Люблю талантливую музыку, которую по чьей-то идиотской выдумке, называют "классической".
На мой взгляд, музыка, как и любой другой результат человеческой активности, может быть или талантливой или бездарной. Соотношение первого ко второму 3% к 97%.
Оно и понятно. Талантливых людей МАЛО, очень мало, зато тупых бездарей, и сочиняющих и с восторгом их слушающих - лавинное, обвальное-глобальное большинство.
Талантливая музыка вовсе не должна быть обязательно оперой, симфонией, сонатой, концертом для чего-нибудь, музыкальным этюдом... Она может быть и музыкой к кинофильму или драматической постановке, она, что крайне редко, может быть даже песней.
Посему глупо следовать стадно тупой и заурядной выдумке какого-то унылого идиота, придумавшего это название "классическая".
(Заметил, что часто именно талантливая музыка "спасает" блеклый, заурядный и бездарный кинофильм:
Увертюра И.О.Дунаевского к никчемному советскому фильму "Дети капитана Гранта".
Музыка Мориса Жаре к фильму "Доктор Живаго", в целом Небездарному, с прекрасными актёрами Джули Кристи, Родом Стайгером, Аллеком Гиннессом и Ритой Ташингхем, при абсолютной бездари Омаре Шарифе, почему-то исполняющим заглавную роль самого грека Живаго.
Музыка к фильму "История любви" композитора Френсиса Лея, фильму, более, чем затасканно-сентиментальному, созданному с целью, выжать у зрителей слёзы, а заодно, под шумок, и "денежку". Музыка к НАСКВОЗЬ бездарным фильмам Феллини, талантливого композитора Нино Рота ...)
Но, посмотрите-ка на лица солистов исполнителей.
Есть дирижёры, которые, стоя за пюпитром, прямо-таки целые драматические сцены разыгрывают, трясутся, прыгают, гримасничают, размахивают всем, чем только можно, задницей преимущественно. СПЕКТАКЛЬ. ВОДЕВИЛЬ! Этим они, очевидно, пытаются тоже, "купить" публику, хотя стоят к ней задом, вертя им, по-возможности, активней.
Скрипачу трудней чего-то "изображать" на лице, ибо скрипка может просто выпасть. Разве что, то закрывая глаза, то опуская их, то таращась, то возводя к небесам.
Зато у пианистов - всё, кроме рук, свободно для выражения "бурных чуйств".
Особенно любил паясничать за фортепиано Вэн Клайберн, несомненно, талантливый пианист.
Но он и ловкий торговец, продающим свой талант втридорога. Посмотрите на его молодую красивую мордуленцию, когда он, полный "вдохновения", исполнял в 1957 году в Москве Первый Концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского.
Он закатывал глаза, задирал, их закрыв, голову кверху, гримасничал вовсю, изображая на лице бурю чуйств, трясся на скамеечке, артистично отбрасывал руки от клавиатуры в паузах, в общем, вроде бы как впадал в пляску святого Вита от глубоких переживаний. "Пароксизмы страстей", умело демонстрируемых падкой на дешёвку публике.
"...Когда ПОСРЕДСТВЕННОСТИ ХЛАДНОЙ,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно..."
Вновь, талант его как писаниста НЕСОМНЕНЕН, но зачем так кривляться и паясничать?
А ЭТО КАК РАЗ, по его тупому разумению, придаст исполнению ещё бОльшую эмоционально - ПРОДАЖНУЮ силу. На самом деле - нисколько. Можно слушать запись его исполнения и восхищаться не меньше. У меня же, одно его "экзальтированные судороги" вызывают ощущение дешёвки,, как будто смотришь на выкрутасы деревенского скомороха!
Такого рода паясничание хорошо высмеял талантливый пианист и остроумнейший человек Виктор Броге в музыкально-комедийной миниатюре с исполнением арии Джильды "Гвальтьер Мальде".
Там он резвится вовсю, хватаясь за сердце, сваливаясь со скамейки и споря с исполнительницей арии, в характерном для него гротескном стиле: "Прошу Вас, согласно нашей договорённости, не класть руку на МОЁ фортепиано! Вы не накладываете руки на мой инструмент, а я - не накладываю руки на Ваше сопрано!"
Моё восхищение аристократическим стилем дирижирования вызывает Евгений Мравинский. Он не кривляется, не дёргается, не изображает на роже "чёрт-те что", а стоит прямо, строго, лицо сосредоточенное и спокойное и дирижирует очень сдержанно.
Он ведёт себя ДОСТОЙНО за пультом дирижёра!
АРИСТОКРАТ ДИРИЖЁРСКОГО ИСКУССТВА!
Другой пример -- Артур Рубинштейн. Лицо тоже сосредоточено, безо всякого кривляния и обезьяних ужимок и подпрыгиваний Клайберна! Он, я уверен, тоже вкладывает и сердце и душу в исполнение, но ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЭТО НЕ В УБОГОМ ПАЯСНИЧАНИИ ЗА ИНСТРУМЕНТОМ, а в том, в чём ДОЛЖЕНСТВУЕТ -- В ЕГО ИСПОЛНЕНИИ, В ЗВУЧАНИИ ЕГО МУЗЫКИ!
А уж о дамочках испольнительницах и говорить нечего: Некоторые надевают такие вечерние "тувалеты", с такими "декольтами", так подпрыгивают при исполнении, что внимание публики, по-большинству, её мужской части, сконцентрировано не столь на аудио-восприятии, сколь на визуальном, в надежде, что их молочные выпуклости вот-вот выпрыгнут из под слабо сдерживающей резиночки ВЕСЬМА углублённого декольте.
В общем, умелый торговец в таких исполнителях торжествует над самим исполнителем чего-то, кажется, Неторгового!
В стиле И.Е.Репина, который отлично ПРОДАВАЛ свои картины, распространяя байки, что, де, "ЗАСТАВЛЯЕТ" себя рисовать чуть ли не в предсмертом упадке сил, ПРИВЯЗЫВАЯ ВЕРЁВКОЙ кисть к руке!
Ему бы сноровистым приказчиком в торговом доме быть, а не стоять за мольбертом! Торговал бы куда бойчей, чем мазал кистью по полотну!
"Сколько времени вы рисовали ЭТУ картину?
Год и ВСЮ ЖИЗНЬ!" - Вот образцовый ответ пронырливого торгаша!
Как в хорошей торговле: Купить - подешевле, продать - подороже!
Поскольку обучение музыке или живописи - дело недешёвое, то и ПРОДАТЬ ЭТО УМЕНИЕ НУЖНО В РАЗЫ ДОРОЖЕ!
Дамы и господа исполнители!
Думайте об исполнении произведения, а не о дешёвых трюках базарных скоморохов!
9 II 2023