18 июня 2024 г в Париже в возрасте 92 лет умерла знаменитая французская актрисса Анук Эме (Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус).
В 1966 году вышел фильм Клода Лелюша "Мужчина и женщина", сразу купленый Главкино и произведший фурор в СССР.
Фильм был снят по сценарию голландского сценариста, к которому, неизвестно как, попала любимая книга Васисуалия Андреевича Лоханкина "Мужчина и женщина".
Привожу отрывок из исторического романа "Золотой телёнок", раскрывающий кусочек тайны этой книги.
"На лестнице стоял Васисуалий Лоханкин. Он по самую бороду был завёрнут в белой марсельское одеяло, из под которого виднелись волосатые ноги. К груди он прижимал книгу "Мужчина и женщина", толстую и раззолоченную, как икона. Глаза Васисуалия блуждали.
Милости просим, - ошеломлённо сказал инженер, делая шаг назад, - Варвара, что это?
Я к вам пришёл на веки поселиться, - ответил Лоханкин гробовым ямбом, - надеюсь я у вас найти приют
Какое несчастье? - Допытывалась Варвара. --Почему ты в одном одеяле?
Я к вам пришёл навеки поселиться, - повторил Лоханкин коровьим голосом.
Его жёлтая барабанная пятка выбивала по чистому восковому полу тревожную дробь.
Что ты ерунду мелешь? - набросилась Варвара на бывшего мужа. - Ступай домой и проспись. Уходи отсюда! Иди, иди домой.
Уж дома нет, - сказал Васисуалий, продолжая дрожать. -- Сгорел до основанья. Пожар, пожар погнал меня сюда. Спасти успел я только одеяло и книгу спас любимую притом."
Итак, из описания видно, что редкий, возможно ЕДИНСТВЕННЫЙ в мире, экземпляр инкунаболы Васисуалий Андреевич спас для нас! За что ему вечная благодарность всего двухполого человеческого сообщества.
Неясно, правда, каким образом она попала в руки голландскому сценаристу.
Допускаю, что, когда Вермахт в 1941 году захватил Одессу, какой-то образованный немецкий солдат-полиглот и библиофил заметил в пустой квартире эвакуировавшихся Птибурдуковых эту редкую книгу и, зная о её уникальной ценности, не удержался, чтобы прихватить её с собой.
Затем он был переброшен на службу в Голландию и там свёл знакомство с другим библиофилом и сценаристом Пьером Утерхойвеном, а тот уже показал её Клоду Лелюшу. Так у друзей возникла мысль сделать романтический фильм под одноимённым названием!
Анук Эме, в строгом соответствии с пролетарским интернационлизмом, сделали армянкой, чьи родители бежали на французском эсминце от геноцидной резни армян турками в 1915 году. Хотя, если чуть отрешиться от этого самого советского интернационализма, была она наполовину француженкой по матери, Женевьевы Сорья-Дюран и наполовину еврейкой, по отцу - Анри Дрейфусу, возможно, сыну Альфреда Дрейфуса!
В детстве Анук Эме воспитывалсь как романская католичка, но став совершеннолетней, приняла иудаизм. Такое, конечно же, советский атеизм и сверхинтернационализм перенести и ОГЛАСИТЬ ПУБЛИЧНО, ну, никак не могли!
Но это -- мелкие детали национального по форме и социалистического по содержанию пролетарского искусства, сокращённо -- Национал-Социалистического Реализма.
Главное: Толстенный раззолочеснй том "Мужчина и женщина" благодаря самоотверженной любви Васисуалия Андреевича Лоханкина к литературе, сохранился для потомства и ожил второй красочной жизнью любви в фильме Клода Лелюша.
Партнёр Анук Эме, Жан луи Трентиньян, тоже умер почти ровно двумя годами раньше - 17 июня 2022.
Жаль, талантливые, приятные актёры, светлая им память!
21 VI 2024