Дорогой читатель! Если ты считаешь себя верующим, религиозным человеком, не ощетинивайся сразу неприятием и не сочти заголовок статьи оскорблением своего религиозного чувства. В этой статье речь идет не о религиозных верованиях или религиозных чувствах людей. Религиозые верования - это личные убеждения людей об устройстве мира и их месте в мире. Они являются личным делом каждого и не подлежат какому-то ни было обсуждению и тем более осуждению, если только они не вступают в противоречие в отношениях с другими людьми.
Это эссе - рассуждения о религии как о социальном институте. Религия как социальный институт - это религиозные учреждения: церкви, религиозные ордена, синагоги, мечети с их служителями, церковными иерархами, священниками, раввинами, муллами.
Отдельные люди могут идентифицировать себя с определёнными религиями. Этот их сознательный или основанный на воспитании выбор также не подлежит обсуждению, если он не вступает в противоречия с правами других людей. Но всё имеет свою цену. Какую цену платит общество за выбор той или иной религии?
Современные религии - результат выбора, говоря современным языком, политического выбора, сделанного определёнными конкретными людьми. В своё время римский император Константин выбрал христианство, бывшее до до того гонимой сектой иудаизма, как религию Римской империи. Потом в ходе развала Римской империи и формирования на её обломках новых государств христианство обрело две формы - папский католицизм и византийское ортодоксальное христианство. А в Аравии в 7 веке на обломках иудаизма Мухаммед (Магомет) основал ислам, который - по причине борьбы потомков Мухаммеда (Магомета) за власть раскололся на шиитский и суннитский. В Западной Европе сначала господствовал папский католицизм. Потом в 16 веке в некоторых странах Европы победила реформация и возникла протестанская церковь. Параллельно с этим произошла реформации в Британии и королём Генрихом VIII была основана англиканская церковь с королём во главе вместо римского папы. На Руси князь Владимир из трёх вариантов, ортодоксальное христианство, католицизм и иудаизм, выбрал первый.
Такова в самых общих чертах историческая картина современных господствующих религий. А что было бы, если бы выбор, например, выбор князя Владимира, был другим? История не знает сослагательного наклонения. Но история даёт результаты этого множественного выбора, которые можно сопоставить мужду собой.
Доводилось ли тебе, дорогой читатель, проехать поездом из центра России, скажем из Москвы, до центра Европы, скажем, до Германии? Так вот, едешь больше суток, часов 36, смотришь в окно и невольно сопоставляешь, как люди живут. Сначала едешь по России, дальше Украина левобережная, правобережная, западная, потом Словакия, потом Чехия, потом Бавария. Это уже Германия. И видишь, как постепенно меняется картина уклада и уровня жизни - всё веселее и богаче и ухоженней становится картина за окном. Почему бы это? Что меняется? Народы и традиции?
Но вот словаки и чехи: один по сути народ, славяне, только небольшая разница в языке, как у русских с украинцами, даже меньше. А что их разделило? Религия. Одни - словаки - остались папскими католиками, а чехи - протестанты, ближе к немцам по религии. И живут побогаче словаков, ну а те - побогаче западных украинцев, униатов, а те побогаче правобережных украинцев, которые по религии вроде как ортодоксальные православные. А если ехать в Берлин через Минск и Варшаву - найдёте похожую картину. А возьмите на поезде левее, к югу - в Румынию и Болгарию. Религия - ортодоксальное христианство, православие, как в России. И уровень жизни самый низкий в Центральной и Южной Европе.
Или давайте поедем на поезде с юга Италии, из Калабрии, на север через Рим, Флоренцию, Геную, Милан и дальше в Южную Швейцарию. Везде живёт один народ - итальянцы. Но живут по-разному, и разница - значительна. Католический юг значительно беднее севера, где католицизм не доминирует в жизни, а уж тем более беднее Южной Швейцарии. Я в Южной Швейцарии не бывал, но почему-то думаю, что католицизмом и даже вообще религиозностью там люди не очень страдают. А дальше на север до Скандинавии- чем дальше, тем дальше от католичества и вообше от религиозного уклада жизни, тем выше уровень и качество жизни. А ехать из Германии на Запад через Францию в Испанию и Португалию? Снова попадаем в страны с глубокими католическими традициями и гораздо более бедные.
Вот такая картина с историческими результатами эволюции христианства. А что же ислам? Согласитесь, нет ни одной страны ислама, которая бы числилась в особо передовых по уровню жизни даже по сравнению с наиболее бедными христианскими странами. А Дубай, арабские эмираты и Саудовская Аравия - это как раз тот случай, когда исключения подтверждают правило. Их нефтяное богатство никак не связано с укладом жизни. Кончится нефть - кончится и богатство.
Ну а иудаизм? И с ним всё в порядке. Чтобы убедиться, достаточно поехать из Тель Авива в Бней Брак или районы Иерусалима, где живут ультраортодоксы. Что там можно увидеть? Трущобы, грязь, невежество, бедность. В Америке и Европе - там всё больше реформисткий иудаизм. И живут эти евреи там соответственно. А в ультраортодоксальных районах Нью-Йорка - та же грязь, невежество и чёрная подпольная экономика.
Недавно наткнулся на интервью Владимира Познера (http://vladimirpozner.ru/?p=3536), июль 2010, в котором он высказывает почти буквально те же мысли и цитирует замечательного русского мыслителя Чаадаева, который говорил, что принятие православия в 10 веке стало трагедией для русского народа.
Точно так же иудаизм оказался трагедией еврейского народа, который заплатил и продолжает платить безмерную цену за эти свои тысячелетние оковы. Недаром русскоязычная молодёжь в Израиле, которая предпочитает получить университетское образование и работать, а не паразитировать в ешивах метко называет иудаизм удавизмом.