|
|
||
В третьей книге наконец появляется Он. Главный (не подумайте, что Путин). Господь Бог, конечно! Собственной персоной! Аз есмь и все такое. Заодно нам показывают Его сынульку, который пока еще не еврей, потому что еще не родился на Земле. А родился только на Небе. Но, как мы видим, мысль насчет "пожить среди людишек" пришла ему уже тогда. Сынок вообще здесь предстает перед нами более благородным, нежели папашка. Отец говорит: "Наказать!". Сын говорит: "Помиловать!". Отец говорит: "Виновен!". Сын говорит: "Ни хуя подобного!". Отец говорит: "Брито!". Сын говорит: "Стрижено!". Ну и так далее. Возможно, пацану, как всякому нормальному ребятенку, просто хочется покапризничать и повздорить с родителем, но сколько в этом благородства! Вы посмотрите: этот Иисус просто душка! Таки да, Абрам Иакович, я с Вами совершенно согласный - таки настоящая душка!..
Про Мильтона принято писать такими словами: "Мильтон верил в непреходящее совершенство Господа Бога". Или: "Мильтон реально-натурально оправдывал божественные злодеяния супротив роду человеческого". И вот тут действительно стоит задуматься. Действительно ли автор верил? Что, искренне, по-настоящему и всем сердцем? В это можно поверить, глядя на то, с каким подобострастием он описывает Боженьку в третьей книге. Но с другой стороны он и Сатаной слегка эдак восхищается. Он, конечно, не преминет как можно чаще напомнить, что Сатана - он, разумеется, мерзкое и зловонное создание. Дескать, на лицо ужаснейший, а уж что внутри, так даже подумать страшно. Но при этом видно, что Мильтон Сатану вовсе не втаптывает в грязь и не измывается над ним, как хочет, а наоборот: всячески показывает, что Сатана - он тоже крутой и тоже настоящий король и повелитель. Король и повелитель зла, разумеется, но это нисколько не умаляет того, что он реальный Король и реальный Повелитель. Почти такой же, как Бог. Но Бог само собой круче - просто потому, что он добренький. Этакий добрый дядя, который сеет Вечное, Разумное, Совершенное. Можно, конечно, людям и возмутиться на Божий счет, как в свое время возмутился Полиграф Полиграфович Шариков против Филиппа Филипповича Преображенского. Помните: "Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются"? Вот так же и мы, человеки, можем к Господу (или Господину? нет, скорее к Господу - мы ж не в Париже опять же...) обратиться. Мол, чувак, а на кой ты нас вообще породил-то, а? Шоб мы тут друг друга истребляли, пакостничали и совершали прочие непотребства, а ты нас потом того - в лапы к другому своему дитяте, к Сатане?.. Впрочем, не будем богохульствовать - многие этого не любят. Бог он и в африканской республике Зимбабве Бог, что тут еще сказать?..
Просто Мильтона можно было назвать и атеистом. Ведь он показывает, что Бог вовсе не такое уж совершенство из совершенств. Что он не просто там суровый, а прямо даже распоясавшийся порой. И Мильтон как бы открывает глаза чересчур фанатичным христианам. Дескать, поглядите, товарищи, кому вы поклоняетесь? Прям какому-то тирану, чес-слово! Прям Сталину какому-то небесному, ей-ей!.. А с другой стороны, в Библии тоже полно экивоков в сторону того, что Бог - очень-очень суровый и безжалостный дядя. И ничего, люди от этого ни фига не одумываются... Но это, конечно, вопрос совсем для другой дискуссии. Мы же вернемся к третьей книге "Потерянного рая".
Самый первый вопрос, который приходит мне в голову, когда я начинаю читать очередную книгу этого чертова "Рая": "Ну и что ЗДЕСЬ будет непонятного?". Потому что, ей-Богу, Мильтон пишет очень пространно и чересчур уж метафорично. Так, конечно, писало большинство писак в то время, особенно, в поэтических произведениях. И глупо было бы надеяться, что Мильтон хоть чуть-чуть обгонит в создании понятного повествования своих предшественников. Ведь он выбрал такую оригинальную, самобытную и никем до этого не взятую тему, а! Вот и вынуждены мы теперь раздумывать над каждой строкой нетленного мильтоновского словоблудия. А что он здесь хотел сказать? А здесь? А вот тута? Сия мильтоновская сверхпоэтичность дала повод различным исследователям в свою очередь заняться оплачиваемым словоблудством. Но нас-то, нас, простых деревенских студентов пожалейте, а! Мы-то не умные. И литературные головоломки мы не любим. А читать эту "загадочную" ересь вынуждены. Это я к тому, что типа как самая главная часть третьей книги (описание Лимба и Небесных Врат) абсолютно не понятна. Мы готовы подписаться где угодно, что Мильтон - самый гениальный гений всех времен, но, пожалуйста, не заставляйте нас читать этот гениальный отстой... Хотя, к кому это я обращаюсь? К исследователям, составляющим комментарии? К составителям учебной программы?.. Ладно, чую, что башня уже слегка съезжает набок, так что закругляюсь. Пойду четвертую книгу читать, авось засну, а, выспавшись, и в себя приду...
_____________________________________________________________________________________________
Резюме: масса непоняток и недоговоренностей, обрамленная раболепной хвалой в честь Главного.