Елманов Виктор Сергеевич : другие произведения.

Ну, что ему Гекуба?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моим первым опытом в документальном кино (фильм "Три песни") была работа о послушнике, который в своей прошлой светской жизни был известным московским бардом.

  Виктор Елманов
  Ну, что ему Гекуба?
   Вообще-то, в год кино Кострома и область могут сказать о себе: мы тоже можем гордиться двумя именами нашего отечественного кинема-тографа! Имена эти: Михаил Трофимов и Андрей Тарковский. Первый своей кинофабрикой "Русь" заложил основание для киностудии им. Горького, второй своим творчеством оказал огромное влияние на мировой кинематограф.
   Хорошо, что в Завражье, где родился Тарковский, есть музей его имени. А вот Трофимов по-прежнему известен только очень узкому кругу, хотя, помимо кинофабрики в Москве построил в 1910 году в нашем городе первый кинотеатр. Находился он напротив нынешнего центра "Пале". Но, я думаю, придет время, и это имя будет у нас подобающим образом обозначено.
   Хотелось бы...
   Но мы как-то постоянно опаздываем. Фестиваль имени Тарковского с 2007 года проходит в Иваново и Ивановской области (называется он - Международный кинофестиваль "Зеркало" имени Андрея Тарковского).
  Я не знаю, что мешает проводить часть этого фестиваля и у нас? Думаю, ивановцы будут не против. Понимаю, что для этого нужны люди, которые стремятся не заработать на фестивале, не сделать из него мероприятие со звездами и банкетами, а больше вложиться в содержание. Я вспоминаю, как в в конце декабря 1993 года на небольшие деньги у нас прошел грандиозный поэтический фестиваль "Чибиряшечка" ("Мифология провинции"). На нем была представлена современная поэзия от самого крайнего авангарда до классики. Как ни парадоксально, но именно на этом фестивале костромичи открыли для себя поэта Владимира Леоновича, нашего земляка, известного в России, но почти неизвестного тогда в Костроме.
   Однако вернемся к году кино. Я вспоминаю небольшой зал со скамейками в совхозном клубе. Малышня обычно сидела на полу перед первым рядом. Фильмы показывались частями. После каждой части небольшой перерыв, пока киномеханик перезаряжал в киноаппарате пленку. Я смотрел все, что показывали. Свободный доступ был потому, что мать работала в клубе уборщицей. Однако в то время я все же больше любил читать. Особенно сказки. Потом, когда мы переехали в город, наступило время чтения фантастики, приключений. Очень увлекался хоккеем. Наступил период, когда все увлечения вытеснила музыка. Первое потрясение от кинофильма - "Андрей Рублев" Андрея Тарковского. Вероятнее всего именно этот фильм повлиял на желание поступать во ВГИК на киноведческое отделение. Но туда надо было сдавать и иностранный язык, а у меня с языком были проблемы. Поэтому начал готовиться, а потом и поступил на театроведческий факультет ГИТИСа (государственный институт театрального искусства им. А.В.Луначарского). И, хотя учился в театральном институте, но все же больше любил кино.
   Я не перестаю повторять своим студентам в университете, что выбор пути, который равнозначен твоему призванию, дело очень сложное. Но если ты почувствовал, что это твой путь, надо идти по нему до конца, только тогда ты сможешь чего-то добиться. До моего прихода на телевидение в июне 1993 года, а мне уже тогда было 44 года, я занимался и драматургией, и режис-сурой, и журналистикой. И только на телевидении почувствовал, что именно это мой творческий путь. Но перед тем как снять свой художественный, семь лет снимал документальные фильмы.
   Чем отличается документальный фильм от художественного? Я думаю, это разделение чисто условное. И, хотя материалом для документального фильма служат документальные съемки, а для художественного игровые, но в результате и того, и другого должно получиться все-таки художественное произведение. Документальный фильм М.Ромма "Обыкновенный фашизм" - это художественное произведение, документальный фильм С.Мирошниченко "Рожденные в СССР" - это художественное произведение.
  
  * * *
   Моим первым опытом в документальном кино (фильм "Три песни") была работа о послушнике, который в своей прошлой светской жизни был известным московским бардом. Мне очень хотелось показать, как его прошлая жизнь проецируется на ту, которой он живет в настоящем. Для усиления контраста я использовал три его светские песни, которые звучат контрапунктом на видеоряде его комнаты, где он живет, готовясь к постригу в монахи, храма, в который он ходит на службу, на том, как он относится к своим песням, когда слышит их.
   Меня пригласили на телекомпанию "Настя" главным режиссером. До этого никакого опыта работы на телевидении у меня не было, поэтому первое время я учился языку телевидения у тех, кто уже "разговаривал" на нем. Учился у всех. Однажды напросился и посмотрел, как монтирует свой документальный фильм Сергей Сажин.
   "Три песни" вышли в эфир 19 сентября 1993 года. Не самообольщаясь насчет того, что сделал шедевр, у меня было ощущение, что я все-таки реализовал задуманное. Мне было невероятно интересно монтировать его. До сих пор монтаж для меня самая любимая часть работы. Может быть потому, что монтаж - это рождение новой реальности.
  * * *
   Я уже давно заметил, что лучше всего у меня получаются те докумен-тальные фильмы, с героями которых я хорошо знаком или о которых мне кто-то много рассказывал. Николая Шувалова я видел только один раз. Вместе с другими художниками из худфонда он приходил в филармонию (а я в то время работал в ней режиссером), чтобы дать свое заключение по серии портретов великих композиторов одного московского художника. Все высказались как-то очень не дружелюбно об этих работах, и только в оценке Шувалова было то уважение, которое проявляет настоящий художник к своему собрату, независимо от его места жительства.
   Мое первое знакомство с картинами Татьяны и Николая Шуваловых состоялось 16 декабря 1989 года (около 500 работ из музея и частных коллекций заняли весь тогда недавно открывшийся выставочный зал на ул. Симановского, 26-а, где сейчас находится духовное училище).
   Выставка открывалась оригинально: в центральной части экспозиции появился в концертном костюме трубач и сыграл несколько тактов грустной мелодии. Глухим от волнения голосом Виктор Игнатьев, директор художественного музея, объявил: "Друзья!.. Татьяна и Николай Шуваловы приглашают вас на свою выставку! Добро пожаловать!"
   Наибольшее впечатление произвел автопортрет Николая Шувалова "Моему другу дорогому час пробил!", который он написал тушью за месяц и 21 день до своего ухода.
   Осенью 1995 года мне почему-то захотелось вновь вернуться к Николаю Шувалову. Видно, зерна, брошенные шесть лет назад, дали ростки.
  Форма фильма родилась сразу: последний день жизни Шувалова. Форма не нова, но всегда будет притягательна. Последний день жизни всякого человека - это нечто мистическое, таинственное, невероятное. Человек переступает черту, за которой начинается... А что там начинается - нам не дано знать...
   Первые кадры "Автопортрета с бабочкой на плече" - уникальная любительская киносъемка обсуждения выставки Николая Шувалова в марте восьмидесятого года. К девяносто пятому году некоторых участников этого обсуждения уже не было в живых. Меня всегда потрясает эта мистика: человека нет в живых, но остался запечатленным на пленку его образ!
   Эта киносъемка подсказала закадровый текст начала фильма:
   "Любительские кадры, которые вы сейчас видите, сняты 22 марта 1980 года на обсуждении юбилейной выставки Николая Шувалова.
   Игорь Дедков, литературный критик... Татьяна Шувалова, художник... Виктор Бочков, краевед... Николай Шувалов, художник... Этих людей уже нет с нами... Нет... Зачем же тогда возвращаемся к тем, кого нет? Что в этих возвращениях? Неужто останутся еще надолго провидческими слова Пушкина, что мы "любить умеем только мертвых"?.. Но ведь что-то значил их уход для нас! Может, не что иное, как самый последний довод, после которого мы, отбросив равнодушие и предрассудки, сможем, наконец, увидеть "глазами душ" их души, услышать их голоса?.."
   Мне повезло, как о Шувалове рассказывает в фильме Виктор Игнатьев. Кстати, он же, как никто, помог со съемками работ Николая Шувалова, которые хранились в запасниках музея и в частных коллекциях, от него я узнал подробности жития художника в Костроме.
   Монтируя "Автопортрет с бабочкой на плече", вдруг наступило ощущение, что фильм получается. Это ощущение всегда потом возникало, когда, кажется, уже помимо тебя, отдельные кадры сами прикрепляются друг к другу, диктуя последовательность.
   Что еще хотелось бы сказать об этом фильме. Мы живем рядом с талантливыми людьми и порой даже не совсем понимаем масштаб их дарований. Проходит время, эти люди уходят, и только потом мы начинаем понимать размеры их талантов. Таким был Николай Шувалов. Европейская величина! Я знаю еще одного костромского художника - слава Богу ныне здравствующего! - такого же уровня. Это Юрген Никкель (Юрий Комаров). Долгое время он жил в своей мастерской, потом вынужден был искать другое жилье, живет теперь в деревне неподалеку от Нерехты. При всей бедности он не продает свои картины, хотя покупатели тут же налетели бы и все раскупили. Он хочет, чтобы его коллекция оставалась в том виде, в каком он ее выставляет. Если мы будет безразличны, не попытаемся найти компромисс с художником, картины по его завещанию могут попасть не то что в другой регион, но и в другую страну. А мы потом будем, как и с Николаем Шуваловым, искать себе оправдания, и опять опоздаем.
   "Автопортрет с бабочкой на плече" в 1999 году на Первом Всероссийском телевизионном фестивале "Моя провинция" получил сразу два диплома: "За оригинальность подачи телевизионного материала" и "За лучшую режиссерскую работу". Его приобрел у нашей телекомпании Интерньюс для своего цикла "Открытые небеса" и в немного сокращенном варианте показал канал "Россия".
  * * *
  В декабре 1996 года мне дали видеокассеты со съемками, сделанными в Чечне во время командировки нашего костромского отряда ОМОН. Увиденное на этих кассетах ошеломило меня! На кассетах было то, что не показывал ни один телеканал в России. Здесь была настоящая правда! Я увидел почти полностью разрушенный город Грозный - столицу Чечни. Я увидел трупы людей, сваленные в вырытые ямы. Я увидел военные госпитали, заполненные ранеными солдатами, которых отправили в Чечню, как пушечное мясо. Я увидел мародеров. Я увидел стариков, женщин и детей, которые пытались как-то существовать в этой военной мясорубке. Используя эти съемки, я должен был сделать фильм.
  Война в Чечне шла полным ходом. За ошибки политиков приходилось расплачиваться человеческими жизнями. В эпиграфе к фильму звучат отголоски идей Л.Н.Толстого:
   "Гибель каждого человека на войне, какой бы эта война ни была, есть насильственное прекращение жизни. Смерть каждого, кто стал жертвой войны, - это частично и гибель всех нас. Ибо все в нашем мире едино. 1 +1 = 1".
   Когда нам в новостях рассказывают о военных действиях в какой-либо горячей точке, мы воспринимаем их достаточно абстрактно. Да, разрушено столько-то домов, мостов, заводов. Да, погибло столько-то мирного населения, военных. Во всех этих сюжетах о войне не показывается главное - судьбы людей, которые вольно или невольно оказались в той или иной войне. Так вот, просматривая эти съемки, мне захотелось, чтобы в этом фильме была рассказана история хотя бы одного человека.
  Итак, человек на войне. Молодой парень. Ему всего 19 лет. Он еще, как говорится, ничего в жизни не видел, а его заставляют убивать. У молодого парня есть девушка, есть друзья, есть родители. Есть познания, пусть еще не очень большие, о мире, есть душа. И все это в одно мгновение уничтожается. И никто за это не отвечает! Никто не виноват в его насильственной смерти! Это ужасный парадокс войны. Люди убивают друг друга, и никто не несет за это ответственность.
   В этом фильме я соединил художественный вымысел и реальность документа. Я придумал героя, который погибает на той войне. Но герой этот родился из того, что я узнал из рассказов тех, кто на ней побывал, из съемок, которые были на кассетах, из реально записанного интервью с Николаем Галкиным, который командовал в Чечне отрядом нашего костромского ОМОНа.
  . Название фильма "Меня убили на войне" возникло под влиянием первой строчки знаменитого стихотворения А.Твардовского "Я убит подо Ржевом".
   Презентация фильма прошла в областной библиотеке 28 января 1997 года. Впервые я смотрел свою работу вместе со зрителем. Это несколько иное, чем показ в эфире. Здесь ты реально чувствуешь атмосферу восприятия.
   На презентацию приехал Николай Галкин. Для меня он был главным критиком. Тот, кто был в этой военной мясорубки в Чечне, не потерпит ни грана фальши или неточности. И когда он в финале фильма смахнул набежавшую слезу, для меня это было самой лучшей рецензией.
   Фильм "Меня убили на войне" в 1999 году стал победителем в своей номинации на Международном фестивале "Телефорум" в Москве, там же, в Москве, дипломантом на кинофестивале "Сталкер", получил специальный приз газеты "Уральский рабочий" на фестивале "Неигровое кино" в Екатеринбурге.
  * * *
   В феврале 1997 года в Костромском драматическом театре им. А.Н.Островского прошла премьера спектакля "Грамматика любви" по рассказам И.Бунина. Режиссер спектакля Виктор Симакин предложил телекомпании "Настя" сделать телевизионную версию этого спектакля. Шел четвертый год со дня выхода в эфир нашей телекомпании и у всех была такая жажда идти на различного рода эксперименты, что руководство тут же согласилось на предложение. Я тоже принял участие в проекте: писал вместе с Симакиным сценарий, выезжал на съемки, монтировал, присутствовал на озвучании. Мне это потом помогло в своей самостоятельной работе над фильмом по повести Владимира Рахматова "Оборона деревни Ляпёшкино".
   Съемки "Грамматики любви" начались 22 мая с рассказа "Мадрид". 4 июля телефильм по пяти рассказам Бунина был целиком смонтирован. Это был первый телефильм, снятый по спектаклю на наших костромских телеканалах. Хотелось бы перечислить фамилии артистов, кто снимался в телефильме: рассказ "Легкое дыхание": О. Легонькая, Н.Иншакова, Р.Джурабеков, Д.Игнатьев, А.Попов, Д. Грецов; рассказ "Мадрид": Е.Спирина, А.Колобинин; рассказ "Руся": А.Заварихина, М.Шелухин, М.Виноградова, В.Поздняков; рассказ "Последнее свидание": Э.Очагавия, Н.Залесова; рассказ "Темные аллеи": Т.Никитина, В.Барков. Снимал телефильм, я считаю, талантливый оператор Андрей Киселев. Для него это была первая работа в подобного рода съемках.
   Презентация "Грамматики любви" состоялась 26 июня 1998 года в Костромском драматическом театре. С 3 июля начался показ на телеканале "Русь" (31 марта 1998 года телекомпания "Настя" была переименована в телекомпанию "Русь"). "Грамматика любви" побывала в Гатчине на международном фестивале "Литература и кино", ее приобрела для показа ГТРК "Калуга", фильм прошел в телеэфире Нижнего Новгорода.
  * * *
  В 1997 году, параллельно с подготовкой к съемкам "Грамматики любви", я сделал документальный фильм "Я помню тот Ванинский порт..." Казалось бы, столько уже к тому времени было написано и сказано о ГУЛАГе и все же, все же... Оказывается, и в нашей области были лагеря, назывались они Унжлаг. Лагеря Унжлага тянулись вдоль железнодорожной ветки почти на 150 километров. Мне о нем рассказал Павел Алексеев, учитель истории средней школы No23 города Костромы. Что особенно привлекло в его рассказе: каждый год он возил учеников старших классов в Макарьев, неподалеку от которого еще кое-что сохранилось от лагерей Унжлага: узкоколейка, по которой узники вручную перегоняли вагонетки с лесом, бараки, остатки ограждений из колючей проволоки, кладбище, на котором вместо крестов стояли столбики с табличками, а на табличках ничего, кроме номеров заключенных.
  Во время работы над фильмом я познакомился с детьми репрессированных. Они хоть и не были в лагерях, но навсегда узнали, что такое, когда в школе, во дворе все знают, что твой отец, брат или кто-либо из родственников сидит в лагере, как враг народа. Эта печать "прокаженного" - она ведь тоже, как своеобразный лагерь, обнесенный колючей проволокой общественного мнения.
  Чтобы хоть немного понять, что такое быть обреченным на это клеймо "врага народа", история Александры Ивановны Лебедевой, которой вместе с матерью пришлось тайно бежать из родных мест, где был арестован ее отец.
  Александра Лебедева: "И мы в этот момент, ночью, с мамой собрали свои узелки и убежали. Для того, чтобы нас с ней не разлучили... Бежали ночью, не знаю сколько времени. Правда, и на подводе подвозили нас... Собирали колоски и кушали... Днем прятались в лесу...". (Плачет).
  Тайну эту, что она дочь "врага народа" Александра Ивановна хранила с 38-го по 93-ий год!
  Александра Лебедева: "И муж у меня умер, а я ему так и не призналась, что я - его жена - враг народа. Я боялась! Я всю жизнь боялась..."
  Я не ошибусь, если скажу, что почти каждая семья в России пострадала от сталинского режима. Не обошла эта трагедия и нашу семью. Когда мне было три месяца арестовали и отправили в лагерь моего отца. Это был 1949 год. Отца арестовали за фразу: "Четыре года как кончилась война, а мы не можем до сих пор вдоволь наесться хлеба". Отец пропал в лагерях бесследно.
  Может, "Я помню тот Ванинский порт..." - это попытка поспорить с Екклесиастом, с его словами, что "нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после". Я думаю, что если человечество позволит себе забыть, что такое тоталитаризм, он тут же, как птица Феникс, возродится из пепла.
  В 1999 году на Первом Всероссийском телевизионном фестивале "Моя провинция" фильм получил лауреатский диплом в номинации "Обычаи, история, культура России".
  * * *
  Я сейчас думаю, что в этом выборе есть какая-то мистика, загадка. В феврале 1997 года Володя Рахматов подарил мне журнал "Русь" (No4, 1994 год), в котором была опубликована его сатирическая повесть "Оборона деревни Ляпёшкино". Подарил с автографом: "Старому, доброму приятелю Вите Елманову от автора строк о деревне Ляпёшкино Володи Рахматова на память! 6/II 97 г." В марте месяце Володи не стало. Возможно, в этом подарке было желание, чтобы я экранизировал повесть. Но это только догадки.
  Как бы то ни было, но спустя год я начал писать сценарий. Может быть, к этому подтолкнула работа над "Грамматикой любви" (т.е., а почему бы не продолжить снимать игровые фильмы?), а, может быть, я почувствовал в повести созвучие с тем, что у нас тогда было. И дикая инфляция, и борьба с памятниками бывшим вождям, и митинги, и создание различных политических партий и фронтов, и грабительская приватизация всего, из чего можно выжать сиюминутную выгоду. Эта круговерть настолько всех поглотила, что конкретный человек, как и в прежние времена, ушел куда-то на второй, третий, четвертый план. До жителей ли затерявшейся в глухомани деревни Ляпёшкино, куда можно добраться только раз в год, где радио, то работает, то не работает, где нет ни магазина, ни медпункта, где из всех здравствующих остались: старик Митрюхин и две старухи - Марковна и Фенька.
  Так совпало, но именно 7 ноября 1998 года была закончена режиссерская раскадровка будущего фильма. А дальше - почти два года ожидания. Ожидание профессиональной видеокамеры, ожидание момента, когда можно будет заявиться с этим предложением, прикидка, кого попробовать на главные роли и роли второго плана.
   20 мая 2000 года у меня состоялся разговор с генеральным директором телерадиокомпании "Русь" Андреем Кузнецовым об экранизации "Обороны деревни Ляпёшкино". 29 мая решение об экранизации было принято и в этот же день в студийном павильоне состоялись пробы на две главные роли: Митрюхина (Виктор Поздняков) и Марковны (Серафима Диденко). 4 июня сделаны пробы на третью главную роль Феньки (Александра Пахомова). Месяц репетиций в спортзале школы No34 и 9 июля первый съемочный день в деревне Малое Андрейково (дом для съемок любезно предоставила нам семья Троицких). Перед началом съемок обязательный ритуал: разбить тарелку о штатив. Разбивал я. Да с такой силой ударил, что осколки разлетелись в стороны, словно от разорвавшейся мины. Один из них чуть было не угодил в глаз Виктору Познякову.
   28 июля почти все съемки с главными действующими лицами были закончены. В августе снимались отдельные эпизоды с актерами ролей второго плана: Д.Карыгин, Е.Степаненко, В.Гостищев, В.Белов, Э.Очагавия, Н.Иншакова, Ю.Купцов, А.Носырева, А.Семенов. Роли второго плана сыграли и непрофессиональные актеры. Сыграли настолько органично, словно снимались уже не в первом фильме. Думаю, надо назвать и их: А.Данилов, С.Простов, О.Кротова, А.Лютоев, А.Толубаев, В.Байриков, В.Богомолов, А.Соловьев, А.Кульков.
   22 августа одна из труднейших съемок - митинг на Сусанинской площади. На съемки пришли что-то около тридцати человек. Надо было снять так, как будто их было в три раза больше. Думаю, главному оператору фильма Вячеславу Масалёву это удалось, как, впрочем, и другие его съемки.
   Повесть "Оборона деревни Ляпёшкино" начинается с того, что в деревне, хоть и с перебоями, но заговорило долго до этого молчавшее радио России. Из обрывочных сообщений Митрюхин делает вывод, что началась война с немцами. Все дальнейшее - результат этого вывода: Митрюхин откапывает пулемет, который хранился у него со времен войны; обращает в бегство, приплывших на катере порыбачить в их глухомань районное начальство (Митрюхин принимает их за власовцев); вместе с Фенькой и Марковной роет противотанковый ров; чуть было не сбивает самолет, в котором высокие гости облетали район, а заодно и сбросили в Ляпёшкино несколько ящиков гуманитарной помощи (по ошибке вместо продовольствия в ящиках оказались, как написал автор, "резиновые изделия, похожие на детские воздушные шарики").
   Фильм начинается с эпизодов жизни города Краснокумачевска: слепой баянист играет на центральной площади; по радио местное отделение гражданской обороны просвещает население, куда бежать в случае ядерного взрыва; первые ростки предпринимательства - открылся платный туалет; появилась новая оппозиционная партия юнкеров; из фабрики "Красная сосиска", как положенд, машинами вывозится мясная продукция, которая, тоже, как положено, растворяется где-то между фабрикой и прилавками магазинов; в музыкальной школе в духе времени звучит "Боже, царя храни!"; в Краснокумачевск приезжает священник, чтобы заняться восстановлением полуразрушенного храма; и конечно во всю продолжает трудиться на информационном поле районная газета "Коммунизм не за горами". Только после эпизода в этой газете действие перемещается в Ляпёшкино. В дальнейшем события в деревне будут параллельно развиваться этим заявленным эпизодам в начале фильма.
   Хочу обратить внимание, что повесть определена автором, как сатирическая. Отсюда и такие гротесковые ситуации, язык и поступки персонажей, детали быта. За нереальным, почти сюрреалистическим сюжетом, мне кажется, скрывается вполне определенный подтекст. И его смысл в том, что ляпёшкинцы отбиваются не от пригрезившихся Митрюхину немцев, а от той новой реальности, которая обрушилась на Россию сродни вражескому нашествию. Может быть поэтому мне потребовался иной финал, чем в повести Владимира Рахматова. Священник вместе с теми, кто помогает ему восстанавливать храм, входит внутрь храма. На стенах его не осталось ни одной фрески. Они сбиты вместе со штукатуркой до кирпичной кладки. Единственный фрагмент фрески - распятый Христос в окружении Девы Марии и Марии Магдалины - чудом сохранился под самым куполом храма. После всего того, что случилось в фильме - нелепого, дурацкого, драматичного, просто смешного - взгляд Христа, как некая печаль за произошедшее. Мы, вместе с вошедшими в храм, смотрим на Христа снизу, а Он смотрит на нас сверху. Мы вопрошаем: "Сколько же нам еще предстоит испытаний?" А Он: "Когда же вы образумитесь?.."
   Работа над фильмом была завершена 20 апреля 2002 года. 31 мая прошла презентация фильма в драматическом театре, 27 августа премьера в киноцентре "Волга" (в День российского кино) и только 13 января 2003 года фильм вышел на "Руси".
   Отдельно хочу сказать, что для "Обороны деревни Ляпёшкино" Сергеем Авериным была написана музыка, которая органично соединилась с происходящими в фильме событиями.
   А вообще, то, что фильм был несмотря ни на что завершен, огромная благодарность всему коллективу "Руси"! Монтажерам: В.Рычкову, А.Лютоеву, Н.Ларину, Р.Князеву, С.Якимову, А.Гайбалову, второму оператору М.Гордиенко, нашему главному компьютерщику Г.Воронцову, художнику Ирине Павленко. И еще, "Оборона деревни Ляпёшкино" - первый художественный фильм костромского производства.
  * * *
   Я думаю, это наша планида, когда что-то заработает на приличных скоростях и остается только одно - не мешать этой работе, мы, наоборот, вдруг начинаем всяческими способами тормозить, замораживать, а потом и вовсе останавливать этот отлаженный и запущенный механизм. "Русь" единственная из наших телекомпаний вырвалась вперед, и кому-то это очень не понравилось. Началась административная чехарда, покинул телерадио-компанию главный редактор, потом директор, часть коллектива вынуждена была уйти, кто на ГТРК Кострома, кто на "КИТ". Меня в мае 2003 года пригласили в КГУ им.А.Н.Некрасова на заведование кафедрой журналистики, а чуть позже режиссером в Костромскую филармонию. А сколько было планов продолжить начатое кинопроизводство! Сколько похоронено замыслов!
   В июне 2007 года мне позвонил костромской журналист, краевед Александр Крылов и сообщил, что деньги на фильм о Федоре Васильевиче Чижове он нашел (поиски этих денег в городской и областной администрациях мы предпринимали с ним и раньше, но никто не давал, хотя, я думаю, понимали, что для нашей области и города это имя знаковое). Деньги на фильм появились у Александра Крылова от продажи квартиры его матери. Невероятное событие: журналист, а не какие-то государственные структуры, финансирует фильм о меценате, на миллионы которого в Костромской губернии были построены и содержались четыре училища, техникум и родильный дом!
   Работали мы над фильмом вместе с Сергеем Сажиным. Ездили на съемки в Макарьев, в Чухлому, где до сих пор функционируют чижовские училища, снимали в Москве в Даниловом монастыре, где был похоронен Федор Чижов, и где в тридцатые годы 20 века его могила была уничтожена. Снимали в Ярославле в музее Северной железной дороги. Снимали и в Костроме, в музее техникума имени Ф.В.Чижова. Все эти съемки, а потом и монтаж фильма делали в свободное от работы время. В 2008 году фильм "Федор Чижов. Воскрешение из небытия" был завершен.
   Вторая наша совместная с Сергеем Сажиным работа была тоже профинансирована Александром Крыловым. Фильм о том, как костромской купец П.Г.Колодезников привез из Парижа француженку, обвенчался с ней, построил для нее особняк, а перед своей смертью тоже завещал все свое состояние городу Костроме. События 17-го года обесценили все завещанные Колодезниковым капиталы и остался после него только особняк с колоннами на улице Свердлова. В эту сюжетную линию мы включили и то, как в Костроме появился телефон, первый кинотеатр, какой транспорт был у нас в начале 20 века, как в марте 1913 года Кострому посетил Николай II. Затронули и тему о купеческом сословии, что купцам удалось сделать, и как после Октябрьского переворота они были уничтожены. Фильм называется "Г.К.". Эта монограмма до сих пор сохранилась на кованых воротах дома Генриетты Колодезниковой, той самой француженки.
   Это была самая сложная работа из всех, что мне приходилось делать. Фильм снимался и монтировался почти 3 года! Первая презентация его состоялась 30 ноября 2012 года в зале редкой книги КГУ им. А.Н.Некрасова.
  * * *
   Юрий Красильников, Мария Доденкова, Антон Смирнов. Мне нравятся их работы на телевидении. Несмотря на то, что сейчас очень жесткое время - почти все программы и документальные фильмы делаются на деньги заказчика, а вкусы заказчика... да, что там говорить...- им удается сделать и работы, которые нужны каждому творческому телевизионщику, чтобы не топтаться на месте. Такие работы необходимы не только им, но и всей телекомпании. Развиваться можно только тогда, когда телекомпания ищет новые формы, поощряет поиски, не боится экспериментировать. Я уверен, когда на "Руси" была завершена работа над "Обороной деревни Ляпёшкино", это событие, пусть и опосредованно, но повлияло на весь коллектив. Мне очень хочется, чтобы на наших телекомпаниях снимались высокого художественного уровня документальные фильмы, а кто-либо рискнул снять и игровой фильм или сериал. Хотя, на мое такое желание, кто-то иронично задаст вопрос: "Да, полно! Что тебе Гекуба?" Не знаю, что и ответить. Но всякий раз, как у того актера в шекспировском "Гамлете", лишь только речь заходит о телевидении, столько внутри поднимается чувств, столько хочется еще сделать!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"