Александр Метелкин : другие произведения.

Зарождение новой цивилизации. Анализ развития зарубежных и отечественных альтернативных поселений

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интересно сравнить отечественные и зарубежные экопоселения. Материал получен из разных источников в том числе и из личных встреч и контактов.

  Зарождение новой цивилизации.
  Позиция.
  "Мы живем в такое время, когда действия человека разбудили ту творческую разрушительную силу, которая приняла глобальные размеры. Однако это не увеличивает наше чувство ответственности. Большинство из нас озабочено лишь теми людьми и той собственностью, к которой они имеют непосредственное отношение. Естественно, мы стараемся защитить от опасности нашу семью и наших друзей. Точно так же основное большинство людей будет бороться за то, чтобы защитить свое жилище и страну от разрушения в случае угрозы со стороны врага или во время стихийных бедствий, например пожара или наводнения.
  И если мы дышим чистым воздухом и пьем чистую воду, если наши урожаи растут, а количество добываемых полезных ископаемых множится - мы воспринимаем это как должное. Мы знаем, что эти ресурсы не безграничны, но, поскольку думаем лишь о наших собственных потребностях, то ведем себя так, как будто этой проблемы не существует. Наш ограниченный и эгоцентрический подход препятствует как воплощению в жизнь нужд времени, так и раскрытию наших возможностей.
   Сегодня, множество людей живет в тисках страданий и отчужденности, на нас надвигаются глобальные проблемы, такие как нищета, перенаселенность планеты и опасность уничтожения окружающей среды. Мы должны попытаться решить эти проблемы совместно. Никакое отдельное сообщество или нация не смогут сделать этого самостоятельно. В наше время уже невозможно мыслить с точки зрения только своей нации, только своей страны, не говоря уже о своей деревне. Если мы намерены преодолеть проблемы, с которыми сталкиваемся, нам необходимо то, что я называю чувством всеобщей ответственности, истоки которого - в любви и доброте по отношению к нашим братьям и сестрам.
  При нынешнем положении дел выживание человечества зависит от людей, которых волнует судьба всего человечества, а не только собственного сообщества или нации. Реальность данной ситуации вынуждает нас действовать и мыслить более осознанно. Если эгоцентрическое и ограниченное мышление, возможно, и не приносило вреда в прошлом, то сейчас оно может привести нас лишь к катастрофе. У нас есть возможность преодолеть это, соединив знание и практику.
  
  Его святейшество Тензин Гьятсо, Четырнадцатый Далай-Лама Тибета, 7 сентября 1998 г. ( Цит. по -http://www.greenworld.org.ru/rus/publ/comeback/comback01.htm )
  
  История вопроса.
  
  Призывы подобного рода давно лежат на страницах Интернета и не составляет большого труда обнаружить их. Сложнее ответить на вопрос, каким образом нужно действовать для достижения целей этого единства, как практически реализовать эти действия. В рамках тех правил игры ("картины мира",) которые нам предлагает современное цивилизованное общество, обыватель (житель страны) может влиять на политику своего государства прямо - выборы "хороших" политиков, через средства массовой информации - выражение общественного мнения, через общественные организации путем прямого действия: митинги, марши протеста, привязывание себя к газопроводу и прочее. В России эти действия носят характер противостояния государства Россия в лице чиновников и жителей страны Россия, для которых она является родиной, местом, где они живут по праву рождения.
  Когда в 1991 году мы несли по Красной площади огромный трехцветный российский триколор и скандировали: "До-лой КП-СС! До-лой КП-СС!..." мы верили, что стоит только освободится от этой гнилой коммунистической системы, и мы, россияне, сразу разрешим все свои проблемы. Светило солнце и мы были полны восторга и ликования! На глазах рушилась последняя мировая империя, строго охранявшая свой "социалистический лагерь" от происков империализма. Империя, державшаяся много лет на штыках и человеческой глупости.
  Мы думали и рассуждали тогда примерно так. На западе все живут хорошо, потому что у них свобода предпринимательства! Это внушали нам и "Голос Америки" и БиБиСи и десятки других радиостанций. Мы верили - когда у нас появится такая же "свобода предпринимательства", тут же разовьются "рыночные отношения", все отрегулируется и мы все будем жить богато и достойно.
  Сегодня по уровню жизни мы плетемся в хвосте планеты всей. Воровство чиновников и коррупция начались не сейчас да и не при "советской власти". В нашем "совке" уровень воровства был хорошо скоррелирован с уровнем развала социалистической экономики. Строго различалось, что нужно для дела (для себя), а что нужно для работы. Жуликов строгая "Правда" нежно называла "несунами". "Если, сегодня не вынес с работы, зря прожил день!", "Государственное - ничье!", "У нас все есть, нужно скиздить и принесть!" Кто был понаглее балдел от неограниченных возможностей. Несли все, и всё подряд...
  Через 10 лет наши государственные чиновники убеждают жителей России, что западный образ жизни это то, что нам подходит. Это единственное, что нам светит: войти в ЕЭС, договорится с НАТО, проводить независимую политику относительно США, бороться с терроризмом, обуздать своих воров-чиновников, развязать руки хорошим предпринимателям и укоротить амбиции олигархов и уж тогда мы точно заживем, будьте спокойны.
  
  По утверждению Carlos Poza, заместителя Генерального Директора Американского Торгового Департамента, большинство рабочих мест в Америке создается компаниями малого и среднего бизнеса, который составляет 97% американских производителей. Вот это и есть настоящая свобода предпринимательства. И еще, там, у них миддл-класс - составляет 70% всего населения, а это хорошо.
  Блажен, кто верует, легко тому живется!
  
  Оба на!
  
  Пока мы тут ковырялись с противостоянием двух систем, накатили, набежали, наехали другие, глобальные проблемы. Мы свалили их в одну кучу и назвали - экологическая катастрофа, не больше и не меньше. Ну, тут нам с вами уже не привыкать, Шварцнеггер и не с тем справлялся, мы уже прошли "Звездные войны", нам уже третью "Матрицу" показали, нам бы у себя разобраться, а тогда мы всем покажем, на что мы способны.
  Не получится! Не успеваем! В чем суть этой треклятой, глобальной экологической катастрофы? Суть в том, что развитые страны, потребляя львиную долю всех мировых запасов минерального сырья и запасов живой Природы буквально "прожигают" наследство своих будущих потомков, потому что им уже ничего не достанется. Города аккумулирую гигантские средства для комфортного проживания жителей, и тратят их (средства) быстрее, чем живая планета способна их восстановить. Простой пример: история трески. В словаре Брокгауза и Еффрона - треска, в пищу не употребляется, а употребляется эскимосами для прокорма ездовых собак. По раскопкам современных ученых ранее треска достигала в размерах трех (!) метров. Сегодня эта рыба постепенно исчезает с прилавков магазинов заменяясь на сначала престепому, хека, ледяную и другие ранее нам неизвестные породы рыб.
  
  Сегодня очень культурная и высоко развитая Япония с помощью наших браконьеров буквально вырезает все подводное население наших морей и помешать этому в рамках существующей системы материальных ценностей никак невозможно, не получается, коррупция блин мешает! . В Японии проживает очень древняя и очень обеспеченная нация, но она не желает понимать, что уничтожение жизни (полное уничтожение) преступно, даже если это делается чужими руками. Крабы не пахнут, если они свежие! Конитива, конитива, конитива!!
  
  Итог! Каждые несколько часов с лица планеты исчезает один вид флоры или фауны. Эти часы давно идут и остановить их пока никто не может. Сам способ современной жизни стал глобально преступным. После нас хоть потоп! Вот такая вот выходит демократия, куда и мы вступаем. Раньше (в СССР) нас обстоятельства заставляли "вступать" в КПСС. Сегодня - в "рыночные отношения" общества всеобщего потребления.
  
  Нельзя сказать, что экологическая катастрофа, это уж такая большая новость! Правительства всего мира крайне озабочены сложившейся ситуацией и это хорошо известно наиболее просвещенной публике. Проходят регулярно саммиты. На них ставятся проблемы то глобального потепления, то устойчивого развития, то озоновых дыр и опустынивания, есть уже карбоновая квота о которой все спорят. Во всю идет защита первозданной природы методами создания неких резерваций - особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Есть Всемирный Фонд Защиты дикой природы (WWF). Очень богатая организация. Охраняет в России кедры и уссурийских тигров!
  Однако вся проблема в том, что темпы уничтожения живой природы все время нарастают. На планете уничтожено 65% всех лесов, а в России предлагают в несколько раз увеличить их добычу. Лесные пожары в Сибири возникают по "экономическим" причинам поскольку служат для списания леса под браконьерские вырубки. Сегодня мы присутствуем, живем в такое время, когда процесс распада жизни на земле может быть уже необратимым. Это и есть - глобальная катастрофа, тот самый конец света, который нам обещал г-н Нострадамус. Вот такие пироги! Вот такая каша заварилась, а нам тут Гусинского с Абрамовичем подсовывают, манипулируют, понимаешь нашим менталитетом а заодно и общественным мнением!
  
  Другая картина мира.
  
  Вместе с менталитетом, киллерами, ток-шоу, кино-проституцией и одуряющей рекламой мы получили доступ ко всемирной информации. Там мы и обнаружили совершенно новый пласт человеческих отношений, который никак не укладывается в схему сегодняшней цивилизованной, прозападной картины мира.
  
  Речь идет об альтернативных поселениях, а именно о последней их модели - экологических поселений (ecovillages).
  Ниже приведен материал из аналитической справки по основным характеристикам и современным тенденциям развития зарубежных альтернативных поселений. Справка подготовлена по моей просьбе группой авторов: В.В.Степановой (Москва), О.В. Семеновой (Ростов) и В.А. Сафонова (Ростов) на основе материалов, размещенных на официальных веб-сайтах крупнейших западных поселений, www.thefarm.org ; www.plasson.com и др., на базе данных Глобальной Сети Экодеревень (GEN). В справке использованы данные социологического словаря британского издания "Пингвин", составленного профессором социологии Ланкастерского университета Николасом Аберкромби - стр.131,140, 197.
  
  История альтернативных поселений за рубежом.
  
  "Первая волна" создания поселений в виде "общин", "коммун" относится к послевоенному периоду, конец 40-х и начало 50-х (окончание мировой войны). "Вторая Волна" относится 60м-70м годам (война во Вьетнаме, марши протеста), Там активно разрабатываются альтернативные (не капиталистические) экономические модели с попыткой их практического претворения в виде самообразования поселений по социальной и экономической структуре, более соответствующих определению "общины", "коммуны". В США около 2000 поселений образуется в виде "коммун" в период политической моды на коммунистические и анархические идеологии.
  "Третьей волной" можно обозначить движение создания экологических поселений, плавный переход выживших "коммун", "общин" в статус "экологических" поселений, а также выделение не урбанистического уклада жизни групп людей, исторически объединенных родовыми и/или территориальными признаками, проживающих в условиях минимального использования традиционных энергоносителей, или же их полного отсутствия в статус "экологических деревень".
  Так, Международная Глобальная Сеть Экопоселений, конфедерация, объединяющая и координирующая экологическое движение и деятельность большинства современных крупнейших международных экологических поселений, фиксирует наличие около 66 экологических поселений в США, 16 в Канаде, 24 в Австралии, 5 в Финляндии, 19 в Германии, 10 в Испании, 12 в Италии. Цифры, зафиксированные по 42 странам мира, даны в основном, либо на самые крупные и долго существующие (не менее 10 лет) экопоселения, либо на координационные экологические центры. Так, по России, заявлено лишь 3 экопоселения, хотя, в настоящий момент, по разным источникам, только за последние два года, в России создано и функционирует более двух десятков проектных групп создающих альтернативные поселения, которые по многим критериям попадают в категорию "экологические".
  Классификация зарубежных поселений.
  Процесс исторического развития действительно резко ускорился. По истории развития альтернативных поселений можно как в исследовательской лаборатории проследить способность к выживанию малых групп ("социальных систем"). Это очень перспективное направление позволяет в короткие сроки смоделировать и выбрать наиболее успешные модели.
  Зарубежные альтернативные поселения можно условно и очень приблизительно разделить на анархические, религиозные (духовные), коммуны и общины и экопоселения.
  Анархические, отрицающие любые организационные и управленческие формы существования (нет правил, регулировок, инструкций, любой человек может вступить в ряды, выйти из рядов). Как правило, носят деструктивный характер и ввиду отсутствия правил и регулировок стихийно возникают и не существуют долго.
  Религиозные (духовные) поселения. Имеют, как правило, жесткую иерархию, подчиняются четким религиозным (духовным) правилам-обрядам, традициям и если не противоречат политическим интересам общества, а также, если не запрещены существующими господствующими, т.е. официально признанными государством религиозными течениями, существуют долго. В России это "секта-община" Виссариона ("нового Христа"). Не признана и проклята блюстителями чистоты веры православной церкви, но существует в виде несколько поселений на Алтае. Имела на старте зарубежный грант на развитие инфраструктуры.
  Общинные поселения. Существует в виде коммун, кооперативов, семейных предприятий, команд малого и среднего частного и корпоративного бизнеса. Есть общины сельского и городского типа. Они объединены либо общественной собственностью на средства производства, либо общими бизнес-программами. Ядро общин проживает постоянно на закрепленных за ними земельных территориях. Действуют в рамках законов, местного или федерального уровня управления. Они и являются сегодня наиболее успешно, динамично и устойчиво развивающимися формами альтернативного способа экономического и социального существования больших формаций людей в условиях западного общества. Сегодня из этих поселений выделяются экологические поселения.
  Экологические поселения. Основные отличия экологических поселений от других типов поселений, в частности "коммун", "общин" заключаются в отсутствии политической или религиозной направленности, идеологий и нацелено главным образом на создание самодостаточного (замкнутого) экологического, технологического, энергосберегающего и экономического цикла жизнеобеспечения поселения на базе гармоничного и бережного отношения к природе, окружающей среде, создания и использования альтернативных биотехнологичных систем, обеспечивающих биоутилизацию отходов, очищение, защиту окружающей природной среды и рационального рекреативного использования природных ресурсов.
  Члены экологических поселений, по исследованиям социологов и психологов, характеризуются как интеллектуальные, высокообразованные индивидуумы, обладающие позитивной жизненной позицией, принимающие активное участие в политической, экономической и социальной жизни страны и ведущие здоровый образ жизни.
  
  Ферма ("The Farm")
  
  Большинство выживших "общин", "коммун" 60-70-х годов, обрели в настоящее время статус экологических поселений, их характеризует неуклонный рост показателей сельскохозяйственного производства, расширение строительного и, энергосберегающего бизнеса, а также развитие различных технологий по утилизации отходов жизнедеятельности и бизнес проектов на базе экологических "ноу-хау" технологий, укреплением социальной сферы жизни, общность взглядов и интересов, направленных на защиту и бережное отношение к окружающей природной среде и друг другу. Так, американская коммуна "ФЕРМА", созданная в 1971 г., успешно развивается вплоть до настоящего времени на территории в 1750 акров (штат Теннесси, близ города Саммертаун). В третий год своего существования Ферма достигла чистого дохода в 250 тысяч ам. долларов только от продажи произведенной сельхозпродукции в общей прибыли на миллион долларов.
  Численность "Фермы" в 1973 году составляла 500 членов, в 1975 году - 1000членов, в 1979 году - 1250 членов, к 1980 году вокруг "Фермы" появляется 10 сателлитов с общей численностью членов - 1400 человек, в 1985 году - 220 членов, сейчас 280 со строгим равным соотношением мужчин и женщин
  Пройдя путь от коммуны с обобществленным способом производства, перевалив через проблемы коррупции и неэффективности работы управленческого аппарата. Ферма в настоящее время перешла к смешанному способу производства, когда часть средств принадлежит отдельным членам (семьям) а часть аккумулируется т.н. "Вторым Фондом"
  Все заработки от бизнеса, поступающие на счет "Второго Фонда" делятся следующим образом. Бухгалтер снимет проценты (15%) на пенсионный фонд (от 65 лет), административные расходы, непредвиденные расходы и рост общего благосостояния членов, а также проценты на совместные планы по расходам (централизованные текущие закупки необходимым продуктов питания, строительных материалов, древесины и др.), после соответствующих вычетов остатки распределяются по персональным счетам семей и им выдаются ваучеры на их личные расходы, по которым также ведется мониторинг, обеспечивающий реальную закупочную емкость общины.
  Такая структура ведения хозяйства по федеральным законам классифицируется как корпорация "монастырь", компания, основанная на единых религиозных принципах, имеющая общественную собственность на средства производства, комбинированные источники доходов, общественную казну, в которой каждый имеет равную долю. Такая форма деятельности освобождает корпорации "монастыри" от налогов по медицинскому и социальному страхованию, т.к. их работники работают на повышение собственного благосостояния и сами формируют пенсионные и другие социальные фонды в рамках своей деятельности. Однако, "Второй Фонд" обязывает своих членов отчислять 40четвертей своих доходов в федеральные медицинские и социальные страховые программы для того, чтобы иметь доступ к федеральным благам и привилегиям, обычно, это составляет 617 ам.дол. в квартал и 2468 ам. долларов в год для тех, кому нужна такая федеральная поддержка. На пятый год развития федеральная налоговая служба IRS полностью одобрила и окончательно приняла бухгалтерскую методику отчетности "Второго Фонда". Активы "Второго Фонда" в два раза превышают активы "Фермы" за счет преимуществ плановой централизованной экономики и обобществления собственности. Пенсионный фонд "Второго Фонда" позволяет выплачивать 2000 ам.долларов в месяц, эти деньги реинвестируются под небольшие проценты в бизнес "Второго Фонда", который в свою очередь инвестирует в настоящее время большинство бизнес-проектов "Фермы".2.4.
  .Бизнес-программы "Фермы".
  Экономические направления, обеспечивающие финансовую независимость, самоокупаемость "Ферма" развивает по 12 основным направлениям своей бизнес деятельности:
  Издательская деятельность (здоровый образ жизни, вегетарианство, история Америки, культура, этнография, медицина и др. книги, распространяются через крупнейший американский электронный магазин "Амазон" или на заказ по каталогус доставкой через компанию "Заказ по каталогу", принадлежащей "Ферме", стоимость одной книги в электронном магазине "Амазон" составляет минимум 10 долларов).
  Выпуск техники. Компания "S.E.International", производящая счетчики радиоактивного заражения, награждена Американским Торговым Департаментом сертификатом "За достижения в экспорте" в 2000 году. Она попала в лидирующее число 50 лучших компаний из 9 миллиона аналогичных американских компаний, созданных женщинами или национальными меньшинствами. Первая компания в штате Теннесси, удостоенная такой высокой награды.
  Деятельность по выращиванию и продажи сельхозпродукции;
  Деятельность по строительству экологического жилья с применением энергосберегающих технологий;
  Деятельность по разработке и применения технологий утилизации продуктов жизнедеятельности человека, промышленных, торговых и бытовых отходов, очистки воздуха от загрязнения.
  Торговая деятельность;
  Сеть вегетарианских ресторанов;
  Образовательная деятельность по экологическим, экономическим, социальным, психологическим и медицинским вопросам;
  Гостиничный бизнес и другие.
  Изложенный материл указывает на наличие у экопоселения "Ферма"(США) богатого опыта в различных областях экономики, социальной, образовательной и культурной сферы. Опыт, который может быть тиражирован и успешно использован при создании поселений в России.
  
  История поселений в России.
  
  Первая волна.
  
  История российских поселений насчитывает несколько десятков лет. Из тех поселений, которые не исчезли и дожили до наших дней можно отметить несколько, как широко известных, так и не очень. Поскольку добросовестность описания требует прямого знания, то я хотел бы перечислить те поселения, которые мне лично известны: или где я был, или где проживали и проживают мои друзья и/или с руководителями которых я лично знаком.
  Сначала общие черты поселений:
  1. С чего все начали, от чего оттолкнулись? Оттолкнулись от противного. Стало противно жить в городе, где грязь (моральная, информационная и прочая), где нет любимой работы, где болеют дети, где... ну Вы сами все отлично знаете! Было сильное желание видеть рядом с собой доброжелательное окружение.
  2. С чего началось. С отца-основателя или группы в два три человека (семьи), которые все это заварили.
  3. Поставлена цель. Просветительная, образовательная.
  4. Элементы подвижничество и миссионерства.
  Поскольку наши поселения отличаются краткостью истории и отсутствием строгих рамок, то их классификацию крайне затруднительно произвести.
  
  Община "Гришино". Расположение: Ленинградская область (в 300 км к востоку от Санкт-Петербурга), Подпорожский район, деревня Гришино.Web-сайт: http://www.grishino.ecology.net.ru/ru/index.htm . Сайт содержит подробную информацию о поселении и его жителях, периодически обновляется.
  Там живут мои хорошие друзья. Деревня расположена в очень красивом месте на реке Важинке, что рядом с Карелией. Дома в деревне сильно разбросаны вдоль берега и образуют, по сути, отдельные группы-хутора. Местное население малочисленно и работает на лесозаготовках.
  Община "Гришино" отмечена в крохотном списке российских поселений во всемирной Интернет-сети экопоселений. Ее основатель - Влад Кирбятьев, он же Васудева, много путешествовал по Индии, достаточно пожил в экопоселениях за рубежом и имеет там личные контакты.. В этом году в Гришино проходил семинар "по экопоселениям". Были молодые люди из Голландии и Англии. Россию представляли петрозаводские, рязанские, московские и питерские народы. Возраст гришинской общины - 10 лет.
  В общине не чувствуется никакой особенной идеологии. Количество постоянно проживающих жителей постоянно колеблется, но не превышает десяти человек зимой. Особенностью общины является климат доброжелательности и терпимости ко всяким "верам" и не верам. Доходы: от земли, у каждого есть личное подсобное хозяйство, от проведения летних молодежных обучающих семинаров, от продажи сувениров. В этом году появился свой деревянный ткацкий станок из Прибалтики. Идет постоянное строительство личных домов. В общем хозяйстве есть грузовик и джип-уазик. Есть коза и козел.
  Для гостей проживание с питанием стоит 3 у.е. сумма совсем смешная, еда сытная, вегетарианская, без особых разносолов. Желающие привозят колбасу, но на общий стол ее не кладут. Влад - личность известная, участвовал во многих питерских молодежных "экологических" тусовках. Фестивали "Радуга", "Танцы всеобщего мира" начались в России давно, это и его работа. Сейчас всецело занят развитием поселения. Есть проблемы - принятие новых членов, текучка состава. Но это не есть главное и община рекрутированием новых членов не занимается. Не считает нужным. Два раза был в Гришино и вижу, что община развивается, меняется отношение людей друг к другу, появилось больше терпимости и внимания. Процесс идет очень медленно, но никто тут пятилеток не планирует. Просто живут люди.
  
  Община "Китеж". Расположение: Калужская область, Барятинский район, в 9-ти километрах от поселка Барятино. Web-сайт: http://kitezh.nm.ru/, очень красочный и полный обновляемым материалом.. Община получает гранты из за рубежа. Есть предприниматель, который ведет большое хозяйство. Община быстро развивается. Отец-основатель - Морозов настаивает на духовности общины по "рериховским" принципам. Он - последователь учения Рериха. Из слов ее участников я не разобрался, в чем выражается эта духовность. Но духовность там есть. Не все этой духовности смогли вынести, многие из основателей, пережив тяжелые времена, сегодня уехали из Китежа. Но требование целостности и единства веры и есть признак всех "духовных" общин в мире. "Оставь свое я за порогом!" - выбито на камне. Что это конкретно означает - не знаю, но звучит духовно очень!
  Свою известность община завоевала на ниве просвещения, как образовательный центр для перевоспитания детдомовских детей. Дети воспитываются в условиях коммуны, где все общее, хорошо питаются и у них формируют правильное мировоззрение. Поскольку из детей с трудным детством тут делают детей со счастливым детством, то это и есть главная заслуга общины. Идея подвижничества тут существовала с самого начала и она была строго увязана с духовным развитием всех ее членов. Информацию получил со слов бывших членов общины, ныне там не живущих и посему считаю ее в этом смысле однобокой, чего и не скрываю.
  
  "Школа Щетинина". Краснодарский край, поселок Текос. 300 детей и очень мало взрослых-преподавателей, но их видимо много там и не надо. Существует в последнем варианте 10 лет. Государственный лицей, ведет большую хозяйственную деятельность по самообеспечению. Главный принцип единство естественной жизни и обучения. Трудовое воспитание. Служение России - есть личный интерес учащегося.
  Парадоксы тут на каждом шагу. Школа, если не ошибаюсь, занесена в черный список сект православной церковью и находится она под постоянным прессом Минобра РФ поскольку никак не вписывается ее руководитель- академик Михаил Петрович Щетинин в общий поток, а все время куда то мчится впереди паровоза. Скандальная его личность всем известна и поклепов на него и собак навешано предостаточно. По-другому жить не получается. Весь юмор в том, что сам Михаил Петрович воспитывает детей в духе весьма патриотическом. Славные страницы истории государства Российского используются как естественный противовес растленному влиянию Дикого Запада. Народность. Фольклор. Песни и распевки.
  Мои личные встречи убедили меня, что Михаил Петрович это человек совершенно добрейший и талантливейший и посему ни в какие рамки его запхнуть не удастся ни кому и никогда.
  Это совершенно уникальное явление не только для России, но и для всего мира. Однако, Михаилу Петровичу все это это пофиг и он занят исключительно своей школой. Попасть туда учится очень трудно, но вполне возможно. Это конечно же экопоселение-община, во главе которой находится совершенно чокнутый дядька голова которого набита сумасшедшими в смысле эйнштейновском идеями. Дети туда принимаются в основном от 10 - 12 лет. Они непрерывно, с утра до вечера учатся, борются, поют, танцуют и строят, строят, строят... Там уже есть "свои" семьи, народились дети, там живут и работают студенты, бывшие школьники, и там очень трудно (от слова труд!) и очень здорово жить!
  Несомненное подвижничество всех участников, уникальность и неоднозначность в общественном мнении. Полярность мнений вне и внутри.
  Разрушение этого уникального микрокосмоса возможно, как и все, что может быть разрушено в России, но лицей живет и развивается, и я верю, что господь помогает этому чуду. Информация получена из встреч и многочасовых бесед с учениками и преподавателями школы, из личных бесед с Михаилом Петровичем, хотя уверен, что он эти беседы и не запомнил, такая тьма народу проходит через лицей. Информация эта сугубо предвзятая и носит глубоко личный характер.
  
  Муравьевский Парк устойчивого природопользования. Амурская область, Тамбовский район, около пяти тысяч гектаров болот, 500га пахотной земли. Не менее уникальное явление, мало кому, что известно об этом парке за исключением узких специалистов. История Парка началась тоже около 10 лет назад, когда молодой университетский биолог - Сергей Смиренский уехал из Москвы в Амурскую область и там организовал - негосударственный журавлиный парк - Муравьевский. Сергей не имел поддержки в России. Его не понимали университетские коллеги. Он вложил колоссальный труд в создание Парка. Он читал лекции за рубежом и все гонорары направлял на развитие проекта. Его поддержали иностранные ученые. (Friends of Muraviovka Park was established in September of 1998 by teachers who had previously taught at summer camps sponsored by the International Crane Foundation.) Они организовали общество "Друзья муравьевского Парка", оказывали парку всяческую поддержку.
  С Сергеем Смиренским я встретился в Москве пару лет назад, предварительно списавшись по электронной почте В Москве он находился всего пару дней пролетом из Муравьевки в Штаты. Мы проговорили пол дня. Эта встреча произвела на меня очень сильное впечатление. Она помогла мне определиться с моим выбором и определить направление работ. Тогда Сергей Смиренский с горечью говорил о непонимании московских коллег к его журавлиному проекту, о том, как ему были перекрыты в Москве все пути к источникам финансирования по его научным разработкам, которые он хотел развернуть на основе своего будущего Парка. О том, что его поддержал Свет Забелин (МСОЭС) в оформлении нескольких тысяч гектаров болот под журавлиный проект. В 1996 году Муравьевский Парк стал первой негосударственной территорией устойчивого природопользования.
  В этом году, в прессе прошла информация о больших пожарах в Парке. Журналисты живописали страшную картину бедствий. Стало грустно. В октябре на конференции министерства образования РФ я неожиданно встретился с сотрудницей Сергея Смиренского, координатором образовательных программ - Мариной Колодиной. Первым был вопрос о пожарах. Она сказала, что яйца журавлей пострадали, но журавли успели ещё раз отложить яйца, что программы парка работают, и что сам Парк жив. Я попросил ее послать материалы для нашей странички (Союз экопоселений России. Проект Любинка).
  Ниже помещены материалы, которые я считаю уникальными по своей значимости для нас всех, для тех, кто не боится начинать, кто готов перестать болтать языком и делать спокойно свое дело. Мы хотим, чтобы как можно больше людей в России узнали о Парке
  Сегодня в Муравьёвском парке есть постоянный штат из 12 сотрудников. Но не менее важным для парка являются внештатные сотрудники. За 10 лет жизни сформировалась сеть таких внештатных сотрудников: учителей биологии, географии и экологии сельских школ района. Образовалось ядро квалифицированных учителей, которое помогает парку осуществлять образовательные программы. Они стали главными действующими лицами всех образовательных программ. Эти учителя (а также воспитатели детских домов) проходили стажировки в заповедниках Приморского края, в США, со специалистами Хабаровского института водных и экологических проблем. Хорошей школой экологического просвещения оказался Муравьёвский парк, где на первых порах обучение вели только американские специалисты, а сегодня это совместные уроки русских и американских учителей.
  Экологическое образование - одно из основных направлений деятельности парка. Оно стало составляющей всех его больших блоков:
  Ј Управление популяциями и сообществами;
  Ј Устойчивое природопользование;
  Ј Социальные программы;
  Ј Международное сотрудничество.
  Помимо проведения летних экологических школ - семинаров для учеников и учителей, парк с 2002 года стал проводить лингвистические школы. По сути, это экологические школы на английском языке, во время которой в игровой форме ребята знакомятся со специальной лексикой, а также становятся ближе к миру природы.
  Летние школы Муравьёвского парка, как правило, имеют международный статус. До 1999 года это были российско-американские школы. За это время и российским, и американским учителям и школьникам удалось многому научиться друг у друга. А затем российские участники стали делиться опытом с коллегами из Китая. Разглядев их эффективность, пройдя стажировку в Муравьёвском парке, китайцы стали активно проводить экологические школы у себя в провинции Хейлундзян. Между парком и крупной государственной фермой в 1999 г. подписан договор о пятилетнем сотрудничестве в экологическом просвещении.
  В 2002 году была организована первая российско-корейская школа-семинар "Поделись опытом", в котором приняли участие студенты и аспиранты Корейского национального педагогического института, специалисты-биологи из Амурской области, школьники и ученики Тамбовского района.
  Международные школы парка пользуются растущей популярностью. Это не просто экологические или лингвистические школы. Они включают элементы школы лидерства, искусства, орнитологии.
  Здесь проводятся ежегодные конкурсы рисунков для школьников Амурской области. С самого начала своего образования парк организовывал обмен рисунками с Японией, США. Такие обмены продолжаются.
  Муравьёвский парк организовал и провёл международную конференцию "Журавлиные резерваты Юго-восточной Азии", на которой присутствовали представители Японии, Китая, Южной Кореи. По итогам встречи вышла брошюра "Пособие по изучению журавлей".
   В парке проходят практику студенты МГУ, Благовещенского педагогического университета, университетов и колледжей США, выполнена докторская диссертация докторанта университета Беркли (США)
  
  Нево эковиль. Расположение: Республика Карелия, 250 километров к северу от Санкт-Петербурга, 20 километров от города Сортавала. Web-сайт: http://www.onego.ru/win/pages/nevo/index.html . Страница содержит краткие сведения о поселении и контактную информацию.
  Видение проблем. (Из ранних текстов проектов и программ Нево эковиля). "Существующее кризисное состояние в Глобальной экосистеме вызвано деструктивным влиянием доминирующей потребительской, антропоцентричной формой мышления. Антропоцентризм разрушительно влияет на духовный мир человека, разъединяя его с мировым духом, на жизнь человеческого сообщества, создавая порочное социальное, политическое и экономическое устройства, на среду обитания, разрушая гармонию природы и порождая примитив искусственной среды."
  "!Мир, ограниченный рамками человеческой целесообразности, - тесный, мертвый мир. Искусственная среда всегда примитивнее природной. Этот "примитив" обедняет и калечит сознание, рождающегося и живущего в этой среде человека, который опять воссоздает это искусственное пространство. Природа все более и более становится ему непонятна, а значит, чужда и враждебна. Порочный круг замкнут. Разомкнуть его можно только через образование, нравственное воспитание и обучение в момент формирования мышления, т.е. в детском возрасте. Образование, воспитание и обучение должны быть направлены на достижение баланса между рационально-логическим и образно-метафорическим мышлениями базой для которых должна стать новая ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ, ориентированная на ОБЩЕПЛАНЕТАРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ".
  История Нево (Взято из статьи в Интернете). Еще на заре перестройки группа молодых питерских архитекторов, движимая желанием изменить городской образ жизни и вернуться к естественной природной среде, отправилась вместе со своими семьями на Карельский перешеек. В поселке с поэтическим названием Ромашки переселенцы стали строить общий дом, возделывать землю, открыли детскую художественную школу. "Мы мечтали создать Город Солнца, но наша маленькая коммуна оказалась не способна противостоять внешнему миру, - вспоминает один из основателей экопоселения Иван Гончаров. - В поселке нас просто не понимали и относились с неприязнью. К тому же мы допустили серьезную ошибку, поставив интересы коммуны выше интересов наших семей". Спустя некоторое время среди переселенцев произошел раскол, одна из семей распалась, а сама идея строительства Города Солнца в поселке Ромашки потерпела крах.
  Тогда Иван Гончаров с женой и двумя малолетними детьми перебрался с материка на остров Валаам, где архитектору предложили работу в государственных реставрационных мастерских. На Валаам в те годы приезжали исключительно идеалисты, мечтающие прикоснуться к сакральному, поэтому очень скоро Гончаров нашел единомышленников. "На сей раз мы поставили цель построить светлое будущее в рамках небольшого островного социума, - рассказывает архитектор. - Мы создали неформальную экологическую организацию и попытались влиться в существовавшую на Валааме административно-хозяйственную систему, чтобы изменить ее изнутри. Тогда в стране впервые стали выбирать руководителей, и мы тоже, не задумываясь, ринулись во власть. Но поскольку все наши "неформалы" были романтики, а политике романтизм чужд, выборы мы с треском проиграли. Это был еще один удар по нашим идеалистическим представлениям о другой жизни".
  "Бороться с монастырем за свой клочок земли на острове было бессмысленно, и мы решили уйти добровольно, если церковь выделит нам средства на строительство жилья на материке, - говорит Иван Гончаров. - Но мы не cобирались переезжать в Сортавалу, как многие бывшие жители Валаама, никто из нас не хотел возвращаться в город". В итоге переселенцы остановили свой выбор на местечке Реускула в 20 километрах от Сортавалы, заключили договоры с монастырем, передали ему свои квартиры и хозяйственные постройки на острове и, получив деньги, отправились на материк, где приступили к реализации новой программы действий по созданию экологического поселения "Нево". Так древние финские племена называли Ладогу, и, по преданиям, под таким именем душа озера являлась людям в образе прекрасной девушки. Впоследствии к мифологическому названию поселения добавилось слово "эковиль", что означает "экологическая деревня". Обитателям "Нево-Эковиля" удалось приобрести материалы, оборудование и ангар, однако заказов катастрофически не хватало. По сути, идея зашла в тупик: денег на постройку жилья и развитие производства у переселенцев не было, а возвращаться было некуда. Трудно сказать, как сложилась бы судьба Ивана Гончарова и его единомышленников, если бы в тот момент им не оказала помощь датская организация Gaia Trust, поддерживающая экологические "деревни" по всему миру. "Нево-Эковиль" стало частью глобальной сети экопоселений GEN, будучи первым таким поселением в России, а его обитателям был выделен грант, позволивший им наконец встать на ноги. На средства датчан переселенцы смогли построить два жилых дома и дорогу, подвести линию электропередачи и оборудовать офис в Сортавале, где разместилась их строительная фирма.
  "Поселение - не самоцель", - считает Иван Гончаров. По его словам, "Нево-Эковиль" задумывался не как закрытая система, подчиненная неким догмам, а как община свободных людей, стремящихся жить в согласии с природой. "Мы просто воплощаем давнюю мечту русской интеллигенции: иметь собственный домик у озера, ходить босиком и воспитывать детей", - иронично замечает архитектор. Главным принципом взаимоотношений внутри экопоселения является свобода выбора. Каждый его обитатель сам определяет форму и меру своего участия в общей программе, но при этом человек волен в любой момент из нее выйти. Земля в поселении - а это более 10 гектаров - находится в частном владении его жителей. Поэтому если кто-то решит покинуть "Нево-Эковиль", то будет вправе распоряжаться земельным участком по своему усмотрению.
  Формально объединяющим фактором для экопоселенцев является общественная организация "Центр экологических инициатив "Нево-Эковиль"", которую возглавляет Гончаров. Она была образована в 1995 году как база для реализации программы создания экологического поселения. Программа состоит из коммерческой и затратной частей. В затратную входит содержание и обслуживание жилья, инженерных сооружений, линии электропередачи, а также развитие экологического образования, внедрение технологий альтернативной энергетики, участие в региональных проектах по восстановлению лесов и очистке водоемов, но пока это все задачи на перспективу. Коммерческую часть программы, по первоначальному замыслу, должны были представлять строительная, туристическая, аграрная и торговая фирмы, контрольным пакетом акций которых владел бы Центр экологических инициатив "Нево-Эковиль". Эти фирмы обеспечивали бы поселенцев работой. Кроме того, их прибыль предполагалось направлять на развитие экологических программ. Однако сегодня коммерческая деятельность поселенцев ограничена лишь строительной фирмой и питомником садовых растений, которые являются отдельными бизнес-проектами и принадлежат конкретным жителям "Нево-Эковиля". В поселении нет общего бюджета, поэтому остальные его обитатели выживают главным образом за счет натурального хозяйства.
  
  Новая волна.
   Первые экопоселения возникли на волне долгожданной "свободы" девяностых годов, и очень малая их часть дожила до сегодняшних дней. В последние годы появилась благодатная почва для появления новой волны поселений в России. В последние 5 лет появляются новые проектные группы, которые возникли из среды людей, недовольных "новой демократией", из общественных движений, есть также и общины и православного толка. Есть целое направление, которое можно назвать "анастасийским" движением.
  
  Питательная среда для "новой волны".
  
  Помимо и независимо от экопоселенцев, в России существует общественное движение, состоящее из профессионалов, которые развивают образовательные проекты без поддержки государства по собственной инициативе. Самостоятельно.
  
  Образовательные проекты.
  
  Центральной темой всех сегодняшних и будущих экопоселений является образовательный проект. Удаленность от городской цивилизации требует наличия образовательного центра в самом поселении. Из вышеописанных шести проектов четыре проекта опираются в своей деятельности на образование детей и это вполне понятно. Воспроизводство численности этих малых социальных групп сегодня возможно на основе притягательности для молодежи нового способа жизни, более здорового более открытого, экологически более чистого.
   Сегодня общественные организации в России имеют следующие вполне коммерческие экологические проекты: летние палаточные лагеря, летние образовательные школы, выездные летние семинары, оздоровительные лагеря. Реально в России, помимо системы гособразования, существуют десятки самостоятельных образовательных групп, как в виде городских авторских проектов, так и в виде летних обучающих семинаров и тренингов.
  
  Семейное воспитание.
  Огромное количество родителей не хотят, что бы их дети учились в любых школах, престижных и прочих. Есть проекты семейного воспитания, которые успешно решают задачу получения среднего образования без посещения школ. Есть соответствующее законодательство позволяющее это делать. Семейное воспитание может лечь в основу образовательных программ для будущих экопоселений.
  
  "Анастасийское" движение.
  
   Возмутителями спокойствия в обществе стали книги В.Мегре о лесной отшельнице Анастасии, со слов которой автор в семи книгах описывает новую жизнь, которая ожидает Россию, если каждый желающий получит 1 гектар под родовое имение. Книги написаны захватывающим, душевным, порывистым слогом. Рассчитаны на людей, любящих землю и готовых этот гектар получить и возделать. Читатели книг Мегре по всей стране на протяжении последних лет создают анастасийские клубы, проводят свои конференции. Огромное количество сайтов в Интернете.
  Ведется активная пропаганда книг В.Мегре, налажен выпуск видео и аудио кассет, кедрового масла, проводятся бардовские концерты. Хотя пока нет ни одного успешного родового поместья или поселения, созданного по принципу родовых поместий, однако проектные группы "анастасийцев" существуют, действуют, выкупают землю и пытаются ее обустроить. Огромный импульс, который дали книги В.Мегре, явление для России новое и не завершенное.
  НОВОСТЬ!
  Сегодня сам Мегре приступил к политической деятельности. Вот сообщение с сайта www.kpe.ru партии "Единение":
  
  "ЕДИНЕНИЕ" с АНАСТАСИЕЙ.
  Международная Академия общественного развития и Концептуальная партия "ЕДИНЕНИЕ" заключают данное дружеское соглашение о взаимной поддержке и консолидации усилий в достижении общих целей национального возрождения для всех граждан, любящих Россию. Опубликовано: 24.11.2003
  
   На этом же сайте опубликована и... "Телеграмма от Иисуса Христа
  После теледебатов на ТВЦ 18 ноября 2003 года, в которых принимали участие Концептуальная партия "ЕДИНЕНИЕ" в лице Председателя партии Петрова К. П., Народно-республиканская партия в лице адмирала Балтина и партия "За Русь святую" в лице председателя партии Сергея Попова, в штаб партии "ЕДИНЕНИЕ" поступила телеграмма, которую мы приводим полностью и без комментариев:
  
  "От Иисуса Христа
  Лидерам партии "Единение" и лично Константину Петрову
  О теледебатах
  И вам, друзьям Моим, говорю:
  Когда Отец, Бог, посаждает Петрова на теледебатах между двумя злодеями и разбойниками, то необходимо обличить их как злодеев и разбойников, а не примиряться с ними.
  И когда один из разбойников и злодеев, фарисейски повторяющий заповеди и не говорящий ничего более, бьет тебя по одной щеке, называя Еретиком, то не следует подставлять и другую.
  Нужно сказать на телекамеру: Горе вам, разбойники, фарисеи, лицемеры, что взяли Ключ разумения. Сами не вошли, и входящим воспрепятствовали...."
  
  Как говориться: "Без комментариев!"
   ноябрь 2003г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"