|
|
||
Честно говоря, поначалу я думал, что более мерзкой и отвратительной книги я не читал. Возможно, так оно и есть, но нельзя сказать, что это самая плохая книга на свете. Нет, не самая. Что касается доступности, то она даже хорошая. Потому что, в отличие от большинства литературы-макулатуры 17-го века (не говоря уже о более ранних книгах), этот роман поймут абсолютно все. Но, ребята, если вы не любите современные ширпотребные детективчики-триллерочки, то не читайте эту кеведовскую гадость. А если любите, то тогда читайте. Возможно, "Дон Паблос" понравится вам даже больше современного ширпотреба. Потому что современный ширпотреб - он, ежу понятно, ширпотреб и есть. А читая испанский ширпотреб 17-го века, можно почувствовать свое некое приобщение к классике. Ибо сия книга Кеведо признана классическим произведением искусства. Но, право же, это ни о чем не говорит. Кто его знает, может, спустя века, и Донцова будет причислена к классикам. Дескать, классическая российская беллетристика 21-го века. Почему это я допускаю такие сравнения, спросите? Да потому что Кеведо и есть этакая испанская Донцова 17-го века. Я лично знаю людей, интеллект которых стоит если не на уровне Донцовой, то выше Марининой точно не поднимается. И эти люди утверждают, что "Дон Паблос" - классная книжка. Что там, мол, нам показана истинная реальность низших слоев Испании 17-го века. А вот я чего-то сомневаюсь. Вот как-то мне не верится, что настолько коряво жилось в Испании 17-го века (пусть даже и среди низших слоев).
Не подумайте, что я чего-то там идеализирую, но, право слово, слишком мерзкие и преисполненные отвратительных подробностей эти похождения пройдохи Паблоса. Конечно, в мире всегда возможно всё, а века четыре назад допускались такие непотребные вещи, которые сейчас если и существуют, то, по крайней мере, ни в таком ужасающем количестве. И, как известно, ни одна, даже самая жестокая и ужасающая книга не отразит такой уровень непотребства, какой возможен в реальной жизни. Но тут все дело в том, какая книга. Если автор книги - какой-то человек, который реально побывал в невообразимо ужасных обстановках, и потом захотел все это описать, то это будет оправдано. Даже если он слегка приврет и преувеличит величину тех ужасов, с которыми он столкнулся, читатель поверит. Его, читателя, будет подстегивать тот факт, что, дескать, "по реальным событиям". Хотя, конечно, кто его знает, не сочиняются ли все эти "реальные события" некоторыми предприимчивыми и ушлыми пройдохами, так сказать, которые повышают этим популярность своей книжонки в неслыханное количество раз...
В случае Кеведо с его "Доном Паблосом" все понятно. Художественный вымысел. Но, возможно, некоторые наивные читатели-обыватели посчитают этот вымысел "исторической правдой жизни". Примеры этакой наивности я, как уже сказал, знаю лично. Между тем, полагаю, что это именно что наивность. Не больше, не меньше. Ведь Кеведо был хоть и небогат, но почти всю жизнь провел при дворе, являлся светским щеголем, в сущности. Не будем риторически вопрошать: откуда он знал про дно общества? Может, действительно, знал. На том же уровне, на каком мы представляем сегодня бытие современных бомжей. А вот то, что он ни малейшего из того, что описывает в своей "плутовщине", не пережил, - это факт. Не поймите меня превратно - я вовсе не из тех идиотов, кои полагают, что пишущий про наркоманов должен быть наркоманом, а писатель-криминалист если не реальным убийцей, то хотя бы сотрудником органов. Это мое "разоблачение" Кеведо предназначалось тем, кто мочится от восторга по поводу того, "какая это историческая и правдивая книга, доподлинно отображающая всю эту отвратную действительность!".
Вот если сейчас какой-нибудь писатель-белоручка решит написать книгу про тяжелую жизнь бомжей, то претензий ему, конечно, предъявлять не надо будет. Но не надо будет и называть его книгу откровением. Это будет, возможно, интересная массовому читателю поделка, возможно, интеллектуальный стёб для элиты, но уж ни в коем случае не правда жизни. В случае с Кеведо - поделка. Беллетристика. Классическая беллетристика, которую если и стоит изучать, то только с точки зрения истории литературы. А с той точки зрения, что "Дон Паблос" - великое произведение литературы, обязательное к прочтению, изучать его трудно. По крайней мере, мне. Да и описания - гадкие. Герои блюют, плюются, срут, подвергаются жесточайшим избиениям, пребывают в невозможных условиях существования... Мерзопакость недостойная - таков мой вердикт!
_____________________________________________________________________________________________
Резюме: плутовская фигня с мерзкими подробностями, не претендующая, слава Богу, на правду жизни, но многими современными читателями почему-то ошибочно воспринимающаяся именно так.