Эспри Де Лэскалье : другие произведения.

Вновь об искусстве, науке и странном

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Вновь об искусстве, науке и странном.
  
  Когда-то наука и искусство составляли одно целое, ибо для нужд неразвитого мышления они отвечали на вопросы "ЧТО" и "КАК".
  Вопрос "ПОЧЕМУ" вообще не задавался.
  
  Со временем, в процессе развития мышления, произошла "специализация" образа мысли и наука с искусством разошлись.
  Наука стала искать ответы на вопрос "ПОЧЕМУ", а искусство ограничилось ответом на вопрос "КАК".
  То есть произошло разделение понятий сущности (содержания) и формы.
  Искусство, как уже не раз отмечалось, - это игра в формы, а "ЧТО" туда засыпается - роли не играет, лишь бы форма была покрасивей.
  
  Забавно, что математика тоже отвечает на вопросы "ЧТО" и "КАК", а вопросом "ПОЧЕМУ" вообще не интересуется. Таким образом получается, что математика, не будучи наукой, скорей близка к искусству.
  ("Математика - это язык! " Д.У.Гиббс)
  Но язык - это не наука, а способ общения. Такими рассуждениями мы пришли к выводу, что математика - это раздел искусства!
  
  Что такое "диалектика"?
  Это, в своём оригинальном понимании, искусство ведения спора.
  Риторика и диалектика были очень популярны в Древней Греции и побеждал в споре не тот, кто был прав (то есть провозглашающий истину), а тот, у кого был лучше подвешен язык!
  Такая тенденция сохранилась у человечества и до сих пор.
  Что значит "лучше подвешен язык"?
  А то, что спорщик более изобретателен на всякие правдоподобные доводы, чем его оппонент, что он владеет лучше искусством убеждения, то есть опять, мы приходим к ИСКУССТВУ!
  К ФОРМЕ, в которую облекаются доводы, а не их сущность. Уже не раз упоминал, что в сознании человека форма выражения мысли куда важней, чем существо мысли.
  Почему?
  Да потому, что так работает наш мозг с лревнейших времён образования его зачатков, маленьких узлов связанных друг с другом нервных клеток, ганглиев. Мы воспринимаем чувствами не суть явления, а его форму, и потому в нашем мышлении тоже доминирует форма.
  
  Не пришло ли время снова объединить эти две ипостаси: Искусство и науку?
  Тогда научные доводы станут не только содержательными, они были такими и до этого объединения, но и прекрасными по форме. Они станут ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ, что играет важнейшю роль в нашем восприятии и понимании.
  А форма, контролируемая строгой логикой науки, лишится своего теперешнего хаотического произвола, диктата самозванных "экспертов" и станет научно обоснованной. Тогда нельзя будет сказать, например, про какую-нибудь "знаменитую" картину, "это шедевр" лишь потому, что некие "эксперты", обычно небескорыстно, так её назвали. А её совершенство можно будет оценить строго научными критериями. Разумеется, речь идёт не только о живописи, а о любом произведении искусства.
  
  На днях, мне кажется, я понял образ мышления профессиональных математиков.
  Странно, что как раз об этом, самом главном, на мой взгляд, математики нигде не пишут.
   Вопрос ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ: ЧТО нравится математикам в их занятии. (ведь иначе люди не посвящали бы всю жизнь этому предмету).
  Некая игра мысли, хождение по лабиринту, придерживаясь строгих правил, выработанных для таких странствий, но с неизвестным конечным результатом, часто неожиданным для самого путника.
  Поль Дирак, один из самых талантливыз физиков-теоретиков, (по сути же математиков-прикладников) нарисовал достаточно чётко алгоритмы своего мышления:
  "Я не принимал участия в том споре между Эйнштейном и Бором на Сольвеевском конгрессе (в 1927 году). Я выслушивал аргументы, но не ввязывался в спор, главным образом, потому что меня это мало интересовало.
  В большей мере меня интересовал вывод правильных уравнений. Мне казалось, что основой работы физика-математика должно быть получение верных уравнений, а не интерпретация этих уравнений - это уже второстепенный вопрос..."
  Сказано в 1979 году.
  Авраам Пайс, вспоминая свои беседы с Дираком, высказал взгляды Дирака в ещё более наглядной форме:
  "Из этих обсуждений я гораздо больше узнал о том, как Дирак играет с уравнениями. В общем, это можно выразить так: Сначала поиграй с красивой математикой ради математики, а затем посмотри, не ведёт ли это к новой физике."
  Снова суть игры: Ты играешь по строгим правилам, но ходов и возможностей много и ты никогда не знаешь, куда попадёшь...
  Как сказал не математик, а писатель, Юлиан Тувим:
  "Не говори "ХОП!", когда перепрыгнул. Сначала посмотри, ВО ЧТО ТЫ ПОПАЛ!"
  И математику ИНТЕРЕСНО тоже посмотреть, когда перепрыгнул, во что он попал?
  
  Странные мысли приходят иногда в голову Эспри, предел мышления которого бесконечно далёк от беспредельной математики. 12 VI 2020
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"