Темой этой работы является один из факторов мыслительной деятельности человека -- предвидения, осуществляемого через пророчество. Исторический опыт требует отделения пророческого предвидения от предвидения научного и случайного.
Явление пророческого предвидения наукой пока не осмыслено. Наука успешно познает внешний мир и с огромными трудностями проникает во внутренний. Предсказание будущего всегда считалось прерогативой Бога и философами всегда рассматривалось как деятельность в этом мире высших сил.
По ходу исследования мы рассмотрим роль пророков в различных культурах. Переходя к современности, мы сосредоточим внимание на социальных пророчествах. На пророчествах поэтов, писателей, ученых. Пророческое предвидение напрямую связано с творчеством человека, с его созидательными устремлениями.
Человечество на протяжении всей истории своего развития постоянно сталкивалось с удивительными случаями предвидения будущего, которые никаким перебором ситуаций не объяснишь. Их стали называть пророчествами. Поражая впечатление древнего человека, такие случаи закреплялись в памяти, входили в легенды и предания. Они служили источником религиозного вдохновения, наводили на мысль об общении с божественными силами.
Исторические факты предвидения будущего собирались и обобщались в древних цивилизациях, но в силу их глубокой национальной привязанности они по большей части не становились обще человеческим достоянием, а функционировали внутри национальных религиозных систем.
Предсказатели будущего были во всех цивилизациях и во все времена. Это может навести на мысль об отсутствии привязанности пророческой силы к каким-то религиозно этическим взглядам людей. Но в тоже время внутри различных культур, пророки обладали сходными психофизиологическими особенностями. Каковы эти особенности? Какие природные силы наделяют пророков такими чертами характера и мышления?
Вся история древнего мира пронизана сказаниями о пророках, оракулах, пифиях. Пророками были основатели мировых религий. Видение предопределенности будущего наталкивало на мысль о существовании в мире сил определяющих жизнь, думающих о судьбах, судящих людей.
-- Основатель религии зороастризма, Заратуштра (25), был пророком -- человеком, черпающим информацию из будущего. Он создал религию -- поклонения Благой Мысли. (Верховный Бог -- Властелин Мысли, Ахура Мазда)
Его учение это наставление как работать с внутренней информацией. Заратустра указал, что для общения с Богом нужна внутренняя духовная нить. Молитва стала погружением в мир мыслей, сосредоточенной медитацией (размышлением).
-- Библия проникнута духом пророчеств. Среди исследований библейских пророков назовем прекрасную работу Рижского М.И. "Библейские пророки и библейские пророчества".
-- Вся древнегреческая культура пронизана пророчествами.
Огромную роль в Греции играли оракулы (31). В Дельфах была глубокая расселина, из которой поднимались вредные испарения сводившие людей с ума. Около этой расселины и устроили оракул Аполлона. Были оракулы и у других Богов. Пифии -- служительницы оракула отвечали на вопросы людей. Подобно оракулам большое значение в Азии и Риме имели пророчества сивилл.
Но были пророки и не нуждавшиеся в одурманивании. Например Тересий из Фив (трагедия Эсхила "Эдип"). Также в истории взятия Трои рассказывается, что дети Гекубы и Приама Троянского, Кассандра и Гелен обладали способностью пророчить будущее. Вспомнить всех древнегреческих пророков не представляется возможным, так их было много.
-- В Китае выделялись специальные центры, имевшие региональное и даже обще китайское значение, подобно Дельфийскому оракулу у греков(35, с.104).
-- В Индии мистических прозрений достигали с помощью специальной системы упражнений -- йоги. Это предписания относительно положения тела, дыхания, сосредоточения мыслей и моральной дисциплины. Йог, который в достаточной степени победил свои низшие наклонности, вступает в высшее состояние, именуемое самадхи, в котором он встречается лицом к лицу с тем, чего никогда не подозревал ни инстинкт его, ни рассудок. Он узнает, что духу присущи высокие, превосходящие разум, сверхсознательные состояния, в которых дух познает без посредства разума.
Веды говорят, что это состояние высшего сознания может явиться и случайно, без подготовительной дисциплины, но тогда его результаты мало пригодны для жизни.
-- В мусульманском мире мистические учения разрабатывались суфиями.
Есть много других религиозных направлений, не упомянутых здесь, но большинство, так или иначе, основываются на предвидении будущего. Во всех обществах, древних, средневековых и современных мы встречаемся с людьми, которые занимались предсказанием будущего. Это -- оракулы, пророки, астрологи, ясновидцы, маги, волхвы, футурологи. Как бы ни относиться ко всему этому, пророчество -- явление не только занимательное, но и нуждающееся в научном исследовании.
2. К пророчествам проявляли интерес многие писатели.
А.С. Пушкин написал "Песнь о вещем Олеге", сюжет которой почерпнут из "Истории Государства Российского" Карамзина (30, с.102). Тот в свою очередь заимствовал сведения из "Повести временных лет". Так же всем известно стихотворение Пушкина "Пророк". Пушкин очень интересовался предвидениями. Известно, что ему предсказали гибель от белого человека. Строя планы об отъезде в Польшу поэт говорит Нащокину "Там у них есть один Вейскопф (белая голова): он, наверное, убьет меня и пророчество гадальщицы сбудется"(10, с.386).
А вот Лермонтов, по-видимому, в предсказаниях не нуждался, так как сам очень чутко чувствовал будущее (52). Его взгляды на предвидение будущего нашли отражение в "Герое нашего времени", в главе "Фаталист", в стихах "Предсказание", "Сон".
М.Ф. Достоевский в незаконченном произведении "Неточка Незванова" писал: "Бывают такие минуты, когда все умственные и душевные силы, болезненно напрягаясь, как бы вдруг вспыхнут ярким пламенем сознания, и в это мгновение что-то пророческое снится потрясенной душе, как бы томящейся предчувствием будущего, предвкушая его".
Куприн в повести "Олеся", рассказал о нелегкой жизни людей обладающих пророческими способностями.
26 сентября 1901 г. Блок делает запись в записной книжке, где после рассуждений о Петре I, Пушкине и Достоевском отмечает: "Есть миры иные" (IX,21-22). Он имеет в виду рассуждения старца Зосимы в "Братьях Карамазовых", где речь идет о своеобразной предопределенности человеческой судьбы, о ее подверженности "высшим" -- благородным и направляющим -- силам: "Многое на земле от нас скрыто, -- утверждает Зосима, -- но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных... Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным..."(12, Ч.2,к.6.гл 3).
В существовании иных миров, в существовании служителей будущего Блок нисколько не сомневался. Об этом говорит и то, как он воспринимал своего учителя Владимира Соловьева: "Вл. Соловьеву судила судьба в течении всей его жизни быть духовным носителем и провозвестником тех событий, которым надлежало развернуться в мире. Рост размеров этих событий ныне каждый из нас, не лишившийся зрения, может наблюдать почти ежедневно. Вместе с тем каждый из нас чувствует, что конца этих событий еще не видно, что предвидеть его невозможно, что совершилась лишь какая-то часть их, -- какая, большая или малая, мы не знаем, но должны предполагать скорее, что свершилась часть меньшая, чем предстоит.
Если Вл. Соловьев был носителем и провозвестником будущего, а я думаю, что он был таковым, и в этом и заключается смысл той странной роли, которую он играл в русском и отчасти в европейском обществе, -- то очевидно, что он был одержим страшной тревогой, беспокойством, способным довести до безумия. Его весьма бренная физическая оболочка была как бы приспособлена к этому; весьма вероятно, что человек вполне здоровый, трезвый и уравновешенный не вынес бы этого постоянного стояния на ветру из открытого в будущее окна, этих постоянных нарушений равновесия. Такой человек просто износился бы слишком скоро, он занемог бы или сошел бы с ума" (4).
Поэт-философ Максимилиан Волошин в работе "Пророки и мстители. Предвестия великой революции" изданной в 1906 году писал: "Души пророков похожи на темные анфилады подземных зал, в которых живет эхо голосов, звучащих неизвестно где, и шелесты шагов, идущих неизвестно откуда. Они могут быть близко, могут быть далеко. Предчувствие лишено перспективы. Никогда нельзя определить его направления, его близости. Толща времени, подобно туману, делает предметы и события грандиознее и расплывчатее".
Приведенный обзор роли пророческого предвидения будущего в жизни людей лишь вершина айсберга, попавшая в поле зрения автора этой работы.
3.Пророчествами интересовались многие ученые.
Интерес к судьбе, к пророчеству принимал различные формы. Это представления о духе, параклете и дискуссия о свободе воли и детерминизме.
Многосотлетняя дискуссия о свободе воли или предопределенности всего сущего, захватила Августина и Фому Аквинского, Эразма Роттердамского и Лютера, Гегеля и Маркса и многих-многих других.
Кант в своей работе "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика" (27,Т2, с.203) счел духовидение Сведенборга просто фантазиями.
Уильям Джеймс (1842-1910) предпринимал попытки постижения феномена религии не как института или социального феномена, а как непосредственно познаваемого личного переживания. В исследовании вопросов религии он совершенно отказался от обычных методов рационализма, и основание своего мировоззрения утвердил не на законах мышления, а на непосредственно познаваемом факте личного переживания, дав религии субъективно-психологическую интерпретацию (11, с.432). Но рассматриваемые нами информационные пророчества не попали в поле его зрения.
Швейцарский психоаналитик Карл Юнг исследовал явление, названное им синхронизмом, то есть когда одновременно, подчас в разных местах, происходят похожие или даже одинаковые события. Например, когда смерть одного человека вызывает тревожный сон у его близкого родственника.
Подобные совпадения, вследствие их многочисленности, требовали какого-то рационального объяснения помимо ссылки на случайность или телепатию. По мысли Юнга, явление синхронизма служит дополнением к причинности: и физика, и психология не могут быть абсолютно объективными, поскольку и тут, и там наблюдатель неизбежно влияет на наблюдаемый объект.
Юнг очень внимательно рассмотрел переживания Сведенборгом видения пожара точно в то же время, когда пожар действительно бушевал в Стокгольме. По мнению Юнга, определенные изменения в состоянии психики Сведенборга дали ему доступ к "абсолютному знанию" -- в область, где преодолеваются границы времени и пространства.
Конечно, в концепции Юнга, коллективного бессознательного было много надуманного, но она позволила собирать факты. Как известно, в науке новые факты не признаются из-за отсутствия объясняющей их теории, а теории не возникает из-за отсутствия фактов.
Пытаясь "обытизировать" идеи "коллективного бессознательного" и архетипа, Юнг обращается к истории, связанной с лечением пациента, больного шизофренией, который обладал "даром особого видения". Его, по словам Юнга, одолевали эти "видения", он рассказывал о них врачу и хотел, чтобы врач тоже попытался увидеть то, что он видит сам, и что так его беспокоит. Юнг терпеливо слушал больного, но при этом считал просьбу шизофреника глупой: "Я думал: Этот человек сумасшедший, а я нормальный. Его видения не беспокоят меня" (60, с.45).
В глубоком убеждении собственной правоты он пребывал до тех пор, пока не познакомился с книгой немецкого исследователя А. Дитериха "Eine Mithrastiturgle", в которой была опубликована часть "magic papyrus" ("магического папируса"). "Я, -- пишет Юнг, -- изучал их с большим интересом и на стр. 7 я нашел "видения" моего лунатика, слово в слово. Это привело меня в состояние шока. Я сказал: "Как на земле возможно, что этот парень вошел в состояние этого "видения". Это был не только образ, а серия образов" (60, с.45).
Мистические явления всегда связывались с проявлением духа. Большинство философов пыталось осмыслить дух. Последней содержательной работой на эту тему можно считать работу "Этногенез и биосфера Земли" Л.Н.Гумилева. Его пассионарность имеет много общего с проявлениями духа в истории. С этой точки зрения термин пассионарность мог бы показаться излишним. Но, по всей видимости, это лишь одна из разновидностей проявления духа.
Обзор всех течений мысли посвященных духовности занял бы очень много места. Желающим ближе познакомиться с этим вопросом я рекомендую работу Н.А.Бердяева "Дух и реальность" (3, с.364).
По существу дела можно сказать только то, что предлагаемая нами ниже гипотеза нигде не встречается. Попытки философов рационализировать дух сводились к монизму, пантеизму, тождеству Бога и человека.
Осмысление проявления в мире духа привело к выработке внутри метафизических исследований таких категориальных схем, которые могут использоваться в рамках нашей гипотезы.
Мы считаем, что явления духа наиболее ярко проявляются в пророческих предвидениях. Они обращали на себя внимание многих исследователей. Американский профессор-психиатр Шафика Карагулла писала: "Было в истории много выдающихся вождей, которые вспоминали в дневниках или письмах о необычайных ощущениях, соответствующих классификации СЧВ < сверхчувственного восприятия >. У Авраама Линкольна были моменты предвидения. Исследователи жизни лорда Китчененра, лорда Нельсона, Наполеона обнаруживают несколько захватывающих историй. Пророчества Нострадамуса и Матери Шинон были предметом значительных исследований и размышлений. Случаи предсказаний Нострадамуса, которые осуществились в течении его жизни, говорят больше, чем его гуманистические четверостишия, которые трудно истолковать. имеется большое количество подтвержденных случаев пророчества" (28, с.186).
В последнее время в деле расшифровки Нострадамуса были сделаны заметные продвижения. Надежда и Дмитрий Зима нашли внутренний код посланий. Их работа "Расшифрованный Нострадамус" вызывает большой интерес (22; 23; 24).
Отмечу работу Венгерова А.Б. "Предсказания и пророчества: за и против. Историко-философский очерк". В своей работе Венгеров стремится понять и объяснить, почему одни предсказания сбываются, а другие представляют собой цепь заблуждений и ошибок. Общий нетривиальный вывод, к которому он приходит, формулируется так: предсказания и пророчества -- ответ на вызов вероятностного мира. Через всю книгу проходит идея, что предсказания и пророчества -- не всегда нечто иррациональное и не только шарлатанство, а также и необходимая реакция коллективного сознания на существование человечества в таком мире, на открытость и необратимость истории.
Способность живого предчувствовать, пытались объяснять по-разному. Наиболее популярным объяснением является теория "опережающего отражения" выдающегося советского физиолога П. Анохина. Представления об опережающем отражении сформулированы Анохиным еще в 1962 году (1, с.97-109). Многие поколения живых систем, сталкиваясь с определенной последовательностью повторяющихся внешних событий (смена времен года, дня и ночи и т. д.), не только отражали последовательность этих событий, но и фиксировали ее в своих цепях химических реакций. Со временем соответствующие цепи химических реакций приобрели способность развертываться и завершаться намного скорее, чем последовательность внешних событий. Внешняя среда еще только собирается перейти в новое состояние, а человек уже смоделировал это состояние, определяющие реакции произошли. Но содержание этих определяющих реакций задано именно внешними событиями, является их отражением (в прошлом), а применительно к сиюминутной ситуации и проявляется как опережающее отражение.
Но пророческого предвидения будущего данная теория конечно не объяснила.
Существовавшая в Советском Союзе идеология преграждала путь для метафизических исследований. Но и после перестройки, на мой взгляд, в философской литературе по данной проблематике не отмечается серьезных концептуальных новаций. ( Величко, Лалуев, Нигматулин)
Глава I. Пророчество. Философский анализ.
Философское осмысление явления пророческого предвидения будущего предполагает его рассмотрение в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и праксиологическом планах.
При рассмотрении явления пророческого предвидения в гносеологическом плане мы сталкиваемся с проблемой -- явление мало изучено. Поэтому сначала мы сконструируем рабочую гипотезу.
Что представляет собой пророческое предвидение будущего? Мы должны рассмотреть все возможные точки зрения и попытаться, если получится, остановиться на одной из них.
Итак, первый (с исторической точки зрения) взгляд заключается в признании за этим явлением атрибутов чуда. Многие философы и религиозные деятели считали, что пророческое предвидение инициируется Божественной волей. На наш взгляд такая точка зрения не является продуктивной в познавательном плане.
Чудо говорило бы о несовершенстве этого мира его незавершенности, необходимости со стороны творца постоянно достраивать его, вмешиваясь в ход событий. Это не увязывается с представлениями о гармонии мира.
Являются ли наши представления о гармонии мира имеющими значение в философском рассуждении. По видимому, да. Их место в научном исследовании еще предстоит выяснить. Отметим, что представления о гармонии имеют вид некоторых отправных аксиом научного исследования.
Ценность той или иной системы аксиом, по-видимому, определяется продуктивностью научных гипотез построенных на их основе. Большинство современных научных теорий как раз и строились на аксиомах постулирующих гармоничность мира. Поэтому мы отстраняемся от гипотезы Божественного вмешательства.
Другая точка зрения заключается в том, что инициаторами пророческого предвидения являются потусторонние силы, духи, инопланетяне.
Тут возникают следующие проблемы, требующие осмысления. Смысл жизни человека. Его место и роль в этом мире. Вопрос о смысле жизни, на наш взгляд, решается с точки зрения внутреннего достоинства. Достойно ли человеку быть марионеткой в мире или он занимает в нем главное место? По-видимому, вопрос достоинства тоже следует отнести к аксиомам научного исследования. (Данное рассуждение относится к аксиологическому плану рассмотрения явления. Оригинальность заключается в том, что обычно сначала создается научная теория, а потом она философски осмысливается. Мы же на основании философского осмысления пытаемся выдвинуть гипотезу, объясняющую явление.)
Отметим, что явление пророческой способности духов или инопланетян, пусть и данное нам в опосредованном виде через пророков, также поставило бы вопрос о природной сущности этого явления. Поэтому мы выбрасываем духов и инопланетян из нашего рассуждения как лишнее звено. Теоретически объект, наделенный пророческим предвидением, может быть совершенно абстрактным. (Такое абстрагирование тоже является полезным научным приемом.)
Итак, мы рассмотрели две гипотезы и поставили в центре нашего внимания человека с его пророческой способностью. Тем самым мы постулировали полную принадлежность этой способности сфере психического человека.
Мы рассматриваем человека, в некоторый момент обладающего истинными знаниями о будущем событии. Возникает вопрос, как они появились?
Тут есть много предположений.
--
Событие не является многовариантным, и знания о нем не являются феноменом.
--
Существует гипотеза опережающего отражения, говорящая об опережающей работе живых систем. Но дело в том, что такая работа требует энергетических затрат, порой очень значительных.
Рассмотренные нами предположения могут объяснить существование многих явлений предвидения, но есть исторические факты, которые не поддаются объяснению с данных позиций:
1). Жене Юлия Цезаря приснился сон, в котором она видела, как убивают ее мужа, а через три дня Цезарь был действительно заколот;
2). Вообще великие люди окружены вниманием предсказателей. Так историк Рима, Аммиан Марцеллин, описывая смерть императора Юлиана, пишет, что тому заранее было предсказано место его гибели и то, что он погибнет от железа (26, с.424).
3). Английский король Ричард III увидел во сне, что погиб в бою, а на следующий день это свершилось;
4). Жизнь Жанны д'Арк можно рассматривать как исполнение пророчества (34, с.288).
5). В 1756 году в конце сентября Сведенборг, только что возвратившийся из Англии в Готтенбург, обедал в обществе нескольких особ, у одного из тамошних жителей. Около шести часов вечера он вышел из комнаты и воротился бледный и встревоженный, говоря, что в Стокгольме сильный пожар и что пламя охватило уже значительную часть города. (Готтенбург отдален от Стокгольма на 50 миль.)
В беспокойстве он несколько раз после того оставлял комнаты и объявил наконец, что дом такого-то его знакомого уже превратился в пепел и что его собственный дом находится в большой опасности. Выйдя еще раз около 8 часов, он возвратился уже с лицом спокойным, говоря: "Слава Богу, пожар погашен, огонь остановился за три дома от моего". Все это произвело большое движение в городе и дошло до сведения губернатора, который на другой день пригласил к себе Сведенборга и получил от него подтверждение всего сказанного им накануне с описанием всех малейших подробностей. А на следующий день приехал из Стокгольма курьер с известием о пожаре, который действительно происходил, как его описывал Сведенборг (45,с.10).
6). Аналогичный случай произошел с Василием Блаженным на пиру у Ивана Грозного. Будучи однажды приглашенным к Ивану Грозному, юродивый три раза вылил подносимую ему застольную чашу. Когда царь рассердился на него, Василий ответил: "Не кипятись, Иванушка, надо было залить пожар в Новгороде, и он залит".
Позже выяснилось, что действительно, в это самое время в Новгороде был опасный пожар.
7). Борис Годунов позвал к себе гадателей и те предрекли ему, что он будет царствовать в течении семи лет (30,К4,с.100).
8). Максим Грек, когда царь Иоанн не внял его совету, велел сказать ему чрез Алексея Адашева и князя Курбского, что царевич Димитрий будет жертвою его упрямства. Иоанн не испугался пророчества: поехал в Дмитров, в Песношский Николаевский монастырь, оттуда на судах реками Яхромою, Дубною, Волгою, Шексною в обитель Св. Кирилла и возвратился чрез Ярославль и Ростов в Москву без сына: предсказание Максимово сбылось: Димитрий [в июне] скончался в дороге (30, К3,с.246).
9). Уверяют, пишет Карамзин, что астрологи предсказали неминуемую смерть Иоанну Грозному через несколько дней, именно 18 марта, но Иоанн велел им молчать, с угрозою сжечь их всех на костре, если будут нескромны. 17 марта ему стало лучше и 18 марта он хотел казнить астрологов, но вдруг умер (30,К3,с.506).
10). Свифт в "Путешествии в Лапуту" указал почти точные сведения о спутниках Марса, -- их расстояниях от этой планеты и периодах обращения, -- хотя эти спутники, Фобос и Деймос, были открыты астрономами лишь много лет спустя... " Кроме того, они открыли две маленьких звезды или два спутника, обращающихся около Марса, из которых ближайший к Марсу удален от центра этой планеты на расстояние, равное трем ее диаметрам, а более отдаленный находится от нее на расстоянии пяти таких же диаметров. Первый совершает свое обращение в течении десяти часов, а второй в течении двадцати одного с половиной часа, так что квадраты времен их обращения почти пропорциональны кубам их расстояний от центра Марса, каковое обстоятельство с очевидностью показывает, что означенные спутники управляются тем же самым законом тяготения, которому подчинены другие небесные тела"(13,с.200).
11). Странный сон приснился М. Ломоносову: "Последнюю ночь корабельного плавания не спал, в каюту не заходил. Так и стоял, так и ждал, скоро ли-де всплывет русский берег.
"...Но на рассвете вздремнул и увидел сон необыкновенный.
Вижу, будто мой корабль огибает остров Моржовец, что в горле Белого моря. Вхожу в губу Глухую. Падает снег. На берегу карбас; в нем, под снежной пеленою, человеческое тело. Я рукою охитил снег с лица и... узнаю отца. Он испытно глядит на меня и вопрошает: "Дитятко, ты меня на Страшном суде не будешь уличать, что я тебе встать на ноги не пособил?"
И я будто отвечаю ему:
-- Нет, татушка, не буду. А ты на меня вечному судии не явишь, что я тебя при старости лет бросил?
-- Нету твоей вины, дитятко!
И тут его накрыла метель. Это побережье Моржовца мы не раз навещали с отцом ради промысла. В Петербурге я поспешил разыскать своих земляков-двинян, весенних гостей столицы. Они уже стояли кораблями на Неве. Здесь встретило меня известие, что отцов корабль не вернулся прошлой осенью с промысла. Неведомо и то: на каких берегах погиб... Я, -- рассказывает далее Ломоносов, -- немедля отправил на родину депешу, дабы искали в Глухой моржовецкой губе. Послал и деньги, потребные к расходу по сей экспедиции. Снаряженный из Архангельска гальот нашел останки отца моего в указанном мною месте. Понеже грунт явился кремнист, накрыли кости бревенчатым обрубцем"(56,с.35).
12). Сны и видения играли важную роль в судьбе поэта и философа В.Соловьева. За год до коронования Александра III Соловьеву приснился сон, рассказанный им позднее князю Е.Н.Трубецкому: он видел себя едущим по длинному ряду московских улиц, и из одного дома выходит к нему католическое духовное лицо, у которого Соловьев попросил благословения; тот заколебался, но Соловьеву удалось победить его сомнения ссылкой на мистическое единство вселенской церкви, и благословение было дано. На коронование прибыл папский нунций, и с Соловьевым наяву произошло все то, что он видел во сне, -- причем совпало в мельчайших деталях(49,с.448).
13). Епископ Йозеф Ланий увидел во сне, как застрелили австрийского эрцгерцога Фердинанда, что и произошло на следующий день, в результате чего началась Первая мировая война;
14). Американский президент Авраам Линкольн неоднократно видел сны и видения (последний раз накануне покушения), которые предсказывали ему гибель от руки наемного убийцы;
15). Английский премьер Уинстон Черчиль отличался глубокой интуицией и способностью предвидеть будущее(50, с.230, с.245, с.255);
16). Известный экстрасенс Эдвард Кейс назвал точную дату землетрясения в Калифорнии, разрушившего Сан-Франциско в 1906г;
17) В дневнике московского школьника Левы Федорова, написанном незадолго до начала Великой Отечественной войны, не только содержится достаточно точно указанная дата начала войны, но и раскрыт основной смысл и содержание захватнического плана "Барбаросса", дан блестящий детальный прогноз будущего, показана ущербность и бесперспективность этого плана, неизбежность краха германских военных устремлений(44).
К сожалению, нет никакой возможности привести все документально зафиксированные факты. Несомненно только одно: следует признать существование феномена.
Вещие сны, как правило, связываются с защитной функцией. Человек беспокоится о близких, родных ему людях, которые оказались в опасном положении. Появляются в сновидениях картины ранений, гибели близких -- сигнал опасности для спящего. И если эти сигналы совпадают случайно с реальной гибелью -- появляется вера в вещие, пророческие сны. Например, сон жены Юлия Цезаря. Но не все сны можно этим объяснить, как, например сон М. Ломоносова или Вл. Соловьева.
Оппонентами обычно приводится довод, что случайно совпавшее высказывание остается в памяти, становится историческим фактом, в то время как масса других просто забывается.
Для появления случайного совпадения такие высказывания должны были бы делаться регулярно в отношении близлежащих населенных пунктов. Значит если за год происходит (происходил) один пожар в одном из 10 пунктов, то вероятность случайного предсказания 1/ 365*10 = 0.00027
Насколько мы знаем, никто не занимался регулярным высказыванием прогнозов будущего в таких количествах. Причем пророки известны, как правило, не одним сбывшимся предсказанием, а при этом вероятности складываются.
Многие предсказатели, это и Нострадамус (22;23;24) и Вещий Авель (8;20,с.414-435; 37;39;41,с.353-365) и Эдгар Кейси (48) и Ванга (47), Лева Федоров (21;44) и другие неоднократно на протяжении своей жизни верно предсказывали будущее.
Итак, основной результат, к которому мы пришли можно свести к выявлению исторических фактов вопиющих о существовании феноменальной способности человеческого мозга -- пророчески предвидеть будущее.
Даже если бы история дала нам всего лишь один случай пророческого предвидения будущего, он нуждался бы в осмыслении, но мы имеем дело с большой последовательностью таких случаев. Мы видим, что природа здесь охватывается некоторой закономерностью.
Выдвижение гипотезы. В истории бывали случаи, когда человек высказывал пророческие знания о будущем. Откуда они могли у него появиться? Мы знаем лишь одно место в пространстве-времени, где человек обладает этими знаниями. Это место во времени после совершения события. Тем самым возникает логическая необходимость говорить о существовании передачи знаний от человека находящегося на временной оси в точке после совершения события человеку находящемся в прошлом до совершения события.
Рассуждения о сути связи между людьми, разделенными во времени может постичь судьба дискуссии о взаимодействии в физике. В конце концов, все может свестись к взаимодействию каких-нибудь частиц или на худой конец волн. (Смотри приложение.)
Мозг человека может представлять собой что-то вроде матрицы, с которой Мировой дух штампует информационные коды. Они перемещаются в прошлое и там могут улавливаться мозгом человека.
Продолжая развивать нашу гипотезу, мы должны перейти к понятиям составляющих суть психических явлений.
Одним из таких понятий мы считаем информацию.
В книге "Проблемы идеального. Субъективная реальность" (14) Д.И. Дубровский выясняет проблему связи субъективной реальности с мозговыми и телесными процессами и предлагает для ее решения информационный подход, и дает определения информации необходимые для этого.
Вот его положения:
--
Информация есть результат отражения (данного объекта определенной материальной системой).
--
Информация не существует вне своего материального носителя (всегда выступает лишь в качестве его свойства -- структурного, динамического и т.д.).
--
Данный носитель информации есть ее код (информация не существует вне определенной кодовой формы).
--
Информация инвариантна по отношению к субстратно-энергетическим и пространственно-временным свойствам своего носителя (т.е. одна и та же для данного класса систем информация может быть воплощена и передана разными по указанным выше свойствам носителями; это означает, что одна и та же информация может существовать в разных кодах).
--
Информация обладает не только формальными (синтаксическими), но также содержательными (семантическими) и ценностными (прагматическими) характеристиками.
--
Информация может служить фактором управления, т.е. инициировать определенные изменения в данной системе на основе сложившейся кодовой организации (здесь мы опираемся на понятие информационной причинности).
Приведенные положения являются, насколько нам известно, общепринятыми в нашей философской литературе. Мы тоже принимаем эти положения с небольшим дополнением третьего пункта. На наш взгляд разные носители могут иметь один и тот же код.
Далее Д.И. Дубровский утверждает: "Всякое явление сознания есть информация о чем-то. Под явлением сознания имеется в виду любое актуально переживаемое сознательное состояние, любой произвольно взятый интервал сознательного состояния, несущий многообразные психические модальности (чувственную, логическую, эмоциональную, волевую и т.д.). Каждый такой интервал "содержателен", есть отражение каких-то явлений внешнего и внутреннего мира" (14, с.137).
Понятие информации -- категориальное звено для связи ментального и физического. Говоря о пророческом знании о будущем, мы будем говорить ниже о передаче информации от человека из будущего человеку в прошлом.
Мы используем экстраполяцию фундаментальных физических принципов в область исследования пророчеств. Суть метода экстраполяции, с нашей точки зрения, в распространении знания об одной предметной области в другую, более широкую (не обязательно качественно подобную первоначальной). Объективной основой такого распространения служит материальное единство мира. Так экстраполируя на пророческие явления положения теории информации, мы утверждаем идентичность источника и приемника информации.
Мы утверждаем, что человек принимает и излучает информацию. Излученная информация отходит в прошлое, а принимается информация из будущего. Это первое положение нашей гипотезы.
Заметим, что существующая в эзотерической прессе гипотеза о существовании информации в пространстве (в виде тахионных полей) и о возможности получения ее оттуда, не согласуется с представлениями о сути информационных процессов происходящих в мозгу человека в частности с тезисом о том, что информация существует только в кодовом виде. Мозг человека может раскодировать только свои собственные коды или близкие своим коды других людей, по своему истолковав их.
Теперь можно перейти к рассмотрению чисто функциональных вопросов передачи и приема сигнала.
Тут опыт говорит нам, что передаваемый сигнал должен быть достаточно мощным и желательно не иметь посторонних шумов. Приемник, должен быть настроен на принимаемую частоту (хотя подобная настройка может и не иметь значения), и не должен создавать свои собственные шумы.
Но связь только передает информацию, а не создает ее. Значит, после события человек должен пережить всплеск активности (интеллектуальной или эмоциональной). А до события ему желательно находиться в спокойном состоянии.
Социокультурный анализ пророчеств.
Почему в обыденной жизни мы не умеем предвидеть будущее? Почему, считается, что предвидение будущего было более свойственно людям прошлого?
Конечно, раньше люди были более доверчивыми, но причина как мне кажется не в этом. В данном случае имеет значение появление у человека логического мышления. Развитие интеллекта на какое-то время вытеснило древнюю приспособительную способность.
Древние предания сохранили свидетельства, что в жизни человечества произошла какая-то духовная катастрофа. Народы переживали потерю способности предвидеть будущее по разному. Но отчетливо эта трагедия была зафиксирована, пожалуй, только в Библии и в мифе о Прометее.
В первой книге Моисеевой, в "Бытие" говорится, что "обольщенные змеем, муж и жена едят запретный плод", после чего Бог умножил скорби женщины, проклял землю за Адама и изгнал человека из рая. Правда, Господь Бог сделал Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их.
Что же произошло? Из текста мы узнаем, что запретный плод дает знание. Какого рода это знание. Люди увидели, что они наги (по всей видимости, у них зародилось мышление). Логическое заключение, что стыдно быть нагими. Знание помешало вступить в общение с Богом. А такое общение было, о нем позднее скажет Иоанн: "И слово было от Бога, и слово было к Богу". Так может быть всему виной развитие мышления, притом именно логического?
В трагедии Эсхилла "Прометей прикованный", на вопрос предводительницы хора в чем он виноват, Прометей признается, что он у смертных отнял дар предвидения, наделив их "слепыми надеждами". И это повлекло со стороны Бога аналогичное библейскому наказание. Человека чуть не уничтожили, а Прометея прокляли. В данной версии мифа не главный Бог, а Прометей сделал людям одежды.
Впредь для общения с Богом требовалось обладать определенного рода благодатью, о наличии которой говорится в сказании о Ное. Бог обращается к Ною, рассказывая ему о будущем. Первоначальной функцией Бога было предсказание будущего. Основоположником нравственных законов Бог становится позднее. По началу даваемые им законы еще противоречивы, иначе и быть не могло. Неизменным остается предсказание будущего.
Человек, предчувствуя будущее, не мог не искать объяснения своим пророческим снам. Неизбежно он приходил к пониманию, что эти сведения идут от потусторонних сил, от Бога. Здесь источник религиозного мировосприятия древнего человека. В то время человек и помыслить не мог, что инициатором предвидения будущего является он сам. Слишком он был слаб. Сейчас мы можем сделать такое предположение, основываясь на научной методологии.
Абстрактное (логическое) мышление и, в частности, обращение с числами и символами свойственно только человеку, т.е. приобретено на поздней стадии эволюционного развития. Это не сопровождалось какими-либо существенными изменениями в устройстве нервных клеток и организации нейронной сети. Абстрактное мышление вторично, надстроечно, по отношению к фундаментальным механизмам работы мозга. Накапливаемый сейчас фактический материал из области сравнительной физиологии говорит о не предполагавшемся раньше разнообразии материальных субстратов регуляционных кодов и самих форм и принципов кодирования, в котором осознаваемые и вербализованные психические коды человеческого мозга занимают место лишь одной из частных, хотя и наиболее высокоразвитых форм.
Для древних предвидение будущего было явлением обычным. Они даже догадывались о возможных проблемах, связанных с предвидением будущего, вроде прогностического эффекта Эдипа, когда предсказание события само моделирует будущую ситуацию. Трагедия Эдипа показала людям несправедливость богов.
Индийская религиозная традиция тоже искала пути преодоления разлада с будущим. Это преодоление намечается в учении о карме. И хотя причины кармического влияния религиозная философия видит в прошлых прегрешениях, мы можем увидеть, что предлагаемые религиозными практиками советы помогают человеку лучше предчувствовать будущее, так как по их представлениям притекание кармы происходит в силу "омрачения" психики: гнева, хитрости и алчности, страсти, страха и отвращения. Всего того, что приводит к появлению "слепых надежд".
Сформулируем второе положение:
2) Человек находится в разладе с вневременным информационным потоком, потому что мешает логическое мышление создающее "слепые надежды".
Основы нравственности с информационной точки зрения.
Сейчас существуют различные взгляды на нравственность. Заявляют даже, что нравственность относительна. Так ли это? Ведь всегда существовали религии призывающие к нравственному образу жизни, основывая свои требования на чем-то вневременном и незыблемом.
На чем можно основать нравственные принципы, так чтобы они сообразовывались с законами мироздания? Для этого надо выбрать некое фундаментальное понятие, которое бы явилось связующим звеном между духом и телом. Учеными для связи субъективной реальности с мозговыми и телесными процессами предлагается информационный подход. Понятие информации прочно вошло в нашу жизнь. Но кроме этого понятия существуют еще способы и правила рациональной работы с информацией, которые должны проявляться в жизни человека. Возможно ли связать эти способы и правила с нравственными основами жизни человека?
Кроме широко распространенных информационных процессов протекающих в мозгу человека существуют еще редкие - телепатия, пророческое предвидение, ясновидение. В них человеческое сознание выходит в область коллективного бессознательного, и тут становятся важными принципы рациональной работы с информацией. А из них легко выводятся основы нравственности.
Нравственность есть то, что способствует развитию человека (человечества), расцвету личности. Это, прежде всего:
-- Честность, о которой сказано в Евангелии: "Пусть будет ваше да -- да, нет -- нет. Честность перед самим собой. Без нее не может быть речи, ни о какой передаче информации.
-- Ответственность в принятие решения.
Примером безответственности мы можем рассмотреть на поведении детей. При мышлении дети часто выбирают первый попавшийся вариант перебора комбинаций и торопятся его озвучить. Это может стать стилем мышления и со временем приведет к банкротству интеллекта безответственного человека. Хотя сам фактор ответственности не зависит от органической составляющей мозга и может быть отнесен к нравственным установкам личности.
-- Заинтересованность. Любовь. Благожелательность. Открытость, готовность не только брать, но и отдавать. Это тоже можно считать правилами работы с информацией. Интеллектуальная деятельность не должна блокироваться посторонними факторами. Благожелательность, по мнению известного психоаналитика Карла Юнга открывает человеку доступ к глубинным кладовым коллективного бессознательного.
-- Вера. Готовность включить в свою интеллектуальную жизнь новые категории и образы. Готовность предоставить свои физические возможности для выполнения информационных программ (при феномене исцеления).
-- К нравственности относится и такое требование как: "Не шуметь. Не создавать информационных помех". Чем грешат телевидение, пресса, да и некоторые ученые и писатели.
Можно утверждать, что человек, с детства принявший нравственные принципы получает более полноценное умственное развитие.
Когда приобретает человек нравственные задатки? В раннем детстве и связано это с морально-нравственным климатом в семье. Надо признать, что среди умных людей встречаются безнравственные, хитрые, а порой и откровенно злые. Природа этого явления пока не изучена. Может быть, причина заключается в какой-то травме. Однако, если отойти от бытового понятия ума, и рассмотреть такое явление как талантливость, гениальность, то легко увидеть, что в подавляющем большинстве великие люди отличались высокими нравственными убеждениями.
Сделав предположение о существовании переноса информации, мы можем сделать предположения о психологии пророков. С одной стороны это святые - отсутствие страстей. С другой юродивые - отсутствие логического контроля.
Творчество
Информационный поток из будущего может проявляться не только в предвидении, но и в творчестве. Об этом писал еще Платон в диалоге Федр (244 В): "Прорицательница в Дельфах и жрицы в Додоне в исступлении сделали много хорошего для Эллады и отдельным людям, и целым народам, а в здравом уме -- мало или вовсе ничего. И если мы стали бы говорить о Сивилле и других, которые благодаря божественному дару прорицания множеством предсказаний многих направили на верный путь в будущем, то мы бы потратили слова на то, что всякому ясно. Но вот на что стоит сослаться: древние, которые давали имена вещам, не считали исступление безобразным или позорным -- иначе бы они не прозвали "маническим" то прекрасное искусство, которое позволяет судить о будущем. Нет, считая его прекрасным, если оно появляется по божественному определению, они и дали ему это имя, а наши современники, по невежеству вставив букву "т", называют его "мантическим". Точно так же и тот вид гадания, когда сведущие люди пытают грядущее по птицам и другим знамениям, в которых, словно нарочно, заключен для человеческого ума смысл и даже знание будущих событий, древние назвали ойоноистикой [или гаданием посредством ума], а теперь называют попросту "ойонистикой" [или птицегаданием], с омегой ради пышности. Так вот, насколько прорицание совершеннее и ценнее птицегадания и по имени и по существу -- настолько же, по свидетельству древних, исступление, даруемое богом, прекраснее здравомыслия, свойственного людям.
Избавление от болезней, от крайних бедствий, от тяготевшего издревле божьего гнева бывало найдено благодаря исступлению, появившемуся откуда-то в некоторых родах и дававшему прорицание тем, кому это требовалось. Исступление заставляло прибегать к молитвам и служению богам, отчего удостаивалось очищения и посвящения в таинства и тем ограждало от напастей и на нынешнее и на будущее время того, кем овладевало, и приносило избавление от нынешних зол подлинно иступленным и одержимым.
Третий вид одержимости и исступления -- от Муз, оно охватывает нежную и непорочную душу, пробуждает ее, заставляет излить вакхический восторг в песнопениях и в иных родах поэзии и, украшая несчетное множество деяний предков, воспитывает потомков. Кто же без ниспосланного Музами исступления подходит к порогу творчества, в уверенности, что благодаря одной сноровке станет изрядным поэтом, тот немощен, и все созданное человеком здравомыслящим затмится творениями исступленных".
Все зависит от того, какие "энергии" генерирует человек на протяжении своей жизни. От того, с какими колебаниями духа вступает в резонанс его душа. Ни йоги, ни святые, ни медиумы не сделали научных открытий. Несмотря на общение с "потусторонним" миром.
Сформулируем третье положение:
3) Можно научиться формировать информационный поток, текущий в прошлое, тем самым, создавая связь будущего с прошлым. Существуют разные способы нагнетания потока информации: концентрация внимания, гипноз, медитация. Необходимо долгое и кропотливое осмысление образов, передаваемых в прошлое. Предметы искусства, культуры, литературы помогают установить связь с будущим.
Информация о событии может сопровождаться определенным эмоциональным настроем. Каждый человек должен сам определить и выделить для себя такое эмоциональное состояние.
На современном этапе развития человек может попытаться вернуть себе утраченную способность. Больших успехов ждать не приходится, так как никто не собирается отказываться от логического мышления. Человек может улучшить "слышимость" будущего за счет более качественного наполнения межвременного информационного потока.
ВЫВОДЫ:
1) Мы утверждаем, что человек принимает и излучает информацию. Излученная информация отходит в прошлое, а принимается информация из будущего. Происходящие события зависят от информации приходящей из будущего.
2) Человек находится в разладе с вневременным информационным потоком, потому что мешает логическое мышление создающее "слепые надежды".
3) Человек может формировать информационный поток, текущий в прошлое, тем самым, создавая связь будущего с прошлым. Существуют разные способы нагнетания потока информации: концентрация внимания, гипноз, медитация. Необходимо долгое и кропотливое осмысление образов, передаваемых в прошлое.
Отражение обнаруженных закономерностей на жизни мира.
Конечно, истинность гипотезы может подтвердить только опытная проверка. Но и без нее мы можем истолковать полученные выводы.
Какое значение может иметь явление пророческого предвидения будущего? Прежде всего, оно может иметь массовый характер. То, что оно не является таковым можно объяснить исходя из соображений трудности передачи и приема сигнала.
Рассматривая пророчески предвидящего человека как абстрактную информационную систему можно распространить явление переноса информации из будущего в прошлое на все живые системы. Если же не на всю Вселенную. (Здесь проявляется принцип всеобщности).
Для проверки принципа всеобщности не обязательно проводить новые опыты, на первом этапе достаточно рассмотреть факты накопленные наукой.
Только ли человеку доступно преодоление границ времени?
Известно, что биосфера земли реагирует на солнечные вспышки заранее, как бы предвидя их. Есть сведения о том, что животные могут предвидеть будущее. Хотя бы такой факт -- крысы покидают дома, которые сгорят или рухнут, а также корабли, которые утонут.
Лев Гумилев в своей работе "Этногенез и биосфера Земли" -- высказал гипотезу о действии в историческом процессе некоторой особой силы, названной им пассионарностью. Под пассионарностью (passio -- от лат. "страсть") он подразумевает "эффект той формы энергии, которая питает этногенез" (9, с.379). Но может быть пассионарность можно объяснить информационным потоком из будущего?
\\Природа гениальности не исчерпывается генетической предопределенностью. Сказывается исторический момент. Накачка мыслями потомков. В известных родах нет равномерности проявления талантливости, есть всплески и провалы. Возникло даже мнение, что на детях гениев природа отдыхает.
Интерес представляет феномен стремления к власти. Власть дает возможность среднему человеку оказаться в центре внимания, получить заряд информационной энергии (пассионарности.).\\
Противники дарвинизма утверждают, что жизнь на Земле развивалась целенаправленно, потому что, если подсчитать, сколько времени необходимо для эволюции путем случайных мутаций, то получится несуразно большая величина, значительно превышающая возраст Вселенной.
Случайность не объясняет и явной системности в многообразии возникающих форм живого, что проявляется в существовании закона гомологических рядов Н.И.Вавилова, согласно которому генетически близкие виды имеют сходный тип наследственной изменчивости. Это говорит о существовании некоторых общих упорядочивающих законов. Получение информации из будущего, один из таких законов.
В модели целенаправленной эволюции развитием управляет будущее. Управляет, проецируя на прошлое информационные коды видов, которые должны возникнуть! Просто в будущем их числено больше. Мировой дух может снимать информационные коды с матриц любых живых систем. Может ли Мировой дух передавать информационные коды неживых систем? Будет ли искусственный интеллект способен на пророческое предвидение?
Сторонники "витализма" постоянно утверждают особенность жизненных процессов их разительное отличие от кибернетических машин.
Всю первую половину двадцатого столетия созревала мысль о важнейшем качестве живых систем -- целесообразности (или целенаправленности, целеустремленности и т.п.). Используя нашу гипотезу модно дополнить существующую концепцию времени. Но это не значит, что нужно отказаться от реальности причинно-следственных связей, а только признать диалектическое единство причины и следствия, прошлого и будущего (в физике это проявляется в существовании так называемых квантовых корреляций и не локальности). Это можно интерпретировать и так: события способны создавать во времени причинно-следственные петли.
Метафизика постоянно говорит о том, что материю ведут к цели силы высшего порядка. На это указывал еще Аристотель, выделяя четыре типа причины. "Одной таковой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое "почему сводится, в конечном счете, к определению вещи, а первое "почему" и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат (hypokeimenon); третьей -- то, откуда начало движения; четвертой -- причину, противолежащую последней, а именно "то, ради чего", или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения) (2,Т1,с.70).
Это созвучно идеям о ноосфере разработанным Э. Ле Руа, Тейяром де Шарденом, Вернадским. Но и Вернадский видел необходимость материалистически объяснить запредельные возможности разума. В его статье "Несколько слов о ноосфере" есть такие слова: "Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен".
Наблюдения житейского опыта
Возможно предвидение будущего в большей степени свойственно детям, нежели взрослым людям.
Наталья Глебовна Овчарова в автобиографической книге "Колкие травы" описывает такой случай. Пожилая женщина, глядя на грудного ребенка, говорит "Нежилая, видно. Пришлых не чувствует". И через некоторое время ребенок умирает от диспепсии (40, с.97).
Здесь пример не просто предвидения. Здесь отмечено состояние самого ребенка. По видимому, ребенок в младенческом, а может и в эмбриональном возрасте, во время формирования мозга, уже впитывает в себя информацию о будущей жизни. А в данном случае ее не было. Возможно, даже будет можно проследить физиологические различия в формировании мозга у умирающих детей и продолжающих жить.
При рождении мозг человека развивается, не только подчиняясь законам биологической наследственности, но и воспринимая информацию из будущего. Информацию, связанную с будущей деятельностью человека, с его судьбой. Мозг, как может, приготавливается к предстоящим испытаниям. Не зря говорят, что все дети гении. В детстве мозг ярче воспринимает информацию из будущего, как от самого себя в будущем, так и от других людей.
Чем длиннее жизнь, тем больше информации ребенок получает из будущего. Но гении часто гибли в раннем возрасте. Возможно, они формировались за счет интереса к ним человечества.
Вот что пишет АПУЛЕЙ в "Апология, или о магии"(42). "Я помню, что прочитал у философа Варрона, мужа многоумного и многосведущего, среди прочих рассказов такого же рода еще и вот какой. Якобы в Траллах, когда волхвы там совершали гадания об исходе Митридатовой войны, некий отрок, созерцая отраженный в воде кумир Меркурия, вдруг пропел песнь в сто шестьдесят стихов о грядущих событиях. Тот же Варрон рассказывает, как Фабий, потеряв пятьсот денариев, пришел за советом к Нигидию и как зачарованные Нигидием мальчики точно ответили на вопрос его, где зарыта мошна с частью этих денег и куда разошлись остальные -- и тогда одна монета нашлась даже у философа Марка Катона, который признался, что взял ее от своего же ближнего раба для взноса в Аполлонову казну. Вот такое и подобное о волхованиях и отроках читал я во многих книгах и все-таки сомневаюсь, что по этому поводу сказать -- допустить или отвергнуть, хоть я и верю Платону, что между богами и людьми пребывают некие промежуточные по природе и по местоположению дивные силы, правящие всеми пророчествами и чудодействованиями магов. Поэтому я по размышлении допускаю возможность, что человеческая душа, а наипаче детская и невинная, то ли от запахов услаждающих, то ли от песен утешающих засыпает в дремотном успокоении и в беспамятном ко внешнему отчуждении, так что на краткий миг с позабытым телом она разлучается и к собственному естеству возвращается, а естество сие воистину бессмертно и божественно -- и что поэтому словно бы в некоем сонном дурмане провидит душа грядущее. Однако же в любом случае, если вообще можно верить подобному, то для самого существа дела непременно надобно, как я слыхал, чтобы этот -- уж не знаю какой! -- назначенный для пророчества отрок был бы телом прекрасен и беспорочен, разумом остер и даром речи отличен: все для того, чтобы дивная сила в нем как бы отменное обиталище, коего достойна, ежели и вправду нисходит она в отроческое тело, и чтобы сама душа после скорого своего пробуждения воротилась бы к пророчеству, мигом ею обретенному, и с легкостью воспомнила бы его в целости и сохранности, еще не тронутое забвением."
Надо внимательнее относиться к тому, что говорят дети, порой еще в младенческом возрасте. Дети иногда настолько обременены неразрешимыми проблемами, которые встанут перед ними в будущем, что могут даже болеть от этого.
Можно утверждать, что природа некоторых архетипов, о влиянии которых на развитие души он говорил К.Юнг находятся не в прошлом народов, а в их будущем. Их можно назвать неотипами.
Генетика пока не выявила механизмов передачи врожденных программ универсальных образов поведения, под влиянием которых, по мнению Юнга, находятся не только элементарные поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов, но также восприятие, мышление, воображение. А информация из будущего может влиять и на восприятие и на мышление. Чтобы выявить это влияние, нужны обширные и массовые исследования социальных явлений.
Что нового вносит наша гипотеза
в старые философские дискуссии?
Коррекция взгляда на причинно следственные связи.
Понятие времени обсуждалось необозримым числом авторов. Охватить всю эту литературу или даже основные направления дискуссии уже не представляется возможным, да и не требуется в данной работе.
Классическая физика основана на представлении о детерминизме, то есть принципиальной возможности абсолютно точно описать поведение системы. Но в связи с этим возникает вопрос о свободе воли: коль скоро человек -- часть природы, то его поступки предопределены, и он не может за них отвечать...
Мы рассмотрим здесь теологический фатализм, который опирается на предположение, что Бог предвидит то, что происходит. Здесь возникает весьма сложная проблема совместимости всеведения Бога со свободой воли человека и с его моральной ответственностью.
При решении этой проблемы другими авторами утверждается, что Бог находится вне времени и поэтому Он видит будущие случайности не как будущие, а как настоящие. Таким образом, знание Бога является вневременным и никакого предвидения здесь нет. Эта точка зрения была поддержана авторитетом Ансельма и в особенности Фомы Аквинского.
Есть ли смысл влиять на прошедшие события? Ведь мы их не изменим. Но нужно знать, что произошедшие в прошлом события уже учитывают наши будущие мысли. И мы не знаем всего комплекса событий явившихся следствием нашего воздействия на прошлое.
Но можно признать, что человек свободен в своих поступках и в ответе за них, если он в какой-то мере имеет власть над прошлым.
Возможен такой мир, в котором прошлое не является неизменным. Представим все события расположенными на мировой оси времени. И из прошлого в будущее идет импульс, прохождение этого импульса и является нашим жизненным переживанием настоящего. Информация из будущего воздействует на предыдущий импульс и реализует другой вариант прошлого. В таком варианте мироздания события приобретают динамику в пятом измерении. Это созвучно античной идее "вечного возвращения", которая неожиданно получает подтверждение в некоторых современных космологических моделях (имеется в виду бесконечная последовательность циклов, где каждая сингулярная точка представляет собой Большой Взрыв).
Развитие современной науки, отвергая абсолютизацию ранее известных форм причинно-следственных связей, раскрывая их многообразный характер, подтверждает, углубляет и обобщает диалектико-материалистическое понимание причины. Диалектический материализм признает сложность причинно следственных связей, их изменчивость, многозначность, "оборачиваемость".
Нужно ли отказываться от традиционных представлений о причинно следственных связях? О том, как они выглядят с учетом информационного потока из будущего, рассказывает рис.1. Установление полной причины явления оказывается возможным лишь в сравнительно простых случаях, и обычно научное исследование направлено на раскрытие лишь специфических причин.
рис 1
Все недоумения происходят из-за неправильного деления целостного явления на причину и следствие. Предположу, что отчасти это происходит от того, что наблюдатель движется во времени.
Перетекание информации из будущего в прошлое дает нам любопытный взгляд на причинно следственные связи. Классическая философия, выстраивая цепочку причин, так как каждая причина имеет свою причину, ставила вопрос, что явилось причиной причин. Ведь материя не могла произойти из ничего. Это рассуждение приводилось философами как доказательство бытия Бога, являющегося причиной бытия.
Шопенгауэр в философском исследовании "О четверояком корне закона достаточного основания" писал: "...причина всегда предшествует во времени действию и только это позволяет нам первоначально узнать, какое из двух соединенных причинной связью состояний есть причина и какое -- действие"(57,с.50).
Наша гипотеза говорит о том, что материя в нашем мире движется в двух временных направлениях, следовательно, с точки зрения вневременного наблюдателя мы не можем указать, что является причиной, а что следствием.
Жизнь можно представить, как реку с двусторонним течением различных, взаимно проникающих субстанций. Чтобы избавиться от парадоксов нарушения причинно-следственных связей, достаточно взглянуть на мир с точки зрения вневременного наблюдателя. Тогда жизнь или путь человека по жизни предстает в единстве и целостности своих временных проявлений. Поступки людей определяются равнодействующей сил, одна из которых является информацией текущей из будущего.
Наша гипотеза представляет интересный материал для размышлений о детерминизме мира.
Наша гипотеза говорит о значительной роли информации в мире. Роль информации в мире не сводится к физикализму и может индетерминировать мир. Само понятие детерминизма выросло из Лапласовской теории физического действия, а роль информации в ней никак не отображалась.
Детерминизм или индетерминизм мира нельзя вывести теоретически. Это можно лишь проверить опытным путем. Вывод может быть ясен исходя из выяснения характера взаимодействия информации и материи. Является ли это взаимодействие детерминированным? Это вопрос квантовой механики. Решение этого вопроса может зависеть даже от того, является ли наша Вселенная замкнутой или нет.
Явление переноса информации из будущего должно внести свой вклад в развитие физического представления о времени. Мы же пока не можем сказать по этому поводу ничего определенного.
В науке получила распространение модель возможности виртуального будущего. Темпорологи рассматривают временные структуры с ветвящимся будущим. В них они видят возможность объяснить предвидение будущего. "...На временной оси, -- отмечает Е. Файдыш, -- объект описывается пакетом волновых функций. Отсюда непосредственно следует, что в каждой точке настоящего присутствуют "хвосты" волновых функций объектов из далекого будущего, а правильнее сказать, из различных виртуальных будущих" (51). И тут для исследователей видится возможность, с помощью гадательного процесса уловить слабые проявления будущего в настоящем.
В данном представлении предвидение будущего опять же сводится к наличию толпы гадателей создающих большой объем высказываний для статистической выборки. Говорят, если обезьяну усадить за пишущую машинку, то она когда-нибудь настучит роман "Евгений Онегин". Вот только времени ей для этого понадобится больше чем возраст вселенной. Нет, виртуальное ветвящееся будущее не объясняет явлений пророческого предвидения. Сама идея виртуального будущего возникла на базе изысканий внутри логики. Истоки проблемы восходят к античности. В девятой главе трактата "Об истолковании" Аристотель ставит вопрос об истинности высказываний о будущем событии. Этот вопрос оказался неимоверно сложной логической проблемой, со временем приведшей к понятию многозначной логики. А многозначная логика пришла к гипотезе ветвящегося будущего (29). Но мировые законы не могут зависеть от логических законов, являющихся только правилами нашей символики. Исторический опыт пророческого предвидения будущего говорит в пользу идеи линейной стрелы времени.
Мировой Дух
Высказанная гипотеза дает нам заметную экономию мысли. В отличие от взглядов на Дух как на потустороннюю субстанцию.
Взгляды мистиков на Дух предполагают существование некоторого божественного плана, согласно которому Дух, как прораб, создает наш мир. Но тогда, в силу того, что проявления Духа слабы, неизбежно отклонение развития мира от задуманного плана. И деятельность Духа в истории становится просто абсурдной, особенно если наделять Дух атрибутами Бога.
А наша гипотеза объясняет и огромные возможности пророков, и их недостатки.
Подчеркнем особо, что мы не отрицаем существование Бога. Но наше исследование философское, а не богословское. Мы лишь лишили предвидение будущего ареола чуда. Но при этом выявилась и внутренняя гармония мира. Скажем дальше словами Анри Пуанкаре: "Наилучшее выражение этой гармонии -- это закон; закон есть одно из самых недавних завоеваний человеческого ума; существуют еще народы, которые живут среди непрерывного чуда и которые не удивляются этому. Напротив, мы должны были бы удивляться закономерности природы. Люди просят своих богов доказать их существование чудесами; но вечное чудо -- в том, что чудеса не совершаются беспрестанно. Потому-то мир и божественен, что он полон гармонии. Если бы он управлялся произволом, то, что доказывало бы нам, что он не управляется случаем?"(42, с.157)
Человек, предвидя будущее, общается с самим собой, находящимся в будущем (подробнее об этом ниже). Древний человек думал, что он общается с Богом, и это общение, по мере развития логического мышления, становилось все затруднительнее. Будущее могли предвидеть лишь некоторые (отсюда идеи избранничества, угодности Богу). Потребовались различные способы "расширения" сознания (блокирование логического мышления): наркотические средства (пифии Греции), шаманские пляски, различные способы гадания. Кстати, вот почему среди пророков были юродивые.
Сознание человека является открытой системой. В этом смысле он не свободен от других людей.
Свободным в этом отношении можно считать более крупные образования -- народы, человечество.
Один человек не может отвечать за свои действия перед Богом. Отвечать может только все соборное человечество.
Поэтому в представлении многих религий грешники дожидаются на том свете судного дня. Проведение суда над человечеством потребовало бы остановки всемирной истории, т.е. Конца света.
Но имеет ли в такой обстановке смысл суд? Возможно ли проследить причины и следствия? Какова роль вмешательства в мировой процесс Бога.
Уже идея творения мира Богом снимает вопрос об ответственности человека. Но этот вопрос ставится опять идеей сотворчества человека и Бога. И снова снимается идеей вмешательства Бога, вочеловечевания его. Но ответственность все же должна быть. Иначе мир теряет свою целесообразность.
Философы, пишущие о духе, как правило, мало уделяют внимания рассмотрению предпосылок их рассуждений, не выявляя факты свидетельствующие о деятельности духа в мире.
Обычно их доводы сводятся к целепологанию Аристотеля. Исключением является разве что работа Гумилева "Биосфера и антропогенез Земли".
В этой работе рассмотрены различные факты, говорящие за существование Духа.
Надо отметить, что понятие дух употребляется философами в разных значениях.
1). Идеальные основы, которые носят универсальный характер, это и есть духовная основа мира (таков, например, идеал-реализм Н. Лосского и С. Франка, такова софиология). Это учение восходит к Платону.
2). Данность, раскрывающаяся в личном существовании.
3). Действующее начало.
Здесь мы рассматриваем дух с третьей точки зрения, как психологическую способность человека.