Елманов Виктор Сергеевич : другие произведения.

Меня убили на войне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я увидел почти полностью разрушенный город Грозный - столицу Чечни. Я увидел трупы людей, сваленные в вырытые ямы. Я увидел военные госпитали, заполненные ранеными солдатами, которых отправили в Чечню, как пушечное мясо. Я увидел мародеров. Я увидел лица стариков, женщин и детей, которые пытались как - то существовать в этой военной мясорубке.

  
   Выступление в IFCC (Портленд, США),
  
   29 августа, 2006
  
   МЕНЯ УБИЛИ НА ВОЙНЕ
  
  
   Еще раз добрый вечер!
   Напомню, что меня зовут Виктор Елманов. Я кинорежиссер из России.
   Нашу встречу с вами мне бы хотелось продолжить с одного английского анекдота. Почему именно с этого анекдота я отвечу потом, а сейчас анекдот.
   Как называется человек, у которого не работает левое полушарие головы, левая рука и левая нога? Я подскажу: этот человек называется "all right" (кроме основного значения - "все нормально, хорошо", есть и дословное - "всё правое", - В.Е.).
   Когда мне его рассказали, я смеялся так же, как и вы. Но потом я понял, что этот анекдот не только смешной, остроумный. "Аll right",- отвечаем мы, когда нас спрашивают, как идут дела. "Аll right",- отвечаем мы, когда спрашивают у нас, как твое здоровье, как твоя семья, как твоя работа. "Аll right!"
   Для людей, которые не знают подробностей твоей жизни, твоего здоровья, семьи, детей, мы - "all right". Однако те, кто тебя знает хорошо, в этом "all right" есть многое такое, что с этим словом не связано. Они знают, что у тебя очень тяжелая работа, что у тебя проблемы со здоровьем, что у тебя плохие отношения с детьми. Кто-то из них тебя осуждает, кто-то пытается помочь, кто-то сочувствует. Это жизнь. Она не сводится к одному "all right".
   А теперь я отвечу, почему решил начать нашу встречу с вами с этого анекдота.
  Мне иногда кажется, что когда политики принимают какие-то очень важные для страны решения, они руководствуются только одним полушарием головы - правым, левое полушарие у них в это время не работает. А, как известно, наше левое полушарие отвечает за наши эмоции, чувства. Без них человек становится биологическим терминатором.
   Фильм, который вы сейчас увидите, называется "Меня убили на войне". Этот фильм о том, как начиналась для России война в Чечне. Об этом уже много написано, сказано, снято фильмов, но странная вещь, если на эту войну посмотреть с мировой точки зрения и если вспомнить Библию, у нас нет памяти о прежнем. То есть наши ошибки ничему человечество не учат.
   Война в Чечне начиналась, как краткосрочное мероприятие. Официально оно называлось так: борьба с бандформированиями. Казалось, что достаточно ввести войска в Чечню, уничтожить несколько отрядов боевиков и все "all right", все закончится. Десять лет понадобилось на это. Десять лет! Нет точных цифр, во сколько с экономической точки зрения, с точки зрения человеческих жертв обошлась эта война, но я думаю, цифры эти не маленькие.
   Фильм, который вы сейчас увидите, был показан и получил различные награды на трех самых крупных фестивалях документального кино в России: это Евразийский телевизионный фестиваль "Телефорум ", фестиваль самых проблемных политических и остросоциальных фильмов "Сталкер", эти фестивали проходят в Москве, и третий фестиваль, который проходит в Екатеринбурге, фестиваль "Неигровое кино".
   История создания фильма такова. В 1995 году мне принесли три видеокассеты со съемками, которые были сделаны кем-то из отряда милиции особого назначения в разных районах Чечни. Восемь часов съемок! Тогда уже в России к военным действиям в Чечне сложилось негативное общественное мнение. Директор нашей телекомпании попросил, чтобы я сделал на основании этого материала фильм на 20-30 минут. То, что я увидел на этих кассетах, ошеломило меня! Я увидел то, что не показывал ни один телеканал в России. Здесь была настоящая правда! Я увидел почти полностью разрушенный город Грозный - столицу Чечни. Я увидел трупы людей, сваленные в вырытые ямы. Я увидел военные госпитали, заполненные ранеными солдатами, которых отправили в Чечню, как пушечное мясо. Я увидел мародеров. Я увидел лица стариков, женщин и детей, которые пытались как - то существовать в этой военной мясорубке.
   Восемь часов съемок! Надо было что-то выбирать, от чего-то отказываться. И это оказалось не простой задачей.
   Вы знаете, когда нам в новостях рассказывают о военных действиях в какой-либо стране нашего земного шара, мы воспринимаем их достаточно абстрактно. Да, разрушено столько-то домов, мостов, заводов. Да, погибло столько-то мирного населения, военных. Во всех этих сюжетах о войне не показывается главное - судьбы людей, которые вольно или невольно оказались в той или иной войне. Так вот, просматривая эти восемь часов съемок, мне захотелось, чтобы в этом фильме была рассказана история хотя бы одного человека. Я вспомнил очень давний сюжет, показанный кажется ВВС, в котором рассказано, как в одном небольшом городке Соединенных Штатов родители встречают гроб с сыном, погибшем во Вьетнаме.
  В сюжете были показаны фотографии погибшего, когда он был еще маленьким, показана комната, в которой он жил до призыва в армию, показаны его любимые вещи. Это был самый антивоенный сюжет из всех, которые я видел по ВВС.
   Я понял, что о войне надо рассказать не столько через взрывы, стрельбу, а через человека, который вынужден воевать. Я подчеркиваю это слово "вынужден". Я поклонник (приверженец) идей Льва Толстого, что всякая война - это насильственное убийство. И если всякий человек - это вселенная, то война - это уничтожение, с космической точки зрения, целых галактик.
   Так вот, человек на войне. Молодой парень. Ему всего 19 лет. Он еще, как говорится, ничего в жизни не видел, а его заставляют убивать. Заставляют убивать те, у кого "all right" в голове. У молодого парня есть девушка, есть друзья, есть родители. Есть познания, пусть еще не очень большие, о мире, есть душа. И все это в одно мгновение уничтожается. И никто за это не отвечает! Никто не виноват в его насильственной смерти! Это ужасный парадокс войны. Люди убивают друг друга, и никто не несет за это ответственность.
   И еще одна линия, которая, как мне показалось, усилит абсурд всякой войны, это линия любви. Любви, которая возникает у девушки к этому парню перед отправкой его в армию. Любовь и война. Эти две крайности всегда усиливают друг друга. Вы увидите в фильме, как я попытался провести эту линию.
   И еще один момент - музыка в фильме. Я всегда придаю огромное значение, какая музыка будет звучать в том или другом эпизоде. Есть такое понятие, как контрапункт. Проще всего его проиллюстрировать, например, такой рекламой, соединив фразу - "Этот товар самый лучший на земле!" - с музыкой траурного марша. Это и есть контрапункт. Одно опровергает другое. В фильме есть место, в котором я использовал такой контрапункт. Некоторые критики ругали меня за это и говорили, что подобное недопустимо.
   И последнее. Съемки в Чечне были сделаны не профессиональным оператором, на любительской камере. Этот недостаток с лихвой окупается тем, что мы видим все глазами самих участников военных событий в Чечне. Поверьте профессионалу, такие съемки бесценны.
   Полностью сценарий на сайтах ozon.ru Amazon и др.
   P.S.
  
   Я ДОЛЖЕН ДОСТУЧАТЬСЯ ДО СЕРДЦА ЧЕЛОВЕКА
  
   Фильм Виктора Елманова "Меня убили на войне" (TPК "Русь", г. Кострома) снят в форме дневника солдата, убитого на чеченской войне. Вероятно, автору удалось найти такие точные слова, такие образы, которые достигают самых глубин человеческой души. Фильм трогает, берет за живое, и больше всего в нем поражает та обыденность, на фоне которой происходят такие страшные вещи.
   - Реального дневника не было, - признается Виктор Елманов, - в принципе дневник сложился из разговоров. Я очень много расспрашивал солдат, прошедших военные действия в Чечне, отсмотрел восемь часов документальных пленок, подполковник ОМОНа мне объяснял каждый кадр. Представьте себе - темная южная ночь, и только одно ухо слушает шорохи. Почему шорохи? Потому что, когда кидают гранату, она издает характерный щелчок при падении. Этот щелчок, как звук кастаньет. Солдаты говорят, что выучиваешь очень быстро узнавать этот звук, уже через три дня. Ведь после этого щелчка идет взрыв. Значит, если щелчок - надо сразу прыгать, ложиться на землю. Вот это и говорят самое страшное - слушать тишину. И у меня как-то это реализовалось в форме дневника. На одну из презентаций фильма пришел военный консультант, который шесть раз возил омоновцев на место боевых действий. Он был в горячих точках сам, благодаря ему 1-го января 1995 года костромской ОМОН не стал "пушечным мясом". И этот человек, столько раз видевший смерть, просмотрев полностью готовый фильм был потрясен.
   - Я смотрю на него и говорю: "Николай, что с тобой?", - рассказывает Елманов. - А он сидит, ему неловко, у нас презентация,в небольшом зале библиотеки сидит человек 50... Я вижу, он сдерживается, а глаза-то, как говорится, на мокром месте. А ведь омоновцев красивыми фразами и эффектной режиссурой не обманешь. Ну, думаю, значит что-то получилось...
   Стоит отметить и звуковое оформление фильма, автор удачно использовал музыку Андреаса Валленвайдера, бразильского композитора, работающего на грани современной музыки и классики. Звучание этой музыки только подчеркивает абсурдность происходящего.
   - Кадры, которые я использую, снимали омоновцы для внутреннего пользования, - объясняет Елманов. - Первый вариант фильма я хотел закончить информацией, сколько человек погибло из Костромской области. Но в 97-м году мне сказали: "А это секретные данные. Мы вам их не дадим". И у меня получился куцый фильм, без вот этого последнего кадра. В 99-м году через газету "Акцепт" мне удалось получить эти сведения.Кстати, она вышла одним номером, потом ее закрыли. Когда я увидел эти данные, подумал: "Ну, все... Срочно сажусь делать вторую версию". Немножко подсократил, немного добавил.
   Стилистика фильма была выбрана автором не случайно. Даже трупы показаны мельком -естественно, что нормальный человек, который там служит, он от этого отворачивается. Ему было важно, чтобы зрители почувствовали это эмоционально. Потому что все мы информационно забиты.
   - Мне важно было передать мое ощущение, - продолжает автор. - Самое страшное в обыденности, в привычке к крови и смерти. Я должен достучаться до сердца человека, в первую очередь. Не до головы его. До сердца. Мой герой недаром говорит: "Не верьте тому, кто не боится смерти". Смерть... Когда она возникает, все ее чувствуют - на загривке волос поднимается, понимаете? Обыденность обыденностью, а смерть, она присутствует. В какой-то момент - выстрел, и сразу вспоминают, что смерть витает над тобой. Но человек не может в этом состоянии долго жить. Он опять забывается, опять быт - спят, едят консервы. Вдруг опять где-то смерть, и все время вот так.
   Это фильм о каждом солдате, погибшим на этой войне. Хотя реального дневника не было, но обобщающий образ создан на базе документального материала. Документ - вот та правда, которая безусловно воздействует на каждого человека.
   Свой творческий путь Виктор Елманов начинал с создания пьес для радио, театра, потом стал писать прозу... Но, как признается сам Виктор: "Было ощущение, что все что-то ускользает от меня". И тогда взялся на радио делать публицистические передачи. И вдруг открыл для себя - оказывается, все дело в документе!
   Именно с этим открытием он пришел на телевидение, за пять лет работы отснял три фильма и вот уже вторая победа на фестивале. Первый приз Виктор Елманов получил за режиссерскую работу над фильмом "Я помню этот Ванинский порт" на фестивале "Вся Россия". За этот же фильм он получил приз за лучшее телевизионное прочтение материала. И вот еще одна победа. Первый приз ЕВРАЗИЙСКОГО ТЕЛЕФОРУМА в номинации "Социальный репортаж".
  
   ТЕЛЕФОРУМ, 2-3,1999
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"