Да, хорошо, что я их впустила - вон и Клим отвлекся. Самое время спровадить его в кровать.
-Клим! Напился чаю? А теперь марш в кровать! - зря я понадеялась, что присутствие посторонних удержит его от слез. Пока я пыталась успокоить его, Сольмидор принес из прихожей свою рамку с веревочками. Клим продолжал верещать, но уже с оглядкой на гостя. А гость стал перебирать веревочки руками.
Клим как был с открытым ртом, так и остался. Комната наполнилась чудесными звуками, которые издавала та самая рамка. Присмотревшись, я поняла, что рамка больше похожа на плоскую коробочку в форме трапеции. Веревочки оказались струнами, и было их не меньше десятка. Натянуты они были по порядку: сначала коротенькие, за ними средние и длинные.
Звуки журчали, кружили, играли и смеялись.
-А что это? - спросил Клим, когда чудесная музыка смолкла.
-Это - гусли, гусельки мои драгоценные! Старинный русский народный музыкальный инструмент. Прочь тревога и тоска! - Сольмидор широко улыбался.
-А можно мне попробовать? - зачем спрашивать, если уже попробовал. Клим поводил пальцами по струнам, с интересом разглядывая гусли.
-Чтобы играть на гуслях, надо много терпения и сил. У тех мальчиков, которые поздно ложатся спать, не хватает ни того, ни другого. - ласково сказала Мидоля.
-Ладно, я уже иду. - и он поплелся в свою комнату. Да, хорошие гости.
-Вы оставайтесь на ночь, я вам постелю на диване. - Мидоля покачала головой.
-Спасибо, Машенька, но нам надо идти. Мы очень спешим. - тень пробежала по лицу Сольмидора и даже широкая борода не скрыла опустившиеся уголки его рта.
Да, если уж спешили, то не надо было пить чай. Потому что то, от чего они убегали, приближалось с каждой минутой. Сначала послышался гул, потом задрожал пол, забрякали чашки и зазвенели стаканы в буфете. Это что, землетрясение?!
-Сольмидор, они настигли нас! - принцесса поникла, как не политый цветок и мелко задрожала.
Гул перешел в рев, и я отчетливо различила ритм, наполненный враждой и жестокостью. Он вибрировал в каждой клеточке тела, заглушая все мысли. Друг друга мы уже не могли расслышать, я только догадывалась, как громко плачет ребенок у Мидоли на руках. Клим в пижаме метнулся из комнаты с выпученными глазами и прижался к моим ногам.
-У вас есть дома пианино? - прокричал в ухо Сольмидор.
-Да, у нас есть пианино, осталось от бабушки. - интересно, как поможет пианино вернуть тишину. Но Сольмидор знал, что делает. Я бросилась в гостиную, где пылилось старое бабушкино пианино.
-Скорее, скорее! - смогла я различить срывающийся голос Мидоли. Сольмидор кинулся к пианино, одно движение - и вазы, салфеточки и фарфоровые кошечки, мирно сторожившие пианино, разметались по полу. Он открыл крышку инструмента. Не ту, под которой ровными рядами белеют клавиши, а верхнюю, под которой скрываются ряды струн и их верных молоточков.
-Ключ! ГДЕ КЛЮЧ? - прямо над ухом проревел Сольмидор. Принцесса дрожащей рукой принялась рыться в кармане своего длинного плаща, едва не выронив своего младенца. Хорошо, что я оказалась рядом и подхватила малыша. Из кармана она выудила огромную загогулину, которую тут же бросила Сольмидору. А шум все нарастал, и я уже сама готова была закричать от боли, разрывающей мои уши. Сольмидор взял ключ, вставил его в самую сердцевину струн и молоточков, и - я ущипнула себя за бок, это не сон?
Прямо из недр старого пианино пробивался луч света, словно под инструментом открылась дверь.
-Давай, Мидоля, ты первая! - Сольмидор придержал малыша, подсадил жену, и она аккуратно опустилась в глубь пианино вместе со своим ребенком.
-Теперь вы, дети! - он жестами стал подгонять нас. Клим уже не сопротивлялся, безвольно повесив руки и полуприкрыв глаза. Легко, словно пушинку, Сольмидор опустил Клима вслед за Мидолей. Ух, теперь моя очередь! Он подсадил меня и я заглянула туда, где только что был мой брат. Пианино изнутри больше походило на арфу. Вдоль задней стенки на металлический каркас были натянуты струны, а напротив каждой струны стоял молоточек. Больше я ничего не успела разглядеть- Сольмидор торопил меня. С трудом протиснувшись вглубь, к основанию струн, стало совсем тесно, но уже в следующий миг я почувствовала, что коленки свободно сгибаются. Чтобы вылезти из узкого лаза, пришлось опуститься на корточки. Шум разом смолк и мне показалось, что я оглохла.
Ого! Неужели и правда у нас в доме есть подземный ход?! Я стояла в узком каменном проходе, по спине побежали мурашки от холода и сырости.
-Маш! - слава Богу, с Климом все в порядке. Он метнулся ко мне и я его обняла. Босиком, в коротких пижамных штанишках он показался мне еще худее, чем всегда.
Мидоля со своим малышом на руках тревожно поглядывала на отверстие в низком сводчатом потолке, откуда я только что выбралась.
-А Сольмидор? Он успел?- голос принцессы дрожал. Вместо ответа к ее ногам упал ключ. Она захлюпала, как маленькая.
-Нет, подожди, Сольмидор, не оставляй нас! - подняв Ключ, Мидоля ну совсем как Клим уселась на каменный пол и заревела. Я всегда думала, что принцессы плачут как- то по-другому. Ну, не так противно. Пока я пыталась утешить принцессу (вот чего не умею-того не умею), Клим с любопытством подошел к лазу и задрал голову вверх.
-Ой! - в следующий миг он отскочил от прохода, и правильно сделал, потому что на то место, где он только что стоял, шумно вывалился Сольмидор.
-Да, основательно я там застрял - думал, хоть без головы, но выберусь! Ха-Ха!Это просто счастье, ребята, что в вашем доме оказалось такое просторное пианино. Будь оно немного по-меньше, я сидел бы там, пока не похудел. - все свои слова Сольмидор основательно сдабривал смешками. - А ты что пригорюнилась, моя принцесса? - тут Мидоля принялась обнимать и целовать своего мужа. Они что, про нас забыли?
-Кхе-кхе... - напомнила я о себе. Вообще при детях целоваться неприлично, даже если ты-принцесса.
-Ах, ребятки! - Мидоля повернулась в нашу сторону и, похоже, с нами тоже собиралась устроить телячьи нежности. - Мы вам так благодарны, Машенька! Климушка!
-Да, дети. Вы спасли нас от лютой смерти. Нас и нашего маленького Реми. Чем мы можем вас отблагодарить? - Сольмидор с удовольствием пожал Климу руку.
-А подарите мне ваши гусельки! - выпалил Клим, прежде чем я успела разинуть рот и сказать "Что вы, что вы, нам ничего не надо". Да, его еще воспитывать и воспитывать.
Но как только Клим сказал про гусельки, Сольмидор помрачнел:
-Я их не успел втащить. Они остались наверху.
-Самое главное - ты сам успел выбраться. Ты важнее всех гуслей на свете. - Мидоля хоть и сказала это, но тоже выглядела расстроенной.
-Раз уж гусли я не могу вам подарить, давайте мы вас пригласим в гости. - Принцесса согласно закивала. Что ж, в гости ходить любят все. Особенно если вас приглашают пройтись ночью по подземному ходу, расположенному у вас под домом.
-А что это за место, это подземный ход? Наш подземный ход? - мне было интересно узнать, а то живешь всю жизнь, мечтаешь попасть в сказку, а тут - на тебе! Сказка у тебя в подвале!
-Нет, Маша, это не подземный ход. Это связь с нами. По-просту - ЛИГА. Когда вы, люди, играете или поете, эта лига связывает вас с миром гармонии. Да, по этой лиге давно к вам никто не ходил, какая сырость!- принцесса брезгливо поморщила носик. Пойдемте скорее домой, там мы отогреемся и ответим на все ваши вопросы. - мы пошли по коридору. Мне, честно говоря, не совсем понравилось, как Мидоля произнесла "вы, люди".
-Простите, принцесса, а вы - кто? Разве не люди?
-Машенька, давайте поторопимся. Все разговоры хороши за чашкой ароматного какао. Смотри, Клим совсем устал и замерз. - и она загадочно подмигнула мне.
Что мне оставалось? Кто бы они ни были, на злодеев они точно не похожи. Я проглотила свои вопросы и доверчиво пошла за Сольмидором, который взял на руки босого Клима. Каменный свод плавно уходил в гору и шагать стало труднее. К тому же сырой воздух пробирал до костей.
-Вот мы и на вершине Лиги. Теперь идти будет по-легче. - когда Сольмидор что-то говорил, на душе становилось весело и спокойно. А дорога и впрямь вела теперь вниз и мы зашагали бодрее.
-Вон, Маша,-принцесса кивнула головой, видишь свет? Мы уже близко.
Да я и сама уже заметила яркий полукруг, которым заканчивался каменный проход. Через несколько минут мы вышли из пещеры.
Глава 3.
Со мной в классе учится Нинка. Отличница, учителя таких просто обожают, понятное дело. Вы бы слышали, как она завирать умеет - ни за что бы не поверили! Про всякие там тайные миры, пятые измерения. А все рты разинут, и слушают - смотреть противно! Видела бы она, что такое Гармония. Она тогда не то что рты разинула бы, дышала бы через раз. Вот это зрелище!
- Вот она, наша Гармония, - Мидоля довольно улыбалась, представляя мне с Климом открывшуюся картину.
Да, красотища такая, что ни в сказке сказать. Мы стояли на пригорке и эта самая Гармония была, как на ладони: и разноцветные домики, и деревья, все в цвету, и кругленькие человечки, снующие по улицам туда-сюда. Между тем, пока мы с братцем стояли, разинув рты, Сольмидор свистнул - и к нам, поднимая клубы пыли, прискакали странные существа, которые тянули красивую кругленькую карету. Пока они скакали, мне казалось ,что это лошади, я могла различить иссиня черные круглые головы. Но где же ноги?! У странных существ вместо ног были упругие хвосты. Черные и прямые. Всего животных было четыре.
-Прошу, садитесь, прокатимся с ветерком! - Сольмидор задорно подмигнул Климу.
-А кто это? - Клим нерешительно протянул руку, чтобы погладить странному существу кругленькую морду. Существо фыркнуло и махнуло хвостом.
-Это наши корлевские четверти. Они хоть и не самые быстрые, зато достаточно выносливы, домчат, как надо! Но! - и мы с Мидолей залезли в карету, Сольмидор же легко запрыгнул на дрожки и подстегнул животных.
-А кто они, четверти? Кони? Почему они так странно называются? - ну, интересно ведь.
-А почему их 4, а не три, как в сказке про Морозко? - Клим у меня ужасно любопытный.
- Видите, какая у нас карета? - Сольмидор похлопал круглый каретный бок, словно карета была не просто предметом, а существом. - Это не простая карета, она больше и лучше других. Мы ее называем Целая. Ведь для того, чтобы ее передвигать, нужно целых 4 четвертных коня! Если коней будет меньше, карета не сдвинется с места. Зато как они нас домчат!
- Ну, есть ноты-кони еще более скорые : восьмые, шестнадцатые, тридцатьвторые,-Мидоля раскраснелась, так сильно, наверное, ей нравились ее ноты-кони, -они в два раза мельче шестнадцатых, но и в два раза быстрее. Но не забивайте себе голову, вы их вряд ли когда-либо увидите, они используются только в военных целях. - тут карета тронулась и Мидоля замолчала, по-крепче обняв сына. Мы то ли полетели, то ли поскакали так плавно и скоро, что у меня ёкнуло сердце, как бывает, когда катаешься на цепочной карусели.
- Раз это целая карета, у вас что, и пол-кареты бывает? - ох, как у них тут все странно и запутанно.
- Да, Маша, ты совершенно права, только такие кареты называют половинками. Для того, чтобы половинка тронулась с места, нужно в половину меньше лошадиных сил, не 4, а... - принцесса заговорщицки подмигнула, ну прямо как наша Анна Трофимовна, математичка.
- На половинках передвигаются вельможи, чиновники, важные персоны.
- А простые люди, то есть ноты, ходят пешком?
- Нет, простые ноты могут оседлать четвертушку и поскакать верхом. Обычно все так и делают. Редко кто может похвастаться нотным двором с восьмушками и шестнадцатыми. А уж тридцать вторых разводят только в королевских конюшнях.
- А можно мне потом посмотреть вашу конюшню? - ну кто бы сомневался, что Клим этого не попросит!
- Ах,конечно, мой золотой! Ты обязательно сходишь на конюшню!
Клим раздвинул кружевные шторки, закрывавшие окошко и с жадностью ловил пролетавшие мимо пейзажи. Как много необыкновенного! И дома у них не такие, как у нас, а длинные, как поезда. Все пятиэтажные. И балкончики на каждом этаже. Вот толстая-претолстая нота, похожая на тетю Катю из булочной, стоит на балкончике. Вот малыши выстроились рядком и куда-то идут за нотой побольше. А вот парк.
-Маш! Смотри! Парк! Давай здесь погуляем! - Клим высунул из окошка голову и мне, конечно, пришлось дернуть его за пижаму, чтобы голова втащилась обратно.
-Ну Маш! - возмущенные вопли разбудили мирно спящего Реми, который тут же жалобно захныкал. Хорошо, что мы уже приехали, а то я уже приготовила ладошку, чтобы успокоить братца.
Карета остановилась. Сольмидор открыл дверцу и взял у Мидоли ребенка, подал руку.
-Милости просим к нам в гости! - принцесса помогла Климу выбраться. - Это наш дворец.
-Вы тут живете? - поинтересовалась я
-Да, и живем, и работаем.
-А что вы делали там, около нашего дома? - наши спутники переглянулись и помрачнели.
-Неотложные дела ,Машенька, нас привели в ваши края. Ну, что же мы встали? Вперед, за обещанным какао!
Да, вот уж дворец, так дворец. Если при этом слове вы себе представили высоченный замок с разными там башнями-флюгерами, то выбросьте его из головы. Перед нами было широкое ярко-красное здание высотой в пять этажей. Вместо окон вперед выступали сплошные балконы, все ровные, с одинаковыми рядами каких-то голубеньких цветов. Все ровно, четко. Мы в стране Гармонии, или Геометрии? Вот уж куда ни за что бы не хотела попасть!
Массивные парадные двери раскрылись и к нам поспешили три дамы в красных длинных платьях. У одной были смешные очки на носу, другая была очень курноса, а третья еле поспевала за ними - настолько она была толста и неуклюжа. Четверо караульных стояли по обе стороны от двери. На них были красные мундиры, черные штаны (или как там это называется), а за спинами их были ружья.
-Ваше мажорство, августейший Сольмидор, вы наконец-то прибыли!
-Ах! Прибыли!
-Вернулись, вернулись! И ее минорство принцесса Мидоля!
-Ах, принцесса! - на разные голоса заохали и заахали дамы. Удивительно, но их голоса были такими приятными и звонкими, как будто звонили несколько маленьких колокольчиков.
-А это что за чудесные разноцветные ноты с вами? - это она, видимо, про нас с Климом.
-Ах, чудные, они совершенно чудные!
-Из какой они тональности? Совсем чудные! - опять зазвенели фрейлины.
-Это не ноты. Это дети. - сказал Сольмидор серьезно.
-Дети, дети.
-Конечно, они еще звуки.
- Будущие нотки, малышки.
-Нет, вы не поняли, это настоящие дети, человеческие. - тут голоса дамочек примолкли и они вытаращили на нас глаза.
-Дети!? В-ваше мажорство, вы привели настоящих детей?
-Ах, не может быть! Настоящие. Не звуки.
-Вы слышали? Это человеческие дети! - мне даже стало приятно, такой вдруг интерес к нашим персонам.
-Её Величество Королева До уже ожидает вас с докладом. - склонившись в неуклюжем поклоне, вполголоса пропела Толстая.
Но Мидоля напомнила:
-Эти милые дети у нас в гостях. Примите их как подобает. Они устали и хотят какао. - фрейлины тут же перестали трещать. Та, что совсем курносая, подхватила Климину руку и повела нас во дворец. Мидоля чуть заметно кивнула мне, шепнув:
-Идите, я к вам приду. - и растворилась среди придворных вместе с "его мажорством". Дурацкий титул.
Во дворце было полно народу. Люди, точнее, ноты, с деловым видом входили и выходили из дверей, спускались и поднимались по лестницам. Пока Курносая вела Клима пить какао (что за скука), я немного отстала, чтобы найти, куда пошла принцесса. Но ее уже и след простыл. Тогда я поднялась по левой лестнице(она была самая безлюдная), и попала на второй этаж. Никто не обращал на меня внимания. Ноты ходили мимо, у некоторых в руках были папки, у некоторых бумаги, а третьи несли такие же ключи, как у Мидоли.
-Девушка, переоденьтесь! Вы в королевском дворце! Где одежда по тональности? - я вздрогнула, настолько не ожидала, что ко мне здесь могут обратиться. Передо мной стоял паренек, не намного старше меня, одетый в зеленый камзол, белую рубашку и черные штаны. И я уже настолько устала от красного, что на глядя на изумрудную зелень глаза отдыхали. К тому же паренек был очень мил.
-Эй! Впервые во дворце? И тоже не местная? Не бойтесь, просто следуйте этикету. Вам нужно снять дорожное платье и одеться по тональности, а то вас не примет ее Мажорство Королева Тоника До. - прочитав, видимо, полное недоумение на моем лице, парень взял меня за руку и повел прямо по коридору.
-Вы гонец?
-Э-э... - я только подумала, что же ответить, а он уже:
-Я так и понял. Ну-с, какая тональность? Дайте-ка угадаю - тут он отступил, прищурился:
-Вы из минории, я прав? Да, я так и понял. По вашему меланхоличному виду. - он усмехнулся. - Итак, что у нас? До минор? Нет, подождите, сам вижу,что нет,ээ-ээ, ми! Точно! Ми минор! Ну как? Я умею удивлять, правда?- он до того потешно выделывался, что я решила подыграть.
-Да, вы правы. - юноша завернул за угол, потом мы прошли еще немного, в этом коридоре нот почти не было. Зеленый остановился и открыл дверь. На двери был нарисован разноцветный круг.
-Вот, прошу! Одевайтесь по тональности, я вас подожду! - он легонько втолкнул меня в комнату и закрыл дверь. И что мне теперь делать? Что значит - одевайтесь по тональности? Какой-то бред.
Я огляделась. Прямо напротив входа в массивной раме висел огромный гобелен, не заметить который было просто невозможно. С первого взгляда изображение напоминало Климин рисунок. Когда он открывает новые краски, то первым делом пробует каждый цвет, не особенно задумываясь, что же именно он рисует. Нити всех цветов радуги составляли большой круг. Над кругом красовались крупные золоченые буквы: "Королевские династии", чуть пониже еще: " Квинтово-квартовый круг Тональностей". Вообще весь этот круг сильно напоминал разноцветные часы. От него прямо-таки веяло таинственностью и волшебством. Вместо цифры "12" алели две буквы: "До". Ладно, будет время, спрошу у кого-нибудь, что значит все это разноцветие.
В остальном комната напоминала не то костюмерную, не то магазин одежды. Кругом стояли шкафчики со стеклянными дверками, наполненные аккуратно развешанными платьями, рубашками, камзолами и прочим барахлом. Шкафчики, как и их содержимое, были расставлены по цветам радуги: красный шкаф, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Но какое же мне выбрать? Раз тут правит королева До, и все красное, значит, это не мой цвет. Как сказал этот мальчишка, я из минории? Если б только я знала, что все это значит! После недолгих раздумий я выбрала зеленое платье и желтый шарфик. Оставив свои старые вещи - серую школьную форму и блузку на стуле возле желтого шкафчика, я оглядела себя в зеркало. А что, мне нравится. Зеленый идет рыжим.
Выйдя за дверь, я ожидала увидеть своего проводника, но коридор был пуст. Мой советчик куда-то подевался.
Глава 4
Я пошла по коридору. Ноты, которые шли мне навстречу, теперь приветственно кивали. Я для них как будто стала своей. Коридор оканчивался узкой лестницей, ведущей наверх и вправо. Раз я никуда не хочу попасть, то мне все равно, куда идти - вспомнилась мне любимая сказка. Поэтому без лишних раздумий я поднялась по ступенькам. Именно так бы, наверное, и поступила Алиса. Ступенек оказалось больше, чем я ожидала, и мышцы ног неприятно свело. Когда ступеньки, наконец, кончились, передо мной возникла небольшая дверца. Ух, какая она скрипучая! Знала бы, ни за что бы ее не открыла. За дверью оказался длинный балкон. Совсем как в театре, я помню, там тоже были такие балкончики, и смешно так назывались - бельевой этаж, кажется.
Балкон был пуст. Взгляд скользил по шикарным бардовым занавескам, которые были подвязаны массивными шнурами с кистями. На кистях были блестящие камешки, драгоценные, наверное.
-Кто там?- раздался снизу голос, от которого у меня по спине побежали мурашки. Я как-то не успела подумать, хорошо это или нет, мое тело само спрятало меня в складках этой самой шикарной занавески, и камешки на кистях тихонько звякнули.
-Кто здесь? - еще громче и строже повторил голос.
-Не бойтесь, матушка, это, скорее всего, сквозняк. - ответил знакомый мне голос. Да это же Сольмидор! Так хотелось подсмотреть, что же такое там внизу происходит, но я боялась пошевельнуться.
-Безобразие! Какая фальшь! Когда наконец этот мастеровой смажет дверь! Какая фальшь, и где - в тронной зале!
-Мама! Да как вы можете беспокоиться о таких вещах, как не смазанная дверь, когда мы сообщаем вам о пропаже Настройщика! Самого настройщика! И он не умер, не уехал, он похищен! А вы мне про дверь! . - никогда бы не подумала, что голос Сольмидора может звучать так резко! Я вообще-то не люблю подслушивать, но слово "настройщик" для меня значило - папа. Мой папа работал настройщиком в нашем сельском доме культуры, пока он не закрылся. Но папа был очень хорошим настройщиком и его звали работать отовсюду. Даже из Города. От неприятных догадок зачесался затылок.
- Ты всегда любил громкие слова. Ну зачем "похищен"? Может, уехал? Уволен? Да мало ли что может взбрести в голову этим людям!Они живут в мире, полном шума, им каждый день приходится слышать грохот и вранье! Да они все пропитаны фальшью! - Как будто она не говорила, а вколачивала слова в пол.
- Но матушка- о, это Мидоля, - разве он мог уехать и оставить детей? Его дети были дома одни, без родителей. Мы чудом спасли их от тритонов! - вот так так! Оказывается, это они нас спасали, а не мы их. Мои ноги буквально приросли к полу, я боялась пропустить хоть слово.
- Милочка! Какие тритоны? У нас строгий пропускной режим! Наши солдаты тщательно проверяют чистоту кварт и квинт! - ох,ну и голос у этой королевы, жуть! - И потом, даже если бы пара разбойников и промышляла где-то тут, то уж точно они бы не пошли к людям!
-Не пошли!? Матушка, вы что, нарочно делаете вид, что ничего не понимаете! Похищение настройщика - это практически объявление войны! Вам напомнить, что было в прошлый раз, когда люди стали играть на расстроенных музыкальных инструментах? - голос Сольмидора крепчал.
- Ах, сын, не драматизируй! Тогда диссонансы завладели Волшебной скрипкой. Ты же сам отвечаешь за ее сохранность и знаешь, какие силы нужно приложить, чтобы выкрасть ее из дворца! Это невозможно!
- Да, я знаю. Вы правы, матушка. Потому что, осмелюсь вам напомнить, я все еще возглавляю отдел по выявлению и разрешению диссонансов. Я, а не вы. И согласно моим источникам, тритоны вышли из подполья, они собирают армию. Секунды и септимы, мирно живущие среди нас, могут в любой момент переметнуться к неприятелю. Я не драматизирую. И то, что Настройщик похищен, причем, судя по всему, не один, а вместе со своей женой, говорит о том, что в дело ввязался человек. - пока они все это говорили, я собиралась с духом, чтобы выйти из укрытия и прямо в лоб задать все свои вопросы. К тому же я стояла так неудобно, что нога затекла. И зачем-то сразу в нескольких местах захотелось почесаться. В следующий момент послышался стук каблуков о каменный пол и кто-то тоненьким голосочком пропищал:
- Ваше Мажорство! Главная фрейлина просит аудиенции! - и шаги зацокали снова. Под шумок я быстренько поменяла положение,присела на корточки, чуть отодвинувшись от предательски звякающих камешков. Боясь, что меня заметят, я сжалась в комок. Сквозь щель в ограде балкончика не было видно ничего, кроме пышных складок бардовых занавесок.
- Ваше мажорство! Дети усыплены, как вы и приказывали.
- Матушка! Вы усыпили Клима и Машу?! Но зачем, это же только дети? - ох, как сразу в глазах потемнело, сердце застучало где-то в ушах, ладошки вспотели. Усыпили - это как больных хомячков, что ли? Вот они, какие на самом деле! Они нас сюда заманили, чтобы усыпить! Я не могла справиться с дыханием - воздуха сразу стало мало. Вдохнуть глубоко, полной грудью, не получалось, и я дышала часто и понемногу. От этого совсем стала задыхаться. Ой, тут еще ногу свело, да как сильно! Не выдержав, я уселась прямо на пол, вытянув обе ноги. Занавески дрогнули, камешки на шнурах забрякали. Я повернулась, чтобы придержать их руками, но не дотянулась и вместо побрякушек ухватила шнур - оп! Что тут началось! Шнур привел в движение какой-то механизм, раздвигающий занавеси на балконе. И вот она я, у всех на глазах. Лежу на полу.
- Что это? Кто это? Я же говорила, там кто-то есть! Лазутчики! Грязные квинты!- я зажмурилась, но от страха это не помогло.
- Да нет же, это всего лишь гонец от короля Ми. Зачем вы подслушиваете, гонец? - Сольмидор был спокоен, но что он скажет, когда узнает меня? Рассвирепеет, что меня не усыпили? - сзади послышались торопливые шаги, я вжалась в пол.
- Эй, вот ты где - опять заблудилась! Давай быстрее руку, бежим! - я узнала голос недавнего знакомого в зеленом камзоле. Один рывок - и я уже на ногах, послушно следую за своим спасителем.
- А ну, стоять! Стойте, кому говорю! - но мы уже бежали вниз по узкой лестнице, повернули в тесный коридорчик направо, еще поворот, несколько ступенек вверх - и мой проводник юркнул в маленькую комнатку, закрыл дверь. Фу. Теперь можно отдышаться. Паренек в зеленом камзоле тоже запыхался.
- Ты...чего...это...а? - он так незаметно перешел на "ты". И впрямь, нелепо говорить "вы" человеку, которому помогаешь убежать от правосудия.
- В смысле? - я просто так не сдамся.
- В смысле...эх, да ладно. Как тебя угораздило попасть в тронный зал? Может, ты и правда шпионка ? - ему-то собственная шутка казалась смешной, а мне было не до смеха. Я решила врать, врать, до последнего. Не хочу, чтобы меня "усыпили". Я им не кошка и не больной хомяк.
- Э-э...я тут первый день. Ты же сказал, подождешь за дверью, я вышла - а тебя нет.
- Да я не думал, что девушки могут так быстро переодеваться. Я тут на работе, вообще-то. Пришел - дверь открыта, ты уже убежала. Я, между прочим, не обязан тебя караулить. Как вообще таких неучей в посыльные берут? - мальчишка раскраснелся, но ругался как-то неуверенно, нехотя. - Давай уже знакомится, что ли? Доляфар.
- Я э- э. Маша. - конечно, хотелось соврать что-нибудь позаковырестее, вроде Доминоля, Симиноля, но я так долго думала, чтобы складно соврать, что пришлось сказать правду.
- Ха! Маша! Что за дурацкое имя? Нет таких нот! Вот знаешь, я просто уверен, что ты лжешь, но фальши я не слышу. Ладно, пусть будет Маша. Но это не честно. Я же не делаю секретов из своего имени.
- Не обижайся. Лучше помоги мне найти место, куда увели детей. Ты же слышал, сегодня принцесса Мидоля и Сольмидор привели детей?
- Ух ты, а откуда знаешь?
- Ну, я когда прибыла их видела. Там еще фрейлины были. Они повели детей пить какао. Так хочется на них посмотреть! Только я не знаю, куда идти.
- Ну ты и авантюристка. - Доляфар усмехнулся и покачал головой.
- Пожалуйста, одним глазком! На минуточку! - я старалась применить все приемы кокетства, какие мне были знакомы. Точнее, я вспомнила, как наша Надька Цветкова на переменках клянчит списать. И мальчишки ей никогда не отказывают.
- Вообще-то моя матушка служит при дворе Субдоминантой. - ух, сколько тут всего непонятного, - и знает практически все. Пойдем, я спрошу у нее, только чур не обижаться, если нас не пропустят. - ура, приемчики Надьки сработали.
Мы вышли из крохотной комнатенки, отправились прямо по коридору. С виду дворец был мал и очень прост, но внутри - кто бы мог подумать - было полно ходов-переходов, лестниц и разнообразных дверей. Ноты, попадавшиеся нам по пути, почтительно расступались, улыбаясь моему спутнику. Некоторые из них подмигивали, глядя то на меня, то на него, и Доляфар почему-то сделался цвета здешних занавесок. Наконец мы очутились в просторных покоях, богато убранных зелеными драпировками. Точь-в точь, как мое платье. И камзол мальчишки. Усадив меня в невероятно удобное кресло, парнишка скрылся за складками занавесок.
Кресло было таким удобным, что я наконец-то расслабилась. Напряжение, стягивающее, как узкое платье, отпустило. По моим расчетам, у нас дома сейчас глубокая ночь. То-то глаза слипаются.
Когда Доляфар дернул меня за руку, я, должно быть, задремала. Мы снова пустились по дворцовому лабиринту. Все красивости королевских покоев смешались в одно красное бархатное полотно.
- Все! Пришли. Только тихо. Не разбуди, а то нам будет.
О, эта комната была совсем другой. Никаких красных оттенков, тяжелых душных портьер. Казалось, прохлада исходила от голубоватых стен. Пахло мятной зубной пастой и какими-то цветами. В углу Курносая фрейлина сидела за инструментом, очень похожим на гусли, только в несколько раз больше. Как много струн, толстеньких и тоненьких. Фрейлина перебирала струны длинными пальцами, как будто плела косу. Звуки поплыли, зажурчали, успокаивая и навевая сон. Наверное, я бы заснула, если бы Доляфар не тыкал мне в спину, подгоняя.
Прямо посередине комнаты стояла огромная кровать с пологом. Я любила рисовать такие, когда была маленькой. Наверное, у Спящей Красавицы была такая же кровать.
Сердце ёкнуло: под белоснежным одеялом спал, свернувшись калачиком, малыш. Осторожно, на цыпочках, я отвернула край одеяла и ахнула: это был не Клим.
Глава 5
Вихрь мыслей пронесся в голове: хорошо, что это не Клим. Выходит, Клима не усыпили. А вот где он может быть, неизвестно. Это плохо.
Одеяло зашевелилось, я вздрогнула. Рядом с малышом спала девушка. Я не заметила ее сразу, потому что искала только Клима. Девушка была такой же рыжей, как я. Более того, у нее был такой же вздернутый дерзкий носик, и такие же уродливые веснушки.
- Смотри, как эта девочка похожа на тебя. - прошептал на ухо Доляфар, - у нее даже кудряшки как у тебя. - фу, терпеть не могу, когда мальчишки на меня пялятся.
- Все, пошли скорей отсюда! - как-никак, я не дурочка и догадалась, что этих бедных детей усыпили вместо нас с Климом. Намеренно, или просто по какой-то невообразимой случайности. И пока подмена не обнаружилась, мне надо уносить ноги.
Но было поздно: фрейлина с курносым носом перестала перебирать струны и подошла к нам. Мое сердце принялось отбивать чечетку.
- Представляете, - тихо затараторила она, заговорщицки прищурившись, - это настоящие человеческие дети. Правда, на нас очень похожи? Вона, наша арфа как на них сон нагнала! А имена у них какие чудные, в них совсем нет музыки. Вот этого мальчика зовут Клим, а девушку Маша.
- Как!? - Доляфар прям подскочил на месте. Ну все, я пропала.
- Маша - это имя такое, человеческое. Ну все, звучки вы мои любопытные, никому ни слова. Вы знаете, этими детьми занимается Тайная Кавалерия Королевы. Так что молчок.
Мы поспешно кивнули и выскочили за дверь, Доляфар вцепился в руку мертвой хваткой, потащил за собой по коридору. Направо, прямо, налево, по ступенькам, я еле поспевала, слезы накатывали и мешали думать. Между тем, коридоры становились все пустыннее и уже, и наконец, мальчишка втянул меня в темную пустую комнату, одним рывком захлопнув дверь. Он был зол.
- Рассказывай, кто ты на самом деле! Ты - шпионка грязных квинт? Какой я дурак, я же сам тебе помог замаскироваться. Сам! А ну говори, а не то отдам тебя Тайной Кавалерии! Знаешь, как они заставляют говорить правду? У них на службе секунды - от их звука твои уши через минуту завянут, через пять минут ты будешь скрежетать зубами, а еще через десять сойдешь с ума и расскажешь все, что знаешь и даже то, чего не знаешь!
- Пожалуйста, не надо. Я все расскажу. Я никакая не шпионка, я вообще ничего здесь не понимаю! Я и есть Маша, настоящая Маша, а та девочка, что спит там - она самозванка. Еще со мной был брат, Клим, и там спит тоже не он. - слезы подступали все ближе и ближе, - а где он, я не знаю! Как теперь мне его найти! Он такой маленький, один в этой непонятной стране! - обида удавкой сдавила глотку, я больше не сдерживала поток слез.
Доляфар молчал. Потом достал зеленый платок, смущенно отвернулся.
- Вот почему я не слышал фальши, когда ты назвала свое имя. Оно и вправду твое. И чего мне с тобой теперь делать? Ты с твоим братом представляете большую угрозу для нашей страны - так решила сама Коорлева До. Если вскроется, что вы разгуливаете свободно по всему королевству, попадет всем. А мне путь в ОВРД будет заказан.
- Что значит ОВРД?
- Отел по выявлению и разрешению диссонансов. Его возглавляет сам Сольмидор. Рассказывай, как вы здесь очутились. Только помни: в нашей стране соврать невозможно. Когда кто-нибудь врет, раздается фальшь - противное неблагозвучие, которое режет уши. Его сразу слышно, какие слова ни говори.
- А-а, детектор лжи, я поняла.
- Точно! Детектор фальши, я бы сказал.
И я рассказала Доляфару все-все, начиная с того момента, как я пришла домой из школы. Он какое-то время молчал, теребя все тот же зеленый платок, который, видимо, хотел предложить мне и забыл.
- Маша. Я предлагаю пойти к Сольмидору и там решить, что делать дальше.
- Нет! Они меня усыпить хотят, забыл!?
- Ну, это Королева хочет, а Сольмидор вроде не хочет. Ну хватит уже реветь. Это все человеческие девчонки такие ревы?
- Да, хватит!? А что мне делать!? Папу с мамой похитили непонятно кто и непонятно зачем, Клим потерялся! Где его теперь найдешь?
- Ну,это проще простого. Надо думать как он. Куда бы тебе хотелось пойти в первую очередь если бы ты была маленьким мальчиком?
- Конюшня! Точно!
- Ну вот, бежим! Так, подожди. Если что, тебя зовут Сольмина. Так зовут мою кузину из Ми - Минории.
Пока мы шли в королевские конюшни, я попросила Доляфара рассказать, что значат их имена.
- Ха! Как можно этого не знать! Это же все звуки еще в детском саду знают! Мне что же, весь учебник Истории пересказать? - фыркнул мальчишка.
И ничего рассказать не успел, потому что мы проходили через королевскую кухню, где туда-сюда сновали пухленькие нотки в круглых колпачках и стоял такой шум-гам, что ни слова не разберешь. Нос то и дело улавливал то жареную курицу, то ягодный компотик, то еще что-то очень вкусно пахнущее. С десяток кухонных плит стояло в ряд, и на каждой плите что-нибудь фыркало и булькало.
Наконец, Доляфар подошел к низенькой полукруглой дверце, пришлось пригнуться. Да уж, пригнуться надо было по-лучше, шишечку все-таки набила. Как свежо было на улице после кухонных запахов! Мы вышли на садовую дорожку, которая огибала дворец. С одной стороны дорожки каменная стена, местами сильно заросшая плющом, с другой - густой высокий кустарник, сквозь который ничего не разглядеть.
Доляфар шел очень быстро, я едва поспевала. Дорожка резко ушла вправо, уводя от дворцовых стен. Кустарник по-прежнему мешал моему любопытному взгляду.
- Вот, мы пришли, только тихо, не распугай коней. А то спугнешь шестнадцатых - кто их потом будет ловить. - я шла строго за своим проводником, боясь издать лишний звук. Перед нами был длинный загон для лошадей. Ничего особенного в нем не было, за исключением того, что ното-кони паслись не на травке, а усевшись на изгородь. Ровно пять длинных тонких перекладин выдерживали вес многих лошадей. Одни просовывали свои круглые черные головы между перекладинами, другие - стояли на них. Некоторые висели, свесив хвосты вниз, другие - вниз головой. Загон кончался широченными воротами, за которыми, видимо, и находилась конюшня.
Мы аккуратно пошли вдоль загончика. О, эти лошади не только скакать по перекладинам умеют, они умеют еще и петь! Каждая имела свой особенный голос. Могу поклясться, никто и никогда не слышал лошадиного хора! Но вот, мы подошли к воротам. Конюх как раз вынес коням овес.
- Простите, многоуважаемый. Вы не встречали тут сегодня никого постороннего? - конюх при виде Доляфара склонился в почтительном поклоне.
- О нет, кроме крошки - звука тут никого не было. Все в штатном режиме.- пожал плечами конюх.
- Крошка-звук, говоришь? Как он выглядел?
- Ну, маленький, худой, все норовил оседлать восьмушку, такой переполох мне тут устроил! Я подумал, что он убежал из детского садика, туда его и отправил. А что, что-нибудь не так? - пока мы говорили, конюх наполнил длинные кормушки.
- Нет-нет, все в порядке. Спасибо. - и Доляфар повернул обратно.
Ох уж, этот Клим! С ним всегда что-нибудь случается! То на гвоздь напорется, то клубнику съест с осой. Неудивительно, что попав сюда, он сразу же потерялся.
- Эй, Маша, не расстраивайся. Мы найдем его. Пойдем в детский садик. Это недалеко, в конце королевского парка. Мы можем оседлать по четвертушке, если ты умеешь держаться в седле. - ну какая девочка признается, что не умеет держаться в седле?
- Да, давай. Так же будет быстрее.
Парнишка повернул в сторону конюшни и вернулся через пару минут, ведя под уздцы двух черногривых коней. О, кажется, я переоценила свои силы. Как же на них неудобно забираться. И еще, мне показалось, что этот Доляфар выпендривается передо мной, так ловко и напоказ он оседлал круглую спину своей четвертушки. После пятой неудачной попытки оседлать этого хвостатого скакуна мне удалось ухватиться за его прямой хвост и не скатиться на землю.
- Но! - скомандовал Доляфар сквозь плохо сдерживаемый смех.
Я говорила, что забираться на них неудобно? О нет, по сравнению с тем, как неудобно на них скакать, это сущие пустяки. Я постоянно норовила упасть то на левую, то на правую сторону. Руки вцепились в хвост мертвой хваткой, пальцы уже онемели. На время я совершенно забыла, что намеревалась по-лучше разглядеть красоты королевского парка. Все, что я видела - черный прямой хвост. Какое счастье, что скакать нам недалеко!
Наконец, Доляфар спешился. Мой конь тоже остановился и я благополучно съехала на землю. Хорошо еще, что кони сами знают, куда им скакать и когда останавливаться.
Перед нами была резная ограда, на которой были выкованы пять линеечек и разные ноты.
- Вот, прибыли. Только как нам его оттуда достать? Это будет непросто, ведь у них там режим, учение. - нахмурился мой спутник, привязывая обоих коняшек в тени ветвистого дерева.
- И чему учатся ваши малыши в детском саду?
- Как чему? Учатся быть хорошими чистыми нотами.
- А разве они не ноты?
-Нет, малыши не ноты. Они пока всего лишь звуки. Вот когда звук находит свою тональность, свое место в музыкальном мире, его записывают, выдают ему паспорт - и с этих пор он становится полноправным гражданином Гармонии, нотой.
В этот момент за оградой внутри детского сада послышался шум и из-за угла строем вышли малыши. Рядом шла большая толстая нота, вся белая. Знаком она приказала детям остановиться. Дети остановились и выстроились в шеренгу.
- Как построить нужно в лад,
Наш мажорный отряд?- отрывисто декламировала толстая нота.
- Тон-тон- полутон,
-Тон-тон-тон-полутон! - отвечали дети хором. Сколько я ни напрягала глаза, Клима среди малышей не видела.
Глава 6.
Да, его здесь точно нет. Но все равно очень любопытно, не каждый день видишь, как воспитываются ноты.
- А что такое тон? - шепнула я Доляфару. Он посмотрел на меня с жалостью:
- Полутон - это самое маленькое расстояние, какое только может быть между звуками. Смотри! - и он показал пальцем на упражнения, которые делали дети.
Перед малышами были ступеньки, белые и черные. О, я поняла, что мне это напоминает - клавиши на пианино!
Малыши подходили к ступенькам и строились, выкрикивая:
- Тон! - кругленький малыш поднялся на белую ступеньку.
- Тон! - следующий малыш поднялся на следующую белую ступеньку.
- Полутон! - а этот малыш ступил на черную маленькую ступенечку.
- Тон! - на белую.
- Тон! - опять на белую.
- Тон! - снова на белую.
- Полутон! - последний ребенок шагнул на маленькую черную.
Доляфар шепотом объяснил:
- Так они тренируются строить мажорный лад. Если перепутать тон-полутон, то вместо мажора, радостного и веселого, получится в лучшем случае минор - грустный и меланхоличный.
- А в худшем?
- А в худшем - фальшь. И одним враньем на свете станет больше. - развел руками Доляфар.
- А теперь по гамме - рассчитайсь! -между тем командовала воспитательница.
И дети стали издавать звуки по очереди, сначала те, кто стоял внизу, затем - те, кто выше. Получалось что-то вроде:
- До - ре - ми - фа - соль - ля - си
Людям радость принеси! - и в обратном порядке :
- Си-ля-соль-фа-ми-ре-до
Счастье в пенье нам дано! - действительно, в этих незатейливых звуках угадывалось что-то радостное.
Затем дети снова выстроились в шеренгу и отправились маршировать под еще какие-то кричалки.
- Все это жутко интересно, но Клима тут нет. - мне от этого было не по себе. С каждой минутой я все явственне представляла себе маму, которая стоит и смотрит на меня, а я не знаю, что сказать, где Клим.
-Подожди, здесь же не одна группа. Нужно пройтись по территории. - -Доляфар сосредоточенно нахмурился, затем радостно подскочил на месте.-Есть идея. От тебя требуется делать важный вид, и все. - паренек устремился к кованым воротам, а я снова едва поспевала за ним. Как можно делать два дела одновременно: нестись со всех ног и делать важный вид?
Мы быстро шагали вдоль кованой изгороди. Я все рассматривала кованые рисунки: линеечки, ноты. Кое-где встречались знаки, значение которых я не понимала. Вон тот, например, внизу скрученный улиткой, и петелька сверху, что-то он мне напоминал.
- Подожди, Доляфар, я не успеваю за тобой. А что это за знак?
- А,это же скрипичный ключ. Ключ, открывающий ворота на улицу Верхнего Регистра. Посмотри, - он рукой указал вдоль ограды,- мы идем по ней. Здесь живут звуки и ноты средние и высокие. Ну, как тебе объяснить, они поют тоненькими и средними голосами. Как я. Я - средний голос. А там, на нижней улице, живут ноты нижнего регистра. Они издают толстые, грубые, низкие звуки. Но чтобы попасть на их улицу, нужен другой ключ, вот такой. - и он указал мне на изгородь. Рядом со скрипичным ключом была выкована фигурка, похожая на знак вопроса, только справа от него было двоеточие.
- Это басовый ключ. Жаль, я пока пою в скрипичном, но,как говорит Сольмидор, каждой нотке по своей тропке. - пожал плечами Доляфар.
Мне нравилось, как он держался. Вообще-то, я никогда не дружила с мальчишками. Одни мне казались слишком грубыми, а те, кто мог бы мне понравиться, дружили с Надькой Цветковой и ее компашкой. Доляфар мне показался совершенно другим, с ним было просто, не надо было бояться, что он неправильно поймет или поднимет на смех.
- А можно послушать, как ты поешь? - спросила я неожиданно для себя.
Доляфар смутился и покраснел.
- Ну, у нас не принято выставляться. Мы звучим на работе.