Когда Брахма создал небо, и землю, и воздушное пространство и от сыновей его пошли все живые существа во Вселенной, сам он, утомленный творением, удалился отдыхать под сенью дерева Шалмали, а власть над миром передал своим потомкам - богам и асурам.
Асуры - старшие братья богов, демоны Вала, Вишварупа и Вритра. Первоначально, в древнейших текстах Ригведы, слово "асура" означало любое существо, обладавшее сверхестественными силами, т.к. понятия бога и демона не различались. Позднее - злое змееподобное чудовище, противостоящее богу ("дэву"). В Ведах изображаются как змееподобные чудовища, воплощение враждебных человеку сил природы. Царем асуров был Хпраньашипу.
Асуры ('обладающие жизненной силой') - в ведийской и древнеиндийской мифологии потомки Брахмы, боги, обладающие, в основном, отрицательными качествами, иди демоны. Владея таинственной силой майя, они могли становиться невидимыми или являться в любых образах. Им принадлежали несметные сокровища в горных пещерах, а в небе у них было три укрепленных города - железный, серебряный и золотой. Возгордившись своим могуществом и мудростью, асуры исполнились зла и были низвергнуты богами с неба. Боги Индра, Рудра и Вишну поражают наиболее могущественных асуров. Однако борьба богов и асуров не заканчивается полной победой богов. Асуры, соответствуя титанам и гигантами греческих мифов, олицетворяют необузданные естественные жизненные силы. Они отличаются злобностью и коварством. Так, Намучи, один из наиболее могущественных асуров, заключил договор с Индрой не наносить ударов ни днем, ни ночыо, ни на воде, ни на суще, ни сухим, ни влажным.орудием. Дав Индре выпить священный напиток сому, Намучи лишил его силы. Однако Индра все же поразил коварного обидчика в сумерках на б ерегу океана оружием, покрытым морской пеной. Боги, таким образом, побеждают асуров, благодаря умению соединять противоположные качества.
Боги и асуры объединили усилия лишь однажды, чтобы добыть из вод мирового океана амриту - волшебный напиток бессмертия. Они заключили мир и договорились разделить добытый напиток поровну. Вырвав из земных недр громадную гору, боги и асуры водрузили ее на спину гигантской черепахи, вместо веревки обвили гору царем змей Васуки (см. наги) и начали сбивать океанские воды (в литературе это называется 'пахтание океана'). Асуры ухватились за голову великого змея, а боги - по совету бога Вишну - за хвост и попеременно рывком тянули к себе тело змея. С великим шумом вращалась гора, ее склоны окутались пламенем, возникшим от трения, и соки росших на ней деревьев и трав излились в океан, чтобы придать амрите ее волшебную силу. Из пасти змея вырывались огонь и дым, изнуряя демонов зноем и лишая их сил, а к хвосту змея двигались грозовые тучи, проливая на богов освежающие дожди. Через много сотен лет работы на поверхности показался сосуд с долгожданным напитком. Тогда Вишну принял облик небесной красавицы и увлек асуров за собой, а боги в это время вкусили амриты. В результате этой хитрости волшебный напиток отведали только боги и получили бессмертие. Вернувшиеся асуры вступили в битву с богами, но были побеждены и бежали в глубь земли и на дно океана.
Асуры в буддизме
В то время как боги сферы чувственного связаны с желаниями и переживаниями, асуры, завидуя богам, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство, их интересует власть и самовоздвижение.
Асуры были специально выделены в отдельный мир ламой Цонкапой], до него в буддийских сочинениях рассматривали чаще пять миров, чем шесть, а асуров помещали в мир богов.
По причине их страданий, перерождение в мире асуров считается одним из четырёх несчастных рождений (другие три - адские существа, преты и животные). В буддийской психологии состоянием сознания мира асуров считается переживание ярости и силы, когда ищется причина или обоснование чтобы вступить в драку, рассерженность на всех, невозможность оставаться спокойным и решить проблемы мирным путём.
С точки зрения силы, асуров помещают рангом выше людей, но ниже богов. Они живут у подножья горы Сумеру или в море вокруг неё. По другим классификациям асуров помещают ниже людей как более несчастных и лишённых разума существ.
Предводителя асуров именуют Асурендра (Pāli: Asurinda). Таких имеется несколько, так как асуры разделены на много группировок. Существуют, например, асуры Данавегхасы и страшные Калананьджаки. Главные лидеры асуров - Вемачитрин, Раху, Пахарада.
Мифы об асурах
Раньше асуры жили там, где теперь находятся тридцать три бога в мире Трайястримша на вершине горы Сумеру вместе с другими богами. Когда Шакра стал правителем богов, асуры на празднике выпили много вина Гандапана, такого крепкого, что Шакра запрещал его пить другим богам. Будучи ослабленными от опьянения, они не смогли сопротивляться Шакре, который сбросил их вниз с горы из сферы Трайястримша вниз, туда, где теперь мир асуров. Они увидели дерево Читтапатали, листва которого отличалась от дерева Паричхаттара, и узнали что их выбросили из мира богов.
После этого асуры заняты войной, вооружённые, они стали лезть на гору как муравьи, Шакра пытался с ними справиться, но их было очень много и он вынужден был отступить. Увидев, что повреждено гнездо Гаруды, он развернулся и направил свою колесницу против асуров. Асуры поняли, что он вернётся назад с большой армией, и бежали.
Несмотря на войны, были также и контакты между богами и асурами. Шакра полюбил дочь Суджу, вождя асуров Вемачитрина. Вемачитрин попросил дочь выбрать мужа среди асуров, но она выбрала Шакру, и он стал таким образом его зятем.
Религиоведческое: асуры
В индийской мифологии асуры считаются довольно могущественными, но чрезвычайно скверными существами - агрессивными и злобными, а также завистливыми.
Завидуют они богам (то есть дэвам, именуемым также дэвелами), нынешним хозяевам мира.
Причина зависти этих низких существ состоит в том, что боги - вообще-то младшие братья асуров, 'новенькие' - некогда выкинули их с горы Сумеру, точнее- из Амаравати, сияющего Города На Холме.
Сейчас асуры обитают у подножия Сияющего Града. Там растёт волшебное дерево, чьи корни находятся в мире асуров, а вот плоды - необычайно гламурные - созревают в мире богов. Недовольные распределением вершков и корешков (а также тем обстоятельством, что волшебное дерево тянет соки из земли асуров, вкусняшки же почему-то достаются богам), злые асуры регулярно пытаются как-нибудь навредить дэведам, но всегда безуспешно, по причине недоброкачественности генов.
Неудивительно, что все асурические цивилизации (от персов до этрусков) были рано или поздно зачищены дэвами и их земными приверженцами. В настоящий момент все цивилизации Земли поклоняются дэвам (да, и западные христиане тоже - поскольку своего Бога они называют именно Deus).
Боги претендуют на высокий идеализм и духовность (в ведических источниках, и не только в них, оно также именуется 'искусством доения жертвы', но о таких тонкостях мы тут распространяться не будем). Опять же неудивительно, что асурам приписывается 'грубейший материализм' и отсутствие представлений о 'чистоте, морали и истине' и прочих подобных ценностях, выражающийся прежде всего в нежелании приносить жертвы всяким высшим сущностям.
Другие источники, указывают, что здесь не всё так просто: материализм навязан асурам богами, которые создали авидью (лучше всего это слово переводится как 'заморочка') именно для того, чтобы лишить асуров 'оружия праведности', которым они некогда обладали.