Прекрасный фильм Чарли Чаплина 'Огни большого города', один из двух его шедевров.
Второй - 'Новые времена'.
Сентиментальная мелодрама?
НЕТ!!!
Это настоящее большое произведение искусства.
В нём нет дешёвой зазывной слезливости и 'хорошего конца'. Какой уж тут может быть хороший конец? Прозревшая после удачной операции девушка, для которой бродяжка Чарли добыл огромную сумму денег, позволившую ей не только совершить плавание в Европу и обратно, не только пройти у врача окулиста операцию, возвратившую ей зрение, но и давшую ей возможность открыть престижный цветочный магазин на одной из центральных улиц большого города...
И вот последние кадры... Только что выпущенный из тюрьмы бродяжка, бредёт без денег, без НИЧЕГО по улицам города. Двое поганых наглых мальчишек на углу, продающих газеты, сразу и безошибочно угадывают в нём, маленьком нищем оборванце, подходящую жертву для столь НУЖНЫХ их подлым душонкам издевательств и тут же начинают это 'развлечение'.
Они-то понимают, что он, НИЧЕГО ИМ СДЕЛАТЬ НЕ МОЖЕТ!!! Даже, если позовёт полицейского, ну, какой же уважающий хранитель порядка всерьёз воспримет жалобы какого-то бродяжки???
Увидев, выметенный из цветочного магазина завядший с опадающими лепестками цветок, он наклоняется, чтобы поднять его и тут же из дыра сзади в его нелепых брюках, мальчишки с глумливым хохотом вытаскивают непонятно как там очутившийся носовой платок. Выпал из дырявого кармана и застрял в разорванных сзади штанах.
ЭТУ сцену уже видит прозревшая владелица магазина и тоже СМЕЁТСЯ над жалким нищим! "Ну, как НЕ смеяться, если носовой платок торчит из порванных брюк??? И где?? На заду'!!!
А он в это время выпрямлется во весь свой маленький рост, ПОВОРАЧИВАЕТСЯ ЛИЦОМ К НЕЙ. И ВИДИТ ЕЁ!!!
ТУ, ради которой он рисковал и здоровьем, и жизнью, и свободой. Только ради того, чтобы спасти её и дать ей кусочек радости и счастья! РАДИ НЕЁ!!!
Она же, не зная ещё, КТО перед ней, говорит иронически своей подручной: 'Мол, поглядите-ка, завоевала я сердце 'ухажёра'!!!' (Нищего оборванного жалкого, тщедушного бродяжки!!!)
А она - молода, красива, небедна...
Но Чаплин - режиссёр всё же спешит реабилитировать свою героиню, и добавляет ей доброе сердце. Сквозь иронию, она вдруг почувcтвовала искорку сострадания к этому жалкому обломку человека.
И предлагает ему сначала свежий цветок, вместо опавшего бутона и, заодно, долларовую монету. Выходит и он, сообразив внезапно, КАКИМ она его видит и помня, КЕМ он представал перед ней - СЛЕПОЙ, хочет убежать.
И не может!
Она удерживает его за руку, вкладывает в неё цветок и доллар и тут ПРОСЫПАЕТСЯ ЕЁ ТАКТИЛЬНАЯ ПАМЯТЬ слепой долгие годы. Она УЗНАЁТ НА ОЩУПЬ ЭТУ РУКУ ЯВИВШЕГОСЯ К НЕЙ НЕКОГДА АНГЕЛА, перевернушего всю её убогую жизнь в радость вИдения и небедного существования!
А ведь сколько бессонных ночей она представляла его себе молодого, высокого, красивого, богатого и щедрого, а, главное, бескорыстного, такого доброго и полного сочувствия к ней! И недаром она бросала испытующие взгляды на молодых красивых мужчин, покупающих цветы в её престижном магазине, стараясь угадать в них одного, ЕГО, воплощение своих эротических мечтаний.
И теперь он, герой её сладких сновидений, ПЕРЕД НЕЙ.
Жалкий, маленький, оборванный, нищий, над которым без опаски издеваются даже какие-то злобные мальчишки, продавцы газет!!!
Конец нам понятен:
Никакой слезливой сентиментальной мелодрамы!
Никакого счастливого 'свадебного марша' не будет!
При всём том, что его прекрасные душевные качества ей известны досконально и верно, при всём том, что именно ЕМУ и ТОЛЬКО ЕМУ она обязана поворотом своей жизни из нищенского слепого сущеcтвования к полноценной и нормальной жизни молодой владелицы магазина, при всём этом, НЕ МОЖЕТ ОНА, видя своего 'АНГЕЛА' в его ПОДЛИННОМ ВИДЕ испытывать к нему хоть малейшее физическое влечение...
Ну, возьмёт она его к себе в дом, помоет, оденет, даст часть денег... Но ей и ему нужно совсем НЕ ЭТО, а физическая страсть в дополнение к замечательным качествам его и её души.