|
|
||
|
Элджернон Блэквуд |
В «Черном монахе и Сером монахе» оговаривалось, что объекты, представленные в той работе, весьма условно обозначены особями мужского пола. С равной степенью точности их можно называть монахами, скоростью свободного падения и таитянским периодом Гогена. Рассматривая следующую пару объектов, мы точно так же условно относим их к прекрасной половине человечества, учитывая устойчивость сложившихся представлений. Описываемые ниже явления зафиксированы традицией в коллективном бессознательном как королевы. Тема Белой королевы хорошо проработана в мировой литературе. Прежде всего приходит на ум Ганс Христиан Андерсен, загадочная личность, мудрец, сказочник со своей мистерией «Снежная королева». Многое сделал для раскрытия образа Клайв Стейпл Льюис в саге «Хроники Нарнии». Архитипичность Белой королевы более-менее определена. Значительно сложнее обстоит дело с Зеленой королевой. Так же, как в случае с Серым монахом, Зеленая королева не рассматривается в качестве самостоятельной сущности, а воспринимается разновидностью Белой королевы. Это вынуждает автора продолжить дифференциальный анализ, начатый в «Черном и Сером монахах» для внесения ясности в этот непростой вопрос. Психотипы, которым грозит встреча с означенными королевами. Белая королева встречается тем, кто, отчаявшись, перестали не только доверять людям как представителям вида, но начали рассматривать их как своего рода монстров, нравственных уродов, не ведающих предела падения. Они убедили себя в том, что людям присуще зло или как некая изначальная имманентность, или как имплицитное качество, сросшееся с личностным ядром, и испытывают к человечеству что-то вроде брезгливого страха. Это следствие искаженного отчаянием восприятия — осколки разбитого троллями магического зеркала, попавшие в глаза и сердца у Андерсена. «Мне этот гомо как вид противен. Я объективен». Зеленая королева встречается тем, кто внутренне обязывает себя, а заодно и всех остальных представителей человеческого рода являть собой образцы нравственного совершенства. Несоответствие окружающих их высочайшим требованиям, вызывают в них чувство праведного гнева, отторжение от человеческого сообщества, отказ в праве недостойному их человечеству считать себя людьми. Гнев, раздражение, ненависть к окружающим они считают реакцией в данном случае адекватной и собственного нарастающего озлобления не расценивают как личное несовершенство. «Отказываюсь — быть. В Бедламе нелюдей. Отказываюсь — жить. С волками площадей». Таким образом, представители обеих групп отказываются идентифицировать себя как представителей вида Номо sapiens, но вследствие разного внутреннего посыла. Относящиеся к первой группе не допускает стремления людей к добру даже в виде вероятности. Репрезентативная выборка второй группы обнаружит, что только нравственно совершенным личностям здесь предоставляют право на возможность существования в мире людей. Встреча. Аналогично истории с «монахами», те, кому встретилась Белая королева, будут в дальнейшем именоваться Белыми, те, кто повстречал Зеленую королеву — Зелеными. Белые впервые встречают ту, которая является перед ними в блеске Чистого Разума, незамутненного грязными по их мнению человеческими эмоциями. Мало что меняет тот факт, что Белая королева, как правило, только в аллегориях предстает перед мечтающими о мире без людей в собственном обличье. В реальной жизни это может быть математик, предпочитающий зеленеющему древу жизни свою сухую науку. Или их ошеломит встреча со страстными исследователями иероглифики, скандинавских рун, китайского и-цзин и прочими знатоками семиотики. Роковая встреча может быть персонифицирована любым человеком, ушедшим с головой в страну Знака. Незримое присутствие Белой королевы делает свидание с уровнем Отстранения незабываемым в буквальном смысле, то есть Белый помнит с этого момента только о нем, ценит только это свое прикосновение к открывшемуся знанию. Простые человеческие чувства и привязанности, и раньше не вызывавшие у него особенного доверия, теперь начинают казаться ничем иным, как эмоциональным мусором на прекрасной в своей строгой схематичности логической конструкции. Понять общую объективную картину, выложить из кусочков льда слово «вечность», получить доступ к персональным схемам людей, к тому единственному, что в них осталось неповрежденным. Тут вопрос в том, кто или что победит. Если Белый будет подмят уровнем Отстранения, то вскоре выяснится, что отношение человека к окружающим — суть экстраполяция отношения к самому себе. И наоборот — отношение к другим людям подсознательно формирует отношение к себе любимому. Получается, это Белому не нужны чувства, а, стало быть, и органы чувств. Это ему не нужна память о детстве, ведь там концентрируется львиная доля наших эмоций, стало быть, не нужна память вообще. Себя, как все-таки одного из представителей человеческого рода, Белый, следуя любезной ему логике, тоже, не догадываясь о том, считает монстром и уродом. И — пожалуйте в мир слепых, безногих и безруких, потерявших память! Если же Белый обуздает Уровень Отстранения, то он, благодаря Белой Королеве будет способен прикладывать нечеловеческие усилия для того, чтобы, разгадав индивидуальные коды, манипулировать людьми в самой их сокровенной глубине. Присутствие Белой королевы будет проявляться для Белого метафизическим ужасом перед наступлением холодов, страхом замерзнуть в зимнем лесу, погибнуть в снежных горах под лавиной. Что, кстати сказать, с ними часто и происходит, так как Белых непреодолимо влечет именно в такие ситуации. А Зеленые встречают непогрешимого гуру, совершенного человека, владеющего знанием о пути к нравственному восхождению. Механизм взаимодействия нового адепта Истины и его Учителя приблизительно таков же, что и невидимая миру борьба Белого и Знака — кто кого подомнет. Если, что чаще, побеждает гуру, то Зеленый становится источником несчастий для своих близких. Часто, но совершенно необязательно, это тоталитарная секта, братство какого-нибудь кольца. Зеленых настолько поражает встреча с человеком, возомнившим себя взобравшимся к вершинам духа, что они долгое время не будут замечать явного несоответствия между тем, что декларирует и как реально живет их кумир. Это может быть хитрец, из корыстных соображений разучивший несколько шаблонных фраз о путях нравственного развития, часто это Белый, разгадавший пунктик Зеленого и легко манипулирующий искателем совершенства. В любом случае важен результат — жестокость Зеленого к своим близким. Покинутые дети и обобранные супруги, одинокие «несовершенные» старики-родители становятся жертвами высоких нравственных императивов. Если же в схватке побеждает новоиспеченный искатель нравственного совершенства, тут, понятное дело, мы получаем нового гуру, как правило, еще более беспощадного, чем его предшественник. То, что здесь не обходится без Зеленой королевы, проявляется сложными отношениями Зеленого с морем, морским воздухом, морской солью, с обычной пищевой солью. Видимо, понятие «соль земли» близко к категории «любовь», которая здесь попирается в угоду абстрактно понимаемой нравственности. Тут мы приблизились к ключевой проблеме: любовь как сверхценная идея Белых и Зеленых, транскрипция понятия«любовь» этими группами, напряженное переживание ими чувства любви как фактора, способствующего встрече с теми, кого мы здесь именуем королевами. Так как тема любви является особенно значимой для Белых и Зеленых, при том, что, анализируя социопсихологические особенности Черных и Серых в «Черном монах и Сером монахе» мы не касались этого исключительно важного аспекта человеческой жизни, автор сконценрирует внимание на данном вопросе в отдельном исследовании. ***
Конь о четырех ногах, и тот спотыкается. Оценивая поступки людей, не стоит давать оценки самим людям.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"