Ефимова Юлия : другие произведения.

Марина Баринова "Пляска на плахе" - отзыв

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Марина Баринова
Пляска на плахе. Цена клятвы


На Си выложена небольшая часть, полностью обе книги можно прочесть на Лит-Эре:
Пляска на плахе. Цена клятвы


Пляска на плахе. Плата за верность


"Пляска на плахе" - одна из тех книг, о которых писать и легко, и трудно одновременно. Легко - потому что чётко определён жанр (эпическое фэнтези), и автор ему следует, не отвлекаясь на побочные линии, а сюжет прописан понятно, логично и увлекательно. Трудно - потому что, на мой взгляд, тут важнее отнюдь не сюжет.

Дальше есть спойлеры!

Роман "Пляска на плахе" - первая часть цикла о Криасморском договоре - делится на две книги, но уместнее говорить о двух томах: сюжет сквозной, перерыва во времени почти нет. Роман начинается со смерти императора и уничтожения его завещания - а дальше показана игра претендентов на трон и тех, кто за ними стоит. Естественно, в этой "игре престолов" будут и кровь, и предательства, и неожиданные союзы, и религиозное противостояние. В первом романе события закручиваются, интриги плетутся, многое пока скрыто, претенденты решают, кто из них сядет на трон, во втором больше динамики, все определились с целью (правда, не все её достигнут), и теперь чётко идут туда, куда наметили, сметая по пути препятствия и раскрывая тайные планы.

Но сюжет лишь внешний слой, он служит не только для описания череды событий, но и для иллюстрации конкретной идеи - показать, как коверкает людей власть, которая не приемлет ни моральных норм, ни справедливости, ни милосердия, ни чести, для которой важно одно: целесообразность и польза для намеченной цели. Причём показать это автор пытается настолько правдоподобно, что лично у меня почти все герои мало-помалу начали вызывать отторжение. Это часто искалеченные люди, не столько физически, сколько душевно - воспоминаниями, жестокостью, которая воспринимается как норма, политикой, в которой нет людей с чистыми руками и которая сама калечит так, как не всякий палач сможет. Это, с одной стороны, отвращает от персонажей, с другой - делает их до жути правдоподобными. Об этих людях бессмысленно говорить в категориях "плохой-хороший".

И поэтому, говоря о романе, я в первую очередь хотела бы поговорить о героях - именно они важны в романе, именно их выбор движет сюжет, и автор постарался сделать своих героев крайне неоднозначными. Это не просто люди, плывущие по течению, у них всегда есть Цель - сохранить страну, восстановить утраченную магию, реформировать погрязшую в грязных делах церковь, сохранить веру, создать единое государство, и ради этого не гнушаются любыми методами.

Героев много, представлены разные точки зрения (что отлично подходит эпику), хорошо прописана психология и мотивировки. Автор очень удачно подобрал форму: нам показывают не только то, что герои делают и говорят, но и их параллельный мысленный монолог. Мы словно видим два диалога - внешний и внутренний, фразу, сказанную вслух, и её реальный смысл, который часто противоречит сказанному. Эта своеобразная игра смыслов, намёков, ложных посылов и их внешнего выражения хорошо показана и доставляла мне особое удовольствие.

Я бы выделила двух главных персонажей: Демоса Деватона и Грегора Волдхарда. "Консерватор" и "реформатор". Оба имеют права на освободившийся трон и готовы на всё, чтобы его занять. Демос - ради того, чтобы сохранить страну такой, какая она есть, Грегор - чтобы сломать устаревшие, с его точки зрения, нормы и провести церковные реформы. Кто из них прав? На этот вопрос ответа нет. В стране и впрямь назрели реформы, церковь берёт на себя функции государства, срастается с ним, чем многие недовольны, ширятся казни еретиков. С другой стороны, реформы - это кровь, возможная религиозная война, потрясения, проблемы с соседями и торговлей. Кто бы ни победил, страна окажется в тяжёлом положении, но каждый из героев верит в собственную правоту.

Демос, Горелый лорд, канцлер, потомок магов - однажды не совладал с магическим даром и погубил в огне свою семью, чего он до сих пор не может себе простить. Его изуродовали шрамы от огня, но ещё сильнее шрамы в его душе - они по сути делают его живым мертвецом. Его жизнь - череда дней, наполненных заботой о государстве, и одиноких ночей, когда боль он успокаивает наркотиками. Его единственная забота - сохранение стабильности в стране. "Все, что сделал предъявитель сего, сделано для блага государства" - эта вольная цитата Ришелье, описанного у Дюма, как нельзя лучше подходит для этого персонажа. Он поступает так, словно такая вот индульгенция лежит в его кармане и оправдывает его поступки. Во второй книге Демос оживает, ибо в борьбе за трон он не только борется с другими претендентами и серыми кардиналами, но и сам становится мишенью. Демос испытал столько всего на своей горелой шкуре, что захотел жить. Но вот удастся ли ему прожить долго в установившейся мнимой стабильности, когда вроде бы всё вернулось на круги своя? Кроме того, если раньше он боролся только за страну, то теперь у него появилась семья, которая при некоторых обстоятельствах окажется его слабостью, ибо может встать выбор: что важнее? (но если этот вопрос и возникнет, то уже в последующих книгах).

Второй по значимости персонаж, чью трансформацию нам показывают постепенно на протяжении двух книг - Грегор. Сначала герцог, потом - король самопровозглашённого королевства. Человек, воспитанный церковью и мечтающий эту церковь изменить, не знающий ни сомнений, ни колебаний в своей политике. Сомнения мы видим в лице его первого помощника Альдора, причём если мысли и поступки Грегора часто скрыты, то узнаём мы о них именно по тому, что думает и делает Альдор. Он - словно чёрная тень Грегора, исполняющая то, что сам он исполнить не может. Поначалу Грегор показался мне романтиком, солдатом, который ничего не понимает в политике, но это впечатление очень быстро изменилось, а под конец стало ясно, что оно в корне ошибочно. Грегор - крайне жёсткий, даже жестокий человек, невероятно целеустремлённый, не способный на проявление слабостей (к примеру, проявить жалость к отравленным мальчишкам), но отлично способный использовать в своих целях такие эмоции, как жажда справедливости. Если быть справедливым - выгодно, он таковым будет (сцена с деревней), если надо совершить убийство - он отправит Альдора его совершить да ещё и пригрозит за невыполнение приказа. Из всех героев романа Грегор мне был наиболее отвратителен.

Но на Демосе и Грегоре, разумеется, политики не заканчиваются. Их в романе много и на любой вкус. Одним из главных героев является также повелительница наёмников Артанна - своеобразная анархистка, ловец удачи, чей жизненный принцип можно сформулировать так: "пей-трахайся-руби в своё удовольствие и не думай о завтрашнем дне". У неё нет целей, нет особого честолюбия и жажды пробиться наверх, она заботится о своих людях и страстях, не интересуясь тем, что творится вокруг. Женщина с очень тяжёлой изломанной судьбой, которая вызывает немало сочувствия и симпатии за свою сохранившуюся несмотря ни на что человечность. Но она также совершает и немало глупостей, которые дорого обходятся и ей, и её команде.

Важную роль играет Ладарий, глава церкви, серый кардинал. Мы не видим его точки зрения, но глазами Демоса автор доносит до нас образ очень жёсткого человека (хороший учитель был у Грегора, и он же теперь стал его противником). Церковь - превыше всего, и Ладарий совершает немало преступлений, чтобы сохранить это положение дел. Их словесно-мысленные пикировки с Демосом, который вроде бы внешне хочет того же, что и Ладарий, - сохранить статус кво, - на самом деле отражают и их конфликт: он касается не только власти, но и разного отношения в религии и магии. К концу дилогии конфликт заморожен, но он наверняка ещё себя проявит.

Также нам показывают Магнуса, вождя языческих племён рундов (прообразом их выступили финно-угоры и славяне) с его потребительским отношением к вере. Он стремится упрочить своё положение, объединить страну и поднять её до уровня "западноевропейских" держав. Знакомимся мы и с правителем (точнее, одним из правителей) государства Ваг Ран - Заливаром, мечтающим, наоборот, вернуть старые традиции, утраченные за сотни лет, а заодно и магию, от которой мало что осталось. Не стану перечислять того, на что они способны ради своей цели.

На фоне этих акул глотком свежего воздуха выглядит Эльга - девушка из деревни, которая борется за справедливость и права для своей деревни. Но останется ли она такой же дальше, ведь даже маленькая власть (а её делают старостой) может изменить человека до неузнаваемости?

Написан роман отлично, очень грамотно, читается легко. По сеттингу близок позднему средневековью - началу эпохи Реформации (собственно, она тут и начинается по ходу дела), но без огнестрельного оружия. Религии авторские, прототипом выступают католики и протестанты. Также в наличии языческие верования, много разных стран, магия, таинственные ордена. Мир хорошо выписан и показан - разные слои населения, разные места, разные культуры, разная речь.

Резюме: отличный политический эпик, очень жёсткий, с неоднозначными героями, продуманным сюжетом. На меня лично произвёл очень гнетущее впечатление тем, сколь мало человеческого остаётся в людях, которые волею судьбы вступают в борьбу за власть, и каким недоступным для них всех выглядит обычное счастье, возможность радоваться жизни и любви (тег "дарк" вполне соответствует роману).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"