - цит.: В этих имеющих хождение Орфических рапсодиях теология умопостигаемого такова. Истолковывая ее, философы [неоплатоники] принимают Хронос [Время] за единое начало всех вещей, Эфир и Хаос - за двоицу, яйцо объясняют как абсолютное бытие и полагают эту триаду первой. Ко второй [триаде] относятся либо вынашиваемое и вынашивающее бога яйцо, либо "сияющее одеяние (хитон)" [ср. с гност. "одеяния Света" - прим. Е.М.], либо облако [ср. с гност. "облако Гимен" - прим. Е.М.], из которых "выскакивает" Фанес. ...Третью [триаду] составляют Метис [Мудрость] - как ум, Эрикепей [ср. с гност. Эрикепайос - прим. Е.М.] - как потенция и сам Фанес [у гност. упоминается Протофанес - прим. Е.М.] - как отец. Быть может, следует принять также и среднюю триаду, соответствующую "трехликому (триморфос) богу, еще вынашиваемому в яйце". Действительно, средний член всегда уподобляется обоим крайним, подобно тому как в данном случае он одновременно и яйцо, и бог. Легко видеть, что яйцо - это единенность, а трех-ликий и в действительности многоликий бог - расчлененность умопостигаемого, а среднее, поскольку оно яйцо, - еще единенное, поскольку бог - уже расчлененное, а говоря в целом, находящееся в процессе расчленения. Такова обычная орфическая теология".
Е.М.: замечу, что сюжет о яйце и подобном был в Египте, в Индии и много где ещё; ср. яйцо - Сингулярность; Эфир - Пространство; Хронос - Время/Гравитация/Необходимость/Становление; Зевс - Жизнь; Эрос - Притяжение/Соединение/Связь etc. Однако понималось это в древности не просто как некая "сила-механизм", а как "сила" и "сущность этой силы, выражающая себя через действие" одновременно.
"66 (ПРОКЛ)
Сей нестареющий Хронос [Время], нетленномудрый, родил
Эфир [Пространство] и Бездну великую, чудовищную, семо и овамо.
И не было снизу ни границы, ни дна, ни основания" [Тьма Космоса - прим. Е.М.].
"67 (ПРОКЛ)
[Все было] в темной мгле...".
"70 (ДАМАСКИЙ)
Затем сотворил великий Хронос в божественном Эфире Серебряное яйцо..." [Сингулярность - прим. Е.М.].
"71 (ПРОКЛ)
...По безграничному кругу
Оно носилось, не зная покоя...
Двинулось по неизреченно-огромному кругу...".
"72 (ПРОКЛ)
Бездна туманная и безветренный раскололся Эфир [ср. Большой Взрыв - прим. Е.М.],
Когда начал возникать Фанес" [Явленный, Перворождённый, Проявленный, Сущий?, Сияющий? - прим. Е.М.].
"75 (БОЛЬШОЙ ЭТИМОЛОГИК)
Его зовут Фанесом, ибо он первый стал видим (фантос) в эфире".
"76 (ГЕРМИЙ)
Четырьмя очами взирая семо и овамо".
"78 (ГЕРМИЙ)
На златых крыльях носящийся семо и овамо".
"79 (ПРОКЛ)
Фанес... имеет головы животных:
"Издавая бычье мычанье и рык свирепого льва" [ср. с керубами - прим. Е.М.].
"81 (ПРОКЛ)
Женщина и отец-родитель [одновременно], могучий бог Эрикепей".
Е.М.: ср. алхим. андрогин; та же тема - у гностиков, у пифагорейцев вроде бы тоже; ср. с гност. Эрикепайос.
Перворожденным величали блаженные на высоком Олимпе".
"86 (ГЕРМИЙ)
Перворожденного (Протогона) _никто не видел очами_ [так что это не Солнце, как думают некоторые - прим. Е.М.],
Разве лишь одна священная Ночь, а все прочие
Дивились, созерцая невероятный свет в эфире:
Так отсверкивало от тела бессмертного Фанеса".
"89 (ЛАКТАНЦИЙ)
Он создал для бессмертных нетленный дом" [иные сферы Космоса - не путать с физич. планетами; + ср. Ин. 14:2, "В доме Отца моего обителей много. А если бы не так, я сказал бы вам: я иду приготовить место вам" - прим. Е.М.].
"91 (ПРОКЛ)
Он смастерил и иную землю, безграничную, кою
Селеной зовут бессмертные, а земные человеки - Меной.
Много на ней гор, много городов, много жилищ".
"92 (ПРОКЛ)
Чтобы за месяц она обращалась, как Солнце - за год" [ещё раз - Фанет - не Солнце - прим. Е.М.].
"93 (ПРОКЛ)
[Луна] - небесная [эфирная] земля".
"94 (ПРОКЛ)
...Он назначил человекам
Обитать отдельно от бессмертных, в области, где срединная ось
Солнца поворачивается, наклоняясь; [там] не слишком
Холодно над головой и не слишком жарко, а средне" [ещё раз: не Солнце - прим. Е.М.].
"95 (ПРОКЛ)
Пребывают [неизменными] дивные дела природы и безграничная вечность (эон)".
"96 (ПРОКЛ) Фанес поставил Солнце надо всем:
"И учинил его стражем и велел начальствовать надо всеми" [сам Солнцем не является, хоть и имеет "сияющую природу", образно говоря - прим. Е.М.].
"97 (ПРОКЛ)
Сие сотворил отец в туманной пещере" ["в туманной пещере" - известный в древности образ материи, в которой, как в пещере, содержится/пребывает Дух - прим. Е.М.].
"Скипетр держа в руках велелепный Эрикепея" [Ночь (Нюкта/Никта) - предвечная, изначальная Тьма (не в морально-дуалистическом смысле) Космоса - ср. с египетской Нейт - прим. Е.М.].
"104 (ПРОКЛ) ...Животворный "кратер" Ночи... рождает всякую душу в мире" [кратер - чаша; источник образов, обретающих воплощение в материи, ср. с гност. Барбело; ср. поздние легенды о "Граале" - прим. Е.М.].
"106 (ПРОКЛ)
Ночь - амбросиальная кормилица богов".
"105 (ГЕРМИЙ) Адрастея... дочь Мелисса и Амалфеи... сестра Иды:
"Миловидная Ида и единокровная Адрастея".
Она... содержит в себе все законы... о ней говорится, что она гремит перед пещерой Ночи ["пещера Ночи" - материальная сторона Космоса - прим. Е.М.]:
"...Медные била в ладони
Ей дала Адрастея..."
Она звенит кимвалами у входа в пещеру Ночи, чтобы все подчинялись ее законам. Внутри, в заповедном святилище Ночи, сидит Фанес, посредине - Ночь, прорицающая богам, а Адрастея - у входа, она законодательствует и дает всем божественные установления. От тамошней Дикэ она отличается как законодательная [власть] от судебной. О тамошней Дикэ говорится, что она дочь Номоса [Закона] и Эвсебии [Благочестия] ...вот они-то и вскармливают Зевса [Жизнь - прим. Е.М.] в пещере Ночи... Закон дается от Адрастеи и богам ...и вообще всем".
"108 (СИРИАН)
Взял он тогда и распределил между богами и смертными Космос,
Над которым первый царствовал славный Эрикепей" [в гност. текстах - Эрикепайос - прим. Е.М.].
"109 (ГЕРМИЙ)
Затем она [Ночь] родила Землю и широкого Урана [Небо],
Она явила их, _[обратив] из неявленных в явленных_ [ср. с гност. Барбело - прим. Е.М.], и каковы они происхожденьем".
"120 (ПРОКЛ) Титаны терпят поражение от Олимпийцев:
Хоть и могучи они, а с лучшим, [чем сами], столкнулись,
В казнь за ужасную наглость и дерзкое их безрассудство" [титаны - ср. с библ. мифом о "падших ангелах" - прим. Е.М.].
"121 (ПРОКЛ) [Титанов], "чье сердце неумолимо", чья природа беззаконна... [Уран] сбросил в глубокий Тартар земли" ["земли" - вещества, материи, в область большего "оматериаливания" - стихийные силы и некоторые физ. процессы - в более низкие области Космоса; поясню мысль: Космос един - уровней его, которые, как матрёшка, существуют одновременно друг с другом, но на разных "этажах" - много; всё это существует одновременно в одном Космосе, но людям доступно лишь 7 в среднем - после перехода за 7 воспринимаемых ~потоков - Сфер, которые из-за символизма путают с буквальными, физическими планетами - откроется восприятие сначала Огдоады, Восьмого уровня (это уровень Софии у гностиков, точка перехода, Врата между каузальным и акаузальным) - а потом и дальнейшее; выйти за пределы восприятия 7 (негативный аспект которых - 7 сил материализации, "архонты" у гностиков, "привязки") необходимо ещё здесь - в случае успеха восхождения к Восьмерице (Софии) осуществлён будет переход на сверхпсихический уровень существования - у гностиков это становление Эоном Плеромы, у более ранних - становление божеством, героем в изначальном смысле или даймоном; способы гностиков и радикальных аскетов - это один из вариантов, но он похож скорее на топорный самопинок - к тому же есть вероятность утраты личностности в любом виде вообще - это пресловутое "растворение себя в", а не сверхличностностный переход, да к тому же это более поздняя концепция-новодел с множеством искажений - восхождение через 7 Сфер - гораздо более древняя концепция - древнее и орфизма, и пифагореизма; ещё у шумеров символ Земли был образом 7 Сфер - что характерно! - но не только у них сие было - прим. Е.М.].
"123 (ОЛИМПИОДОР) Четыре реки [подземного царства] соответствуют четырем элементам и четырем странам света: Пирифлегетонт соответствует огню и востоку, Кокит - земле и западу, Ахеронт - воздуху и югу... а Океан - воде и северу".
"129 (ПРОКЛ)
Из всех них Ночь растила и холила Крона" [Становление, Время + Гравитация, основной "конструктор и архитектор этой Вселенной" - прим. Е.М.].
"137 (ПРОКЛ)
Крон... оскопляющий [ограничивающий Временем и пр. - прим. Е.М.] и [сам, в свою очередь], оскопляемый [Зевсом, т.е. Жизнью - прим. Е.М.]".
"139 (ЛАКТАНЦИЙ)
Самый первый над земными человеками царил Крон,
А от Крона родился великий владыка, дальновидец Зевс [Жизнь от Становления, от Времени - прим. Е.М.]".
"140 (ПРОКЛ) Богослов Орфей поведал о трех родах людей. Первый - золотой, созданный, по его словам, Фанесом, второй - серебряный, им правил Крон, а третий - Титанический, его создал из титанических членов Зевс".
"145 (ПРОКЛ) Орфей отождествляет Рею с Деметрой:
Прежде бывшая Реей, когда стала матерью Зевса, стала Деметрой".
"146 (ДАМАСКИЙ) ...у Орфея Крон... проглатывает своих детей...".
Е.М.: "Кронос проглатывает своих детей" - это можно трактовать не только через призму Времени, но и через призму монотеизма - это описание перехода от политеизма к монотеизму, когда верховное (или одно из) божество Пантеона "ассимилирует" в себе ["проглатывает"] образы, черты, функции, атрибуты и эпитеты с именами других божеств, становясь абсолютно "Единым". В этой связи понятно и гност. представление о Протоархонте. Кроме того, Кронос-Время содержит в себе более мелкие отрезки - часы, минуты, дни, недели, года, века, младшие эоны (одно из значений эонов - отрезки времени, века и пр.) - когда эти отрезки проходят, кончаются - тогда они "проглатываются Кроносом", Временем вообще, т.е. становятся его частями в нём самом, как в едином процессе, как в принципе Становления. Зевс же - как Жизнь - умудряется продолжать себя, т.е. выжить, несмотря на процесс хода Времени - Жизнь выживает в том числе и в бессмертных душах людей, образно говоря. Гностики же считали души всё-таки смертными (бессмертным считали Дух), так как полагали, что рано или поздно Время пожнёт и Жизнь посюстороннюю - догонит - и именно потому они искали спасения за пределами этой стороны - в Ином, откуда Дух происходит - но это результат дуализма понимания структуры Космоса, тогда как то, что они считали Иным по отношению к Космосу - древние считали лишь гораздо более высоким уровнем Космоса - т.е. разница была и в определениях - гностики считали Космосом лишь материальную и трёхмерную сторону Бытия - у них не было целостного восприятия в этом моменте (исключение - 2-3 текста, насколько я помню - т.н. "Книга Величия Отца" и ещё некоторые), но это вопрос отдельный. Время - это материя в становлении. Время - это пространство в движении. Время - это изменение. Время - это "Хаос", направленный по одному вектору. И многое другое. Интересно, что наименование Отца у гностиков - Эон Эонов, Великий бесконечный Эон - и это же "временное" название может быть применено к Хроносу, но в материи (они писали, что эоны "архонтов" - это копия Эонов Истинных, Эонов Плеромы - т.е. схема аналогична, но на другом уровне - в акаузальном; возможно они разделяли Время на каузальное (Протоархонт и пр.) и акаузальное (многомерное, Иное) - Эон Эонов Плеромы; если так, то всё сходится). Да и yw называют как "Владыкой Веков" (по сути век - эон), так и "Эль-Олам" [el-olam].
"157 (ПРОКЛ) [скипетр Фанеса -] в _двадцать четыре_ меры" [24 часа, 24 эона, 24 буквы, 24 таттвы (в некоторых фрагментах), 24 руны старшего Футарка и т.п. - прим. Е.М.].
"158 (ПРОКЛ)
Шла за ним [Зевсом] следом тяжкокарающая Дикэ (Правда), пособница всем".
"159 (ГЕРМИЙ) Справедливость, согласно богослову, рождается от Номоса (Закона) и Эвсебии (Благочестия)".
"160 (ПРОКЛ) Номос (Закон) - парэдр (спутник) Зевса, как говорит Орфей" [ср. "одесную его (yw) огнь закона", Второзак. 33:2, Суд. 5:4 etc. - прим. Е.М.].
"162 (ПРОКЛ) Демиург, как говорит Орфей, вскармливается Адрастеей (Неизбежностью), имеет спутницей Ананкэ (Необходимость) и рождает Еймарменэ (Судьбу)" [напомню про Эймармене у гностиков - прим. Е.М.].
"163 (ПРОКЛ) Величайший Зевс сочетается браком с Герой, поэтому она именуется "равночинной" ему" [ср. "Яхве и его Ашера" - прим. Е.М.].
"167 (ПРОКЛ)
(a) Перворожденного мощь вместив тогда Эрикепея,
Тело всего он имел во чреве своем во глубоком.
К членам своим примешал он божию силу и храбрость,
Вот почему с ним _все вещи внутри Зевса вновь сотворились_.
(b) И просторы эфира, и неба блестящие выси,
И беспредельного моря, земли велеславной основа,
И Океан великий, и Тартар земли преисподний,
Также и реки, и Понт безграничный, и все остальное,
Все бессмертные боги [эоны - прим. Е.М.] блаженные, да и богини,
Все, что было тогда, и все, _чему быть предстояло_,
Стало _одно, во чреве Зевеса слилось воедино_".
"168 (ЕВСЕВИЙ, СТОБЕЙ)
Зевс стал первым, и Зевс - последним, яркоперунный.
Зевс - глава, Зевс - середина, все происходит от Зевса.
Зевс мужчиною стал, и Зевс - бессмертною девой.
Зевс - основанье Земли и звездообильного Неба.
Зевс - дыхание всех, Зевс - пыл огня неустанна.
В Зевсе - корень морей, Зевс также Солнце с Луною.
Зевс - владыка и царь, Зевс - всех прародитель единый.
Стала единая власть и бог-мироправец великий,
Царское _тело одно, а в нем все это кружится_:
Огнь и вода, земля и эфир и Ночь со Денницей,
Метис-первородитель и Эрос многоусладный -
_Все это в теле великом покоится ныне Зевеса_.
В образе зримы его голова и лик велелепный
Неба, блестящего ярко, окрест же - власы золотые
Звезд в мерцающем свете, дивной красы, воспарили.
Бычьи с обеих сторон воздел он рога золотые -
Запад вкупе с Востоком, богов небесных дороги.
Очи - Солнце с Луной, противугрядущею Солнцу.
Царский же ум неложный его - в нетленном эфире,
Коим слышит он все и коим все замечает:
Речь ли, голос ли, шум иль молва - нет звука, который
Не уловили бы уши Крониона мощного Зевса.
Образ такой обрели голова и разум бессмертный.
Тела же образ таков: осиянно оно, безгранично,
Неуязвимо, бездрожно, с могучими членами, мощно.
Сделались плечи и грудь, и спина широкая бога
Воздухом широкосильным, из плеч же крылья прозябли,
Коими всюду летает. Священным сделались чревом
Гея, всеобщая мать, и гор крутые вершины.
В пахе прибой громыхает морской, тяжелогремящий,
Ноги - корни земли, глубоко залегшие в недрах,
Тартар гнилостно-затхлый и крайние Геи пределы.
Все сокрывши в себе, на свет многорадостный снова
Из нутра произвесть, творя чудеса, собирался".
Е.М.: ещё версия "языческого" монотеизма по сути, опровергающая ложь о том, что "никогда такого у других не было!" и т.п. безграмотную ахинею.